Противодиверсионный военный ракетный катер «грачонок», проект 21980

Конструкция и оборудование

Катер «Грачонок» – небольшое однопалубное судно с крупной надстройкой, занимающей почти всю поверхность палубы. Первые ПДРК – построенные до 2014 года – оснащались немецкими дизелями производства фирмы MTU.

После событий 2014 года фирма отказалась от поставок, и остальные «Грачата» получили 12-цилиндровые дизеля китайского производства (кстати, тоже произведенные по лицензии немецкой фирмы Deutz). При этом «аналог» успел подтвердить устоявшееся мнение о «китайском качестве» – дизеля катера П-340 вышли из строя на испытаниях.

Для контроля над обстановкой в воздухе служит оптико-электронный комплекс МТК-201М3. Помимо наблюдения за небом, камеры комплекса позволяют просматривать надводное пространство в мёртвых зонах радара.

Решать свою основную задачу «Грачонку» помогает гидроакустический комплекс «Анапа». Большому кораблю, как правило, приходится искать шумы подводных лодок, а вот противодиверсионному судну нужно слушать шумы, издаваемые ластами. И «Анапа» позволяет обнаруживать пловцов на дальности до трёхсот метров. Обнаруженные цели классифицируются автоматически.

С помощью комплекса «Кальмар», в состав которого входят эхолот и гидролокатор, производится наблюдение за дном. Дистанционно управляемый подводный аппарат позволяет производить манипуляции с подводными объектами. Также на ПДРК, начиная с П-191 «Кадет» (второй построенный «Грачонок») устанавливается водолазный комплекс, оснащённый барокамерой.

Представители проекта

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-104 «Нахимовец» 689 981 08.02.2008 25.04.2009 23.11.2009 Балтийский флот В строю
П-191 «Кадет» 840 982 07.05.2010 07.2011 10.2011 Черноморский флот В строю
П-349 «Суворовец» 841 983 06.05.2011 16.06.2012 14.11.2012 Черноморский флот В строю
П-350 «Курсант Кировец» 842 984 05.05.2012 04.2013 22.08.2013 Черноморский флот В строю
П-351 «Юнармеец Каспия» 600 985 27.07.2012 06.2013 15.10.2013 Каспийская флотилия В строю
П-355 «Юнармеец Крыма» 836 986 07.05.2013 30.05.2014 22.08.2014 Черноморский флот В строю
П-424 «Кинель» 837 987 27.07.2013 2014 09.10.2014 Черноморский флот В строю
П-433 844 988 12.01.2015 2017 16.09.2017 Черноморский флот В строю
П-449 «Юнармеец Татарстана» 601 989 07.05.2015 30.05.2018 20.10.2018 Каспийская флотилия В строю
П-2 «Юнармеец Дагестана» 602 990 24.04.2019 2019 30.08.2019 Каспийская флотилия В строю

Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-377 996 8002 15.03.2012 24.06.2013 26.09.2013 Тихоокеанский флот В строю
П-420 «Юнармеец Приморья» 997 8003 08.2012 29.11.2013 24.02.2014 Тихоокеанский флот В строю
П-417 «Юнармеец Камчатки» 998 8004 12.2012 04.07.2014 25.09.2014 Тихоокеанский флот В строю
П-431 «Юнармеец Чукотки» 999 8005 2016 08.2017 28.12.2017 Тихоокеанский флот В строю
П-445 973 8006 06.2017 12.10.2018 14.01.2019 Тихоокеанский флот В строю
П-? 8007 2018 2020 Тихоокеанский флот Строится

Катера построенные на судостроительном , город Рыбинск

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-340 «Юнармеец Заполярья» 938 01221 03.2014 07.06.2016 19.11.2016 Северный флот В строю
П-421 «Юнармеец Беломорья» 939 01222 12.2014 22.07.2016 19.11.2016 Северный флот В строю
П-429 «Сергей Преминин» 936 01223 15.09.2015 27.04.2017 14.07.2017 Северный флот В строю
П-430 «Валерий Федянин» 941 01224 15.04.2016 22.06.2017 09.11.2017 Северный флот В строю
ПРДК №478 478 01225 15.05.2018 19.06.2019 12.11.2019 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) В строю
ПРДК №479 479 01226 2018 10.07.2019 13.12.2019 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) В строю
ПРДК №480 480 01227 2018 30.07.2019 2020 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) Проходит испытания
ПРДК №481 481 01228 2018 19.09.2019 2020 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) Проходит испытания

Вооружение

  • ПЗРК-Игла;
  • Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
  • Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
  • Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.

ПЗРК-Игла

На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс — встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.

Многоствольный гранатомет ДП-65

Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.

Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.

Морская пулеметная установка МТПУ

Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны — бронебойные, зажигательные, трассирующие.

Ручной гранатомет ДП-64

Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.

Морская радиолокационная станция МР-231 «Пал»

Основное назначение станции – навигационное, но она обеспечивает решение других задач, например, обнаружение надводных целей. МР-231 имеет широкое применение на судах, осуществляющих охрану государственной границы. Станция имеет малое энергопотребление и относительно низкую стоимость в сравнении с другими морскими радарами аналогичной мощности. Дальность обнаружения целей – 10-15 км, и оно зависит от высоты установки антенны. Период обзора (скорость вращения антенны – 20-40 об/мин). Передатчик локатора работает на частоте 9 ГГц в импульсном режиме с мощностью до 10 кВт. Антенна передатчика – щелевая на плоской симметричной панели с вращением. Приемник имеет выход на компьютеры и другое оборудование навигационной рубки. Координаты привязываются в данных канала ГЛОНАСС.

Тактико-технические характеристики

Катеров, аналогичных по назначению «Грачонку» в России раньше не строили. Отсутствуют подобные специализированные суда и за рубежом.

В береговой охране США судном, схожим с «Грачонком» по размерам и водоизмещению являются патрульные суда класса «Island» Можно попытаться сопоставить их ТТХ.

Катер проекта 21980 Патрульное судно класса “Island”
Водоизмещение, т 139 168
Длина, м 31 34
Скорость, уз 23 29
Автономность, сут. 5 5
Экипаж, чел. 8 16
Вооружение 14,5мм пулемёт, гранатомёт ДП-65. Гранатомёт ДП-64 и ПЗРК «Игла» применяются экипажем 25мм пушка, 2*12,7мм пулемёта

Американские патрульные суда крупнее «Грачонка» и быстроходнее, а вот в их вооружении заметен явный «перекос».

Оружия для борьбы с подводными целями они не имеют, зато лучше подготовлены для «перестрелок» с надводными целями. Это можно объяснить, тем, что их основной боевой задачей является перехват нелегальных мигрантов, борьба с браконьерами и уничтожение наркокурьеров. Для поиска боевых пловцов они просто не предназначались.

Контракт на постройку дополнительных катеров пописала Росгвардия. ПДРК уже обосновались на всех российских флотах. Неизвестно, придётся ли им хоть раз сработать по прямому противодиверсионному назначению. Но если этого не произойдёт за весь срок службы катеров – значит, они и в самом деле были достаточно хороши, чтобы отпугнуть любого террориста. А в области охраны границы работа им всегда найдётся.

Боевое применение

К тому времени, как пулемёт Шоша попал на фронт, манёвренная фаза войны уже закончилась. А в условиях войны позиционной он зарекомендовал себя отвратительно. Самым слабым местом оказались магазины. Помимо того, что их характерная форма затрудняла переноску достаточного количества – в окно на боковой поверхности (с помощью которого следили за расходом боеприпасов) постоянно забивалась грязь. Первый патрон при полностью наполненном магазине имел свойство переворачиваться, заклинивая оружие. Справлялись с этим, наполняя магазины не полностью.

Большая масса движущихся внутри корпуса деталей ствола и затвора делали стрельбу некомфортной, а точность стрельбы очередями (даже при столь низком темпе) – незначительной. Лёгкий ствол, несмотря на наличие радиатора, быстро перегревался, заклиниваясь вместе с затвором в заднем положении. Из-за некачественной сборки винты, которыми соединялись детали оружия, из-за сильных вибраций разбалтывались и могли просто вывалиться. Наконец, все пулемёты, собранные на фирме «Гладиатор» имели неправильно выверенный прицел.

С недостатками пытались бороться. На магазин для защиты от грязи надевали чехол, но полностью закрытые, усиленные магазины, поступили в войска только в 1918 году. Изначально пулемёт Шоша создавался, как индивидуальное оружие, но на фронте к пулемётчику вскоре стали придавать ассистента, а к 1917 году к «мобильному» оружию прилагался расчёт из четырёх человек.

Американский экспедиционный корпус, прибывший во Францию в 1917 году, автоматического оружия не имел, и его пришлось приобретать «на местах», то есть закупать прямо во Франции. Так появилась модификация М1918, использующая патрон .30-06. Магазину удалось придать более удобную прямоугольную форму, но ёмкость при этом упала до 16 патронов.

А более мощный боеприпас приводил к тому, что перегревался американский пулемет ещё охотнее. Наконец, из-за ошибок при изготовлении патронника почти 40 процентов пулемётов признали негодными. По свидетельству будущего генерала Лемюэля Шеперда, если бы американцы получили автоматические винтовки Браунинга чуть раньше – это могло бы спасти много жизней.

После окончания войны от пулемётов Шоша старались избавиться при первой возможности, сбагривая их всем, кто нуждался. Так это оружие впоследствии можно было встретить в ряде локальных войн – от гражданской войны в Испании до первых арабо-израильских, а единицы были замечены даже во Вьетнаме. В 20-е годы некоторое количество было модернизировано в Бельгии – они считаются самыми надёжными модификациями, но тоже были сняты с вооружения как можно быстрее.

Конструкция

Пулемёт системы Шоша использует редко встречающуюся схему работы автоматики –длинный ход ствола, сцепленного с затвором. Ствол двигается назад вместе с затвором, пока тот не остановится, и только после этого возвращается вперёд, расцепляясь с затвором и освобождая гильзу. Обычно считается, что эту схему полковник Шоша заимствовал у австро-венгерского конструктора Фроммера, но это мнение ошибочно.

Ствол запирается поворотом личинки затвора. Для лучшего охлаждения ствол оснащён радиатором из алюминиевых рёбер, по всей длине закрыт кожухом. Похожая схема использовалась на пулемёте Льюиса, но там алюминиевый радиатор был гораздо массивнее. Ударно-спусковой механизм позволяет вести огонь одиночными выстрелами и непрерывно, но при этом выбранная схема автоматики позволяет развить темп стрельбы не выше 240 выстрелов в минуту – несколько больше того, что можно получить, энергично нажимая спуск самозарядной винтовки.

Боеприпасом стал патрон калибра 8х50мм – первый в истории патрон, разработанный для использования с бездымным порохом. Масса бронзовой пули составляла 12.8 грамм, дульная энергия – порядка 3300 джоулей.

Для питания использовались коробчатые магазины. Из-за того, что патроны в них размещались в один ряд, при скромной емкости в 20 патронов они имели значительные габариты. А из-за формы гильзы французского винтовочного патрона магазины получили не просто характерный изгиб – им пришлось придать форму полумесяца.

Поскольку конструкция была упрощена, то для производства использовали стандартные стволы (укороченные) от винтовок Лебеля, а большинство деталей выполнялось штамповкой из стали невысокого качества и соединялось винтами.

Технические характеристики

Пулемёт Шоша можно сопоставить с таким известным оружием, как «Льюис», а так же с автоматической винтовкой Браунинга, которая сменила его в США.

  CSRG Model 1915 Lewis Mk.I M1918
Калибр, мм 8х50 .303 (7,7х56) .30-06 (7,62х63)
Масса, кг 9 13 7,2
Длина ствола, мм 470 670 610
Темп стрельбы, в/м 240 600 650
Ёмкость магазина, патронов 20 47-97 20

«Льюис», превосходя французское оружие по массе и габаритам, оказался лучше приспособленным к роли лёгкого пулемёта, обладая вместительным магазином, надёжной системой охлаждения и достаточно высоким темпом стрельбы. Неплохо зарекомендовал себя «Льюис» и в авиации.

Винтовка системы Браунинга была лучшим, чем система Шоша, индивидуальным автоматическим оружием, отличаясь более продуманной конструкцией, надёжностью и компактными двухрядными магазинами.

Если бы его пришлось применять только в атаках, он бы мог остаться в истории, как неплохое, но сырое по конструкции оружие. Действительно, схема автоматики, подходящая для лёгкого охотничьего карабина, была непригодна для пулемёта, однорядные магазины были неудачны.

Но позиционная война выявила и вытащила на передний план все его недостатки. Пулемет Шоша мог оказаться «временной мерой» на пути к более совершенным образцам – но стал символом конструкторских неудач и небоеспособного оружия.

РУКОВОДСТВО СУХОПУТНЫМИ ВОЙСКАМИ ГЕРМАНИИ

Руководство сухопутными войсками Германии осуществляет инспектор (командующий) СВ через главный штаб сухопутных войск (Бонн), которому подчинены оперативное командование сухопутных войск (Кобленц) и центральное управление сухопутных войск (Кёльн).

Главный штаб сухопутных войск Германии отвечает за общее планирование и руководство оперативной и боевой подготовкой частей и соединений, в том числе по планам применения в составе сил первоочередного задействования НАТО и контингентов стран – членов Европейского союза; комплектование и кадровую политику; разработку требований по их всестороннему обеспечению и оснащению новыми видами вооружений и военной техники.

На оперативное командование сухопутных войск возложены следующие задачи: руководство повседневной деятельностью подчиненных соединений и частей; планирование и организация оперативной и боевой подготовки соединений и частей СВ; разработка планов оперативного применения подчиненных соединений и частей в крупномасштабных операциях за рубежом; формирование штабов руководства операциями ограниченного масштаба и продолжительности по особому распоряжению министра обороны.

Оперативное командование сухопутных войск Германии возглавляет командующий в воинском звании генерал-лейтенанта через штаб оперативного командования сухопутных войск.

Организационно оперативному командованию сухопутных войск Германии подчинены:

  • германские компоненты штабов многонациональных армейских корпусов ОВС альянса, в том числе германо-голландского АКБР НАТО (Мюнстер, ФРГ), германо-датско-польского АКБР НАТО (Щецин, Польша), «Еврокорпуса» БР НАТО (Страсбург, Франция), OAK БР НАТО (Иннсуорт, Великобритания);
  • штабы пяти дивизий — 1 тд (Ганновер), 10 тд (Зигмаринген), 13 мпд (Лейпциг), аэромобильной (Файтсхехгейм) и дивизии специальных операций (Штадтадлендорф);
  • германский компонент франко-германской бригады (Мюльхайм);
  • два склада длительного хранения вооружения и военной техники (Зигельсбах и Гох) и пункт обеспечения мобилизационных мероприятий (Брюк/ Нойзеддин).

На центральное управление сухопутных войск Германии возложены следующие задачи:

  • планирование и реализация мероприятий, связанных с изменением организационно-штатной структуры и концептуальных положений боевого применения вида ВС;
  • координация международного военного сотрудничества в сфере подготовки, проведения операции многонациональными межвидовыми группировками войск (сил);
  • планирование и всестороннее материально-техническое обеспечение сухопутных войск;
  • планирование и контроль за выполнением программы оперативной и боевой подготовки соединений и частей сухопутных войск Германии;
  • разработка специальных программ боевой подготовки для различных категорий военнослужащих;
  • разработка боевых уставов и наставлений;
  • обеспечение всех частей и подразделений сухопутных войск Германии общей информацией о ВС вероятного противника.

В настоящее время ЦУ сухопутных войск Германии подчинены: 10 учебных заведений, кадровые органы, учебный центр сухопутных войск (Myнстер), центр боевой подготовки (Летцлинген), центр моделирования боевой обстановки (Вильдфлеккен), центр подготовки специальных операций (Пфуллендорф) и центр материально-технического обеспечения (Хаммельбург).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector