Противодействие терроризму

Sikorsky CH-54 Tarhe

Week 1

Более 300 тыс. военнослужащих участвовали в плановых контрольных проверках ВС России

Главнокомандующие[ | ]

Главнокомандующие и командующие (до 1990 года — начальники войск) внутренними войсками НКВД СССР (1941—1946), МВД СССР (1946—1947, 1953—1960, 1968—1991), МГБ СССР (1947—1953), МООП СССР (1966—1968), МВД СССР (1966-1991):

  1. генерал-майор Гульев Александр Иванович (1941—1942)
  2. генерал-майор Шередега Иван Самсонович (1942—1944)
  3. генерал-полковник Аполлонов Аркадий Николаевич (1944—1946)
  4. генерал-лейтенант Бурмак Пётр Васильевич (1946—1953)
  5. генерал-лейтенант Филиппов Тарас Филиппович (1953—1954)
  6. генерал-лейтенант Сироткин Александр Савельевич (1954—1956)
  7. генерал-лейтенант Строкач Тимофей Амвросиевич (1956—1957)
  8. генерал-лейтенант Донсков Семён Иванович (1957—1960)
  9. генерал-лейтенант Алейников Геннадий Ионович (1960—1961)
  10. генерал-лейтенант Пильщук Николай Иванович (1961—1968)
  11. генерал-полковник, с 1980 генерал армии Яковлев Иван Кириллович (1968—1986)
  12. генерал-полковник Шаталин Юрий Васильевич (1986—1991)
  13. генерал-полковник Саввин Василий Нестерович (1991—1992)

Syllabus — What you will learn from this course

Терроризм — это…

Понятие «терроризм» имеет юридическую силу, его раскрывает Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В разные времена эта специфическая политика менялась, порождая разнообразные, не всегда корректные толкования.

Иногда терроризмом называют деятельность своих политических противников, а бывает, наоборот, сами террористы именуют себя партизанами, диверсантами во вражеском тылу. В истории есть случаи, когда политики, приверженцы террористических идей, становились лидерами государства.

В общем, все запутанно, и даже законодатели расходятся, давая разные определения. Оставим юристам уточнение формулировок и разберем это понятие по полочкам, чтобы внести ясность.

У терроризма есть отличительные признаки:

  1. Реальная опасность, угрожающая кругу лиц, причем насколько этот круг широк, определить проблематично.
  2. Публичный характер и широкая огласка – главное отличие от других преступлений (что это?), совершаемых, как правило, тайно. Если теракт не превратился в обсуждаемое событие, не вызвал шок у населения и властей – он утрачивает смысл.
  3. Преднамеренное создание устрашающей обстановки, атмосферы подавленности, напряженности. Страх здесь играет роль рычага целенаправленного воздействия для достижения целей, поставленных перед собой террористами.
  4. Насилие (или угроза насилия) применяется по отношению к одним лицам, а воздействие по факту оказывается на других, чтобы склонить их к принятию нужных решений.

Своими действиями террористы подрывают принципы (что это?), на которых основывается понимание мира, внушают миллионам людей ощущение беспомощности.

Молитва о ликвидации ядерного оружия

Для Кейко Огуры и других выживших после ядерных взрывов политика не имеет значения. Каждый год 6 августа она участвует в мемориальной церемонии по случаю бомбардировки Хиросимы, часто вместе с группой волонтеров «Переводчики за мир». Женщина говорит, что в этом году число участников официального мероприятия пришлось сильно ограничить из-за страха перед коронавирусом.

«На этот раз годовщину отмечали не так, как обычно, — признает Кейко Огура. — Я постояла у реки в Парке Мира, вспоминала те дни и чувствовала огромное сожаление, что даже сейчас в мире столько ядерного оружия».

По словам Кейко, она много лет молилась за то, чтобы ядерное оружие во всем мире было ликвидировано. Но ее молитвы пока что не были услышаны. «Так что я и дальше буду рассказывать свою историю», — говорит женщина, пережившая атомную бомбардировку Хиросимы.

Примечания

  1. Возжеников А. В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. — М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2005. — С. 504. — 56 с. — ISBN 9785772901588.
  2. Куликов А. Современный международный терроризм — ответные меры // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 39. — ISBN 9789659127702.
  3. Ганор Б. Предисловие // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 7-9. — ISBN 9789659127702.
  4. ↑ .
  5. Шольц Р. Терроризм в контексте международного права // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 49. — ISBN 9789659127702.
  6. Поправка к «Конвенции о физической защите ядерного материала», Протокол 2005 года к «Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства», Протокол 2005 года к «Протоколу по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе»
  7. , с. 22.

Иракская война (2003 — 2011)

Основная статья: Иракская война

Согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН, после завершения войны в Персидском заливе в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны в дальнейшем сотрудничестве. На протяжении 1990-х годов процесс ликвидации оружия массового поражения периодически сталкивался с трудностями, связанными с нежеланием иракских властей сотрудничать со Специальной комиссией. 5 февраля 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения (позднее Пауэлл признался, что обнародованные им данные были во многом неточными, а иногда и сфальсифицированными). Вторжение США и их союзников началось 20 марта 2003 года, 9 апреля американские войска заняли столицу Ирака город Багдад. 22 июля в перестрелке с солдатами 101-й воздушно-десантной дивизии в Мосуле погибли сыновья Саддама Хусейна — Удей и Кусей. 13 декабря в районе Тикрита военнослужащими 4-й пехотной дивизии был арестован сам Саддам Хусейн.

30 января 2005 года в обстановке усиленных мер безопасности в Ираке прошли первые за полвека многопартийные парламентские выборы. Победу на них одержал шиитский Объединённый Иракский Альянс, набравший 48 % голосов. В апреле было сформировано Переходное правительство, задачей которого являлась подготовка новой конституции страны.

Многочисленные иракские повстанческие группировки продолжили вооружённую борьбу против центрального иракского правительства и разгорелся конфликт между различными религиозными группами. Ежемесячно в результате терактов погибало более 1000 граждан страны.

15 декабря 2011 года США спустили флаг Вооруженных сил над Багдадом, символически завершив военную кампанию в Ираке, которая длилась почти 9 лет, передав полномочия по обеспечению безопасности местным структурам. Хотя последние военнослужащие коалиции были выведены в декабре 2011 года, на территории Ирака остались сотрудники частных военных и охранных компаний (по состоянию на март 2013 года — 5500 человек).

Наука для всех простыми словами

См. также

Иракская война (2003 — 2011)

Согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН, после завершения войны в Персидском заливе в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны в дальнейшем сотрудничестве. На протяжении 1990-х годов процесс ликвидации оружия массового поражения периодически сталкивался с трудностями, связанными с нежеланием иракских властей сотрудничать со Специальной комиссией. 5 февраля 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения (позднее Пауэлл признался, что обнародованные им данные были во многом неточными, а иногда и сфальсифицированными). Вторжение США и их союзников началось 20 марта 2003 года, 9 апреля американские войска заняли столицу Ирака город Багдад. 22 июля в перестрелке с солдатами 101-й воздушно-десантной дивизии в Мосуле погибли сыновья Саддама Хусейна — Удей и Кусей. 13 декабря в районе Тикрита военнослужащими 4-й пехотной дивизии был арестован сам Саддам Хусейн.

30 января 2005 года в обстановке усиленных мер безопасности в Ираке прошли первые за полвека многопартийные парламентские выборы. Победу на них одержал шиитский Объединённый Иракский Альянс, набравший 48 % голосов. В апреле было сформировано Переходное правительство, задачей которого являлась подготовка новой конституции страны.

Многочисленные иракские повстанческие группировки продолжили вооружённую борьбу против центрального иракского правительства и разгорелся конфликт между различными религиозными группами. Ежемесячно в результате терактов погибало более 1000 граждан страны.

15 декабря 2011 года США спустили флаг Вооруженных сил над Багдадом, символически завершив военную кампанию в Ираке, которая длилась почти 9 лет, передав полномочия по обеспечению безопасности местным структурам. Хотя последние военнослужащие коалиции были выведены в декабре 2011 года, на территории Ирака остались сотрудники частных военных и охранных компаний (по состоянию на март 2013 года — 5500 человек).

Террористическая идеология

Преступная деятельность террористов – внешняя сторона этого опасного явления. Чтобы познать его суть, придется копнуть глубже.

Речь идет об идеологии, «подводной части» устрашающего ледяного айсберга под названием «терроризм», которой свойственны такие черты:

  1. Искаженное восприятие действительности: радикальность взглядов, деление социума (что это?) на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших». Экстремизм и терроризм часто взаимосвязаны.
  2. Склонность к утопическим идеям (это каким?), абсолютная вера в достижимость поставленных целей любой ценой, экстремальность выбора способов их достижения.
  3. Фанатизм, одержимость какими-либо идеями, убежденность в обладании высшей и окончательной истины (это как?).
  4. Стремление навязывать свои ценности (это что?), бескомпромиссность, крайняя нетерпимость к оппонентам, отсутствие критичности мышления, абсолютная вера в собственную правоту и непогрешимость.
  5. Допустимость и оправданность применения насилия, рассматриваемого как самооборона и потому не считающегося преступным.

Эта разрушительная система установок может формироваться на идеях национализма (это как?), сепаратизма, на социальных концепциях утопического толка.

Террористическая деятельность часто романтизируется, террорист идентифицируется с легендарным персонажем, жизнь которого видится ярким приключением. На деле это приключение короткое, с печальным концом.

Члены подобных организаций (рядовые исполнители) – расходный материал. Они либо погибают, либо попадают под правовые санкции (это как?), проводя долгие годы в местах заключения.

Обещание денег, славы, облекаемое в ауру романтики, героизма, приключений, грамотная идеологическая обработка – попадая на благоприятную почву, срабатывает весьма эффективно.

Похожие статьи

Coursera Footer

ВОЗМОЖНОСТИ

Очередное звание

Многие солдаты утверждают, что лучший товарищ — старший сержант. Интересно, что очередной армейский чин присваивается воину в день завершения срока его воинской службы в предшествующем воинском звании, если он находится на воинской должности, для которой предусмотрен штатом армейский чин, равный или более высокий, чем воинский титул, присваиваемый воину.

Армейское звание служивому может быть дано преждевременно за личные особые заслуги, но не выше армейского чина, предустановленного штатом для занимаемого им армейского поста.

Присвоение военных чинов воинам-контрактникам производится:

  • до курсанта или ефрейтора – командирами полка и отдельных батальонов, а также командиром отряда (воинской отдельной части);
  • до сержанта старшего – полковыми командирами и им равных;
  • до старшины – военачальниками соединений.

Информационная война

Терроризм использует широкий спектр методов и действий по атаке на сознание граждан. Современные информационные каналы используются для пропаганды, вербовки, обучения сторонников. Среди используемых им методов:

  • распространение видеоинформации с казнями, направленное на запугивание или на создание героического ореола вокруг собственной деятельности;
  • принятие на себя ответственности за многочисленные террористические акты;
  • работа с широкими слоями населения в преимущественно мусульманских регионах, использование для этого инфраструктуры конфессии;
  • широкое использование социальных сетей;
  • индивидуальная работа со значимыми персонами.

Развитие системы коммуникаций сделало возможным самый широкий охват масс. Борьба с информационной угрозой должна стать не менее системной.

Борьба с пропагандой терроризма должна развиваться в общих рамках безопасности страны. В более ранней редакции Доктрины, утвержденной в 2000 году, отмечалось, что информационная безопасность сегодня для многих стран имеет больший приоритет, чем ядерная безопасность.

Одним из примеров использования информационного оружия можно признать случай, произошедший в 1999 году, когда несколько российских граждан разослали в посольства крупнейших стран мира письма от имени сотрудников ФСБ, которые выражали недовольство положением России в мире и угрожали самовольным пуском ракет. Это деяние было квалифицировано как сообщение о заведомо ложном акте терроризма. При этом негативные политические последствия для страны при совершении этого акта трудно переоценить, особенно в последний год нахождения у власти президента Б. Ельцина. При этом использование в письмах информации, полученной путем хищения, говорит о том, что массивы важнейших сведений Вооруженных сил Российской Федерации не были на тот момент должным образом защищены.

Мерами борьбы с такими атаками должны стать:

  • регулирование информационного пространства, определение мер допустимой информации, возможность получения информации о пользователях сетей. На сегодняшний день большинство социальных сетей предоставляют необходимые для предупреждения угроз сведения о пользователях. Большинство конфликтов, как, например, возникший вокруг Телеграмма, исчерпаны;
  • совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с регулированием информационного пространства, а также с уголовно-правовым регулированием деяний криминального характера, расширение понятия пособничества. Кроме того, в российском правовом поле присутствует уголовно-правовая дефиниция «призывы к террористической деятельности», при этом в большинстве видеообращений мировых и региональных лидеров призывов как таковых не содержится. Есть просьбы, которые не могут быть квалифицированы как преступление;
  • защита информационных баз, представляющих потенциальный интерес для террористов, с использованием современных технических средств борьбы с хищением сведений, в том числе DLP-систем и SIEM-систем;
  • разработка и распространение конкурирующей идеологии, базирующейся на национальных ценностях России, ее народов, создание прочной основы для межконфессионального диалога.

Интересный факт

Причины терроризма

Исследователи выделяют несколько категорий таковых:

  1. Социально-экономические (низкий уровень жизни, растущая безработица (это как?), т.д.).
  2. Политические (ошибочная национальная политика государства, нестабильность в политической сфере, недостаточность мер по обеспечению безопасности населения, т.д.).
  3. Идеологические (искажение нравственных ценностей).

Терроризм возникает не везде – нужно, чтобы имелись определенные условия:

  1. Сформированное информационное общество. Террористические деяния без широкой огласки теряют смысл. Чем мощнее СМИ, тем больше они влияют на общественные настроения, создавая широкий резонанс (это как?) происходящего. Вчера люди массово читали периодику, смотрели телевизор, сегодня «сидят» в интернете.
  2. Развитая технологическая среда, которая по мере усложнения становится уязвимой. С другой стороны, у людей появляются больше возможностей быстро и точечно разрушать что-либо.
  3. Политические, социальные, идеологические проблемы, зачастую осложненные сепаратизмом (это как?), религиозными и этническими конфликтами. В благополучных странах случаются агрессивные действия личностей с неуравновешенной психикой, но это не дает основания говорить о терроризме как о явлении.

Здесь нет свободного информационного обмена, что исключает широкую огласку деяний и делает теракты бессмысленными.

Борьба против международного терроризма

См. также: Война против терроризма

Международное сообщество осознаёт опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются:

  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);
  • Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977)
  • Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);
  • Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (1991 год);
  • Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);
  • Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999).

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма». Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне.

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил «Контртеррористический комитет» — на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001). В последующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом. Кроме «Контртеррористического комитета» Совет Безопасности учредил также «Комитет по Аль-Каиде», «Комитет по Талибану» и «Комитет 1540». Последний занимается вопросами распространения ядерного, химического и биологического оружия.

В докладе Генеральному секретарю ООН от 1 декабря 2004 года «Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам» потребовала, чтобы виновные в терактах значительного масштаба были приравнены к лицам, совершившим военные преступления или преступления против человечности. Также группа потребовала от всех государств ратифицировать международные конвенции по борьбе с терроризмом. Группа также заявила, что необходима выработка глобальной стратегии по борьбе с терроризмом, общей конвенции против терроризма с включением в него определения терроризма. Однако эти предложения не нашли своего отражения в Резолюции 1642 Совета Безопасности ООН принятой 14 сентября 2005 года.

Всего с 1963 года в рамках Организации Объединенных Наций было разработано 16 международных соглашений (13 контртеррористических конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. В 2005 году в три из этих документов были внесены изменения, касающиеся непосредственно отражения террористической угрозы.

8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию» в виде резолюции и прилагаемого к ней плана действий.

По мнению многих специалистов, одними мерами, направленными против террористов, эту проблему решить невозможно, поскольку она порождается такими причинами как глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира, а также протестом против глобализации. Другие полагают, что ликвидация поддержки со стороны государств-спонсоров терроризма может существенно подорвать возможности террористических организаций.

Ссылки

Обеспечение работы

Эффективная борьба с мировым злом требует развитой правовой, аналитической, научной, кадровой, технической и финансовой базы. Система противодействия предусматривает следующие направления ее развития.

Для правовой базы необходимо быстро и гибко реагировать на все изменения в международном законодательстве и на возникновение новых правовых явлений. Кроме того, должна быть так определена компетенция субъектов противодействия, чтобы она была эквивалентной степени опасности их противников.

Аналитическая база должна давать возможность получать достоверную и оперативную информацию, проводить ее анализ при помощи современных технических систем, исследовать основные факторы, влияющие на явления, давать прогноз наиболее вероятных тенденций их развития. Кроме того, должно быть создано единое пространство, аккумулирующее лучший мировой опыт и наработки по борьбе с этим явлением. Аналитическую работу сегодня координирует НАК и ежегодно представляет доклад президенту страны.

Научная база должна включать в себя разработку теоретических и методических основ борьбы, выявление значимых тенденций и прогноз их развития при помощи научного аппарата социологии, конфликтологии, политологии. При этом научная база не должна ограничиваться этими направлениями исследования, должны разрабатываться и внедряться новые образцы вооружения, более эффективные, чем их предыдущие поколения.

Финансовая база должна опираться не только на средства бюджетов всех уровней, но и вклады хозяйствующих субъектов, объединяющих свои усилия с государственными органами. Общей финансовой и правовой задачей должно стать создание номенклатуры целевых статей бюджета, нахождение источников средств для их наполнения.

Кадровая политика может основываться на новых способах и методах подготовки сотрудников, создании узких специализаций, в частности специалистов по борьбе с идеологией, противодействии отдельным видам терроризма, в частности кибернетического, ядерного, бактериологического. В целях подготовки квалифицированных кадров допускается их обучение в рамках международных организаций.

Итогом целенаправленной работы должно стать международное сотрудничество по всем направлениям борьбы с наиболее серьезной угрозой мировой безопасности.

Медицинский эксперт статьи

1.

Теракт на Бали. 202 погибших
Это страшное событие, которое повлекло за собой смерть 202 людей, в числе которых 164 иностранца, произошло 12 октября 2002 года.
На популярном курорте Кута-Бич на острове Бали, прогремело два мощнейших взрыва. Оба были в общественных местах, где находилось много народу. Первая бомба взорвалась в пабе “Пэддиз”, ее привел в действие смертник. Через небольшой промежуток времени на соседней улице взорвалась машина, начиненная взрывчатыми веществами.
Из-за огромного пожара от взрыва пламя охватило более двадцати домов. 21 октября 2002 года виновник был задержан. Им оказался Абдул Азиз. Это самый крупный теракт за всю историю Индонезии.

Рыцарь новая стратегия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector