Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1114 орлан типа «киров»: история создания, боевое применение и учения
Содержание:
- Содержание
- Предпосылки для создания
- Особенности конструкции тяжелых атомных крейсеров проекта 1144
- Он тьма — для чужих, свет — для своих
- Боевая служба
- Характеристики прочего вооружения
- Советско-финская война (1939—1940)
- Интересные факты
- Достоинства
- Arcus 98M
- Сообщить об опечатке
- Страницы
- См. также
- Послевоенная служба
- Сложности и их преодоление
- Торпедное вооружение
- Послевоенная служба
- Видео
- Награды Народной Республики Болгария
- Вооружение
- Общие сведения
- ИСТОРИЯ
- Постройка и испытания
- Область применения
Содержание
Предпосылки для создания
В 1961 году американский флот получил неожиданное пополнение – атомный крейсер «Лонг Бич». Это заставило ученых начать спешные исследования в области создания отечественных надводных атомоходов. Естественно, что сразу же подобные работы начать не смогли, а потому официально проект стартовал только в 1964 году. За это время были получены все необходимые теоретические данные. Основная задача была сформулирована просто – создание большого океанического корабля первого ранга, способного долгое время действовать как в автономном режиме, так и в составе больших групп, осуществляя их поддержку и прикрытие.
Разумеется, что «просто» это было только на бумаге, так как инженерам сразу же пришлось столкнуться с огромным количеством сложностей. Так что настоящим венцом инженерной военной мысли того периода по праву может считаться именно крейсер «Киров». 1144 (проект) смог продемонстрировать всему миру истинные возможности СССР. Корабли этого класса и по сей день сильно уважаемы на Западе.
Особенности конструкции тяжелых атомных крейсеров проекта 1144
Он тьма — для чужих, свет — для своих
Боевая служба
15 октября 1939 года крейсер прибыл в Таллин. 22 октября прибыл в Лиепаю, которая стала для него базой до конца советско-финской войны. В этой войне крейсер провёл одну боевую операцию — 1 декабря 1939 года вышел в море для обстрела финской береговой батареи на острове Руссарэ. Не имея кораблей прикрытия и сведений о расположении минных полей, корабль чудом избежал попадания на них[источник не указан 603 дня]. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала). В ответ финны выпустили 15 снарядов и по их данным добились попаданий в крейсер (советскими историками попадания в корабль не подтверждаются)[источник не указан 603 дня].
Краснознамённый крейсер «Киров»
Осенью 1940 года ушел в Кронштадт на ремонт и замену лейнеров. В мае 1941 года перешел в Таллин[прояснить]. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.
22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Далее участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю было выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. На рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого крупного снаряда в корму, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило, наконец, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград[источник не указан 603 дня].
В таллинском переходе шёл как флагман отряда главных сил (командующий — вице-адмирал В. Ф. Трибуц). Силами прикрытия командовал контр-адмирал Ю. А. Пантелеев, арьергардом — контр-адмирал Ю. Ф. Ралль, их задачей было прикрывать крейсер. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены Совета Министров Эстонской ССР, ценности Эстонского государственного банка и Красное знамя Балтийского флота. Все боевые корабли а также транспорты и вспомогательные суда были сведены в четыре конвоя. Опасаясь обвинений в паникёрстве, командование флота не провело предварительного протраливания маршрута перехода и не определило границы минного поля. Во время перехода не делалось попыток обвеховать протраленный фарватер. В начале перехода транспорты шли 7-ми узловым ходом, а боевые корабли − 12 узловым, но и на этой скорости параваны не действовали. Наутро крейсер оторвался от конвоя и пошёл 27-узловым ходом и благополучно прибыл в Кронштадт 29 августа.
30 августа 1941 года, приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда. Затем крейсер вёл артиллерийской огонь из Кронштадта, по наступавшему противнику выпущено свыше 500 снарядов. Почти ежедневно крейсер подвергался атакам авиации врага и получил несколько попаданий авиабомб (небольшого калибра), погибло трое и ранено двенадцать моряков. Зенитчики сбили три самолёта врага. Затем, с 4 сентября находился в Ленинграде, откуда с позиции на Неве продолжал вести огонь по врагу.
Орден Красного Знамени
Первый удар немецкой операции состоялся 24 апреля 1942 года. После мощного артиллерийского удара по кораблям, 62 бомбардировщика и 28 истребителей противника в течение трёх часов атаковали корабли. Изменение тактики оказалось неожиданным для советской противовоздушной обороны, опасность для кораблей резко возросла. Сильнее всех пострадал крейсер «Киров», получивший 3 прямых попадания авиабомб. Был уничтожен запасной командный пункт корабля, перебиты некоторые трубопроводы и паропроводы, уничтожены некоторые помещения. Возник пожар в погребах боеприпасов, начались разрывы находившихся там снарядов; во избежание взрыва корабля несколько артиллерийских погребов пришлось затопить. Были повреждены 6 орудий и 2 зенитных пулемёта. Погибло 86 и было ранено 46 членов экипажа.
27 февраля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленное мужесто и отвагу личным составом, крейсер «Киров» награждён орденом Красного Знамени. |
Артиллерия крейсера участвовала в Ленинградско-Новгородской операции в январе 1944 года. В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по позициям финнов в ходе Выборгско-Петрозаводской операции.
Характеристики прочего вооружения
С ЗРК решили особенно не увлекаться, оставив хорошо зарекомендовавшие системы. Основное артиллерийское вооружение — пара 100-мм автоматических установок с радиолокационным обнаружением потенциальных целей. Нужно помнить, что крейсер «Киров» проекта 1144 был первым и последним кораблем, на который устанавливали это вооружение. После него стали монтировать 130-мм артиллерийские спаренные автоматические установки. В качестве средства самообороны используются восемь шестиствольных автоматических пушек.
Начиная с «Нахимова» артиллерийские и ракетные комплексы самообороны совместили, сделав ПРО корабля намного надежнее. Цель также обнаруживается методом радиолокации, но на нее наводится не только артиллерийское, но и ракетное вооружение. Можно считать, что атомный крейсер «Киров» имеет двухуровневую противовоздушную защиту, тогда как на остальных кораблях серии она трехуровневая.
Советско-финская война (1939—1940)
Интересные факты
Достоинства
Поскольку пистолет Макарова (ПМ) достаточно хорошо известен на всём постсоветском пространстве, его травматические варианты пользуются популярностью и стабильно высоким спросом среди владельцев гражданского оружия самообороны, любителей оружия и иных категорий граждан.
К преимуществам травматических пистолетов Макарова можно отнести:
- внешнее сходство с боевым пистолетом ПМ;
- конструктивное сходство с пистолетом ПМ (что упрощает обращение с пистолетом лицам, имевшим опыт обращения с пистолетом ПМ);
- доступность и сравнительно невысокая цена запасных частей и аксессуаров;
- относительно невысокая цена (за исключением модели МР-80-13Т).
- Надёжность всех узлов и механизмов, за исключением конструкций ствола разных версий.
По утверждению полковника милиции И. Шутова, «Макарыч» можно «достаточно легко и быстро переделать в боевой пистолет».
Arcus 98M
Сообщить об опечатке
Страницы
См. также
Послевоенная служба
17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта, крейсер подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине, получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.
С ноября 1949 года по апрель 1953 года ремонт и модернизация на заводе № 194. 100-мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11. Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот-мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ составила около 200 млн рублей (в ценах того времени).
Крейсер «Киров» на Неве, день ВМФ 1965 года
После ремонта, до 1958 года крейсер базировался на Лиепаю. 29 апреля 1958 года крейсер вывели из боевого состава и поставили на отстой в Кронштадте. 6 сентября 1960 года «Киров» был расконсервирован и передан в состав Ленинградской военно-морской базы, а 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль. До 1974 года крейсер регулярно совершал походы с курсантами высших военно-морских училищ по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты ПНР и ГДР.
После исключения корабля из списков флота, две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города. Одно из универсальных орудий установлено как памятник в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате.
Сложности и их преодоление
Главнокомандующий ВМФ С. Горшков сразу влюбился в этот проект и постоянно осведомлялся о ходе выполнения работ по нему. Но создание уникального корабля шло достаточно долго и сложно, так как конструкторам на ходу приходилось решать множество проблем. В частности, практически с первых месяцев исследований выяснилось, что придется увеличивать водоизмещение, так как паропроводящая установка двухконтурного реактора попросту не вписывается в первоначально предложенный проект корпуса. Если бы инженерам дали добро на этот проект, то атомный крейсер «Киров» был бы раза в три больше, чем он есть сейчас, а ведь судно и без того немаленькое!
В итоге проект разрастался до совершенно неприличных величин, места под ракеты и прочее вооружение попросту не оставалось. Выход нашелся логичный, но сложный: спроектировать новую установку, специально предназначенную для боевых кораблей дальнего радиуса действия. Сложностей добавило и категорическое требование Горшкова об обязательном наличии силовой установки на дизельном или ином органическом топливе. Впрочем, с этим все согласились сразу и единогласно: крейсер «Киров» 1144 – не прогулочный катер, с местом базирования подобных судов у нас всегда были проблемы (все же это не США с ее колоссальными запасами удобного побережья), да и опыт эксплуатации подобных установок был невелик.
Торпедное вооружение
На крейсерах «Зара» торпедные аппараты отсутствовали, но УВМС считало это очень большим недостатком. Советские моряки полагали, что основной задачей крейсеров проекта 26 станут артиллерийские дуэли, но торпедное вооружение все равно считалось чрезвычайно полезным. Однако конструкторам так и не удалось втиснуть хотя бы пару современных торпедных аппаратов — по одному на борт – они или перекрывали углы обстрела артиллерии среднего калибра, или же находились в опасной близости от башен ГК. В результате торпедные аппараты крейсера проекта 26 все же получили, но…эти торпедные аппараты стали самым большим курьезом и анахронизмом кораблей РККФ За основу были взяты однотрубные ТА…времен русско-японской войны. Располагались указанные ТА в корпусе крейсера, на главной бронепалубе, а выстрел производился через лацпорт, прорезанные в борту. При этом во избежание детонации торпеды в ходе артиллерийского боя, сама «труба» в которой была расположена торпеда имела 150 мм бронирование и 200-мм бронекрышку. Все это сооружение оказалось чрезвычайно неповоротливым и труднонаводимым, в последующих сериях от таких ТА отказались. Но первые 2 крейсера проекта 26 («Киров» и «Ворошилов» имели по 2 таких ТА на каждый борт)
Энергетическая установка
Первоначальное требование для крейсера проекта 26 – скорость не менее 34 узлов без форсировки котлов оказалось заведомо нереализуемой, подобное требование можно было отнести только на низкую квалифкацию составителей ТЗ. Итальянские крейсера имели силовую мощностью 76 тыс. лошадиных сил, при форсировании ожидалась мощность в 95 тыс.л.с. и только при форсировании ожидался выход на скорость 32 узла. Поэтому требования для крейсеров проекта 26 были скорректированы. Крейсер должен был обеспечивать скорость в 32 узла без форсировки котлов не менее чем на 8 часов, а скорость при форсировке ТЗ не задавалась вообще. Но и с таким «послаблением» и с учетом полуторократного роста массы корабля, требовалось по меньшей мере удвоения мощности силовой относительно итальянского прототипа. Иными словами, требовалась силовая способная выдать не менее чем 150 тыс. л.с. в бесфорсажном режиме. В очередной раз на помощь пришли итальянские корабелы – после достройки крейсеров типа «Зара» итальянцы решили усилить дивизию более старых но и более быстроходных тяжелых крейсеров «Тренто» новым быстроходным тяжелым крейсером. Этим крейсером стал «Больцано» и на нем как раз и была установлена силовая требуемой мощности. Поэтому если на итальянских крейсерах типа «Зара» были использованы 2 турбины Парсонса и 8 котлов Торникрофта, то на советских крейсерах было установлено 4 турбины Парсонса и 10 котлов Ярроу. В результате советские крейсера получили силовую мощностью в 152 тыс. л.с. при форсировании мощность увеличивалась до 171-173 тыс.л.с. Разумеется, за все нужно было платить – если общий вес энергетической установки «Зары» не превышал 1400 тонн, то на советских крейсерах силовая достигла массы в 2330 тонн. На крейсерах проекта 26 как и на «Зарах», применили «шахматную» компоновку. ЭУ располагалась в 12 изолированных отсеках, разделенных одной сплошной продольной и шестью поперечными переборками, причем из последних две не доходили до противоположного борта, а кормовая переборка имела изогнутую форму. Дальность плавания составила: 4000 миль со скоростью 16 узлов, 2900 миль со скоростью 25 узлов, 1000 миль со скоростью 32 узлов. Запас топлива: 2000 т нефти (нормальный) и 2560 т (полный).
Послевоенная служба
17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта, крейсер подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине, получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.
С ноября 1949 года по апрель 1953 года ремонт и модернизация на заводе № 194. 100-мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11. Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот-мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ составила около 200 млн рублей (в ценах того времени).
Крейсер «Киров» на Неве, день ВМФ 1965 года
После ремонта, до 1958 года крейсер базировался на Лиепаю. 29 апреля 1958 года крейсер вывели из боевого состава и поставили на отстой в Кронштадте. 6 сентября 1960 года «Киров» был расконсервирован и передан в состав Ленинградской военно-морской базы, а 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль. До 1974 года крейсер регулярно совершал походы с курсантами высших военно-морских училищ по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты ПНР и ГДР.
После исключения корабля из списков флота, две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города. Одно из универсальных орудий установлено как памятник в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате.
Видео
Линейные корабли | «Севастополь» • «Архангельск»R • «Советский Союз» • проект 24Р • «Кронштадт»Х |
Лёгкие крейсера | «Светлана» • «Киров» проекта 26 • «Максим Горький» проекта 26-бис • «Чапаев» проекта 68-К • «Мурманск»L • «Коминтерн» • «Керчь»R |
Эсминцы | «Новик» • «Гневный» проекта 7 • «Сторожевой» проекта 7У • «Опытный»S • «Огневой»S • «Дерзкий»L • «Деятельный»L • «Доблестный»L • «Достойный»L • «Дружный»L • «Жаркий»L • «Живучий»L • «Жгучий»L • «Жёсткий»L • «Муссон»R • «Торос»R • «Легкий»R • «Ловкий»R • «Лихой»R • «Летучий»R |
Лидеры | «Ленинград» проекта 1 • «Минск» проекта 38 • «Киев» проекта 48 • «Ташкент» • проект 24Р • проект 47Р |
Подводная лодка | тип Д («Декабрист») • тип Л («Ленинец») II серия • тип Л («Ленинец») ХI серия • тип Л («Ленинец») ХIII серия • тип Л («Ленинец») ХIII-1938 серия • тип Щ («Щука») III серия • тип Щ («Щука») V серия • тип Щ («Щука») V-бис • тип Щ («Щука») V-бис-2 серия • тип Щ («Щука») Х серия • тип Щ («Щука») Х-бис серия • тип П («Правда») IV серия • тип К («Крейсерская») ХIV серия • тип М («Малютка») VI серия • тип М («Малютка») VI-бис серия • тип М («Малютка») XII серия • тип М («Малютка») ХV серия • тип С («Средняя») IХ серия • тип С («Средняя») IХ-бис серия • «Калев»R • «Ронис»R • ТС-1R • В-1R • В-2R • ТМ-4R • U-18R • Н-22R • Н-26R • Н-27R |
Сторожевой корабль | «Ураган» • «Жемчуг» • «Туман» |
Торпедный катер | Г-5 • Д-3 • «Комсомолец» |
Тральщик | «Фугас» • «Владимир Полухин» • проект 253Л |
Примечания: S: Единственный корабль в классе; R: Корабль полученный в качестве репараций или трофея; L: Корабль поставленный по ленд-лизу; X: Недостроен; P: Нереализованный проект;
Награды Народной Республики Болгария
Вооружение
Главный калибр
Артиллерия главного калибра корабля была представлена 3 × 3 — 180-мм орудиями «Б-1-П» в башенных установках «МК-3-180». Две башни размещались в носовой части корабля, одна в корме. Боекомплект насчитывал 900 снарядов. На крейсере была установлена система приборов управления стрельбой главного калибра «Молния».
Вспомогательная/зенитная артиллерия
На крейсере были установлены 6 × 1 — 100-мм орудия «Б-34». Они располагались в кормовой надстройке по три на борт. Боезапас составлял 300 снарядов на ствол. Управление стрельбой 100-мм артиллерии производилось с помощью системы «Горизонт».
Зенитная артиллерия крейсера была представлена 6 × 1 — 45-мм орудиями «21-К» с боезапасом 600 патронов на ствол и 4 × 1 — 12,7-мм пулемётами «ДШК» с боезапасом 12 500 патронов на ствол.
Носовые орудия крейсера «Киров»
Характеристики артиллерийского вооружения крейсера «Киров» | ||||
---|---|---|---|---|
Орудие/Калибр, мм | «Б-1-П»/180 | «Б-34»/100 | «21-К»/45 | «ДШК»/12,7 |
Год разработки | 1934 | 1936 | 1932 | 1937 |
Длина ствола, калибры/мм | 57/10 345 | 56/5795 | 46/2072,5 | 79/1003 |
Объём зарядной камеры, дм³ | 52,3 | 7,985 | 0,5 | — |
Масса снаряда, кг | 97,5 | 15,8 | 1,4 | 0,052 |
Скорострельность, выстр./мин | 4 | 15 | 30 | 250 |
Углы вертикальной наводки | −4°/+50° | -5°/+85° | -5°/+85° | -34°/+85° |
Максимальная дальность стрельбы, м | 37 129 | 22 000 | 9200 | 3500 |
Начальная скорость, м/сек | 920 | 900 | 760 | 840 |
Расчёт, чел. | 50 | 9 | 3 | 1 |
Минно-торпедное вооружение
На крейсере были установлены 2 × 3 — 533-мм торпедных аппарата «39-Ю». Боекомплект составлял шесть торпед которые хранились в самих торпедных аппаратах. Также крейсер по необходимости мог нести 264 мины заграждения образца 1912 года или 100 мин «КБ-1». Для приема мин на верхней палубы размещались рельсы длинной 270 м. Сбрасывание мин в воду производилось по двум кормовым скатам.
Противолодочное и противоминное вооружение
Противоминное вооружение было представлено четырьмя параванами К-1, которые были размещены на тележках у барбета второй башни главного калибра.
Противолодочное вооружение было представлено большими глубинными бомбами «ББ-1» в количестве 20 штук, и малыми глубинными бомбами «БМ-1» в количестве 30 штук.
Общие сведения
Головной корабль серии был заложен 31 августа 1939 года, в последний день перед началом Второй мировой войны. На закладной доске имелась надпись: «Трудящиеся народы СССР строят крейсер «Чапаев» для защиты Социалистического Отечества от интервенции мировой буржуазии». Спроектированные по программе «Большого Флота», типа «Чапаев» с их 152-мм артиллерией главного калибра и 100-мм бортовой броней должны были стать «сильнее всех однотипных крейсеров иностранных флотов» и успешно вести бой с «вашингтонского» типа. Строительство пяти кораблей серии («Чапаев», «Чкалов», «Железняков», «Фрунзе», «Куйбышев») было приостановлено в июле 1941 года, а находившиеся в Николаеве на стапелях корпуса («Орджоникидзе» и «Свердлов») были захвачены немецкими войсками, разобраны и отправлены на переплавку в Германию. Законсервированные крейсера удалось достроить лишь после окончания войны и достраивались они по усовершенствованному проекту 68К. Войдя в строй в начале 1950-х и будучи на тот момент самыми крупными и современными артиллерийскими кораблями ВМС СССР, они несли службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах — участвовали в учениях, дальних походах и официальных зарубежных визитах министров обороны Жукова и Булганина, испытывали новую технику, спасали моряков с линкора «Новороссийск», помогали аварийной атомной подлодке К-3 «Ленинский комсомол», эвакуировали ядерный полигон на Новой Земле, а «Чкалов» сам чудом избежал участи корабля-мишени на испытаниях атомного оружия, зато пережил всех своих собратьев, прослужив в качестве учебного крейсера до 1979 года.
ИСТОРИЯ
История ЗИЛ 431410 тесно связана с другой популярной моделью завода имени Лихачева – ЗИЛ 130. Последний оказался настолько удачным, что его модернизация проходила крайне медленно в формате небольших преобразований. В дизайне автомобиля длительное время не наблюдалось изменений, улучшению подвергалась исключительно конструкция. Раз в 3 года, начиная с 1970-х годов, ЗИЛ 130 проходил аттестацию, которая предполагала наличие нововведений и модернизаций. Модель должна была продемонстрировать увеличение грузоподъемности, улучшение динамики, точности управления или других параметров.
В 1986 году состоялась очередная аттестация автомобиля. Машина получила новый двигатель, ряд доработок и прежнюю внешность. Параллельно модель поменяла название на ЗИЛ 431410. Связано это было с введением в действие ОСТ 37.001.269-83. На заводе имени Лихачева автомобиль собирали с января 1986 года в течение 9 лет. Серия несколько раз подвергалась модернизации.
С 1991 года производство ЗИЛ 431410 осуществлялось на автомоторном заводе города Новоуральск (Свердловская область). Ранее на предприятии собирали исключительно армейские версии ЗИЛ 131. Масштабы выпуска в сравнении с заводом имени Лихачева были значительно меньше, но превосходили средние отметки (ежегодно завод выпускал порядка 20000 грузовиков). В Новоуральске производили все узлы для сборки ЗИЛ 431410, кроме ведущих мостов, которые поставлялись другими предприятиями. При этом модели, выпускаемые в Свердловской области, отличались от классических версий дизайном. Оперение и передняя часть уральских модификаций ЗИЛ 431410 была позаимствована у ЗИЛ 131, потому автомобиль выглядел как некий гибрид двух серий.
В 2000-х годах автомоторный завод переименовали в . Вскоре серия ЗИЛ 431410 стала выпускаться под новым индексом – АМУР 53131. Прежнее название двигателя ЗИЛ 508.10 изменили на АМУР 456.10.
Морально устаревать ЗИЛ 431410 начал еще в 1990-х годах. При этом свои основные достоинства (простоту эксплуатации, дешевизну обслуживания и неприхотливость) модель сохранила. Благодаря этому спрос на автомобиль сохранялся стабильным до 2010-х годов. Однако затем популярность серии начала падать, потому в 2014 году от производства ЗИЛ 431410 решили отказаться. В настоящее время доступны исключительно подержанные версии модели.
Постройка и испытания
-
Основная статья: Лёгкие крейсера типа «Киров» проекта 26
Корпус крейсера был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе. 30 ноября 1936 года лёгкий крейсер «Киров» был спущен на воду. 12 марта 1937 года была проверена работа турбозубчатого агрегата, а в конце июня крейсер отбуксировали в Кронштадт. Корабль впервые самостоятельно вышел в море 7 августа 1937 года под заводским флагом. В Кроштадте было выявлены дефекты в изготовлении башен главного калибра, вследствие чего башни заклинило. 12 августа 1937 года пробило главный паропровод вследствие чего, 17 человек получили ожоги. После этого были арестованы ответственный сдатчик В. Л. Бродский и строитель корабля Н. В. Григорьев. Последний в скором времени был расстрелян. 15 сентября 1937 года были проведены первые стрельбы холостыми залпами. Вследствие стрельб получил деформации полубак, который в дальнейшем пришлось укрепить. В июне 1938 года во время испытаний торпедного аппарата, одна из торпед, на которой отсутствовал боевой заряд, описала циркуляцию и ударилась в борт крейсера. После этого случая, Векман А. К. который возглавлял комиссию по приёмке корабля был отстранён от должности.
Крейсер «Киров» перед войной.
9 сентября 1938 года были проведены сдаточные испытания крейсера «Киров». На них корабль развил скорость в 35,94 узла. А при экономической скорости в 18 узлов было пройдено расстояние в 3750 миль. Остановка крейсера с полного хода показала результат в 20 мин после команды «стоп» и пройдя 16,5 кбт по инерции, а с полного хода и при команде «полный назад», крейсер остановился через 2:42, пройдя 6,2 кбт.
26 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д. Д. Долина, был подписан акт о приёмке крейсера. И был утверждён заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И. С. Исаковым 1 октября 1938 года.
Но приёмочная комиссия в акте отметила, что присутствует большое количество недоработок: броневая защита торпедных аппаратов не была установлена, скорострельность орудий главного калибра оказалась низкой, не заменены и не сданы редукторы главных турбин и арматура главного и вспомогательного паропроводов. Также не было установлено устройство паравана. Прибор управления зенитным огнём не был установлен. Также было отмечено наличие сильной вибрации носовой надстройки, неудачная конструкция мостика и рубок за счёт малой площади и плохого обзора с постов. Силовая синхронная передача для орудий «Б-34» была в нерабочем состоянии и орудия стреляли с помощью ручной наводки на цель, гировертикаль «Газон» была не эффективной вследствие неудачного расположения.