Шкас

Появление скорострельных орудий в ВМФ

Модифицированные установки типа «Вулкан» также устанавливали на боевые корабли. Самым распространенным зенитным комплексом был «Фэленкс МК15». Он относится к оружию ближнего боя, применяется для атак и уничтожения живой силы противника, судов и противокорабельных торпед. В начале 1990-х годов его поставили на свои корабли такие страны, как: Британия, США, Япония, Португалия.

Основные характеристики «Фэленкс МК15»:

  • Калибр 20 мм.;
  • Рассчитан под патроны 102 х 20 мм.;
  • Для приведения в действия автоматики применяют внешний привод;
  • Скорострельность – 3000;
  • Максимальная скорость полета пули 1036 м/с;
  • Убойная сила сохраняется до 1470 м.;
  • Угол атаки: до 92 градусов вдоль вертикальной плоскости, 126 – по горизонтали;
  • Общий вес установки 5420 кг.

XM214 Microgun

Советские ученые также уделяли пристальное внимание типу вооружения, работающего по принципу стрельбы за счет вращения барабана стволов. Одним из примеров может служить созданный в 1939 году пулемет Слостина, калибром 7,62 мм

В совокупности он имел 8 стволов. Однако полевые испытания выявили много недочетов. А еще, его распространению в войсках помешал большой вес конструкции станины. Тем не менее, данная разработка послужила своеобразным трамплином к развитию аналогов в 60-х годах. Тогда по заказу ВМФ СССР оружейные мастера принялись разрабатывать шестиствольную пушку калибром 30 мм. Так началось возрождение идей Гатлинга.

Внешний вид пулемета Слостина

В 60-х годах в тульском КБ, конструкторы В.П. Грязев и А.Г. Шипунов создали корабельную установку «АК630», калибром 30 мм. Блок стволов приводился в действие газовым приводом, что обеспечивало скорострельность в 4-5 тысяч выстрелов в минуту. Запускалась система пневматическим стартером. Такие характеристики полностью удовлетворяли потребности флота и были грозным средством против противника. Установка поступила на флот.

Установка АК630К

Корабельная установка имеет следующие характеристики:

  • Общий вес 3,8 т;
  • Калибр 30мм;
  • Длина ствола 1,62 м;
  • Начальная скорость полета снаряда 1030 м/секунду;
  • Скорострельность 4-5 тысяч выстрелов в минуту;
  • Убойная дальность сохраняется до 4000 м.

Модификация для авиации получила название ГШ630, ее внешний вид:

Пушка ГШ-6-23

Начало 70-х годов ознаменовалось возрождением пулеметов, оснащенных несколькими стволами. Первыми из этой линейки были тульские ГШГ, скорострельностью 6000, имевшие четыре дула и рассчитанные под боеприпасы калибром 7,62 мм. За ним последовал разработанный Б.А. Борзовым и П.Г. Якушевым «ЯКБ», калибром 12.7 мм, имевший скорострельность до 5000. Этот пулемет устанавливался на подвижной платформе на отдельные модификации самолет «Ми24».

Четырехствольный пулемет ГШГ и ЯкБ (По краям ГШГ в Центре ЯкБ)

Следует понимать, что система многоствольного оружия не ограничивается системой Гатлинга. История знает еще другую, хотя и менее популярную, но все же, известную многим. Названа она в честь ее изобретателя – немецкого оружейного мастера К.Гаста. Представителем этой линейки может служить изобретенная в 1917 году модель «Gast-Maschinengewehr», калибром 7,92мм. Она совмещает в себе автоматический привод и несколько стволов. Принцип действия заключался в использовании инерционного возвратного движения после выстрела. Так, благодаря отдаче, откатывающийся назад ствол, по средству механизма, досылал патрон в патронник, и так далее. Известно также, что тестовые испытания нового оружия показали его высокую скорострельность: 1600 выстрелов за минуту.

К идее Гаста вернулись в 1965 году на Тульском оружейном заводе, создав там прототип пулемета с использованием указанной схемы заряжания – «ГШ-23». Чуть позже появились его авиационная модификация: «ГШ-30.2» калибром 30 мм. Такое вооружение устанавливали на истребителях Ми24П.

Установка «ГШ30.2»

В общей сложности, система, созданная Гатлингом, существует уже более 150 лет, а изобретенная Гастом больше 100. Они действительно опередили свое время, так как во много раз много превосходили своих предшественников – Митральезы. Но со временем, подобные установки устарели. Хотя придуманный ними принцип до сих пор используются в артиллерийских орудиях, в том числе: корабельных и авиационных. За время существования они претерпели множество усовершенствований и модернизаций. Была увеличена их скорострельность, живучесть. Но, смело можно сказать, что они в своем развитии добрались до той черты, за которой будет новый, качественный скачек, без кардинального изменения концепции, просто невозможен. В данной ситуации не помогут ни современные материалы, ни доработки механизма или привода. Необходим иной взгляд на вооружение. Над которым постоянно работают конструктора.

Характеристики боеприпасов калибра 7,62 мм [ править ]

Хотя в пушках ШКАС и использовался патрон 7,62 × 54 ммR, использовались специально созданные для них патроны с меньшими допусками ; Чтобы отличать их от обычных боеприпасов калибра 7,62, на дне гильз была нанесена кириллическая буква «Ш» ( Ш ). Корпуса, разработанные Н.М. Елизаровым, также обладали рядом дополнительных особенностей, такими как двойное обжимание и более толстая стенка корпуса «биметаллической» конструкции вместо традиционной латуни . Основным типом использованной пули была бронебойно-зажигательная пуля Б-32. Боеприпасы, помеченные как таковые, не должны стрелять из обычных винтовок 7,62×54 ммR.

  • Вес пули: 148 гран (9,6 грамма)
  • Вес раунда: 370 гран (24 грамма)
  • Баллистический коэффициент : 2100 кг / м 2 (3,0 фунта / дюйм 2 )
  • Продолжительность полета трассирующих боеприпасов : 750 м (2460 футов)
  • Бронебойность: 11 мм (0,43 дюйма) на высоте 400 м (1312 футов)

Тактико-технические характеристики пулемета ПКП «Печенег»

Масса, кг……………………….8,2 (на сошках) или 12,7 (на станке) Длина, мм……………………….1155 Длина ствола, мм……………………….658 Патрон……………………….7,62×54 мм R Калибр, мм……………………….7,62 Принципы работы……………………….отвод пороховых газов Скорострельность, выстрелов/мин……………………….650 Начальная скорость пули, м/с……………………….825 Прицельная дальность, м……………………….1500 Максимальная дальность, м……………………….3800 Вид боепитания……………………….ленты на 100 патронов Прицел……………………….механический (мушка и целик)

Пехотный – одна из лучших моделей оружейного предприятия ЦНИИТОЧМАШ. ПКП “Печенег” разрабатывался специально для вооруженных сил Российской Федерации. Оружие предназначалось для уничтожения живой силы врага, поражения транспортной техники и даже воздушных целей.

ПКП “Печенег” создавался на базе модернизированного Именно поэтому конструкторы отталкивались от основных параметров устройства и сохранили некоторые технические характеристики, в том числе калибр 7,62.

Главной задачей при разработке ПКП “Печенег” было увеличение мощности огня и сохранение кучности. У многих современных пулемётов существует необходимость замены ствола после определённого времени использования. Пожалуй, отсутствие таких потребностей у данного образца оказалось одним из положительных качеств разработчиков компании ЦНИИТОЧМАШ.

ПКП “Печенег” оснащён стволом с механизмом принудительного воздушного охлаждения. Во время выстрела пороховые газы обеспечивают поток воздуха, способный охладить раскалённый металл. Это позволило оружию достичь максимальной скорострельности без постоянной замены ствола. Длина непрерывной стрельбы составляет около 600 выстрелов, это три заводских коробки емкостью в 200 патронов каждая. При долговременном ведении огня оптимальный срок службы ствола составляет около 30 000 выстрелов.

Пулемёт ПКП “Печенег” имеет полностью автоматическую систему подачи патронов, и детали запирания у него – как у стандартного ПКМ. Действие автоматики осуществляется за счёт энергии пороховых газов, проходящих через отверстие ствола. Возвратно-боевая пружина приводит в действие ударный механизм, находящийся в затворной раме.

Так как огонь из пулёмета ведётся под действием заднего шептала, то спусковой механизм способен вести стрельбу только в автоматическом режиме. В качестве мер безопасности для блокировки спускового рычага “Печенег” имеет стандартный предохранитель, который поворачивается вручную.

Помимо базового прицела на верхней части оружия расположены специальные крепления для установки различных видов оптических приспособлений, которые помогают вести огонь в любое время суток. В качестве питания используются ленты, имеющие 50 звеньев емкостью от 50 до 100 патронов калибра 7.62. Механизм подачи расположен с правой части оружия и оснащён специальным рычагом.

Пулемет хоть и является уникальным образцом компании ЦНИИТОЧМАШ, но большая часть механизмов и деталей позаимствованы у легендарного ПКМ. Это позволило разработчикам создать оружие хорошего качества при минимальных затратах. После долгих полигонных испытаний все недостатки были выявлены, соответственно, была создана новая и усовершенствованная модель ПКП “Печенег 2”.

Оружие широко использовалось во многих боевых действиях на территории Чечни и охарактеризовало себя как мощный и качественный образец военной амуниции, способный вести службу в совершенно различных условиях, как региональных, так и климатических. На сегодняшний день “Печенег” состоит на вооружении в российской армии.

Поскольку технологии не стоят на месте, любое механическое устройство рано или поздно сочтут устаревшим. Не является исключением и такой важный для обороны любого государства сегмент, как огнестрельное оружие, состоящее на вооружении его армии. Со временем появляются более перспективные разработки и модели, виды боеприпасов, что заставляет выбирать или создавать новые образцы вооружения.

В российской армии такое состояние можно было явственно проследить в начале 80-х годов. Армии требовалось мощное и универсальное оружие, способное не только приспособиться к любому типу и месту ведения боя, но и поражать цель более эффективно, чем предыдущие образцы. Но поскольку финансы на вооружение армии расходуются быстро, то верным решением была полная модернизация уже имевшихся в наличии образцов. Так в армии стали появляться такие виды оружия, как АК 101-108, различные модификации пистолетов и, конечно же, пулемет ПКП “Печенег”. Именно он и был принят в 2002 году на вооружение армии РФ.

История создания

Предыстория

В 1920 году, будучи работником Мытищинского вагоностроительного завода, Б. Г. Шпитальный заинтересовался устройством автоматического оружия. На волне этого интереса он задался целью изготовить пулемёт, по скорострельности превышающий существовавшие образцы (главным образом, пулемёт «Максим»). Но на тот момент он не обладал необходимыми для такого дела опытом и знаниями. Тем не менее, как человек целеустремлённый, Шпитальный не забыл о своём желании, поэтому в 1926 году во время обучения в Московском механическом институте он вновь вернулся к этому проекту. К 1928 году, работая в Научном автомоторном институте, он завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста.

В то время в авиационной промышленности СССР остро стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект был принят к рассмотрению. Комиссия отметила смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции автоматического оружия и назначила Оружейно-пулемётному тресту прикомандировать к проекту опытного оружейного конструктора и производственника И. А. Комарицкого. В задачи ему ставилось оказание помощи в доработке проекта, находившегося на завершающей стадии подготовки, и приспособлении производства к выпуску принципиально нового оружия.

Принятие на вооружение

Коллектив ПКБ стрелкового оружия — создатели пулемёта ШКАС. В заднем ряду второй слева — Ф. В. Токарев, третий слева — П. П. Третьяков.

В 1930 году на Тульском оружейном заводе (ТОЗ) для проведения испытаний изготовлен первый образец скорострельного пулемёта под наименованием П-426. В начале 1932 года коллектив разработчиков завершил окончательную отладку конструкции, и 13 февраля артиллерийское управление заказало изготовить на Тульском заводе пробную партию из 7 пулемётов для дальнейших испытаний. В июне 1932 года пулемёт был предъявлен К. Е. Ворошилову. 14 июля пулемёт одобрен правительством, разработчики решили ускорить доводку образца и предъявить его государственной комиссии к осени того же года. 7 октября 1932 года Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний пулемёта и 11 октября постановил принять его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального — Комарицкого образца 1932 года» или ШКАС.

При наличии неоспоримых достоинств первые партии пулемётов новой системы имели ресурс около 1500—2000 выстрелов, что при таком темпе стрельбы сочли недостаточным. Поэтому в марте 1933 года при заказе первой крупной партии пулемётов конструкторам предложили повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов. В апреле Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий представили комиссии образец, отличавшийся от опытного варианта не только живучестью, но и некоторыми конструкционными изменениями. В новом варианте существенно изменена коробка, снижено количество отдельных деталей. Выпуск модернизированных пулемётов начат в июле того же года. К концу года ТОЗ перешёл от полукустарного к серийному выпуску пулемёта ШКАС.

Оставалась ещё одна проблема: возвратно-боевая пружина пулемёта выходила из строя после примерно 2500—2800 выстрелов. Попытки использовать различные сорта стали, смены диаметра пружин и толщины проволоки успеха не принесли, и после определённого количества выстрелов пружину всё равно приходилось менять. Решение нашёл Шпитальный: он предложил делать пружину витой из трёх жил. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины достигает 14 000 выстрелов. 24 декабря 1934 года завершились испытания пулемёта ШКАС с новой пружиной.

В 1941 году проведены незначительные доработки конструкции пулемёта для упрощения и удешевления выпуска в условиях военного времени.

Особенности Т-80

Т-80 уступает остальным типам отечественных танков только в экономичности – это из-за высоких разгонных характеристик 1000-сильного двигателя. Зато, в условиях бездорожья, ходовая позволила мчаться на максимальных по мировым меркам скоростях. Зимой наш массовый танк просто не с чем было сравнивать, минусовые температуры никак не отразились на работе мотора при запуске. Танковое подразделение, поднятое по боевой тревоге, отличалось повышенной эффективностью, опережая своего врага на 15-20 км. Ещё есть одно достоинство газотурбинной установки – всеядность топлива, дизеля, бензина, керосина. Газотурбинные танки с прорезиненной ходовой обладают высокой скрытностью передвижения, но ограничены запасом хода, меньшим, в отличие от дизельных аналогов.

Неэкономичный в производстве и обслуживании танк (8 л/км вместо 2-4) приобрёл себе высокого покровителя в лице Дмитрия Устинова, который оценил высокие боевые характеристики Т-80. Глава оборонной промышленности лично курировал разработку и постановку на вооружение уникальной машины. Модернизация продолжалась непрерывно, в 1978-м над постановкой комплекса управляемого вооружения, что повысило боевые возможности уже Т-80Б, дальность стрельбы его новой пушкой 2А46М1 составила 5 км высокоточными ракетами 9М112 по движущимся и неподвижным наземным и низколетящим целям. Впервые в мире танк получил встроенную динамическую защиту от кумулятивных снарядов – новый Т-80БВ улучшенный по защищённости носовой, башенной и кормовой частей – это 50% поверхности. Тогда Т-80 превзошёл по защищённости западные аналоги, которые традиционно укрепляли свои танки толщиной брони.

Новый Т-80У – танк с усовершенствованным двигателем, получивший мощь вместо 1100 л.с. В 1993-м Т-80У покорил зрителей Абу-Даби своей маневренностью и скоростью, словно не ощущая многотонной тяжести, он летал по воздуху на расстояние до 10 м, откуда и появилось прозвище «летающий танк». В нём созданы лучшие для современных танков характеристики габаритов и массы, достигнуты высокие показатели огневой мощи. В РФ на сегодня 3-5 тысяч Т-80 разных модификаций. Версия Т-80УД сделана на Харьковском заводе – аналог советского Т-80У только с дизельным двигателем. Далее модернизация Т-80 получила 2 пути, один украинского производства, разрабатываемый для нужд Пакистана, другой российского, для собственных оборонных нужд. На сегодня есть разница в классе в пользу русского оружия, т.к. помимо улучшения

7,62-мм авиационный пулемет Слостина КБ-П-65

Незадолго до начала войны проект скорострельного авиационного пулемета, использующего разработку Я.П. Авдышева с подвижными в противофазе стволом и затвором, связанными между собой кинематически, представил конструктор КБ-2 Ковровского пулеметного завода Иван Ильич Слостин, автор многоствольных «шквальных» пулеметов.

Эскизный проект пулемета с внутрифирменным обозначением КБ-П-65 (образец 150/3) был разработан И.И. Слостиным в начале 1941 года в инициативном порядке и одобрен начальником КБ-2 В.А. Дегтяревым. После чего был разработан технический проект пулемета, в котором помимо И.И. Слостина участвовали А.А. Дементьев, О.Л. Быкова, Н.П. Платонов, Н.А. Бугров,

12 мая 1941 года технический проект был рассмотрен на техсовете Народного комиссариата вооружения, как «авиационный пулемет Дегтярева», при этом имя разработчика, Слостина, не упоминалось.

На техсовете было отмечено, что пулемет отличается предельной простотой конструкции, при этом темп стрельбы близок или даже больше, чем у серийного пулемета ШКАС, малой массой и габаритами, минимальным количеством деталей (при полной разборке – всего 78, включая крепеж), а также высокой производственной технологичностью… и представляет интерес в части нового принципа автоматики.

Как и в проектах пулеметов СН Савина и Норова и УльтраШКАС Шпитального и Комарицкого, в пулемете КБ-П-65 была применена схема подвижного на длину патрона ствола, в котором ход его вперед осуществлялся за счет отводимых из него газов. Точно так же, как и в вышеупомянутых образцах, газоотводная трубка в пулемете отсутствовала, а штоком газового двигателя являлся сам ствол, заключенный в гильзу-цилиндр. Ствол через зубчато-реечную передачу был связан с затвором, имеющим секторные выступы. Затвор запирал патрон в каморе патронника поворотом на 75 градусов. Питание могло осуществляться как из рассыпной ленты от пулемета ШКАС, так и матерчатой от Максима с любой стороны приемника. Пулемет имел газовый регулятор, позволявший изменять темп стрельбы от 1300 до 1960 выстр/мин.

При этом оружие, будучи очень компактным (длина 675 мм) и легким – всего 6,5 кг, предполагалось к использованию как авиационного – в турельном, крыльевом и синхронном вариантах, так и ручного с сошек или станков, комплектовалось легким выдвижным прикладом.

Несколько опытных образцов пулемета КБ-П-65 были изготовлены уже после начала войны, и после введения на заводе военного положения в связи с экстренным выпуском и доводкой серийных образцов вооружения этот интересный проект был закрыт.

Танковые войска

Примечания

Комментарии

  1. 1800 выстрелов в минуту, то есть ресурс оружия вырабатывался примерно за минуту.
  2. ↑ Демонтаж или распатронирование — нарушение целостности боеприпаса до выстрела.
  3. «Цинк» — цинковая герметичная коробка для упаковки боеприпасов.
  4. Выпуски с первого, имевшего №7, по №9.

Источники

  1. , с. 333.
  2. , с. 542.
  3. , с. 310.
  4. , с. 566.
  5. ↑ .
  6. ↑ .
  7. ↑ , с. 228.
  8. ↑ . Самолеты Второй Мировой войны. Дата обращения: 1 марта 2016.
  9. ↑ .
  10. ↑ , с. 16.
  11. ↑ , p. 72.
  12. ↑ , с. 71.
  13. ↑ , с. 230.
  14. ↑ , с. 231.
  15. , p. 74.
  16. , с. 228—229.
  17. ↑ , p. 79.
  18. ↑ .
  19. ↑ , p. 80.
  20. , p. 81.
  21. , с. 228.
  22. , p. 73.
  23. , с. 9.
  24. ↑ .
  25. ↑ , с. 229—230.
  26. , с. 3.
  27. , с. 99.
  28. ↑ .
  29. , с. 161—162.
  30. ↑ , с. 72.
  31. ↑ , с. 73.
  32. Антонов В. . warspot.ru (2015). Дата обращения: 19 декабря 2016.
  33. . aviarmor.net. Дата обращения: 1 марта 2016.
  34. . Малый флот. Дата обращения: 1 апреля 2016.
  35. .
  36. . Малый флот. Дата обращения: 21 февраля 2016.
  37. ↑ .
  38. ↑ , с. 74.
  39. , с. 76.
  40. , с. 75.
  41. . Finnish army 1918—1945. Дата обращения: 12 октября 2016.
  42. , p. 94, 284, 305.
  43. , с. 179.
  44. , с. 230.
  45. , с. 178.
  46. .
  47. , с. 113.
  48. , с. 125.
  49. , p. 75.
  50. , с. 153.
  51. , p. 126.
  52. .
  53. , с. 71—72.

Боеприпасы

Клеймо «Ш» на патроне завода № 529 (Новая Ляля).

Боепитание производится из металлической разъёмно-звеньевой ленты через приёмник барабанного типа на десять гнёзд посредством движения затворной рамы, причём каждый патрон извлекается за десять циклов работы автоматики, что предотвращает демонтаж патрона при столь высоких скоростях стрельбы. Лента подаётся из короба на 250, в более поздних версиях — на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулемётам устанавливались патронные коробы на 1500 патронов.

Для пулемёта ШКАС на базе штатного винтовочного патрона 7,62×54 мм R разработаны патроны калибра 7,62 мм с трассирующими (Т-30 и позже Т-46), зажигательными (Аз, ЗП и ПЗ), бронебойными (Б-30) и комбинированного действия бронебойно-зажигательными (Б-32), бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) пулями, способные воспламенять бронированные бензобаки. В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы от 30 до 50 выстрелов в секунду утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Для патронов с обыкновенными пулями Л и Д введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы, сама пуля посажена в гильзу глубже. На донце гильзы патронов, предназначенных для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, в конце 30-х годов ставилась буква «Ш». Капсюль таких патронов окрашивался в красный цвет. В остальном окраска была стандартной для соответствующих типов пуль. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надёжности. Боеприпасы к пулемёту ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации.

Укладка пулемётной ленты для ШКАС в короб. Фото С. Кафафьяна

На ящиках и «цинках», куда упаковывались патроны для пулемёта ШКАС, наносились надпись «ШКАС» и условное обозначение в виде изображения пропеллера красного или чёрного цвета. Красный пропеллер означал, что патроны разрешены для использования в синхронизированных пулемётах ШКАС (ведущих огонь через вращающийся винт самолёта). Чтобы аттестовать патроны для синхронизированной стрельбы, проводились проверки на время воспламенения капсюля (что оказывает главное влияние на время, в течение которого пуля покинет ствол), герметичность патронов, строже допуски на баллистические характеристики. Патроны, не прошедшие испытания, не допускались для стрельбы из ШКАСа через винт самолёта, поэтому на упаковках рисовался чёрный пропеллер, означающий допуск только стрельбы из синхронизированных пулемётов ПВ-1.

Необычные осечки

В начале 1940-х неожиданно в процессе эксплуатации пулемёта стали происходить систематические осечки. Для выяснения причин по поручению Народного комиссара обороны С. К. Тимошенко создана специальная комиссия под управлением Н. Н. Воронова. Комиссия организовала опытные стрельбы. Они показали, что патроны, дающие осечки в ШКАС, нормально работают в винтовках и пулемётах сухопутных войск

Маршал Воронов обратил внимание комиссии на то, что «рабочие» и «нерабочие» патроны различаются цветом лака в месте крепления капсюля: патроны с использованием чёрного отечественного лака дают осечки, а те, где фольга на соединении покрыта красным импортным — нет. В результате расследования выяснилось, что причина осечки — недоработка советских химиков, чей лак взаимодействовал с фольгой капсюля, чем выводил последний из строя.

Управление коммуникациями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector