Как появился советский военно-морской флот?
Содержание:
- Этапы создания структуры флота
- Черноморский флот в зеркале СМИ
- Списочный состав Черноморского флота (по состоянию на 1989—1991 гг.)
- Тактико-технические характеристики Штурмтигр
- Красная звезда и Андреевский крест
- «Он был на своём месте»
- История
- Примечания
- Военно-морской нарком
- «Холодная война» и её окончание
- Где находится и как доехать, телефон, время работы, сайт
- Структурное взаимодействие ведомств
- Кузов и кабина ГАЗ-66
- Молитва о ликвидации ядерного оружия
Этапы создания структуры флота
В XVII-XVIII веках Россия активно расширяла территории. Русские первопроходцы заложили Архангельск на Северной Двине, впадающей Белом море, а по нему в Северный Ледовитый океан. Продвижение на восход солнца завершилось освоением Сибири и выходом на берега Тихого океана. Начатое Петром Великим дело всей его жизни, означавшее выход на просторы Черного и Балтийского морей, а так же создание мощных флотов, довершила во второй половине XVIII-го века Екатерина. Двуглавый орел утвердил свое владычество на Балтике, Черном море, в Северном Ледовитом океане и было положено начало становлению флота на Тихом Океане.
Россия занимает огромные территории в Евразии, длина наших морских границ с прибрежными территориями исчисляется десятком тысяч километров. Для того чтобы надежно защищать береговые пространства и территориальные воды страны, нужны мощные, современные и технически конкурентные военно-морские силы. В прибрежных водах и на шельфе расположены огромные запасы природных богатств и все эти пространства входят в сферу экономических интересов страны, поэтому требуют охраны от любых агрессивных посягательств иностранных государств и попыток иностранной интервенции.
Еще в XIX веке американский адмирал Альфред Мэхен писал, о том, что мощный флот уже только своим существованием становится убедительным аргументом в мировой политике. А Россия своим расположением на континентах Европы и Азии, обязана быть мощнейшей державой, каковой ее представляли Петр и Екатерина Великие, боевые адмиралы и матросы, погибавшие за ее честь, главкомы Императорского флота, и командование Военно-Морских сил Советского Союза.
Тяжелый путь становления российского флота, свидетельствует о полном понимании личным составом главной цели – защиты морских рубежей Родины, в противовес амбициям морских соединений Запада.
- Победы в многолетних битвах со шведами, основание Санкт-Петербурга и Адмиралтейских верфей сделало молодую столицу России и крепость Кронштадт базой Балтийского флота.
- Почти полвека русско-турецких войн во времена Екатерины, привели к присоединению всего Северного Причерноморья и принятию в подданство Крымского ханства, что вызывало необходимость постоянного присутствия на Черном море. Строительство в Балаклавской бухте города-порта Севастополя, сделало его военно-морской базой Черноморского флота.
- Освоение суровых северных морских просторов привело к созданию базы Северного флота сначала в Архангельске, а после основания Мурманска, флот стал базироваться в удобных для этого бухтах. В Североморске расположена база атомных подводных лодок с ядерным оружием.
- Первым портом базирования молодого броненосного флота на Тихом океане был Порт-Артур, но после поражения под Цусимой, приведшего к уничтожению японцами самых боеспособных кораблей, новой базой стал Владивосток, а базой подводников – Камчатка.
- В разные периоды истории, в России создавались флотилии: Азовская, Ладожская, Волжская, но в наше время сохранилась и занимает достойное место Каспийская флотилия, укомплектованная кораблями, вооружение которых составляют ракеты «Калибр».
Черноморский флот в зеркале СМИ
Флот
Геральдика Черноморского флота – состояние и проблемыЧерноморский флот: настоящее и будущееВоенный эксперт прогнозирует дальнейшее сокращение Черноморского флотаПодводные силы ЧФ: возрождение
Походы, учения, боевые задачи
Морской крестный ход под сияньем славы адмиралаМорская увертюра к симфонии дальнего походаКосмонавты на морской волнеУспехов тебе, «Ладный»!Меридианы Черноморского флотаПриз главкома у черноморцев20.000 миль «Ивана Бубнова»Средиземноморские галсы «Москвы»В условиях, приближенных к боевымСредиземноморские вахты «Имана»Под флагом командующегоМалые, да удалыеТропой «Гюрзы»В едином ключеБыть там, где труднееПо данным «Петра Градова»…Российские моряки в ПилосеЧерноморская доминантаНа стремнинеХлеб-соль для «Ладного»Военно-морские геймеры. Флоты Украины и РФ возобновят совместные ученияЭкипаж Антона ЗайцеваНезабываемый марафон «Ямала»Осенняя пора ученийПоход СКР «Сметливый». 30 октября – 21 ноября 2011 годаПоход СКР «Сметливый» к берегам Сирии. 31 марта — 31 мая 2012 годаПереход подводной лодки «Алроса» Черноморского флота из Кронштадта в Севастополь. 21 августа — 21 сентября 2012 годаПоход БДК «Новочеркасск» в Средиземное море. 1 октября 2012 года — 15 января 2013 годаУчастие кораблей ЧФ в учениях межфлотской группировки в Средиземном море. 19 января — 29 января 2013 года
Личный состав
Новобранцы Лазаревских казармЛюбое дело по плечуЕго в Каче знает каждый»Бархатный сезон» Игоря ВоробьеваМорские пехотинцы устроили показательные выступления для жителей Севастополя»Главные ворота» флотаНа вахте ПочиновыГод службы. Первый опытЗвезда в вершине ночиНа верность Родине……И нету других дорогКомбатРота, равная батальону
Вооружения, структуры флота
Подъем флага на подводной лодке «Новороссийск»История службы связи Черноморского флотаДепо карт и книг гидрографической службы Черноморского флота РоссииМал, да удалБудущее Черноморского флотаБольшой сбор на флагмане»Самум», «Бора», «Ивановец»…»Эпрон» отметил золотой юбилейПлюс функции казначействаХранители реликвийКак умирает Черноморский флот. Часть 1Как умирает Черноморский флот. Часть 2Они умеют всеВ составе сил постоянной готовности»Енисею» – тридцать лет
Отношения с Украиной
Ющенко приговорил Черноморский флотСевастопольский редутИз Азова в АзовКиев идет на абордажКрымская рапсодияУкраина хочет убрать российский флот из СевастополяКто владеет Севастополем?Соблюсти все договоренностиЧерноморский флот РФ – главная проблема любой коалиции в Верховной РадеПодводная лодка украинской политикиШтормовое предупреждениеФСБ покинет Крым раньше, чем Черноморский флотКому мешают наши моряки?Киев взялся за КрымКиев ужесточает контроль в СевастополеШпионский скандал на севастопольском рейдеАдмирал Касатонов: российский флот из Севастополя никогда не уйдетСевастополь помнит и боретсяЛишний флот РоссииМаяк отстоялиКогда слова расходятся с деломНеспокойный Севастополь и гибнущий Черноморский флотЕсли Черноморский флот России останется в КрымуЧерноморский флот недосчитался служивыхОни уплылиЧФ РФ в Украине: правовой срез проблемыМорской бой Виктора Януковича2042: флоту быть!Черноморский флот при парадеСевастопольцы празднуют подписание договораГосдума и Верховная рада рассмотрят соглашение по Черноморскому флотуСМИ: Россия возьмется за модернизацию ЧФСевастополь: гордость русских моряков до 2042 годаПодводные рифыСевастополь до 2042 года. Как обустроить наш общий дом. (начало)Севастополь до 2042 года. Как обустроить наш общий дом. (продолжение)В будущее смотрим с оптимизмомЧерноморский флот России — это бремя для УкраиныНепомерно дорогой СевастопольПрорыв на черноморском направленииСевастопольская вахтаСоглашения подписаны, проблемы остались»Россия не ограничится обновлением ЧФ» — ЗурабовЧерноморский флот: разделенный и угасающийТри обороны Севастополя
BLACKSEAFOR
«Братушки» нашего времениЕдинство на общих моряхКапитан 1 ранга Александр Мыршу: «Step by step» мы совершенствуем «BLACKSEAFOR»Командирский союз под знаком ПричерноморьяЛейтенанты Причерноморья
Происшествия
«Арктическая зима» в НовороссийскеЧто случилось с «Алросой»Слово о Викторе Гинькуте, погибшем при взрыве в московском метро
Списочный состав Черноморского флота (по состоянию на 1989—1991 гг.)
Тип | Бортовой номер | Наименование | В составе флота | Современное состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Крейсеры | |||||
Лёгкий крейсер |
|
|
|
|
|
Лёгкий крейсер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ракетный крейсер |
|
|
|
|
|
Ракетный крейсер |
|
|
|
|
|
Большие противолодочные корабли | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эскадренные миноносцы | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики Штурмтигр
— Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней.- Разработчик: Alkett- Годы разработки: 1943—1944 гг.- Годы производства: 1944—1945 гг.- Годы эксплуатации: 1944—1945 гг.- Количество выпущенных, шт.: 18
Экипаж: 5 человек
Вес Штурмтигр
— Боевая масса, т: 66
Габаритные размеры Штурмтигр
— Длина корпуса, мм: 6280- Длина с пушкой вперёд, мм: 6280- Ширина, мм: 3705- Высота, мм: 2850- Клиренс, мм: 485
Бронирование Штурмтигр
— Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закалённая- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48°- Крыша корпуса, мм: 28- Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47°- Борт рубки, мм/град.: 82 / 20°- Корма рубки, мм/град.: 82 / 10°- Крыша рубки, мм/град.: 40
Вооружение Штурмтигр
— Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм- Тип пушки: Реактивный бомбомёт- Длина ствола, калибров: 5,4 калибров- Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов- Углы ВН, град.: 0…+85°- Углы ГН, град.: ±10°- Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3×8
— Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм
Двигатель Штурмтигр
— Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объём 23 095 куб.см.- Мощность двигателя, л. с.: 650
Скорость Штурмтигр
— Скорость по шоссе, км/ч: 38,2- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38,2
— Запас хода по шоссе, км: 100- Запас хода по пересечённой местности, км: 100- Удельная мощность, л. с./т: 10,6- Тип подвески: Индивидуальная торсионная- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18
— Преодолеваемый подъём, град.: 36°- Преодолеваемая стенка, м: 0,79- Преодолеваемый ров, м: 2,3- Преодолеваемый брод, м: 1,2
Красная звезда и Андреевский крест
Первая мировая война, революционные события 1917 года и последовавшая затем Гражданская война, с известным всем нам исходом, больно ударили и по Российскому Императорскому военно-морскому флоту. Многие опытные и авторитетные морские офицеры не желали служить советскому государству и уходили из рядов флота, количество личного состава сократилось с почти полумиллиона до ничтожных 36 тыс. человек. Но самая сложная обстановка была с корабельным составом, новообразованный РККФ обладал лишь 16% водоизмещения царского флота. Некоторые корабли были потеряны в боях Первой мировой войны, некоторые стали жертвой германской армии в портах, некоторые были затоплены по приказу Ленина, часть судов ушла с бароном Врангелем из Крыма и была интернирована Антантой. К примеру, в новый Красный флот не вошел ни один крейсер. Крейсеров как класса кораблей просто не осталось. Катастрофическое положение усугублялось почти полной деградацией береговой инфраструктуры, особенно на Севере и на Тихом океане. По сути, перед советским командованием стояла задача формирования флота с нуля и полной перестройки всех связанных с ним учреждений.
Первое время (с 1925 по 1932 годы) шла большая дискуссия с участием командования флота и армии, руководства страны, о том, каким должен быть новый советский флот. В этот период шло поддержание боеготовности имеющихся кораблей, обучение и формирование костяка командиров и младшего начсостава будущего флота. Большую помощь в деле воссоздания флота в это время оказывал лично К.Е. Ворошилов, который, несмотря на то что никогда не был флотским офицером, очень подробно вникал в вопросы военно-морского строительства и требовал от подчиненных уделять больше внимания флоту. В итоге руководством страны было выработано решение, о преимущественно оборонительной доктрине действий советского флота в случае новой войны. Была принята новая грандиозная программа строительства судов. Развивалась почти исчезнувшая морская авиация. К 1941 году отечественный флот представлял собой грозную силу. На 22 июня 1941 года корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсеров, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.
Советский флот в годы войны
На начало Великой Отечественной войны Черноморский и Балтийский флоты оказались наиболее подготовленными к отражению первых немецких авиаударов, в полной мере без потери организации могли вести боевые действия. Во многом этому помогли радары, расположенные на новых крейсерах проекта 26 и 26бис, которые видели армады немецких бомбардировщиков еще на подходе и своевременно оповещали об этом остальные корабли и береговые части. К примеру, так отбился в первый день войны крейсер «Молотов», стоявший в Севастополе. Впоследствии его РЛС «Редут-К» постоянно оповещала штаб ЧФ о перемещениях немецкой авиации и ни разу не дала застать корабли ЧФ врасплох.
Судьба Великой Отечественной войны решалась на сухопутных фронтах, но действия РККФ были направлены на помощь и обеспечение нужд действующей Красной Армии. Эвакуация войск из Прибалтики, Одессы и Севастополя, проводка конвоев с военной помощью от союзников в Заполярье. Героические и очень рискованные действия советских подводников на Балтике. Помощь в защите Ленинграда всеми силами Балтфлота. Активные наступательные действия на Балтике и на Черном море, направленные на поддержку наземных частей и скорейшее освобождение территорий, оставленных ранее. Все эти военные кампании невозможны были бы без участия флота.
В ходе войны флот направил в сухопутные части свыше 400 тыс. бойцов. Без преувеличения можно утверждать, что произошло второе рождение морской пехоты. Не зря немцы называли моряков «черной смертью», причем не только за цвет их форменных бушлатов. Стойкие в обороне и безудержные в атаке морские пехотинцы снискали себе большой воинский почет, и до наших дней бригады морской пехоты («Черные береты») являются элитой нашего флота.
К 1945 году РРКФ был уже опытным флотом, прошедшим Великую Отечественную войну, но намечалось очередное противостояние мирового масштаба, к которому готовился флот, чтобы выступить уже в новом качестве.
«Он был на своём месте»
В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.
Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.
«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.
Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.
Также по теме
Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье
29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…
После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.
«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.
В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.
Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.
В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.
- Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске
6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.
По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.
«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.
«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.
История
Примечания
Военно-морской нарком
В заместителях наркома Кузнецов проходил недолго. В апреле 1939 года на заседании Политбюро, посвящённом перспективам развития Тихоокеанского региона, было принято решение доверить ему руководство Народным комиссариатом Военно-морского флота СССР. 34-летний Кузнецов стал самым молодым в стране наркомом.
Кроме того, были созданы морские спецшколы (прообраз Нахимовских училищ) и водолазное спецподразделение РОН (Рота особого назначения)
Ощущая приближение войны, Кузнецов большое внимание уделял укреплению береговой и противовоздушной обороны флота, активизации разведки
«В июне 1941 года, объективно оценивая военно-политическую обстановку, Николай Кузнецов приказал повысить боевую готовность флотов. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою. Вечером перед началом войны они перешли на высшую степень готовности», — рассказал в беседе с RT методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин.
Также по теме
«Сражались за свою землю»: как советские войска освобождали Севастополь от фашистов
75 лет назад советские войска выбили немецко-фашистских захватчиков из Севастополя. Военные историки отмечают, что длительная оборона…
По его словам, Кузнецов фактически первым из центрального руководства СССР узнал о начале войны.
«Около трёх часов ночи немцы произвели бомбардировку Севастополя, и командование Черноморского флота доложило об этом Кузнецову. Он, в свою очередь, доложил наркому обороны Тимошенко и секретарю ЦК Маленкову, а потом, не дожидаясь санкции сверху, отдал приказ выставлять минные заграждения. В пять утра нарком под свою ответственность передал флотам сообщение о нападении Германии на СССР и приказал отражать агрессию силой оружия», — отметил Кузьмин.
«Благодаря действиям Николая Кузнецова, в первые дни войны потери на флоте, несмотря на все усилия немцев, были минимальны», — заявил в интервью RT военный историк Юрий Кнутов. 22 июня не был потерян ни один боевой корабль из состава ВМФ.
По словам историка, в том, что советские войска существенно замедлили продвижение гитлеровских войск в Прибалтике и на юге Украины, — большая заслуга флота и Кузнецова лично. «Моряки героически обороняли Одессу и Севастополь, заблокировали прорыв немцев с моря на Кавказ. Если бы не артиллерия Балтийского флота, то и Ленинград с большой долей вероятности удержать не удалось бы», — уверен Юрий Кнутов.
Николай Кузнецов и командующий авиацией ВМФ СССР Семён Жаворонков инициировали в 1941 году бомбардировки Берлина силами морской авиации. Первый удар был нанесён по столице рейха в ночь с 7 на 8 августа. Он дал мощный психологический эффект. Немцы были ошеломлены и даже не поверили сначала, что это дело рук советских лётчиков, приписав бомбометание британцам. В августе — сентябре силы авиации ВМФ совершили 9 налётов на Берлин.
- 1943 год. Морской бой в Заполярье
- РИА Новости
«Колоссальную роль сыграли советские военные моряки в обеспечении процесса снабжения СССР по ленд-лизу. Кроме того, они умело действовали на реках и озёрах в 1943—1945 годах, мастерски блокируя гитлеровские войска и рассекая их. Отдельно следует отметить их заслуги в ходе освобождения Крыма», — рассказал Кнутов.
А после разгрома нацистов флот под командованием Кузнецова сыграл значительную роль в победе над милитаристской Японией.
«Холодная война» и её окончание
После знаменитой Фултонской речи британского экс-премьер-министра У. Черчилля в марте 1946 года, стартует новое противостояние с США и западным блоком, которое было навязано СССР и его союзникам. Это противостояние было связано с падением колониальной системы, неизмеримо возросшим авторитетом СССР, который внес решающий вклад в Победу над агрессорами в годы Второй мировой войны, распространением в мире идей социализма и желанием Запада сохранить свое влияние на мировые процессы.
И решать какие бы то ни было задачи объективно нельзя, не имея мощного флота. В послевоенные годы флот СССР рос самыми впечатляющими по скорости темпами. В первое послевоенное десятилетие было введено в строй 248 дизельных подводных лодок и 619 надводных кораблей. Всего в боевом составе ВМФ СССР в 1955 г. (с учетом построенных в довоенные и военные годы) находилось 265 дизельных подводных лодок и около 900 боевых надводных кораблей. От былой слабости не осталось и следа.
Но этот флот всё еще не был океанским в полной мере. Адмирал С. Г. Горшков, возглавлявший ВМФ СССР с 1956 по 1985 годы, как и его предшественник Н.Г. Кузнецов, ратовал за постройку новых кораблей океанского класса и подводных лодок с неограниченной дальностью похода и пребывания в глубинах.
Действия Советского флота во время Карибского кризиса, локальных конфликтов в Африке, постоянных патрулей подводных атомоходов и их «пикировка» с НАТОвскими подводниками, разведывательные выходы и крупные учения, такие как «Океан 77», сделали ВМФ СССР одним из самых могущественных в мире. Доходило и до прямых столкновений кораблей, таких как знаменитый навал в Черном море 12 февраля 1988 года. Сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6» совершили навал на два американских боевых корабля – ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», которые посмели зайти в советские территориальные воды и были буквально вытолканы из них.
К 1991 году, когда СССР прекратил свое существование, наш флот находился на пике могущества. Если вспомнить, с чего начинался РККФ, и к чему он пришел, виден не только огромный прогресс, но и труд сотен тысяч наших рабочих и инженеров, а также военных моряков, которые день за днем крепили мощь флота. Отечественный флот на 1991 год насчитывал: более 100 эскадр и дивизий, а общая численность личного состава ВМФ СССР составляла около 450 000 чел. (в том числе 12,6 тыс. морских пехотинцев), 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомных), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок, четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта.
На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей.
Советский флот проделал огромный путь и обрел огромную боевую мощь, стал примером того, как можно построить современный и мощный флот и доктрину его применения опираясь лишь на собственные силы.
В наши дни активно развиваются судостроительные программы, ВМФ России пополняется новейшими кораблями всех типов. Боеготовность нашего флота, проверенная в ходе Сирийской кампании, крупных учений и межфлотских переходов, день за днем неуклонно повышается. Почетная служба в рядах Российского флота и сохранение традиций, выработанных в ВМФ СССР, является отличительной чертой современных российских моряков. Зная многовековую историю отечественного флота, они с уверенностью смотрят в будущее и продолжают стоять на страже морских рубежей Отчизны.
Обложка: https://www.pinterest.se/
Где находится и как доехать, телефон, время работы, сайт
Структурное взаимодействие ведомств
- В структуру ВМС России входят 4 флота: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия.
- В их состав включены: надводные, подводные силы, морская авиация, морская пехота, подразделения ПВО, спецназ ВМС, береговая охрана.
- К флоту приписаны специальные подразделения разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные и радиационно-химической защиты.
- Материально-техническое снабжение обеспечивают тыловые и технические службы, гидрографы, спасатели поисковики, метеорологи.
Все эти подразделения и службы работают под единым управлением штабов флота, которые ставят боевые задачи и координируют их выполнение. Отдельные структуры обеспечивают защиту всеми средствами баз, портов, приморских городов, объектов материально-технического и военного снабжения. Только полое взаимодействие всех штабов флота и вспомогательных служб превращает российский Военно-Морской флот в несокрушимую силу, обеспечивающую суверенитет и защиту интересов России.
Кузов и кабина ГАЗ-66
Кузов ГАЗ-66 представляет собою металлическую платформу, вдоль высоких решётчатых бортов которой располагаются откидные скамейки. Задний борт открывается, тент натягивается на пяти дугах.
В цельнометаллической кабине расположено два унифицированных сиденья – для водителя и для пассажира, разделённые верхним кожухом двигателя. Для отдыха водителя при длительных поездках в кабине предусмотрено подвесное спальное место. Проще говоря, брезентовый гамак на четырёх крючках.
Обстановка в кабине более чем брутальная и спартанская – вокруг один металл, ничего лишнего. Но комфорт всё же лучше, чем у предшественника, ГАЗ-63: кабина оборудована эффективной вентиляцией и отоплением, устройствами обдува и обмыва ветрового стекла.
В наше время ГАЗ-66 катают отдыхающих на многих курортах Краснодарского края.
Для осмотра и ремонта мотора кабина довольно легко откидывается на шарнирах вперёд. Между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, и из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя. Это вызывает немалые неудобства при переключении передач; к такому рычагу ещё надо приноровиться.
Молитва о ликвидации ядерного оружия
Для Кейко Огуры и других выживших после ядерных взрывов политика не имеет значения. Каждый год 6 августа она участвует в мемориальной церемонии по случаю бомбардировки Хиросимы, часто вместе с группой волонтеров «Переводчики за мир». Женщина говорит, что в этом году число участников официального мероприятия пришлось сильно ограничить из-за страха перед коронавирусом.
«На этот раз годовщину отмечали не так, как обычно, — признает Кейко Огура. — Я постояла у реки в Парке Мира, вспоминала те дни и чувствовала огромное сожаление, что даже сейчас в мире столько ядерного оружия».
По словам Кейко, она много лет молилась за то, чтобы ядерное оружие во всем мире было ликвидировано. Но ее молитвы пока что не были услышаны. «Так что я и дальше буду рассказывать свою историю», — говорит женщина, пережившая атомную бомбардировку Хиросимы.