Тренировка фехтовальщика вне зала

Содержание

В.

Фехтование шпагой

Главной особенностью шпаги является наличие сложной гарды, хорошо защищающей руку, именно эта гарда позволяет без риска для пальцев использовать защиты, основанные на коротких лаконичных движениях. Для сравнения, при фехтовании китайским мечом цзянь, имеющим клинок, аналогичный клинку боевой шпаги, в связи с минимальной гардой для защиты часто используются длинные размашистые движения, которые в европейском фехтовании характерны для полуторных мечей, а не для шпаги. Явное преобладание колющих ударов над всеми прочими объясняется тем, что гражданские шпаги были слишком легки для рубящих ударов, а боевые изначально применялись против противников в доспехах, поразить которых легче всего уколом в уязвимое место.

Испанская школа

Основная статья: Дестреза

В отличие от прочих региональных школ фехтования шпагой (фактически сохранившихся лишь в виде театрально-сценического фехтования) относительно успешно пережила соперничество с французской школой фехтования, перейдя в Филиппинские Боевые Искусства — в Арнис, Эскрима и Кали, где до сих пор широко преподаётся и носит испанское название исп. espada e daga (эспада и дага), с той разницей, что в филиппинском варианте вместо шпаги и даги используются мачете и нож.

Итальянская школа

Основная статья: Итальянская школа фехтования

См. также: Болонская школа фехтования и Венецианская школа фехтования

Именно итальянцы первыми создали принцип «убивать остриём, а не лезвием». В качестве второго оружия часто использовались кинжал или дага. Но могли использовать как кулачный щит, так и плащ, а опытные фехтовальщики умели фехтовать двумя шпагами одновременно.

Немецкая школа

Основная статья: Германская школа фехтования

Характерной особенностью является относительное обилие рубящих и режущих ударов. В качестве вспомогательного оружия рейтарами часто применялся тяжёлый кавалерийский пистолет (длиной чуть менее метра) с тяжёлым окованным навершием-противовесом, которым, удерживая за ствол, наносили удары, как дубинкой. Кроме того, в Баварии были популярны шпаги, одновременно являющиеся полуторными мечами, которыми можно нанести тяжёлый рубящий удар двумя руками, подхватив шпагу за «яблоко».

Английская школа

Основная статья: Английская школа фехтования

В качестве вспомогательного оружия были популярны как малый щит-кастет (именуемый баклер), так и кинжал/дага (в английском языке это одно и то же слово англ. dagger).
В начале развитие школы шло на использование лёгкого меча и щита-баклера, которые позже сменяются использованием палаша. Позже элементы из европейских школ фехтования начали появляться на островах Британии. Первыми трудами по английскому фехтованию принято считать трактаты сэра Уильяма Хоупа. В его работах можно было найти и приёмы, присущие французской школе, и чисто английские фехтовальные движения. Английская школа использовала и уколы, и удары, иногда предписывала различное оружие второй руки: от щита-баклера до пистолета, взятого за ствол.

Французская школа

Основная статья: Французская школа фехтования

Именно эта школа породила укороченный гранёный клинок и, постепенно вытеснив все другие школы фехтования, послужила основой для современного спортивного фехтования. Изначально французская шпага имела лезвия и большую длину, но облегчение шпаги сначала за счёт укорочения, а затем и потери лезвий, позволило фехтовать быстрее, чем противник с длинным, но тяжёлым клинком. При этом в эпоху Короля-Солнце, наряду с лёгкими трёхгранными шпагами, всё ещё продолжали существовать и использоваться полуторакилограммовые тяжёлые клинки метровой длины.

Время боя и количество уколов

Длительность состязания и максимальное число нанесённых ударов регулируется следующими правилами:

  1. Если турнир проходит по круговой системе, время схватки составляет 6 минут, а максимальное количество уколов — 5.
  2. Если турниры проходят по схеме прямого выбывания (когда осталось 16 или 32 участников в группах), то мужчины соревнуются до 10 ударов, а женщины до 8. При этом время схватки составляет 12 и 10 минут соответственно.
  3. Если количество ударов достигнет максимально допустимого (5, 10 или 8), то состязание завершается досрочно.
  4. Если используются сабли или рапиры, то при одинаковом количестве нанесённых ударов бой продолжается, пока не будет необходимой разницы в один укол. При этом по времени бой никак не ограничивается.

Фото 1. Укол шпагой во время соревнований (наносит спортсмен справа). За эти удары начисляются очки.

  1. Если время схватки истекло, а счёт при этом неравный, к примеру, 3:2, то количество ударов прибавляется, чтобы у фехтовальщика, который набрал большее число баллов оно увеличилось до 5, 8 или 10, в зависимости от системы начисления очков и от того, кто фехтует (мужчины или женщины).

Внимание! Если спортсмены соревнуются на шпагах и в итоге счёт «ничья», им обоим засчитывают поражение

Нанесение уколов

Бой ведётся по строгим правилам: один участник атакует, а второй отвечает защитой (отбивом), и только после этого может нападать, а первый защищаться.

Если спортсмены наступают на друг друга одновременно, то судья решает, что это была обоюдная атака.

В этом случае баллы за уколы аннулируются обоим фехтующим.

Вместо одновременного нападения, может быть также неверная тактика одного из участников. В этом случае балл аннулируется только спортсмену, допустившему ошибку.

Справка. Если в качестве оружия используется шпага, и уколы были сделаны практически одновременно (разница при этом составляет менее 1,25 секунды), судья засчитывает обоим участникам баллы.

Если в качестве защиты спортсмен выбирает контратаку, а не отбив, то за первую, фехтующий может получить очко только в том случае, если был перехват клинка противника в линии атаки или уколы (удары) в темп, которые останавливали нападение.

Шпага и рапира — что засчитывается

Если фехтующие дерутся на шпагах или рапирах, в качестве баллов им зачисляют только уколы, которые наносятся остриём оружия.

Фото 2. Конструкция шпаги для фехтования. Оружие состоит из рукояти, гарды, клинка и электрического наконечника.

Сабля — что засчитывается

Если в качестве оружия выбирается сабля, баллы участники поединка получают за уколы и удары, которые наносятся противнику остриём, лезвием, а также обухом.

Важно! Для всех видов оружия баллы дают только за уколы или тычки по той поверхности, которую разрешается поражать. В ином случае, неправильные удары или уколы прерывают поединок

Побеждает тот участник, который первым набрал 5, 8 или 10 очков (или больше, если бой продолжался до возникновения разницы в счёте после истечения времени схватки).

Мета

Спортивные рапира, шпага, сабля

Спортивная рапира, как уже говорилось в главе про боевую рапиру, не имеет отношения к своему «прототипу». Этот снаряд, «foil», появился сразу же для учебного фехтования в высшем свете. Ближе всего из реальных видов оружия к спортивной рапире стоит короткая шпага. Однако уже непосредственно от короткой шпаги произошёл другой снаряд, «épée» (эпэй, «меч» по-французски), то есть спортивная шпага. Спортивная шпага ближе к короткой шпаге, чем спортивная рапира. Со спортивной саблей всё проще, хотя тоже не совсем однозначно: есть мнение, что несмотря на современное название, ближе всего она к эспадрону.

Разумеется, за долгие годы развития спортивного фехтования как спорта тренировочное оружие преобразилось до неузнаваемости. В отличие от боевых прототипов, тренировочное оружие должно быть минимально травмоопасным – отсюда, например, неимоверная гибкость клинка и его лёгкость. Эта непохожесть спортивных мечей на настоящие привела, конечно, к изменениям в технике – нереально размахивать боевым эспадроном с той скоростью, с которой машут спортивной саблей.

Существуют различия как между конструкциями спортивных мечей, так и в правилах по фехтованию на них.

Рапира

Область поражения: только туловище, без головы и конечностей.Удары: только колющие.Клинок: четырёхгранный в сечении, очень гибкий.Средняя длина клинка: 85-90 см.Максимальная длина оружия: 110 см.Максимальная масса оружия: 500 г.Гарда: круглая, диаметр 12 см.Рукоять: помимо классической с лёгким изломом часто бывает пистолетной (ортопедической).

Шпага

Область поражения: всё тело.Удары: только колющие.Клинок: трёхгранный в сечении, более жёсткий, чем у рапиры и сабли, но гибкий по сравнению с боевым оружием.Средняя длина клинка: 90 см.Максимальная длина оружия: 110 см.Максимальная масса оружия: 770 г.Гарда: круглая, диаметр 13,5 см.Рукоять: обычно классическая прямая или с лёгким изломом, иногда бывает пистолетной.

Сабля

Область поражения: выше пояса, исключая кисти.Удары: колющие и рубящие.Клинок: трапециевидный или V-образный в сечении, гибкий, может иметься небольшой изгиб вперёд, а не назад, как у боевой сабли.Средняя длина клинка: 88 см.Максимальная длина оружия: 105 см.Максимальная масса оружия: 500 г.Гарда: овальная с дужкой.Рукоять: слегка изогнутая, классическая (не пистолетная).

В спортивном фехтовании на рапире и сабле, но не на шпаге, существует своеобразное правило приоритета атаки. Заключается оно в следующем: если фехтовальщик Артём атакует своего противника Зиновия, а Зиновий вместо защиты просто атакует Артёма, что приводит к обоюдному поражению, то очко засчитывается Артёму, а не Зиновию. Если же Зиновий проведёт не слишком удачное парирование и взаимное поражение всё-таки произойдёт, то оно так и зачтётся, после защиты приоритет не будет отдан Артёму. Целью этого правила является форсирование парирований и уход от обоюдных поражений, однако о его, скажем так, реалистичности можно спорить.

К глубокому сожалению множества людей, спортивное фехтование уже давно окончательно и бесповортно ушло от своих корней, сделавшись спортом. Это хороший спорт, сложный, интересный, полезный – но к фехтованию как к искусству владения длинным клинковым оружием он уже практически не имеет отношения.

В этом состоит одна из бед современного фехтования в широком смысле слова. Многие люди хотят научиться фехтовать, имея в виду искусство владения мечом. Но большинство из них знает только о спортивном фехтовании – а то, что происходит там, не похоже на искусство владения мечом. И в результате они либо не идут заниматься никаким фехтованием вовсе, либо идут в спортивное, занимаются не тем, чем хотели бы и в итоге разочаровываются. Прочие разновидности фехтования, за исключением разве что японского кендо, пока что воспринимаются в обществе как нечто маргинальное. Прогресс в популяризации иных видов фехтования присутствует, но не слишком заметный.

Литература

  • Соколов Н.В. Начертание правилъ фехтовального искусства с рисунками в пяти частяхъ / помощн. главного фехтовального учителя Отдельного Гвардейского корпуса Н.В.Соколов. — Санкт-Петербург, 1843. — 178 с.
  • Олсуфьев, Владимир Александрович. Рубка и фехтование / В. Олсуфьев. — Санкт-Петербург: В. Березовский, 1904. — 31 с.
  • Аркадьев В. А. Фехтование. — М.: ФиС, 1959.
  • Бабенко О. Б. Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве. — СПб., 1996.
  • Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. — М.: ФиС, 1967.
  • Круглов А. Н. Фехтование в Западной Европе и Японии: духовные и философские основы. — М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000.
  • Мишенев С. В. История европейского фехтования. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  • Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Amberger, Johann Christoph (1999). The Secret History of the Sword. Burbank: Multi-Media. ISBN 1-892515-04-0
  • Evangelista, Nick (1996). The Art and Science of Fencing. Indianapolis: Masters Press. ISBN 1-57028-075-4
  • Сальников А. В., Гульченко Е. А. Становление и развитие европейского шпажносабельного боевого фехтования XV—XVIII веков //Science Time. — 2014. — №. 3 (3).
  • Сохо Т. Письма мастера дзэн мастеру фехтования //Евразия, СПб. — 1998.
  • Прокопчик Е. И. ФИОРЕ ДЕИ ЛИБЕРИ-АВТОР СРЕДНЕВЕКОВОГО ТРАКТАТА ПО ФЕХТОВАНИЮ. — 2017.
  • Тантаро С. Дзен и фехтование. — 1991.

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Школы фехтования

Венецианская школа фехтования

Демонстрация работы с мечом и кинжалом. Николетто Гиганти

Венецианская школа фехтования — обобщающий термин служит для определения стиля фехтования, возникшего в городе Венеции в начале XII века, и просуществовавшего до начала XIX века.

Венецианцы были мастерами искусства и делились со своими коллегами из Болоньи основными принципами фехтования; эти школы стали известными как Болонская или Венецианская школа.

В венецианском фехтовании впервые настолько подробно были описаны свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. С таким подходом фехтовальщик имел представление о том, что сейчас называется «центром удара». Было предложено определённое разделение меча. Клинок делился на четыре части, первые две — начиная от эфеса следует использовать в защите; третью, около центра удара, для удара; а четвертую, у острия, для укола.

Ярким представителем Венецианской школы фехтования является Николетто Гиганти — венецианский мастер фехтования XVII века. Он прославился трактатом «Scola, overo, Teatro».

Генуэзское фехтование

Генуэзский абордажный меч (XVII—XIX в.)

Генуэзское фехтование — это определённый вид ведения морского и сухопутного клинкового боя, который берет свои истоки в государстве Генуя с X века, с применением особых видов клинков, которые свойственны исключительно генуэзской фехтовальной традиции. Генуэзское фехтование предполагает использование и других видов холодного оружия, например, захваченных у противника в бою. Характерными особенностями и отличительными чертами генуэзского фехтования от других видов фехтования являются логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле. Такими моделями являются движения, повторение поворота штурвала корабля, поворота рулей корабля, тяговые движения канатов, уход за текелажем и парусами. В связи с этим повседневно выполнение судовой роли на корабле одновременно становится тренировкой фехтовальных движений и позволяет моряку не затрачивать дополнительное время на тренировки в ходе длинных морских переходов.

Основные виды клинков, с которыми применяется техника генуэзского фехтования: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш.

Неаполитанское фехтование

Трактат по Неаполитанскому фехтованию. Франческо Антонио Маттей («Della scherma napoletana discorso primo . Doue sotto il titolo dell’impossibile possibile si proua che la scherma sia scienza e non arte … Del signor Francesco Antonio Mattei» Francesco Antonio Mattei)

Демонстрация Неаполитанского фехтования из трактата «La scienza della scherma esposta da Blasco Florio.Tipografia del R. ospizio di beneficienza», 1844

Неаполитанское фехтование — стиль фехтования, который возник в городе Неаполе в начале XV века. Неаполитанская школа фехтования считается одной из самых сильных школ фехтования в Италии. .
Неаполитанское фехтование — это близнец сицилийского фехтования, отличительной особенностью является более короткие движениями. В этом стиле фехтования присутствует серия испанских ударов, с помощью которых также имитируется и оружие. Имеет свою собственную боевую позицию. Это фехтование основано на принципах и способах действия животных, то есть в основе неаполитанского фехтования лежат логические модели животных, на которых потом строится техника. Техника этого стиля фехтования с гордостью смешана с весельем и танцами, чем отличались неаполитанцы .

Примечания

  1. ↑ European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  2. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», страницы 236—253 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  3. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  4. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword»,, раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  5. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, главы «Degen» и «Dolch»
  6. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, глава «Dolch»
  7. European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  8. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  9. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и X «The Military Sword of the Seventeenth Century»
  10. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и XIV «The SmallSword»
  11. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «Four Families of Swords», страницы 126—127, в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  12. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  13. Бакал Д. С. и др. Большая олимпийская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 586.

История фехтования

Фехтовальный щиток «боче», начало XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кинжал для левой руки дага, мастер Педро Вельмонте, Толедо, ок. 1610 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Боевое фехтование — в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, рапирой, саблей, кинжалом, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 5-11 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин в образовательной программе дворянина-рыцаря. Первый дошедший до нас учебник фехтования — Фехтбух из Тауера, относится к XIII веку, то есть был написан за два века до шпаги, которая появилась в XV веке. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.

В массовой культуре

Примечания

  1. Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 99. — ISBN 5-902863-10-4.
  2. Фактически завод изготавливал только механизмы, корпус корабля строился на Путиловском заводе.
  3. Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 96-97.
  4. Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 208.
  5. Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 209.
  6. Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 98.

Основные правила спорта

Бои на шпагах максимально приближены к условиям реального поединка. Действуют следующие правила:

  1. В отличие от поединков на рапирах и саблях, в фехтовании на шпагах можно наносить удар практически в любую часть тела, кроме затылка.
  2. Балл получает тот участник, кто раньше нанесёт укол сопернику. Разница при этом составляет 0,04—0,05 сек. Она измеряется с помощью специального электрического фиксатора.
  3. Если интервал меньше, по очку начисляется каждому спортсмену. Исключение — в конце боя при равном счёте.
  4. Электрофиксатор зарегистрирует укол, и участник получит балл в том случае, если давление на наконечник будет составлять не менее 7,35 Ньютона.
  5. После произнесения судьёй команды «Стой!» уколы не засчитываются никому.

Важно! В шпажном варианте отсутствует правило приоритета, когда противники атакуют и защищаются поочерёдно. Здесь уколы могут наноситься одновременно и при этом баллы за них начисляются обоим участникам поединка

Основные приёмы

  1. Выпад: используется чаще всего для нанесения уколов. Исходное положение — фехтовальная стойка. Нужно выпрямить боевую руку перед собой, и сразу же оттолкнуться задней ногой. Рука без шпаги при этом уходит назад.

Фото 1. Выпад фехтовальщика (выполняет спортсмен справа) во время боя. Этот прием нужен для того, чтобы дотянуться шпагой до противника.

  1. Перевод: концом оружия делается полукруг вокруг оружия соперника.
  2. Захват — более сложный, чем предыдущие: одновременно делается перевод и шаг вперёд. Сразу после, ставится защита и делается выпад. Все эти действия выполняются очень быстро, чтобы был эффект неожиданности для соперника.
  3. Батман — приём похож на захват, но вместо перевода наносится резкий и короткий удар по оружию противника, цель которого — увести его клинок в сторону.
  4. Флеш-атака: выпрямить руку со шпагой и потянуться вперёд за ней. Когда вот-вот начнётся падение, оттолкнуться впередистоящей ногой и сделать скрестный шаг.

Виды защиты от уколов противника

Чтобы не получать, уколов от противника, применяют несколько видов защиты. Суть заключается в том, чтобы шпага соперника прошла по оружию защищающегося, и её острие в итоге оказалось в стороне. После этого обычно наносится ответный удар. Существуют три основных типа защиты:

  1. Шестая защита: не даёт сопернику уколоть руку с оружием и её предплечье. Запястье боевой руки смещается немного вправо, если участник — правша.
  2. Четвёртая защита: защищает от уколов сам корпус. Запястье боевой руки смещается влево для правшей и вправо — для левшей.
  3. Восьмая защита: участник защищает свои ноги. Нужно сделать шестую защиту, а потом опустить острие оружия вниз.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг – для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

На вооружении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector