Противодиверсионный военный ракетный катер «грачонок», проект 21980
Содержание:
Конструкция и оборудование
Катер «Грачонок» – небольшое однопалубное судно с крупной надстройкой, занимающей почти всю поверхность палубы. Первые ПДРК – построенные до 2014 года – оснащались немецкими дизелями производства фирмы MTU.
После событий 2014 года фирма отказалась от поставок, и остальные «Грачата» получили 12-цилиндровые дизеля китайского производства (кстати, тоже произведенные по лицензии немецкой фирмы Deutz). При этом «аналог» успел подтвердить устоявшееся мнение о «китайском качестве» – дизеля катера П-340 вышли из строя на испытаниях.
Для контроля над обстановкой в воздухе служит оптико-электронный комплекс МТК-201М3. Помимо наблюдения за небом, камеры комплекса позволяют просматривать надводное пространство в мёртвых зонах радара.
Решать свою основную задачу «Грачонку» помогает гидроакустический комплекс «Анапа». Большому кораблю, как правило, приходится искать шумы подводных лодок, а вот противодиверсионному судну нужно слушать шумы, издаваемые ластами. И «Анапа» позволяет обнаруживать пловцов на дальности до трёхсот метров. Обнаруженные цели классифицируются автоматически.
С помощью комплекса «Кальмар», в состав которого входят эхолот и гидролокатор, производится наблюдение за дном. Дистанционно управляемый подводный аппарат позволяет производить манипуляции с подводными объектами. Также на ПДРК, начиная с П-191 «Кадет» (второй построенный «Грачонок») устанавливается водолазный комплекс, оснащённый барокамерой.
Представители проекта
Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Тактический номер и наименование | б/н | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
П-104 «Нахимовец» | 689 | 981 | 08.02.2008 | 25.04.2009 | 23.11.2009 | Балтийский флот | В строю |
П-191 «Кадет» | 840 | 982 | 07.05.2010 | 07.2011 | 10.2011 | Черноморский флот | В строю |
П-349 «Суворовец» | 841 | 983 | 06.05.2011 | 16.06.2012 | 14.11.2012 | Черноморский флот | В строю |
П-350 «Курсант Кировец» | 842 | 984 | 05.05.2012 | 04.2013 | 22.08.2013 | Черноморский флот | В строю |
П-351 «Юнармеец Каспия» | 600 | 985 | 27.07.2012 | 06.2013 | 15.10.2013 | Каспийская флотилия | В строю |
П-355 «Юнармеец Крыма» | 836 | 986 | 07.05.2013 | 30.05.2014 | 22.08.2014 | Черноморский флот | В строю |
П-424 «Кинель» | 837 | 987 | 27.07.2013 | 2014 | 09.10.2014 | Черноморский флот | В строю |
П-433 | 844 | 988 | 12.01.2015 | 2017 | 16.09.2017 | Черноморский флот | В строю |
П-449 «Юнармеец Татарстана» | 601 | 989 | 07.05.2015 | 30.05.2018 | 20.10.2018 | Каспийская флотилия | В строю |
П-2 «Юнармеец Дагестана» | 602 | 990 | 24.04.2019 | 2019 | 30.08.2019 | Каспийская флотилия | В строю |
Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
Тактический номер и наименование | б/н | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
П-377 | 996 | 8002 | 15.03.2012 | 24.06.2013 | 26.09.2013 | Тихоокеанский флот | В строю |
П-420 «Юнармеец Приморья» | 997 | 8003 | 08.2012 | 29.11.2013 | 24.02.2014 | Тихоокеанский флот | В строю |
П-417 «Юнармеец Камчатки» | 998 | 8004 | 12.2012 | 04.07.2014 | 25.09.2014 | Тихоокеанский флот | В строю |
П-431 «Юнармеец Чукотки» | 999 | 8005 | 2016 | 08.2017 | 28.12.2017 | Тихоокеанский флот | В строю |
П-445 | 973 | 8006 | 06.2017 | 12.10.2018 | 14.01.2019 | Тихоокеанский флот | В строю |
П-? | 8007 | 2018 | 2020 | Тихоокеанский флот | Строится |
Катера построенные на судостроительном , город Рыбинск
Тактический номер и наименование | б/н | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
П-340 «Юнармеец Заполярья» | 938 | 01221 | 03.2014 | 07.06.2016 | 19.11.2016 | Северный флот | В строю |
П-421 «Юнармеец Беломорья» | 939 | 01222 | 12.2014 | 22.07.2016 | 19.11.2016 | Северный флот | В строю |
П-429 «Сергей Преминин» | 936 | 01223 | 15.09.2015 | 27.04.2017 | 14.07.2017 | Северный флот | В строю |
П-430 «Валерий Федянин» | 941 | 01224 | 15.04.2016 | 22.06.2017 | 09.11.2017 | Северный флот | В строю |
ПРДК №478 | 478 | 01225 | 15.05.2018 | 19.06.2019 | 12.11.2019 | Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) | В строю |
ПРДК №479 | 479 | 01226 | 2018 | 10.07.2019 | 13.12.2019 | Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) | В строю |
ПРДК №480 | 480 | 01227 | 2018 | 30.07.2019 | 2020 | Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) | Проходит испытания |
ПРДК №481 | 481 | 01228 | 2018 | 19.09.2019 | 2020 | Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) | Проходит испытания |
Вооружение
- ПЗРК-Игла;
- Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
- Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
- Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.
ПЗРК-Игла
На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс — встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.
Многоствольный гранатомет ДП-65
Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.
Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.
Морская пулеметная установка МТПУ
Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны — бронебойные, зажигательные, трассирующие.
Ручной гранатомет ДП-64
Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.
Морская радиолокационная станция МР-231 «Пал»
Основное назначение станции – навигационное, но она обеспечивает решение других задач, например, обнаружение надводных целей. МР-231 имеет широкое применение на судах, осуществляющих охрану государственной границы. Станция имеет малое энергопотребление и относительно низкую стоимость в сравнении с другими морскими радарами аналогичной мощности. Дальность обнаружения целей – 10-15 км, и оно зависит от высоты установки антенны. Период обзора (скорость вращения антенны – 20-40 об/мин). Передатчик локатора работает на частоте 9 ГГц в импульсном режиме с мощностью до 10 кВт. Антенна передатчика – щелевая на плоской симметричной панели с вращением. Приемник имеет выход на компьютеры и другое оборудование навигационной рубки. Координаты привязываются в данных канала ГЛОНАСС.
Тактико-технические характеристики
Катеров, аналогичных по назначению «Грачонку» в России раньше не строили. Отсутствуют подобные специализированные суда и за рубежом.
В береговой охране США судном, схожим с «Грачонком» по размерам и водоизмещению являются патрульные суда класса «Island» Можно попытаться сопоставить их ТТХ.
Катер проекта 21980 | Патрульное судно класса “Island” | |
Водоизмещение, т | 139 | 168 |
Длина, м | 31 | 34 |
Скорость, уз | 23 | 29 |
Автономность, сут. | 5 | 5 |
Экипаж, чел. | 8 | 16 |
Вооружение | 14,5мм пулемёт, гранатомёт ДП-65. Гранатомёт ДП-64 и ПЗРК «Игла» применяются экипажем | 25мм пушка, 2*12,7мм пулемёта |
Американские патрульные суда крупнее «Грачонка» и быстроходнее, а вот в их вооружении заметен явный «перекос».
Оружия для борьбы с подводными целями они не имеют, зато лучше подготовлены для «перестрелок» с надводными целями. Это можно объяснить, тем, что их основной боевой задачей является перехват нелегальных мигрантов, борьба с браконьерами и уничтожение наркокурьеров. Для поиска боевых пловцов они просто не предназначались.
Контракт на постройку дополнительных катеров пописала Росгвардия. ПДРК уже обосновались на всех российских флотах. Неизвестно, придётся ли им хоть раз сработать по прямому противодиверсионному назначению. Но если этого не произойдёт за весь срок службы катеров – значит, они и в самом деле были достаточно хороши, чтобы отпугнуть любого террориста. А в области охраны границы работа им всегда найдётся.
Боевое применение
К тому времени, как пулемёт Шоша попал на фронт, манёвренная фаза войны уже закончилась. А в условиях войны позиционной он зарекомендовал себя отвратительно. Самым слабым местом оказались магазины. Помимо того, что их характерная форма затрудняла переноску достаточного количества – в окно на боковой поверхности (с помощью которого следили за расходом боеприпасов) постоянно забивалась грязь. Первый патрон при полностью наполненном магазине имел свойство переворачиваться, заклинивая оружие. Справлялись с этим, наполняя магазины не полностью.
Большая масса движущихся внутри корпуса деталей ствола и затвора делали стрельбу некомфортной, а точность стрельбы очередями (даже при столь низком темпе) – незначительной. Лёгкий ствол, несмотря на наличие радиатора, быстро перегревался, заклиниваясь вместе с затвором в заднем положении. Из-за некачественной сборки винты, которыми соединялись детали оружия, из-за сильных вибраций разбалтывались и могли просто вывалиться. Наконец, все пулемёты, собранные на фирме «Гладиатор» имели неправильно выверенный прицел.
С недостатками пытались бороться. На магазин для защиты от грязи надевали чехол, но полностью закрытые, усиленные магазины, поступили в войска только в 1918 году. Изначально пулемёт Шоша создавался, как индивидуальное оружие, но на фронте к пулемётчику вскоре стали придавать ассистента, а к 1917 году к «мобильному» оружию прилагался расчёт из четырёх человек.
Американский экспедиционный корпус, прибывший во Францию в 1917 году, автоматического оружия не имел, и его пришлось приобретать «на местах», то есть закупать прямо во Франции. Так появилась модификация М1918, использующая патрон .30-06. Магазину удалось придать более удобную прямоугольную форму, но ёмкость при этом упала до 16 патронов.
А более мощный боеприпас приводил к тому, что перегревался американский пулемет ещё охотнее. Наконец, из-за ошибок при изготовлении патронника почти 40 процентов пулемётов признали негодными. По свидетельству будущего генерала Лемюэля Шеперда, если бы американцы получили автоматические винтовки Браунинга чуть раньше – это могло бы спасти много жизней.
После окончания войны от пулемётов Шоша старались избавиться при первой возможности, сбагривая их всем, кто нуждался. Так это оружие впоследствии можно было встретить в ряде локальных войн – от гражданской войны в Испании до первых арабо-израильских, а единицы были замечены даже во Вьетнаме. В 20-е годы некоторое количество было модернизировано в Бельгии – они считаются самыми надёжными модификациями, но тоже были сняты с вооружения как можно быстрее.
Конструкция
Пулемёт системы Шоша использует редко встречающуюся схему работы автоматики –длинный ход ствола, сцепленного с затвором. Ствол двигается назад вместе с затвором, пока тот не остановится, и только после этого возвращается вперёд, расцепляясь с затвором и освобождая гильзу. Обычно считается, что эту схему полковник Шоша заимствовал у австро-венгерского конструктора Фроммера, но это мнение ошибочно.
Ствол запирается поворотом личинки затвора. Для лучшего охлаждения ствол оснащён радиатором из алюминиевых рёбер, по всей длине закрыт кожухом. Похожая схема использовалась на пулемёте Льюиса, но там алюминиевый радиатор был гораздо массивнее. Ударно-спусковой механизм позволяет вести огонь одиночными выстрелами и непрерывно, но при этом выбранная схема автоматики позволяет развить темп стрельбы не выше 240 выстрелов в минуту – несколько больше того, что можно получить, энергично нажимая спуск самозарядной винтовки.
Боеприпасом стал патрон калибра 8х50мм – первый в истории патрон, разработанный для использования с бездымным порохом. Масса бронзовой пули составляла 12.8 грамм, дульная энергия – порядка 3300 джоулей.
Для питания использовались коробчатые магазины. Из-за того, что патроны в них размещались в один ряд, при скромной емкости в 20 патронов они имели значительные габариты. А из-за формы гильзы французского винтовочного патрона магазины получили не просто характерный изгиб – им пришлось придать форму полумесяца.
Поскольку конструкция была упрощена, то для производства использовали стандартные стволы (укороченные) от винтовок Лебеля, а большинство деталей выполнялось штамповкой из стали невысокого качества и соединялось винтами.
Технические характеристики
Пулемёт Шоша можно сопоставить с таким известным оружием, как «Льюис», а так же с автоматической винтовкой Браунинга, которая сменила его в США.
CSRG Model 1915 | Lewis Mk.I | M1918 | |
---|---|---|---|
Калибр, мм | 8х50 | .303 (7,7х56) | .30-06 (7,62х63) |
Масса, кг | 9 | 13 | 7,2 |
Длина ствола, мм | 470 | 670 | 610 |
Темп стрельбы, в/м | 240 | 600 | 650 |
Ёмкость магазина, патронов | 20 | 47-97 | 20 |
«Льюис», превосходя французское оружие по массе и габаритам, оказался лучше приспособленным к роли лёгкого пулемёта, обладая вместительным магазином, надёжной системой охлаждения и достаточно высоким темпом стрельбы. Неплохо зарекомендовал себя «Льюис» и в авиации.
Винтовка системы Браунинга была лучшим, чем система Шоша, индивидуальным автоматическим оружием, отличаясь более продуманной конструкцией, надёжностью и компактными двухрядными магазинами.
Если бы его пришлось применять только в атаках, он бы мог остаться в истории, как неплохое, но сырое по конструкции оружие. Действительно, схема автоматики, подходящая для лёгкого охотничьего карабина, была непригодна для пулемёта, однорядные магазины были неудачны.
Но позиционная война выявила и вытащила на передний план все его недостатки. Пулемет Шоша мог оказаться «временной мерой» на пути к более совершенным образцам – но стал символом конструкторских неудач и небоеспособного оружия.
РУКОВОДСТВО СУХОПУТНЫМИ ВОЙСКАМИ ГЕРМАНИИ
Руководство сухопутными войсками Германии осуществляет инспектор (командующий) СВ через главный штаб сухопутных войск (Бонн), которому подчинены оперативное командование сухопутных войск (Кобленц) и центральное управление сухопутных войск (Кёльн).
Главный штаб сухопутных войск Германии отвечает за общее планирование и руководство оперативной и боевой подготовкой частей и соединений, в том числе по планам применения в составе сил первоочередного задействования НАТО и контингентов стран – членов Европейского союза; комплектование и кадровую политику; разработку требований по их всестороннему обеспечению и оснащению новыми видами вооружений и военной техники.
На оперативное командование сухопутных войск возложены следующие задачи: руководство повседневной деятельностью подчиненных соединений и частей; планирование и организация оперативной и боевой подготовки соединений и частей СВ; разработка планов оперативного применения подчиненных соединений и частей в крупномасштабных операциях за рубежом; формирование штабов руководства операциями ограниченного масштаба и продолжительности по особому распоряжению министра обороны.
Оперативное командование сухопутных войск Германии возглавляет командующий в воинском звании генерал-лейтенанта через штаб оперативного командования сухопутных войск.
Организационно оперативному командованию сухопутных войск Германии подчинены:
- германские компоненты штабов многонациональных армейских корпусов ОВС альянса, в том числе германо-голландского АКБР НАТО (Мюнстер, ФРГ), германо-датско-польского АКБР НАТО (Щецин, Польша), «Еврокорпуса» БР НАТО (Страсбург, Франция), OAK БР НАТО (Иннсуорт, Великобритания);
- штабы пяти дивизий — 1 тд (Ганновер), 10 тд (Зигмаринген), 13 мпд (Лейпциг), аэромобильной (Файтсхехгейм) и дивизии специальных операций (Штадтадлендорф);
- германский компонент франко-германской бригады (Мюльхайм);
- два склада длительного хранения вооружения и военной техники (Зигельсбах и Гох) и пункт обеспечения мобилизационных мероприятий (Брюк/ Нойзеддин).
На центральное управление сухопутных войск Германии возложены следующие задачи:
- планирование и реализация мероприятий, связанных с изменением организационно-штатной структуры и концептуальных положений боевого применения вида ВС;
- координация международного военного сотрудничества в сфере подготовки, проведения операции многонациональными межвидовыми группировками войск (сил);
- планирование и всестороннее материально-техническое обеспечение сухопутных войск;
- планирование и контроль за выполнением программы оперативной и боевой подготовки соединений и частей сухопутных войск Германии;
- разработка специальных программ боевой подготовки для различных категорий военнослужащих;
- разработка боевых уставов и наставлений;
- обеспечение всех частей и подразделений сухопутных войск Германии общей информацией о ВС вероятного противника.
В настоящее время ЦУ сухопутных войск Германии подчинены: 10 учебных заведений, кадровые органы, учебный центр сухопутных войск (Myнстер), центр боевой подготовки (Летцлинген), центр моделирования боевой обстановки (Вильдфлеккен), центр подготовки специальных операций (Пфуллендорф) и центр материально-технического обеспечения (Хаммельбург).