Су-25 vs. a-10: битва штурмовиков

Особенности конструкции штурмовика A-10 «Тандерболт» II

Машина изготовлена в схеме нормальной аэродинамики, на которой были низко расположены крылья. Они имели форму трапеции и оснащены двухкилевым оперением вертикального типа. Корпус построен как полумонокок. В передней части аппарата был установлен фонарь пилота, что повышало обзор во всех плоскостях. На центральной части были установлены гондолы с двигателями, данное расположение позволило стабилизировать поток воздуха от моторов при маневрах и перегрузках.

Газы от ТРДД проходят таким образом, что снижает заметность машины при полете, потому что они проходят выше плоскостей стабилизаторов. Снижению заметности способствует и то, что двигатель оснащен системой двухконтурного охлаждения, которая не позволяет моторам сильно нагреваться.

Строение крыла состояло из двух консолей, которые имели большую степень стреловидности в передней части. Для лучшей генерации вихревых потоков концы консолей были отогнуты вниз. На центроплане и консолях были установлены закрылки Фаулера, которые имели три позиции. Центроплан оснастили предкрылками автоматического типа, они располагались между гондолами шасси и бортом корпуса. Крайняя часть крыла тоже имела элероны, состоящие из двух частей. Они могли расщепляться и при этом выполнять функцию воздушных тормозов.

Самолет Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II имеет систему шасси, которая представлена тремя опорами с носовой стойкой. На основных стойках установлено по одному колесу с пневматиками, что позволяет производить взлет с грунтовых аэродромов и с ровной пересеченной местности с травяным покровом. Стойки во время полета убираются в специальные ниши в гондолах крыла. Носовая стойка тоже имеет одно колесо, но ее особенностью является то, что она смещена на 40 сантиметров от центра симметрии, поскольку центральная часть используется для установки пушки. Кабина пилота разработана в схеме ванны, которая собрана из бронированных листов титана, соединенных между собой болтами.

Силовая установка аппарата была представлена двумя двигателями ТРДД, которые изготовила компания «Дженерал Электрик». Они имели обозначение TF34-GE-100F. Каждый двигатель выдавал мощность в 4100 кгс. Все горючее было расположено в фюзеляжных баках, изготовленных из бронированных листов с пористым наполнителем. Кроме того, все топливопроводы тоже были бронированными.

Много агрегатов самолета работало от гидравлической системы, которая имела автономные насосы, работающие от двигателей. Нормальным было давление в 210 кгс/см2. Электроэнергия поступала от трехфазных генераторов, установленных на моторах силовой установки. В аварийных ситуациях использовали аккумуляторы, расположенные на борту машины. При наземных работах или неработающих двигателях аппарат имел вспомогательную систему электропитания. В кабине пилота также установлено кресло типа ACES II, с помощью которого пилот мог эвакуироваться в аварийной ситуации.

Для полетов на большой высоте кабина пилота имела систему подержания микроклимата и систему вентиляции, продумана система обогрева фонаря кабины. При возгорании использовалась система тушения пожара с помощью фреона.

Некоторые технические характеристики Super Tucano

Аэродинамическая схема EMB 314 Super Tucano представляет собой планер с фюзеляжем типа полумонокок с низким расположением крыла и классическим хвостовым оперением. Три стойки шасси с одним колесом на каждой, убираются в полёте. Машина оснащена мощным турбовинтовым двигателем американского производства.

Крейсерская скорость лёгкого штурмовика 520 км/час и при максимальном взлётном весе 5200 кг он способен нести боевую нагрузку в 1.5 тонны и работать в боевом радиусе 550 км. Максимальная высота, на которую поднимается самолёт Super Tucano находится в пределах 10700 метров, а наибольшее расстояние, преодолеваемое этой турбовинтовой машиной равно 1300 км.

Из вооружения штатно устанавливаемого на штурмовик – это два крыльевых 12.7-мм пулемёта, в некоторых вариантах 20-мм подфюзеляжная пушка и дополнительные контейнеры с четырьмя 7.62-мм или двумя 12.7-мм пулемётами.

На вооружении лёгкого штурмовика A-29 Super Tucano имеются УР класса «воздух-воздух».

Ракетно-бомбовое вооружение располагается на пяти точках подвески и состоит из управляемых ракет класса «воздух – воздух» или бомб либо неуправляемых 70-мм авиационных ракет. Строевые части бразильских ВВС имеют на вооружении 99 лёгких штурмовиков, из них 33 – это одноместные машины, а 66 – вариант с двумя пилотами.

Боевое применение

Дата, событие Расклад сил до… …и после Ущерб противнику
1983

Войны в Гренаде — Первое использование

Простая поддержка сухопутных войск
1991

Войны в Персидском заливе —

Первое боевое использование

144 самолёта, 8100 боевых вылетов, уровень боеготовности — 95,7%,

7 сбито (одна потеря на 1350 вылетов), 15 повреждено

Прилетали со страшными ранами в крыле, двигателе и хвосте (но прилетали!)

Танков — более 1000, другой техники — более 2000,

стволов артиллерии — более 1200.

Результаты лучше, чем у всех прочих самолётов и даже противотанкового вертолёта «Апач» (АН-64)

«Буря в пустыне» 2 штурмовика, 1 вылет Танки — 23 уничтожено, 10 повреждено
Охота за пусковыми установками «Скад» 1 ночь Ноль установок, 2 вертолёта (Ми-8 и MBB Bo 105)
1999

«Союзническая сила» — военная операция НАТО против  Югославии.

С авиабаз на территории Италии

Более 30 тысяч снарядов с урановым сердечником В начале 2001 – скандал: угроза здоровью миротворцев НАТО и мирного населения в Косово
2001

  • Войны НАТО в Афганистане;
  • операции «Несгибаемая свобода»;
  • аэродром Баграм под Кабулом
Успешно применяется и поныне для уничтожения талибов
март-апрель 2003

Операция «Свобода Ираку»

60 штурмовиков 1 сбит 7 апреля, 1 тяжело повреждён, пилот спаслась

24 танка Т-54 и Т-55, до 13 единиц бронетанковой техники

Успешно применяются «Тандерболты» и против ИГИЛа, особенно по колоннам бензовозов.

Отметки на фюзеляже А-10 «Тандерболт»: 1 пусковая установка «Scud», 3 радиолокационных станции, 11 танков и 42 единицы бронетехники.

В светлое время А-10 показал высокую точность: с 1,2 км 80% снарядов попадают в круг 6 м диаметра. По танкам стрельба велась с 1,8 км (на высоте 100-150 м), по небронированным целям — с 3-3,5 км.

Ночью и в сложных метеоусловиях (а также при запыленности и задымленности) эффективность была крайне низкой. Известны случаи и «дружественного огня»:

Дата Атакованная цель Результат
1991, сражение за Рас-эль-Хафджи Американский бронетранспортёр LAV-25 (лётчик и наводчик перепутали его с БТР-60) 6 погибших американцев
Британские боевые машины пехоты 5 раненых и 1 погибший британец
2001, сражения за Насирию Подразделение морских пехотинцев (из-за ошибки авианаводчика) 1-10 погибших
28 марта 2001 Четыре боевые британских машины 1 погибший
2003, возле Газни Дом предполагаемого террориста 9 детей, игравших неподалёку

Львиная доля (2001)

Fight against ISIS helps make the case for retaining the A-10

As talk of retiring the A-10 grew in 2014, Operation Inherent Resolve (OIR), the U.S.-led mission to dismantle the so-called Islamic State in Iraq and Syria, was ramping up fast and pressure was put on the USAF to step up its involvement in the expanding campaign. Back home, the Fiscal Year 2015 spending plan included House and Senate Armed Services Committee stipulations that essentially blocked efforts to retire the A-10 fleet. It was a perfect storm that effectively saved the A-10.

The Indiana Air National Guard’s 163rd Fighter Squadron, the “Blacksnakes,” deployed to the Central Command (CENTCOM) area of operations in October 2014, as part of a Theater Security Package sent to Kuwait. The unit was quickly re-tasked to Afghanistan to cover U.S. Army withdrawals from forward operating bases (FOBs) in that war-ravaged country. However, after only a month in theater, the pressure was on to move the “Blacksnakes” back to Kuwait to join the burgeoning effort against ISIS. 

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Сабля

Combat Arms Europe [2008, Action (Shooter) / 3D / 1st Person / Online-only]

Год выпуска: 2008Жанр: Action (Shooter) / 3D / 1st Person / Online-onlyРазработчик: Doobic Entertainment devsite: http://en.nexoneu.comЯзык интерфейса: АнглийскийПлатформа: PC Системные требования: — Supported OS: Windows 2000/XP/Windows Vista — Processor: 2.4 GHz Intel Pentium or better — RAM: 512Mb — Video Card: GeForce FX 5600 128Mb or better — DirectX Version: DirectX 9.0c or later — Hard Drive Space: 2 GB — Internet connection: Cable/DSL 512kb Описание: В этой сетевой FPS вам предстоит отправиться на поля сражений и противостоять другим солдатам, в арсенале которых огромный выбор …

Игры / PC-игры / Action
Подробнее  

A-10 Thunderbolt Cockpit

The single-seat cockpit is protected by all-round armour, with a titanium ‘bathtub’ structure to protect the pilot that is up to 3.8cm thick. The cockpit has a large bulletproof bubble canopy, which gives good all-round vision.

The cockpit is equipped with a head-up display, which is used for targeting and weapon aiming, a Have-Quick secure radio communications system, inertial navigation and a tactical air navigation (TACAN) system.

“The single-seat cockpit is protected by all-round armor, with a titanium ‘bathtub’ structure.”

Lockheed Martin has begun delivery of 21 USAF A-10 aircraft with the embedded global positioning system / inertial navigation system (EGI), which pinpoints the exact location of the aircraft. The aircraft are also to be fitted with BAE Systems terrain profile matching systems (TERPROM).

The pilot is equipped with night-vision goggles and also the infrared imaging display of the Maverick AGM-65.

Fairchild A-10 Thunderbolt II характеристики:

Модификация   A-10
Размах крыла, м   17.53
Длина самолета,м   16.26
Высота самолета,м   4.47
Площадь крыла,м2   47.01
Масса, кг  
  пустого самолета   11610
  нормальная взлетная   14865
  максимальная взлетная   22200
Топливо  
  внутренние топливо, кг   4853
  ПТБ, л   3 х 2271.25
Тип двигателя   2 ТРД General Electric TF34-GE-100
Тяга нефорсированная, кН   2 х 40.32
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   834
  у земли   706
Крейсерская скорость, км/ч   634
Практическая дальность, км   3949
Боевой радиус действия, км   463-1000
Скороподъемность, м/мин   1824
Практический потолок, м   10600
Экипаж, чел   1
Вооружение:  одна 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A c 1350 патронами
 Боевая нагрузка — нормальная — 5435 кг или максимально -7258 кг (или 6505 с ПТБ) на 11 узлах подвески:
 6 УР воздух-земля AGM-65A Maveric
 9 или 16 ПТУР AGM-114 Hellfire
 2 УР воздух-воздух AIM-9E/J Sidewinder,
 6 907-кг бомб с оптическим наведением GBU-15
 18 227-кг бомб с лазерным наведением GBU-12 Paveway II
 6 907-кг бомб,
 12 454-кг бомб Mk.83 или 28 227-кг бомб Mk.82
 20 кассетных бомб Rockeye Mk.20
 9 напалмовых бомб BLU-1 или BLU-27
 16 бомбометов CBU-52 или CBU-71
 2 контейнера SUU-23/A c 20-мм пушкой
 10 ПУ LAU-68 7×69(85) НУР

Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II

https://youtube.com/watch?v=JDdy0y0nWCQ

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Системы ружей

Охотничье оружие делят на два вида:

  1. С неоткидными стволами.
  2. С откидными стволами.

Последние являются самыми распространенными среди любителей поохотиться. В народе их называют «переломки». Выбор именно на такое устройство перезарядки и разборки оружия пал неспроста. Механизм весьма надежен, прост в эксплуатации и долговечен. Чтобы зарядить ружье, потребуется поместить патрон в патронник, а затем закрыть ружье. В «переломках» отсутствует механизм автоматической подачи патронов для последующей стрельбы, однако охотнику не составит труда извлечь стреляную гильзу и поместить на ее место новый патрон. Проделывается данная операция в течение нескольких секунд.

Обслуживать ружье с откидными стволами гораздо проще, нежели с автоматическим досылателем патронов. Именно поэтому «переломки» так популярны у профессиональных стрелков.

Ружья с возможностью откидывания стволов имеют свою классификацию:

  1. Огнестрельное оружие с внешними курками. Такой механизм взвода является наиболее простым, надежным и износостойким. Однако такое оружие морально устарело, многие производители отказались от такой системы. В основном такие ружья выпускают заводы по индивидуальному заказу. Их стоимость превышает несколько тысяч долларов.
  2. Оружие с внутрикурковым механизмом. Оно отличается сложной конструкцией, однако имеет огромную популярность.

Внутрикурковые механизмы отличаются друг от друга в зависимости от конструкции:

  • нагнетание боевой пружины и взвод ударника происходит при опускании ствола;
  • взвод осуществляется, когда охотник открывает ружье, если ствол поднять, то боек перейдет на боевой режим;
  • пружина, отвечающая за процесс выстрела внутри оружия, сжимается, если охотник переключит ключ затвора.

Применение в кулинарии

В азиатских странах из муки на основе дробленого ореха делают выпечку и традиционные десерты. Популярной сладостью в Корее считается желе тотхоримука. Довольно распространенным блюдом является питательная каша из ореховой крупы, томленная в горшочке с солью и топленым маслом.

Необычный компонент используется для изготовления крошки, напоминающей по вкусовым свойствам обжаренный арахис.

Гурманы во всем мире по достоинству оценили модернизированный рецепт лепешек времен американских индейцев. Готовится кушанье из сухой перетертой сердцевины с добавлением сметаны, яйца, сыра. Массу выпекают на сковороде в виде аккуратных небольших блинчиков.

Примечания

Комментарии:

  1. На обшивке хвостовой части фюзеляжа следы осколочных поражений готовыми осколками БЧ ракеты
  2. Самое сложное — была посадка самолёта, которая походила на цирковой трюк. При отказе всей гидравлики не работали воздушные тормоза, тормоза и рулевое управление. Согласно оценке Ричарда Майерса, председателя Объединённого комитета начальников штабов, Кэмпбелл — одна из нескольких пилотов, которые когда-либо совершили посадку на A-10, используя ручное управление.
  1. . U.S. Air Force Air Combat Command. Дата обращения: 29 сентября 2015.
  2. . spec-naz.org. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  3. . Fishki.net — Сайт хорошего настроения. Дата обращения: 30 ноября 2017.
  4. . army-news.ru. Дата обращения: 29 ноября 2017.
  5. Bell, 1986, p. 17
  6. Bell, 1986, p. 6
  7. Jenkins, 1998, p. 42
  8. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  9. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  10. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  11. . the Guardian. Дата обращения: 2 января 2016.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2011.
  13. Myers, General Richard . United States Air Force Academy (1 мая 2003). Дата обращения: 23 декабря 2014.
  14. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Эксплуатация

Первый серьезный конфликт, в котором участвовали самолеты «Thunderbolt A10» — это война в персидском заливе. Всего было задействовано 144 машины, которые совершили более 8100 вылетов. Было сбито 7 самолетов и 15 сильно повреждены. Однако урон, который нанесли «Бородавочники» не сравнив с потерями: более 1000 танков и 2000 другой военной техники было уничтожено. Около 1200 артиллерийских установок также были уничтожены.

Серьезным испытанием стала операция «Буря в пустыне», во время которой один из самолетов вернулся с такими повреждениями крыла, с которыми не смог бы вернуться ни один самолет.

Среди недостатков «Thunderbolt A10» называют ошибочное ведение огня по своим объектам. Таким образом, один из «Бородавочников» уничтожил бронетранспортер LAV-25, в которой находились американские пехотинцы. Также пострадали и британские вооруженные силы. Штурмовик по ошибке нанес удар по британской бронетехнике, в которой погибло 9 человек.

Слабым местом самолета является ведение боя в ночное время суток.

Характеристики в сравнении с аналогом

Прямым соперником «Бородавочника» является советский Су-25К.

Годы выпуска Американский штурмовик производился с 1975 года по 1984 год. Советский самолет начали производить в 1978 году и закончили в 2017.
Длина в метрах «Thunderbolt A10» длиннее своего конкурента почти на один метр. Длина советского самолета составляет 15,35 метров, а американского 16,25 метров.
Высота «Тандерболт» ниже Су-25К на 30 сантиметров. Высота первого составляет 4,5 метра, а второго 4,8 метра.
Размах крыла Размах крыла американского самолета составляет 17,55 м, а советского 14,36 м.
Площадь крыла Здесь тоже разница значительная — 47м2 у «Тандерболта» и 30,1м2 у Су-25К.
Масса пустых самолетов Пустой «Тандерболт» весит 9175 кг, а Су-25К 9315 кг.
Снаряженный вес 10515 кг у американского штурмовика против 11600 кг советского самолета.
Максимальная взлетная масса Здесь американский самолет уходит вперед с большим отрывом. При соблюдении безопасности взлета, он может подняться в воздух при максимальной массе 21150 кг. Советский вариант сможет подобное сделать лишь с массой в 17600 кг.
Предельная скорость По этому параметру Су-25К существенно вырывается вперед. Его скорость может достигать 950 км/ч, когда у «Тандерболта» «всего» 830 км/ч.
Крейсерская скорость По данному параметру также выигрывает советский штурмовик. Его крейсерская скорость составляет 750 км/ч. Скорость «Бородавочника» составляет 555 км/ч.
Практический потолок «Тандерболт А10» способен подняться на высоту до 13380 метров, Су-25К взлетает до 7000 метров.
Дальность полета «Тандерболт» может пролететь на 100 км больше. Его максимальный результат составляет 740 км, а результат Су-25К равен 640 км.
Штатное вооружение «Thunderbolt A10» обладает семиствольной авиационной пушкой GAU-8/A и 1350 снарядами 30×173 мм. Советский штурмовик оснащается двуствольными авиапушками ГШ-30-2, боезапас которых составляет 250 30 мм снарядов.
Экипаж В обоих самолетах предусмотрено по одному пилоту.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Внешние ссылки

История создания A 10 Thunderbolt II

В 1966 году в связи с тем, что американский Т-28 «Троян» не смог выстоять против советской системы ПВО, было принято решение о разработке нового бронированного штурмовика. В марте 1967 года был объявлен конкурс, в котором принимали участие 21 авиастроительная компания. ВВС США было поставлены следующие условия:

  • скорость не должна быть менее 650 км/ч;
  • должна обеспечиваться хорошая маневренность в воздухе;
  • приземление могло осуществляться на любой местности;
  • большое количество узлов подвески снаружи.

В дальнейшем были изменены условия и минимальные требования к скорости поднялись до 740 км/ч, что привело выбыванию проектов с турбовинтовыми моторами.

Основным орудием штурмовика стала 30 мм пушка GAU-8

Американские конструкторы приняли во внимание успешный опыт израильских пушек DEFA, которые поражали арабские танки

В мае 1970 определилось два финалиста — «Fairchild» и «Northrop». Fairchild на разработку прототипа YA-10A получил 41,2 млн долларов, а Northrop 28,9 млн на YA-9.

В 1972 году первые два YA-10A были готовы и оснащены пушками «Вулкан» М61, диаметр которых составлял 20 мм, вместо 30 мм, поскольку последних попросту не было. 10 мая состоялся первый подъем самолета в воздух. Пилотом был Говард «Сэм» Нельсон. YA-9 впервые взлетел спустя 20 дней. Второй прототип YA-10 взлетел 21 июня 1972 года. Конкурент взлетел лишь 23 августа.

В октябре 1972 года начались испытания на авиабазе Эдвардс, в ходе которых выяснилось, что YA-9 более маневренный, легкий и скоростной. YA-10, в свою очередь, обладает более простой конструкцией, что упрощает обслуживание. Также он потребляет меньше топлива. На авиабазе Райт-Паттерсон самолеты испытывали на живучесть, используя оружие, произведенное в СССР.

18 февраля 1973 года было объявлено о победе YA-10A. Fairchild получает 159 млн на производство 6 предсерийных самолетов. В 1973 году в конкурсе по производству пушки, победил «Дженерал Электрик», который в этом же году создал 30 мм GAU-8.

В августе 1974 года A-10A были проведены испытания с ракетами «воздух-поверхность» AGM-65A «Maverick», которые обладают телевизионным самонаведением. Впервые контрактный испытательный штурмовик поднялся в воздух в феврале 1975 года. В сентябре была заменена пушка с 20 мм «Вулкана» на 30 мм «Мститель». Огромная GAU-8 занимает половину фюзеляже и по этой причине шасси пришлось расположить немного в стороне. Пушка успешно поражает цель с расстояния до 1,2 км.

21 октября 1975 года в воздух поднялся первый серийный «Thunderbolt». Масса штурмовика оказалось больше, чем была рассчитана ранее. По этой причине самолет пришлось усиливать.

В марте 1976 года самолет принят на вооружение ВВС США. Через год были поставлены первые серийные версии. В октябре 1977 года была создана первая эскадрилья «Бородавочников».

В 1977 году Тандерболт был модифицирован, получив всепогодную версию. В новой разработке была добавлена вторая кабина прямо над боекомплектом пушки. Самолет может быть пилотирован из обеих кабин. Кроме того, в комплектацию добавлены следующие опции:

  • Вестингауз WX-50 — бортовая радиолокационная станция предназначена для выявления мелких наземных целей;
  • Texas Instruments AN/AAR-42 — это тепловизионная станция;
  • Ферранти 105 — лазерный дальномер;
  • Литтон LN-39 — навигационная система на инерциальной основе.

4 мая 1979 года всепогодная версия впервые поднялась в воздух, но из-за низкой востребованности в серийное производство так и не вошла.

Thunderbolt A-10 имел свои «детские болячки». Одна из них была решена в 1981 году. В двигателе самолета скапливался порох из-за недогоревших частиц, которые осаждались на вентиляторе после выстрелов. Через каждые 1000 выстрелов у самолета падала тяга на 1%.

В 1983 году штурмовик оснастили новым оборудованием специально для европейского климата.

В 1984 году было готово 715 Тандерболтов, каждый из которых обошелся по 4 миллиона. 707 из них были серийными, 6 предсерийных и 2 прототипа.

Спустя два года были произведены испытания с управляемыми ракетами AIM-9 «Sidewinder».

Где-то в середине 1990-х штурмовики были модифицированы. Благодаря новым изменениям самолет стал более маневренным и легким, так как была убрана часть брони и пассивная лазерная система «Пейв Пенни».

A-10, 1975. (U.S. Air Force photo)

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК

Описание A-10 Thunderbolt II

A-10 Thunderbolt II – это низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и силовой установкой, состоящей из двух двигателей.

Фюзеляж самолета типа полумонокок, в его передней части находится кабина пилота, ее форма и расположение обеспечивает летчику хороший обзор вперед, вниз и в стороны. Кабина пилота закрыта мощной титановой броней и выполнена в виде ванны, она способна защитить летчика от снарядов калибра 37 мм. Катапультное кресло обеспечивает эвакуацию пилота на любой скорости и высоте.

К центральной части фюзеляжа с помощью специальных пилонов крепятся мотогондолы двух турбовинтовых двигателей. Такое расположение силовой установки уменьшает вероятность попадания в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки, упрощает их обслуживание, а также дает дополнительную защиту от огня с земли. Выхлопные газы двигателя проходят над плоскостью стабилизатора, что уменьшает заметность А-10 в тепловом диапазоне. Подобное размещение двигателей позволило разместить топливные баки около центра тяжести самолета и отказаться от системы перекачки топлива.

«Тандерболт» имеет прямоугольное крыло значительной площади, которое состоит из центроплана (34%) и двух консолей трапециевидной формы. Крыло самолета оснащено трехсекционными закрылками Фаулера и элеронами. Форма и площадь крыла позволяет штурмовику активно маневрировать на малых скоростях и нести большую полезную нагрузку.

Стабилизатор самолета имеет прямоугольную форму и довольно большую площадь (20% от площади крыла), что обеспечивает машине хорошие маневренные характеристики. На концах стабилизатора размещены два вертикальных киля с рулями направления. Подобная конструкция хвостового оперения повышает живучесть самолета: он может продолжать управляемый полет при потере одного из килей и даже одной из консолей стабилизатора.

А-10 «Тандерболт» имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Все стойки одноколесные, в убранном состоянии они несколько выступают (примерно на треть) за обводы фюзеляжа, что облегчает вынужденную посадку машины. Конструкция шасси А-10 позволяет самолету использовать аэродромы с грунтовым покрытием.

Силовая установка штурмовика состоит из двух двигателей ТРДД General Electric TF34-GE-100, каждый из которых имеет тягу 4 100 кгс.

А-10 оснащен двумя независимыми гидравлическими системами, которые обеспечивают работу элементами механизации крыла, выпускают и убирают шасси, вращают ствол 30-мм носового орудия.

«Тандерболт» имеет систему пожаротушения, которая для борьбы с огнем использует инертный газ фреон.

Радиоэлектронное оборудование А-10 можно назвать простым, по сравнению с другими американскими боевыми самолетами. В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входит: системы ближней и дальней навигации, радиокомпас, радиовысотомер, радиопеленгатор, автопилот, индикатор на лобовом стекле, система посадки по приборам. В распоряжении пилота несколько радиостанций разного диапазона, а также система предупреждения о радиолокационном облучении.

Рядом с носовой стойкой шасси находится система обнаружения целей, подсвеченных лазерным лучом. Она способна обнаруживать объекты на дистанциях до 24 км. Также на штурмовик может быть установлен контейнер с аппаратурой РЭБ.

Штурмовик А-10 «Тандерболт» вооружен мощнейшей 30-мм пушкой GAU-81A, которая установлен в носовой части самолета, практически на его оси симметрии. Орудие выполнено по схеме Гатлинга и имеет семь вращающихся стволов. Гильзы снарядов пушки изготовлены из алюминия, что позволило значительно уменьшить вес боезапаса. Полный вес пушечной установки вместе с боеприпасами составляет 1830 кг.

Пушка GAU-81A имеет гидравлический привод, беззвеньевую систему подачи боеприпасов и магазин барабанного типа. Снаряды орудия имеют пластиковые ведущие пояски, что существенно повышает ресурсы стволов. Пилот может задавать разную скорострельность орудия: от 2100 до 4200 (позже верхний порог был снижен до 3900) выстрелов в минуту. В реальных условиях пилот обычно ограничивается несколько залпами длительностью по несколько секунд каждый. В противном случае возможен перегрев стволов. Чтобы не повредить корпус самолета, использованные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабан.

Примечания

  1. Anthony G. Williams, Dr. Emmanuel Gustin, Flying Guns World War I, Development of aircraft guns, ammunition and installations 1914-32, 1st, Ramsbury, Airlife Publishing, 2003, pp. 89–90, ISBN 1-84037-396-2.
  2. , p. 63.
  3. , p. 77-79.
  4. , p. 162-164.
  5. , p. 162.
  6. , p. 165-166.
  7. , p. 164.
  8. , p. 73.
  9. Платонов А.В. Противовоздушная оборона сил флота 1941-1945. — СПб.: Гангут, 2010. — С. 29, 36. — ISBN 978-5-904180-15-7.
  10. Спецназ ГРУ. Том 3. Афганистан — звездный час спецназа. 1979-1989гг. — М.: НПИД «Русская панорама», 2013. — С. 491—493. — 736 с. — ISBN 978-5-93165-324-2.

Модификации

Название и изображение Описание Отличия от серийной модели
YA-10A

Первый прототип будущего «Бородавочника»

Первые 2 прототипа Более слабая пушка — 20-мм «Вулкан»
A-10A

Грозному штурмовику – грозная раскраска

Серийный вариант
OA-10A (Observation – наблюдение)

«Наблюдательная» модификация мало чем отличается от серийной и тоже может нести вооружение (как это было в Косово)

Задача Тандерболта Обзёвера — контролировать воздушное пространство

Самолёт воздушного контроля Подвесные модули с дополнительной электроникой и средствами  радиоэлектронного противодействия

YA-10B Night/Adverse Weather A-10

Всепогодная модификация «Тандерболта» А-10В

Принципиальное отличие – двухместная кабина (уже не такая бронированная) и увеличенное вертикальное оперение

1 прототип, госзаказа не получил Двухместный, для ночной и всепогодной работы.

Самолет оснащался навигационной системой LN-39 INS и радиовысотомером AN/APN-194, но бронезащита задней кабины отсутствовала

A-10C

Старый добрый «Тандерболт» дооснастили новым оборудованием — и он снова в строю!

Обновлённая, на вооружении с 2006, первый полёт — 20 января 2005, пилот — Мишель Роулс В числе нового оборудования:

  • нашлемная система Helmet Mounted Cueing System (HMCS);
  • новое программное обеспечением;
  • обновлённая система;
  • распознавания наземных целей;
  • оружие с лазерной системой наведения
A-10PCAS

Persistent Close Air Support – постоянная непосредственная авиационная поддержка

По некоторым версиям, у последней версии «Тандерболта» и вовсе не будет кабины!

Что у беспилотного «Тандерболта» А-10 вместо кабины?

Беспилотный, от разработки отказались

Разработчики — компании «Raytheon» и «Aurora Flight Sciences».

Наземные войска указывают цель, штурмовик уничтожает её автоматически, без участия пилота.

Время до удара сокращается на 6-10 минут.

Эксплуатация


A-10 в полёте

После поступления A-10 на вооружение ВВС США к нему долгое время относились как к «гадкому утёнку», что было обусловлено не только ограниченностью его применения, но и внешним видом, за который A-10 получил прозвище «Уортхог» (Warthog) — бородавочник. Самолёт подвергался критике, и ВВС даже подумывали о том, как от него можно избавиться, предполагая использовать в роли штурмовика F-16 (точнее, его модификацию A-16). В 1990 году Конгресс США принял решение о начале передачи «Тандерболтов» в состав Армии, однако в ноябре того же года было решено оставить в ВВС два авиакрыла A-10. Неожиданно успешное применение A-10 в ходе войны в Персидском заливе поставило точку в спорах о судьбе самолёта и доказало его необходимость.

В 1994 году штурмовики A-10 состояли на вооружении четырёх тактических истребительных авиакрыльев ВВС США (20-го, 23-го, 57-го, 355-го), а также подразделений резерва (442-го и 917-го тактических истребительных авиакрыльев и 930-й истребительной авиагруппы). В ВВС Национальной гвардии они имелись в пяти авиагруппах (103-я, Коннектикут; 104-я, Массачусетс; 110-я, Мичиган; 111-я, Пенсильвания; 175-я, Мэриленд). За рубежом они базировались в Великобритании и Южной Корее. Число состоящих на вооружении «Тандерболтов» постепенно снижается. На 2007 год эксплуатировалось 356 самолётов этого типа, в том числе 203 в регулярных подразделениях ВВС, 51 в резервных подразделениях, 102 в ВВС Национальной гвардии. Тем не менее, ВВС США планируют сохранять A-10 на вооружении как минимум до 2028 года.

A-10 не поставлялся на экспорт. В разное время им интересовались Австралия, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Южная Корея, Япония, однако военные бюджеты этих стран не позволяли закупать узкоспециализированный тяжёлый штурмовик, в результате чего предпочтение во всех случаях отдавалось многоцелевым истребителям-бомбардировщикам. В 1993—1994 годах предполагалось поставить 50 «Тандерболтов» Турции, но это решение было отменено.

Один полётный час «Тандерболта» обходится американскому бюджету в 17 564 доллара.

В 2012—2013 годах в Афганистане участвовали самолёты новой модификации A-10CS.

355-й авиаполк (ACC). Самолёты оборудованы нашлемной системой Helmet Mounted Cueing System (HMCS), обновлённым программным обеспечением, продвинутой системой распознавания «свой-чужой» наземных целей и другими улучшениями.

В сентябре 2015 года было принято решение о размещении штурмовиков в Эстонии на авиабазе Эмари.

A-10 будет частично заменён/дополнен истребителями-бомбардировщиками F-35A в 2015—2017 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector