Швак (пулемёт)
Содержание:
- История создания
- Устройство
- Модификации[ | ]
- Модификации[ | ]
- Боекомплект
- General info
- Размер имеет значение
- Трудная судьба истребителя
- Технические данные
- История создания
- Устройство
- История создания
- История создания
- Применение
- Боекомплект
- Производство
- Применение
- Устройство
- Исследование
- Литература
- Литература
- История создания
- Литература
- Применение
- Hispano Mk.II. Великобритания
- История создания
- Регистрация
- Модификации
История создания
Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.
Устройство
По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.
Типовые характеристики | |||
---|---|---|---|
Варианты установки | Крыльевой | Турельный | Мотор-пушка |
Длина | 1679 мм | 1726 мм | 2122 мм |
Вес | 40 кг | 42 кг | 44,5 кг |
Длина хода подвижных частей |
|
||
Темп стрельбы |
|
||
Начальная скорость снаряда |
|
||
|
|||
Тип | ОЗ | БЗ | |
Масса (г) | 96 | 96,6 | |
Длина снаряда (клб.) | 2,4 | 3,1 |
Модификации[ | ]
Пулемёт ШВАК изготавливался в четырёх вариантах: крыльевом, турельном, синхронном (для стрельбы через винт самолёта) и моторном (устанавливался внутри оси винта одномоторных самолётов).
Пушка ШВАК
Основная статья: ШВАК (пушка)
В 1935—1936 годах при проведении испытаний было установлено, что существует техническая возможность увеличить калибр пулемёта до 20 мм, не меняя габариты подвижных деталей. Поэтому на базе 12,7-мм пулемёта ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК, запущенная в серийное производство в 1936 году. Практически сразу после этого 12,7-мм пулемёт ШВАК был снят с производства.
Модификации[ | ]
Пулемёт ШВАК изготавливался в четырёх вариантах: крыльевом, турельном, синхронном (для стрельбы через винт самолёта) и моторном (устанавливался внутри оси винта одномоторных самолётов).
Пушка ШВАК
Основная статья: ШВАК (пушка)
В 1935—1936 годах при проведении испытаний было установлено, что существует техническая возможность увеличить калибр пулемёта до 20 мм, не меняя габариты подвижных деталей. Поэтому на базе 12,7-мм пулемёта ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК, запущенная в серийное производство в 1936 году. Практически сразу после этого 12,7-мм пулемёт ШВАК был снят с производства.
Боекомплект
General info
Tell us about the tactical and technical characteristics of the cannon or machine gun.
Available ammunition
Early:
- Default: T · HEF-I
- Air Targets: HEF · HEF-I · HEF · T
- Tracers: T · HEF-I · T · T
- Stealth: HEF · HEF · HEF
Penetration statistics | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Belt | Penetration @ 0° Angle of Attack (mm) | |||||
10 m | 100 m | 500 m | 1,000 m | 1,500 m | 2,000 m | |
Default | 10 | 8 | 7 | 6 | 2 | 2 |
Air targets | 10 | 8 | 7 | 6 | 2 | 2 |
Tracers | 10 | 8 | 7 | 6 | 2 | 2 |
Stealth | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Standard/Synchronised
- Default: FI-T · AP-I
- Universal: FI-T · HEF · AP-I · FI-T
- Ground targets: HEF · FI-T · AP-I
- Tracers:FI-T · FI-T · FI-T
- Armored targets: AP-I · FI-T · AP-I · AP-I
- Stealth: AP-I · HEF · HEF · FI
Penetration statistics | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Belt | Penetration @ 0° Angle of Attack (mm) | |||||
10 m | 100 m | 500 m | 1,000 m | 1,500 m | 2,000 m | |
Default | 27 | 25 | 19 | 15 | 9 | 6 |
Universal | 27 | 25 | 19 | 15 | 9 | 6 |
Ground targets | 27 | 25 | 19 | 15 | 9 | 6 |
Tracers | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Armored targets | 27 | 25 | 19 | 15 | 9 | 6 |
Stealth | 27 | 25 | 19 | 15 | 9 | 6 |
Размер имеет значение
Поскольку Плутон обитает в переполненном поясе Койпера, он попадает в третью категорию. Как и Эрис, Хаумеа, Макемаке и Церера. Поэтому, чтобы Солнечной система не стала переполненной, в 2006 году МАС изменил определение планеты.
И несмотря на то, что Плутон обладает спутниками, атмосферой и подвижной поверхностью, ученые по эту сторону дебатов утверждают, что этого недостаточно, чтобы считать Плутон планетой. Многие крупнейшие тела Солнечной системы обладали геологической активностью в прошлом. У комет есть атмосферы и сложные поверхности, говорит планетолог Каролин Порко, а у астероидов есть спутники. Геологические характеристики вообще не входят в определение МАС.
Трудная судьба истребителя
Несмотря на протекцию верхов, истребитель И-200, получивший по имени его конструкторов марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич первый), был сырым, и Поликарпов об этом знал, но молчал, возложив дальнейшую ответственность за судьбу машины на обошедших его конкурентов.
Возможно, именно поэтому МиГ-1 постоянно преследовали разного рода дефекты, особенно в военное время. Один из лучших и опытных летчиков-истребителей ВВС, освоивший самолет МиГ-3 (модификация МиГ-1) на боевое применение, командир 124-го истребительного полка майор Полунин говорил: самолеты МиГ-1 — МиГ-3 содержат целый ряд заводских и конструктивных дефектов. Кроме того, среднему летчику овладеть техникой пилотирования на этих самолетах трудно, и не без риска для жизни. На них летать опасно и тем более применять оружие.
В конце 1941 года этот истребитель был снят с производства. А Артем Микоян благополучно продолжал возглавлять КБ, до конца войны так и не давшее фронту ни одной серийной машины.
Технические данные
Принцип работы автоматики был основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола
Питание 12, 7-мм пулемёта ШВАК производилось патронами , разработанными на базе патрона 12, 7Х108, но с фланцем диаметром 25 мм и иной геометрией гильзы.Патроны 12, 7-мм ШВАК производились с теми же типами пуль, что и 12, 7-мм патроны ДК. Индексы патронов для ДК и ШВАК с одинаковыми типами пуль совпадали, за исключением последней группы цифр. Для ШВАК был принят индекс «532». Пули по нормали пробивали броню толщиной 20 мм на дальности до 350 м, а БЗТ (бронебойно-зажигательные трассирующие) — на дальности до 300 м. Дальность горения трассера пули БЗТ — до 1500 м. Пулемёт ШВАК изготавливался в крыльевом, турельном, синхронном и моторном вариантах. Крыльевой вариант предназначался для установки в крыле самолёта, турельный вариант устанавливался в турелях, башнях и других подвижных самолётных установках
Пулемёт ШВАК оказался довольно эффективным оружием. Однако он имел ряд недостатков. Главными из них были
- Чрезвычайно большая сложность устройства отдельных узлов, особенно механизма питания и механизма отражения стреляной гильзы, что создавало проблемы при разборке и сборке.
- Своеобразие конструкции пулемёта весьма усложнило его производство. Особенно велика была трудоемкость изготовления механизма питания и ствольной коробки.
- При нарушении нормальной работы механизмов доступ к механизмам был крайне затруднён — в отдельных случаях для устранения задержек в стрельбе требовалась частичная или даже полная разборка.
В 1935—1936 гг. на базе 12, 7-мм пулемёта ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК, запущенная в серийное производство в 1936 г. Через несколько месяцев после этого 12, 7-мм пулемёт ШВАК был снят с производства
.
История создания
В связи с развитием военной авиации в конце 1920-х годов, с увеличением скорости полёта самолётов и веса полезной нагрузки, возникла необходимость в новом вооружении. 9 февраля 1931 года вышло постановление советского правительства о разработке авиационного пулемёта калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК (Дегтярёв крупнокалиберный). Такой пулемёт был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором пулемётного КБП в Туле на основе конструкции 7,62 мм пулемёта ШКАС. Пулемёт был представлен на испытания 28 мая 1932 года и успешно их прошёл. В 1934 году новый образец был принят на вооружение. Серийный выпуск был начат в 1935 году.
Устройство
По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.
Типовые характеристики | |||
---|---|---|---|
Варианты установки | Крыльевой | Турельный | Мотор-пушка |
Длина | 1679 мм | 1726 мм | 2122 мм |
Вес | 40 кг | 42 кг | 44,5 кг |
Длина хода подвижных частей |
|
||
Темп стрельбы |
|
||
Начальная скорость снаряда |
|
||
|
|||
Тип | ОЗ | БЗ | |
Масса (г) | 96 | 96,6 | |
Длина снаряда (клб.) | 2,4 | 3,1 |
История создания
Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.
История создания
В связи с развитием военной авиации в конце 1920-х годов, с увеличением скорости полёта самолётов и веса полезной нагрузки, возникла необходимость в новом вооружении. 9 февраля 1931 года вышло постановление советского правительства о разработке авиационного пулемёта калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК (Дегтярёв крупнокалиберный). Такой пулемёт был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором пулемётного КБП в Туле на основе конструкции 7,62 мм пулемёта ШКАС. Пулемёт был представлен на испытания 28 мая 1932 года и успешно их прошёл. В 1934 году новый образец был принят на вооружение. Серийный выпуск был начат в 1935 году.
Применение
20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.
Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в — гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.
Боекомплект
Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК
Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы.
20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 года МГ-3 был заменён взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но всё же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.
В 1938 году взрыватель был заменён более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшим при встрече с перкалевой обшивкой самолётов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.
Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).
Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 году.
Снаряды 20×99 мм R
Советская номенклатура снарядов | Американская номенклатура снарядов | Масса пули | Дульная скорость [м/с] | Описание |
---|---|---|---|---|
ОЗ | HEI | 96,0 | 770 | с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного |
ОЗТ | HEI-T | 96,5 | 770 | с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного, трассер |
ОФ | HE-Frag. |
|
|
с головным взрывателем, 6,7 г HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками |
ОФЗ | HEI-Frag. | 91,0 | 790 | с головным взрывателем, 0,8 г взрывчатого вещества + 3,8 г зажигательного, с полуготовыми осколками |
БЗ | API-HC | 96,0 | 750 | твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2,5 г зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке |
БЗ | API-HC |
|
|
как предыдущий, но с кованым стальным носом |
БЗ | API |
|
|
сплошной стальной снаряд с кованым носом |
БЗТ | API-T |
|
|
как предыдущий, но с трассёром в основной полости |
ПУ | TP |
|
|
Практический, гремучая смесь во взрывчатой оболочке |
ПУТ | TP-T |
|
|
цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости |
Производство
Применение
20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.
Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в — гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.
Устройство
По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.
Типовые характеристики | |||
---|---|---|---|
Варианты установки | Крыльевой | Турельный | Мотор-пушка |
Длина | 1679 мм | 1726 мм | 2122 мм |
Вес | 40 кг | 42 кг | 44,5 кг |
Длина хода подвижных частей |
|
||
Темп стрельбы |
|
||
Начальная скорость снаряда |
|
||
|
|||
Тип | ОЗ | БЗ | |
Масса (г) | 96 | 96,6 | |
Длина снаряда (клб.) | 2,4 | 3,1 |
Исследование
4 января 2017 года НАСА объявило, что Люси была выбрана в качестве одной из двух следующих миссий программы Discovery . Люси собирается исследовать шесть троянов Юпитера. Он запланирован на запуск в 2021 году и прибудет к троянскому облаку в 2027 году после пролета астероида главного пояса. Затем он вернется в окрестности Земли для помощи гравитации, чтобы доставить его к троянскому облаку Юпитера где он посетит 617 Патрокла.
Японское космическое агентство предложило солнечный парус OKEANOS на конец 2020-х годов для анализа троянского астероида на месте или для выполнения миссии по возврату образцов.
Литература
- Новиков В. Н. Оружие победы, 1941-1945. — М.: Машиностроение, 1985. — 302 с.
- Новиков В. Н. Накануне и в дни испытаний. — М.: Издательство политической литературы, 1988. — 397 с. — (Оружие воздушного боя).
- Болотин Д. Н. Советское стрелковое оружие. — 3. — М.: Военное издательство, 1986. — 320 с. — (Военно-историческая библиотека).
- Болотин Д. Н. История советского стрелкового оружия и патронов. — М.: Полигон, 1995. — 303 с.
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
- Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Мн.: Харвест, 2001. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6 (ошибоч.).
- АУ РККА. Специальные патроны стрелкового вооружения. — М.: Воениздат, 1940. — 47 с.
- Меньщиков Н. Г. Альбом конструкций патронов стрелкового и крупнокалиберного автоматического оружия (от 6,5 до 37 мм). — М.: Артакадемия им. Дзержинского, 1946. — 196 с.
Литература
- Новиков В. Н. Оружие победы, 1941-1945. — М.: Машиностроение, 1985. — 302 с.
- Новиков В. Н. Накануне и в дни испытаний. — М.: Издательство политической литературы, 1988. — 397 с. — (Оружие воздушного боя).
- Болотин Д. Н. Советское стрелковое оружие. — 3. — М.: Военное издательство, 1986. — 320 с. — (Военно-историческая библиотека).
- Болотин Д. Н. История советского стрелкового оружия и патронов. — М.: Полигон, 1995. — 303 с.
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
- Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Мн.: Харвест, 2001. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6 (ошибоч.).
- АУ РККА. Специальные патроны стрелкового вооружения. — М.: Воениздат, 1940. — 47 с.
- Меньщиков Н. Г. Альбом конструкций патронов стрелкового и крупнокалиберного автоматического оружия (от 6,5 до 37 мм). — М.: Артакадемия им. Дзержинского, 1946. — 196 с.
История создания
Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.
Литература
Применение
20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.
Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в — гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.
Hispano Mk.II. Великобритания
Да, странно, но основной пушкой Королевских ВВС Великобритании была французская пушка, все та же «Hispano-Suiza Birkigt тип 404». Пушка успешно провоевала во многих армиях, кроме родной, надолго задержалась на вооружении и после войны. Но о британской версии пушки нельзя не сказать отдельно.
Вообще, когда все министерства обороны бросились за пушками, выбор хоть и был невелик, но был. «Мадсен», «Эрликон», «Испано-Сюиза»…
Французская пушка была хороша. HS.404 превосходила «Эрликон» по основным боевым параметрам: темпу стрельбы, начальной скорости, однако была сложнее технически. Англичане предпочли французскую разработку.
Пушка английского производства получила официальное обозначение «Hispano-Suiza тип 404», или «Hispano Mk.I», вариант, производимый во Франции, назывался «Hispano-Suiza Birkigt Mod.404» или HS.404.
Первым британским самолетом, получившими на вооружение пушки HS.404 был двухмоторный перехватчики Westland «Whirlwind», спроектированным целенаправленно под установку 4-пушечной батареи в носу.
Надежность пушек первых серий выпуска повергала в уныние, но англичане прилагали все усилия для того, чтобы пушка наконец заработала по-человечески. И это толкнуло их на беспрецедентный шаг: на сотрудничество с Биркигтом, автором разработки
Но это отдельная детективная история в стиле Джеймса Бонда и мы уделим ей внимание в самом ближайшем будущем
И случилось чудо: пушка заработала. Да, ценой снижения скорострельности с 750 выстр/мин у базового варианта до 600-650 выстр/мин. Но надежность выросла до уровня 1 отказа на 1500 выстрелов.
Одним из существенных недостатков пушки HS.404 была ее система питания боеприпасами. Это был исключительно громоздкий барабанный механизм на 60 выстрелов, который, к тому же весил 25,4 кг. Плюс эта штука сильно ограничивала монтаж пушки в крыльях и была предметом мучений вплоть до того момента, как был придуман ленточный способ питания пушки.
С лентой пушка стала называться «Hispano Mk.II». Пушка не просто понравилась, а прописалась на всех самолетах, от «Харрикейна» и «Спитфайра» до «Бофайтера» и «Темпеста». Выпуск перестал поспевать за потребностями. Была даже предпринята попытка поставок пушек по ленд-лизу из США, но качество американской версии не выдерживало никакой критики.
Подводя итог истории применения пушки «Hispano» в британской авиации военных лет, следует сказать, что это было культовое орудие. Выпуск пушек «Hispano» продолжался в разных модификациях еще долгие годы после окончания войны, пока она окончательно не устарела. Точных данных по количеству произведенных пушек нет, но по грубой оценке за годы войны только в Великобритании было произведено около 200 тысяч пушек, что делает ее самой массовой авиапушкой всех времен.
Достоинства: хороший снаряд с хорошей баллистикойНедостатки: требовала смазки снарядов перед заряжанием.
История создания
В связи с развитием военной авиации в конце 1920-х годов, с увеличением скорости полёта самолётов и веса полезной нагрузки, возникла необходимость в новом вооружении. 9 февраля 1931 года вышло постановление советского правительства о разработке авиационного пулемёта калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК (Дегтярёв крупнокалиберный). Такой пулемёт был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором пулемётного КБП в Туле на основе конструкции 7,62 мм пулемёта ШКАС. Пулемёт был представлен на испытания 28 мая 1932 года и успешно их прошёл. В 1934 году новый образец был принят на вооружение. Серийный выпуск был начат в 1935 году.
Регистрация
Модификации
Пулемёт ШВАК изготавливался в четырёх вариантах: крыльевом, турельном, синхронном (для стрельбы через винт самолёта) и моторном (устанавливался внутри оси винта одномоторных самолётов).
Пушка ШВАК
Основная статья: ШВАК (пушка)
В —1936 годах при проведении испытаний было установлено, что существует техническая возможность увеличить калибр пулемёта до 20 мм, не меняя габариты подвижных деталей. Поэтому на базе 12,7-мм пулемёта ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК, запущенная в серийное производство в 1936 году. Практически сразу после этого 12,7-мм пулемёт ШВАК был снят с производства.