Суда на воздушной подушке сделать самому своими руками: технология изготовления

Различия систем

Выделяют два типа. Первый – стандартный эконом-вариант. Второй – более продвинутый и усовершенствованный. Стандартная СВП применяется в большинстве случаев, особенно если на облицовываемой плоскости нет существенных перепадов. Базовый элемент имеет ровную основу и зажимается сверху клином. Таким образом фиксируется положение кафеля, выставляются одинаковые швы, а мелкие неровности сглаживаются.

Система премиум-класса помимо большей стоимости отличается специфическим строением – основа межшовной вставки имеет выгнутую форму. Вначале это кажется недостатком и вызывает недоумение, чем же она лучше? Однако, несмотря на то что изначально основа смещает плитку, после её фиксации зажимом происходит самовыравнивание. Пластина выгибается на столько, сколько нужно для ровной укладки кафеля и распределения клея относительно существующих дефектов пола.

Способы создания воздушной подушки

Камерный способ создания воздушной подушки

Как показано на рис. 1, днище судов этого типа представляет собой купол, являющийся камерой, в которую вентилятор нагнетает воздух. Повышенное давление в камере создает подъемную силу. Равновесное положение аппарата наступает, когда равнодействующая сил давления уравновешивает силы веса, а производительность вентилятора компенсирует вытекание воздуха из-под купола.

Рис. 1. Камерная схема с общей подкупольной камерой.

Однако камерная схема в таком виде не может быть применена для судна, так как она не обеспечивает одного из основных мореходных качеств — остойчивости. Этот недостаток судов, построенных по камерной схеме, может быть устранен устройством боковых поплавков (рис. 2) как у катамарана,

Рис. 2. Камерная схема с боковыми поплавками.

или секционированием днища (рис. 3) продольными стенками (вдоль бортов и не менее одной в промежутке между ними) с одновременной установкой поперечных захлопок.

Рис. 3. Камерная схема с продольными стенками.

Благодаря установке продольных стенок — «ножей» и захлопок (1, 2 на рис. 2) значительно снижаются затраты энергии на создание подушки. Однако ножи при больших скоростях хода вызывают значительное сопротивление движению, поэтому такого типа суда проектируют для скоростей хода, не превышающих 40-60 узлов.

На рис. 4 и 5 показаны аппараты с камерной схемой образования воздушной подушки (характеристики ряда аппаратов приведены в таблице ниже).

Рис. 4. Аппарат на воздушной
подушке конструкции
инж. В. Н. Кожохина.
Рис. 5. Судно на воздушной подушке
«Эйркар-2500» на ходу со
скоростью около 45 узлов.
 

Как приобрести подобный транспорт или как его сделать своими руками?

Ховеркрафт – это дорогой вид транспорта, средняя цена которого доходит до 700 тыс. рублей. Транспорт типа “скутер” стоит раз в 10 дешевле.  Но при этом следует учитывать тот факт, что транспорт заводского изготовления всегда отличается лучшим качеством, по сравнению с самоделками. Да и надежность транспортного средства выше. К тому же, заводские модели сопровождаются заводскими гарантиями, чего не скажешь о конструкциях, собранных в гаражах.

Заводские модели всегда были ориентированы на узкопрофессиональное направление, связанное либо с рыбалкой, либо с охотой, либо со специальными службами. Что касается самодельных СВП, то они встречаются крайне редко и тому есть свои причины.

К таким причинам следует отнести:

  • Довольно высокую стоимость, а также дорогое обслуживание. Основные элементы аппарата быстро изнашиваются, что требует их замены. Причем каждый такой ремонт выльется в копеечку. Подобный аппарат позволит себе купить только богатый человек, да и то он подумает лишний раз, стоит ли с ним связываться. Дело в том, что такие мастерские – это такое же редкое явление, как и само транспортное средство. Поэтому, выгоднее приобрести гидроцикл или квадроцикл для перемещения по воде.
  • Работающее изделие создает много шума, поэтому передвигаться можно только в наушниках.
  • При движении против ветра существенно падает скорость и значительно увеличивается расход горючего. Поэтому, самодельные СВП – это скорее демонстрация своих профессиональных способностей. Судном не только нужно уметь управлять, но и уметь его ремонтировать, без существенных затрат средств.

Постройка СВП Гром How to Build inflatable Hovercraft “THUNDER” Air Cushion Vehicles ACV

Watch this video on YouTube

Дополнительные приспособления

Трудности.

Основными проблемами СВП, которые нужно решить, являются: уменьшение мощности, затрачиваемой на висение; улучшение соотношения между высотой висения и размерами судна; совершенствование управления при движении. Для решения первой проблемы требуется подробный аэродинамический расчет конструкции и тщательное проектирование подъемных вентиляторов и внутренних воздуховодов. Для решения второй проблемы необходимо надежное знание полей течения между днищем и опорной поверхностью земли или воды. Для решения последней проблемы нужно оптимизировать интегральную аэродинамику СВП и его двигателя.

Назвался судном — полезай в воду

К сожалению, наша редакция, а вместе с ней и мастерская располагаются в каменных джунглях, вдали даже от самых скромных водоемов. Поэтому мы не смогли спустить наш аппарат на воду. А ведь теоретически все должно работать! Если постройка катера станет для вас дачным развлечением в жаркий летний день, испытайте его на мореходность и поделитесь с нами рассказом о своих успехах. Разумеется, выводить катер на воду нужно с пологого берега на крейсерском дросселе, с полностью надутой юбкой. Допустить потопление никак нельзя — погружение в воду означает неминуемую гибель воздуходувки от гидроудара.

www.popmech.ru

В ванной комнате

Ванную принято украшать декоративными полотенцами, красивыми тюбиками для уходовых средств. Но попробуйте поставить на бортик ванны растение, способное выжить в отсутствии солнечного света (а такие есть!). Вы сразу заметите, как преобразится интерьер комнаты — станет свежее и ярче. Отлично подойдёт спатифиллум, хлорофитум хохлатый или сансевиерия.

@unsplash

Шаг 7: Пропеллер

Пропеллер можно приобрести в двух видах: готовый, и “полуфабрикат”. Готовый как правило гораздо дороже, и покупая полуфабрикат можно хорошо сэкономить. Так мы и сделали.

Чем ближе лопасти пропеллера к краям воздухоотвода, тем эффективнее работает последний. Как только вы определились с зазором, можно отшлифовать лопасти. Как только шлифовка закончена, нужно обязательно провести балансировку лопастей, чтобы в будущем не было вибраций. Если одна из лопастей весит больше другой, то вес нужно выровнять, но не урезанием концов, и шлифовкой. Как только баланс найден, можно нанести пару слоев краски чтобы он сохранился. Для безопасности желательно наконечники лопастей покрасить в белый цвет.

Что такое “ховеркрафт”?

Это аппарат, где совмещены функции автомобиля и лодки. В результате этого получилось судно на воздушной подушке (СВП), обладающее уникальными характеристиками проходимости, без потерь скорости при движении по воде благодаря тому, что корпус судна перемещается не по воде, а над ее поверхностью. Это дало возможность двигаться по воде гораздо быстрее, за счет того, что сила трения водных масс не оказывает никакого сопротивления.

Хотя судно на воздушной подушке и обладает рядом достоинств, его область применения не получила столь широкого распространения. Дело в том, что не по любой поверхности этот аппарат может передвигаться без особых проблем. Для него нужна мягкая песчаная или грунтовая почва, без наличия камней и других преград. Наличие асфальта и других твердых оснований может привести в негодность днище судна, которое создает воздушную подушку при движении. В связи с этим, “ховеркрафты” используются там, где нужно больше плыть и меньше ехать. Если наоборот, то лучше воспользоваться услугами автомобиля-амфибии с колесами. Идеальные условия их применения – это труднопроходимые болотистые места, где кроме судна на воздушной подушке (СВП) никакой другой транспорт проехать не сможет. Поэтому СВП и не получили столь широкого распространения, хотя подобным транспортом пользуются спасатели некоторых стран, таких как Канада, например. По некоторым данным, СВП находятся на вооружении стран НАТО.

самодельные свп

Посадка и уход

с теоретической части

При планировании посадки нужно сразу учесть, что ландшафтные композиции готовые будут выглядеть целостно, в том случае, если расстояние от места, с которого они будут наиболее часто осматриваться, будет составлять не менее двух их высот.

Существенный момент – это тщательная подготовка места для посадки растения. От этого будет зависеть его дальнейшее развитие, и, следовательно, и красота всей композиции. Непригодны к посадке места на участке, которые подвергаются периодическому затоплению. Необходимо учитывать, что каждый вид лучше всего развивается на определённом составе грунта. Это нужно уточнять ещё на стадии выбора видов для своего садового участка.

По срокам, наиболее оптимальным временем для посадочных работ является период с последних чисел апреля и по начало мая. В это время хвойные кустарники и деревья ещё не начинают активного роста и как следствие, легче переносят пересадку и приживаются на новом месте.

Выкапывая яму, необходимо так рассчитать её глубину, чтобы при посадке саженца он расположился в ней не глубже корневой шейки (это граница, где ствол переходит в корень). После посадки нужно обильно полить, это делается для обеспечения наилучшего контакта почвы с корнями, то есть поливать нужно независимо от влажности грунта. Ближайший месяц нельзя допускать высыхания почвы вокруг растений, пока оно не начнёт развивать свою корневую систему на новом месте.

Большая часть хвойных – не сильно капризны при выращивании, но они, как и другие искусственно выращиваемые растения, нуждаются в уходе. В жаркие годы требуется укрывать молодые растения от солнечных ожогов, особенно это касается различных пихт. Зимой – проводить мероприятия по защите от мороза южных, завезённых видов (это и укрытие низкорослых растений, и снегозадержание, и прочее) Саженцы реализуются с закрытой корневой системой (с комом земли или в контейнере) и с открытой (корни оголены)

Если высадка происходит весной, а корни открыты, требуется обратить внимание на наличие молодых корней

Разбивка газона для создания фона хвойным растениям значительно улучшит общее визуальное восприятие. Нередко хвойные растения высаживаются рядом с водоёмами, чтобы, вместе с плакучими листопадными растениями, они составили общую оригинальную композицию.

Специалисты рекомендуют, при высадке хвойной композиции, ориентировать её на запад или восток.

Шаг 11: Придадим лодке форму, добавим боковые панели

Очертания формы/контура делаются на днище, после чего по очертаниям крепится на шурупы деревянная планка. Фанера в 3 мм гнется хорошо, и ложится прямо по нужной нам форме. Далее крепим и клеим 2 см балку вдоль верхнего края боков из фанеры. Добавляем поперечную балку, и устанавливаем рукоятку, которая будет рулем. К ней крепим тросики отходящие от направляющих лопастей установленных ранее. Теперь можно раскрасить лодку, желательно нанести несколько слоев. Мы выбрали белый цвет, с ним даже при длительных прямых лучах солнца корпус практически не греется.

Поперечная балка нужна не только для прочности, она выполняет роль загрождения, через которое переходить не желательно – одно неосторожное движение руки и она может попасть в пропеллер

Самые надежные узлы для плетенки

Исследования показали, что для каждого вида шнура, требуется определенный (свой) вариант узла. Из общего количества узлов можно выделить несколько основных:

Паломар (Palomar knot)

Узел «Паломар» относится к самым простым и, в то же время, самым эффективным способом вязки. Чтобы привязать к леске один из аксессуаров рыбной ловли, нужно сделать несколько простых движений.

  1. Отрезок лески необходимо сложить вдвое.
  2. Леску, согнутую пополам, нужно продеть в ушко крючка.
  3. После этого следует связать обычный узел, не затягивая его. Ушко крючка должно находиться в центре петли.
  4. В образовавшуюся петлю протягивается крючок.
  5. В месте узла плетенку нужно смочить и аккуратно затянуть узел. Лишняя леска обрезается с помощью ножниц.

Длина отрезка лески зависит от длины поводка, и может находиться в пределах 20-50см.

Юни (Uni knot, Grinner knot)

Этот узел применяется в тех случаях, когда в ушко крючка невозможно протянуть двойную леску: ушко, или очень маленькое, или очень толстая леска. Компания Power Pro рекомендует использовать такой тип узла для вязки своей продукции. Он более сложный, и чтобы научиться его вязать, придется потренироваться:

  1. Вязание узла начинается с протягивания плетеной лески через ушко крючка, после чего делается петля.
  2. Затем конец лески оборачивается несколько раз вокруг основной лески и после этого делается вторая петля.
  3. Через вторую петлю (первую) пропускается конец лески, при этом следует сделать 5-7 оборотов вокруг двойной лески.
  4. После этого, леска смачивается, а узел затягивается. Если имеется лишняя леска, то ее отрезают с помощью ножниц.

Осваивать технику вязания узла «Юни», рекомендуется, использовав, для начала, длинные отрезки лески, около 60см.

Клинч (Improved Clineh)

Этот вид узла можно рекомендовать для вязания плетеной лески. Он достаточно простой, и его может освоить любой начинающий рыболов.

  1. В ушко крючка протягивается отрезок плетеной лески, длиной около 10-15см.
  2. После этого, концом лески обматывается основная леска (вместе с цевьем крючка), при этом, можно сделать 5-6 оборотов.
  3. Свободный конец лески протягивается через маленькую и большую петельки, образованные в результате таких манипуляций.
  4. На заключительном этапе, петля смачивается и узел затягивается с максимальным усилием. Лишние концы лески удаляются.

При завязывании узла, крючок следует держать в районе ушка, чтобы можно было сохранить все образовавшиеся петли.

Кровавый (Blood knot)

Данный тип узла используется для надежного соединения двух отрезков шнура. Причем, можно соединять отрезки, имеющие различную толщину, но разность в диаметре не должна быть больше, чем в два раза. С его помощью к плетенке можно привязать поводок из монофильной лески.

  1. Два отрезка лески располагаются рядом с направлением в противоположные стороны.
  2. Затем берется один конец и оборачивается вокруг другой лески 5-6 раз.
  3. Этот конец лески заворачивается назад и просовывается между витками, в обратном направлении.
  4. Берется второй конец лески и с ним проделывается такая же процедура, как с первым концом. В результате этого, по центру двух витков (слева и справа должны быть витки лески) должны выглядывать два конца лески, направленные в разные стороны.
  5. Весь узел, со всеми витками, смачивается и движениями двух рук в противоположные стороны этот узел затягивается. Лишняя леска удаляется.

В зависимости от толщины лески зависит и количество витков. Для плетеной лески будет достаточным 2-3 витка, для обычной лески, диаметром 0,3мм и более – 4 витка, для обычной лески менее 0,3мм, достаточно 5-ти витков, для лески, диаметром меньше 0,15мм такое количество витков может равняться 6-ти.

Непотопляемость СВП

Использование двойных обшивок заполненных воздухонасыщенным материалом или просто наполненных воздухом обеспечивает непотопляемость пластиковым СВП. В нашем опыте были случаи насыщения пенопласта водой, что приводило к увеличению веса всей конструкции.

Стеклопластики

Плюсы стеклоплстиков: Возможность производства сложных геометрических форм., хорошие показатели прочности, стойкость к коррозии.

Минусы: чувствительность к концентрации напряжений ,небольшой модуль норм. упругости, зависимость качества от способа хранения материалов, горючесть.

Надстройка СВП

Существует два способа создания надстройки: так называемый “сендвич” и слоистый тип в котором используются стекломаты. Использование стекломатов увеличивает вес конструкции и показывает худшую прочность, теплоизоляцию и шумоизоляцию. “Сендвич” имеет меньший вес, хорошие прочностные характеристики и способность проведения электропроводки, отличные шумо и теплоизоляционные показатели.

Процесс изготовления СВП своими руками

Во-первых, собрать в домашних условиях хорошее СВП не так-то и просто. Для этого необходимо иметь возможности, желание и профессиональные навыки. Не помешает и техническое образование. Если отсутствует последнее условие, то лучше от постройки аппарата отказаться, иначе можно разбиться на нем при первом же испытании.

Все работы начинаются с эскизов, которые потом трансформируются в рабочие чертежи. При создании эскизов следует помнить, что этот аппарат должен быть максимально обтекаемым, чтобы не создавать лишнего сопротивления при движении. На этом этапе следует учитывать тот фактор, что это, практически, воздушное средство передвижения, хотя оно и находится очень низко к поверхности земли

Если все условия взяты во внимание, то можно приступать к разработке чертежей

На рисунке представлен эскиз СВП Канадской службы спасения.

Технические данные аппарата

Как правило, все судна на воздушной подушке способны развивать приличную скорость, которую не сможет развить никакая лодка. Это если учесть, что лодка и СВП имеют одинаковую массу и мощность двигателя.

При этом, предложенная модель одноместного судна на воздушной подушке рассчитана на пилота весом от 100 до 120 килограммов.

Что касается управления транспортным средством, то оно довольно специфичное и в сравнении с управлением обычной моторной лодкой никак не вписывается. Специфика связана не только с наличием большой скорости, но и способом передвижения.

Основной нюанс связан с тем, что на поворотах, особенно на больших скоростях, судно сильно заносит. Чтобы подобный фактор свести к минимуму, необходимо на поворотах наклоняться в сторону. Но это кратковременные трудности. Со временем техника управления осваивается и на СВП можно показывать чудеса маневренности.

Какие нужны материалы?

В основном понадобится фанера, пенопласт и специальный конструкторский набор от ”Юниверсал Ховеркрафт”, куда входит все необходимое для самостоятельной сборки транспортного средства. В комплект входит изоляция, винты, ткань для воздушной подушки, специальный клей и другое. Этоn набор можно заказать на официальном сайте, заплатив за него 500 баксов. В комплект также входит несколько вариантов чертежей, для сборки аппарата СВП.

Как изготовить корпус?

Поскольку чертежи уже имеются, то форму судна следует привязать к готовому чертежу. Но если имеется техническое образование, то, скорее всего, будет построено судно не похожее ни на какой из вариантов.

Днище судна изготавливается из пенопласта, толщиной 5-7 см. Если нужен аппарат для перевозки больше, чем одного пассажира, то снизу крепится еще один такой лист пенопласта. После этого, в днище делаются два отверстия: одно предназначается для потока воздуха, а второе для обеспечения подушки воздухом. Вырезаются отверстия с помощью электрического лобзика.

На следующем этапе осуществляют герметизацию нижней части транспортного средства от влаги. Для этого, берется стекловолокно и клеится на пенопласт с помощью эпоксидного клея. При этом, на поверхности могут образоваться неровности и воздушные пузыри. Чтобы от них избавиться, поверхность покрывается полиэтиленом, а сверху еще и одеялом. Затем, на одеяло ложится еще один слой пленки, после чего она фиксируется к основанию скотчем. Из этого “бутерброда” лучше выдуть воздух, воспользовавшись пылесосом. По истечении 2-х или 3-х часов эпоксидная смола застынет и днище будет готовым к дальнейшим работам.

Верх корпуса может иметь произвольную форму, но учитывать законы аэродинамики. После этого приступают к креплению подушки. Самое главное, чтобы в нее поступал воздух без потерь.

Трубу для мотора следует использовать из стирофома. Здесь главное, угадать с размерами: если труба будет слишком большой, то не получится той тяги, которая необходима для подъема СВП

Затем следует уделить внимание креплению мотора. Держатель для мотора – это своеобразный табурет, состоящий из 3-х ножек, прикрепленных к днищу

Сверху этой “табуретки” и устанавливается двигатель.

Какой нужен двигатель?

Имеется два варианта: первый вариант – это применение двигателя от компании “Юниверсал Ховеркрафт” или использование любого подходящего движка. Это может быть двигатель от бензопилы, мощности которого вполне хватит для самодельного устройства. Если хочется получить более мощное устройство, то следует брать и более мощный двигатель.

Желательно использовать лопасти заводского изготовления (те, что в наборе), так как они требуют тщательной балансировки и в домашних условиях это сделать достаточно сложно. Если этого не сделать, то разбалансированные лопасти разобьют весь двигатель.

Судно на воздушной подушке первый полет

Watch this video on YouTube

Модельный ряд судов на воздушной подушке

Судостроительная компания «Амфибийная техника» изготавливает суда на воздушной подушке следующих моделей:

  • «СЛАВИР 5». Небольшой амфибийный аппарат, который является модификацией популярного СВП Пегас 5. От предшественника его отличает улучшенная маневренность и более мощный двигатель (SUBARU EJ-25 173 л.с). Вместимость катера 4-5 человек. Судно предназначено для использования на открытой воде и в прибрежной зоне при высоте волны до 0,3 м. Может преодолевать торосистый лед и короткие подъемы до 35 градусов. Оптимальный выбор охотников и рыболовов.
  • «СЛАВИР 6» Модель средних размеров, выпускаемая с 2006 года, была обновлена в 2016. Улучшения коснулись динамических характеристик и удобства управления. Вместимость катера 6-8 человек. Судно используется для водного туризма, патрулирования надзорных и спасательных служб, доставки людей и грузов в труднодоступные районы. Объем топливных баков (140 литров) позволяет совершать дальние поездки (4-5 часов хода).
  • «СЛАВИР 9» Универсальное судно, предназначенное для пассажирских и грузовых перевозок, выпускается с 2013 года. Салон вмещает от 2 до 12 человек, и при необходимости трансформируется под текущие задачи за несколько минут. Назначение катера: междугородные перевозки, переправы, туристические поездки, научно-изыскательские экспедиции, патрулирование пограничными, надзорными и спасательными службами.
  • «СЛАВИР 9 VIP» Многоцелевое судно представительского класса, которое является продолжением модельного ряда «СЛАВИР 9». От базовой версии отличается расширенным пассажирским салоном и возможностью создания индивидуального интерьера. Интерьер сопоставим с автомобилями представительского класса. Кабина рассчитана на комфортное размещение 9 человек. Цена этого судна на воздушной подушке зависит от комплектации.
  • «СЛАВИР 16» Грузопассажирское судно высокой вместимости. Модель имеет различные исполнения: от 2-местного грузового варианта до 16-местного пассажирского. Назначение: регулярные перевозки в отдаленные труднодоступные пункты. Благодаря надежности и высокой проходимости, катер на воздушной подушке нашел широкое применение в условиях Крайнего Севера.

Судно на воздушной подушке “Кайман”

См. также

Надежно ли судно на воздушной подушке?

Заводские СВП при частом использовании ломаются примерно раз в пол года, но это все неполадки, не требующие капитального ремонта. Чаще всего выходит из строя подушка и система нагнетания воздуха. Вероятность того, что грамотно собранный ховеркрафт разлетится у вас под ногами крайне мала, для этого нужно на большой скорости налететь на какой-нибудь большой камень или кусок дерева, но даже этом случае, есть шанс, что воздушная подушка вас защитит.

В Канаде спасатели, орудующие на таких СВП, ремонтируют их прямо на ходу, а неполадки, связанные с подушкой, устраняются в специальном гараже.

Описываемая здесь модель, в принципе, надежна, но только в том случае, если:

  • Материалы были надлежащего качества, в том числе клеи и эпоксидки.
  • Двигатель не отработал свой срок службы.
  • Соединения выполнены надежно.
  • То есть то, насколько можно довериться своему ховеркрафту, всецело зависит о вас самих.

Если вы делаете СВП в качестве игрушки для ребенка, то лучше купить готовый, в противном случае у вас должны быть очень хорошие данные как конструктора. Если же вы творите просто для своего удовольствия, и у вас нет большого технического опыта, то лучше, на всякий случай, не пускать за штурвал детей.

Но есть еще один вариант — сделать двухместный СВП с предусмотренной системой безопасности, при этом ребенок будет сидеть впереди, а вы сзади — между ним и двигателем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector