В советском прицеле
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Содержание
- Лётно-технические характеристики
- Основные цели и задачи
- Литература
- Разведчик SR-71 Blackbird — видео
- Комментарии:
- Стоимость препарата
- Разработка
- Старт гонки: U-3 в небе над Вьетнамом
- Боинги 767-300 «Пегас Флай»
- Лётно-технические характеристики
- Боевое применение
- Лётно-технические характеристики
- Лётно-технические характеристики
- История разработки самолёта-разведчика SR-71 Blackbird
- Основные цели и задачи
- Конструкция
- Происхождение
- В культуре
- Музейные SR-71
- Плюсы и минусы самолёта-разведчика
- Необычный однозарядный пистолет «Туляк» и его прародитель ОФ-93
Содержание
Содержание
Содержание
Лётно-технические характеристики
Проекции SR-71
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 32,74 м
- Размах крыла: 16,94 м
- Высота: 5,64 м
- Площадь крыла: 141,1 м²
- Масса пустого: 27215 кг
- Максимальная взлётная масса: 77100 кг
- Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
- Масса топлива: 46180 кг
J58 на форсаже, видны Кольца Маха
Двигатель
SR-71 в полёте
- Тип двигателя:
- Модель: Pratt & Whitney J58-P4
- Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс
- Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс
- Масса двигателя: 3200 кг
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3) , 3500 км/ч.
- Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=2,8 , 3000 км/ч
- Дальность полёта: 5230 км
- Радиус действия: 2000 км
- Продолжительность полёта: 1,5 ч
- Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
- Скороподъёмность: 60 м/с
- Длина разбега/пробега: 1830 м
- Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,36
- Максимальная высота полёта: 29 000 м.
Основные цели и задачи
Основным направлением эксплуатации машины стала разведка, которую он выполнял при помощи аэрофотоаппаратов, радиолокационной станции (РЛС) и тепловизионных приборов. За час полета над исследуемой территорией удавалось обследовать более 155 000 км².
SR-71 Blackbird на задании
Фотоаппаратура могла вести съемку в радиусе 150 км, качество очень высокое, что давало возможность обследовать территорию Кольского полуострова, не нарушая границы СССР.
Серьезным недостатком аппаратуры была ее слепота в облачную погоду. Плохая видимость требовала поиска открытого участка в облаках для ведения съемки. Кроме того, погода иногда становилась причиной аварий. В итоге эти аспекты поставили крест на полетах над территорией Европы.
Литература
Разведчик SR-71 Blackbird — видео
https://youtube.com/watch?v=WCUnoRY6Q9E
Двухместный самолет SR-71A был изготовлен в основном из титана, чтобы увеличить прочность конструкции планера в условиях кинетического нагрева (при скоростях, превышающих 3 М (например, некоторые элементы конструкции нагреваются до 3000 градусов). Из-за того что аэродинамическое сопротивление значительно возрастает с увеличением скорости, были приняты максимально тонкие фюзеляж и треугольное крыло, наряду с большими «наплывами» в передней части фюзеляжа, создающими подъемную силу и препятствующими затягиванию самолета в пикирование при увеличении скорости. Два постоянно работающих ТРД Пратт-Уитни J58 являлись основной частью комбинированной силовой установки. Эти двигатели обеспечивали полную тягу на низких скоростях. Однако при скорости 3 М они создавали только 18% тяги, а остальная часть обеспечивалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
Заказанный для замены стратегического высотного разведчика Локхид U-2, самолет SR-71A «Блэкбёрд» впервые поднялся в воздух 22 декабря 1964 г. В январе 1966 г. он был введен в строй в качестве первого самолета ВВС США. обладающего скоростью 3 М. Самолет выпускался серийно в 1966—1967 гг. Полагают, что производство этих машин должно было насчитывать в общей сложности тридцать два двухместных самолета, включая два учебно-тренировочных. SR-71B и один SR-71 С, которые отличаются от исходного измененной формой кабины экипажа (приподнято заднее кресло) и наличием фальшкилей под гондолами двигателей. Самолет SR-71A выполнен по схеме «бесхвостка» с крылом, плавно сопрягающимся с фюзеляжем. Самолет имеет сине-черную окраску, что придает его поверхности высокую теплоизлучающую способность (0,93).
SR-71А «Блэкбёрд» оснащен автоматической системой управления полетом с трехканальной схемой резервирования, которая состоит из системы улучшения устойчивости по трем осям, автопилота и системы балансировки по числу М. Оборудование самолета включает астроинерциальную навигационную систему, обеспечивающую автоматическое слежение за выбранной звездой в дневное время, и вычислитель аэродинамических данных.
В пяти основных отсеках носовой части фюзеляжа размещается оптико-электронная (GUNT) и радиотехническая (COMINT) разведывательная аппаратура, в состав которой входят: лазерная система, короткофокусные панорамные аэрофотокамеры с фокусным расстоянием 610 мм, длиннофокусная аэрофотокамера для боковой перспективной съемки типа LOROP с объективом с фокусным расстоянием 1680 мм и разрешающей способностью 76 см на дальности 96 км. Эти средства позволяют за один вылет вести разведку территории площадью 259000 км2 с высоты 24400 м. Самолет оборудован также системой РЭБ с пассивными и активными средствами. Экипаж самолета SR-71 состоит из летчика (на переднем кресле) и оператора разведывательного оборудования, который при необходимости может выполнять функции второго летчика, инженера или штурмана.
К 1988 г. в рабочем состоянии оставались только 6 самолетов SR-71, а в ноябре 1989 г. они были выведены из эксплуатации. Официальная церемония списания состоялась в январе 1990 г., оставшиеся самолеты были распределены в качестве дозорных на авиационные базы. Два самолета поступили в музей ВВС на авиационной базе Райт-Паттерсон и в Смитсоновский музей воздухоплавания в Вашингтоне.
Благодаря своим летным характеристикам, самолет SR-71 получил подтверждение от Международной авиационной федерации (FAI) на рекордные перелеты Нью-Йорк — Фарнборо в сентябре 1974 г. (за фантастическое время: 1 час 55 минут и 42 секунды) и (несколько дней спустя) обратный перелет Лондон — Лос-Анджелес (3 часа 47 минут и 39 секунд). В завершение 6 марта 1990 г. самолет SR-71, предназначенный для Смитсоновского института, установил другой рекорд, совершив перелет из Лос-Анджелеса (Калифорния) в Вашингтон за 64 минуты и 5 секунд со средней скоростью 2153 миль в час.
Удивление по поводу внезапного списания самолетов «Блэкбёрд» уменьшилось с ростом упоминаний о новом и пока еще не получившем обозначения высокоскоростном самолете, который может быть преемником модели SR-71. Этот «черный» самолет, являвшийся разработкой компании «Локхид» и получивший кодовое имя «Аврора», был замечен летевшим на высокой сверхзвуковой скорости с характерной звуковой «волной» над Южной Калифорнией. Полагают, что он оснащен кардинально новым двигателем, который оставляет характерный конденсационный след в форме «длинной сосиски» на большой высоте и легко узнаваемый звук.
Комментарии:
{}
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.
Стоимость препарата
Разработка
Старт гонки: U-3 в небе над Вьетнамом
В далеком 1956 г. К. Джонсон, разработчик известного самолета-разведчика У-2, предложил создать новое, еще более совершенное воздушное судно. Максимальная высота – около 30 км, скорость – 2,5 скорости звука (а с середины весны 1958 г. – и 3 Маха), предельная дистанция полета – 2 500 миль. Авиамашину изобретатель назвал У-3 («Архангел»).
После «Архангела» было еще 10 разработок, многократно изменялся принцип устройства воздушного судна и, в конце концов, появился серийный А-12 в современном представлении. В скоростном режиме полета, 0,5 мили/сек., на высоте больше 24 км, где очень холодно (-60оС), обшивка самолета порой раскалялась до to больше +500оС!
«Набор» из А-12
В связи с этим обшивку были вынуждены изготовить из жаропрочного Ti. И избавиться от авторучек, поскольку их паста могла повредить лист из титана за несколько часов.
В последний майский день 1967 г. А-12 вылетел на свое первое задание, осуществив перелет над северной частью Вьетнама и сфотографировав десятки позиций противовоздушных комплексов С-75.
А 30.10.1967 г. летчик Д. Салливан после очередного задания сообщил о том, что в него запустили по меньшей мере 6 ракет. Их следы пилот заметил в перископ заднего вида. Они угодили в кадр. Летчик также обнаружил 3 взрыва сзади.
Одна из ракет приблизилась на дистанцию 100-200 ярдов – при скорости авиамашины 1 км/сек. это было очень близко. После вылета самолета у бака в правом крыле обнаружили детали БЧ ракеты (единственный раз, когда зенитка «зацепила» воздушное судно из серии А-12 – либо «Черных дроздов»).
SR-71 («Черный дрозд»), наиболее высотное и быстрое воздушное судно на планете, стал наследником А-12.
SR-71 (слева)
Он имел целых 3,2 скорости звука! Команды SR-71, чтобы выделиться на фоне остальных пилотов, носили униформу не голубого цвета, а оранжевого. На 60 мин. полета затрачивалось 735 человеко-часов работы техников на земле. Сам полет длился 3, 5, а иногда и 11 часов! Реально ли в принципе подбить подобную машину?
Боинги 767-300 «Пегас Флай»
767 пришли на смену устаревшим широкофюзеляжным 747-100 и 747-200. Корпорации «Боинг» удалось снизить расходы на эксплуатацию самолета и потребление топлива благодаря использованию легких алюминиевых сплавов и уменьшению количества деталей. Управление самолетом производится с помощью цифровых электронных систем.
По отзывам пассажиров, самолет очень комфортный. Мощные двигатели позволяют взлетать и набирать высоту почти мгновенно. С турбулентностью 767-300 справляется легко. Кресла очень удобные, позволяющие спокойно переносить многочасовые перелеты. Впечатляют размеры самолета (сидения расположены на высоте 14 метров от земли) и двигателей.
Лётно-технические характеристики
Проекции SR-71
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 32,74 м
- Размах крыла: 16,94 м
- Высота: 5,64 м
- Площадь крыла: 141,1 м²
- Масса пустого: 27215 кг
- Максимальная взлётная масса: 77100 кг
- Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
- Масса топлива: 46180 кг
J58 на форсаже, видны Кольца Маха
Двигатель
SR-71 в полёте
- Тип двигателя:
- Модель: Pratt & Whitney J58-P4
- Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс
- Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс
- Масса двигателя: 3200 кг
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3) , 3500 км/ч.
- Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=2,8 , 3000 км/ч
- Дальность полёта: 5230 км
- Радиус действия: 2000 км
- Продолжительность полёта: 1,5 ч
- Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
- Скороподъёмность: 60 м/с
- Длина разбега/пробега: 1830 м
- Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,36
- Максимальная высота полёта: 29 000 м.
Боевое применение
Первый боевой вылет SR-71 был произведен 21 марта 1968 с авиабазы «Кадена» на Окинаве. Впоследствии самолёт, совершивший первый боевой вылет (заводской номер 61-7976) налетал 2981 час в 942 вылетах (больше, чем любой другой SR-71), включая 257 боевых заданий. В начальный период эксплуатации в Восточно-азиатском регионе (Вьетнам, Лаос, Северная Корея) самолёты SR-71 совершали примерно по одному вылету в неделю (с 1968 по 1970 год), после этого частота вылетов удвоилась, а к 1972 году вылеты производились почти каждый день. За это время было потеряно два самолёта (в 1970 и 1972 годах) — оба из-за механической неисправности. При совершении самолётами SR-71 разведывательных вылетов в ходе войны во Вьетнаме по ним было совершено примерно 800 пусков зенитных ракет, но ни один самолёт не был сбит. Одному вьетнамскому зенитно-ракетному полку была поставлена задача уничтожить этот самолёт, чтобы поднять престиж советского оружия в глазах вьетнамцев, однако произведённые несколько пусков ракет по SR-71 были безрезультатными. SR-71 был единственным американским самолётом, который северовьетнамской системе ПВО так и не удалось сбить.
В Европе у SR-71 было два разведывательных маршрута: вдоль западного побережья Норвегии и Кольского полуострова и над Балтийским морем, второй маршрут имел название «Балтийский экспресс». А также, в период базирования некоторых SR-71 на Японских островах, регулярно нарушал советское воздушное пространство, в отдельные сутки совершая до 8-12 подходов к воздушным границам страны.
В начале 1980-х самолёт SR-71 также осуществлял полеты с авиабазы в Великобритании вдоль атлантического побережья Европы с дозаправкой в воздухе около Испании и дальнейшим полетом над акваторией Средиземного моря в направлении на восток. Затем SR-71 входил в воздушное пространство над Черным морем, не снижая скорости осуществлял разворот, и уходил в обратном направлении.
Части ПВО СССР юго-западного направления при появлении отметки самолёта на Боевых планшетах над акваторией Черного моря в момент пересечения так называемой «красной линии» немедленно поднимались по тревоге и приводились в полную боевую готовность на всем протяжении направления от Крыма до Москвы.
По непроверенным сведениям в боевую готовность приводились все подразделения ПВО Европейской части СССР, возможно, — для тренировки личного состава в работе по реальной боевой цели потенциального противника.
Полеты над Средиземным и Черным морями требовали от экипажа SR-71 и вспомогательных служб исключительного мастерства ввиду высокой скорости полета и минимального времени реагирования на изменение обстановки в воздухе.
Экипажу требовалось пройти в «тесном» нейтральном воздушном пространстве, когда любая незначительная ошибка в управлении самолётом могла привести к нарушению государственных границ нейтральных или враждебных стран, что давало право частям ПВО на немедленную ответную «реакцию» с непредсказуемыми последствиями.
Непреднамеренное нарушение государственной границы могло также привести к дипломатическому «скандалу» и дальнейшим ухудшением межгосударственных отношений.
Экипаж самолёта SR-71 об этом знал и перед каждым полетом в регион проходил специальный инструктаж.
В 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня Blackbird производил фоторазведку Египта, Иордании и Сирии. Благодаря разведполёту 13 октября SR-71 ВВС США удалось узнать о готовящемся наступлении Египта 14 октября и успешно отразить его.
Лётно-технические характеристики
Проекции SR-71
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 32,74 м
- Размах крыла: 16,94 м
- Высота: 5,64 м
- Площадь крыла: 141,1 м²
- Масса пустого: 27215 кг
- Максимальная взлётная масса: 77100 кг
- Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
- Масса топлива: 46180 кг
J58 на форсаже, видны Кольца Маха
Двигатель
SR-71 в полёте
- Тип двигателя:
- Модель: Pratt & Whitney J58-P4
- Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс
- Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс
- Масса двигателя: 3200 кг
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3) , 3500 км/ч.
- Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=2,8 , 3000 км/ч
- Дальность полёта: 5230 км
- Радиус действия: 2000 км
- Продолжительность полёта: 1,5 ч
- Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
- Скороподъёмность: 60 м/с
- Длина разбега/пробега: 1830 м
- Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,36
- Максимальная высота полёта: 29 000 м.
Лётно-технические характеристики
Проекции SR-71
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 32,74 м
- Размах крыла: 16,94 м
- Высота: 5,64 м
- Площадь крыла: 141,1 м²
- Масса пустого: 27215 кг
- Максимальная взлётная масса: 77100 кг
- Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
- Масса топлива: 46180 кг
J58 на форсаже, видны Кольца Маха
Двигатель
SR-71 в полёте
- Тип двигателя:
- Модель: Pratt & Whitney J58-P4
- Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс
- Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс
- Масса двигателя: 3200 кг
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3) , 3500 км/ч.
- Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=2,8 , 3000 км/ч
- Дальность полёта: 5230 км
- Радиус действия: 2000 км
- Продолжительность полёта: 1,5 ч
- Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
- Скороподъёмность: 60 м/с
- Длина разбега/пробега: 1830 м
- Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,36
- Максимальная высота полёта: 29 000 м.
История разработки самолёта-разведчика SR-71 Blackbird
С середины 60-х американцы периодически сообщали о том, что в чистом небе часто происходили странные явления: неожиданно раздавался шум, удар и тут же все исчезало. В незнании граждане страны пребывали до 1967, когда единичные обращения переросли в массовые жалобы. Тогда правительству страны пришлось официально обратиться к людям с сообщением, что все явления связаны с испытаниями сверхзвукового разведчика Lockheed SR -71 Вlackbird.
Впервые SR-71 «Черный дрозд» взлетел в 1964. Самолет стал альтернативой для военных, которым нужна была машина, аналогичная по характеристикам А-12 – сверхзвуковой разведчик ЦРУ. Изначально машину предполагалось применять для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, но в 1960 был сбит над территорией СССР первый У-2 – предшественник самолета «Черный дрозд». В итоге вместо них решили использовать спутники, а дорогостоящие самолеты стали совершать пролеты над Северным Вьетнамом и Японией.
Конструктор А-12 (Кларенс Джонсон) был огорчен таким решением и начал с 1958 вести переговоры с ВВС. Инженер пытался убедить военных в необходимости создания инновационного ЛА, который мог бы одновременно вести разведку и выполнять задачи бомбардировщика.
SR-71 Blackbird и пилоты перед взлетом
Четыре года высшее руководство Военно-воздушных сил игнорировало запросы, пока не было дано согласие на оценку макетов, которые уже были готовы к тому времени. Это были R-12 и RS-12, что оказались разнесены в пух и прах генералом Ли Мейем. По его словам, Blackbird был точной копией XB -70 Valkyrie.
На самом деле, схожих моментов было не так много:
- назначение — оба были разведчиками-бомбардировщиками;
- обе машины имели возможность дозаправляться в воздухе;
- максимальная скорость самолетов превосходила звук в три раза.
В остальном общего не было ни во внешнем виде, ни в характеристиках. «Валькирия», уже эксплуатировавшаяся на тот момент, была больше практически в два раза, а по скорости уступала новинке 100 км/ч.
Та встреча стала серьезным спором, а накал страстей достиг такого уровня, что минобороны США просто приказало прекратить работу над обоими прототипами.
Конструктор изменил аббревиатуру на Reconnaissance Strategic – стратегический разведчик, после чего продолжил разработку. Название превратилось в SR-71 в результате ошибки президента, который сообщил о новации.
Lockheed SR-71 был прототипом для двух машин того же конструктора:
- А-12;
- YF -12.
Последний совмещал возможности разведчика и перехватчика, именно его и взял за основу Джонсон для создания «Черного дрозда». Он стал крупнее, причем считается одним из крупнейших военных самолетов в истории. Однако это не помешало стать ему в один ряд с малозаметными машинами «Стелс».
SR-71 Blackbird на затуманенной полосе
Взлетная масса прототипа YF-12 достигала 57,6 тонн, а у «Черной птицы» увеличилась до 78. Поднять в воздух огромную массу было тяжело, поэтому взлетал самолет-разведчик с минимальным запасом горючего, после чего заправлялся в воздухе на 7,5 километрах от переоборудованного KC -135 Q. Без пополнения запаса топлива, в воздухе самолет мог продержаться не более полутора часов, за это время удавалось пролететь не более 5230 км. Основной проблемой всего процесса была дороговизна – один подъем с дозаправкой обходился в 8 млн долларов.
Причиной тому называют несколько факторов:
- У Советского Союза появились истребители МиГ-31, которые могли успешно вытеснять «Черных птиц» за пределы исследуемых территорий;
- У СССР появились комплексы «Круг», способные уничтожать ЛА на максимальных высотах и скоростях, которые развивал американский самолет-разведчик.
Справедливости ради нужно отметить, что не все SR теперь стоят в ангарах музеев. Несколько объектов были переданы NASA, что использовала наработки инженеров для своих проектов.
Основные цели и задачи
Основным направлением эксплуатации машины стала разведка, которую он выполнял при помощи аэрофотоаппаратов, радиолокационной станции (РЛС) и тепловизионных приборов. За час полета над исследуемой территорией удавалось обследовать более 155 000 км².
SR-71 Blackbird на задании
Фотоаппаратура могла вести съемку в радиусе 150 км, качество очень высокое, что давало возможность обследовать территорию Кольского полуострова, не нарушая границы СССР.
Серьезным недостатком аппаратуры была ее слепота в облачную погоду. Плохая видимость требовала поиска открытого участка в облаках для ведения съемки. Кроме того, погода иногда становилась причиной аварий. В итоге эти аспекты поставили крест на полетах над территорией Европы.
Конструкция
Происхождение
Лютневая сюита No. 1 — BWV 996, ми минор — V Bourrée Выполненные на лютневом клавесин по Марте Goldstein |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Маккартни объяснил в эфире Chaos and Creation at Abbey Road в 2005 году, что гитарный аккомпанемент для «Blackbird» был вдохновлен « Бурре ми минор» Иоганна Себастьяна Баха, известной лютневой пьесой, которую часто играют на классической гитаре. В подростковом возрасте он и Джордж Харрисон пытались выучить Бурре как «хвасту». Бурра отличает мелодию и басовые ноты играли одновременно на верхние и нижние строках. Маккартни приспособил сегмент Бурры (reharmonised в оригиналах относительного основного ключ G ) , как открытие «Blackbird», и нес музыкальную идею на протяжении всей песни.
В первую ночь, когда его будущая жена Линда Истман осталась в его доме, Маккартни сыграл «Блэкберд» для фанатов, разбивавших лагерь возле его дома. Пальцевый метод , который использует Маккартни в песне преподавали ему народной певицы Донован .
В культуре
- Существует одноимённая американская музыкальная группа «SR-71», названная в честь самолёта.
- В этот самолёт трансформировался Джетфайр из фильма «Трансформеры: Месть Падших».
- На этом самолёте герой Стивена Сигала в фильме «Чёрный гром» («Яростный полёт») попадал из США в Афганистан.
- В фильме Я Легенда герой Уилла Смита играл в гольф на крыле А-12.
- В фильме Железный человек герой Роберта Дауни-мл. упоминает рекорд высоты, который якобы принадлежит данному самолёту.
- В игре Call of Duty: Black Ops в одной из миссий можно стать пилотом и оператором этого самолёта. Также он является наградой за серию в мультиплеере.
- В серии игр Mass Effect, производства BioWare, первый космический корабль со стелс-технологией был назван «Normandy» SR-1 (В Mass Effect 2 и Mass Effect 3 имеет индекс SR-2), что является отсылкой к этому самолёту.
- В 4 серии Hellsing Ultimate Алукард использует SR-71 для того, чтобы попасть на захваченный Миллениумом корабль.
- В 9-й серии второго сезона, в фантастическом сериале Battlestar Galactica, появляется истребитель-разведчик «Blackbird». По своей аэродинамической форме, расположению двигателей, окраске, отсутствием «хвоста», похожий на SR-71. Так же, в сериале, он является самым сверхскоростным истребителем.
- В авиасимуляторе Ace Combat 3: Electrosphere некоторые миссии выполняются на этом самолёте.
- Внешне очень похожий самолёт, но с иными характеристиками был показан в фильмах Люди Икс: Первый класс и Дедпул.
- В мультсериале Трансформеры Воины великой силы – десептиконы Гига и Мега трансформировались и сливались в SR-71.
- Космический корабль, на котором спасается принцесса Падме Амидала в Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (1999), по внешнему виду очень напоминает SR-71.
Музейные SR-71
- 60-6924 Blackbird Airpark, Палмдейл, Калифорния (музей авиабазы Air Force Flight Test Center, A-12 прототип)
- 60-6925 Музей моря, воздуха и космоса «Интрепид», Нью-Йорк (первый серийный A-12)
- 60-6927 «Titanium Goose» California Science Center in Exposition Park.
- 60-6930 Ракетно-космический центр, Хантсвилл (Алабама)
- 60-6931 ЦРУ.
- 60-6933 San Diego Aerospace Museum, Balboa Park, Сан Диего, Калифорния
- 60-6935 National Museum of the U.S. Air Force, Wright-Patterson AFB, OH (YF-12A)
- 60-6937 Southern Museum of Flight in Birmingham, Алабама.
- 60-6938 U.S.S. Alabama Battleship Museum, Mobile, AL
- 60-6940 Museum of Flight, Seattle, WA (Единственный М-21 предназначен для запуска ПВРД питанием D-21, который был установлен на пилоне над оперением).
- 64-17951 Pima Air Museum, Tucson, AZ (YF-12C)
- 64-17955 * Air Force Flight Test Center Museum, Edwards AFB, Калифорния.
- 64-17956 Kalamazoo Air Zoo. Kalamazoo, Мичиган. (последний самолёт в варианте спарки)
- 64-17958 Robins AFB Museum of Aviation, Warner Robins, GA
- 64-17959 Air Force Armament Museum, Eglin AFB, Флорида («Big-Tail» версия, с дополнительными датчиками и камерами).
- 64-17960 Castle Air Museum, Castle AFB, Калифорния
- 64-17961 Cosmosphere & Space Center, Hutchinson, Канзас
- 64-17962 Imperial War Museum at Duxford, Великобритания
- 64-17963 Beale AFB, Калифорния
- 64-17964 Strategic Air Command Museum, Located between Omaha and Lincoln, Небраска
- 64-17967 8th Air Force Museum at Barksdale AFB, La.
- 64-17971 Evergreen Aviation Museum in McMinnville, Орегон.
- 64-17972 *National Air & Space Museum, Вашингтон, округ Колумбия. Установил четыре рекорда скорости 6 марта 1990 года.
- 64-17973 Blackbird Airpark, Палмдейл, Калифорния
- 64-17975 March Field Museum, March AFB, Калифорния
- 64-17976 8th Air Force Museum, Barksdale AFB, LA
- 64-17979 * History & Traditions Museum, Lackland AFB, Техас.
- 64-17980 * NASA Dryden Flight Research Center, Edwards AFB, Калифорния.
- 64-17981 Hill AFB Museum, Hill AFB, UT (Только SR-71C. Гибрид тренировочного самолёта из нескольких частей YF-12A, 60-6934 (задняя часть фюзеляжа) и действующего макета SR-71A (носовая часть фюзеляжа)
Плюсы и минусы самолёта-разведчика
Плюсов машина имеет множество, иначе и быть не могло с самолетом, который опередил свое время на десятилетия. Эффективный сбор информации позволял окупать стоимость вылетов, но после того, как «Дрозд» перестал быть уязвимым, от него отказались.
Минусов тоже предостаточно, причем проявились они еще на стадии тестовых проверок:
- Машина очень сложна, что потребовало многочисленных не менее сложных доработок;
- При эксплуатации нужно постоянно проводить проверки, буквально 100-часовая эксплуатация влекла за собой проверки, занимавшие 16 дней для каждого ЛА, которые частично разбирались. Это не считая обязательных осмотров, которые проводились после каждого вылета;
- В воздухе часто случались чрезвычайные ситуации, в том числе с летальными исходами. Однако многих пилотов удалось спасти за счет использования современных катапульт.