Список президентов индии
Содержание:
- Первые из государств в истории Индии
- Правители Индии
- Ссылки
- Примечания
- Титулы правящей династии
- Колониальное разграбление Индии
- 1976 год
- Не просто денежный станок
- Разделение индийского общества на касты
- 4 — Винтовка Драгунова
- Контур
- Список правителей Nanda
- Литература
- Правление сыновей и внуков Акбара
- Как ему удалось так разбогатеть
- История изменений:
- Правитель и взятки
- Правление Акбара
- Монарх (1947–1950)
Первые из государств в истории Индии
За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии. Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.
Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.
Создание государства
В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.
Глубокий духовный мир Индии манит к себе миллионы туристов ежегодно, подробнее: Философия Индии.
Образование каст
За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.
Образование государств
Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.
В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.
Проникновение ислама
В истории древней Индии, начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.
Правители Индии
Единое государство с 1526 года
Династия ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ (1526—1540)
Императоры:
Бабур (1526—1530)
Хамаюн 1530—1540
Династия СУРИДОВ (1540—1555)
Шер-шан Сур 1540— 1545
Ислам-шах 1545—1554
Мухаммад Адил-шах 1554
Ибрахим 1554 -1555
Сикандар-шах 1555
Династия ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ (1555—1858)
Хамаюн 1555—1556
Акбар I 1556—1605
Джихангир 1605—1627
Давар-Бахш 1627—1628
Шах-Джихан I 1628— 1658
Аламгир I 1658—1707
Азам-шах 1707
Шах-Алам I (Бахадур I) 1707—1712
Азим 1712
Джахандар-шах 1712—1713
Фаррух-сийар 1713—1719
Шамсаддин Рафи 1719
Шах-Джихан II 1719
Нику-сийар 1719
Мухаммад 1719—1748
Ахмад 1748—1754
Аламгир II 1754—1760
Шах-Джихан III 1760
Шах-Алам II 1760—1788
Бидар-бахт 1788
Шах-Алам II 1788—1806
Акбар II 806-1837
Бахадур II 1837-1858
Использованы материалы кн.: Рукосуев Е.Ю. Короли, президенты, премьеры…
Екатеринбург, 1996, с. 143-144.
Правящие династии государств Северной Индии:
Магадха. Династии,
правившие в Магадхе в 545—30 гг. до н. э.
Декан. Династии, правившие в Декане до 630 года.
Арахозия, район в Восточном Афганистане, вокруг города Кандагар.
Гандхара — Северо-Западный Пакистан.
Кшатрапов государство (Юго-Западная Индия).
Махакшатрапов государство
(великих кшатрапов) (Западная и Центральная Индия).
Гуптов государство,
а также государства Северной Индии после распада империи Гуптов.
Бенгалия. Династии, правившие в Бенгалии с середины IV века и до мусульманского
завоевания.
Кашмир. Династии, правившие в Кашмире с 601 по 1339 год
Южная Индия (государства Южной Индии до мусульманского завоевания).
Северная Индия (государства Северной Индии с VIII века и до завоевания их мусульманами).
Делийский султанат, 1206-1526 гг.
(а также мусульманские государства на территории Индии, возникшие в результате распада
Делийского султаната).
Виджаянагар, империя Виджаянагар
в Южной Индии.
Империя Великих Моголов, 1526-1540, 1555-1858 гг.
.
Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с.
639.
С 1858 по 1947 год — колония Великобритании
С 1947 года — независимое государство (доминион),
Республика (с 1950 года)
Премьер-министы независимой Индии
Неру Дж. 1947-1964
Шастри Л.Б. 1964-1966
Ганди Индира. 1966-1977
Десаи М. 1977-1979
Сингх Ч. 1979-1980
Ганди Индира. 1980-1984
Ганди Раджив. 1984-1984
Сингх В.П. 1984-1989
Сингх Ч.Ш. 1989-1991
Народсимха Рао П.В. 1991-1996
Ваджпаи А.Б. 1996
Деве Говда, Хараданахалли Доддеговда 1996-1997
Гуджрал, Индер Кумар 1997-1998
Ваджпаи А.Б. 1998-2004
Сингх Манмохан. 2004-
Президенты независимой Индии
Прасад Р. (1952-1962)
Радхакришнан (1962-1967)
Хусейн З. (1967-1969)
Гири В.В. (1969-1974)
Ахмед Ф.А. (1974-1977)
Редди Н.С. (1977-1982)
Сингх З. (1982-1987)
Венкатараман Р. (1987-1992)
Шарма Г.Д. (1992-…)
Вернуться к указателю
Исторические лица Индии
Ссылки
Примечания
- The Baburnama: Memoirs of Babur, Prince and Emperor, Zahir-ud-din Mohammad Babur, Translated, edited and annotated by Wheeler M. Thackston. 2002 Modern Library Palang-faack Edition, New York. ISBN 0-375-76137-3 стр. xlvi
- , с. 216.
- ↑ Великий Могол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Annette S. Beveridge. The Haydarabad Codex of the Babar-Nama or Waqi’at-i-Babari of Zahiru-d-Din Muhammad Babar, Barlas Turk // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — Jan., 1906. — P. 79.
- , с. 213.
- ↑ Kennedy P. A history of the Great Moghuls…. — Calcutta, 1905–1911. — Vol. 1–2.
- История Средних веков.6 класс.:Атлас/Под общей редакцией Т. П. Гусаровой. − 10-е изд., стереот.— М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2007. — С. 48.
Титулы правящей династии
Известно, что империя Великих Моголов обладала несметными богатствами. Ее правители строили необычайные по красоте сооружения, а внутреннее убранство дворцов не имело в мире равных себе по роскоши. Вполне закономерно, что и титулов у представителей правящей династии было несколько. Все они создавали некий витиеватый образ, придающий правителю величавость и символизирующий его особый статус.
Самый первый и значимый титул, принятый еще Бабуром, звучит как падишах Великих Моголов (в сканвордах на эту темучасто задаются вопросы). Именно так европейцы говорят о правителях империи, однако оригинальный вариант титула звучит немного иначе – Падшах-и-Гази. Если сделать перевод, то можно сказать, что представители правящей династии именовали себя следующим образом – государь, повелитель царей и воин ислама. Однако это далеко не полный титул Великих Моголов.
К уже известному Падшах-и-Гази добавлялся витиеватый набор слов «Шаханшах-и-Султанат-уль-Хиндия-ва-л-Мугхалия». На Западе существовало несколько вариантов его перевода. Но чаще всего данный титул звучал как «царь царей Монгольской Индии».
Кроме уже перечисленных титулований каждый правитель добавлял и свои, характеризующие его с лучшей стороны. Среди них наиболее известны следующие:
- ас-Султан аль-Азам – великий султан;
- аль-Хакан аль-Мукаррам – почитаемый каган;
- Амир аль-муминин – повелитель правоверных;
- Зиллуллах – тень Аллаха;
- Абуль-Фатх – отец побед;
- Джалал ад-дин – величие веры;
- Абуль Музаффар – победоносный;
- Малик-уль-Султанат – король королей.
Это далеко не полный список титулов правителей империи. Падишах Великих Моголов (сканворды нередко ставят в тупик подобными вопросами даже признанных знатоков истории) носил несколько титулов одновременно. Порой они занимали две, а то и три строки в документе.
Колониальное разграбление Индии
Усиление позиций Британской Ост-Индийской компании в Бенгалии, сопровождалось всевозможными нарушениями и грабежами. Получив власть над Индией англичане стали через своих агентов приобретать товары и продукты по ценам гораздо ниже рыночных и перепродавать их как европейцам, так и местным.
Также были введены разорительные налоги, ремесленники прикреплялись к факториям и сдавали свои изделия за минимальную цену, а иногда и бесплатно.
Англичане вывозили ценностей товаров на сумму в миллиарды фунтов и продолжали грабить население.
Все это привело к нескольким бунтам и голоду от которого умерло от 7 до 10 миллионов человек. В 1769 году когда начался голод Бенгалией управлял Уоррен Гастингс — ставший первым генерал-губернатором Индии. Он изменил административную систему, создал полицию, модернизировал налогообложения, но его действие мало что изменили, ведь во главу угла по-прежнему ставилась прибыль компании.
Уоррен Гастингс — первый генерал-губернатор Индии
В 1773 году компания оказалась на грани банкротства. Проблема с продажами чая и других товаров в Америке привели ее практически к разорению. Вдобавок, деньги полученные благодаря притеснению индийского населения расходились между акционерами, директорами, губернаторами и другими служащими.
Чтобы спасти компанию Британское правительство было вынуждено вложить государственные деньги и стало тщательно контролировать ее деятельность.
В 1799 году губернатором становится и Ричард Уэсли, он продолжал перекраивать страну под интересы компании контролируя в это время почти всю южную Индию, после англичане принялись захватывать её северную часть.
Контроль англичанами всего юга Индии на момент 1800 года
Во время продвижения британцев в центр Индии, они столкнулись со стойким сопротивлением со стороны Сикхской Империи и других индийских стран не заинтересованных в ведении бизнеса с англичанами.
Старший брат Уэсли — герцог Веллингтон, который в будущем победит наполеона под Ватерлоо, помог военным путем подчинить часть территории. Следовательно на рубеже девятнадцатого века — братья Уэсли преуспели в том, чтобы оставить позади себя основы Империи.
Следующие генерал-губернаторы действовали с переменным успехом, при этом компания продолжала наращивать свои силы в регионе и увеличивала территории, завоевывая отдельные области или заставляя их перейти под протекторат.
По мере приближения середины 19-го века индийское национальное самосознание начало формироваться, поскольку длительное правление компании привело к более широкому кругу социальных и экономических реформ, проводимых все более чуждыми местными правителями.
1976 год
Не просто денежный станок
Низам был богат не только потому, что в совершенстве овладел искусством делать деньги. Он также унаследовал огромное богатство от своего отца — драгоценности, жемчуга, тонны алмазов, золотых и серебряных свитков.
Любопытно отметить, что когда Осман Али Хан стал правителем Хайдарабада в 1911 году, государственная казна была практически пуста — его отец, Махбуб Али Хан, был страшным транжирой. Но обеднело исключительно государство. В личных сокровищницах низамов хранились ценности, накопленные шестью поколениями, и их никто не трогал и не тратил.
Низамы унаследовали государство от Великих Моголов. Те в свою очередь завоевали эти земли, выгнав с них династию Кутб-Шахи, правивших султанатом Голконда на юге Индии. На этой территории располагались известнейшие на весь мир Голкондские алмазные шахты. Низамы пришли к власти, когда империя Великих Моголов уже распадалась, и в северной Индии царило смятение и хаос.
Надир Шах разграбил Дели, вывезя из города все ценное. Однако вполне возможно, что первый низам все же ухитрился сбежать из столицы, прихватив с собой кое-какое имущество. В последующие годы низамы потихоньку наживали себе состояние, завоевывая местных раджей или заключая сделки с более крупными правителями — например, Хайдером Али, отцом Типу Султана.
Разделение индийского общества на касты
Согласно религии – индуизму, индийское общество было разделено на 4 основные касты:
Первая каста — брахманы (жрецы, ученые, учителя) – самые мудрые и почитаемые члены общества. С раннего детства брахманы осваивали священный язык санскрит, читали Веды и другие религиозные тексты, обучались многим наукам. Когда обучение подходило к концу, ученик должен был сделать выбор: завести семью или удалиться от мира и стать отшельником
Традиционно брахманы осуществляли все религиозные обряды, при начале любого важного дела, цари приглашали их в свои дворцы, чтобы брахманы произносили мантры на санскрите (специальные молитвы, которые должны были обеспечить успех в любом начинании). Брахманы, которые обзаводились семьей, могли также становиться учителями или учеными, набирать к себе на обучение учеников
Вторая каста – кшатрии (воины – цари и остальные военные). Все индийские цари принадлежали к касте кшатриев. В мирное время они правили своим царством, а во время войны лично возглавляли войска. Кшатрии были самыми богатыми среди остальных категорий населения, но в принятии наиболее важных решений они советовались с брахманами, подчинялись им.
Третья каста — вайшьи (торговцы, ремесленники,землевладельцы). Вайшьи занимали промежуточное положение между высшими кастами и низшими, пользовались в обществе уважением.Они зарабатывали себе на жизнь своим талантом, предпринимательской деятельностью. Среди них было немало богатых землевладельцев, которым принадлежали обширные пастбища для скота, участки плодородной земли.
Четвертая каста – шудры (слуги, наемные сельскохозяйственные работники, рабы). Эта категория населения занималась исключительно тяжелым физическим трудом, не пользовалась уважением в обществе. Шудрам было запрещено обучаться грамоте, совершать религиозные обряды, вступать в брак с представителями высших каст.
Это интересно!
Согласно легенде представители разных каст произошли от разных частей бога Брахмы. Брахманы произошли из его рта, поэтому считалось, что они получили способность красиво излагать свои мысли, произносить мудрые речи. Кшатрии появились из рук индийского бога, который наделил их силой, смелостью, способностью защищать слабых и беззащитных. Вайшьи произошли из бедер Брахмы, а шудры из его пыльных ног.
Отдельно от 4 основных каст, в Древней Индии жили неприкасаемые – люди, находившиеся на положении ниже шудр, презираемые всеми членами общества. Согласно учению о карме, индийцы верили, что неприкасаемые совершили в прошлой жизни много грехов и злых дел, поэтому вынуждены теперь терпеть всеобщее неуважение и страдания. Неприкасаемым запрещено был пить воду из общего колодца, приближаться к представителям 4 каст, заходить в храмы. Они селились за пределами города и жили обособленно от других категорий населения.
Словарь
1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.
2. Сахарный тростник – это однолетнее растение, используемое человеком для получения сахара.
3. Царь Ашока – индийский правитель, завоевавший большинство царств Древней Индии, объединивший их в одно государство. Предположительно Ашока правил с 273 по 232 гг. до нашей эры, после его смерти могущественная империя распалась.
4 — Винтовка Драгунова
О ней слышал каждый, ведь это одно из самых лучших и качественных орудий в мире. Большинству людей такая снайперская винтовка больше знакома под аббревиатурой «СВД». Весь мир признает надежность и мощь этого советского изобретения.
Она была спроектирована еще в далеких 1950-ых, а первый полностью образец был продемонстрирован в 1958. Ее фантастически способности удивляют всех мастеров орудийного искусства – она поражает цель на расстоянии до 1400 метров. На вооружении более, чем у пятидесяти стран, а в армию СССР ее приняли в 1963-ем.
Советские инженеры славятся умением создавать такое оружие, которое способно служить десятки лет и не терять свою актуальность. СВД – яркий тому пример.
Контур
Заседание Княжеской палаты 1941 г.
В принципе, княжеские государства обладали внутренней автономией, в то время как по договору британская корона имела сюзеренитет и отвечала за внешние дела государств. На практике, в то время как государства были действительно правили царьком с различными названиями, такими как Махараджа , Радж , Низы , Raje , Deshmukh , наваб , Мирза , Baig , Чхатрапатьте , Хан , Тхакур Sahab, Darbar Сахеб или специально Jam для Jadeja / Самма, британцы по-прежнему имели значительное влияние.
К моменту отъезда британцев в 1947 году только четыре из крупнейших штатов все еще имели своих британских резидентов , дипломатический титул для советников, присутствующих в столицах штатов , в то время как большинство остальных было сгруппировано в агентства, такие как Центральная Индия Агентство , в Агентстве Декана государств , а также агентства Rajputana .
С 1920 года государства были представлены в Княжеской палате , заседавшей в Нью-Дели .
Самые важные государства были причислены к штатам салюта , правители которых имели право на определенное количество салютных орудий.
В соответствии с Актом о независимости Индии 1947 года британцы отказались от своего сюзеренитета над государствами и предоставили каждому из них свободу выбора, присоединяться ли к одной из новых независимых стран Индии и Пакистана или оставаться за их пределами. В течение короткого времени некоторые из правителей изучали возможность создания федерации штатов отдельно от того и другого, но это ни к чему не привело. Затем большинство штатов решили присоединиться к Индии или Пакистану, такие как Джунагад (1947–1948), Хайдарабад 18 сентября 1948 года, Биласпур 12 октября 1948 года и Бхопал 1 мая 1949 года. Траванкоре также решил остаться независимой страной. .
В Джамму и Кашмире , штате с мусульманским большинством, но индуистским правителем, Махараджа надеялся остаться независимым, но 27 октября 1947 года присоединился к Индии в начале вторжения Пакистана в Джамму и Кашмир, что привело к индо-пакистанской войне. 1947 .
31 марта 1948 года Калат присоединился к Пакистану, хотя брат хана возглавил восстание против этого решения.
Список правителей Nanda
- Pandhuka
- Panghupati
- Bhutapala
- Rashtrapala
- Govishanaka
- Dashasidkhaka
- Kaivarta
Жизнь при Гуптах
Индуизм
Искусство Матхура несет все больше индийских черт в эпоху Гуптов, освобождаясь от влияния эллинистического искусства, и достигает высокой художественности во это время, между IV и VI веками нашей эры. Искусство Гуптов считается вершиной индийского буддийского искусства.
К концу эпохи Гуптов на смену буддизму приходит концепция бхакти — поклонение отдельным богам индуистского пантеона. В это в происходит консолидация основных брахманистских культов, главными из которых стали культ Вишну, Шивы и Богини – Матери в ее различных воплощениях. Именно в классический период были сложены основные пураны — своды мифологических, литургических и космологических знаний, ставших основой индуизма. В это время два великих индийских эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна» приобрели свой окончательный вид, став для индусов священными книгами. Камасутра также была написана в классический период. Она оказала значительное влияние на индийское искусство. Все индуистские общины и последователи Будды мирно сосуществовали. В V веке нашей эры мощь империи Гуптов начинает слабеть. Но влияние культуры этого периода на все стороны жизни Индии не прекращается до наших дней.
Религия в эпоху Гупт
Особо почитается индусами триада богов:
Брахма (бог— творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка, способный к воплощению в земные смертные существа) и Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель). Цементируя религию культом Брахмы— Вишну— Шивы, создавая своеобразный синтез абстрактного представления об абсолютном духе и местных богах крестьянских общин, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям, наделить их конкретными качествами и способностями участвовать в земных событиях.
«Трехликость» в индуистской иконографии: Брахма, Вишну, Шива
Так, Вишну, способный к перевоплощению, — активный помощник людям, сообщает им истину, оберегает от опасности и зла. Весьма противоречив Шива — суровое и довольно жесткое существо, бог-разрушитель. Три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополняют его необычный облик. Выступая порою покровителем любовных утех и разгульной жизни, он в то же время оказывает
покровительство искусству и учености. Скульпторы в изображение Шивы привносили олицетворение творческого начала вселенной, физически совершенного человека, полного жизненных сил и энергии.
Появление игры в шахматы
Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.
Архитектура и скульптура во времена Гуптов
Литература
- К. Рыжов. Все монархи мира. XV—XX век. — М.: Вече, 2004.
- А. Мюллер. История ислама. — М.: АСТ, 2004.
- Б. Гаскойн. Великие моголы. — М.: Центрполиграф, 2003.
- Фурсов К. А. Отношения английской Ост-Индской Компании с Могольским султанатом: проблема периодизации // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение.. — М.: Издательство Московского университета, 2004. — № 2.
- Фурсов К. А. Распад Могольского султаната: интерпретации // «В России надо жить долго…»: памяти К. А. Антоновой (1910—2007) / Сост. и отв. ред. Л. Б. Алаев, Т. Н. Загородникова.. — М.: Восточная литература, 2010.
- Н. К. Синха, А. Ч. Банерджи. История Индии / Перевод с английского Степанова Л. В., Ястребовой И. П. и Княжинской Л. А. Редакция и предисловие Антоновой К. А.. — М.: Издательство Иностранной литературы, 1954.
Правление сыновей и внуков Акбара
В семнадцатом столетии власть в империи перешла к Селиму. Он был старшим сыном Акбара и его законным наследником. В последние годы правления отца юноша рвался к власти, проявляя свой воинственный характер. Все двадцать два года, проведенных под его властью, империя вела постоянные войны. Большая часть походов была удачной, и он сумел расширить границы государства.
После смерти Селима более тридцати лет падишахом империи был его преемник Джахан. Его приход к власти ознаменовался кровавой резней. По приказу молодого человека были хладнокровно убиты все его братья и многие родственники. Несмотря на это, в историю он вошел как блестящий правитель.
Джахан твердой рукой правил империей и слыл справедливым шахом. Много времени он уделял развитию государства и его культуре. При нем совершались не только военные походы, но и повсеместно возводились удивительные по красоте сооружения. Самым знаменитым из них является Тадж-Махал, выстроенный в честь его любимой жены.
Европейские путешественники с восторгом описывали пышные приемы, которые устраивал Джахан. Империя получала сказочные доходы, и правитель мог позволить себе практически любые драгоценности. Историки считают данный период верхом могущества империи, после которого начался ее естественный упадок.
В пятьдесят восьмом году семнадцатого века сын Джахана восстал против своего отца и заключил его в тюрьму. Аурангзеб был третьим сыном и не мог официально претендовать на трон, однако именно он стал правителем империи. Практически тридцать лет он пытался вести ее к процветанию, но так и не сумел достойно распорядиться наследием предков.
У Аурангзеба не получалось мирно сосуществовать с индусами, которые пытались объявить о своей независимости и выйти из состава империи. Несмотря на попытки подавить мятеж, он продолжал расти и шириться. В итоге его возглавил один из сыновей шаха.
К концу правления Аурангзеба положение империи пошатнулось. Ее разложение было очевидным, а окончательное падение являлось делом времени.
Как ему удалось так разбогатеть
Осман Али Хан, титулованный британцами как Его Высочайшее Величество, был единственным индийским принцем, удостоенным подобного звания. Он правил туземным княжеством Хайдарабад, на тот момент занимавшим территорию площадью 223 000 квадратный километров (нынешняя площадь Великобритании). Его владения простирались до сегодняшних штатов Андхра Прадеш, Карнатака и Махараштра. Личные земли низама составляли примерно треть этой территории.
В 1936 году британский резидент Дункан Макензи (резидентами тогда называли дипломатических агентов, находившихся в постоянной миссии при иностранном дворе) провел оценку состояния низама. По его заключению годовой доход правителя составлял 19,5 % от валового дохода и 27,3 % чистого дохода княжества.
Помимо этих источников, низам получал таможенный налог города Хайдарабад и прилегающих к нему торговых путей, а также мог пользоваться деньгами из фонда княжества. С точки зрения тогдашнего правительства Дели, ни один правитель в истории не владел таким обширным состоянием, а его личные богатства вообще не поддавались подсчетам.
История изменений:
Правитель и взятки
Кроме прибыли от своих земель низам также получал так называемые «подарки» («назары») от дворян, государственных чиновников и вообще любого, кто с ним работал. Макензи подсчитал, что низам зарабатывал около 200 000 рупий в год на таких подарках. Эти данные зафиксированы в книге «Последний низам» Джона Зубрицкого, бравшего материалы из политических архивов Британской библиотеки.
Макензи получил титул резидента в 1935 году. Незадолго до этого правительство Британии решило, что правителя Хайдарабада срочно требуется ограничить в сборе взяток и «назаров». Подобные «подарки» были ничем иным, как утонченным способом вымогательства. Но следует признать, что эту практику изобрели задолго до Османа Али Хана. Ее преимущественно использовали в империи Великих Моголов. Унаследовав эту империю, низамы переняли многие ее обычаи.
К 1920 году взяточничество стало повсеместным явлением. «Назары» до того развратили двор правителя, что даже британцы, обычно глядевшие на коррупцию индийских принцев сквозь пальцы, всерьез забеспокоились. Ситуация была настолько запущенной, что тогдашний резидент Британии Бартон в докладе своему начальству написал следующее: «Система “назаров” отравляет жизнь в стране. Правитель готов за взятку вмешаться практически в любой вопрос. Кто угодно может прийти к нему с подарком, чтобы решить свою проблему. Самые высокие и важные посты при дворе занимают те, кто преподнес правителю самый большой “назар”».
Бывший чиновник при дворе низама В.К. Бава в своем историческом труде об Османе Али Хане отмечает: «Ходили слухи о том, что должности продаются за 25–30 тысяч рупий — столько, например, стоит должность главного управляющего».
Когда британский резидент обратился к низаму за разъяснениями, тот ответил, что сохраняет за собой право принимать любую предложенную сумму. Осман Али Хан, разумеется, заверил резидента, что берет в уплату всего несколько монет.
Самым ужасающим примером «назара» можно назвать циркуляр, выпущенный министерством образования Хайдарабада в марте 1923 года. Учащихся средних школ приглашали на встречу с низамом в городских садах Хайдарабада. В приглашении была указана сумма, которую каждый учащийся имел честь вручить Его Высочайшему Величеству.
Циркуляр шокировал британского резидента. После длительных переговоров и переписки недовольный низам был вынужден отозвать циркуляр. Однако он по-прежнему считал, что «назары» — полезная практика, проверенная временем, и отличный способ выразить почтение правителю. Он даже верил, что их отмена наверняка приведет к негодованию граждан.
Впрочем, личный секретарь низама, впоследствии Великий Визирь Фариуддун аль Мульк, заявил резиденту, что в народе растет недовольство этой практикой, и что низам был буквально одержим сбором «назаров». Зубрицкий в своей книге пишет, что правитель даже настаивал на получении «назаров» от всех, кому не повезло получать подарки из дворца (овощи, мед, манго из королевских садов и даже паан — лист бетеля с орехом ареки, этот продукт обладает стимулирующим и психоактивным действием).
Разумеется, чиновникам тоже приходилось платить правителю «назары» в зависимости от суммы своего вознаграждения. Подчиненные, получавшие 30–60 рупий, должны были отдавать 15 рупий. При зарплате в 60—100 рупий отдавали уже 30.
Не обошли стороной и села — каждое село обязывалось отдать пять коз, десять домашних птиц и две телеги зелени и колышков для палаток.
Кроме этого, низам был довольно демократичен в вопросах обложения народа такой «данью». Никого не выделяли, платить должны были все — и мусульмане, и индусы, и даже сводные братья Османа Али Хана. Их отец, сам будучи низамом, выкупил кое-какое имущество у своего сводного брата Салабата Джаха в Бомбее, однако Осман Али Хан все переписал на себя после восхождения на трон.
Правление Акбара
Основная статья: Акбар
Акбар
Собственно основателем империи Великих Моголов является сын Хумаюна — Акбар (1556—1605). Правление Акбара (49 лет) было посвящено объединению и умиротворению государства. Независимые мусульманские государства он превратил в провинции своей империи, индусских раджей сделал своими вассалами, частью путём союзов, частью силой.
Назначение министров, наместников и других чиновников из индусов снискало расположение и преданность индусского населения новому монарху. Был уничтожен ненавистный налог на немусульман.
Акбар перевел на персидский язык священные книги и эпические поэмы индусов, интересовался их религией и уважал их законы, хотя запретил некоторые бесчеловечные обычаи. Последние годы его жизни были омрачены семейными неурядицами и поведением старшего его сына, Селима, мстительного и жестокого, восставшего против отца.
Акбар был одним из самых видных мусульманских правителей Индии. Отличаясь большим военным талантом (не проиграл ни одного сражения), он не любил войны и предпочитал мирные занятия.
Проникнутый широкой веротерпимостью, Акбар не только допускал свободное обсуждение догматов ислама, но и ввёл в качестве государственной новую синкретичную религиозную доктрину Дин-и илахи («божественную веру») — смесь верований и обрядов ислама, индуизма, парсизма, джайнизма и христианства. Главой новой религии признавался сам Акбар, в руках которого сосредоточилась светская и религиозная власть. Акбар надеялся, что созданная им религия установит согласие между подданными в сфере религии.
Монарх (1947–1950)
Наследование на престол было таким же, как и на британский престол .
№ | Монарх (Рождение – Смерть) | Портрет | Царствовать | Королевский дом | премьер-министр | Генерал-губернатор | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Царствовать начало | Конец правления | ||||||
1 | Король Георг VI (1895–1952) | 15 августа 1947 г. | 26 января 1950 г. | Виндзор | Неру | Маунтбеттен (1947–1948) | |
Раджагопалачари (1948–1950) |
Генерал-губернатор
Генерал-губернатор был представителем Монарха в Индии и осуществляет большую часть полномочий монарха. Генерал-губернатор был назначен на неопределенный срок, действуя по усмотрению монарха. После принятия Вестминстерского статута 1931 года генерал-губернатор был назначен исключительно по рекомендации кабинета министров Индии без участия британского правительства. В случае возникновения вакансии главный судья выполнял функции должностного лица, управляющего правительством .
№ | Генерал-губернатор (рождение – смерть) | Портрет | Владение | Монарх | премьер-министр | |
---|---|---|---|---|---|---|
Вступил в должность | Левый офис | |||||
1 | The Rt. Достопочтенный Граф Маунтбеттен Бирмы (1900–1979) | 15 августа 1947 г. | 21 июня 1948 г. | Георг VI | Неру | |
2 | Чакраварти Раджагопалачари (1878–1972) | 21 июня 1948 г. | 26 января 1950 г. |