Миг-23млд
Содержание:
- МиГ-23
- Постановка задачи
- МиГ-25
- Источники
- Модификации
- Истребитель МиГ-23 — видео
- Фото МиГ-21 ВВС Румыния
- МиГ-29 СМТ
- История создания МиГ-23
- Особенности крыла
- История разработки истребителя МиГ-23
- Фото МиГ-21 ВВС Северной Кореи
- Происшествия
- Тактико-технические характеристики
- МиГ-1 и МиГ-3
- Модификации истребителя
- I. Стрелы и треугольники
- Система управления
- Особенности конструкции МиГ-23
МиГ-23
Многоцелевой истребитель МиГ-23.
МиГ-23 — многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Эти самолёты могли летать на углах атаки до 24-26 градусов, что давало им определённые преимущества над истребителями западного производства второго и третьего поколений. Но с появлением на Западе истребителей четвёртого поколения, в частности, F-16, превосходство было утрачено.
Эти истребители участвовали во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов. Так, полк самолетов МиГ-23МЛД прикрывал Кабул, а позже – Баграм. Как правило, в Афганистане эти самолёты «работали» по наземным целям. Каждый успешный боевой вылет обозначался маленькой белой звездой на носовой части фюзеляжа. Известен случай воздушного боя, когда МиГ-23МЛД ракетой Р-60М сбил пакистанский F-16A.
В 1984 году эскадрилья из 14 МиГ-23МЛД базировалась на вьетнамской военной базе Кам Ран, прикрывая над морем советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. Истребители МиГ-23 не раз сбивали воздушные шары-разведчики в Подмосковье. Известен факт, когда авиаполк, базирующийся на аэродроме Туношна (под Ярославлем), перехватывал НЛО
Постановка задачи
Недавно на форуме сайта «What If Modelers» мне попалась довольно интересная модель, автор которой представил свой взгляд на то как можно проальтернативить истребитель МиГ-23.
Как можно заменить, издалека модель MiG-23MLDG – такое обозначение ее автор jalles дал своему самолету – похожа на «двадцать третий», но в то же самое время это совершенно другая машина. Единственное, что роднит модель MiG-23MLDG коллеги jalles-а с истребителем МиГ-23 – это киль вертикального оперения и передняя часть фюзеляжа. Фюзеляж (центральная и задняя части) для модели был позаимствован у истребителя Mirage F-1, консоли крыла и горизонтальное оперение – у истребителя F-16, а воздухозаборники – у бомбардировщика Су-34.
Легенда к модели отличается как минимализмом:
так и традиционным для жителей стран запада незнанием реалий Советского Союза.
Но означает ли это, что наш коллега моделист и альтернативщик jalles работал зря? Разумеется нет. Его модель, выполненная на высоком уровне (чего, к сожалению, нельзя сказать о моделях другого нашего коллеги dizzyfugu), ставит перед нами два важных вопроса:
- могли ли в Советском Союзе создать истребитель, в котором были применены фиксированное крыло с развитой механизацией, боковые воздухозаборники совкового типа и корневые наплывы крыла;
- в какой промежуток времени этот истребитель мог быть создан.
МиГ-25
Самый быстрый в мире самолёт МиГ-25.
О советском одноместном сверхзвуковом высотном перехватчике МиГ-25 3.2М лётчики говорят, что ограничения по скорости для него есть только на бумаге. Это, конечно, преувеличение, но МиГ-25 3.2М действительно самый быстрый самолёт в мире. На этом самолёте было поставлено несколько мировых рекордов скорости. Правда, официально их не зарегистрировали.
Cамолёт МиГ-25, угнанный летчиком Беленко.
6 сентября 1976 года лётчик ВВС СССР Виктор Беленко угнал Миг-25 в Японию. Японцы самолёт вернули, но перед этим разобрали его до мельчайшего винтика. Беленко же попросил политического убежища в США.
Источники
- https://www.whatifmodellers.com/index.php?topic=43800.15
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/miragf1.html
- http://www.airwar.ru/enc/xplane/mig23pd.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23ml.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig25.html
- http://www.airwar.ru/enc/attack/a5.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/aj37.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/f5a.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-22
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-22М
- «AIR Enthusiast», February 1972
- «AIR Enthusiast», August 1972
Модификации
Выпускался в 1969—1970 гг. в Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время ПК № 2 ОАО РСК МиГ). Наименование в производстве — «Изделие 22».
- МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка». Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.
- МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой (ТРДФ Р29Ф-300). В состав оборудования истребителя вошли усовершенствованная РЛС«Сапфир-23Д», теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д, что позволило применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (ИК самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве самолётов МиГ-23М/МС/МФ- «Изделие 2».
- МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
- МиГ-23МФ — имел упрощенную РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.
- МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик. Первоначальный вариант (шифр разработчика 32-24) имел двигатель АЛ-21Ф-3, выпускался на «Знамени Труда» под индексом «Изделие 24БН» и именовался МиГ-23Б. Последующий вариант 32-23 имел двигатель Р29Б-300 и выпускался под индексом «Изделие 32» до 1985 года. Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира.
- МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой (ТРДФ Р35Ф-300), усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ.
- МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве — «Изделие 3» для МиГ-23МЛ/МЛД и «Изделие 6» для МиГ-23П.
- МиГ-23ПД — экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Первый полет совершил в 1967 году. На самолете дополнительно устанавливались два подъемных двигателя РД36-35 тягой по 2350 кгс.
- МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛСистребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК-ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения. Часть самолётов доработана из МиГ-23МЛ.
Истребитель МиГ-23 — видео
https://youtube.com/watch?v=jKs4SUpYmw8
Будущий самолет призван был сочетать лучшие качества МиГ-21, и ему заранее дали индекс «МиГ-23». Основными достоинствами должны были стать высокие скорость и скороподъемность, большие дальность и продолжительность полета. Отработка аэродинамики будущего истребителя проводилась в аэродинамических трубах ЦАГИ. Была создана полная серия моделей, испытанная при различных режимах полета: при взлете, посадке, на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.В 1964 г. ОКБ А.И. Микояна приступило к техническому проектированию двух вариантов МиГ-23. Истребитель с двумя подъемными двигателями — «23-01» и машина с крылом изменяемой геометрии — «23-11». Первый полет «23-01» совершил 3 апреля 1967 г. (летчик-испытатель П.М. Остапенко). После прекращения разработки самолета «23-01» с коротким взлетом и посадкой приоритет приобретает программа «23-11» с изменяемой стреловидностью крыла, выполнение которой было ускорено приказом МАП. МКБ «Родина» (главный конструктор Селиванов) поручалось создание механизма поворота крыла. Проектирование истребителя «23-11» велось быстрыми темпами. За очень короткий срок, с января по март 1966 г., был создан эскизный проект МиГ-23. Еще до окончательного выбора схемы «23-01» и «23-11» специально был разработан реактивный двигатель ТРДФ Р-27Ф-300 (ОКБ К. Р. Хачатурова) на базе ТРД Р-11Ф2С-300. Решающую роль в доводке этих систем сыграл шеф-пилот ОКБ А.В. Федотов.
10 июня 1967 г. летчик-испытатель А. В. Федотов совершил первый полет, при котором крыло находилось в положении стреловидности 16°. На втором полете он проверил крыло в полном диапазоне изменения угла стреловидности от 16° до 72°. На третьем полете Федотов перешел скорость звука. Самолет был показан на авиационном параде в Домодедово. Для А.В. Федотова это был 13-й полет. Всего в программе испытаний было задействовано девять машин.
Серийное производство МиГ-23 началось на московском заводе «Знамя труда». Всего МиГ-23 всех модификаций было построено 5047. Появление в частях этих самолетов принесло разочарование. Из-за недостаточной прочности планера были введены ограничения по перегрузкам. Учебные воздушные бои между истребителями МиГ-21 и МиГ-23 однозначно доказывали преимущество первого. Истребители МиГ-23 широко поставлялись на экспорт и применялись почти во всех международных конфликтах. Машина с № 231 находится в Музее ВВС в Монино.
Модификации МиГ-23
МиГ-23С — истребитель с более мощным двигателем Р-27Ф2М-300;
МиГ-23М — истребитель с крылом увеличенной площади и «зубом» на передней кромке. Двигатель Р-29-300;
МиГ-23МЛ — облегченный вариант самолета с двигателем Р-35-300;
МиГ-23Б — истребитель-бомбардировщик с плоским носом без БРЛС;
МиГ-23УБ — двухместный учебно-боевой истребитель;
МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация истребителя.
Фото МиГ-21 ВВС Румыния
Румыния модернизировала свои МиГ-21 совместно с израильской компанией «Эркрафт Индастри» (IAI). Работы шли с 1993 года. Первые 50 обновлённых самолётов были переданы ВВС Румынии в 1998 году. Всего Румыния модернизировала примерно 100 МиГ-21.
МиГ-21МФ75 Лансер С ВВС РумынииМиГ-21МФ75 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21МФ75 Лансер С ВВС Румынии в полётеПара МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии в полёте, фото 2013 года.МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии в полёте, фото 2014 года.МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии в полёте, фото 2014 года.Пара МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии в полёте, фото 2014 года.МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии взлетает, фото 2016 года.МиГ-21МФ75 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21МФ75 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер СМиГ-21 Лансер С в полётеМиГ-21 Лансер С выбросил тормозной парашютМиГ-21 Лансер С выбросил тормозной парашют
В 2009 году СМИ сообщали о намерении Румынии купить у США снятые с вооружения F-16 в количестве 24 машин. Но тогда у рымынов не хватило денег. А в 2012 году стали появляться сообщения о намерении Румынии перевести свои ВВС на истребители F-16 списанные в Нидерландах и Португалии. На этот раз Румыния ограничилась 12 истребителями.
МиГ-29 СМТ
МиГ-29 СМТ — новое поколение истребителей.
Истребитель поколения «4+» МиГ-29 СМТ — многофункциональный истребитель с открытой архитектурой авионики и современной бортовой РЛС — является сегодня одним из самых совершенных самолётов в мире. В самолёте предусмотрены 2 конформных бака емкостью 2020 литра, благодаря чему радиус действия увеличился в 3, 5 раза. Штанга дозаправки монтируется максимум за 2 часа, а применение дозаправки делает МиГ-29 СМТ самолётом, у которого нет ограничений по дальности полётов. Систему навигации самолёта дополнили приемниками спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и NAVSTAR. Сигнал принимается сразу с 12 спутников и комбинируется, что позволяет лётчику определять местоположение МиГ-29 СМТ с точностью 50 метров. Усовершенствована и система воздушного боя.
Кстати…
За всю историю МиГов было разработано около 450 проектов этих боевых самолётов, 170 – воплощены в жизнь. На отечественных авиастроительных заводах построили 45 тыс. МиГов, 11 тыс. из них было экспортировано. За границей по лицензии выпущено 14 тыс. МиГов. Истребители МиГ защищали от вооружённой агрессии небо более 40 стран мира.
История создания МиГ-23
МиГ-23 был призван заменить устаревший основной истребитель ВВС СССР МиГ-21. Его проектированием занялось КБ Микояна в начале 1960-х годов. Главной отличительной чертой новой машины должна была стать возможность изменения геометрии крыла. Полет первого прототипа этой машины состоялся в мае 1967. Предсерийный экземпляр поднялся в воздух два года спустя.
Главный выпускающим предприятием истребителя стал завод «Знамя труда» (Москва). Различные модернизации самолета производились вплоть до середины 1980-х годов, эта машина составляла тогда основу парка многоцелевых истребителей СССР.
МиГ-23УБ.МиГ-23УБ.МиГ-23УБ.
Особенности крыла
Крыло включает в свою конструкцию центроплан с цельным силовым баком и пару поворотных консолей в виде трапеций. Основной элемент неподвижной части крыла (центральный отсек) приварен к верхним рамам. В нем располагаются поворотные узлы консолей и топливные баки.
Элемент поворота крыла – кессонная сварная конструкция, трансформирующаяся в усиленную вилку. Данный узел с парой лонжеронов имеет консоль, разделенную на носовую, центральную и хвостовую часть. За повороты отвечает двухканальный гидравлический двигатель типа СПК-1.
Носовой блок поворотной части – четырехсекционный, может отклоняться на 20 градусов. Между собой секции соединяются при помощи управляемых тяг. Лонжероны крыла истребителя МиГ-23 сделаны способом горячей штамповки из алюминия. Герметизацию узла обеспечивает герметик, подаваемый через болтовые отверстия, а также резиновым жгутом, проложенным по всему периметру отсека. Закрылок разделяется на три секции, одна из которых изготовлена из титанового сплава, остальные – из алюминиевого состава. Все части между собой соединяются цангами, управляются отдельным гидромотором. Максимальный угол отклонения закрылков – 50 градусов.
История разработки истребителя МиГ-23
В 1958 году в СССР был построен экспериментальный истребитель Е-8. От всех прежних самолетов, созданных в конструкторском бюро Микояна и Гуревича, его отличала компоновка носовой части фюзеляжа – воздухозаборник двигателя «переехал» вниз, что дало возможность разместить перед кабиной пилота радиолокационную станцию с большим диаметром антенны. Спустя два года, когда советское правительство направило в КБ поручение о разработке нового многоцелевого истребителя для замены МиГ-21, именно Е-8 первоначально получил обозначение МиГ-23.
Самолет Е-8-2, который получил затем название МиГ-23 – экспериментальный вариант, ничем не похожий на известный сегодня истребитель
Самолет предполагалось оснастить намного более совершенным оборудованием, чем имелось на борту у «двадцать первого» МиГа, однако, испытания опытной машины проходили неудачно, а разработка нового прицела и радиолокационной станции затянулись. Кроме того, произошли изменения концепции боевого применения фронтовых истребителей: теперь «заказчик» потребовал обеспечить эксплуатацию таких самолетов с укороченных взлетно-посадочных полос.
Новый проект получил обозначение МиГ-23ПД. Его главной особенностью стало размещение на борту двух дополнительных «подъемных» двигателей. Этот самолет демонстрировался в 1967 году на авиационном празднике в Домодедово и произвел огромное впечатление на зрителей, которые не понимали, что это был первый и последний публичный показ, так как было принято решение о сворачивании дальнейших работ по проекту.
Причиной для очередной «смены курса» стали как результаты испытаний, показавшие непрактичность установки подъемных двигателей, беспощадно пожиравших горючее, так и штудирование западных изданий, в которых рассказывалось о больших перспективах самолетов с изменяемой геометрией крыла. Следует отметить, что такой вариант уже прорабатывался конструкторами, но его дальнейшему развитию мешали негативные экспертные оценки, дававшиеся специалистами по аэродинамике.
Еще один экспериментальный самолет – МиГ23ПД. В серию не пошел
Первый полет на истребителе МиГ-23II, получившим крыло с изменяемой в полете стреловидностью, был выполнен 26 мая 1967 года. Масса этого самолета заметно увеличилась, по сравнению, например, с Е-8, поэтому его оборудовали форсированным двигателем. В 1968 году МиГ-23 был передан на государственные испытания, которые продолжались до 1972 года. Одна из причин столь значительной длительности – отсутствие проектного бортового оборудования. Ни РЛС, ни прицел, ни теплопеленгатор не были подготовлены «смежниками» в установленные сроки. По этой причине оборудование для первых серийных МиГ-23 по характеристикам ничем не отличалось от того, которыми обладал МиГ-21.
Этот недостаток проявлялся даже у модификации МиГ 23МФ, и справиться с ним удалось далеко не сразу. По горизонтальной и вертикальной маневренности новый истребитель уступал как американскому F-4E, так и своему предшественнику МиГ-21, что буквально деморализовало летчиков.
МиГ-23МЛ – первая маневренная модификация истребителя
Ситуация улучшилась лишь после появления в частях МиГ-23МЛ. Эта машина смогла наконец-то стать «истребительной», обретя хорошие разгонные и маневренные характеристики. В таком варианте советский самолет был даже способен вести успешные бои с ранними вариантами американских истребителей четвертого поколения. В дальнейшем на базе этой модификации был создан перехватчик МиГ 23П, а затем и совершенный вариант – МиГ-23МЛД.
Фото МиГ-21 ВВС Северной Кореи
Происшествия
- 16 сентября 1970 года, испытывая самолёт, погиб лётчик-испытатель М. М. Комаров.
- 21 сентября 1973 года аэродром Щучин, конструктивно-производственный дефект, летчик катапультировался.
- 23 июня 1977 года произошла катастрофа самолёта МиГ-23УБ близ города Егорьевска Московской области. Погибли 2 человека.
- В 1985 году в 116-м Центре боевого применения авиации (Астрахань) во время стрельбы пары кубинских лётчиков на МиГ-23МЛ по учебной мишени ведомый по ошибке выпустил ракету Р-24Р по своему ведущему и поразил его самолёт. Ведущий катапультировался, но после приземления умер от полученных травм.
- Лето 1987 года, авария при взлете МиГ-23УБ (попадание птицы в воздухозаборник), недалеко от Тираспольского аэродрома. Летчики увели самолет от города на пляж и успешно катапультировались. При падении получил сильные ожоги ребенок находившийся на пляже.
- Катастрофа МиГ-23 в Бельгии 4 июля 1989 года.
- Столкновение Boeing 727 и МиГ-23 над Триполи
- Август 1993 года, аэродром Купино — авария при посадке МиГ-23УБ, командир 3-й эскадрилии и обучаемый летчик (лейтенант). Прогрессирующий козёл на посадке, попытка инструктором ухода на второй круг с выводом двигателя на «максимал» и выпуск тормозного парашюта обучаемым летчиком. Потеря скорости и сваливание самолета на крыло, экипаж успешно катапультировался на высоте 5-10 метров. Неуправляемый самолет приземлился в конце ВПП и укатился в берёзовую рощу.
- 10 ноября 1995 года МиГ-23 ВВС Индии упал в лес.
Тактико-технические характеристики
ТТХ МиГ-23 различных модификаций |
||
МиГ-23МЛ |
МиГ-23УБ |
|
Технические характеристики |
||
Экипаж |
1 |
2 |
Длина, м |
16,7 |
16,42 |
Размах крыла, м |
7,78 / 14,0 |
|
Высота, м |
5,0 |
4,82 |
Площадь крыла, м² |
34,16 / 37,27 |
|
Коэффициент удлинения крыла |
1,48 / 5,26 |
|
Коэффициент сужения крыла |
2,36 / 2,95 |
|
Угол стреловидности по передней кромке (по указателю в кабине пилота) |
74°40′ / 47°40′ / 18°40′ (72° / 45° / 16°) |
|
База шасси, м |
5,77 |
5,81 |
Колея шасси, м |
2,66 |
2,86 |
Масса пустого, кг |
10 550 |
10 700 |
Нормальная взлётная масса, кг |
15 600 |
15 150 |
Максимальная взлётная масса, кг |
20 100 |
18 970 |
Масса топлива, кг |
3319 |
3120 |
Объём топлива, л |
4300 |
4050 |
Силовая установка |
1 × ТРДДФ Р35 |
1 × ТРДДФ Р27Ф2М-300 |
Бесфорсажная тяга, кгс (кН) |
1× 8550 (83,9) |
1× 6900 (67,7) |
Форсажная тяга, кгс (кН) |
1 × 13000 (127,5) |
1 × 10000 (98,1) |
Лётные характеристики |
||
Непревышаемое Число Маха |
2,35 |
|
Максимальная скорость, км/ч |
2500 |
|
Скорость отрыва, км/ч |
280 |
290 |
Посадочная скорость, км/ч |
250 |
260 |
Практическая дальность, км (на высоте 200 м с 2 × Р-23) |
900 |
— |
Практическая дальность, км (на высоте 10-12 км, при М=0,74-0,77) |
1450 |
1210 |
Перегоночная дальность, км |
2360 (с 3 × ПТБ) |
1550 (с 1 × ПТБ) |
Практический потолок, м |
17 700 |
15 800 |
Скороподъёмность, м/с |
215 |
145 |
Длина разбега, м |
450 |
700 |
Длина пробега, м |
750/880 |
850/1250 |
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.) |
456,7 / 418,6 |
443,5 / 406,5 |
Тяговооружённость (расч.) |
0,548 / 0,833 |
0,455 / 0,66 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
+ 8,5 g |
+ 8,0 g |
Аэродинамическое качество |
12,1 |
— |
Вооружение |
||
Стрелково-пушечное |
1 × 23 мм пушка ГШ-23Л |
|
Точек подвески |
5 |
|
Ракеты «воздух-воздух» |
2 × Р-23Л/Т или Р-24Р/Т 2-4 × Р-13М или 2-6 Р-60 |
4 × Р-3с или Р-13М или Р-60 |
Ракеты «воздух-поверхность» |
2 × Х-23М |
|
НАР |
4 × 16 × С-5 или 2 × С-24Б |
4 × 16 × или 2 × 32 × С-5 или 2 × С-24Б |
Авиабомбы |
до 2000 кг |
до 1000 кг |
Сохранившиеся экземпляры |
||
Тип |
Бортовой номер |
Местонахождение |
МиГ-23 |
Технический музей ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти |
|
МиГ-23 |
35 |
Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского |
МиГ-23 |
г. Луховицы |
|
МиГ-23 |
231 |
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино |
МиГ-23 |
Таганрогский музей авиационной техники |
|
МиГ-23 |
Минский государственный высший авиационный колледж |
|
МиГ-23 |
Аэродром Угловое (Приморский край) |
|
МиГ-23 |
г. Бобров |
|
МиГ-23 |
г. Тверь, используется в качестве памятника напротив НИИ информационных технологий по адресу ул. Володарского, д. 3. Самолет установлен в 2009 году в честь сотрудников института — ветеранов Великой Отечественной войны, Военно-воздушных сил и частей противовоздушной обороны. |
|
МиГ-23 |
Киевский политехнический институт — факультет авиационных и космических систем (ФАКС) |
|
МиГ-23БМ |
05 |
Государственный музей авиации (Киев) |
МиГ-23МЛ |
54 |
Государственный музей авиации (Киев) |
МиГ-23М |
01 |
Музей Великой Отечественной войны (Киев) |
МиГ-23УБ |
Минский музей авиационной техники центрального аэроклуба ДОСААФ |
|
МиГ-23 |
Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» |
|
МиГ-23 |
Московский авиационный институт |
|
МиГ-23 |
56 |
Музей военной техники «Военная горка», г. Темрюк |
МиГ-23МЛД |
40 |
Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины |
МиГ-23УБ |
Национальный университет обороны Украины |
|
МиГ-23 |
Подмосковье г.Ступино |
МиГ-1 и МиГ-3
Советский истребитель Миг-1.
Первый МиГ был спроектирован в 1939 году. В 1941 году в сутки с конвейеров заводов в СССР сходило около 25 истребителей МиГ-3.
МиГ-3 — легендарный истребитель Великой Отечественной войны.
Истребители МиГ-1 и МиГ-3 внесли весомый вклад в победу в войне против немецко-фашистских захватчиков. Самолёты МиГ-3 были на вооружении двух элитных истребительных авиаполков, и на них сражались опытнейшие летчики-испытатели. Именно на МиГ-3 прославленный советский ас А.И. Покрышкин одержал свою первую победу, сбив немецкий Ме-109Е. Высокая унификация и ремонтопригодность МиГов обеспечила им долгий срок службы даже в условиях военного времени. После войны истребители МиГ-3 долгое время стояли на вооружении истребительных авиаполков ПВО.
Модификации истребителя
МиГ-23БН – истребитель-бомбардировщик, на базе которого впоследствии был создан МиГ-27
Наиболее известны следующие варианты самолета МиГ-23:
- «23-11». Предсерийная модификация, состоявшая из десяти истребителей. Один из них предназначался для проведения статических наземных испытаний, остальные были опытными самолетами;
- МиГ-23С. Первая модификация, строившаяся серийно. Оснащалась упрощенным бортовым оборудованием, поскольку «штатное» еще не было готово;
- МиГ-23Л. Эти самолеты, выпускавшиеся с 1971 года, получили теплопеленгаторы ТП-23, радиолокационные станции «Сапфир-23Л», а затем и прицел АСП-23Л;
- МиГ-23М. Первая модификация, вооруженная ракетами средней дальности Р-23Р и Р-23Т. Самолет оснащен отклоняемым носком крыла. Кроме того, выросла мощность силовой установки;
- МиГ-23МС. Эта модификация была предназначена для поставки на экспорт. От МиГ-23М отличается упрощенным оборудованием. В частности, вместо РЛС «Сапфир-23Д» установлен радар от самолета МиГ-21;
- МиГ-23МФ. Еще один «экспортный» вариант истребителя. В целом соответствует самолету МиГ-23М, незначительно отличаясь в худшую сторону по характеристикам бортового оборудования;
- МиГ-23МЛ. Облегченный вариант истребителя. Выпускался с 1974 года. Чтобы снизить массу, удалён один из фюзеляжных баков. Кроме того, самолет получил более мощный двигатель — Р35Ф-300. Заменено электронное оборудование, улучшены характеристики бортовой РЛС, теплопеленгатора и прицела;
- МиГ-23П. Представляет собой перехватчик, заменивший в частях ПВО устаревший Су-9;
- МиГ-23МЛД. Эта модификация считается лучшей. Строился такой самолет с 1984 года. Аэродинамическая схема усовершенствована, повысилась маневренность. В очередной раз улучшены характеристики работы бортового оборудования, особенно радиолокационной станции. Самолет оснастили устройствами для запуска тепловых ловушек, защищающих истребитель от любых ракет с инфракрасной головкой самонаведения;
- МиГ-23МЛГ и МЛДГ. Экспериментальные самолеты для испытаний станций, создающих активные помехи для радаров;
- МиГ-23Б. Истребитель-бомбардировщик. Изготовлена небольшая серия (24 самолета) в 1971году. Машина комплектовалась прицельно-навигационным комплексом «Сокол-23С». У этой модификации нет радиолокационной станции;
- МиГ-23БН. Крупносерийный истребитель-бомбардировщик. Производился с 1973 по 1985 год. Дальнейшее развитие этого варианта машины привело к созданию самолета МиГ-27.
Учебно-боевой вариант МиГ-23. Оснащен дополнительной кабиной для инструктора
Кроме того, на базе МиГ-23 создавались летающие лаборатории для испытаний различных систем и вооружения, предназначенных для истребителей четвертого поколения.
I. Стрелы и треугольники
Началось все с Е-1(Х-1). Аванпроект легкого истребителя со стреловидным крылом под двигатель АМ-5А был завершен в 1954 году. В этом же 54ом его сменил Е-2 с более мощным АМ-9Б, который недолго полетав, был модифицирован в Е-2А с двигателем РД-11.
1. Е-2
Второй экземпляр Е-2А/2 еще не был закончен когда вышло постановление Совета Министров СССР о запуске Е-2А в серию под обозначением МиГ-23. Первый пошел!
2. МиГ-23(I)(Е-2А)
Практически параллельно с Е-2 развивалась линия фронтового истребителя с треугольным крылом: Е-4 (летал с двигателями АМ-5 и с РД-9И после модернизации) и Е-5 (двигатель РД-11). При строительстве эти самолеты старались максимально унифицировать с Е-2 дабы выявить плюсы и минусы различных типов крыла.
Е-5 стал прототипом предсерийного МиГ-21. Последующий за ним Е-6 выпускался уже в серии, как МиГ-21Ф, и стал родоначальником самого массового истребителя послевоенного времени.
6. Е-6/3
Кроме этих двух линий – линий фронтового истребителя «2Маха – 20км» (требование военных по скорости и потолку нового самолета) была и третья – высотный перехватчик с высотной модификацией ТРД РД-9Е и с дополнительным ЖРД С-155. Три экспериментальных Е-50 были построены на основе Е-2, серийный же МиГ-23У(Е-50А)(У- ускоритель) во многом отличался от младших собратьев и строился фактически на базе Е-2А, с ТРД РД-11Е-300. Топливо, окислитель и системы управления ЖРД были размещены в подфюзеляжной гондоле, а не в емкостях фюзеляжа.
8. Е-50/3
Ракетоносный перехватчик Е-50П (система управляемого ракетного оружия К-5) предлагалось строить на основе Е-50А.
В 1958 году серийный выпуск МиГ-23(I) был прекращен, самолеты семейства с треугольным крылом были признаны более перспективными. По МиГ-23У прекратили все работы в это же время — эксплуатация ЖРД в строевых частях была признана слишком рисковой и сложной.
Система управления
Управление летательным аппаратом МиГ-23 (ВВС РФ) в кабине пилота осуществляется рукоятью, перемещаемой в продольно-поперечном направлении, а также педалями путевого контроля. Основными элементами служат интерцепторы, направляющий штурвал и двухрежимный стабилизатор поворотного типа. Силовыми приводами выступают необратимые бустеры с двумя камерами.
Угловые перемещения ручек и педалей на бустеры проводятся посредством прямой механической передачи. Электрические приспособления типа «раздвижной тяги» РАУ-107А используются как исполнительное оборудование для автопилота. Дополнительное усилие на рукоятке создается при помощи пружинных загружателей, снимается нагрузка посредством устройств с триммерным эффектом.
Особенности конструкции МиГ-23
Данный самолет спроектирован как высокоплан с усовершенствованной аэродинамикой корпуса и крыла. Крылья аппарата имели стреловидную форму и могли производить поворот на нужный угол. В зависимости от задачи полета и нужного маневра пилот самостоятельно мог изменить геометрию крыла. За счет поворотов крыло могло быть стреловидным или же прямым, потому что часть крыла могла убираться в средину корпуса машины.
Конструкция крыла была представлена двумя неподвижными частями и двумя консолями, которые были подвижными. Подвижные части крыльев были изготовлены из стальных штамповок, которые были сварены между собою, и являли собой кессонную конструкцию. Для данного самолета были разработаны три вида крыльев разной конструкции, которые можно было менять.
Корпус аппарата имел полумонококовую схему и был разделен разъемом на две части: носовую и хвостовую. В носовом отсеке было расположено бортовое оборудование, а также кабина пилота, которая имела герметическую конструкцию. Кабина летчика имела фонарь с хорошим обзором. Кроме того, пилот имел возможность производить задний обзор за счет прибора ТС-27АМШ. В хвостовом отделе машины была установлена система воздушных тормозов, которые состояли из четырех частей.
Силовая установка самолета МиГ-23 была представлена форсажным двигателем турбореактивного типа, он обозначался как Р-35-300. Он производил тягу в 13 тысяч килограммов. Данный двигатель был спроектирован конструктором Хачатуровым в бюро «Союз». С помощью данной силовой установки самолет мог развивать скорость в 2,5 тысяч км/час, но это на большой высоте. Кроме того, большая тяга позволила самолету набирать высоту со скоростью в 12 900 м/мин. При использовании дополнительных подвесных баков самолет мог пролететь до 2360 километров.
Воздухозаборник был расположен сбоку аппарата и был регулируемым с помощью створок и клиньев, которые были подвижными. Особенностью защиты двигателя было то, что она могла выдерживать прямое попадание управляемых ракет класса ЗРК.
МиГ-23 видео
https://youtube.com/watch?v=BBb4Ri8Qs-E
Шасси самолета МиГ-23 состоит из трех стоек. Особенностью является передняя стойка, которая оснащена двумя колесами и имеет усиленную систему амортизации. Задние опоры были изготовлены более длинными, а именно они были выше на 17,5 сантиметров. Они оснащены одним колесом, на котором была установлена тормозная система дискового типа. Все колеса были бескамерного типа.
Как говорилось ранее, данный проект закрыт с 85 года, за все время было изготовлено 4278 машин данного класса. Нужно отметить, что на балансе ВВС РФ и сегодня находятся данные МиГи. Данная машина широко применялась разными странами в военных конфликтах практически во всех уголках земного шара.