Сражение при калиакрии

Русская эскадра[править]

«Рождество Христово» (до 15.3.1790 — Иосиф II) — флагманский корабль Ф.Ушакова

Линейные корабли:

1) 84 — пушечный «Рождество Христово» под флагом контр-адмирала Ушакова, какпитан 1 ранга Елчанинов.

2) 74-пушечный «Иоанн Предтеча», капитан 1 ранга Баранов.

3) 66-пушечный «Мария Магдалина», бригадир Голенкин и капитан 2 ранга Ишин.

4) 66-пушечный «Святой Владимир», капитан бригадирского чина Пустошкин.

5) 66-пушечный «Святой Павел», капитан 1 ранга Шапилов.

6) 66-пушечный «Преображение Господне», капитан 1 ранга Кумани.

7) 50-пушечный «Святой Георгий Победоносец», капитан 1 ранга Чефальяно.

8) 50-пушечный «Святой Александр Невский», капитан 1 ранга Языков.

9) 50-пушечный «Святой Андрей Первозванный», капитан 2 ранга Саранденаки

10) 46-пушечный «Святой Иоанн Богослов», капитан 2 ранга Шишмарёв.

11) 46-пушечный «Святой Пётр Апостол», капитан 1 ранга Заостровский.

12) 46-пушечный «Царь Константин», капитан 2 ранга Ознобишин.

13) 46-пушечный «Феодор Стратилат», капитан 1 ранга Селивачёв.

14) 66-пушечный «Святой Леонтий Мученик», капитан 1 ранга Обольянинов.

15) 46-пушечный «Навархия Вознесение Господне», капитан 2 ранга Д. Н. Сенявин.

16) 50-пушечный «Святой Николай», капитан 2 ранга Львов.

Фрегаты:

17) 44-пушечный «Святой Нестор Преподобный», капитан 2 ранга Ларионов.

18) 36-пушечный «Макроплия Святого Марка», капитан 2 ранга Великошапкин.

Бомбардирских судов — 3. Брандер — 1. Крейсерских судов — 17.

См. также

История

В первой половине IV века до нашей эры на мысе возникло укреплённое поселение тиризов, которое за следующие столетия превратилось в один из значительных политико-религиозных центров этой области Причерноморья. Около середины V века до нашей эры владения тиризов вошли во состав Одрисского царства.

По Страбону во время македонской колонизации фракийский Тиризис стал крепостью преемника Александра Македонского Лисимаха, который спрятал в пещерах мыса свои несметные богатства.

Матросы и офицеры болгарских ВМС отдают воинские почести памятнику Фёдору Ушакову на мысе Калиакра

Во время существования Добруджанского деспотата его правитель Добротица перенёс столицу из Каварны в крепость на мысе Калиакра.

Мыс Калиакра овеян легендами благодаря его стратегическому положению на Черном море и скалистым берегам. Это одно из немногих мест в этих краях, где можно было осуществить высадку морского десанта — корабли могли подойти к скалам, не рискуя сесть на мель у песчаных берегов с нестабильным фарватером. 31 июля (11 августа) 1791 года во время русско-турецкой войны у мыса происходило сражение , в котором русский флот под командованием контр-адмирала Фёдора Ушакова разбил турецкие и алжирские корабли.

Турецкая эскадра Хусейн-паши в составе 18 линейных, 10 больших и 7 малых фрегатов и более 43 мелких кораблей, вооруженная 1600 пушками, 31 июля 1791 года расположилась здесь под защитой береговых батарей. Сражение началось около 15.00 пополудни. Причем адмирал Ушаков вступил в бой с ходу, в походном строю, а не выстроившись в боевой порядок для обстрела, как то предписывала морская наука того времени. Его эскадра появилась из-за мыса Калиакра так внезапно, что турки не успевали поднять якоря и рубили канаты, чтобы встать под паруса. Суматоха привела к тому, что суда сталкивались между собой и ломали рангоут. На одном из линейных кораблей рухнула бизань-мачта, другой сломал себе бушприт.

«Около 15.15 капудан-паша Хусейн начал строить линию баталии на левом галсе, — пишет в книге „Великие сражения русского парусного флота“ военный историк Александр Чернышев. — Командовавший авангардом алжирский паша Саид-Али, видя нерешительность командующего флотом, повел за собой часть кораблей и построил линию баталии на левом галсе. За ним последовал и Хусейн.

Ф. Ф. Ушаков, преследовавший турок в трех колоннах, около 15.30 перестроил флот в линию баталии на тот же галс и, сомкнув дистанции между кораблями, атаковал неприятеля. Корабль „Рождество Христово“ под флагом Ф. Ф. Ушакова в 16.15 вышел из линии баталии и, подойдя на расстояние полукабельтова к носу корабля алжирского флагмана Саид-Али, сбил у него фор-стеньгу и грот-марса-рей и нанес такие повреждения, что заставило того отступить за другие корабли».

Сражение закончилось за три часа, турецкая эскадра, потеряв до половины своего состава в кораблях и 450 человек убитыми и ранеными, отправилась восвояси. Потери русского флота были 17 человек убитыми и 27 ранеными, а незначительные повреждения кораблей были устранены за трое суток.

В Болгарии Ушакова почитают как православного святого и флотоводца, развеявшего миф о непобедимости турецкой армады. Считается, что именно с битвы при Калиакре началось движение Балкан к освобождению от турецкого ига.

Первый современный маяк на мысе был построен в 1866 году, в настоящее время на мысе находится 10-метровый цилиндрический маяк, построенный в 1901 году.

Вдоль дороги из Каварны к мысу установлено несколько десятков ветрогенераторов.

Ход битвы

Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.

У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».

Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.

Схема битвы при Калиакрии (рисунок из статьи «Калиакрия» «Военная энциклопедия Сытина»)

Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.

Ход сражения на картине конца 18 века

Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.

Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.

В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).

Последствия

Часть турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережью; одна алжирская эскадра смогла достигнуть Константинополя и вошла туда ночью: при этом флагманский корабль Саид-Али начал тонуть и пушечными выстрелами требовал помощи. Судьба капудана-паши долго была неизвестна. Разнеслись слухи о готовности Ушакова атаковать Константинополь. Все это произвело на османское правительство очень тягостное впечатление и приблизило окончание войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии аналогичный манёвр совершил адмирал Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 года.

За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров были награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

В следующем году «отличившиеся храбростью при победе в конце последней компании, одержанной над турецким флотом» капитаны 1-го ранга Н. Л. Языков, М. М. Елчанинов, К. А. Шапилов, капитаны 2-го ранга М. Л. Львов, Ишин, Ларионов, капитан 2-го ранга морской артиллерии Юхарин и Пилигрини были пожалованы золотыми шпагами с надписью «За храбрость».

История службы

Зачислен в списке судов Черноморского флота 2 июля 1915 года. Заложен на стапеле Николаевского адмиралтейства, арендованном ОНЗиВ 29 октября 1915 года, спущен на воду 14 августа 1916 года. В 1917 году, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 12 ноября 1917 года «Калиакрия» был принят в состав 3-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота. Был назван в честь мыса Калиакра в Болгарии, у которого в 1791 году русский флот контр-адмирала Ушакова разбил турецкие и алжирские корабли.

Участия в боевых действиях корабль не принимал. 16 декабря 1917 года эскадренный миноносец «Калиакрия» вошёл в состав советского флота. В январе 1918 года принимал участие в установлении советской власти в Феодосии. После предъявления германским командованием 25 апреля ультиматума советскому правительству о сдаче Черноморского флота 29 апреля 1918 года «Калиакрия» вместе с частью кораблей ушёл из Севастополя. 1 мая 1918 года корабль прибыл в Новороссийск; 18 июня корабль по решению советского правительства был затоплен экипажем на глубине 28 метров (во избежание захвата германскими войсками).

В период с 17 июня по 4 октября 1925 года в ходе специальной операции эсминец «Калиакрия» был поднят Черноморской партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 года корабль отбуксировали в Николаев для восстановительного ремонта. 24 ноября 1926 года эсминец был переименован в «Дзержинский». С 1 января по 24 августа 1929 года корабль проходил восстановительный и капитальный ремонты, после завершения которых 29 августа 1929 года был принят в строй Морских Сил Чёрного моря, став флагманом 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. В декабре 1929 года «Дзержинский» нанёс визит в Стамбул. В —1934 годах корабль прошёл второй капитальный ремонт на Севморзаводе.

К началу Великой Отечественной войны эскадренный миноносец входил в состав 1-го дивизиона эсминцев. В ходе войны участвовал в минных постановках, эскортировании транспортов у кавказского побережья и обороне Одессы. С конца сентября по март 1942 года «Дзержинский» находился на среднем ремонте в ВМБ Поти, после окончания которого участвовал в обороне Севастополя.

14 мая 1942 года эсминец следовал с маршевым пополнением из Новороссийска в Севастополь. На подходе к Севастополю в тумане «Дзержинский» отклонился от фарватера и подорвался на мине советского оборонительного минного заграждения. От взрыва мины корабль переломился и затонул на глубине около 120 метров в точке 44° 27’ с.ш. 31° 19’ в.д. При этом погибло 158 членов экипажа и 110 (по другим данным 125) солдат маршевого пополнения. Спасти удалось только 27 человек, в том числе командира корабля. 24 июня 1942 года эсминец был исключён из состава советского ВМФ.

Перед боем

Корабли турок были набиты войсками. В помощь к османам даже пришло подкрепление из Африки под предводительством алжирца Сеид-Али. Перед своими моряками он клялся, что приведёт «Ушак-пашу» в Стамбул, закованным в цепи и будет возить его по городу в клетке. Эти заявления должны были вселить уверенность в моряков и солдат, которые начали бояться Ушакова.

Командующим турецкого флота был капудан Гусейн-паша. Его Ушаков уже не раз разбивал и вполне понятно, почему Сеид-паша ему не подчинялся: честолюбие смешалось с понятным неуважением.

В распоряжении Гусейн-паши находились и береговые укрепления с артиллерией. Но главное — 15 линейных кораблей, 17 фрегатов, вооружённых до зубов. 1600 пушек на крупных кораблях. А ещё 43 вспомогательных корабля, также неплохо вооружённых. Сила весьма внушительная по тем временам. Неприступная крепость на море. Пока турецкий флот и береговые батареи оставались единым кулаком — эта сила была неуязвима.

Эскадра же Ушакова состояла из 18 линейных кораблей, двух фрегатов и 19 вспомогательных судов. Меньше тысячи орудий… Но у Фёдора Фёдоровича были прекрасно обученные артиллеристы и моряки, умевшие отлично биться в ближнем бою. На стороне русского флота также были неразбериха в командовании Османской империи и ухудшавшееся положение дел в Порте.

Потёмкин понимал, что схватка с превосходящими силами турок может трагически окончиться для бесстрашного русского адмирала. «Молитесь Богу! Господь нам поможет, положитесь на Него; ободрите команду и произведите в ней желание к сражению. Милость Божия с вами!» — писал Потёмкин Ушакову.

См. также

Литература

Литература

Навигация

Хитрый маневр

Адмирал Ушаков решил использовать момент неожиданности. Он направил свою эскадру как раз между берегом и кораблями противника. К тому же русским сопутствовал ветер. Сражение в Измаиле у мыса Калиакрия началось с внезапной атаки, которая вызвала панику на вражеских судах. Ведь даже их артиллерийские орудия были повернуты по направлению к морю, а значит, моряки не могли нанести ответные удары. Командующий турецким флотом отдал приказ своим кораблям выстроиться в боевую линию. Однако этот маневр дался им нелегко. Чтобы развернуть корабли, матросы турецкого флота начали рубить канаты. Времени на то, чтобы поднять якоря, у них не было. К тому же, торопясь перестроиться, корабли неприятеля сталкивались между собой, нанося друг другу повреждения: рвали паруса, ломали снасти.

Последствия

Часть турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережью; одна алжирская эскадра смогла достигнуть Константинополя и вошла туда ночью: при этом флагманский корабль Саид-Али начал тонуть и пушечными выстрелами требовал помощи. Судьба капудана-паши долго была неизвестна. Разнеслись слухи о готовности Ушакова атаковать Константинополь. Все это произвело на османское правительство очень тягостное впечатление и приблизило окончание войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии аналогичный манёвр совершил адмирал Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 года.

За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров были награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

В следующем году «отличившиеся храбростью при победе в конце последней компании, одержанной над турецким флотом» капитаны 1-го ранга Н. Л. Языков, М. М. Елчанинов, К. А. Шапилов, капитаны 2-го ранга М. Л. Львов, Ишин, Ларионов, капитан 2-го ранга морской артиллерии Юхарин и Пилигрини были пожалованы золотыми шпагами с надписью «За храбрость».

Встреча двух флотов

Согласно русской версии, 11 июня 1791 года Ушаков заметил неприятельский флот у мыса Айя на южном берегу Крыма. Турки сражения не приняли и взяли курс на юг. Ушаков гнался за ними четыре дня, но так и не настиг. По данным турецкого историка Исипека, обе стороны начали готовиться к бою, однако им помешал полный штиль, длившийся четыре дня. Потом ветер задул со стороны русских. Ушаков оценил силы противника в 18 линейных кораблей, десять тяжёлых и семь лёгких фрегатов, а также 22 мелких судна — всего 57 единиц. Контр-адмирал имел возможность сблизиться с османами, но не рискнул. Своё решение русский командующий объяснял тем, что после четырёхдневной погони имел всего десять линкоров из шестнадцати (шесть были отнесены мористее из-за поломок в рангоуте и обросших днищ). Турки считают, что флот русских оказался разбросан, тогда как османский держался компактно, что и заставило Ушакова отступить.

16 июня русские вернулись в Севастополь. Ушаков отписался Потёмкину о походе, сообщив, что через пять–семь дней он исправит повреждения и снова выйдет на поиски противника. Ремонт меж тем затянулся на месяц. 23 июля граф Войнович, главнокомандующий Черноморским флотом и портом Севастополь, был отправлен в отставку. Ушаков стал полновластным руководителем не только эскадры, но и всего флота. 29 июля он рапортовал Потёмкину, что ремонт кораблей завершён и он готов выйти в море. Утром 16 линейных кораблей, два бомбардирских судна, два фрегата, один брандер, одно репитичное судно и 17 крейсерских судов покинули порт и направились на поиски османского флота.

Состав эскадры Ушакова

Наименование Пушки Примечания
«Рождество Христово» 84 Флаг контр-адмирала Ушакова
«Иоанн Предтеча» 74
«Мария Магдалина» 66 Флаг бригадира Голенкина
«Святой Владимир» 66 Флаг капитана бригадирского ранга Пустошкина
«Святой Павел» 66
«Преображение Господне» 66
«Святой Георгий Победоносец» 50
«Святой Александр Невский» 50
«Святой Андрей Первозванный» 50
«Святой Иоанн Богослов» 46
«Святой Пётр Апостол» 46
«Царь Константин» 46
«Феодор Стратилат» 46
«Святой Леонтий Мученик» 66
«Навархия Вознесение Господне» 46
«Святой Николай» 50
«Святой Нестор Преподобный» 44 фрегат
«Макроплия Святого Марка» 36 фрегат
Одно репитичное судно, два бомбардирских корабля, 17 крейсерских судов

Турки после манёвров в июне отошли к мысу Калиакрия на современном болгарском побережье Чёрного моря, где бросили якорь. В полдень 31 июля Ушаков обнаружил турецкий флот. Османами командовал капудан-паша Гиритли Хуссейн, а его помощником, главным «патрона», был назначен алжирский адмирал Сейди-Али (в русских источниках Саид-Али).

Состав османской эскадры

Наименование

Пушки (примерное количество по данным турецких историков)

Примечания
Линейные корабли и поставленные в линию
«Муккаддиме-и Нусрет» 74 Флаг Сейди-Али
«Бахр-и Зафер» 72 или 82 Флаг капудан-паши Гиритли Хуссейна
«Анка-йи Бахри» 72
«Фейз-и Худа» 72 Флаг турецкого «патрона» (вице-адмирала)
«Нювид-и Фюттух» 54–58 Флаг турецкого «рийале» (контр-адмирала)
«Хилал-и Зафер» 66
«Фетхуль-Феттах» 62
«Месудийе» 58
«Инайет-и Хакк» 56
«Укаб-и Бахри» 54
«Бед-и Нусрет» 48
«Бурдж-и Зафер» 48 Флаг «патрона Тунус» (тунисского вице-адмирала)
«Шехбаз-и Бахри» 46–48
«Тевфик-уль Илах» 58
«Фатих-и Бахри» 60 Флаг «Рийале Джезаир» (алжирского контр-адмирала)
«Бешир-и Зафер» 54
«Феда-и Нусрет» ? Зафрахтованный корабль
«Умман-и Бахри» ? Зафрахтованный корабль
«Келем-Бахри» ? Приватир, Флаг «патрона Джезаир» (Алжирского вице-адмирала)
«Тунус Ибрагим-капудан» ? Приватир с тунисским экипажем
Фрегаты и приватиры
«Булад-и Бахри» 46
«Джейран-и Бахри» 38
«Дад-и Хакк» 34
«Мазхар-и Саадет» 36
«Мазхар-и Хидайет» 36
«Баис-и Нусрет» 38
? 41
? 33
«Тевфик-и Худа» 27
«Хедийе-и Хакими Фас» 31
«Рехбер-и Нусрет» 31
«Хедийе-и Девлет» 31
«Бидает-уль Фютух» 31
«Неджм-и Зафер» 37
«Саййад-и Бахри» 37
«Берид-и Фютух» 33
«Кайд-и Зафер» 37
«Каплан-Башлы» 35
«Пейк-и Нусрет» 35
«Туджар» ? Фирката (фрегат; употреблялось в значении каперского или крейсерского судна, то есть корабля, предназначенного для разбоя и каперства)
«Эски Москов актармаси» ? Фирката
«Кучук» 33 Фирката
? ? Фирката
? 33 ?
«Мидилли» ? Фирката
«Ени Тылсым-Бахри» 28–33 Бомбардирский корабль
«Берк-и Хафиз» 31 Бомбардирский корабль
«Рад-и Бахри» Бомбардирский корабль
«Шихаб-и Хафиз» Бомбардирский корабль
«Сагир кучук» Бомбардирский корабль
Алжирская и тунисская эскадры шебек
«Пейк-и Зафер» 32
«Хисн-и Газат» 32
«Мерих-и Бахри» 26
«Тунус Рийале» ? Тунисская шебека
«Джезайир Патрона» ? Алжирская шебека
«Джезайир Рийале» ? Алжирская шебека
Пять бомбардирских судов, десять кирлангичей, 15 мелких судов

Навигация

См. также

См. также

Ход битвы

Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.

У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».

Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.

Схема битвы при Калиакрии (рисунок из статьи «Калиакрия» «Военная энциклопедия Сытина»)

Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.

Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.

Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.

В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).

Ход битвы

Короткое по времени крейсерство флота Порты по Черному морю завершилось его подходом к Варне в начале июля. Затем корабли двинулись на Калиакрию, где и бросили якорь. Для празднования Рамазана команды османских кораблей были отпущены на берег, поэтому для турецкого командования появление русского флота, вышедшего из Севастополя 28.07.1791 г., оказалось неожиданностью.

Выстроенная линия походного строя с 15-тью линейными кораблями, 2-мя фрегатами и 2-мя бомбардирскими кораблями флота Ушакова сумела под огнем вражеских береговых батарей пройти между кораблями османов и мысом. Затем корабли атаковали противника. Турецкий флот не ожидал атаки и был вынужден начать рубить канаты, чтобы принять боевое построение.

После того как русские корабли перестроились в боевую линию на левом галсе, флагманский корабль Ушакова двинулся резко вперед и атаковал корабль с алжирским адмиралом Саид-Али на борту. Вражеский корабль, получив повреждения, спустился за линию, а русский корабль контр-адмирала оказался среди османских кораблей. Выровнять ситуацию помогли подошедшие передовые корабли русского флота. В итоге турки понесли поражение и, потеряв строй, стали отступать по ветру. Через полчаса дымовая завеса, закрывшая пространство, заставила противников прекратить боевые действия.

Спустя 2 часа появился северо-северо-западный ветер, что позволило русским кораблям пойти вдогонку противника. Однако конструкторские недоработки в кораблях не дали Ушакову выполнить задачу. Поэтому он двинулся к берегу и приказал устранять повреждения. После ремонта, когда все пробоины были заделаны, флот двинулся к Варне и достиг порта 08.08.1791 г. В этот момент приходит сообщение о заключении перемирия между воюющими странами. Поэтому 12.08.1791 г. русский флот ушел на Севастополь.

За время сражения русский флот потерял убитыми 17 нижних чинов. Ранения были получены 3-мя офицерами и 25-тью нижними чинами. Точные цифры потерь со стороны флота Порты неизвестны. С учетом точности обстрела кораблями Ушакова и многочисленностью десанта на вражеских кораблях, отправленных на снятие блокады Анапы, можно предположить наличие больших потерь у турок.

Малыми силами

Чтобы понимать, насколько грандиозной была наша победа, надо иметь представление о том, какой мощью обладал противник. В распоряжении капитан-паши Гуссейна было 18 кораблей и 43 мелких судна, принадлежащих Алжиру, Триполитании, Тунису и Константинополю. Весь флот состоял из 16 кораблей, двух бомбардиров, двух фрегатов и 19 мелких суден. Возглавлял сражение у мыса Калиакрия полководец Ф. Ф.Ушаков.

Перед тем, как сделать остановку, турецкой армии пришлось попутешествовать по Черному морю. В июне корабли неприятеля показались у берегов Крыма около Балаклавы. Не имея сведений о том, что Анапа уже взята русскими, турецкий флот отправился в том направлении. Однако убедившись, что город занят, повернул обратно. В том же месяце на Дунае произошла битва, в которой турецкие войска были разгромлены. Но вражеский флот не оставлял надежды на победу. На их кораблях находилось огромное количество людей от 800 до 1500 на каждом. Турки надеялись на абордаж, а не на артиллерию.

Что было дальше

Поражение турецкого флота было безоговорочным. Однако сильный ветер, помогавший русским, когда происходило сражение у мыса Калиакрия, стих, и на этот раз помог неприятелям скрыться. Однако когда они направлялись в Босфор, стихия вновь разыгралась, и некоторым судам не удалось вернуться на стоянку. Они пошли на дно. Турецкий флот пострадал значительно. Только на флагманском алжирском корабле погибло и было ранено 450 человек, он чуть было не затонул. Русские же потеряли всего 17 человек убитыми и 27 ранеными, кораблям почти не было нанесено повреждений. А те, что были, удалось очень быстро исправить.

Военно-политическая обстановка перед сражением[править]

20 мая 1791 года русский флот вышел на севастопольский рейд. В начале июня в Севастополе было получено известие от Гудовича, осаждавшего Анапу о появлении турецкого флота близ устья Днестра и 10 июня адмирал Ушаков вывел флот из Севастополя. На следующий же день наш флот близ мыса Айя застиг турецкий флот, который начал удаляться к югу. Через четыре дня безуспешного преследования Ушаков остановил его, полагая, что турки будут бежать до Константинополя, и 18 июня вернулся в Севастополь. Между тем, 22 июня войска Гудовича взяли Анапу штурмом; 28 июня войска Репнина разбили при Мачине 30-ти тысячное турецкое войско. Эти поражения заставили Турцию пойти на мирные соглашения. Предварительные условия были подписаны в Галацах 31 июля, в день сражения при Мысе Калиакрии.

28 июля Ф.Ф. Ушаков, не имея сведений об успешных переговорах и получив донесения от крейсеров, что турецкий флот находится у Анапы, выступил из Севастополя с эскадрой в составе 16-ти кораблей, двух фрегатов, трёх бомбардирских судов, одного брандера и 17-ти крейсерских судов.

Схватка

Для победы над турками нужно было вмести сумятицу в их ряды быстрым и внезапным ударом. Как только Ушаков завидел турецкую эскадру, тут же решился на атаку. Турки даже не поверили поначалу: мало того, что русских было меньше, так Ушаков и не перестроил корабли в линию для нападения.

Русский контр-адмирал спешно провёл корабли тремя колоннами между берегом и турецкой эскадрой — под огнём береговых батарей. Если бы турки готовы были встретить незваных гостей, то русским морякам пришлось бы отступить. Но они и представить себе не могли, что Ушаков решится на безрассудно смелую атаку. Ушаков добился своего: на турецких судах уже царила паника, Сеид-Али потерял контроль над кораблями… Они не успели чётко построиться в линию баталии, не успели организовать артиллерийский отпор.

Перетерпев первое, внезапное, нападение русских, алжирец попытался перестроить корабли для контратаки, поймать ветер. В отличие от Гусейна, алжирец преодолел замешательство первых минут боя и оставался опасным противником. Ушаков прочитал этот замысел — и на собственном флагмане «Рождество Христово» атаковал его. Ушаков вышел из линии, бросился в атаку с одной целью: лишить турок «головы». В этом эпизоде не потерял выдержки один из лучших учеников Ушакова — командир «Рождества Христова» капитан первого ранга Елчанинов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector