«каспийский монстр»: чем советский экраноплан напугал цру
Содержание:
- Есть ли будущее у экранопланов?
- Популярное за 7 дней
- • Каспийский монстр: история мощнейшего советского экраноплана
- Что же это за машины?
- Испытания «КМ»
- «Экранный эффект»
- Достоинства и недостатки
- Исторические аспекты появления внедорожника Комбат Т98
- Явление экранного эффекта
- Размеры гиганта
- ГАЗ-71: технические характеристики
- Достоинства и недостатки
- Испытания «длиною в жизнь»
- Выбор прицела для нарезного охотничьего ружья
- История создания
- Транспортный корабль Cygnus доставил на МКС 3,5 тонны грузов
- Записи с меткой ‘ланкастер 2020’
Есть ли будущее у экранопланов?
В настоящее время боевых экранопланов не осталось. Россия до последнего времени не проявляла интереса к их разработке. Однако ещё в 90-е годы США заинтересовались работами советских КБ в этом направлении и, пользуясь бедственным материальным положением отечественных ИТР и тогдашней «свободой», скупили многие разработки на корню (вместе со многими инженерами). Весьма вероятно, что у экранопланов есть будущее.
Противники экранопланов указывают на отсутствие у них преимуществ как перед самолётами, так и перед кораблями, и в то же время на наличие недостатков тех и других. В самом деле, их скорость передвижения и полезная нагрузка ниже, чем у военно-транспортных самолётов, а радиус действия меньше. Их можно использовать только в идеальных условиях, при почти полном отсутствии волнения, что на море бывает редко. Максимально допустимое волнение для «Орлёнка» составляло 3 балла. Экраноплану некуда уйти от внезапно разыгравшегося шторма. Этого недостатка лишены экранолёты, но они, поднявшись, становятся видимы на радарах. Да и экраноплан легко засечь со спутника.
Экранопланы весьма аварийны. Для КМ эффект экрана переставал действовать на высоте больше 14 метров. Лететь надо на предельно малой высоте. Легко представить, что происходит при столкновении с волной на скорости 400 км/ч. Такие аварии, впрочем, случались как с опытными, так и с уже серийными экранопланами много раз. Это заставило усомниться в их перспективах ещё до официального прекращения работ над ними в 80-е гг.
Популярное за 7 дней
Как часто можно причащаться на Светлой седмице и как готовиться к Причастию?
01.05.21 19:35
Пасхальное богослужение. Текст
30.04.21 23:27
Давайте помолчим
Время слушать сокровенное
30.04.21 12:26
Благодатный огонь сошел в Иерусалиме
01.05.21 13:55
Текст службы Великой Пятницы
30.04.21 11:13
Когда проходят службы изнесения и погребения Плащаницы, как правильно подготовиться, как поститься
30.04.21 07:10
Храм Гроба Господня
29.04.21 22:39
Почему крестная смерть считалась в Римской империи самой позорной и мучительной?
30.04.21 13:20
Великий Вторник: что важно знать?
27.04.21 10:14
Текст службы Паримий Великой Субботы с переводом и изьяснениями
30.04.21 18:45
• Каспийский монстр: история мощнейшего советского экраноплана
Развив скорость свыше 500 километров в час, он не летит, а скорее парит над самой поверхностью воды, подобно аппарату на воздушной подушке. В любой момент он может взмыть в небеса или опуститься на воду и поплыть как корабль. Он – идеальная машина для десантирования, внезапных молниеносных нападений и миссий спасения. Он – экраноплан, известный в России и за рубежом как «Каспийский монстр». И сегодня мы расскажем историю этой выдающейся машины.
Монстр с Каспийского моря
Проектирование и создание уникального, самого большого в мире летательного аппарата осуществлялось на протяжении 1963-1965 годов. Главным конструктором этого экраноплана был Р.Е. Алексеев, ведущим конструктором – В.П. Ефимов. Советские конструкторы назвали свое детище «Корабль-макет». В 1967 году сотрудники американских спецслужб, рассматривая сделанные спутником-шпионом снимки гигантского, непонятно откуда взявшегося, летательного аппарата, прозвали его «Каспийским монстром». Так они расшифровали буквы КМ на борту экраноплана.
Рожденный ползать стремглав
Самолет и правда получился огромным. При длине почти в сто метров, он имел удивительно малый для такой махины размах крыльев – не более 40 метров. Десять турбореактивных двигателей с тягой по 13 тонн каждый, позволяли Кораблю-макету «ползти» на высоте всего нескольких метров над поверхностью, оставаясь вне зоны видимости вражеских систем ПВО. Дальность полета достигала полутора тысяч километров. И при этом экраноплан мог запросто взять на борт, например, десантный батальон с бронетехникой.
Первый среди экранопланов
На Западе к тому времени уже проводились попытки по созданию боевых экранопланов и не всегда успешные, поэтому появление советского КМ для НАТО было подобно грому в ясном небе. «Каспийский монстр» оказался в десятки раз крупнее американских аналогов. Собравшиеся летом 1967 года в «Зеленой комнате» Военного разведывательного управления в Вашингтоне эксперты НАСА и Пентагона в большинстве своем пришли к выводу, что самолет является просто блефом русских. Лишь несколько инженеров продолжало утверждать, что Россия заполучила новый вид вооружения.
Эффект экрана
Для полета экранопланы используют, так называемый, экранный эффект. А это значит, что принципы его полета не схожи с законы работы самолетного крыла на большой высоте, ни на принципы движения аппарата на воздушной подушке. При полете на предельно низкой высоте, ниже 15 м, между поверхностью земли или воды и крылом самолета образуется воздушная подушка, которая и поддерживает дополнительно экраноплан, тем самым снижая расходы топлива. Создатель КМ, Ростислав Алексеев, с экранным эффектом был прекрасно знаком, и при создании свой машины смог выжать из него все возможное – экраноплан при всех своих габаритах потреблял в пять раз меньше топлива, чем транспортный самолет.
Быстрый, но резкий
И опять же несмотря на внушительные размеры, этот экраноплан мог выполнять фантастически резкие развороты с большим углом наклона, во время которых конец крыльев касался поверхности воды.
Во время первого испытательного полета КМ, собранного на нижегородском (в то время горьковском) заводе «Красное Сормово» и Авиастроительном заводе им. Серго Орджоникидзе сам главный конструктор Алексеев сидел за штурвалом своего детища.
Пучина морская стала ему могилой
Испытания проводились на специально созданной испытательно-сдаточной станции на Каспийском море в районе Каспийска (Дагестан) и продолжались 15 лет. В ходе испытаний КМ перестраивали несколько раз – последний был в 1979 году. Причиной тому служила необходимость опробовать новые двигатели для будущего боевого экраноплана «Лунь». А всего через год «Каспийский монстр» стал жертвой аварии, после которой операции по восстановлению или постройке нового экземпляра не проводились.
Нравится? Жми:
• Разделы: история, самолеты
Что же это за машины?
Экраноплан — это транспортно-боевое средство, способное летать на небольших высотах над поверхностью воды, льда или ровных участков суши. Разработанные в годы холодной войны в Центральном конструкторском бюро Ростислава Алексеева некоторые экранопланы были более 140 метров в длину и весили более 500 тонн.
Но несмотря на это, они легко скользили низко над поверхностью воды благодаря эффекту экрана. На малой высоте воздух «зажимается» между крылом и землей, уплотняется и создает воздушную подушку, которая резко увеличивает подъемную силу крыла. Это явление назвали эффектом влияния земли, а позже — экранным эффектом. Он был открыт авиаторами в 1920-х годах, когда перед самым приземлением самолет внезапно приобретал дополнительную подъемную силу и, игнорируя управление, не желал приземляться.
Испытания «КМ»
Информация о создании «монстра», конечно, держалась в секрете. Поэтому 22 июня 1966 года, «КМ» спустили с волжского причала глубокой ночью, предварительно накрыв его маскировочной сеткой. Затем началась буксировка машины по Волге в Каспийск. Там для экраноплана уже была готова испытательная станция. Поскольку «верхи» боялись утечки информации, перемещать машину приходилось только ночью. И весь путь занял порядка месяца.
Экраноплан возле берега. (yandex.net)
На место дислокации «КМ» прибыл без крыла. Его решили присоединить уже на месте. Поэтому Ростислав Евгеньевич вместе с простыми рабочими тянул канаты, пристыковывая крыло. Кстати, Алексеева называли Доктором, подчеркивая его ум и профессионализм. Когда крыло было присоединено к экраноплану, Ростислав Евгеньевич написал в полетном листе: «Полет в доке». Двигатели запустили. И при тяге в 40% от номинальной, «монстр» двинулся вперед вместе с доком, срывая якоря. Затем Алексеев приказал заглушить силовые агрегаты. Пока все шло хорошо.
Во время первого полета «КМ» зафиксировал американский спутник
Вскоре состоялся и первый полет. Он прошел над Каспийским морем на высоте 4 метров и продолжался порядка 50 минут. Испытания признали успешными. Кстати, именно в тот момент его и заметил спутник-шпион. Американцы тогда не на шутку испугались, поскольку не смогли точно идентифицировать советскую машину.
Ростислав Алексеев. (kpcdn.net)
Вообще, пробный полет, проходил раньше назначенного срока. Дело в том, что Алексеева сильно торопили начальники, которым хотелось как можно скорее отчитаться перед «верхами». Поэтому «КМ» не успели оснастить радиооборудованием и настроить работу высотомеров. Также во время полета выяснилось, что корпус машины нужно срочно укреплять. Эту проблему решили дополнительными металлическими листами. Кстати, машиной во время первого испытания управлял сам Алексеев при помощи пилота Логинова. Но затем их сменили ведущие летчики-испытатели СССР — Гарбузов и Трошин.
Пробный полет дал ответы на главный вопрос — машина пригодна для эксплуатации. «Монстр» уверенно шел над экраном на высоте в 3−4 метра, сохраняя крейсерскую скорость в 400 — 450 км/ч.
В Европе не верили, что схемы Алексеева рабочие
Кстати, с «КМ» связана интересная история. Когда в Европу просочились схемы его кораблей на подходных крыльях, некий профессор-гидроаэродинамик из Германии заявил, что это блеф и советская провокация: «Эти аппараты не могут двигаться так быстро — крылья разрушатся от кавитации». Не поверил он и тому, что в СССР начали производить такие машины не в качестве опытных образцов, а серийно. Надо отдать должное советским «верхам», они пригласили немца, чтобы тот лично во всем убедился. Немца встретил сам Алексеев и прокатил его на «Ракете». Во время полета, гость свесился из люка и смотрел на водные потоки, омывающие крыло. После этого немец восхищенно произнес: «Удивительно, гениально!» и пожал Ростиславу Евгеньевичу руку.
«Экранный эффект»
Используя энергию набегающего потока, экраноплан способен преодолевать расстояния без существенных затрат топлива, оказываясь более экономичным средством передвижения, чем самолёт и вертолёт. Кроме того, полёт на столь малой высоте делает судно практически незаметным для радиолокационной аппаратуры противника.
Российская армия достигла серьёзных успехов в развитии беспилотной авиации. Об этом заявил начальник управления строительства и…
«Экраноплан — это нечто среднее между самолётом и кораблём. Аппарат передвигается намного быстрее любого судна, максимальная скорость которого редко превышает 30 узлов (55 км/ч). При этом он даже визуально менее заметен, чем самый современный самолёт», — отметил в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.
Как пояснил эксперт, в ВМФ экраноплан может использоваться для нанесения неожиданных ударов по авианосным группировкам или для доставки десанта. Возможности судна позволяют ему скрытно подобраться к противнику и после пуска боеприпасов намного быстрее корабля покинуть огневую позицию и зону поражения.
К недостаткам экранопланов относят ограничения, связанные с волнением на море, и недостаточную манёвренность. Распространённой проблемой экранопланов является продольная неустойчивость. Она выражается в том, что при смене высоты центр приложения подъёмной силы смещается. Нос судна ведёт себя нестабильно и может задеть водную поверхность или, наоборот, слишком резко подняться вверх.
«Экраноплан имеет ограничения по массе вооружения, которое он может взять на борт. Очевидно, что на подобный аппарат невозможно разместить, например, комплекс «Калибр». Однако современная промышленность в состоянии создать для него лёгкое и достаточно мощное оружие», — рассказал Дрозденко.
Достоинства и недостатки
Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других.
Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию:
Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым. |
С другой стороны:
… поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. |
Кроме того, экраноплан «Лунь» является кораблем по определению и сравнивать его следует в первую очередь с кораблями, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство в скорости.
Исторические аспекты появления внедорожника Комбат Т98
Представленный на фото автомобиль Комбат цена которого обозначена ниже, созданы был российским конструктором Дмитрием Парфеновым, известным разработкой спортивного купе «Лаура». В 1998г. инженером была собрана команда специалистов совместно с питерской , специализировавшейся на автомобильном бронировании. Результатом деятельности этой команды разработчиков и стало появление через два года прототипа будущего броневика, который получил название Team-98 или Т-98.
Рассматриваемый бронированный российский внедорожник Комбат Т98 получил в 2004 году сертификат соответствия в России, что позволило организовать разработчикам мелкосерийный выпуск внедорожной модели. В настоящее время насчитывается уже несколько сотен колесящих по миру автомобилей Комбат Т 98 купить которые смогли представители различных стран, начиная с Арабских Эмиратов и заканчивая Австралией.
Явление экранного эффекта
Для начала стоит рассказать, каким образом экранопланы осуществляют свой полёт, и какие трудности с этим связаны. Углубляясь в суть явления, можно подметить, что человечество наблюдало экранный эффект задолго до появления самолётов – его использовали некоторые виды птиц.
Например, чайки, пролетая над водной гладью, осознанно снижались к самой поверхности воды и продолжали полет так. При этом было заметно, что махать крыльями при таком полете чайки начинали гораздо реже. Таким образом, птицы пользуются экранным эффектом для облегчения полёта и экономии сил. Но как же этот эффект им помогает?
Оно основывается на разности давлений над крыльями (самолёта или птицы) и под ними. Говоря простым языком, изменение давления происходит так – при горизонтальном полёте встречный поток воздуха как бы ударяется о поверхность крыла и какая-то его часть уходит вниз, под само крыло.
При полёте на высоте это бы не принесло практически никакого эффекта, но при движении низко над гладкой поверхностью (землёй, водой, льдом) поток воздуха, ушедший вниз, экранирует от поверхности и возвращается назад, как бы толкая крыло снизу, тем самым увеличивая подъёмную силу, чем и пользовались при полёте птицы.
Эффективность экранного эффекта зависит от следующих параметров:
- ширины крыла (чем она больше, тем больший поток будет поддерживать крыло, и тем больше эффект);
- высоты и скорости полёта (чем ниже полёт и меньше скорость, тем эффективнее полёт).
Но в казавшейся простоте использования этого эффекта, который освоили даже птицы, кроются и сложности. Связано это с балансировкой и маневрированием при полёте над экраном – даже при небольшом изменении высоты или скорости движения, меняется и центр давления экранного эффекта, что меняет балансировку летательного аппарата и может создать непредвиденный крен. Из-за этого те же чайки, если собираются изменить направление или нырнуть за рыбой, сначала поднимаются вверх от воды, чтобы экранный эффект не вызывал неудобств при маневрировании.
Размеры гиганта
Самолетов таких размеров до этого просто не существовало; кроме того он был самым тяжелым из всех созданных к этому времени. Длина самолета достигала 92 (!) метра, размах крыльев составлял 37, 6 метров и при максимальной нагрузке мог иметь вес 544 тонны. Такой монстр мог развивать скорость над поверхностью воды до 500 км/ч. До конца 80-х гг. прошлого века он оставался уникальным и непревзойденным по этим параметрам. И только созданный сверхмощный АН-225 превзошел эти показатели.
Конструктивно КМ был очень похож на водные суда на воздушной подушке, которые словно парили над поверхностью воды. Экраноплан новой конструкции передвигался по похожей технологии, только здесь использовалось уплотнение воздуха под крылом очень низко летящего самолета.
Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Необходимые условия для подобного эффекта – минимальная высота полета и максимально ровная поверхность (в идеале только водная гладь могла им соответствовать).
Советские авиаконструкторы пошли еще дальше и спроектировали своеобразный «гибрид» такого аппарата с обычным самолетом; он получил название экранолет. Такая конструкция могла передвигаться как в экранопланом, так и в самолетном режиме, используя тягу работающих двигателей. Подобная модель самолета могла найти широкое применение как в народном хозяйстве, так и в военном деле.
Испытания самолета-гиганта прошли успешно и перед разработчиками была поставлена задача создания боевой версии КМ: сначала десантный вариант самолета, а позднее – экраноплан, способный нести ракетное оборудование. Новое изобретение получило название «Орленок»; в 70-х гг. он успешно был испытан и принят на вооружение ВМФ СССР в 1979 году. Самолет новейшей разработки был единственной в мире боевой летающей конструкцией такого типа: на его борту одновременно могли находиться 200 морских пехотинцев или две самоходные гусеничные установки. При этом этот монстр мог развивать скорость до 400 км/ч и мог преодолеть расстояние до 1 500 км. Для нужд армии было выпущено пять машин; в дальнейшем планировалось выпускать еще.
Новый экраноплан обладал непревзойденными характеристиками :из-за низкой высоты полета его не могли заметить радары, высокая скорость полета делала его практически неуязвимым (она в 10 раз превышала скорость любого боевого катера). Он мог стать грозным оружием для военного флота противника.
Несмотря на уникальность новой разработки авиаконструкторов, его серийное производство так и не было налажено. В 1983 году начались работы над созданием ракетоносного экраноплана «Лунь» на базе Горьковского авиазавода; в 1989 году единственный самолет такой модели, оснащенный шестью противокорабельными ракетами класса «Москит», был принят на вооружение Каспийской флотилии. К сожалению, больше самолеты подобного класса не выпускались.
Этому способствовало несколько причин. Смерть главного конструктора Р. Алексеева в 1980 году внесла разлад в ход разработок; в 1984 году умер министр обороны Д. Устинов, активно помогавший продвижению новейших технологий; после прихода к власти М. Горбачева правительственные программы были приостановлены и больше не возобновлялись.
ГАЗ-71: технические характеристики
Search results for »
Достоинства и недостатки
Конечно же, скорость была главным плюсом экранопланов. Каспийский Монстр имел крейсерскую скорость в 430 км/ч, а максимальную – 500 км/ч. Практическая дальность составляла 1 500 км. Никакие другие морские суда не могли и близко тягаться с этими характеристиками. Такая скорость позволяла в разы быстрее доставлять пехоту и технику на берег, а в случае с крушением подлодки или корабля оказать помощь на воде уже через пару часов. Самолеты в таких случаях могут лишь скинуть груз на воду, морские судна слишком тихоходны, а вертолеты не обладают достаточной грузоподъемностью.
Никакие радары не могли засечь морское судно, двигавшееся с такой скоростью. Это качество толкнуло конструкторов на создание экраноплана-ракетоносца «Лунь» в 1983 году. Неся на себе шесть ракет «Москит» он мог бы потопить абсолютно любое судно в мире, при этом оставшись незамеченным.
Обладая достоинствами морских судов, Каспийский Монстр стал так же и самым тяжелым самолетом вплоть до появления АН-225 «Мрия» в 1988 году. При весе в 240 тонн он мог взять сверху еще 304, и со всеми этими 544 тоннами взлететь. Перемещаясь над сушей и водой, экраноплан мог избегать минных и сетевых заграждений, мелких препятствий.
Главный недостаток – хрупкая конструкция самолета, эксплуатируемого на воде. Каспийский Монстр обладал мореходностью всего в три балла. Ударившись о волну, таким образом едва не утонул экраноплан «Орленок» с Алексеевым на борту. После этого инцидента было принято решение отстранить его от проекта. Так же они имеют плохую управляемость из-за особенностей эффекта экрана, который вынуждает конструкторов смещать центр тяжести назад с увеличением размера самолета-амфибии.
С распадом СССР проектирование экранопланов государством полностью прекратилось. Американцы несколько раз пытались выведать у помощников Алексеева секреты и формулы проектирования экранопланов такого масштаба, однако безрезультатно. Добиться такого же плавного полета над водой при таких размерах до сих пор не удалось никому в мире.
Испытания «длиною в жизнь»
В год спуска на воду «Каспийский монстр» приступил к испытаниям. Первый самостоятельный «полет» был осуществлен в плавучем доке под удивленные взоры сотрудников и устрашающий звук двигателей.
Непредсказуемый, напористый, непревзойденный, имевший всеобщее уважение конструктор Алексеев отдал приказ запустить все десять двигателей в доке. Шум нарастал, тросы, удерживающие машину, напряглись, забор, ограждающий док, начал ломаться. Сам док сорвался с места, рвались стальные канаты, сдвигались якоря. Тогда удовлетворенный увиденным Ростислав Евгеньевич отдал приказ «глушить двигатели». Экранолет показал на что способен, при этом тяга во время испытания в доке соответствовала лишь 40% от возможной, номинальной.
Летающая амфибия
Первый полет в открытых водах осуществлял сам конструктор и лучший пилот-испытатель Логинов. Испытания длились 15 лет, за штурвалом все время находились лучшие пилоты советского времени.
Но после смерти Алексеева во время очередного испытания из-за ошибки пилотирования произошла авария. Экранолет опустился на воду и после недели «скитаний» затонул на 20-метровой глубине. Хвост 22-метровой махины был виден над водой и долго напоминал о случившемся. Так закончилось существование самого большого, вместительного экраноплана на Земле, который ни разу не выполнил свои стратегические цели.
Еще больше интересного о «Каспийском монстре» и его создателе смотрите в видео.
Выбор прицела для нарезного охотничьего ружья
Следует напомнить, что покупка нарезного оружия — это только половина дела, вам предстоит приобрести прицел к нему. Существует большой выбор прицелов для нарезного оружия, они бывают:
- по типу прицелы бывают дневные и ночные, при чем ночные прицелы различаются по принципу действия на: ЭОП, цифровые, тепловизионные
- по диаметру объектива, чем больше диаметр объектива, тем больше светосила такого прицела, с таким прицелом лучше видно в сумерки и ночью
- по кратности, чем больше кратность, тем больше увеличение прицела, тем на большее расстояние вы сможете стрелять
- по типу прицельной сетки
- по наличию или отсутствию подсветки сетки
Существует негласное правило о том, что стоимость винтовки должна соответствовать стоимости установленного на ней прицела. На дорогую винтовку не ставят дешевый прицел и наоборот. Если вы стреляете с дорогой винтовки, но используете дешевый прицел, то вы не сможете раскрыть весь потенциал, заложенный в вашу винтовку, а также не сможете расти как стрелок. Хорошей винтовке — хороший прицел!
История создания
В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?
Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.
В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.
На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.
В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн. «Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет. «Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.
В ходе реализации проекта конструкторы столкнулись с целым рядом сложных технических задач, связанных с тем, что экранопланы имели особенности как морских судов, так и самолетов. Нужны были легкие материалы, способные противостоять коррозии и выдержать удар о воду на скорости около 500 км/ч. Кроме того, техника пилотирования экранопланов очень сильно отличалась от самолетной.
В 1983 году на опытном заводе «Волга» был заложен первый ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь». В 1986 году аппарат его спустили на воду, в том же году начались испытания.
«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.
В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.
Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.
После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.
Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной. В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.
В 2015 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.
В августе 2015 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.