«проект такого масштаба реализуется впервые»: чем уникальны модернизированные противолодочные корабли вмф
Содержание:
- Содержание
- Описание конструкции
- Постройка и испытания
- История разработки проекта
- Конструкция
- Модернизация вооружения противолодочного корабля проекта 1155
- Конструкция
- Вооружение кораблей
- Оценка проекта
- История разработки проекта
- Рамбутан (Rambutan)
- Вооружение и военная техника
- Конструкция
- История разработки проекта
- Представители проекта
- История разработки проекта
- История разработки проекта
- Особенности классификации
- Проект модернизации предполагает установку:
Содержание
Описание конструкции
Общий вид БПК проекта 11551
Архитектура корабля и конструкция главной энергетической установки, в основном, повторяет прототип – БПК проекта 1155. Внешне наиболее заметное отличие – одна двухорудийная башня универсального калибра в носовой части, вместо двух линейно-возвышенных одноорудийных башен на прототипе
Менее заметное, но очень важное изменение – замена счетверённых ПУ ракето-торпед «Раструб» под крыльями ходового мостика на четырёхконтейнерные ПУ сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». ПВО корабля усилили заменой шестиствольных автоматов АК-630 новейшими зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик». Из невидимых снаружи, но тоже очень важных усовершенствований – замена гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» более новым ГАК «Звезда», а также основных газотурбинных двигателей на их улучшенную версию
Переработке подверглись обводы корпуса в носовой части (под новый ГАК) и компоновка внутренних помещений
Из невидимых снаружи, но тоже очень важных усовершенствований – замена гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» более новым ГАК «Звезда», а также основных газотурбинных двигателей на их улучшенную версию. Переработке подверглись обводы корпуса в носовой части (под новый ГАК) и компоновка внутренних помещений.
Корпус и архитектура
Модель корабля проекта 11551, хорошо видны обводы корпуса и массивый бульб
Стальной корпус, подобно кораблям проекта 1155, имеет удлинённый до 2/3 длины корпуса полубак и большой развал шпангоутов в носовой части. Последнее было введно для компенсации негативного влияния массивного бульбового обтекателя мощной гидроакустической станции. Двойное дно по всей длине служит как для целенй непотопляемости, так и для хранения топлива. Установлена активная система успокоения бортовой качки (сокращает размах качки в три раза).
Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Также для борьбы с пожарами используется стационарная система пенотушения.
Три группы надстроек, расположенных в средней и кормовой частях, изготовлены из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Антенные посты радиотехнических средств корабля, главным образом, размещены на двух мачтах ферменной конструкции.
Энергетическая установка и ходовые качества
«Адмирал Чабаненко» проекта 11551 на ходу в море
Главная энергетическая установка газотурбинная, состоит из четырёх ГТД, работающих на два гребных винта. Двигатели попарно объединены в два агрегата М9Б, каждый из которых состоит из маршевого двигателя ДО90 мощностью 15000 л. с. и основного (также называемого форсажным) ГТД ДТ59 мощностью в 22500 л. с. Таким образом, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М9Б составляет 37500 л. с., а энергетической установки в целом 75000 л. с. Каждый агрегат работает на свою линию вала. На экономическом режиме действуют лишь маршевые турбины – более экономичные и отличающиеся большим ресурсом, зато и менее мощные; при необходимости развить полный ход к маршевым подключаются мощные основные турбины. На предшествующем типе «Удалой» вместо М9Б стояли более ранние версии тех же агрегатов – М9, отличающиеся почти вдвое меньшей мощностью маршевых ГТД (8500 л. с. против 15000 л. с.). Таким образом, по сравнению с проектом 1155, на БПК проекта 11551 суммарная мощность ГЭУ возросла на 13000 л. с. (с 62000 до 75000 л. с.) Тем не менее, в этом отношении проект 11551 так и не сравнялся с эсминцами проекта 956, чья паротурбинная установка способна развивать мощность до 100000 л. с., это сказалось и на скорости (29,5 узлов против 33,4 узла у эсминца).
Экипаж и обитаемость
Экипаж корабля состоит из 296 человек (из них 32 офицера). Для размещения экипажа на борту предусмотрены одно- и двухместные каюты для офицерского состава, двух- и четырёхместные каюты для мичманов, а также кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Автономность по запасам провизии составляет 30 суток.
Для использования корабля в различных климатических условиях обитаемости БПК уделили существенное внимание. В конструкции предусмотрены помещения для отдыха и занятий спортом, а также лазарет
Постройка и испытания
Головной корабль проекта – «Надёжный» – во время испытаний, 1979 год
Заказ на постройку кораблей проекта 61МЭ выполнил судостроительный завод имени 61 коммунара в городе Николаеве. Ранее именно на этом заводе была построена большая часть БПК проекта 61 для ВМФ СССР. Имеющийся опыт постройки, а также хорошо отлаженная работа предприятия позволила выполнить индийский заказ в достаточно короткие сроки. Уже в 1974 году, ещё в ходе проектирования кораблей в СПКБ, завод начал выпускать технологическую документацию для начала строительства, и 11 сентября 1976 года головной корабль проекта был заложен на стапеле. В ноябре того же года за головным последовал второй, а в июне следующего – 1977 – года заложили и третий БПК проекта 61МЭ. Предполагалось постройкой этих трёх кораблей и ограничиться, однако в 1979 году, когда головной корабль уже завершался строительством, руководство ВМС Индии решило увеличить свой заказ ещё на две единицы. Для этих двух кораблей второй серии проект был несколько усовершенствован; заложены они были в 1981 и 1982 годах, а сданы заказчику уже в 1986 и 1987-м соответственно.
При достройке корабли комплектовались советскими экипажами и временно включались в состав 130-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ. После прохождения всех испытаний принятый от промышленности корабль приводили в Поти, где его принимал индийский экипаж. Предварительно индийские моряки стажировались на советском БПК «Решительный», а потом, после получения своего корабля – дополнительно проходили практику уже на нём. Полигоны для этой практики предоставлял советский Черноморский флот. В Индию достроенные корабли уходили уже с индийскими экипажами, на борту первое время оставалось лишь несколько гарантийных специалистов от советской промышленности. В дальнейшем обслуживание и поддержание боеготовности техники переходило полностью к индийской стороне; по контракту с СССР для ремонта газотурбинных двигателей в индийском порту Вишакхапатнам был построен специализированный завод.
Сроки строительства всех кораблей проекта 61МЭ отражены в таблице ниже.
Название, заводской № | Заложен | Спущен на воду | Вступил в строй | Передан ВМС Индии | Индийское название, бортовой номер |
---|---|---|---|---|---|
«Надёжный», С-2201 | 11.09.1976 | 17.09.1977 | 30.11.1979 | 4.05.1980 | «Раджпут» (англ. Rajput), D51 |
«Губительный», С-2202 | 29.11.1976 | 27.09.1978 | 30.09.1981 | 10.02.1982 | «Рана» (англ. Rana), D52 |
«Ловкий», С-2203 | 29.06.1977 | 16.06.1979 | 20.07.1983 | 24.11.1983 | «Ранджит» (англ. Ranjit), D53 |
«Твёрдый», С-2204 | 24.10.1981 | 12.03.1983 | 30.12.1985 | 21.04.1986 | «Ранвир» (англ. Ranvir), D54 |
«Толковый», С-2205 | 19.03.1982 | 1.02.1986 | 15.10.1987 | 21.12.1987 | «Ранвиджай» (англ. Ranvijay), D55 |
Принятые Индией корабли в дальнейшем включались в состав Восточного флота ВМС Индии с главной базой в порту Вишакхапатнам.
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) -1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».
Конструкция
Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.
Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.
В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.
Модернизация вооружения противолодочного корабля проекта 1155
При проектировании корабля конструкторы попытались учесть недостатки БПК «Удалого», созданного по проекту 1155.
Прежде всего было обращено внимание на вооружение. В результате отказались от двух артиллерийских установок (АУ) калибром 100 мм, заменив их на спаренную 130 мм установку
Произведена замена противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) «Метель» противокорабельным ракетным комплексом «Москит».
Заменен 533 мм ТА на противолодочный РК «Водопад».
Зенитное вооружение было усилено зенитно-ракетным комплексом «Кортик». 30 мм установка АК-630 была удалена из проекта.
Гидроакустический комплекс (ГАК) «Полином» также был заменен более совершенным «Звезда-2».
Конструкция
Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.
Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.
В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.
Вооружение кораблей
Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.
БПК проекта 1155
На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.
Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.
Схема применения комплекса «Раструб-Б»
При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.
На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.
Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.
Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.
Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке
Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.
Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.
БПК проекта 1155.1
«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.
Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.
Противокорабельная крылатая ракета «Москит»
Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:
- Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
- Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
- Автоматы АК-630 демонтированы;
- Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
- Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.
ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.
Оценка проекта
После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С. Г. Горшкова в 1983 году был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.
По результатам рассмотрения Главком ВМФ С. Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В. П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И. М. Шрамко, главным наблюдающим — Н. А. Андреев.
При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Метель» был заменён на противокорабельный «Москит», 533 мм торпедные аппараты — на универсальный противолодочный комплекс «Водопад», а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130, реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 — на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», 30-мм автоматы АК-630М — на ЗРАК «Кортик», а ГАК «Полином» — на ГАК «Звезда-2».
Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объёмы, и был изготовлен в виде единого агрегата.
Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нём инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта — «Адмирал Чабаненко».
Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны — именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведёт с 2008 года.
Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».
— Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолёты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, — пояснил собеседник издания.
По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчётам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.
Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.
— Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока ещё даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта . Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны — не могут отплывать далеко от базы — и несут меньше вооружения, — пояснил Захаров.
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) -1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».
Рамбутан (Rambutan)
Вооружение и военная техника
Основная статья: Список вооружения и военной техники Сухопутных войск Российской Федерации
Сухопутные войска Российской Федерации оснащаются преимущественно техникой российского и советского производства. В их состав входит буксируемая и самоходная артиллерия (пушки, гаубицы, миномёты, реактивные системы залпового огня от 122 до 300 мм), танки, бронетранспортёры, бронированные разведывательные машины, боевые машины пехоты и огнемётчиков, самоходные ПТРК, средства ПВО состоящие из пушечных, зенитных, ракетных и ракетно-пушечных комплексов ближнего, малого, среднего и дальнего радиуса действия. Транспортные потребности удовлетворяются грузовиками и лёгкими утилитарными вседорожниками. На вооружении имеются также разведывательные беспилотники.
Стрелковое вооружение состоит из автоматических и ручных гранатомётов; реактивных гранат и огнемётов; переносных противотанковых и зенитных ракет; пистолетов; штурмовых, снайперских и крупнокалиберных винтовок; ручных, единых и крупнокалиберных пулемётов.
Конструкция
Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.
Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.
В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) -1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».
Представители проекта
Наименование | Верфь | Заложен | В строю | Флот | Состояние | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Удалой | 637 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 111 | 23.07.1977 | 05.02.1980 | 31.12.1980 | СФ | Списан | Утилизирован |
Вице-адмирал Кулаков | 626 | ССЗ им. А. А. Жданова | 731 | 04.11.1977 | 16.05.1980 | 29.12.1981 | СФ | В строю | |
Маршал Василевский | 687 | ССЗ им. А. А. Жданова | 732 | 22.04.1979 | 29.12.1981 | 08.12.1983 | СФ | Списан | Утилизирован |
Адмирал Трибуц | 564 | ССЗ им. А. А. Жданова | 733 | 19.04.1980 | 26.03.1983 | 30.12.1985 | ТОФ | В строю | |
Адмирал Захаров | 513 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 112 | 16.10.1981 | 04.11.1982 | 30.12.1983 | ТОФ | Списан | Утилизирован |
Адмирал Левченко | 605 | ССЗ им. А. А. Жданова | 734 | 27.01.1982 | 21.02.1985 | 30.09.1988 | СФ | В строю | Заложен как «Хабаровск» |
Адмирал Спиридонов | 555 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 113 | 11.04.1982 | 28.04.1984 | 30.12.1984 | ТОФ | Списан | Утилизирован |
Маршал Шапошников | 543 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 114 | 25.05.1983 | 27.12.1984 | 30.12.1985 | ТОФ | В строю | Модернизирован 2021 году и переклассифицирован во фрегат. Получил УКСК под 16 ракет «Калибр», «Оникс» и 8 ПКР «Уран». |
Североморск | 619 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 115 | 12.06.1984 | 24.12.1985 | 30.12.1987 | СФ | В строю | До 27.12.1995 — «Симферополь» |
Адмирал Виноградов | 572 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 116 | 05.02.1986 | 04.06.1987 | 30.12.1988 | ТОФ | В строю | Возможно в 2021 году встанет на ремонт и модернизацию под РК «Калибр», «Оникс», «Уран», станет фрегатом. |
Адмирал Харламов | 678 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 117 | 07.08.1986 | 29.06.1988 | 30.12.1989 | СФ | Списан | Выведен из состава флота в 2020 году, готовится к утилизации |
Адмирал Пантелеев | 548 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 118 | 28.01.1988 | 07.02.1990 | 19.12.1991 | ТОФ | В строю |
Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный — списан, утилизирован или потерян
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) -1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством В. П. Мишина.
История разработки БПК пр. 1155.1 восходит к середине 1970-х гг., когда в ответ на появление первого американского универсального эсминца «Спрюэнс» в СССР начались работы по созданию эсминца проекта 956. Сбалансированный корабль создать не удалось — гипертрофированная артиллерия и мощное противокорабельное вооружение не позволили установить на корабле сколько-нибудь эффективные противолодочные средства. В связи с этим для совместного использования с новыми эсминцами было решено начать проектирование нового противолодочного корабля пр. 1155, который и стал реальным конкурентом «Спрюэнсу» по возможностями ПВО и ПЛО.
Однако идея создания универсального эсминца, гармонично сочетающего в себе противокорабельные, противовоздушные и противолодочные функции, а также функции артиллерийской поддержки десантных операций, не была окончательно оставлена. Определённым шагом в этом направлении стало создание БПК проекта 1155.1 (головной корабль «Адмирал Чабаненко»), где за счёт замены двух 100-мм орудий одной спаренной 130-мм артустановкой и применения противолодочного комплекса «Водопад-НК» с запуском противолодочных ракет из обычного торпедного аппарата удалось разместить пусковые установки для 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Кроме того, для усиления средств ПВО самообороны зенитные автоматы AK-630М были заменены двумя боевыми модулями зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», а противолодочные бомбомёты РБУ-6000 — комплексом противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав». Вместо гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» был установлен более совершенный ГАК «Звезда-2».
В результате родился гибрид, сочетающий в себе противокорабельные ракеты и (сокращённую наполовину) артиллерию эсминца пр. 956 и средства ПВО и ПЛО противолодочного корабля пр. 1155.
Фактически этот корабль следует классифицировать как эсминец 1-го ранга, хотя по преемственности проекта он традиционно считается большим противолодочным кораблём.
Особенности классификации
К сожалению, количество информации, размещенной в Интернете, чаще всего не переходит в качество. Очевидным доказательством этого тезиса является хроническая путаница, наблюдающаяся при описании больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. В частности, эти БПК периодически именуют фрегатами, ссылаясь на «классификацию НАТО».
Так выглядит «настоящий» фрегат – американский USS Simpson. Водоизмещение – всего лишь 4200 тонн
Это грубая ошибка – в западных справочниках большие противолодочные корабли первого класса (а проекты 1155 и 1155.1 именно таковы) называют чаще всего эсминцами, реже – крейсерами. Кроме того, само понятие «класс кораблей» обозначает на Западе принадлежность к какой-то определенной серии, строящейся по единому проекту. Название же класса присваивается по имени головного корабля. В данном случае им был «Удалой». Именно поэтому в реальной, а не придуманной классификации НАТО все БПК проекта 1155 именуются Udaloy, а БПК проекта 1155.1 – Udaloy II.
В СССР, а затем и в России, термин «класс» использовался для обозначения «целевого» назначения корабля (например, класс «эскадренный миноносец»). Принадлежность же к серии обозначалась либо номером проекта, либо «типом». В последнем случае использовалось название головного корабля.
В то же время в документации проект 1155 обозначался шифром «Фрегат», что, по всей видимости, и привело к последующей путанице. Между тем любой шифр представляет собой просто внутреннее условное название, наносящееся на чертежи и не имеющее никакого отношения к целевому предназначению корабля.
Проект модернизации предполагает установку:
1. Ракетного комплекса «Уран» с дозвуковыми ракетами Х-35.
2. Комплекса управления зенитным огнем «Багира» с собственной АФАР РЛС Х диапазона и оптико-электронными устройствами для поиска целей.
3. Комплекс РЭП ТК-25.
4. Модернизация РЛС Фрегат.
5. Модернизация системы связи и установка систем глобального позиционирования.
До модернизации, Большие Противолодочные Корабли проекта 1155 не несли ударного вооружения и были заточены только на противолодочную борьбу. Такая простенькая модернизация вполне серьезно подняла их боевой потенциал и флот получит хоть и достаточно слабые но полноценные эсминцы.
Таких кораблей у нас 8 шт, один из которых сделан по усовершенствованному проекту 1155.1 и имеет на борту противокорабельные ракеты (Москит).
Вполне возможно, что остальные корабли пройдут более серьезную модернизацию и получат пусковые установки для ракет Калибр и Оникс.
Вообще модернизация кораблей проекта 1155 напрашивалась уже давно, еще на стадии их производства, поднимались вопросы о несбалансированности вооружения. Но лучше поздно, чем никогда…