Эсминцы россии и ссср

Оружие первобытных людей

Военно-транспортная авиация

Военно-транспортная авиация СССР имеет старую большую историю. Из-за слабо развитой в стране транспортной сети роль военно-транспортной авиации традиционно была очень высокой. Ранние усилия по развитию гражданской авиации в стране во многом способствовали и развитию военно-транспортной авиации.

Военно-транспортная авиация организационно состоит из дивизий и полков и непосредственно подчинена командованию министерства обороны СССР.

Советская военно-транспортная авиация имеет возможность быстро перебросить на большое расстояние до одной-двух воздушно-десантных дивизий. В необходимых случаях военно-транспортную авиацию можно было быстро значительно усилить за счет привлечения большого количества транспортных самолётов аналогичного типа, входивших в состав гражданского авиаперевозчика «Аэрофлот».

самый тяжелый вертолёт мира Ми-26 (Mil Mi-26 Halo-A). Впервые представлен публике на авиасалоне в Париже. Экипаж: 5 человек. По размерам примерно равен транспортному самолёту С-130. Воздушный винт с 8-ю лопастями диаметром 32 м. Разработка данного вертолёта велась с 1970/1971 годов. Первый полёт состоялся в 1971 году. Взлётный вес: 56 000 кг; силовая установка: два двигателя Лотарёв Д-136 С (Lotarev D-136C) с суммарной мощностью 22600 л.с.; масса полезной нагрузки 20000 кг (35 % взлётного веса); дальность полёта 800 км; максимальная скорость 295 км/ч

Военно-транспортная авиация СССР поддерживает тесные связи с пассажирской авиакомпанией «Аэрофлот» и в ряде случаев действует совместно. Это заключается в систематически проводящейся отработке планов взаимодействия и ежегодной смене военнообязанных в группах войск, дислоцирующихся в ГДР и прочих странах Варшавского договора.

Военно-транспортная авиация СССР принимает активное участие в ежегодно проводящихся больших учениях. В 1968 году во время ввода советских войск в Чехословакию советская военно-транспортная авиация при тесном взаимодействии с Аэрофлотом быстро и внезапно перебросила воздушно-десантные дивизии и силы специального назначения на многочисленные ключевые пункты ЧССР. Во время войн на Ближнем Востоке военно-транспортная авиация и «Аэрофлот» вплоть до 1973 года систематически осуществляли перевозку большого количества оборудования, вооружения, различных материалов и личного состава. В 1976 году «Аэрофлот» под руководством и при помощи военно-транспортной авиации СССР в короткие сроки осуществил переброску в Анголу от 12000 до 18000 кубинских военнослужащих.

В 1979-1981 годах военно-транспортная авиация очень активно осуществляла поддержку операций вошедших на территорию Афганистана советских войск.

Советская военно-транспортная авиация считается средством 

Возможности военно-транспортной авиации, конечно, пропорциональны удаленности театров, на которых её используют. В случае начала войны боеспособность военно-транспортной авиации будет сильно зависеть от мер противодействия, предпринимаемых вооруженными силами противостоящей стороны. Таким образом, военно-транспортная авиация может широко использоваться только в мирное время, период предвоенной напряженности, а также в локальных войнах и конфликтах.

Литература

  • Дашьян А. В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании. Часть 1. — М.: Моделист-Конструктор, 2003. — (Морская Коллекция № 4).
  • С. В. Патянин. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии 1879—1945 гг.. — СПб., 1998. — 140 с.
  • Дашьян А. В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании. Часть 2. — М.: Моделист-Конструктор, 2003. — (Морская Коллекция № 5).
  • Грановский Е., Дашьян А., Морозов М. Британские эсминцы в бою. Часть 2 / под ред. М. Э. Морозова. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 18. — 48 с. — (Ретроспектива войны на море). — 1000 экз. — ISBN 5-88711-052-X.
  • English, John. Amazon to Ivanhoe: British Standard Destroyers of the 1930s. — Kendal: World Ship Society, 1993. — 144 p. — ISBN 0-905617-64-9.
  • Conway’s All The World’s Fighting Ships 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 978-0870219139.
  • Jane’s Fighting Ships. — Sampson low, 1940.
  • О. А. Рубанов. часть I // Эскадренные миноносцы Англии во второй мировой войне. — СПб., 2004. — 72 с. — (БОЕВЫЕ КОРАБЛИ МИРА).
  • Дашьян А. В., Патянин С. В., и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — 608 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-33872-6.
  • Р. Ф. Темиргалеев. Эскадренные миноносцы типа «J»,«K» и «N». — Москва: Моделист -Конструктор, 2012. — 32 с. — 1250 экз.
  • N. Friedman. U.S. Destroyers. — Annapolis, MD: Naval Institute Press, 2004. — 489 p. — ISBN 978-1-55750-442-5.
  • Norman Friedman. British Destroyers From Earliest Days to the Second World War. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2009. — ISBN 978-1-59114-081-8.
  • Jordan J., Dumas R. French Destroyers. Torpilleurs d’Escadre & Contre-Torpilleurs. 1922—1956. — Barnsley: Seaforth Publishing, 2015. — ISBN 978-1-84832-198-4.

Тактика использования

Японские миноносцы готовятся к атаке

Тактика боевого использования базировалась на характерных свойствах торпеды и заключалась в нападении и уничтожении кораблей противника при помощи большого количества миноносцев с большой скоростью, затруднявшей уничтожение их огнём корабельной артиллерии.

Миноносцы выдвигались к месту атаки несколькими плотными группами по два-три корабля в каждой. Наиболее благоприятным временем проведения атак считалось темное время суток и условия плохой видимости. Лидер каждой группы должен был поддерживать постоянную устойчивую скорость. Атака корабля противника производится двумя линиями с носовых углов в пределах 60° по курсу атакуемого на полном ходу. Пуск торпеды должен производиться с наиболее возможно близкого расстояния. При выстреле из неподвижных штевневых аппаратов миноносец должен двигаться целясь на нос атакуемого, а после пуска должен выполнить маневр уклонения чтобы не столкнутся с целью. Если миноносец оснащен центральными поворотными торпедными аппаратами то он должен после атаки с носа произвести выстрел проходя встречным курсом рядом с целью на угле близком к траверзному. После выполнения атаки следует на максимальной скорости выйти из зоны досягаемости снарядов противника.

В дневное время рекомендовалось применять миноносцы для атаки крупных кораблей противника после получения этими кораблями значительных повреждений от огня артиллерии. Миноносцы должны были выходить в атаку только при отвлечении внимания артиллеристов с крупных кораблей противника боем с другими кораблями.

Вооружение

Главный калибр

Матросы ведут стрельбу из 120-мм орудия 4.7″/45 QF Мk.IX.

Артиллерия главного калибра (ГК) эсминцев типа A была представлена четырьмя новейшими, для того времени, 120-мм орудиями 4.7″/45 QF Mark IX с повышенным углом возвышения и улучшенной баллистикой. Они заменили орудия того же калибра 4.7″/45 BL Mark I с поршневым затвором, использовавшиеся на HMS Amazon.

Орудие повторяло успешно зарекомендовавшее себя 120-мм орудие 4.7″/45 BL Mark I времен Первой мировой войны, но было оснащено новым полуавтоматическим затвором раздвижного типа, а пороховой заряд перемещён из шёлковые оболочек в латунные гильзы. Это позволило довести темп стрельбы до 12 выстрелов в минуту.Орудия размещались в палубных установках Mk. XIV, которые обеспечивали угол возвышения орудий до 30°. Огонь вёлся боеприпасами двух типов: и . Боекомплект каждого орудия составлял 190 снарядов.

Впоследствии 120-мм орудия 4.7″/45 QF Mark IX широко использовались в Королевском флоте вплоть до 1942 года и устанавливались на эсминцы Великобритании до типов Q и R включительно, после чего были заменены на полностью идентичные орудия 4.7″/45 QF Mark XII, но в спаренных палубных установках Mk.IX, приобретших свойства универсальных.

Лидер HMS Codrington имел на одно орудие ГК больше, оно было установлено между дымовыми трубами.

Характеристики 120-мм орудий 4.7″/45 QF Mark IX Значение
Вес 3, 011 кг
Длина орудия 5,60 м
Длина ствола 45 калибров
Принцип заряжания Раздельно-гильзовое
Вес снаряда 22,7 кг
Начальная скорость снаряда 810 м/с
Дальность стрельбы при угле возвышения в 30° 15 520 м

Система управления артиллерийских огнем мало изменилась со времён Первой мировой войны и представляла собой установленный на опору механический вычислитель Destroyer Director Sight (DDS) и оптический дальномер MQ I с базой в 2,7 метра, помещенный в его заднюю часть. DDS позволял вычислять углы упреждения для стрельбы по движущейся цели только для орудий ГК, а зенитные орудия по-прежнему наводились «на глаз».

Вспомогательная/зенитная артиллерия

40-мм орудия 2-pdr QF Mark II.

В роли собственно зенитной артиллерии на эсминцах типа A выступали два 40-мм орудия 2-pdr QF Mark II времен Первой мировой войны (так называемые «пом-пом», из-за характерного звука, издаваемого при стрельбе). Орудия разместились между дымовыми трубами, боекомплект составлял 500 снарядов на каждое орудие.

Характеристики 40-мм орудий 2-pdr QF Mark II Значение
Длина орудия 2,606 м
Длина ствола 39 калибров
Принцип заряжания унитарный снаряд, автомат заряжания
Объём каморы 0,165 дм3
Типы снарядов , ,
Масса снаряда 0,82-091 кг
Начальная скорость снаряда 585-701 м/с
Скорострельность 96-115 выстрелов/мин (на один ствол)
Максимальная дальность стрельбы 4500 м

Минно-торпедное вооружение

Основная статья: Торпеды Великобритании.

Пуск корабельной торпеды.

Бомбомёт Mark II Thornycroft, установленный на HMCS Saguenay(30 октября 1941 г.)

Минно-торпедное вооружение на эсминцах типа A было представлено двумя четырехтрубными 533-мм торпедными аппаратами QR.III. Всего эсминец нёс восемь торпед, запасные торпеды не предусматривались. Эти торпедные аппараты были установлены вместо трёхтрубных впервые, с целью повышения вероятности поражения целей при торпедной атаке. Однако, основной недостаток торпед — невысокая скорость хода, составлявшая 40 узлов (при стрельбе на короткие дистанции) и 25-30 узлов (при стрельбе на дальние) — не была разрешена, а скорости целей для торпедных атак в 1930-х годах достигали уже 35 узлов. В боевом положении торпедные аппараты загромождали палубное пространство. Поэтому лишь при переходе на более крупные миноносцы серий J, K и L четырехтрубные торпедные аппараты, были заменены на пятитрубные, которые представлялись британцам более перспективными.

Сравнительные характеристики торпед эсминцев типов А
Характеристика 533-мм торпеда Mk. V 533-мм торпеда Mk. IX
Длина торпеды, м 7,1 7,28
Скорость хода, узл 35 30-36
Дальность хода, км 5,2 9,6 — 12,4
Масса торпеды, кг 1735 1693
Масса взрывчатого вещества, кг 336 340

Появление минного оружия

Основная статья: Минный катер

Минное оружие военные моряки впервые попытались применить при помощи подводной лодки «Черепаха» во время войны США за независимость, но в ходе атаки, признанной впоследствии неудачной, закрепить мину под днищем цели не удалось.

Первым опытным образцом парового катера с минным вооружением был построенный в России на верфи Николаевского Адмиралтейства во время Крымской войны катер генерала Тизенгаузена, но из-за невысокой мореходности он затонул во время испытаний.

Активное развитие минные катера — носители шестовых мин получили в ходе Гражданской войны в США —, именно тогда было доказано, что «минное оружие — реальная и, пожалуй, единственная угроза большим надводным кораблям, чья мощная броня была в то время практически неуязвима для судовой артиллерии самого крупного калибра». Концепция минного катера — истребителя броненосцев нашла всеобщее признание только через несколько лет после окончания Гражданской войны в США; вплоть до начала 1870-х годов европейские флоты предпочитали заказывать строительство пароходов большого водоизмещения, вооружённых шестовыми минами, а с 1874 года и торпедами. Минные катера активно применялись в ходе Русско-Турецкой войны 1877—1878 и строились вплоть до начала XX века.

Модернизации и переоборудования

В 1931 году на HMS Codrington была проведена первая модернизация в ходе которой в турбинах высокого давления была удалена одна ступень, а незадолго до начала Второй мировой войны устаревшие торпеды модели Mk.V заменили на Mk.IX.

Первые модернизации военного времени на эсминцах типа A были незначительными и, главным образом, имели отношение к обеспечению жизнеспособности команды, кроме увеличения боекомплекта каждого из 120-мм орудий на 50 снарядов и запаса глубинных бомб до 42 (на канадских кораблях — до 33).

С мая по октябрь 1940 года на лидере HMS Codrington и большинстве эсминцев (кроме HMS Acasta и HMS Ardent) кормовые торпедные аппараты были заменены 76-мм зенитным орудием 12-pdr 20cwt QF HA Mark I. Оно разместилось после мачты и трубы, которая была укорочена для улучшения возможности ведения зенитного огня.

В 1941 году на эсминцах была смонтирована радиолокационная станция поверхностного поиска малой дальности типа Type 286F. Она по сути являлась адаптированным для ВМС радаром ASV, стоявшим на вооружении Королевских ВВС. Первые модификации РЛС имели узкий направленный вперёд сектор поиска, поэтому для её работы кораблю приходилось постоянно маневрировать. В целях повышения возможностей противовоздушной обороны на крыльях мостика были установлены две 20-мм установки Oerlikon.

  • На HMS Active, HMS Antelope, HMS Anthony и HMS Arrow — вместо 120-мм орудие Y и трального вооружения TSDS было добавлено ещё два бомбомёта, а запас глубинных бомб был увеличен до 70.
  • На HMS Acheron — вместо 120-мм орудия добавлено 4 бомбомета.
  • На HMS Achates, во время ремонта 1941-42 годов, 120-мм носовое орудие А заменили 177,8-мм многоствольной бомбомётной установкой Mk.Х Hedgehog (рус. Хеджхог). Он стал одним из кораблей, переоборудованным в так называемый эскортный эсминец.
  • На HMCS Skeena и HMCS Saguenay — два 40-мм орудия 2-pdr QF Mark II были заменены счетверёнными установками 12,7-мм пулемётов 0.50″/62 MG Mark III.

В 1943 году 76-мм зенитные орудия 12-pdr 20cwt QF HA Mark I были демонтированы. Благодаря этому, на короткую основную мачту установили высокочастотный радиопеленгатор (обычно известного под аббревиатурой HF/DF или псевдонимом huff-duff). Высокая частота (HF) относится к радиодиапазону, который может эффективно связываться на большие расстояния, например: между подводными лодками и их наземным штабом. Радиопеленгатор HF/DF в основном использовался для ловли вражеских радиостанций во время их передачи, хотя он также использовался для поиска дружественных самолетов в качестве навигационной помощи.Система управления артиллерийских огнем после успешной апробации на эсминцах типа С (механический вычислитель Destroyer Director Sight (DDS) и оптический дальномер MQ I) была заменена на Admiralty Fire Control Clock Mk.II с радаром указания цели Type 271.

На выживших эсминцах к концу войны одиночные 20-мм установки Oerlikon на мостике были заменены спаренными палубными установками, а 40-мм орудия 2-pdr QF Mark II — ещё одной парой 20-мм установок Oerlikon между торпедными аппаратами.

Список эсминцев типа[2][4][5]

Лидер флотилии

Номер вымпела Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота/гибели Судьба
D02 HMS Inglefield Cammell Laird 29 апреля 15 октября 25 июня 25 февраля Потоплен германской планирующей бомбой Hs 293 в районе Анцио

Серийные корабли

Номер вымпела Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота/гибели Судьба
D03 HMS Icarus John Brown & Company март 1936 26 ноября 3 мая Исключён из состава флота, разобран на металл
D61 HMS Ilex John Brown & Company март 1936 28 января 7 июля Исключён из состава флота, разобран на металл
D44 HMS Imogen Hawthorn Leslie and Company январь 1936 30 октября июнь 16 июля Столкнулся с лёгким крейсером HMS Glasgow в районе Оркнейских островов и затонул
D09 HMS Imperial Hawthorn Leslie and Company январь 1936 11 декабря 30 июня 29 мая В ходе эвакуации Крита потерял управляемость в результате близкого разрыва авиабомбы, оставлен экипажем, добит торпедой эсминца HMS Hotspur
D11 HMS Impulsive J. Samuel White март 1936 1 марта 29 января Исключён из состава флота, разобран на металл
D10 HMS Intrepid J. Samuel White январь 1936 17 декабря 29 июля 27 сентября 26 сентября тяжело поврежден германской авиацией у острова Лерос в Эгейском море, затонул на следующий день.
D87 HMS Isis Yarrow февраль 1936 12 ноября 2 июня 20 июля Потоплен германской человеко-торпедой в заливе Сены
D16 HMS Ivanhoe Yarrow февраль 1936 11 февраля август 1 сентября После подрыва на мине у побережья Нидерландов оставлен экипажем и добит эсминцем HMS Kelvin

Серийные корабли, строившиеся по заказу Турции

Номер вымпела Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота/гибели Судьба
H49 HMS Inconstant (ex- Muavenet) Vickers-Armstrongs 24 мая 24 февраля 24 января Приобретён британским правительством 14 ноября , возвращён Турции под прежним названием 9 марта 1946, продан на слом в 1960.
H05 HMS Ithuriel (ex- Gayret) Vickers-Armstrongs 24 мая 15 декабря 3 марта 27 февраля —28 ноября повреждён германскими бомбардировщиками у мыса Бон, выбросился на мель, официально списан 27 февраля , продан на слом 25 августа .
H87 Sultanhisar William Denny and Brothers поставлен Турции в 1942 году
H80 Demirhisar William Denny and Brothers поставлен Турции в 1942 году

Следствия появления миноносцев

Влияние миноносцев на постройку крупных военных кораблей

Строительство миноносцев ставило совсем иные конструктивные требования, чем тяжёлые и медленные большие боевые корабли. Для придания миноносцам высоких скоростей хода требовалось максимальное уменьшение веса их конструкций и установка, в качестве двигателя, мощных поршневых машин и лёгких котлов с высокой нагрузкой. Приобретённый в ходе проектирования и постройки миноносцев опыт оказал положительное влияние на развитие судостроения и был перенесён на большие корабли.

Появление противоминной артиллерии

47-мм пушка Гочкиса

Появление миноносцев способствовало появлению в начале 1880-х годов на крупных кораблях противоминной артиллерии: 37-мм револьверных пушек «Гочкиса» с системой из пяти стволов (позднее — 47-мм пушек Гочкиса)) и 25-мм четырёхствольных пушек-митральез Норденфельда. Совершенствование миноносцев и торпед способствовало и увеличению скорострельности корабельных орудий среднего калибра (102-мм).

Пулеметы

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

FN Minimi — ручной пулемет калибра 5,56×45 мм.

Пулемет FN Minimi был создан бельгийской компанией Fabrique Nationale в 1974 году. Создал пулемет Эрнест Вервье, который к сожалению мало известен публике (хотя он также участвовал в создани такой оружейной легенды как FN FAL и FN MAG). Minimi сразу занял свою нишу в пехотном вооружении. Пулемет с ленточным питанием, под патрон промежуточного калибра существенно увеличивал огневую мощь отделений.

Интересно отметить, что прототип Minimi был создан под патрон 7,62х51, но потом калибр был изменен в пользу 5,56х45.

Принцип работы автоматики пулемета основан на отводе газов из ствола, которые толкают газовый поршень, воздействующий на затворную раму. Затворная рама начинает движение назад, однако затвор остается до времени неподвижен. Через некоторое время затвор отпирается. Это сделано для гарантии того, что давление в стволе упало до приемлимых величин к моменту отпирания затвора. Затвор запирается проворотом личинки и имеет 2 боевых упора. Стрельба ведется с открытого затвора, что обеспечивает лучшую вентиляцию патронника и ствола.

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

Пулемет имеет двухпозиционный газовый регулятор. Как и обычно в пулеметах, второе положение газового регулятора используется только в тяжелых условиях стрельбы и не рассчитано на длительную эксплуатацию в нормальных условиях. Также второе положение поднимает скорострельность более чем до 1000 выстрелов в минуту. Оружие имеет механический кнопочный предохранитель над пистолетной рукояткой. В положении «предохранено» шептало разъединяется с остальными элементами УСМ. Пулемет имеет только автоматический режим огня.

Mimini снабжен быстросъемным стволом, что позволяет при перегреве продолжать вести огонь. Также из-за этого можно часто наблюдать модификации пулемета с иным стволом, нежели это предусмотрено.

Ресивер пулемета выполнен из штампованной стали, пистолетная рукоятка и цевье — полимерные или металлические (зависит от модификации). Оружие оснащено складными сошками. Изначальная версия FN Minimi обладала полимерным цевьем и рамочным металлическим прикладом. Созданная на ее базе модель Para комплектовалась укороченным стволом и телескопическим рамочным прикладом.

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

Характеристики:

  • Масса, кг: 6,85 (стандартная модель); 6,56 (Minimi Para); 5,32 (для боевых машин); 8,17 нескладывающийся приклад (Minimi 7,62); 8,4 телескопический,складной приклад (Minimi 7,62);
  • Длина, мм: 1040 (стандартная модель); 914/766 с откинутым/ сложенным прикладом (Minimi Para); 793 без приклада; 1015 нескладывающийся приклад (Minimi 7,62); 1000/865 с откинутым/
  • сложенным прикладом (Minimi 7,62);
  • Длина ствола, мм: 465 (стандартная модель); 349 (Minimi Para); 406 (Minimi SPW); 502 (Minimi 7,62);
  • Ширина, мм: 110; 128 (Minimi 7,62);
  • Патрон: 5,56×45 мм (SS109); 7,62×51 мм (вариант Minimi 7,62);
  • Калибр, мм: 5,56; 7,62 (Minimi 7,62);
  • Принципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор;
  • Скорострельность, выстрелов/мин: 700—1150; 680—800 (Minimi 7,62);
  • Начальная скорость пули, м/с: 925 (стандартный Minimi); 866 (Minimi Para);
  • Прицельная дальность, м: 600 (сошки-одиночные цели), 800 (тренога-одиночные цели), 800 (сошки-групповые цели), 1000 (тренога-групповые цели); 200 Minimi (Minimi Para, Minimi SPW, Mk. 46 mod. 0);
  • Максимальная дальность, м: 3600;
  • Вид боепитания: 100- или 200-зарядная разъемно-звеньевая лента M27, 30-зарядный магазин типа STANAG;
  • Прицел: диоптрический.

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

Интересные факты

По морям, играя, носится
с миноносцем миноносица.
Льнёт, как будто к мёду осочка,
к миноносцу миноносочка…
И конца б не довелось ему,
благодушью миноносьему.
Вдруг прожектор, вздев на нос очки,
впился в спину миноносочки.
Как взревёт медноголосина:
«Р-р-р-астакая миноносина!»
Прямо ль, влево ль, вправо ль бросится,
а сбежала миноносица.
Но ударить удалось ему
по ребру по миноносьему.
Плач и вой по морю носится:
овдовела миноносица.
И чего это несносен нам
мир в семействе миноносином?

— В. В. Маяковский.

С появлением минных крейсеров и эскадренных миноносцев строительство миноносцев в начале XX века в России было прекращено, последняя серия — миноносцы типа «Циклон» для обороны шхерных позиций. В других странах они продолжали строиться вплоть до конца Второй мировой войны. Миноносцы, доставшиеся СССР по репарациям, вошли в состав советского ВМФ в качестве сторожевых кораблей.

Существует несоответствие между русской и принятой на западе классификацией миноносцев. Западные источники относят их к тому же классу, и обозначают тем же термином, что и торпедные катера: англ. Torpedo boats. В России их различают как два отдельных класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector