Средний танк пантера
Содержание:
- Вдохновители «пантер»: Мао, Малькольм Икс и Франц Фанон
- Немного истории
- Пулемет US Browning M1918A2 (Браунинг M1918)
- Создание
- Книги
- Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.
- Фото
- Машины на базе танка “Пантера”
- Боевое применение
- Разработка
- Боевое применение танка «Пантера»
- Пантера на войне
- Где находится Бермудский треугольник
- 9.M16
Вдохновители «пантер»: Мао, Малькольм Икс и Франц Фанон
Большое влияние на формирование взглядов Хью и Бобби оказали идеи легендарного афроамериканского лидера Малькольма Икса. Его убийство в 1965 году послужило формальным поводом к созданию «Чёрных пантер». Сейчас мы знаем, что Малькольма Икса застрелили чёрные националисты, но в то время многие афроамериканские политичекие деятели обвинили в убийстве своего лидера американские спецслужбы. Тогда казалось, что правительству выгодно физическое устранение крайне популярного радикального оратора.
Идейная база «пантер» — негритюд, маоизм и взгляды Франца Фанона
Малькольм Литтл, взявший себе позже псевдоним Икс, был типичным представителем «чёного сепаратизма». Он выступал за максимально жесткую изоляцию чернокожего населения США от «белых», отвергал пропагандируемую Мартином Лютером Кингом доктрину ненасилия. Однако позже, углубившись в изучение ислама, Малькольм Икс совершил хадж в Мекку и поездку по Африке, где под влиянием арабских политических деятелей, принадлежавших к белой расе, отошел от примитивного черного расизма и переориентировался на идеи интернационалистического объединения «чёрных» и «белых» против расизма и социальной дискриминации. Судя по всему, за отказ от идей «чёрного расизма» его и убили активисты «Нации ислама» — крупнейшей организации, придерживающейся идей «чёрного сепаратизма». Именно у Малькольма Икса «Чёрные пантеры» заимствовали ориентацию на насильственное сопротивление расизму, вооруженную борьбу против притеснения афроамериканского населения.
«Чёрные пантеры» с самого начала своего существования формировались не только как националистическая, но и как социалистическая организация. Идеология «пантер» сформировалась под влиянием как «чёрного сепаратизма» и негритюда, так и революционного социализма, в частности — маоизма. Симпатии «пантер» к китайской версии коммунизма можно объяснить тем, что концепция Председателя Мао отлично подходила к восприятию угнетёнными массами в странах третьего мира. Собственно, афроамериканцы фактически и были «третьим миром» внутри Соединённых Штатов. Смысл пролетарской революции и диктатуры пролетариата вряд ли можно было донести до молодых чернокожих парней из трущоб, которые (почти) никогда не работали на постоянной основе. Помимо маоизма, «Чёрные пантеры» уделяли много времени работам Эрнесто Че Гевары о партизанской войне.
В мешанину идей «Чёрных пантер» свою лепту внёс и Франц Фанон (1925 — 1961), один из наиболее значительных фигур в африканском национально-освободительном движении. Интересно, что сам Фанон был человеком смешанного происхождение. Выходец из Мартиники, французской колонии в Карибском море. По отцу он был афромартиникцем по отцу, а по матери имел европейские, эльзасские, корни. Во время Второй мировой войны Фанон служил во французской армии, участвовал в освобождении Франции и даже был награжден Военным крестом. После войны Франц Фанон получил в Лионском университете высшее медицинское образование, одновременно изучая философию и познакомившись с целым рядом видных французских философов.
Позже он присоединился к национально-освободительной борьбе алжирского народа и стал членом Фронта национального освобождения Алжира. В 1960 году его даже назначили послом Алжира в Гане, но примерно тогда же Фанон заболел лейкемией и уехал лечиться в США, где и умер в 1961 году, дожив лишь до 36 лет. По своим политическим взглядам Фанон был последовательным сторонником антиколониальной борьбы и полного освобождения Африканского континента, а также афроамериканского населения, от гнета колонизаторов и расистов. Программной работой Франца Фанона была книга «Проклятьем заклейменные», ставшая для многих активистов «Чёрных пантер» настоящим руководством к действию. В этой работе Фанон подчеркивал «очищающую» силу насилия, воспевая вооруженную борьбу против колонизаторов.
По мнению Фанона, и этот момент очень важен для понимания сути идеологии афроамериканского (и африканского в целом) политического радикализма, именно через смерть угнетенный («негр») осознает конечность угнетения — ведь колонизатора, расиста, угнетателя можно просто убить и тогда его превосходство рассеивается. Таким образом, Фанон утверждал приоритет насилия в борьбе с колониализмом и расизмом, поскольку видел в нем средство освобождения угнетенных от рабского сознания. «Чёрные пантеры» восприняли идеи Фанона о насилии и именно поэтому провозгласили себя вооруженной партией, ориентированной не только на общественно-политическую деятельность, но и на вооруженную борьбу с врагами афроамериканского народа и с «реакционными силами» внутри самого афроамериканского движения.
Немного истории
После окончания Первой мировой войны союзники сделали все возможное, чтобы Германия больше никогда не стала могущественной военной державой. Ей запрещалось не только иметь танки, но даже заниматься работами в этой области.
Однако эти ограничения не могли воспрепятствовать германским военным работать над теоретическими аспектами применения бронетанковых войск. Концепция блицкрига, разработанная Альфредом фон Шлиффеном еще в начале XX века, была доработана и дополнена целым рядом талантливых немецких офицеров. Танки не только нашли в ней свое место, они стали одним из основных ее элементов.
Несмотря на ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, практические работы над созданием новых моделей танков продолжались. Также шли работы над организационной структурой танковых подразделений. Все это проходило в обстановке строгой секретности. После прихода к власти националистов Германия отбросила запреты и в ускоренном порядке начала создавать новую армию.
Первыми немецкими танками, запущенными в серийное производство, стали легкие машины Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. «Единичка», по сути, являлась учебной машиной, а Pz.Kpfw.II предназначался для ведения разведки и был вооружен 20-мм пушкой. Pz.Kpfw.III уже считался средним танком, он был вооружен 37-мм орудием и тремя пулеметами.
Решение о разработке нового танка (Panzerkampfwagen IV), вооруженного короткоствольной 75-мм пушкой, было принято в 1934 году. Основной задачей машины должна была стать непосредственная поддержка пехотных подразделений, этот танк должен был подавлять огневые точки противника (прежде всего противотанковую артиллерию). По своей конструкции и компоновке новая машина во многом повторяла Pz.Kpfw.III.
Лучшим был признан проект, разработанный компанией AG Krupp, — VK 2001(K). Военных не устраивала его рессорная подвеска, они требовали заменить ее более продвинутой – торсионной, которая обеспечивает танку более плавный ход. Однако конструкторам удалось настоять на своем. Германская армия остро нуждалась в танке, а на разработку новой ходовой могло уйти много времени, то подвеску решено было оставить прежней, только серьезно ее доработать.
Пулемет US Browning M1918A2 (Браунинг M1918)
Принят на вооружение: 1918 год
Начальная скорость пули: 860 метров в секунду
Прицельная дальность: 91,44-1371,6 метров
Скорость стрельбы: до 500-650 выстрелов в минуту
Браунинг M1918 – это автоматическая винтовка или ручной пулемет, который имеет конструкцию Джона Мозеса Браунинга. Это оружие имеет воздушное охлаждение ствола, газоотводную автоматику и магазин патронов. Первая версия использовала патроны .30-06 Springfield (7,62×63 мм). Это оружие было создано в 1917 году Джоном Браунингом.
Пулемет М1918 разрабатывался для пехотинцев. Например, с данным оружием проще идти в атаку. Дело в том, что пулемет можно было носить с собой на ремне. Но главное – из него можно было стрелять с бедра. Но на практике американцы использовали этот пулемет преимущественно с земли – со стационарного положения (пулемет устанавливался на сошку – специальный штатив). Наиболее ярко это оружие проявило себя во Второй мировой войне и, конечно же, во время войны во Вьетнаме. В конце 1950-х пулемет постепенно начали снимать с вооружения, заменив его новым пулеметом М60, а затем М249.
Создание
Первые образцы были заказаны 15 мая 1942 года под обозначением PzKpfW V (Panzerkampfwagen V) и «SdKfz 171» в ведомственной сквозной системе обозначений военной техники.
Несмотря на только лишь 2 образца, представленных для испытаний в конце 1942 года, уже в ноябре было начато серийное производство, а к маю 1943 года было запланировано поставить в армию 250 штук. Такая спешка была вызвана желанием Гитлера применить новину в запланированной на июнь наступательной операции под кодовым названием «Цитадель», известной сейчас как Курская битва. Она вызвала нехватку времени на проверку и доработку нового танка, что привело к многочисленным поломкам и неожиданностям. К производству помимо МАН были подключены Даймлер-Бенц, Хеншель и Демаг.
Практически сразу произошли некоторые изменения оригинального проекта. Толщина брони увеличилась с 60 мм до 80 мм, увеличив вес до 43 тонн. Трансмиссия и двигатель рассчитывались на первоначальные 35 тонн, поэтому их надежность серьезно пострадала.
Книги
Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература
Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.
В 1934 -1935 г.г. танки Pz. Kpfw. I Ausf A не оснащались радиостанциями. Средствами связи служили только сигнальные флажки и ракеты, не позволявшие надежно п эффективно управлять бронетанковыми подразделениями. Позже на танки стали ставить коротковолновые приемо-передающие р/с Fu-5 или передатчики Fu-2. Радиоаппаратура фиксировалась в передней части БО.
Работал с рацией механик-водитель. Учения сразу продемонстрировали насколько неудобно механику-водителю отвлекаться от управления танком для работы на рации. Одновременно управлять танком и обслуживать радиоаппаратуру механик-водитель не мог. Очевидным стала необходимость создания специальной командирской машины с выделенным радистом.
В 1935 г. на некоторых танках Pz. Kpfw. I (MG/Fu) Ausf A поставили радиостанции большой мощности. Рамные антенны ставили в корме. В конце 1935 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила шесть командирских танков под обозначением 1 Kl A. То были переоборудованные танки 1 A Las (Pz. Kpfw. I Ausf A). с увеличенной на 250 мм высотой боевого отделения. Танки не имели башен и вооружения, с 1936 г. они назывались Kleiner Panzerbefehlswagen.
В сентябре 1936 г. два или три танка KlPzBfWg (вариант 1 Kl A) доставлены в Испанию. На каждом малом командирском танке стояла одна коротковолновая приемо-передающая р/с Fu-5 с передатчиком мощностью 20 Вт, обеспечивающим радиосвязь на дистанции 13 -16 км, а также передатчик Fu-2. Расчет малого командирского танка включал в себя: радиста, водителя и командира. Позднее командирские танки получили вооружение в виде пулемета 7,92 мм MG-13, оперировал которым командир машины.
В 1935 — 1938 г.г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 200 командирских танков KlPzBfWg на шасси линейных танков Pz. Kpfw. I Ausf B с номерами 15001 — 15200. Командирские танки строились двумя партиями — 2 Kl B и 3 Kl B, которые различались составом оборудования. На машинах 2 KI B отсутствовала командирская башенка, а вместо пулемета MG-13 ставился пулемет MG-34, толщина лобовой брони составляла 13 мм на 1 Kl A и 14,5 мм для 2 Kl B, на командирских танках 2 Kl B последней производственной серии толщина лобовой брони увеличена до 19 мм.
На командирских танках 3 Kl B пулеметы MG-34 монтировались в установках, унифицированных с пулеметными установками танков Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV. В 1939 — 1940 г.г. на толике командирских танков KlPzBfWg поставили вместо радиостанции Fu-6 радиостанции Fu-8, обладавшие большей дальностью связи. Командирские танки KlPzBfWg поначалу оборудовались полужёсткими мачтовыми антеннами, позже на них стали монтировать рамные антенны, а с 1939 г. ставить гибкие антенны.
В каждом танковом батальоне согласно штату, полагалось иметь по два командирских танка KlPzBfWg, по одному в танковой роте, танк командира роты (Kompanie Chefpanzer). В штабе полка — три KlPzBfWg (или два KIPzBfWg и один PzBfWg III). По мере насыщения войск новыми командирскими танками PzBfWg 38 (t) и PzBfWg III, командирские танки KlPzBfWg передавались во вспомогательные подразделения. С машин снимали вооружение, после чего их применяли, в частности, для эвакуации раненых.
Командирские машины KlIPzBfWg Sd.Kfz. 265 3 Kl B использовались в роте «Глинике» и 1-м Minenraum батальоне, как машины управления. Боевые отделения командирских танков оборудовались аппаратурой для управления самоходными машинами разминирования Боргвард. На командирских танках KlIPzBfWg этих подразделений монтировались добавочные рамные антенны управляющей радиоаппаратуры, а в левых верхних люках монтировались панорамные телескопические приборы наблюдения.
Водителям командирских танков предписывалось вести машины на постоянной скорости для экономии зарядов аккумуляторных батарей, необходимых для питания радиоаппаратуры. Движением самоходок Боргвард В I управлял командир. На вооружении 1-м Minenraum батальона имелось 18 командирских танков KlPzBfWg, еще одну такую машину с рамной антенной использовал командир батальона инженер-майор Мюллер.
Фото
Машины на базе танка “Пантера”
- Ягдпантера – тяжелая САУ, истребитель танков. Была разработана после успеха Фердинанда на Курской дуге как новая САУ на более мобильном шасси от «Пантеры». Одна из лучших САУ того времени, с хорошим бронированием и огневой мощью;
- Bergepanther – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо башни на нее ставилась открытая платформа, лебедка и кран. Имелся пулемет для обороны. Также считалась лучшей БРЭМ Второй мировой.
Jagdpanther
Несколько машин на базе «Пантеры» так и осталось на стадии проекта или прототипа:
- Panzerbeobachtungswagen Panther – танк артиллерийских наблюдателей – вместо пушки ставился деревянный макет. У машины было несколько перископов и стереоскопический дальномер. Было построено либо один экземпляр, либо 41 машина, точных данных нет;
- Существовало несколько проектов САУ на шасси «Пантеры», но все они не стали даже прототипами, и остались только на бумаге;
- Также было несколько проектов Зенитных самоходных установок на базе «Пантеры». Многие отклонили, но в 1944 году наконец приняли проект ЗСУ Flakpanzer «Coelian». Построили только макет, прототип так и не изготовили.
Flakpanzer «Coelian», макет
Боевое применение
Свою боевую карьеру «Пантеры» начали в июле 1943 года, и за 22 месяца службы успели побывать на Итальянском, Западном и Восточном фронте.
Первое крупное сражение, в котором они участвовали – это операция «Цитадель». Многие из руководства относились к операции насторожено, отмечая в том числе, что «Пантеры», на которые другие так надеются, еще не идеальны и требуют испытаний. В итоге нападение откладывалось, что дало советским войскам возможность улучшить оборону. В сражении со стороны немцев в основном участвовали «Тигры», Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III, а вот «Пантеры» действительно постоянно ломались и горели – из 200 машин из строя вышло 160, причем многие не удалось эвакуировать.
Пока шло советское наступление, недостатки PzKpfw V исправили, и наконец они стали боеспособными. Иногда удавалось проводить эффективные контратаки. Часто «Пантеры» и другие танки использовались для быстрых перебросов в разные места для сдерживания наступления Красной армии. К примеру, в бою под Балабановкой полк «Ваеске» нанес противнику очень серьезные повреждения, потеряв всего пять Пантер и одного Тигра.
Достаточно активно танки участвовали в боях на Украине, особенно под Каменец-Подольским. Там себя хорошо проявил генерал Хубе, хотя против немецких танков и были погодные условия – машины постоянно ломались из-за раскисших дорог.
После гибели Хубе Первой танковой армии явно нужна была небольшая передышка, но Гитлер в ней отказал. Несмотря на достаточно высокую эффективность «Пантер» сдерживать советские войска немцы уже не могли.
На Западе
На Западе «Пантеры» тоже активно участвовали в боях, и наносили союзникам серьезный ущерб. Англичане и американцы считали, что чтобы подбить один PzKpfw V нужно потерять пять Кромвелей или Шерманов. Но численное превосходство союзников и тут делало свое дело. Кроме того, было запрещено отступать, и танки часто попадали под артналеты, а местность Нормандии совершенно не подходила для танков. Единственным крупным успехом в этой зоне была ликвидация прорыва англичан под Вильер-Бокаж.
Бои шли по-разному – 11 июля 1944 года «Патеры» сильно пострадали в бою против истребителей танков союзников, но уже 18 числа того же месяца первый танковый корпус СС остановил три английские танковые дивизии.
Подбитая Пантера
«Пантеры» участвовали в операции «Льеж», но почти половина танков была уничтожена авиацией союзников. Также много танков было потеряно в окружении под Фалезом. Однако разведка докладывала, что «Пантера» становится все более надежной, и ее уже считали самым опасным танком Германии.
Последней крупной операцией на Западном фронте, в которой участвовали «Пантеры», было наступление в Арденнах. Операция провалилась с потерей практически всех танков. И хотя PzKpfw V показывал себя очень эффективно, их было слишком мало.
Вообще эксперты считают, что «Пантеры» была лучшим немецким средним танком Второй мировой войны, однако ее нужно было немного довести до ума – она превосходила Pz Kpfw IV по всем показателям, кроме надежности, однако в 1943 году надежность была не так важна, как мощь, скорость и бронирование.
Разработка
Со стороны Украины был представлен Т-84-120 Ятаган. Этот танк разрабатывался в 1999 году силами Харьковского Конструкторского Бюро по Машиностроению им. А.А.Морозова и полностью собирался из украинских комплектующих, однако была предусмотрена установка агрегатов западных производителей по желанию заказчика. Например средства связи были от французской фирмы Thomson, а пулемёт от бельгийской FN Herstal. Также испытывалось несколько различных пушек, на фотографиях можно различить минимум три версии.
Ятаган разрабатывался на базе украинского ОБТ Т-84 Оплот и получил от него компоновку, ходовую и множество решений.
Боевое применение танка «Пантера»
По штату 1944 года танковая дивизия вермахта
должна была иметь танковый полк двухбатальонного состава. Первый батальон был вооружен танками
Pz Kpfw V «Пантера», второй – танками
Pz Kpfw IV.
В состав танкового батальона входили четыре роты по 17 танков в каждой. В штабе – 8 танков. Всего
в танковом батальоне «Пантер» по штату полагалось иметь 76 танков. В состав батальона входили
также саперный взвод, взвод ПВО, с лета 1944 г. вооруженный самоходными 37-мм ЗСУ «Мёбельваген»
или 20-мм четырехствольными ЗСУ «Вирбельвинд» и техническая рота, укомплектованная БРЭМ и
различными автомашинами. В действительности в танковых батальонах вермахта насчитывалось в
среднем по 51-54 «Пантеры», а в войсках СС – 61-64 танка. «Пантеры» поступили на вооружение не
всех танковых дивизий вермахта. В некоторых танковых полках оба батальона имели только
Pz Kpfw IV.
К концу войны «Пантеры» в танковых дивизиях составляли более половины всех танков.
Еще больше танков «Пантера» насчитывалось в танковых дивизиях и частях, участвовавших
в последних контрударах в Восточной Пруссии и Венгрии. Перед началом
Арденнской операции
в группе армий «Б» насчитывалось около 450 «Пантер». Ни американцы, ни англичане не смогли
противопоставить «Пантере» равноценный танк.
На базе танка Pz Kpfw V «Пантера» выпускались истребитель танков
«Ягдпантер» (392 единицы) и БРЭМ «Бергепантер» (339 машин с июня 1943 г. по март
1945 г.).
Пантера на войне
Танки были построены из броневых плит. Башня представляла из себя конструкцию из сваренных между собой плит, толщина которых была 45 мм. Так как еще не был решен вопрос с внутренним пространством, то конструкторы просто увеличили в размерах моторный отсек. Двигатель был 12-цилиндровый, карбюраторный, под названием Майбах HL230. Надо сказать, что скорость танка была небольшая, но благодаря сильной тяге он мог преодолевать даже самые труднодоступные места.
Впервые Пантера приняла участие в битве на Курской дуге в 1943 году. Результаты были впечатляющими для немецкого командования. Вскоре был отдан приказ создать еще больше танков, чтобы использовать их в Европе. Однако и Восточный фронт не оставили без внимания. На базе Пантеры была создана более современная модификация — Пантера 2, у которой была увеличена броня и защита башни. Однако силовую установку заменили на более современную и оснащенную. Что еще было нового в этом танке? Приборы ночного видения (такого еще не знали ни одни конструкторы), телескопические дальномеры. Пушка на башне стала более скорострельной. Можно сказать, это было настоящее орудие массового поражения.
Конечно, самые первые бои были не совсем удачными. Пантеры часто ломались, выходили из строя. Но недаром Гитлер собрал вокруг себя настоящих мастеров своего дела — производство было скорректировано и быстро наладилось. В боях с англичанами и американцами Пантеры производили отличный эффект — многие военачальники признавались, что неимоверно трудно вывести новую Пантеру из боя — требовались усилия нескольких танков противника.
В 1944 году, когда в Нормандии произошла высадка союзников, немецкое командование, конечно, вывело вперед Пантеру. Но забыло учесть одну деталь — несмотря на современное оснащение и мощный двигатель, а также способность преодолевать бездорожье, танки все-таки не были приспособлены для всех типов бездорожья. Нормандия — холмистый регион, и не всегда Пантера могла преодолеть их. В течение 1944 года немецкая армия терпела поражения на втором фронте, и даже танки ничего не могли сделать.
Последний раз танк Пантера появился на арене боевых действий в наступлении при Арденнах на рубеже 1944-1945 годов. Танки показали себя во всей красе, но количество орудия у союзников было больше.
Несмотря на провалы военных операций, конструкторы создавали на основе Пантер другие машины, не менее совершенные и опасные для противника, например, Ягдпантера, Бергепантера. Последняя занималась эвакуацией и ремонтом подбитых танков. Также нельзя обойти стороной и зенитные самоходные установки на базе Пантеры — они также подверглись изменениям в лучшую сторону.
Так была ли Пантера действительно суперсовременной машиной, опередившей свое время? Если рассматривать голые факты и статистику, конечно, была. По сравнению с другими танками противника. Но все-таки она не стала той совершенной машиной, которая наводила бы страх и была бы непобедимой.