Государство и политические партии: признаки и понятие партии

Содержание:

Политические партии зарубежных стран

В конце 19 в. начале 20 в. Исследователь из Германии В. Хасбах рассматривал партию немного в другом ключе.

Определение 2

Партия – это некий союз людей, имеющих одинаковые политические взгляды, цели, стремящиеся к завоеванию политической власти для ее использования в процессе реализации личных интересов.

Немецкий социолог Макс Вебер, немного по-другому интерпретировал понятие партии.

Определение 3

Партия – общественные организации по привлечению избирательских голосов, которые, в свою очередь опираются на добровольное вступление членов своего объединения и ставящие целью завоевание власти для своего руководства и обеспечения своим активным участникам соответствующих условий как материального, так и духовного характера с целью последующего получения материальной выгоды и прочих привилегий.

Сущность политических партий может определяться посредством использования нескольких подходов:

  • Рассмотрение партии в качестве группы людей, которые придерживаются единых политических взглядов. Б. Констан.
  • Рассмотрение политической партии в качестве транслятора интересов определенных классов населения. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
  • Партия воспринимается как организация, действующая в системе государства. Данную трактовку предложил современный французский политолог Морис Дюверже, которая изначально звучит как объединение людей, имеющее собственную структуру, а также прочное, существующее продолжительное время, социальное объединение, ставящее перед собой цель овладения учреждениями государственной власти.
  • Понимание партии с точки зрения исполняемых ею функций.

Достаточно существенные различия, иногда даже откровенные противоречия просматриваются в оценке места, роли и перспектив партии как ключевого политического института во взглядах мыслителей и ученых в течении всего периода существования партий. Даже такой знаменитый мыслитель, как Ж. Ж. Руссо, учитывая концепцию общего договора и государства, как изъявителя воли общественности, нелестно отзывался о всевозможных партийных объединениях, которые выражают интересы узкого круга, что в свою очередь разрушительно влияет на государственный механизм и общую волю. Он отмечал, что наличие партий провоцирует длительные дебаты и разногласия в общественно политической жизни.

Замечание 1

Многие отцы основатели США также имели крайне негативное отношение к партиям и считали их откровенно ненужными. Особо ярым противником партий был и первый президент США Джордж Вашингтон.

Последующий уход за персиком

В первый сезон после посадки персик Лебедь поливают обильно (не менее 5 ведер воды) несколько раз за лето, особенно в жару. Взрослое дерево поливают, только если стоит сильная или продолжительная жара.

Удобряют растение каждый год: 2–3 раза за весну и лето и 1 раз осенью, начиная со второго года посадки. В составе удобрений должны преобладать калий и фосфор, азот должен быть ограничен. Летом персик поливают навозной жижей в концентрации 1 к 10 либо раствором птичьего помета в концентрации 1 к 20. Перед их внесением дерево поливают чистой водой, чтобы настои не обожгли его корни.

Осенью под каждый персик вносят:

  • суперфосфат (гранулы) – 200 г;
  • хлористый калий – 150 г.

Минеральные удобрения можно заменить органическими и внести под каждое дерево по 7–10 кг перегноя и 0,5–1 кг золы.

Обрезают персик весной до распускания почек или осенью перед наступлением холодов. Весной вырезают все усохшие за зиму ветки, а оставшиеся здоровые укорачивают на ¼ часть. Осенью убирают прирост текущего года, растущий внутрь кроны.

На зиму приствольный круг около дерева вскапывают и присыпают слоем торфа, листвы, соломы, а штамб для защиты от грызунов оборачивают мешковиной, а сверху куском рубероида. Весной их с дерева снимают.

Галерея

Жизнь за кадром

Три уровня партии

Рассматривая структуру современной партии, нужно выделить следующие три уровня:

1. Высший уровень — представительство в системе власти. Это должностные лица, работающие в государственном аппарате, которые получили свои посты благодаря принадлежности к партии: член парламента, губернатор, президент, депутат партии.

2. Следующий уровень — средний. К нему относится официальная партийная организация.

3. Низший уровень — блок избирателей. Это массовая база, которая обеспечивает поддержкой кандидатов партии во время избирательной кампании. Отметим, что принадлежность к этой группе основывается скорее на декларируемой приверженности. Официальная вовлеченность является менее значимой — необязательно быть включенным в соответствующий список. Партии можно поддерживать и не подписывая официальных бумаг.

Особенности кадровых партий

Деятельность кадровой партии предполагает ряд особенностей:

  • формируется из парламентских групп по принципу «сверху»;
  • в составе допускаются бюрократические объединения;
  • присутствует свободное членство;
  • имеет место неопределенность деятельности.

Основная ячейка кадровой партии — комитет. Его формирование определяется территорией. Комитеты изучают предлагаемые на выборах кандидатуры и с учетом особенностей электората предлагают им предвыборные программы. В комитетах состоят политические деятели с известной репутацией, активисты, опытные лидеры.

При этом фиксированный состав членов отсутствует, партийные билеты не выдаются. Государственный источник финансирования дополняется добровольными взносами. 

Авторитет партийцев позволяет привлекать большое количество представителей электората, включая население с различной идеологией. Большое значение в этом играют собственные источники финансов. Несмотря на то что количество членов в кадровых партиях невелико, присутствие политической элиты в них позволяет получить неоспоримый авторитет.

Для таких партий характерна децентрализация. Руководство осуществляют парламентарии.

Общество и роль партийных организаций

Все, что создается в материальном и нематериальном мире, имеет свои задачи. Политические силы объединяются в партии для захвата власти и активного участия в ней. Благодаря этим силам происходит связь государства и народа, регулируются социальные и политические аспекты общественной жизни, осуществляется руководство классовой борьбой.На сегодняшний день происходит стирание границ между классами и группами населения. Социально различные, порой ранее антагонистичные слои населения постепенно объединяются на фоне роста благосостояния и стабилизации экономической ситуации в масштабах стран, единства международного информационного пространства. В этих условиях некоторые партии теряют идентичность избирательного электората, становясь практически универсальными. В новом облике они все менее служат обществу, перебирая на себя всемерное отстаивание курса существующего на данный момент правительства. Можно сказать, что концептуальное строение самой системы партий изменяется под воздействием внешних и внутренних факторов, каким оно будет в перспективе, покажет будущее.

Список

Как появилась модель 67-Б?

Первый прототип улучшенного варианта 67-го был продемонстрирован руководству ГАЗа в начале 1944 года. Модернизированный экземпляр получил индекс «Б». Испытания его длились порядка пяти месяцев. За этот период опытные образцы успели пройти 20 тысяч километров в самых разных условиях. В итоге новый модернизированный внедорожник настолько понравился военным начальникам, что последние отдали приказ о немедленном старте серийного выпуска модели.

Что примечательно, первые годы маркировка «Б» не фигурировала в официальной документации. До 1950 года многие военные путали 64 и 67 модели, полагая, что последняя являлась усовершенствованной версией с улучшенными мостами.

Функции политической партии

1. Теоретическая функция:

  • анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;
  • выявление интересов разных социальных групп общества;
  • разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

2. Идеологическая функция:

  • распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;
  • пропаганда своих целей и политики;
  • привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

3. Политическая функция:

  • борьба за власть;
  • участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);
  • выполнение предвыборных программ

4. Организаторская функция:

  • реализация программных установок и решений;
  • проведение избирательных кампаний;
  • подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

Функция социального представительства. Как уже отмечалось выше, всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп (экономических, этнических, религиозных и т.д.) выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере. В теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения.

Функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.

Функция социальной интеграции — в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения.

Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько, прежде всего, с ее отправлением и удержанием. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах.

Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во властные «кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной.

Навигация

Цвета и эмблемы партий

Во всём мире политические партии ассоциируют себя с теми или иными цветами (по большей части затем, чтобы выделяться на выборах). Красный, как правило, является цветом левых партий: коммунистов, социалистов и т. п. Цвета консервативных партий — синие и чёрные. Исключение: в США цвет республиканской партии — красный, а демократической — синий.

Розовым обычно отмечаются социал-демократы, жёлтый — цвет либерализма. Зелёный ассоциируется с зелёными (выступающими за защиту окружающей среды) и исламистскими партиями. Пурпурный считается цветом монархии (как и белый), но редко используется современными политическими партиями. Коричневый и (реже) чёрный обычно связываются с фашистскими и неонацистскими партиями, а также чёрный — цвет анархистов.

Классическая эмблема социалистических партий — красная роза, зажатая в кулаке. Коммунисты используют серп и молот. Символы могут серьёзно повлиять на успех партии и нередко связаны с ключевыми вещами в жизни народа. Например, на кенийском референдуме о принятии конституции () сторонники конституции использовали в качестве своего символа банан, а противники — апельсины.

Недостатки многопартийных систем

Многие необходимые экономические реформы никогда бы не осуществились, если бы для их реализации нужно было одобрение большинства. Увеличение налоговой ставки, поднятие пенсионного возраста, закрытие крупных убыточных предприятий, дающих работу большому числу людей — все эти объективно необходимые мероприятия проводились не благодаря, а вопреки волеизъявлению большинства. Да, рост налоговой ставки приведет в конечном итоге к повышению уровня социальной защищенности. Да, при увеличившейся средней продолжительности жизни имеет смысл поднять возрастную планку выхода на пенсию – это снизит нагрузку на пенсионные фонды и увеличит поступления в бюджет за счет налогов, взимающихся с заработной платы. Да, убыточные предприятия дотируются государством и выгоднее их закрыть, организовав новые рабочие места, чем содержать, продолжая расходовать деньги впустую. Теоретически это очевидно, но практически люди, интересов которых касаются эти изменении, будут против. Деятельность политических партий, поддерживающих подобные реформы, избирателями будет не просто не понята. Они сочтут ее прямым предательством их интересов.

Вместе с тем не раз бывало, когда большинство поддерживало политические программы, не принесшие ничего, кроме бед.

Фашисты в Германии пришли к власти в результате законного голосования. Лидирующая политическая партия Палестины, Хамас, в ряде стран Европы считается террористической организацией. Многие чудовищные преступления против человечности совершались именно при поддержке большинства. Ксенофобия, расовая, религиозная нетерпимость, приверженность жестоким традициям – это ведь далеко не всегда удел самых отсталых слоев общества. В бедных странах, в странах с низким уровнем образования, в странах, измученных войной или голодом именно эти настроения являются доминирующими. И, конечно, общественно-политические партии будут отражать стремление народных масс найти врага и уничтожить его. А уж справедливо это или нет, гуманно или не очень – об этом будут говорить в лучшем случае дети тех, кто голосует за радикалов. А может, и внуки.

Этими соображениями в свое время руководствовались и древние греки, критикуя демократию. Большинство – это толпа, чернь. Она необразованна, жестока и эгоистична. Не лучше ли передать управление достойным правителям, упразднив политические партии? В обществе, управляемом людьми образованными и высокоморальными, будут невозможны жестокость или несправедливость.

Этапы существования политических движений

В силу своей аморфности общественно-политические движения обычно существуют относительно недолго, успевая пройти следующие этапы:

1. Зарождение. Появление активистов, выработка общих взглядов.

2. Пропаганда взглядов. Агитация, привлечение сторонников.

3. Более четкое формирование идей и требований. Развитие общественно-политической активности.

Далее судьба движения зависит от того, удастся ли ему достичь своей цели. Когда цели достигнуты или наоборот оказываются недостижимыми, то движение затухает.

Как вариант, общественно-политическое движение может оформиться в политическую партию или организацию, участвующую в осуществлении политической власти.

По странам

Единый образец Свидетельства о государственной регистрации политических партий, выданное Министерством юстиции России.

В России

Основная статья: Политические партии России

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.
Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из неё. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5).

23 марта 2012 года Государственной думой были приняты поправки к Федеральному закону ФЗ-95 «О политических партиях», упрощающие регистрацию политических партий. В частности после принятых поправок в законе для регистрации политической партии требуется не менее 500 человек по России, для регистрации регионального отделения не менее 2-х человек. Также непарламентские партии были освобождены от сбора подписных листов и денежного залога для выдвижения собственных кандидатов и участии самой партии в выборах .

См. также

Выражение общественных интересов

Сведение интересов к определенной форме

«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

Общественный интерес – это интерес социальных групп или их представителей в развитии, благополучии и безопасности общества.

Интересы общества выражаются посредством выборов, митингов, выступлений с участием партии, которая, будучи посредником, способна передать собранную информацию о недовольствах и предложениях действующей власти.

Убеждение власти

Политическая партия важна для государства. Благодаря связи с гражданами, движение своими докладами, программами развития может предупредить возможные волнения в обществе и даже революционные настрои. В этом же случае политическим объединениям удается убеждать власть в правильности предлагаемой политики, выступая в роли объективной оппозиции.  

История проекта

Финансирование партий

Политические партии спонсируются состоятельными членами партии, а также лицами и организациями, разделяющими с ней свои политические взгляды и которые получат те или иные плюсы от её деятельности. Левые партии (коммунисты, социалисты) традиционно собирают со своих членов регулярные членские взносы, как правило составляющий несколько процентов от ежемесячного дохода. В большинстве политических партий и фракций (особенно в тех, что имеют доступ к непосредственному управлению государством) существует лобби тех или иных интересующихся групп (крупного бизнеса, торговых объединений). Деньги и подарки партия может также получать в качестве вступительного взноса (или, гораздо реже, в виде платы за включение в избирательный список). Это, тем не менее, является потенциальным источником коррупции. В большинстве государств мира запрещается финансирование политических партий и политических общественных организаций из-за границы, уставами которых предусмотрено непосредственное участие в выборах в стране.

В Великобритании было предложено (но не утверждено) финансировать политические партии из бюджета государства. В России поддержку из госбюджета получают партии, добившиеся определённого результата на выборах: для выборов в Государственную Думу этот порог сейчас составляет 3 %, что ниже проходного барьера, необходимого для допуска к распределению мест в парламенте.

См. также

Основные признаки партий

Существует особая наука партология, занимающаяся их изучением. Политологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что представляет собой политическая партия. Можно лишь отметить, что на данный момент ее общепризнанного определения не существует. Однако мы можем выделить самые значимые признаки, отделяющие ее от остальных политических организаций. К ним относятся следующие:

— минимальная формальная организация;

— программа совместной деятельности;

— наличие особого социального статуса, в том числе стремление прямо воздействовать на политическую жизнь, а также важная роль в проведении выборов, в подготовке избирательной кампании;

— особое положение в государстве, включая связь партии с элементами его механизма, участие в функционировании и формировании правительственных механизмов;

— социальная база;

— особый правовой режим, что означает нормативное регулирование деятельности партии и ее особое конституционно-правовое положение.

История

Классификация политических партий по различным основаниям

Политология предусматривает широкое разнообразие типов партий. По различным признакам можно выделить несколько соответствующих классификаций.

По статусу и роли в политической системе общества

Такое разделение учитывает наличие власти у организации и уровень влияния на аппарат управления. Здесь принято выделять:

  • правящие партии – те, кто был избран народом на голосовании. Прямо влияют на направление курса развития государством. Самостоятельно составляют и выбирают правительство;
  • оппозиционные партии – на голосовании набрали меньшее количество голосов, поэтому в правительстве имеют совсем немного мест. Их программы обычно прямо противоположны предлагаемым правящими.

По положению в управляющей структуре

В основе лежит характер достижения целей. Различают:

  • парламентские – проводят свою политику исключительно через правительство. Основная деятельность сосредоточена в борьбе за избирателей и получении, как можно большего количества мест в парламенте;
  • авангардные – принимают участие в выборах, но не относятся к ним как к самоцели. Распространяют свою деятельность и вне парламента, активно участвуют в жизни общества, пытаясь привить ему свои мировоззрения.

По целям и отношению к действительности

Хорошо видна разница в установках следующих партий:

  • консервативные – уверены в правильности действующей системы, выступают за сохранение всех устоев общества;
  • реакционные – лучшую жизнь видят в прошлом, направлены на возвращение к предыдущим социальным порядкам;
  • революционные – недовольны настоящим устройством государства, стремятся изменить его коренным образом;
  • реформистские – хотят улучшить жизнь в стране, но не так кардинально, как революционные. Не принимают структурные изменения.

Типы политических партий:

Первые существуют в малочисленном составе. У них отсутствует понятие членских взносов – бюджет пополняется с помощью поддержки финансовой элиты. Ориентированы на деятельность профессиональных политиков.

Вторые, напротив, достаточно многочисленны, имеют чёткую структуру, свой порядок регистрации новых членов и конкретные условия к членству. Заинтересованы в увеличении массы однопартийцев, для чего постоянно проводят активную агитационную работу.

По сущности идеологии

Принципы, которых придерживаются объединения в своих целях, служат основой для такого разделения:

  • коммунистические – считают, что лучшее устройство в общности всех достижений и продуктов. Стремятся повысить роль государства как в глазах общественности, так и в экономике;
  • либеральные – уверены в правильности развития исключительно правового государства и гражданского общества. Не приемлют вмешательство в личную жизнь и свободу человека;
  • социалистические – в отличие от предыдущих выступают «за» регулирование общественной жизни с помощью государственного вмешательства. Признают равенство различных форм собственности, направлены на социализацию экономики;
  • националистические – признают только одну определённую нацию, причём стараются всеми способами возвысить её, иногда даже создать собственное независимое государство.

Перечисленные типы в данной классификации являются основными. Это не значит, что партии придерживаются исключительно одного такого параметра. Чаще всего встречаются смешанные идеологии.

По политической ориентированности

Бывают государственные и авторитарные партии. Первые полностью формируют систему управления и принимает свою идеологию в качестве единственно верной для всего государства. В свою очередь, последние не стремятся настолько слиться с самим политическим аппаратом, но при этом принимают его помощь и участвуют в построении выбранного ими режима.

По отношению к религии

Как ни странно, такой тип разделения присутствует и в современном мире. Существуют клерикальные (конфессиональные) партии, основой существования которых считается общность верований. Также есть светские – они не предусматривают вмешательство церкви в политическую жизнь общества и чётко разделяют эти две сферы.

Итак, мы рассмотрели все типы политический партий.

Заключение

Таким образом, политическая партия — это добровольная политическая орга­низация, для которой характерна борьба за власть.

Структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое, в свою очередь, включает высшее руководство и функционеров.

Политические партии выполняют ряд функций: политическая, идеологическая, функция мобилизации, рекрутирования, артикуляции, функция обеспечения политических связей между гражданским обществом и государственными структурами, функция формирования механизмов управления, функция разработки политики и осуществления политического

курса.

Общественно-политическое движение — это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Движения выполняют свои, отличные от партий задачи и функции.

Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией.

Согласно Конституции России в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность, а также идеологическое многообразие, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

По состоянию на 27 сентября 2013 года в РФ официально зарегистрировано 73 политических партии. Кроме того, зарегистрированы 79 организационных комитетов, ставящих целью создать политическую партию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector