Язычество древних славян : кратко о главном
Содержание:
- Основные восточнославянские племена и места их расселения
- Восточнославянские племена
- Температурный режим
- Восточнославянские племена
- 15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года
- Религия восточных славян
- Языки в славянских странах
- Территория западных славян
- Религия южных славян
- О славянах I – II веков
- Происхождение славянских народов
- Глава Бурятии рассмешил подписчиков конструкцией из стула и портфеля
- Кто такие сполы, галинды и фенны?
- Религия восточных славян
- Таблица БЖУ и калорийности рыб семейства осетровых
- Сколько калорий в белках, жирах, углеводах
- Чем дикие пчелы отличаются от домашних насекомых
- Западные славяне
- Строительство
- «Смертоносные машины»: в КНР восхитились военной техникой РФ
- Ссылки
- Сходства и отличия славянских языков
- Блицтурнир по шахматам
- Славяне – кто это?
- External links
- Great Wall показал, каким мог бы стать «Жук» от VW: в Шанхае дебютировал новый Ora Lightning Cat
Основные восточнославянские племена и места их расселения
в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне – жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях – древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины – кривичи.
На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.
Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.
Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.
Восточнославянские племена на карте
На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.
На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:
- Вятичи – восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
- Кривичи – северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
- Радимичи – племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.
Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.
В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути “из варяг в греки” и стало первопричиной образования русского государства.
Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2
Кривичи | Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины |
---|---|
Вятичи | По реке Ока |
Ильменские словене | Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов |
Радимичи | По реке Сож |
Древляне | По реке Припять |
Дреговичи | Между реками Припять и Березина |
Поляне | По западному берегу реки Днепр |
Уличи и тиверцы | Юго-запад Восточно-Европейской равнины |
Северяне | По среднему течению реки Днепр и по реке Десна |
Восточнославянские племена
Основная статья: Восточнославянские племена
- Белые хорваты — окрестности города Перемышль на реке Сан
- Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга
- Вятичи — верхняя и средняя Ока и Москва-река
- Древляне — украинское Полесье (гл. образом в Житомирской и запад Киевской области)
- Дреговичи — район Гомельской , Брестской и Минской областей Белоруссии
- Ильменские словене — бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи
- Кривичи — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Тверской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
- Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу
- Радимичи — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
- Северяне — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
- Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
- Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря
Температурный режим
Восточнославянские племена
Основная статья: Восточнославянские племена
- Белые хорваты — окрестности города Перемышль на реке Сан
- Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга
- Вятичи — верхняя и средняя Ока и Москва-река
- Древляне — украинское Полесье (гл. образом в Житомирской и запад Киевской области)
- Дреговичи — район Гомельской , Брестской и Минской областей Белоруссии
- Ильменские словене — бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи
- Кривичи — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Тверской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
- Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу
- Радимичи — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
- Северяне — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
- Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
- Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря
15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года
Религия восточных славян
Основная статья: Славянская мифология
У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:
- Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица (отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура); восклицания, такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
- «Нечистые мертвецы». Часто это были люди, которых боялись при жизни и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно, именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.
Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.
Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.
В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.
Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны.
В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Кострома, Кострубонько и др.
Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — «кабинетная мифология».
Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.
Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий, от которого произошло слово «русалка», а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.
Языки в славянских странах
Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.
Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.
Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый
Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции
Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!
Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.
Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).
Славянские страны в период Второй мировой войны
Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.
Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.
Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.
Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.
Что такое панславизм?
Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.
Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.
Славянские страны сегодня
Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.
Территория западных славян
Историки пишут о том, что процесс отделения данной славянской ветви начался еще до нашей эры и продолжался на протяжении нескольких столетий. Именно в этот период формировались те самые черты, которые в будущем стали основой новой этнической группы. Первое, что объединяло переселившиеся племена, – это территориальные границы.
Расселение западных славян представляло собой длительный процесс, в результате которого были заняты обширные территории:
- река Одра;
- река Лабе;
- река Заала;
- средний Дунай.
По последним данным можно судить о том, что славяне дошли вплоть до современной Баварии и даже вступали в военные конфликты с древними германскими племенами. Интересно, что на сегодняшний день к славянским относят более ста племен, из них западными являются приблизительно пятьдесят этнических групп, принесших на новые земли свои традиции.
Историки, изучая язык и культуру народов, ведущих свою историю от западнославянской группы, отметили, что последние имеют много общего со своими предками. Это прослеживается в этимологии названий и в первую очередь в религиозных верованиях, игравших очень важную роль вплоть до принятия христианства.
Кстати, многие ученые считают тот факт, что славяне, освоившие западные территории, приняли христианскую религию по типу католицизма, еще одним нюансом, разделившим некогда братские народы. Однако даже во времена древних западных славян религиозный раскол между ними уже наблюдался и в дальнейшем только изменил свою форму и масштабы.
Религия южных славян
Фото с сайта hostingkartinok.com
Представления о религии южных славян в корне отличались от представлений восточных и западных славян. Сверхъестественные силы, которые повелевают природными явлениями, они представляли в виде различных змей. Образ змеи, для них, был основным образом. Образ людей у них был представлен в виде женских воинственных божеств – вил и самовил.
Южные славяне считали, что животные в давние времена были людьми, но, из-за совершенных каких-либо грехов, они были превращены в животных. Поэтому все животные понимают человеческий язык, понимают чувства человека, но, из-за грехов, не умеют говорить (например, пословицы: «и камни говорят», «и у горы есть глаза»).
Но, несмотря на кажущиеся отличия, и здесь мы можем обнаружить следы бога Перуна, а такжеДаждьбога и Макоши. Многие города и села имели, и, до сих пор, имеют, названия, схожие с именемПерун, например: Перинград, Периняси, Перкуниста. Так же название одного из цветка носит название Перуника.
О славянах I – II веков
Рим
- Птолемей. I – II век н.э. Первое упоминание о славянах и ругах.
- Публий Корнелий Тацит. I –II век н.э. Описывает славянские (или славянизированные позже) народы Венедов и Ругов в сочинении «О происхождении и местах обитания германцев».
О славянах V — VI веков.
Византия.
- Приск. V век. Славянский этногенез.
- Начало VI века – (цикл «Войны» с 5 по 8 книги), славяно-ромейские отношения, обычаи славян, устройство их общества. («О постройках») – дополнение. («Тайная история») – о мощи славян.
- Плиний Старший (VI век) «Естественная история«. Описание антов.
- Агафий Миринейский («О царствовании Юстиниана») рассказывает о славянах V века на службе в войсках Византии.
- «Ответы на вопросы» VI век (Псевдокесарий или Кесарий Назианзский). Описаны нравы славян.
- VI век. Славянская история у Иоанна Масха («Луг духовный»).
- Сведения о дунайских войнах славян есть в указах (Новеллах) Юстииана.
- Менандр Протектор. (V век) «История». Славяно-аварские войны и «славянская политика» Константинополя.
- «История» Феофилакта Симокатты (конец VI века) — славяно-ромейские войны.
- Феофан Исповедник (IX век) «Хронография». Славяно-ромейские войны, описанные у Феофилакта, но дополненные из других источников.
- Архиепископ Иоанн из Фессалоники. «Чудеса св.Дмитрия Солунского».(VII-VIII вв.) События во Фракии с участием славян.
- «Анонимный военный трактат» (VI век) Описывает военное дело славян.
- Маврикий. «Стратегикон». (VI век). Устройство славянского общества, обычаи, хозяйство, материальная культура.
- «Именник болгарских ханов». (VIII век). Славянские имена болгарской аристократии.
Происхождение славянских народов
1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.
Их численность — почти 300 млн. человек.
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии.
Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы».
Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.
2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1-11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др.
Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.
Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».
3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы.
Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском.
Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:
- западные славяне — поляки, чехи, словаки;
- южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;
- и самая большая, третья ветвь — восточные славяне — это русские, украинцы, белорусы.
Глава Бурятии рассмешил подписчиков конструкцией из стула и портфеля
Кто такие сполы, галинды и фенны?
«Сполы» («споры»), «галинды» и «фены». Эти 3 этнонима постоянно упоминаются Иорданом, когда разговор касается балтийских военных кампаний различных германских племён. «Родичам» известного хрониста, успешно утверждающим свои королевства на Западе Европы, так и не покоряется северо-восточная часть континента. Ведь указанные народы постоянно оказывают сопротивление. Они имеют сильную национальную волю к борьбе.
И если готский хронист хотя бы разделяет эти 3 нации, его коллеги часто ошибочно признают их племенами одного народа. К примеру, когда-то римский историк Тацит называл их всех «германцами». Причём самой что ни на есть «варварской» их частью. Византийский писатель сирийского происхождения Прокопий Кесарийский величает 3 данных субстрата «венетами». Так уж было принято в Византии или «германском» Риме: любые малознакомые племена обозначались именем той древней народности, на которой они проживали. Даже труды XI века переполнены упоминаниями «скифов», «венетов», «антов» и «гуннов». Увы, к последним относили всех, кто имел монголоидную внешность.
Фенны
А что на самом деле? «Фенны» – неразделённые ещё финны и карелы. Это не самоназвание. Просто на очень древнем германском языке «фенн» обозначало «болото».
Галинды
«Галинды» (на русский манер «голядь») – ближайший к зоне расселения первых славян племенной союз балтов. Так именовали союз другие балты. А «гал» на балтском – «край».
Сполы
«Сполы» – слово, образованное от греческого «исполин». Византийцы называли так именно «украинских» славян. Во время разделения их на ветви. В отношении тех, кто пошёл на Балканы и вглубь Европы, использовались разные термины – «анты», «склавины» и все те же «венеты». Причём греки признавали родственную связь всех их.
Религия восточных славян
У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:
- Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица (отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура); восклицания, такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
- «Нечистые мертвецы». Часто это были люди, которых боялись при жизни и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно, именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.
Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.
Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.
В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.
Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны.
В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Кострома, Кострубонько и др.
Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — «кабинетная мифология».
Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.
Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий, от которого произошло слово «русалка», а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.
Таблица БЖУ и калорийности рыб семейства осетровых
Сколько калорий в белках, жирах, углеводах
Чем дикие пчелы отличаются от домашних насекомых
Признаки обычной пчелосемьи можно наблюдать и в диких гнездах. Матка главенствует над всем сообществом. Она откладывает яйца. Основной состав – рабочие особи. На разных этапах жизни они ответственны за определенные сферы деятельности:
- уход за маткой;
- выхаживание расплода;
- чистка улья;
- строительство сот;
- сбор меда.
Отличия:
- незаметный окрас;
- маленький размер;
- высокий уровень жизненной активности;
- большое трудолюбие и высокая активность;
- сильная иммунная система;
- внешняя защита в виде густых волосков позволяет выжить в сильные морозы до – 50;
- агрессия, нападение на врага без предупреждения.
Внешний вид и поведение должны защищать от внешних врагов и способствуют выживанию.
Западные славяне
Поляки
Поляки – коренное население современной Польши, относящееся к группе западных славян. Самыми близкими к полякам по истории развития и становления считаются чехи и словаки.
До 19 века польской единой нации не существовало, были лишь народности, которые подразделялись по этническим особенностям, разновидностям диалекта и территориальным особенностям проживания. Так народность подразделялась на великополян, краковян, мазуров, поморян и других.
Основным занятием поляков была охота для обеспечения себя пропитанием и хорошим торговым сырьем. Особенно ценилась соколиная охота. Помимо охоты в быту применялось гончарное дело, плетение из коры и колесничество.
До наших дней сохранились летописи с описанием богато украшенных домов, находки в виде глиняной расписной посуды и конечно яркие наряды из натуральных тканей с расписным орнаментом, которые активно используются для празднования национальных праздников;
Чехи
Чехи – территорию современной Чехии ещё в 4 веке занимали славянские малочисленные племена вплоть до 10 века. После присоединения этих земель к тогда сильной и могущественной Римской империи чешские народы воссоединились в единое целое на плодородных землях и начали своё интенсивное развитие, заключающееся в земледелии и гончарном деле. До наших дней сохранилась широкая культура чехов, выраженная в сказаниях, знаменитом фольклоре и прикладном искусстве;
Словаки
Словаки – ещё в начале 4 века на территории современной Словакии появились разобщённые племена славян, начинающие постепенное освоение этих земель. Уже в 5 веке племена объединились и создали Нитранское княжество, что спасло их от разорения от постоянных нападений арабов. Это объединение и дало начало будущей Чехословацкой республике, в разделений которой на самостоятельные государства появилась Словения.
Быт и занятия населения были совершенно разнообразными, так как подразделялись в зависимости от местоположения народа. В их число входило привычное земледелие и строительство, чьё подтверждение существования до сих пор находят археологи на территории всей страны. Так же популярным было мелкое скотоводство;
Лужичане
Лужичане – оставшиеся полабско-балтийские славяне, получившие своё название от месторасположения их территорий проживания, а именно от берегов Балтийского моря и реки Эльбы до Лужицких гор. На территорию этих земель некоторая численность славян эмигрировала в количестве всего 8 тысяч человек.
На новой территории лужичане быстро и эффективно развивались занимаясь рукоделием, рыболовством, земледелием и развитием торговли во многих сферах. Такому хорошему развитию способствовало территориальное местоположение. Торговые пути проходили на Восток и в Скандинавию через эти плодородные земли, что помогало поддерживать торговые связи и достойный уровень жизни населения.
Строительство
Жилище древних славян разительно отличалось от построек европейцев. Наши далекие предки предпочитали селиться в чем-то похожем на землянки или полуземлянки. Потом стали строить деревянные дома, срубы. В каждом доме обязательно должен быть очаг — глиняная или каменная печь. Она служила для обогрева жилища и для приготовления пищи. Впрочем, в теплое время года хозяйки нередко готовили еду на улице.
Дерево для строительства дома выбиралось особое. И дело не только в качестве древесины, которая должна была сохранять тепло и не пропускать влагу. Славяне верили, что у каждого вида деревьев свои магические свойства. Чаще всего использовался дуб, сосна или лиственница. А вот осина, например, считалась проклятым, нечистым деревом.
Важным было также и место, где выросло дерево. Нельзя было рубить стволы рядом с местами захоронений или священными полянами в лесу. Слишком молодые или слишком старые деревья также для построек не годились. Предки современных россиян опасались рубить деревья, если на них было дупло или большой нарост. Загубить такой ствол означало оскорбить лесных хранителей.
Поселения нередко основывались на высоком берегу какой-либо реки. Такое положение позволяло обозревать окрестности и издалека видеть врагов. В древности поселки не укрепляли, но затем появилась традиция возводить крепостные стены, за которыми и скрывались все постройки.
«Смертоносные машины»: в КНР восхитились военной техникой РФ
Ссылки
Сходства и отличия славянских языков
В силу исторических причин славянским языкам удалось сохранить значительное сходство друг относительно друга. В то же время почти каждый из них обладает рядом уникальных черт.
Восточная группа | Западная группа | Южная группа | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
русский | украинский | белорусский | польский | словацкий | чешский | сербохорватский | болгарский | македонский | словенский | |
Число носителей,
млн. чел. |
250 | 45 | 6,4 | 40 | 5,2 | 9,5 | 21 | 8,5 | 2 | 2,2 |
Ближайший
родственник |
белорусский, |
белорусский | украинский | кашубский | чешский | словацкий | словенский | македонский | болгарский | сербохорватский |
Письменность | кириллица | кириллица | кириллица/латиница | латиница | латиница | латиница | кириллица/латиница | кириллица | кириллица | латиница |
Отличия от других
славянских языков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип ударения | свободное
динамическое |
свободное
динамическое |
свободное
динамическое |
фиксированное на
предпоследний слог |
фиксирован-
ное на пер- вый слог |
фиксирован-
ное на пер- вый слог |
свободное
музыкальное, кроме последнего слога |
свободное
динамическое |
фиксирован-
ное (не далее третьего сло- га от конца слова) |
свободное музыкальное |
Морфология:
звательная форма (падеж) |
нет | есть | есть | есть | нет | есть | есть | есть | есть | нет |
Блицтурнир по шахматам
Славяне – кто это?
В античных трудах есть высказывание о славянах как о варварах («Все варвары на одно лицо»). Сюда же относились Кельты, Сорматы – всадники. Славян же приобщили к восточным немцам.
В это время можно говорить о крепкой социальной организации славян. К тому моменту они приобщили в себя многие племена. Община строиться по десятичному принципу, образующему внутри четкую структуру общества. В основе системе принято десятичное строение. Однако строго цифрового соответствия настоящим исчислениям еще нет. Например, сотня – это от 30 до 150 человек; 1000 – от 600 до 1500.
В плане обустройства поселений ещё нельзя судить о том, что это был единый город, хотя определенные градообразующие зачатки были. Селения, входящие в состав одного градообразования располагались на близком отдалении и образовывали гроздь от 5 до 12 поселений. Все они были связаны между собой для удобства быстрого сообщение между ними.