Кто такие сунниты, шииты и алавиты: в чем разница и каковы основные различия между ними
Содержание:
- Сунниты и шииты сейчас
- История возникновения конфликта
- Береговые ракетные комплексы «Редут»
- Мутазилиты
- Подводные лодки роекта 955 «Борей» — фото
- Шииты
- Сунниты и шииты
- Религиозный аспект противоречий в мусульманском мире
- Суннизм
- СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
- Сунниты и шииты — разница в поклонении
- Главные моменты в изучении истории суннитов и шиитов
- УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВИНТОВКА CZ 557 RANGE RIFLE
- Ваххабиты
- Конструкция
- История
- Шииты
- Причины разногласий между шиитами и суннитами
- Предыстория появления ткани
- Убийство шиитов в Ираке
Сунниты и шииты сейчас
Вооруженные конфликты в мусульманском мире зачастую происходят на фоне суннито-шиитского противоборства, несмотря на это большинство мусульман не смогут объяснить, какие именно расхождения в их течениях вынуждают их взяться за оружие и прибегать к насилию.
Инициаторами таких конфликтов чаще всего бывают сунниты, это объясняется их численным превосходством. Причины по которым они вступают в вооруженный конфликт, можно мягко назвать надуманными. Большим раздражением для всех суннитов является то, что шииты изменили текст декларации веры и к обычным словам добавляют: «Али друг Аллаха». Это очень сильно злит суннитов, но все же не так сильно, чтобы ради этого проливать кровь.
Политические конфликты подливают масла в пламя, поэтому в последнее время появляется все больше экстремистских организации. И хотя шииты всегда винят своих оппонентов в агрессии именно у них появилась такая экстремистская группировка как «Хезболла». Большинство экспертов сходится во мнении, что их внутреннее противостояние не столько опасно, сколько внешние воздействие. Страны из вне, постоянно пытаются стравить государства играя именно на таких противоречиях. Последствия этих действий мы можем видеть уже сейчас, одним из них является появление на свет такой группировки как «Исламское государство»(запрещена в РФ).
История возникновения конфликта
Чтобы разобраться, кто такие салафиты, шииты, сунниты, алавиты, ваххабиты и другие представители мусульманской идеологии, следует вникнуть в начало их конфликта.
В 632 году н. э. умер пророк Мухаммед. Его последователи стали решать, кто будет преемником их лидера. Изначально салафитов, алавитов и прочих направлений еще не существовало. Сначала появились сунниты и шииты. Первые считали преемником пророка личность, избранную в халифате. И таких людей было большинство. В гораздо меньшем количестве в те времена были представители другого взгляда. Шииты стали выбирать преемника Мухаммеда среди его родственников. Имамом для них стал двоюродный брат пророка по имени Али. В те времена приверженцы этих взглядов назывались Шиит Али.
Конфликт обострился в 680 году, когда сын имама Али, которого звали Хусейн, был убит суннитами. Это привело к тому, что даже сегодня подобные разногласия влияют на общество, систему законодательства, семьи и т. д. Правящие элиты подвергают притеснениям представителей противоположных взглядов. Поэтому исламский мир неспокоен и по сей день.
Береговые ракетные комплексы «Редут»
Мутазилиты
Что обозначает название
«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание — ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).
Когда возникло
VIII-IX века.
Идеи
Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:
справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;
единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;
исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;
промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;
повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.
Подводные лодки роекта 955 «Борей» — фото
Шииты
Основные пункты, чем шииты отличаются от суннитов:
- Убеждение в том, что руководить общиной мусульман должны имамы из числа потомков пророка, а не выборные халифы.
- Они признают только одного Праведного халифа – Али ибн Абу Талиба. Он жил с 599 по 661 год, а шиитским имамом был с 632 по 661 годы.
- Признают 12 имамов из рода Али.
- Есть отличие и в изучении сунны. Шииты изучают только часть сунны, где идет речь о пророке Мухаммеде.
- Пять столпов веры.
- Шииты верят в приход мессии – “скрытого имама”.
В шиизме выделяют несколько направлений – исмаилиты, двунадесятники, вакифиты, шуккариты, зайдиты, алавиты. Хадж в Мекку они совершают также, как и сунниты.
На планете около 150 млн шиитов. Самая большая по численности община проживает в Иране. Также это направление популярно в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Ливане, Афганистане (у народности хазарейцев), Пакистане (1/5 жителей), Индии, Иордании, Йемене и в самой Саудовской Аравии, где ислам и появился. В России одним из центров шиизма является село Мискинджа в Дагестане.
Рис. 3. Али ибн Абу Талиб.
Сунниты и шииты
Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения. В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии
Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения
В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.
Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % — это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем. Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.
Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.
Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине. Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право — такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально. В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).
В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов — 65 %, а шафиитов — 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.
Среди шиитов-джафаритов — около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.
Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.
Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.
Религиозный аспект противоречий в мусульманском мире
Ближний и Средний Восток исторически является регионом планеты, который стал фундаментом для всего мусульманского мира. Именно здесь располагаются страны и государства, внешняя и внутренняя политика которых во все времена оказывала влияние на ислам. Здесь также проживали и продолжают жить народы, социально-общественная жизнь, традиции и обычаи которых заложили основы будущей мировой религии. Однако история внесла свои коррективы в общественно-политическое устройство этого региона планеты, создав едва ли не самый бессмысленный прецедент для внутреннего раскола в мусульманском мире.
Уже 13 веков сунниты и шииты, две самые ярко выраженные и мощные ветви ислама, являются непримиримыми антагонистами в вопросах трактовки ислама и разночтений в толковании его основных догматов. Если оценивать формат религиозных доктрин, на которых базируются суннизм и шиизм, то здесь можно обнаружить много общего. Базовые столпы ислама для двух течений практически одинаковы. И те, и другие одинаково трактуют свидетельства и молитвы. В Иране, в Иордании, в Ираке, в Саудовской Аравии и в Объединенных Эмиратах одинаково трактуют вопросы поста. Шииты Ирака и Бахрейна отправляются в паломничество в Мекку вместе с суннитами Ирана и Сирии. Так было в давние времена, такая же ситуация прослеживается в наши дни. Однако «дьявол кроется в деталях»!
Мекка
Суннизм
Суннизм, одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным,
«правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми
Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что
суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх халифов — Абу Бакра, Омара,
Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде
и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в
VIII—IX вв.; всего существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее
авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом,
ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа), которые являются основой всей религиозной и
общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в
соответствии с одной из религиозно-правовых школ.
Как направление суннизм выделился уже в первом столетии существования ислама
в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка
Мухаммеда — родными убитого третьего халифа Османа (644—656) из мекканского рода
Омейя и сторонниками четвёртого халифа Али (656—661), двоюродного брата и зятя
пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков —
Алидов на власть, на имамат — посредничество между Богом и людьми, духовное и
политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе —
шиизм.
Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью,
сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф
превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив
политическую власть.
Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха.
Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну, иджму и кыяс. Иджма
предусматривает согласное мнение богословов — законоведов по отдельным
религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и
выражает мнение всей мусульманской общины суннитов; кыяс означает суждение о
непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными
положениями.
На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс
мусульманского права — шариат (конец VIII — начало IX вв.). Сунниты разделились
на последователей четырёх правоверных мазхабов (юридических школ) — ханафитов,
маликитов, шафиитов и ханбалитов. Основатели этих мазхабов, существующих до
настоящего времени, — Абу Ханифа (около 699 — 767), Малик ибн Анас
(708/715—795), аш-Шафии (767—820) и Ибн Ханбаль (780—855) были признаны
непререкаемыми авторитетами, применявшими «иджтихад» — самостоятельное, не
зависимое от других толкование религиозного права. После них двери «иджтихада»
были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и
политическим явлениям стало производиться при помощи «фетв» — заключений высших
авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее
изданных «фетв».
В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с
их проведением. Наиболее важными праздниками являются: «ид аль-адха» — праздник
жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» — праздник
разговения (1—2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» — день рождения пророка
(12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» — ночь чудесного вознесения пророка
на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» — ночь предопределения (27
числа месяца рамадан). Во многих мусульманских странах эти праздники отмечаются
на государственном уровне. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа)
терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату, урфу, кануну, которые
регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности
согласованы с шариатом и приравнены к нему.
Суннитами является большинство мусульман стран Африки и большей части Азии
(кроме Ирана, Ирака, Бахрейна, Омана, Ливана, Азербайджана). Всего, по
приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 835-836.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Течения и секты
Фетва о временном браке
Вопрос: Что говорится в шариате о временном браке (который дозволяется у шиитов)?…
1 667
21 марта, 19
История Ислама
Конфликт между Хусейном (радыАллаху анху) и Язидом ибн Муавией с точки зрени…
Вопрос: Мы знаем, что мусульманам следует подчиняться своим правителям (если только они не совершают открытое вероотступничество). Как то…
24 659
10 октября, 17
Хадис
«Нет человека лучше, чем Али, и меча, лучше меча Зульфикар» — это хадис или вымысел?
Вопрос: Мне приходилось слышать фразу со смыслом: «Нет человека лучше, чем Али, и меча лучше, чем меч Зульфикар». Это хадис или выдумка?…
6 727
18 февраля, 16
Хадис
Что означают слова: «Я город знаний, а Али – его ворота»?
Вопрос: Достоверный ли хадис со смыслом: «Я (Пророк, мир ему и благословение) город знаний, а Али – его ворота»? И как правильно понимать…
7 581
5 ноября, 15
Манхадж
Опровержение отрицающим сунну — Шейх Фарид Баджи
Вы слышали, что он сказал? «Я уверовал только в Коран!» Отвезите его в больницу — он сумасшедший! Он сказал, что верует лишь в Коран. Ты …
5 277
15 сентября, 15
Манхадж
Правила такыя согласно акыде Ахлю-с-Сунна
Пожалуйста, объясните, что такое «такыя», каковы правила такыя у ханафитов, и в каких случаях дозволено ее практиковать? …
7 911
31 марта, 15
Сунниты и шииты — разница в поклонении
Пророк Мухаммед говорил, что иудеи разделились на 71 течение, христиане — на 72, а его последователи разделятся на 73 течения в связи с вносимыми искажениями в священное писание.
И только по одному из каждой концессии войдёт в рай сразу без расчёта, то есть на основании правильного убеждения и точного соблюдения обязательных актов поклонения Богу.
По причине повсеместного искажения богословских трудов, распространения недостоверной информации об исламе и практики веками проводимых национальных обрядов, вдруг приобретших титул религиозных, всё население мира смешало свои понятия о настоящем, истинно чистом исламе. И шииты приняли активное участие в этом хаосе. Они исказили даже такие бесспорные вопросы, как количество обязательных намазов в день, их ритуальные условия и многое другое. Вражда шиитов с суннитами и несогласие их с течением политических событий в исламе началось ещё 14 веков назад.
Главные моменты в изучении истории суннитов и шиитов
Пытаясь разобраться, в чем конфликт суннитов и шиитов, следует обратиться к истории. Раскол между этими религиями возник на основе спора о продолжении дел главного пророка Мухаммеда, который в итоге должен возглавить абсолютно всех мусульман. Когда Мухаммед умер, а это произошло в 632 году н.э. На плечи его последователей падала ответственность по выбору и утверждению нового религиозного наставника. Разногласия в этом вопросе можно разделить на два главных аспекта:
- Шииты искреннее верили, что сам Мухаммед назвал своим наследником своего же зятя Али. Кстати, само название «шиит» происходит от двух арабских слов «шиии ат Али», что так и означает «те, кто поддерживают Али».
- Суннитов полностью не устраивала подобная трактовка и возможность правления Али. Касательно самого понятия «сунна», то оно соединяет в себе большинство высказываний и действий Мухаммеда, которые выступают ярким примером поведения для праведных верующих.
Как результат столкновения двух вышеуказанных религиозных направлений, в большей степени укрепились суннитские представители.
Если немного отойти от религиозной пропаганды, то можно встретить и примеры мирного сосуществования между представителями этих двух религиозных направлений. Очень много раз, они пытались наладить контакт, и остановится враждовать.
Ярким примером можно назвать события, которые развернулись в 1959 году, когда редактор египетского университета аль-Азхар прилюдно объявил шиитские религиозные практики полностью равноценными с суннитскими. Кстати, именно этот университет является первым центром, который предоставляет традиционное суннитское образование для учащихся. Но, несмотря на предпринятые шаги по восстановлению мира, на сегодняшний день его, к сожалению, так и не удалось добиться.
Особенности двух исламских вер
Ислам относится к числу самых распространенных религий во всем мире. Но, даже в нем есть определенные классификации. Так, двумя самыми большими направлениями в исламе считаются:
- Сунниты.
- Шииты.
В первом случае речь идет о мусульманах, который стараются жить по «сунне» — это своеобразный сборник правил и устоев, которые написаны сходя из примера жизни их религиозного наставника Мухаммеда. В ней рассказывается о наиболее важных его поступках. Еще «Сунна» легко объясняет священную для всех мусульман книгу «Коран», а еще является её дополнением. Поэтому последователи этого направления считают следование «сунне» главным элементом в жизни любого мусульманина.
Кстати, следует уточнить, что говорится о фактическом восприятии книги без различных модификаций
В некоторых случаях выдвигались даже самые странные требования, к примеру, внимание уделялось не только одежде, но и размеру мужской бороды. Каждая деталь подпадала под соответствие с требованиями «сунны»
Во втором случае люди отказываются от того, что после смерти их душа встречается с Богом. По их мнению, такая встреча невозможна, поскольку как во время земной жизни человека, так и после его смерти связь с Богом возможна только через имама. Еще одним важным моментом для их представителей является то, что они активно практикуют принцип «такия», другими словами — это честное скрывание своей истинной веры.
Продолжая говорить о том, чем отличаются сунниты и шииты, нужно отметить еще несколько важных моментов:
- по количеству намазов (простыми словами молитв), то первые должны сделать это пять раз, а вторым по их вере вполне достаточно и трех;
- существуют особые различия в местах паломничества;
Касательно празднования дня Ашура у первых представителей он считается праздником, в то время как во втором случае, он является поминальным днем.
Знаете ли вы еще такие разделения в других религиях? Делитесь своими знаниями в ! А также смотрите видео о том, чем отличаются суниты от шиитов.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВИНТОВКА CZ 557 RANGE RIFLE
Ваххабиты
Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.
Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.
В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.
В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.
Конструкция
История
В конце 1980-х годов, ввиду замены ГАЗ-66, были попытки очередной унификации производства уже имеющейся машины. Так, в 1990 году, появилась модель ГАЗ-3301, построенная с учётом требований военных.
Также, отличительной чертой этой машины являлось наличие дизельного двигателя. Однако, распад СССР и спад закупок государством поставили крест на перспективной машине. Ввиду этого, производство «шишиги» (ГАЗ-66) было продолжено.
Тем не менее, разработка новой машины продолжилась. С учётом смягчившихся требований военных, а также ввиду практического опыта применения на ГАЗ-66 кабины над двигателем со всеми присущими ей недостатками (высокой опасности для экипажа при подрыве на мине, сложностью доступа к двигателю, низким уровнем комфорта и плохой эргономикой в целом), а главное, резкого сокращения государственных закупок для армии и народного хозяйства, руководство завода вернулось к капотной компоновке. Конструкция полноприводного шасси сохранила преемственность.
Первый прототип нового полноприводного грузовика был создан Горьковским автомобильным заводом в 1995 году под индексом ГАЗ-3309П. Серийное производство модели, получившей отраслевой индекс ГАЗ-3308 и собственное название «Садко» началось в декабре 1997 года.
В российской армии 2,3-тонный грузовик ГАЗ-3308 пришёл на смену модели ГАЗ-66-40 с кабиной над двигателем. На ГАЗ-3308 применяется модифицированная (другие крылья с увеличенными колёсными арками) кабина от ГАЗ-3309, а также ведущие мосты и трансмиссия, аналогичные использовавшимся на ГАЗ-66-40.
В сентябре 2000 года ГАЗ-3308 был предложен на экспорт для вооружённых сил Украины.
С 2003 года «Садко» преимущественно оснащается турбодизелем ММЗ Д-245.7 (с 2005 года экологического класса Евро-2, с 2013-го — Д-245.7Е4 экологического класса Евро-4).
В феврале 2013 года появилась версия ГАЗ-33088 «Садко» с турбодизелем ЯМЗ-53442 класса Евро-4.
В июне 2014 года ГАЗ представил новую версию с неофициальным названием Садко-Next грузоподъёмностью 3 тонны, вместе с новой версией ГАЗ-3309.
Шииты
Отдельной ветвью в Исламе являются шииты – название направления происходит от арабского слова, означающего «партия» или «приверженцы». После того, как умер Пророк Мухаммед ﷺ, некоторые мусульмане, которые придерживались той точки зрения, что только к потомкам Посланника Аллаха ﷺ должна переходить власть в мусульманской общине, сформировались в группу. Потомками Посланника Аллаха ﷺ называли детей его дочери Фатимы и детей его двоюродного брата Али.
Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.
Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.
Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.
Исмаилиты
В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.
Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.
Шиитские секты
Ряд шиитских сект, которые объединены между собой верой в наличие божественности у потомков Пророка Мухаммеда ﷺ по линии Али шиитских имамов, были объединены в мусульманской религии общим термином «гулат», что в переводе означает «преувеличение».
К таким сектам относятся:
- алевиты, верующие в Али как представителя Всевышнего на земле, а не в Мухаммеда ﷺ;
- гурабиты, верующие в то, что Пророку Мухаммаду ﷺ пророчество было представлено Джибрилем ошибочно, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ и Али были внешне очень похожи. Название секты в переводе означает «ворон», и такое название секта получила потому, что ее участники утверждали, что ошибка произошла из-за сходства Мухаммада ﷺ и Али, которые были похожи «как один ворон на другого»;
- алавиты или нусайриты, верующие в троицу айн-мим-син (название произошло от первых букв имен Али, Мухаммеда ﷺ, а также Сальмана Перса). Представители алавитов распространены в западной части Сирии, в Турции и Северном Ливане, президент Сирии Башар аль-Асад является последователем данной группы. Само же название «алавиты» происходят от сочетания «Али-Алла», то есть «обожествляющие Али». Направление алавитов рассматривают как эзотерическое ответвление персидского исламского направления со схожим культом Али, приходящегося зятем и двоюродным братом пророка Мухаммеда ﷺ;
- дамийты, верующие в то, что Богом был Али, а его посланником стал Мухаммад ﷺ;
- базигиты, верующие в то, что Богом был Джафар ас-Садык, шестой имам, а все те имамы, которые были до него, были его посланниками;
- йафуриты, верующие в то, что Богом был Муаммар из Куфы;
- кайсаниты, верующий в то, что после смерти Хусайна ибн Али имамат перешел к Абуль Касиму Мухаммаду ибн аль-Ханафии. После того, как Абуль Касим Мухаммад ибн аль-Ханафия умер, данная секта разделилась на несколько более мелких;
- представители крайнего эзотерического учения Ахл-е Хакк, которое вышло из месопотамских учений гулата и распространилось в западной части Ирана и в восточной части Ирака в курдской среде.
Причины разногласий между шиитами и суннитами
Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.
Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.
По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.
Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).
Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.
О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.
Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.
Предыстория появления ткани
Во времена Великой Отечественной войны кирзовые сапоги носили все наши солдаты. Потребность в материалах, защищающих от дождя, ветров, возникла давно. В странах Южной Америки для пропитывания полотен использовали сок каучуконосов. Некоторые индейцы поступали проще. Они окунали ноги в сок каучуконосных растений. После высыхания сока на ноге образовывалось покрытие, защищающее от воды.
Европейский опыт
Приобретение сока таких растений – латекса – могла себе позволить Шотландия. Для пропитывания тканей латекс в больших количествах нужно было в чем-то растворять. Шотландский химик Ч. Макинтош из отходов перегонки угля создал растворитель, с помощью которого полотна смогли пропитывать растворами латекса. Так появилась ткань, а затем плащи, названные в честь автора изобретения макинтош. В других местах ткань покрывали воском, смолами, маслом. Особенно остро ощущалась необходимость прочных защитных тканей в армиях всех стран и народов.
Российский опыт
В России в конце 19 века затраты на кожаную обувь и амуницию составляли четверть от всей суммы денег, выделяемой армии. Это много. В начале 20 века русский талант М. Поморцев создал метод пропитывания тканей отечественным сырьем: канифолью, желтком яиц, парафином. В качестве основы была использована английская ткань из грубой шерсти с названием kersey. Материал стали называть керзой. Впоследствии название трансформировалось в кирзу. Полученная ткань прошла успешные испытания в войне 1904 года между Россией и Японией. Как это часто у нас бывает, изобретение после войны широкого распространения не получило. Возможно, сказалось сопротивление поставщиков кожи. Да и состав был дороговатым, одних яиц сколько требовалось.
В 1928 году коллектив химиков во главе с С. Лебедевым, Б. Бызовым изобрел метод получения синтетического каучука из винного спирта. С сырьем в России проблем не было. Спирт (самогон) испокон веку гнали из картошки. В 1933 году было запущено производство, поставляющее дешевый синтетический каучук. Очень жаль, что по случайному стечению обстоятельств оба изобретателя скончались весной 1934 года. Заболели они сразу оба, к сожалению.
Работу по получению ткани продолжил химик И. Плотников. Первую партию кирзовых сапог апробировали в советско-финскую войну. Нареканий было немало. На морозе кирза становилась твердой, хрупкой, легко ломалась. Выпускал сапоги в те времена только Кировский завод. Существует версия, не соответствующая правде, что название «кирза» — это сокращение от названия завода.
В начале Великой Отечественной войны И. Плотникову было поручено срочно доработать технологию. Он с задачей справился. К концу войны кирзовые сапоги носили уже все наши солдаты. С тех пор кирза используется постоянно как прочная, защитная ткань, очень похожая на кожу.
Убийство шиитов в Ираке
Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.
Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.