История гребней на шлемах спартанцев
Содержание:
6 МЕСТО: Нефритовый жезл
ТИП ВООРУЖЕНИЯ: Ваджра
ВЕРОЯТНЫЙ
ПРОТИВНИК: Индра
ИСТОЧНИК
РАЗВЕДДАННЫХ: Индийская мифология
и буддизм
ДАННЫЕ О ЖЕРТВАХ: Вритра, асуры
АНАЛОГИ: Палица
Геракла, молния Зевса
ДОСЬЕ: Арийские боги — опасный и хорошо организованный противник. Недаром для ведения боевых
действий бог-творец Тваштар лично выдал каждому
из них табельное оружие под роспись. Пожалуй,
самый опасный предмет достался Индре — бог
молний получил хитроумную палицу под названием ваджра. Впрочем, громовержцы редко славятся
безупречным моральным обликом, поэтому первым
делом Индра решил обмыть обновку. Прихлопнув
для храбрости подвернувшегося трёхголового змея,
он заявился к Тваштару, выпил все запасы стратегического напитка — сомы — и начал швыряться
молниями из ваджры. Тваштар обиделся на дебошира и с горя создал жуткого демона-змея Вритру.
За Вритрой Индра гонялся долго, но когда всё-таки
догнал, то победил его без особых затей: проломил
змею черепушку.
Ваджра выглядит |
Однако главный поражающий фактор у ваджры — психологический. Если у вас хорошо развито ассоциативное мышление, при встрече с этим оружием вы все-
рьёз рискуете повредиться рассудком. Дело в том, что
эта булава символизирует… Отставить разговорчики!
Дело в другом: про ваджру столько всего придумали,
что легче было бы перечислить, что она не символизирует. Кроме того, при попытке получить вражеские
чертежи разведка потерпела сокрушительное фиаско:
по одним данным, ваджра — это пучок стрел и молний,
по другим — трезубец, шипастый диск, меч и скипетр.
Сделана она из кости, золота, железа или из алмаза,
бывает крестообразной, а бывает продолговатой. К счастью, точку в философских спорах давно поставил
Михаил Успенский: он предлагает сойтись на версии,
что ваджра — это большая увесистая ложка.
А теперь хорошие новости: принять контрмеры
будет проще простого. Ваджру как символ давно уже
переняли буддисты — поэтому достаточно обрести
просветление, и любые стрелы будут вам нипочём.
Достаточно замахнуться, и враги разбегаются сами |
ПОЧЕМУ 6 МЕСТО: Возможности ваджры непредсказуемы: если ей сражается громовержец, то это
просто мощное наступательное оружие, а если
кто-то из буддистского пантеона — от них можно
ожидать любой восточной магии.
Обувь
Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы — сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви — крепиды. Они тоже держались на ноге при помощи ремней, которые продевались в отверстия, проделанные в бортиках, и крест-накрест охватывали ступню до щиколотки. Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве, которые зрительно увеличивали их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий.
Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги (персикаи), а также высокие кожаные или войлочные сапоги — эндромиды, закрывавшие ногу сзади, а спереди стянутые сложной шнуровкой. Пальцы ног при этом оставались открытыми.
Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной. Её окрашивали в яркие цвета (жёлтый, красный и т. п.), иногда даже серебрили или покрывали позолотой. Общее число разновидностей женской обуви, по подсчётам исследователей, изучавших древнегреческую скульптуру, доходило до 94-х.
Корабль Эгейского моря
Из-за довольно высоких стоек-опор вёсла входили в воду под углом, близким к нормали, что снижало их эффективность. Спустя несколько столетий этот недостаток был устранён на пентеконторах — одноярусных гребных суднах, приводимых в движение пятью десятками вёсел — по 25 с каждой стороны при общей длине корабля 28-33 метров и ширине 4 метра.
Корабль Эгейского моря (Крит)
Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта – без ограждения), то есть открытыми судами. Однако иногда строились и палубные пентеконторы (катафракта). Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и воинов, которые первоначально и сидели на вёслах. Сходя на берег, они вели войну. Для уничтожения неприятельских судов на пентеконторах появляется таран.
Скорость судна составляла около 9.5 узлов (17.5 км/ч). Увеличение её требовало увеличения количества гребцов, что на одноярусном корабле привело бы к удлинению корабля на 1 метр. В связи с этим греческие и финикийские кораблестроители приняли изящное решение: если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Так появилась бирема (конец VIII в. до н.э.).
Преобразования в армии
В VII–V в. до н. э. была проведена реформа по утяжелению доспехов гоплитов. Скорее всего, такие меры были приняты с целью сохранения жизни воинов, так как спартанская армия в то время состояла всего лишь из 8 мор, а это чуть больше 4 тыс. воинов.
Однако начиная с середины V в. до н. э. снаряжение греческих солдат стало облегчаться: льняные панцири стали вытеснять анатомические кирасы. Почти полностью исчезли и наручи. Причиной тому послужило изменение в построении войск. Оно стало более плотным и глубоким, а количество солдат в отрядах удвоилось. Лишь численность спартанских формирований осталась неизменной – по 144 воина в каждом. Из-за перемен в построении рубящие удары наносились все реже, поэтому руки солдат не подвергались опасности быть отрубленными. Теперь все чаще применялось колющее оружие, поэтому копья удлинились с 3 до 6 метров. Так греческие гоплиты стали превращаться в сариссофоров – пеших воинов, составлявших основу фаланг.
Украшения
Золотые украшения в Афинском музее
Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось получить довольно полное представление о древнегреческих ювелирных украшениях (коллекцией такого рода обладает, в частности, Государственный Эрмитаж).
Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Их составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами. Красивые и изящные ожерелья были найдены в местах захоронения в Северной Греции, а также в некрополях античных городов Северного Причерноморья и при раскопках скифских курганов.
Популярным украшением были также серьги. Известно было не менее 17 различных типов серег, и мода на них довольно часто менялась, но самыми распространёнными обычно были серьги, состоявшие из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.
Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавались по тому же принципу, что и серьги, отличаясь от них только размерами.
Браслет с тритоном, держащим путти, 200 г. до н. э.
В моде были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.
Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.
Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести умершему и отогнать от него злые силы. Помимо ювелирных изделий, которыми усопший пользовался при жизни, в захоронения обычно клали золотые венки, сосуды, нагубники, наглазники, а также погребальные
маски, закрывавшие лицо покойного.
Мужчины в классический период не носили никаких украшений, кроме колец на пальцах. У Ксенофонта шпиона-лидийца опознали по проколотым мочкам ушей (Анабасис).
Мужская одежда
Дельфийский возничий в хитоне
Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.
Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. В отличие от хитона, эксомис почти не образовывал складок; его назначением было прикрывать тело, а не обрисовывать его
Это вполне соответствовало эстетическим вкусам древних греков, которые считали, что тело человека, вынужденного заниматься физическим трудом, будь то раб или свободный, развивается диспропорционально, не отвечает канонам красоты и потому не заслуживает того, чтобы привлекать к себе внимание.
Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.
Копис, ксифос и махайра .
Особенностью коротких, удобных в тесном строю мечей греческих воинов было то, что они не имели заостренного конца и удары были только рубящие. Колющие удары наносились копьём. Удары оружия врага парировались щитом и лишь в редких случаях мечом: оружие было слишком коротко и плохо закалено, а руки, как правило, не защищены. Тактика спартанцев была очень простой. Поэтому в бою решающую роль играла физическая сила, мужество и храбрость воинов.
С VI в. до н. э. у гоплитов встречаются кописы — изогнутые мечи с длиной клинка от 50 до 70 см. Достаточно распространён у греков в те времена был меч называемый «ксифос». Это прямой короткий (около 60 см.) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием с клинком листообразной формы. Воины умели им и рубить и колоть. Считается, что ксифос происходит от бронзовых мечей позднемикенского периода.
Бронзовые мечи этого периода имели тонкий обоюдоострый клинок, длиной около 80 см, но примерно в IX веке до нашей эры для изготовления мечей стали использовать железо, клинок стали делать шире и короче. Рукоять изготовлялась из бронзы. Ножны деревянные с накладками из меди. Как правило, ксифос использовался, когда у гоплита ломалось копье. Был распространён в основном у греков и спартанцев. Настоящие спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче, как кинжалы. В летописях отмечается, что у спартанцев мечи были настолько короткие, что стали у греков предметом для насмешек. Ксифос использовался в основном гоплитами, намного реже — македонскими фалангитами.
Позже меч ксифос распространился среди различных племен варваров на Апеннинах. Также существовал меч, который назывался «махайра». Махайра — меч изогнутой формы, заточен с внутренней стороны. Изначально махайра — меч фракийцев, возникший примерно в VII в. до н.э. и вскоре перекочевавший на юг, в Грецию, где утвердился весьма прочно в качестве одного из предпочитаемых образцов оружия, а уже от греков этот тип меча перешел к финикийцам и кельтиберам.
В отличие от греков, римские воины с успехом пользовались не только рубящим ударом, но и уколом. Они были более грамотными стратегами и понимали, что преимущество укола перед ударом несомненно очевидное. Как минимум не нужно открывать вооруженную руку и правый бок, подставляясь под удар.
Колющим ударом было намного легче пробить «мягкие» доспехи и даже кольчугу. Подобная тактика не могла не сказаться на оружии: короткий меч исчез, уступив длинному мечу германцев, а потом превратился в шпагу. На сегодняшний день полюбоваться изящноизогнутыми кописами, махайрами и фалькатами можно в любом достаточно уважаемом музее мировой истории.
Настоящие древнегреческие ксифосы встречаются реже. Страсть к оружию была неистребима в мужских сердцах жителей Спарты, поэтому оружие всегда уважали и хорошо к нему относились.
При написании материала были использованы различные исторические очерки и литературные произведения, предназначенные для открытого чтения. Копирование и другое использование данного материала без указания источника запрещается. Имейте совесть.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Следующие статьи:
- 13/01/2013 07:47 — Путь самурая. Интуиция – главное оружие самурая. С…
- 12/01/2013 20:52 — Бой самураев
- 12/01/2013 19:18 —
- 12/01/2013 18:17 — Сеппуку — ритуальное самоубивство. Дзюнси
- 03/01/2013 18:49 — Кинжал СС — холодное оружия фашистской Германии. К…
Предыдущие статьи:
- 18/11/2012 21:17 — Fallkniven F1 – лучший нож охотника и коллекционер…
- 30/05/2012 05:04 — бусидо кодекс чести бусидо путь самурая
- 11/05/2012 04:42 — боевой нож особенности боевого ножа боевые ножи со…
- 04/01/2012 15:46 — Дамасская сталь ножи. Дамасские ножи
- 24/02/2011 11:41 — Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурай…
Следующая страница >>
Ткани, цвет, орнамент
Статуя типа кора.
Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Хлопок служил предметом роскоши, его привозили из стран Востока. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать.
«Дама в голубом», танагрская статуэтка
Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники, и т. п. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.
Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты», «критская волна», «бусы», «плетенка», «меандр». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.
[править] Защитное снаряжение
Доспехи — надеваемые на человека
- Туловище
- Греция
- Аргосский панцирь
- Анатомический панцирь
- Льняной панцирь — линоторакс
- Рим
-
Лорика
- Лорика линтеа — длинная кожаная рубаха.
- Лорика серта — чешуйчатый доспех без кольчужной основы.
- Лорика сквамата — чешуйчатый доспех с пластинками в форме рыбьих чешуек, нашитыми поверх тканевой основы.
- Лорика плюмата — чешуйчатый доспех с пластинками в форме птичьих перьев, нашитыми поверх кольчуги.
- Лорика хамата — кольчуга с наплечниками.
- Лорика сегментата — доспех из больших (ламмелярных) пластин удлинённой формы, идущих поперёк тела.
- Конечности
- Поножи
- книмиды-поножи
- Птериги — защитные полосы ткани или кожи, свисающие с панциря, защищающие плечи и бедра
Щит
-
- Скутум (щит)
- Гоплон — он же аспис, он же аргивский щит
- Пелта
- Дипилонский щит — овальный, с выемками с обеих сторон (В начале VIII в. в Греции)
- Беотийский щит — своего рода помесь дипилонского и аргивского щитов
- Спара — персидский пехотный ростовой щит четырёхугольной формы, плетёный
- Древнегреческий щит
Шлем
-
Греческие
- Иллирийский шлем
- Коринфский шлем
- Апуло-коринфский шлем
- Халкидский шлем
- Аттический шлем
- Беотийский шлем
- Фракийский шлем
- Пилос (шлем)
- Фригийский шлем
-
Римские
- Монтефортинский шлем
- Итало-коринфский шлем
- Халкидский шлем
- Имперский шлем
- Кулусский шлем
- Портский шлем
- Шлем Кросби-Гаррет
-
Кельтские
Батинский шлем — с изображением птицы на верхушке. Распростёртые крылья птицы были сделаны на петлях, так что они, должно быть, хлопали на скаку, когда хозяин шлема нёсся в битву.
- Этрусские
- Другие
Пистолет Форт-9
Причёски
Вазопись, 5 в. до н. э.
Если головные уборы древних греков были просты и непритязательны, то причёски, напротив, отличались изысканностью. Парикмахерское искусство в то время достигло уже высокого уровня развития. Причёсывание, окрашивание волос, завивка производились специально обученными рабами — каламистрами, каждый из которых выполнял только одну определенную операцию.
Формы и линии причёсок всегда гармонировали с одеждой, создавая ощущение законченности и цельности внешнего облика.
В I в.до н. э. в моду вошли парики. Чтобы удовлетворить растущий спрос, на острове Лесбос были организованы специальные мастерские по изготовлению париков из натуральных женских волос. Тонко и тщательно выполненные изделия местных мастеров, несмотря на свою дороговизну, быстро завоевали рынки не только Древней Греции, но и многих других стран. У состоятельных людей было принято иметь по нескольку париков разного фасона и цвета, для разных случаев.
Мужские причёски
Герма, 5 в. до н. э.
Согласно Фукидиду, писавшему в 420-х годах до н. э., афиняне из числа богатых «только недавно перестали носить льняные хитоны и укреплять себе волосы на голове в кробил с помощью золотых цикад» (I, 6, 3). Далее сообщается, что ионийцы использовали эту причёску дольше, чем афиняне.
Точное устройство упомянутой Фукидидом мужской причёски «кробил» неизвестно. По мнению исследователей XIX века, это мог быть «высокий шиньон, собранный повязками на затылке или темени, или такая прическа, при которой волосы собирались на шее и стягивались повязкой либо металлическим обручем, или такая прическа, при которой две длинные косы заматывались в виде венка вокруг головы и завязывались на лбу в узел».
Некоторые современные исследователи определённо утверждают, что до персидских войн греческие мужчины делали причёски из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину или собирались в пучок. Очень распространена была причёска из кос, заплетённых за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую чёлку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.
В V—IV вв.до н. э. вместо длинных волос мужчины стали носить аккуратные маленькие причёски из подстриженных крупно завитых кудрей. В особо торжественных случаях молодые люди укладывали локоны надо лбом наподобие банта (такая причёска называлась «цикада», возможно, из-за сходства с крылышками этого насекомого).
Густые вьющиеся волосы (желательно золотистые) и ухоженная борода служили лучшим украшением свободнорождённого эллина. Борода символизировала мужественность: её отпускали после 20 лет, предварительно посвятив первый юношеский пушок богам.
Первым, кто продолжал брить бороду и по достижении 30-летнего возраста, был Александр Македонский. Вскоре у него нашлось множество подражателей — и добровольных, и вынужденных (в армии воины были обязаны бриться), так что в конце концов бороды вышли из моды. После эпохи Александра греки, за исключением философов, бород уже не носили.
У спартанцев в классический период сохранялся запрет на стрижку волос и бороды даже в период войны, поэтому на надгробных стелах афинян времен Пелопоннесской войны поверженного спартанца всегда можно отличить по длинным волосам и бороде.
Женские причёски
Гречанка на картине Дж. У. Годварда, 1912
Свободные женщины всегда носили длинные волосы. Самой популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Для этой причёски волосы расчёсывали на прямой пробор, завивали волнами и низко спускали на лоб, так как по эстетическим канонам того времени лоб должен был быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щёк, а сзади приподнимали и на затылке скручивали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Если узел волос располагался не на затылке, а около шеи, такую причёску называли «коримбос». Для причёски «лампадион» волосы собирали в пучок, придавая ему форму факела.
Оригинальную причёску ввела в моду в середине V в. до н. э. знаменитая афинская красавица — гетера Аспасия: завитые волосы укладывались крупными объёмными валиками вдоль головы ото лба до затылка, наподобие ломтиков дыни, и перевязывались двумя лентами.
Завитые волосы часто убирали в сетку из золочёных нитей. Завершало причёску изящное украшение — стефана, похожая на старинный русский кокошник, или калаф, напоминающий корону, или налобная повязка — диадема.
Рабыни, в отличие от свободных женщин, должны были коротко стричь волосы. Их подрезали примерно на уровне середины шеи, на лоб спускали чёлку.
Ближневосточные мечи[править]
- Мечи Ислама — в зависимости от региона два основных варианта эфеса: вполне обычная для европейского меча крестообразная гарда, разве что поскромнее в размера, но сабельная изогнутая рукоять
- вполне обычная для европейского меча прямая рукоять, но гарда в форме полумесяц рожками вперёд
Скимитар (а.к.а. саиф, шамшир, килич) — кривая, зачастую сильно кривая сабля с заточкой с внешней стороны. Ими вооружались лёгкие кавалеристы у арабов, персов и турок. Как друг от друга отличаются? Турецкий килич шире, Т-образный в сечении, слабо искривленный: лезвие образует гладкую кривую, имеется елмань — утяжеляющее расширение на конце для более эффективной рубки. Персидский шамшир (он же скимитар) узкий, сильно изогнут: лезвие у рукояти и возле конца практически прямое, а вот в третьей (от рукояти) четверти изгибается чуть ли не на 90 градусов, елмань отсутствует. Саиф имеет характерное навершие. Также сюда можно отнести индийский тулвар — клинок как у шамшира, но имеется дисковидное навершие.
Ятаган — его часто путают с предыдущим, но это совсем разные клинки. У турецкого ятагана — заточка с внутренней, вогнутой стороны! И удар им, соответственно, не режущий, а рубящий. Рукоять у ятагана шашечная, без гарды — потому что и ятаган, и шашка произошли от длинных ножей. Использовался он пехотой, а точнее, янычарами — элитной пехотой Османской империи. Саблю янычарам дозволялось носить лишь «при исполнении», а вот ятаган можно было носить постоянно.
- Ляп немногоуважаемых Муравьёва и Кистяковского, которые перевели именно «ятаганом» scimitar толкиновских орков, подцепили многие русскоязычные фэнтезисты, которые обзывают ятаганом любое кривое и неевропейское, кроме катаны.