Фокке-вульф

Дизайн и развитие

В 1937 годе Германское министерство авиации выпустила спецификацию для ближнего, три-местного самолета – разведчика с хорошим видом поддержки всестороннего немецкой армии в поле, заменив Henschel Hs 126 , который только поступил на службу. Указана мощность около 850-900 л.с. (630-670 кВт). Спецификация была выдана Арадо и Фокке-Вульф . Конструкция ARADO, тем Ar 198 , который был изначально предпочтительным вариантом, был относительно обычного одномоторный высокого крыла моноплана с застекленной гондолой под фюзеляжем. Главный конструктор Фокке-Вульфа Курт Танк дизайн «s, то Fw 189, был дизайн двухбалочный, питание от двух Argus Как 410 двигателей вместо с ожидаемым одним двигателем. В качестве «твин-бум» дизайн , как ранее голландский Fokker GI с 1938 года Fw 189 используется центральная гондола экипажа для его размещения экипажа, который для Fw 189 будет разработан с сильно глазурованной и обрамлении «бесступенчатым» кокпит передней секции , который не использовал отдельную ветровое стекло панели для пилот – сигнала (как и во многих немецких средних бомбардировщиках с 1938 годом). Blohm & Voss , однако, предложил в качестве частного предприятия что – то еще более радикальной: главный конструктор доктор Ричард Фогт уникальным асимметричным «s BV 141 . Заказы были размещены на трех опытных образцов, каждый из конструкций Арадо и Фокке-Вульф, в апреле 1937 года.

Fw 189 был произведен в больших количествах, на заводе Focke-Wulf в Бремене , в Бордо-Мериньяк авиазаводе ( Avions Marcel Bloch фабрики «s, который стал Dassault Aviation после войны) в оккупированной Франции, затем в Aero Vodochody авиазавод в Праге , оккупировали Чехословакию . Общий объем производство было 864 самолетов всех вариантов.

«Прорывные решения»

ЦКБ-26 создавался для поражения объектов военной и хозяйственной инфраструктуры противника. Однако в отличие от фронтовой (оперативно-тактической) авиации дальние бомбардировщики были предназначены для выполнения боевых задач в глубоком тылу неприятеля, за сотни и тысячи километров от позиций своих войск.

Как отмечают эксперты, ЦКБ-26 был во многом экспериментальным самолётом и не являлся полноценной боевой машиной. Работы над его совершенствованием привели к созданию модели ДБ-3, уже подходившей для массового серийного производства.

  • Пилот ДБ-3 ВВС СССР
  • Facebook

В августе 1936 года ильюшинский бомбардировщик был принят на вооружение ВВС Красной армии. Его производство развернулось на предприятиях в Москве, Воронеже и Комсомольске-на-Амуре. В авиационных частях СССР новые машины заменяли тихоходные и маломанёвренные туполевские бомбардировщики ТБ-3.

ДБ-3 получился достаточно компактной машиной, обладая при этом хорошей для того времени грузоподъёмностью. В зависимости от дальности расположения цели и погодных условий самолёт мог взять на борт 1—2 т боеприпасов. Длина детища Сергея Ильюшина составляла — 14,22 м, высота — 4,19 м.

К тому же новый бомбардировщик отличался высокой для своего класса скоростью — ДБ-3 мог разгоняться до 390 км/ч. По мнению Владимира Попова, скоростные характеристики советского самолёта вполне удовлетворяли требованиям к такому типу авиатехники в конце 1930-х и первой половине 1940-х годов. 

«В ЦКБ-26 или ДБ-3 было реализовано немало прорывных технологических решений. Ильюшину удалось разработать скоростную и манёвренную машину, способную к тому же поднимать в воздух большой объём боеприпасов. Отдельных комплиментов заслуживают аэродинамика и надёжные конструкции, которые использовались для сборки ДБ-3», — рассказал Попов.

Также по теме

«Чёрная смерть»: как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны

29 декабря 1940 года состоялся первый полёт легендарного советского штурмовика Ил-2 под управлением лётчика-испытателя Владимира…

Новый бомбардировщик оснащался двигателем М-86 мощностью 960 л. с.

Высокие лётные и эксплуатационные характеристики самолёта были подтверждены в 1938—1939 годах, когда советские пилоты совершили дальние беспосадочные перелёты из Москвы на Дальний Восток и в Северную Америку через Атлантический океан.

Между тем Ильюшин продолжал совершенствовать своё детище. В конце 1930-х годов для нужд авиации Военно-морского флота СССР был разработан ДБ-3Т. Данный самолёт предназначался для уничтожения кораблей противника с помощью торпедного вооружения. Также он мог применяться в качестве дальнего морского разведчика.

В мае 1939 года Коккинаки поднял в небо модификацию ДБ-3Ф с улучшенной аэродинамикой и более мощным двигателем. Обновлённый бомбардировщик мог развивать скорость до 445 км/ч. 

К недостаткам ДБ-3 эксперты относят проблемы с поддержанием устойчивости во время горизонтального полёта и уязвимость при атаках вражеской истребительной авиации. Как отметил в разговоре с RT член ассоциации военных историков Второй мировой войны Дмитрий Хазанов, ильюшинские машины нуждались в прикрытии, обеспечить которое ВВС Красной армии могли не всегда.

«С моей точки зрения, оборонительного вооружения у ДБ-3 было недостаточно. Экипаж с трудом мог отбиться от истребителей, хотя попытки усилить вооружение для самообороны предпринимались. Например, ДБ-3 удалось оснастить тремя огневыми точками: башенный стрелок, подфюзеляжная турель и пулемёт в носовой части. Но и этого оказалось мало», — говорит Хазанов.

Общие сведения

Конструкция и производство

В 1937 году, министерство авиации Германии (Reichsluftfahrtministerium) выпустило техническое задание на тактический самолёт-разведчик-корректировщик с оптимальными возможностями обзора. Подрядчиками стали компании «Арадо», «Фокке-Вульф» и «Гамбургер Флюгцойгбау». «Фокке-Вульф» разработала альтернативную схему самолёта, названного Fw 189. Самолёт был создан инженером Э. Козелом во главе с конструктором К. Танком, с применением ряда стандартных конструктивных решений, улучшающих обзор, технологичность, аэродинамику, многофункциональность и надёжность самолёта. Было принято решение использовать два небольших двигателя «Аргус 410» французского производства, и установить их на консоли крыла. Две хвостовые балки сделали аэродинамическим продолжением мотогондол этих двигателей. Хвостовые балки оканчивалась килями, между которыми находилось горизонтальное хвостовое оперение. Центральная гондола предназначалась для экипажа. Она была каплевидной формы, практически вся остеклена. Под аббревиатурой BV 141 фирма «Бломм+Фосс» предложила свой проект самолёта-разведчика, отличающейся радикальными идеями асимметричного планера, мощным дефицитным двигателем и, кроме того, «Бломм+Фосс» значительно отстала от «Фокке-Вульф» в производстве предсерийных образцов, что стало причиной отказа от его массового выпуска. Для отработки штурмового варианта использовали первый прототип. В конце 1938 года его сняли с лётных испытаний и вернули на завод, где заменили центральную гондолу новой, гораздо меньших размеров. По сути, она представляла собой бронированную капсулу, едва вмещавшую пилота и стрелка, сидевших спина к спине. Пилот глядел вперед через крошечное бронестекло в откидываемом назад колпаке. Стрелок вел огонь из пулемёта MG15 через небольшую бойницу с использованием бронированного визира. Модифицированный прототип получил обозначение Fw 189V1b. Обзор с места пилота был неудовлетворительным, а стрелок не видел атакующий истребитель даже в хвосте своего самолёта! В результате Fw 189V1 b вернули на завод для проведения доработок. Площадь остекления кабины пилота увеличили, а прицел стрелка заменили на амбразуру, улучшившую обзор назад, но обзор в стороны оставался неудовлетворительным. После внесения изменений Fw 189V1ta проходил испытания вместе с конкурентами Hs 129V2 и V3. Эти полёты показали, что весьма компактный одноместный самолёт «Хеншеля» представлял собой меньшую цель для ПВО, но у него обзор с рабочего места лётчика оказался ещё хуже, чем у 189-го «Фокке-Вульфа», и если управляемость Fw 189V1b была плохой, то у Hs 129 она была вовсе отвратительной. В итоге Техническое управление признало победителем Hs 129, но на этом история штурмового варианта Fw 189 не закончилась. В конце 1942 года появился своеобразный «эрзац-штурмовик» Fw189A-4, выпущенный в небольшом количестве. Эта машина сохранила остекленную гондолу разведчика, но крыльевые пулемёты MG17 были заменены двумя 20-мм пушками MG FF. Кроме того, двигатели, топливные баки и частично кабину экипажа прикрыли снизу тонкой бронёй.

Fw 189 производился в больших количествах, выбор пал на завод фирмы Aero в Праге-Высочанах, который уже в 1941 году стал основным предприятием по выпуску тактических самолётов-разведчиков. В том году бременский завод сдал 99 Fw 189А, а пражский — 151 самолёт. При этом завод «Аэро» производил также учебные Аr 96, оснащаемые теми же двигателями As 410. Производство моторов было налажено на месте — их выпускало предприятие компании Walter в Праге-Йинонице. Ещё два предприятия, находившиеся в Праге и её окрестностях, поставляли комплектующие: завод Praga концерна ČKD (во время оккупации Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG) — центропланы, элероны, закрылки, тяги управления механизацией крыла, а фирма Letov (Летняны) — хвостовые балки и оперение. Первый собранный в Праге Fw 189А (Wr. Nr. 2051) был готов 12 марта 1941 году. А 4 июня самолёт лично облетал специально прибывший на завод Курт Танк. В общей сложности было построено 864 единиц Fw 189.

2.

Создавался самолет для разведки.
Главной особенностью Focke-Wulf Fw 189 Uhu стала конечно же его необычная конструкция с двумя двигателями и двумя хвостовыми балками. Экипаж машины располагался в центральной гондоле между ними. Испытания первой модели выявили большое количество конструктивных недостатков. Фактически все они были устранены в результате последовавших доработок. В итоге свой первый нетестовый полет машина совершила 23 июля 1938 года. На вооружение самолет поставили официально уже после начала Второй мировой войны — 11 мая 1940 года. Использовалась «Рама» до конца 1940-х. Помимо немецких Люфтваффе, Fw 189 в небольшом количестве состоял на вооружении Болгарии и Венгрии. Всего было сделано 845 таких машин. Экипаж Fw 189 составлял три человека. Габариты самолета – 12х18.4х3.1 метра. Максимальная взлетная масса – 4 175 кг.

Конструкция

Фокке-Вульф.189 был технологически совершенным самолетом того времени. При производстве машины использовались легкие сплавы металлов. Планер, хвостовое оперение, мотогондолы изготавливались из металла. Только рули и элероны обтягивались полотном, но это нисколько не мешало FW.189 оставаться очень живучей машиной.

Устроенная по принципу установки съемных панелей из плоского стекла, она обеспечивала достаточный обзор для разведки.

Кресло пилота сильно смещалось в левую сторону, так как по правую руку, чуть позади, предусматривалось место штурмана-радиста. Он мог вести сброс бомб на позиции противника с помощью оптического прицела.

Единственным минусом для штурмана являлось кресло без спинки, поэтому сидеть долго было довольно проблематично. Кроме того, при отбитии атак противника на штурмана-радиста возлагались функции стрелка, так как он мог вести огонь из верхней огневой точки самолета.

В задней части кабины на матрасе предусматривалось место для стрелка-бортмеханика. Он нес ответственность за защиту задней полусферы от атак вражеских истребителей.

Уязвимее всего кабина была при атаке снизу.

Шасси самолета убирались сразу после взлета. Два передних колеса складывались гидросистемой и убирались в мотогондолы. Ниши шасси закрывались створками, для лучшей аэродинамики планера. Заднее колесо уходило влево и располагалось на горизонтальном оперении хвостовой части.

На самолеты ставились 12-цилиндровые V-образные двигатели марки Argus. Охлаждение воздушное, развиваемая мощность на взлете 465 лошадиных сил. В полете двигатели развивали мощность 380 лошадиных сил.

За каждым из двигателей предусматривались, защищённые противопожарными перегородками, масляные (по 19 литров) и топливные баки (по 220 литров). Важнейшей характеристикой нового самолета-разведчика была возможность подниматься на большую высоту.

Заявленные цифры составляли 7300 метров, но при необходимости самолет поднимался до 8000 метров, поэтому кабина снабжалась кислородной системой. Баллоны с кислородом располагались в крыле за пулемётами.

Вооружение FW.189:

  1. Пулеметы MG-15 калибра 7,92 мм в линзовых установках. Огневые точки располагались сверху центральной гондолы и сзади неё. Задняя полусфера защищалась особенно хорошо, поэтому лучшей оборонительной позицией можно было считать отворачивание самолета от лобовой атаки. В задней части кабины ставилась турель Икария, с наведением посредством электропривода, но прицеливание осуществлялось вручную.
  2. Два пулемета MG-17, под патрон 7,92 мм, устанавливались неподвижно в центроплане. Использовались они для поддержки сухопутных войск и в воздушном бою.
  3. Фокке-Вульф.189 мог нести 4 бомбы весом до 50 килограмм. Известно, что самолёт мог использоваться в качестве бомбардировщика, поэтому кроме бомб в специальные балочные держатели можно было поместить выливные приборы (например, для химической атаки) или контейнеры с . А также ФВ.190 мог нести две бомбы 100 кг калибра.

С FW.189-A2 оборонительное вооружение составляли более совершенные пулемётные спарки MG.81Z, они обладали большей скорострельностью, чем MG15 и значительно усилили обороноспособность корректировщика от атак истребителей.

FW.189 прежде всего разрабатывался для использования как разведчик и корректировщик. По этой причине в салоне центральной гондолы мог устанавливаться ряд фотографического оборудования для аэрофотосъемки: Rb 20/30, Rb 50/30. Rb 21/18 или Rb 15/8. Нередко один из членов экипажа работал ручными камерами Hk 17,5 или Hk 19.

External links

Focke-Wulf Aircraft Corporation (Focke-Wulf Flugzeugbau Aktiengesellschaft)
Fighters  Fw 190 A-1 · Fw 190 A-4 · Fw 190 A-5 · Fw 190 A-5 · Fw 190 A-5/U2 · Fw 190 A-8 · Fw 190 C · Fw 190 D-9 · Fw 190 D-12 · Fw 190 D-13 · Fw 190 F-8
Tank Fighters  Ta 152 C-3* · Ta 152 H-1* · Ta 154 A-1*
Bombers  Fw 189 A-1 · Fw 200 C-1
Export  ▅Fw 190 A-5
Captured  ▃Fw 190 A-8 · ▂Fw 190 D-9 · NC.900
  * In 1944, the Germany Air Ministry changed new fighter aircraft designation to that of the chief designer. Kurt Tank was the chief designer at Focke-Wulf and later aircraft he designed were given the prefix of Ta.
Germany bombers
Arado  Ar 196 A-3
Blohm & Voss  BV 238
Dornier  Do 17 E-1 · Do 17 Z-2 · Do 217 E-2 · Do 217 E-4 · Do 217 K-1 · Do 217 M-1
Focke-Wulf  Fw 189 A-1 · Fw 200 C-1
Henschel  Hs 123 A-1
Heinkel  He 111 H-3 · He 111 H-6 · He 111 H-16 · He 177 A-5
Junkers  Ju 87 B-2 · Ju 87 R-2 · Ju 87 D-3 · Ju 87 D-5 · Ju 88 A-1 · Ju 88 A-4 · Ju 188 A-2 · Ju 288 C
Messerschmitt  Me 264
Savoia-Marchetti  ▀S.M.79 serie 1 · ▀S.M.79 B · ▀S.M.79 serie 4 · ▀S.M.79 serie 8
  ▀S.M.79 AS · ▀S.M.79 bis/N · ▀S.M.79 bis/T.M
Trophies  ▀Wellington Mk Ic
Germany premium aircraft
Fighters  He 51 B-2/H · He 112 B-1/U2 · He 112 B-2/U2 · Flegel’s Bf 109 A · Bf 109 E-7/U2 · Bf 109 G-2 · Fw 190 C · Fw 190 D-13
  ▀Marcolin’s C.R.42 CN · ▀Hawk H-75A-2 · ▀Yak-1B · ▀La-5FN · ▀P-47D-16 RE · ▀P-47D · ▀Tempest Mk V
Twin-engine fighters  Bf 109 Z · Bf 110 C-6 · Do 335 B-2 · He 219 A-7 · Ju 388 J · Ta 154 A-1
Jet fighters  Sea Hawk Mk.100 · ▀G.91 R/4
Attackers  Hs 129 B-2 (Romania) · ▀IL-2 (1942)
Bombers  Ar 196 A-3 · BV 238 · Fw 189 A-1 · Ju 288 C · ▀Wellington Mk Ic
Winter events
2020  Operation W.I.N.T.E.R.
Pilot stars  Ro.57 Quadriarma · MiG-21PFM
Tanker stars  E.B.R. (1954) · Class 3 (P)
Sailor stars  Type K-8 (1942) · USS Baltimore (CA-68)
2019  Operation F.R.O.S.T.
Pilot stars  TIS MA · J6K1
Tanker stars  QF 3.7 Ram · Merkava Mk.2B
Sailor stars  94 ft PT-811 · Type 1924 Jaguar
2018  Festive Quest
Pilot stars  M.B.152C1 · Fw 190 C
Tanker stars  SU-85A · T30
Christmas Lights  P-43A-1 · Comet I «Iron Duke IV»
2017  Festive Quest
Pilot christmas toys  P-40C · NC.900
Tanker christmas toys  AEC Mk II · Ersatz M10
Christmas Lights  Fw 189 A-1 · KV-2 (1940)
2016  Winter Holiday
Pilot stages  Ki-21-I hei · Me 262 A-2a
Tanker stages  ▃LVT(A)(4) ZIS-2 · ▂Type 62
2015  War Thunder Fulfills Your Wishes!
Pilot reward  ▂P-63C-5
Tanker reward  VK 45.01 (P)
2014  Holiday War Thunder Marathon!
Pilot reward  I-301
Tanker reward  M8A1
2013  Winter Magic!
Rewards  TB-3M-17-32 · XF5F

Тактико-технические характеристики

Схема самолёта Fw 189A-1.

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Fw 189A-2:

Источник данных: Харук А., 2011, стр. 76.

Технические характеристики
  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 12,0 м
  • Размах крыла: 18,4 м
  • Высота: 3,1 м
  • Площадь крыла: 36,8 м²
  • Масса пустого: 2 832 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3 955 кг
  • Максимальная взлётная масса: 4 175 кг
  • Объём топливных баков: 440 л
  • Силовая установка: 2 × 12 цилиндровых воздушного охлаждения Argus As 410A-1
  • Мощность двигателей: 2 × 465 л.с. (2 × 342 кВт)
  • Диаметр винта: 2,6 м
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 347 км/ч на 2 400 м
  • Крейсерская скорость: 323 км/ч на 2 400 м
  • Практическая дальность: 670 км
  • Продолжительность полёта: 2,16 ч
  • Практический потолок: 7 300 м
  • Длина разбега: 240 м
  • Длина пробега: 300 м
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  
    • наступательное: 2 × 7,92 мм пулемёта MG-17 в крыле по 500 патр. на ствол
    • оборонительное: 2 × 7,92 мм пулемёта MG-81Z (турельная спарка) боекомплект 2 000 патронов
  • Бомбы: 4 × 50 кг

Спутники Андромеды

Статистика производства различных модификаций

Модификация 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Итого
FW 190V-1 4 4
FW 190A-0 24 24
FW 190A-1 104 104
FW 190A-2 96 330 426
FW 190A-3 509 509
FW 190A-4 974 974
FW 190A-5 29 1723 1752
FW  190А-6 1032 160 1192
FW 190A-7 146 555 701
FW 190A-8 6417 180 6597
FW 190A-8/Ul(FW 190S) 58 58
FW 190A-9 750 160 910
FW 190B 3 3
FW 190C 5 5
FW 190D-9 865 940 1805
FW 190D-ll 20 20
FW 190D-13 1 1
FW 190F-1 30 30
FW 190F-2 271 271
FW 190F-3 250 250
FW 190F-8 386 1 387
FW 190F-9 2 2
FW 190G-2 601 601
FW  190G-3 150 150
FW 190G-8[] 1793 1432 3225
SNCAC NC 900 64 64
Общий итог 4 128 96 1880 4173 10986 2798 20065

Данные выпуска ФВ-190 приводятся по статье Ю.В. Кузьмина «Сколько же было FW 190″//Легенды и мифы авиации. Вып. 5. Из истории отечественной и мировой авиации : сб. ст. / . — М., 2013. , с.163-164 []
небольшие сборочные цеха []
двухместный учебный вариант []
Georg Brutting; Peter Supf. Das Buch der deutschen Fluggeschichte. 3, Die grosse Zeit der deutschen Luftfahrt bis 1945, 1979 (третье издание — 2008), ISBN 978-3-7956-0289-5. []
Georg Brutting; Peter Supf. Das Buch der deutschen Fluggeschichte. 3, Die grosse Zeit der deutschen Luftfahrt bis 1945, 1979 (третье издание — 2008), ISBN 978-3-7956-0289-5

[]
Построены после освобождения Франции: 40 для ВВС Франции и 24 для ВМС Франции []
К данным о выпуске G-8 надо относиться осторожно []

Боевое применение

В ВВС ВС Германии (вермахте) самолёт Fw 189 назвали «Летающим глазом» («Flugauge»). В советских войсках его прозвали «Рама» за характерный внешний вид. Самолёт интенсивно использовался на Восточном фронте, где значительно преуспел как тактический разведчик и наводчик. Также FW-189 применялся против советских партизан в Белоруссии и на Украине. На Западном фронте этот тип самолёта практически не применялся.

У советских солдат существовала примета: прилетела «рама» — жди бомбардировщиков. Как правило, сразу после пролёта разведчика по обнаруженным целям наносился артиллерийский или бомбовый удар.

Несмотря на хрупкий вид и откровенно низкую скорость, Fw 189 обладал хорошей манёвренностью на больших высотах и был там весьма сложной целью для истребителей. Пилот самолёта мог легко уклониться от атаки истребителей, осуществляя горизонтальные манёвры, за которыми не могли следовать набирающие высоту истребители. Благодаря великолепному обзору и большим секторам обстрела воздушные стрелки разведчика имели все возможности сбить атакующий истребитель. Советские авианаставления рекомендовали не вести с «рамой» бой на виражах, а производить отдельные атаки, желательно из облаков или со стороны солнца.

Живучесть у самолёта также была отменная. Например, 19 мая 1942 года над Таманью на высоте около 4 тыс. метров пара МиГ-3 атаковала одиночный Fw 189А. Советские истребители поразили левый мотор необычного противника, с удовлетворением наблюдая, как после нескольких очередей он отвалился от самолёта. Уверенные в одержанной победе, «МиГи» удалились, однако тяжело повреждённая машина все-таки «доковыляла» до своего передового аэродрома. Бывало, что самолёт возвращался с задания, получив таранный удар и лишившись части вертикального оперения.

В конце марта 1945 года небольшое количество Fw 189А все ещё сохранялось в составе формирований ночных разведчиков 1.(Н)/31, 1.(Н)/12, 1.(Н)/13 и некоторых других. Они продолжали выполнять боевые вылеты практически до последнего дня войны в Европе, хотя и очень ограниченно. Так, в ночь на 17 апреля в налёте на позиции советских войск принял участие 21 самолёт из состава авиагрупп NAGr.2 и 15, шестнадцать из которых были «рамами». В налете 19 апреля участвовали два Fw 189А вместе с несколькими Bf 109 и Bf 110 из NAGr. 15. На южном участке Восточного фронта до самого финала войны действовали «рамы» из формирования 1 .(Н)/41. Последнюю потерю «рамы» в боевом вылете зафиксировали 8 мая 1945 года — это был самолёт, принадлежавший штабу авиагруппы NAGr.5.

Фокке-Вульф Fw 190 – видео

https://youtube.com/watch?v=0DDLQQMaFb8

Начальство и конструкторы сочли второй вариант более перспективным и в конечном счете остановили выбор на звездообразном двигателе. Первый опытный образец нового самолета поднялся в воздух в июне 1939 г. В 1940-м на аэродроме в Рехлине проходила испытания версия Фокке-Вульф Fw 190A-0, оснащенная новым 14-цилиндровым звездообразным BMW 801. Машины первой крупной партии, поступившие на вооружение Люфтваффе, носили индекс Fw 190А-1 и оснащались 1194-кВт (1600 л.с.) двигателями BMW 801С (к маю 1941 г. летные части получили 100 единиц Fw 190А-1). Однако, несмотря на то, что пилоты по достоинству оценили летные характеристики машины, ее простоту и удобство в управлении, — Fw 190A-1 превосходил имевшийся в распоряжении КВВС «Спитфайр» V, — они критиковали истребитель за недостаточно мощное вооружение, состоявшее всего из четырех 7,9-мм пулеметов.

Конструкторы поспешили исправить оплошность. Так появилась модификация А-2, оснащенная двумя установленными в корневых частях крыльев 20-мм пушками MG FF и двумя пулеметами MG 17, за что, правда, пришлось заплатить некоторым снижением максимальной скорости, которая теперь составляла 614 км/ч.В появившемся в начале 1942 г. варианте А-3 по-прежнему сохранялась тенденция усиления вооружения: машина получила еще две пушки; был также применен более мощный двигатель — 1269-кВт (1700 л.с.) BMW 801DG. Одновременно появилась версия штурмовика, A3/U1. Поступившая на вооружение Люфтваффе к осени А-4, благодаря 1567-кВт (2100 л.с.) двигателю BMW 801D-2, форсированному за счет впрыска воды во всасывающие трубопроводы, развивала скорость 670 км/ч. Имевшиеся у КВВС «Спитфайр» IX и только что появившийся «Тайфун» не могли тягаться с Fw 190А-4, что в результате стоило КВВС 92 истребителей, которые были потеряны во время Дьеппской операции. Fw 190 все чаще задействовались как истребители-бомбардировщики, вооруженные бомбами, реактивными снарядами и даже торпедами (Fw 190А-5/U-15), хотя Фокке-Вульф не забывал и основной своей специальности — перехватчика.

Fw 190 серий «В» и «С» не были особенно удачными, однако серия «D», особенно самолет версии D-9, оснащенный 1323-кВт (1776 л.с.) рядным двигателем Юнкерс Юмо 213А-1, стал лучшим немецким истребителем, массово выпускавшимся во время Второй мировой войны. «Дора-Девять» имел на вооружении две 20-мм пушки MG 151 и два 13-мм пулемета MG 131, что позволяло ему превосходить огневой мощью Р-51 «Мустанг». Однако появившийся в августе 1944 г. самолет не мог уже спасти положения и вернуть Германии, отчаянно страдавшей от нехватки стратегически ценных для военной промышленности материалов и недостатка пилотов, господство в воздухе. Машины серии «F» и «G» задумывались и разрабатывались как специализированные штурмовики для непосредственной поддержки действий сухопутных частей на поле боя. Последняя модификация носила индекс Та 152 и являлась вариантом высотного перехватчика Fw 190 серии «D» с большим размахом крыльев, усиленным вооружением и форсированным двигателем Юмо 213Е/В (максимальная скорость этой модели составляла 760 км/ч на высоте 12 500 м), названного Ta в честь своего конструктора Курта Танка.

История знамени в России

Ссылки

Media

Машины на базе Panzerkampfwagen II

  • Marder II (Sd.Kfz. 132)
  • Marder II (Sd.Kfz. 131)
  • Wespe (Sd.Kfz. 124) — 105-мм лёгкая полевая самоходная гаубица
  • Sturmpanzer II Bison — 150-мм самоходное орудие sIG 33
  • Beobachtungswagen II Ausf C — почтовая/командирская бронемашина
  • Munitionsschlepper II — войсковой тягач
  • PzKpfw (Flammpanzer) II Flamingo (Sd.Kfz. 122) (Ausf D/E) — огнемётный танк
  • Brückenleger auf PzKpfw II Ausf b — лёгкий кабелеукладчик (были произведены 1 или 2 такие машины в 1939 году)
  • Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — разведывательный танк
  • Schwimm Panzer II Ausf. A—C (20-мм орудие) — плавающий танк
  • Bergepanzer II Ausf D/E — восстановительная машина
  • Ladungsleger II — перевозчик подрывных зарядов
  • Panzer Beobachtungswagen II — танк-наводчик артиллерии
  • Pioner-Kampfwagen II — инженерный танк
  • PzKpfw II Ausf A/B/C вооружённый 50-мм орудием Pak 38 L/60
  • Feuerleitpanzer II — танк-корректор огня

Подводя итоги

Широко распространено мнение о необычайно надежном защитном снаряжении европейских рыцарей (в сравнении с воинами прочих эпох и народов). Мнение это не имеет под собой достаточного основания. В 7-10 веках европейские доспехи были если и не легче, то хуже, например, арабских. Только к концу этого периода в Европе кольчуги стали преобладать над кожаными кафтанами, обшитыми металлическими бляхами.

В 11-13 веках кожаные панцири встречались уже как исключение, но кольчуга по-прежнему считалась венцом прогресса. Лишь изредка ее дополнял шлем, кованые наплечи и обшитый железом кожаный жилет. Защиту от стрел на протяжении этого времени обеспечивал главным образом длинный франкский щит. В общем, на льду Чудского озера вооружение немцев соответствовало вооружению новгородской пехоты и даже уступало, как качеством, так и весом, доспехам русской кавалерии.

Мало изменилась ситуация и в первой половине 14 века. Большие потери французской кавалерии от стрел во время сражения при Кресси объяснялись тем, что большинство рыцарей все еще облачались в кольчуги.

Однако если русская цивилизация в 14 веке пережила тяжелый кризис, то европейская сделала большой шаг вперед. В 15 веке рыцари, наконец, смогли вооружиться “по-рыцарски”. Только с этого времени европейское защитное снаряжение действительно стало тяжелее и надежнее принятого в других частях света.

В этот же период распространилась броня для рыцарских коней. Стегаными попонами их иногда покрывали еще в 13 веке, но лишь в середине 14 столетия кони наиболее богатых рыцарей получили кольчужную броню. Настоящие конные латы, жесткие, собранные из обширных кованых деталей, стали навешивать на лошадей только в 15 веке. Впрочем, и в 15 веке в большинстве случаев латы защищали только грудь, голову и шею коня, бока же и спина, как и за два столетия до этого веке, оставались прикрытыми только стеганой попоной.

В тяжеленных турнирных латах — против дракона? Не самая здравая идея (художник — Даррел Суит).

Рыцари света

Иллюстраторы почти всегда изображают рыцарские латы сияющими зеркальным блеском. Да, для предохранения от ржавчины латы иногда полировали — “синили”. Но так поступали только рыцари, желавшие “блистать” в прямом и переносном смысле слова. Ведь при шлифовке металл истончался, и защитные свойства доспеха падали. Более практичные воины боролись с коррозией нанесением на латы смазки из жира и сажи.

Нередко для защиты от царапин и влаги кирасу снаружи обтягивали кожей. Поверх лат также могла надеваться матерчатая куртка — “вапенрок”.

Исторический вапенрок, надетый поверх лат.

Кажется, что от самих лат исходит сияние (иллюстрация Донато Джанколы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector