Чертежи пушки 45 ки. «сорокопятка»
Содержание:
- Варианты и модификации[ | ]
- Характеристики и свойства боеприпасов
- Описание конструкции
- Первые упоминания армейского головного убора
- История создания
- Производство и испытания
- Версия №2
- Примечания[ | ]
- Источники
- Технические параметры
- М-42
- Служба в рядах Советской Армии
- МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА
- И есть еще одна версия, которая выглядит достаточно правдоподобно.
- В разном качестве
- Читайте также
- Версия №1
Варианты и модификации[ | ]
- Canon de 25 mm S.A. Mle 1934 — основной вариант
- Canon de 25 mm AC modèle 1934 —крепостной вариант, предназначенный для установки на линии Мажино. 25-мм пушка применялась в составе спаренных либо строенных установок т. н. смешанного оружия (JM , Jumelage de mitrailleuses Reibel)
- SA 35 илиAPX SA-L 35 — укороченный образец пушки для лёгких танков и бронеавтомобилей, разработанный (Пюто) в 1935 году. Патрон Cartouche de 25mm Mle1934 a balle perforante (с усиленным зарядом) — в германской службе Pzgr 122(f) 25x194R мм. Вес снаряда 0.32 кг (сталь/вольфрам). Длина снаряда 109 мм. Начальная скорость 950 м/с (метательный заряд 148 грамм — больше пороха, чтобы компенсировать более короткую длину ствола). Бронепробиваемость: 40 мм/0° с 500 м; 32 мм/35° с 200 м. Устанавливалась на лёгких танках и бронеавтомобилях, например Panhard 178.
- Canon de 25 mm S.A. Mle 1937 илиAPX S-AL 37 — вариант пехотной пушки от с облегчённым лафетом. Несколько экземпляров использовалось в румынской армии..
Характеристики и свойства боеприпасов
Боеприпасы к 45-мм пушкам 19-K и 53-K, которые использовались и в М-42
- Номенклатура боеприпасов :
- бронебойный 53-Б-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240СП (сплошной)
- бронебойно-трассирующий подкалиберный 53-БР-240П
- осколочный 53-О-240 (стальной)
- осколочный 53-О-240А (сталистого чугуна)
- картечь 53-Щ-240
- дымовой 53-Д-240
- Дульная скорость снаряда, м/с : 870
- Масса снаряда, кг
- Подкалиберный бронебойный : 0.85
- Калиберный бронебойный : 1.43
- Осколочный : 2.14
- Дальность прямого выстрела, м : 950
- Бронепробиваемость гомогенной брони средней твёрдости, 75 % осколков в заброневом пространстве, мм
- Калиберным бронебойным снарядом
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- на дистанции 500 м : 61
- на дистанции 1000 м : 51
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- Подкалиберным бронебойным снарядом
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- на дистанции 350 м : 82 ( Сквозная пробоина, бортовая верхняя броня корпуса и башни. По данным обстрела тяжелого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)
- на дистанции 500 м : 62 (Сквозная пробоина, бортовая нижняя броня корпуса. По данным обстрела тяжелого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- Калиберным бронебойным снарядом
Описание конструкции
37-мм опытная пушка ЧК. Вид слева 37-мм авиадесантная пушка обр.1944 г. представляет собой лёгкую противотанковую артиллерийскую систему с уменьшенным откатом.
Внутреннее устройство ствола и баллистика орудия взяты от 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К). Ствол орудия состоит из трубы, казённика и дульного тормоза. Труба служит для направления полёта снаряда и придания ему вращательного движения, канал трубы разделяется на нарезную часть и патронник, соединяемые коническим скатом, в который при заряжании упирается ведущий поясок снаряда. Нарезная часть имеет 16 нарезов постоянной крутизны с углом наклона 6°, длина хода нарезов 30 калибров, глубина нарезов 0,45 мм, ширина нареза — 4,76 мм, ширина поля — 2,5 мм. Длина патронника — 251 мм, камора имеет объём 0,267 дм³. Мощный однокамерный дульный тормоз служит для снижения энергии отката.
Противооткатные устройства орудия, смонтированные внутри кожуха круглого сечения, построены по оригинальной схеме, представляющей собой гибрид системы двойного отката и схемы безоткатного орудия с инертной массой. При выстреле ствол орудия откатывался на 90-100 мм, а специальная деталь цилиндрической формы, выполняющая функции «инертной массы», расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходит за счёт трения и сжатия пружины накатника. Тормоз отката отсутствует. Щитовое прикрытие толщиной 4,5 мм, предназначенное для защиты расчёта от пуль, мелких осколков и ударной волны близкого разрыва, крепится к кожуху. Вертикальное наведение (ВН) орудия осуществляется подъёмным механизмом, горизонтальное (ГН) — плечом наводчика.
ЧК-М1, установленная на автомобиль «Виллис»
Станок двухколёсный, с раздвижными станинами, имеющими постоянные и забивные сошники. Колёсный ход подрессорен, но предназначен исключительно для перемещения орудия на местности вручную расчётом. Буксировка орудия автомобилем не допускается по причине возможного разрушения лафета. Транспортировка орудия производится в автомобилях «Виллис» и ГАЗ-64 (по одному орудию в автомобиле), а также в автомобилях «Додж» и ГАЗ-АА (по два орудия в автомобиле). Кроме того, имеется возможность транспортировки орудия на одноконной тележке или санях, а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». При необходимости орудие разбирается на три части — станок, щитовое прикрытие и качающуюся часть. Для транспортировки боеприпасов имеется специальный двухколёсный патронный ящик.
Транспортировка орудия по воздуху может осуществляться как посадочным способом, так и парашютированием. В первом случае использовались планёры А-7, Г-11 (в каждый помещалось по одной пушке с расчётом и боеприпасами) и БДП-2 (мог транспортировать две пушки с расчётами и боеприпасами), а также самолёт Ли-2 (помещалось 2 мотоцикла, пушка и 5 человек). При парашютировании мотоцикл с пушкой размещался на внешней подвеске бомбардировщика Ил-4, расчёт и патроны десантировались с самолёта Ли-2.
Расчёт орудия состоит из четырёх человек — командира, наводчика, заряжающего и подносчика. При стрельбе расчёт занимает положение лёжа. Техническая скорострельность достигает 25-30 выстрелов в минуту, но долго вести огонь со столь интенсивным темпом орудие не может вследствие опасности выхода из строя противооткатных устройств. Время перехода из походного положения в боевое составляет 80 секунд, без перевода щита в боевое положение (в походном положении щит разворачивается на 90°) — 50 секунд.
Первые упоминания армейского головного убора
Самые первые армейские береты появились еще на рубеже 17-18 веков в Англии и Шотландии. Тогда воины специальные шапочки, внешне похожие на берет. Однако массовое распространение такого головного убора началось в только период Первой мировой войны. Первыми кто начал их носить были воины танковых и механизированных подразделений французской армии.
Далее эстафету по внедрению такого элемента одежды стала Великобритания. С появлением танков остро встал вопрос, что надеть танкисту, ведь каска была весьма неудобной, а фуражка слишком громоздкой. Поэтому было принято решение внедрить именно черный берет. Цвет выбран из расчета, что танкисты постоянно работают и находятся возле техники, а на черном цвете не видно сажи и масла.
История создания
В конце 1931 года конструкторы завода № 8 установили в кожух 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года, построенной по купленной у немецкой фирмы «Рейнметалл» документации, новый ствол калибра 45 мм и слегка укрепили лафет.
Эта система была принята на вооружение в марте 1932 года под названием «45-мм противотанковая пушка образца 1932 года», на заводе орудие получило индекс 19-К. Затем конструкторы завода № 8 перепроектировали противотанковую пушку 19-К для установки её в танк, получившей название «45-мм танковая пушка образца 1932 года» и, соответственно, заводской индекс 20-К.
Специально для отладки 45-мм ПТП 19-К на заводе № 8 имени Калинина была создана «шарашка» — Специальное конструкторское бюро ОГПУ. В 1933 году на заводе № 8 по чертежам СКБ ОГПУ была изготовлена модернизированная пушка 19-К. Эта пушка получила название «45-мм ПТП образца 1933 года», но позже это название не прижилось. По сравнению с образцом 1932 года в модернизированной пушке утолщены щеки казённика, удлинён кожух, изменён клин затвора. Основным же изменением было введение полуавтоматики инерционного типа, работавшей за счёт инерции отката, взамен прежней полуавтоматики механического типа, работавшей за счёт энергии отката. Пушка образца 1932 года была фактически четвертьавтоматической — автоматически только закрывался затвор после заряжания патрона. Кроме того, изменено устройство компрессора. Вес пушки в боевом положении составил 414 килограмм.
После заводских испытаний опытный образец 45-мм ПТП образца 1933 года прибыл 26 декабря 1933 года на НИАП, где прошёл полигонные испытания в объёме 1046 выстрелов и 500 км пробега.
При стрельбе бронебойными снарядами полуавтоматика работала удовлетворительно, без учёта отказов из-за качества гильз. Но при стрельбе осколочным снарядом чертежа 2116 весом 2,15 кг с начальной скоростью 335 м/с и давлением в канале 900—1000 кг/см² полуавтоматика не работала, так как было недостаточно энергии отката для взведения пружин полуавтоматики. Длина отката при этом снаряде — менее 690 мм. Таким образом, для осколочных снарядов 45-мм пушка образца 1933 года оставалась четвертьавтоматической.
Колеса пушки по прежнему оставались деревянными, что создавало большие сложности при эксплуатации. Так, максимальная скорость движения по булыжнику составляла 10—15 км/час, на полигонных испытаниях часто лопались спицы колёс. Тем не менее по заключению комиссии 45-мм пушка полигонные испытания выдержала и была запущена в производство, правда, под старым названием — образца 1932 года.
Она же, вид сзади
В 1934 году была проведена новая модернизация пушки, и пушка снова получила новое название «45-мм ПТП образца 1934 года», которое также не прижилось. Модернизация пушки заключалась в замене деревянных колёс фордовскими колёсами от автомобиля ГАЗ-А на пневматических шинах, и в изменении поворотного механизма. Вес системы в боевом положении составил 425 кг.
В январе — апреле 1936 года пушка образца 1934 года прошла полигонные испытания на НИАПе 170 выстрелами и 300 километрами пробега. По данным комиссии пушка испытания выдержала.
7 ноября 1936 года принято Постановление СТО о переводе 45-мм ПТП с деревянных колёс на металлические колёса с губчатым каучуком от автомобиля ГАЗ-А. К началу 1937 года 45-мм ПТП образца 1932 года на металлических колёсах с ГК пошли в серийное производство.
22 апреля 1934 года в Артиллерийском управлении РККА было рассмотрено предложение Шпитального о переделке 45-мм пушки образца 1932 года в автоматическую. Согласно проекту ОКБ-15 вводился новый ствол, новый затвор и магазин на 6 патронов. АУ согласилось с предложением Шпитального, выдало заказ на изготовление опытного образца к осени 1934 года. Опытный образец 45-мм автоматической пушки был изготовлен и испытан, но на вооружение не принят. Введение полной автоматики для 45-мм ПТП было нецелесообразно из-за уменьшения надёжности пушки и увеличения её веса по сравнению с полуавтоматической пушкой.
Боеприпасы к 19-К: 1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П 2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП 3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240 4. УО-243 с осколочной гранатой О-243 5. УЩ-243 с картечью Щ-240
Производство и испытания
Производство орудий
Валовое производство 45-мм пушек 21-К было начато на заводе №8 в 1934 г., за этот год было сдано 213 орудий, из которых 137 — для ВМФ и 76 — для плавсредств НКВД. На 1935 г. заводу был дан план на 300 пушек для ВМФ и 82 — для НКВД, но завод сдал всего — 357.
К началу 1941 г. в ВМФ имелось 1617 пушек 21-К (из которых 322 — на Балтийском, 290 — на Тихоокеанском, 284 — на Черноморском, 194 — на Северном флотах, 25 — на Амурской, 83 — на Каспийской и 14 — на Пинской флотилиях. К 22 июня 1941 года насчитывалось уже 2156 пушек 21-К, из которых в 1941 году было потеряно 507. За второе полугодие 1941 г. флот получил 71 орудие, в 1942 г. — 388 и в 1943 — 345.
В 1944 г. вместо 21-К в производство была запущена ее модификация 21-КМ. В 1944 г. было поставлено 486, в 1945 г. — 373, в 1946 г. — 140, и в 1947 г. — 50 пушек 21-КМ, после чего их производство было прекращено.
Испытания
Заводские испытания орудия были проведены с 27 июня по 3 июля 1933 года. С 21 июля по 1 августа 1933 года на Морском артиллерийском полигоне под Ленинградом установка 21-К прошла полигонные испытания. Морские испытания были проведены с 21 по 26 марта 1934 года на черноморской подводной лодке типа «М» VI серии.
Версия №2
Версия №2 выглядит серьезнее, и за нее выступает Широкорад и другие (весьма многочисленные) сторонники на форумах. Согласно этой версии, якобы после революции на военных складах скопилось большое количество бронебойных боеприпасов к вышеупомянутому 47-мм морскому орудию Гочкиса.
Хорошо, такая пушка была. Да, на тот момент она устарела напрочь, и да, снаряды от нее на море были теоретически совершенно бесполезны, поэтому их решили перевести на сушу и использовать в качестве противотанковых/орудий поддержки пехоты. Танков в то время не особо много было.
Вся проблема в том, что противоминная пушка Гочкиса изначально была заточена под борьбу с небронированными целями типа миноносцев, катеров и подводных лодок. И вот незадача, в спецификации к ней бронебойных снарядов я не обнаружил. Гранаты чугунные и стальные были. Так что тут не состыковка явная.
Сама идея переделки тоже выглядит странно.
Хорошо, решили подчистить склады, передать снаряды сухопутной артиллерии, пусть мучаются. Все так просто…
Обточить пояски на 2 мм. Это легко, или как? Это, я думаю, или как.
Надо разрядить снаряд. То есть вынуть его из гильзы. Потом убрать взрыватель. Так, на всякий случай. И вот тогда можно затягивать снаряд в патрон и обтачивать поясок. Без реальной перспективы попасть под взрыв этого снаряда.
Далее снова вставить снаряд в гильзу, снова восстановить герметичность, и да, можно стрелять.
У меня сразу вопрос: а не проще ли было сделать сразу 47-мм пушку и не заниматься извращениями?
Сейчас эксперты начнут говорить, что у пушки Гочкиса граната летела со скоростью 700 м/с, у 19-К скорость была уже 760 м/с, а у М1932 – 820 м/с. И злосчастные пояски могло и срывать.
Согласен, начальные скорости снарядов выросли. И пояски срывать вполне себе могло. Однако здесь есть нюанс, который все портит. А именно, полное отсутствие данных.
«Много снарядов на складах» – это сколько в штуках? Количество не называет никто. Да его и в принципе-то назвать нереально, потому что русско-японская, Первая мировая, Гражданская войны плюс вековечный российский бардак.
То, что 47-мм ни о чем, стало ясно еще в Русско-японскую. Не зря пушки Гочкиса сотнями снимали с кораблей, устанавливали хоть на какое-то подобие станков и отправляли на передовую, чтобы хоть как-то компенсировать нехватку батальонных и полковых пушек.
А так как для пехоты в те годы бронебойный снаряд был штукой совершенно бесполезной, неудивительно, что эти снаряды просто валялись на складах. Это логично, это бесспорно, это нормально.
Другой вопрос, сколько в граммах… С этим полная тайна, но думаю, что изрядно их там было. Если царских запасов на половину Великой Отечественной (76,2 мм) хватило, то и 47-мм «добра» могло лежать в избытке.
И вот тут возникает двойственное ощущение.
Ну если прямо горы снарядов лежат, бери и стреляй – возвращаюсь к вопросу о том, что не проще ли было под снаряды ствол сделать. Проще, на Обуховском и не такие калибры разворачивали.
Плюс (весьма существенный) можно было бы «в случае чего» перехватить снарядов у союзников. В годы Первой мировой и англичане, и американцы снабжали нас 76,2-мм снарядами не то чтобы по полной программе, но снабжали.
А вот если снарядов не так уж и много – вот тогда вполне можно и решиться на такую авантюру, как переточка снаряда.
А что они лежат? Ну пусть пользу приносят, такие снаряды запросто можно использовать в качестве учебно-боевых, почему нет? Пользы вагон, экономия огромная, затраты на обучение снижаются, пусть в учебных целях артиллеристы лупят этой древнятиной…
Но повторюсь, очень и очень сомнительно, что миллионы. Нашел цифру, что на 1 января 1901 года в Морском ведомстве имелось 963 47-мм орудий Гочкиса. Отсюда делаем вывод, сколько могло на складах быть снарядов для тысячи пушек.
И раз мы говорим о том, что пушек было откровенно немного, стало быть, и снарядов для них вряд ли лежали миллионы. Пара сотен тысяч от силы.
Речь ведь идет о телодвижениях 30-х годов прошлого века, когда и Первая мировая, и Гражданская, и интервенция уже отгремели. И сожрали свои снаряды.
Вот и получается, что не совсем складывается мозаика.
Примечания[ | ]
- Chapman, Guy (2013), Why France Collapsed , Bloomsbury Reader, ISBN 978-1-4482-0513-4 (Appendix A)
- Henry, Chris (2004), British Anti-Tank Artillery, 1939-45 Архивная копия от 6 января 2014 на Wayback Machine, Osprey Publishing, Ltd, ISBN 1-84176-638-0 (p. 11)
- Zaloga, Delf — US Anti-tank Artillery 1941-45 , p 3.
- Bishop, Chris (1998), The Encyclopedia of Weapons of World War II , Metrobooks, ISBN 1-58663-762-2 (p. 190)
- Italian Divisional Organizations tipo Africa Settentrionale (A.S.) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 ноября 2020. Архивировано 2 апреля 2012 года.
- JAEGER PLATOON: FINNISH ARMY 1918—1945 WEBSITE — ANTITANK GUNS PART 1: 20 mm — 37 mm Guns
- Jean-Yves Mary, La ligne Maginot, ce qu’elle était, ce qu’il en reste , SERCAP, 1985, p. 143.
- AMD Panhard 178
- WorldWar2.ro Forum -> Puteaux ATG?
- Site » La Guerre du Millénaire «l (недоступная ссылка)
Источники
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 417. — ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 356. — ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 337. — ISBN 9781857438352.
Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — ISBN 985-433-469-4.
Это заготовка статьи об артиллерии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Технические параметры
В несколько таблиц объединены основное технические параметры всех базовых модификаций самолёта Airbus A340/
Сравнение 4 основных модификаций по размерам
Размеры | а340-200 | а340-300 | а340-500 | а340-600 |
Длина (м) | 59.4 | 63,7 | 67.93 | 75,36 |
Размах крыльев (м) | 60.3 | 60.3 | 63,45 | 63,45 |
Высота (м) | 16,8 | 16,91 | 17,28 | 17,22 |
Сравнение 4 основных модификаций по лётным параметрам
Размеры | а340-200 | а340-300 | а340-500 | а340-600 |
Крейсерская скорость (км/час) | 871 | 881 | ||
Максимальная скорость (км/час) | 913 | |||
Дальность полёта (тыс. км) | 15 | 13,7 | 16,67 | 14,6 |
Потолок — мах. высота полёта (тыс. км) | 12,5 | |||
Длина полосы для взлёта (м) | 3 000 | |||
Длина полосы для приземления (м) | 1 926 |
М-42
Первые же сражения
Великой Отечественной показали, что дивизионная и корпусная артиллерия, эффективно поражая немецкие танки на заранее известных танкоопасных направлениях, оказалась недостаточно маневренной. Танковые колонны противника, случалось, обходили наши артиллерийские заслоны. Для успешного отражения танковых атак на широком фронте требовалось огромное количество легких и достаточно мощных противотанковых пушек. А их производство прекратилось в связи с эвакуацией завода в глубокий тыл. И когда в августе 1941 года 172-му заводу поручили наладить массовый выпуск таких орудий, конструкторы решили еще и модернизировать 45-мм пушку образца 1937 года, улучшить ее боевые качества.
45-мм противотанковая пушка М-42 образца 1942 года
45-мм |
|
Годы выпуска |
1942-1945 |
Выпущено, шт. |
10843 |
Массогабаритные |
|
Калибр, мм |
45 |
Длина ствола, |
68 |
Масса в |
625 |
Масса в |
1250 |
Углы обстрела |
|
Возвышения |
25 |
Снижения |
-8 |
Горизонтальный, ° |
60 |
Огневые возможности |
|
Макс. |
4,55 |
Скорострельность, выстр./мин |
15-20 |
«На этом пути нас ожидало множество трудностей, – вспоминал лауреат Государственной премии, профессор М. Цирульников, – ибо это, пожалуй, единственный в истории артиллерии случай, когда на лафет пушки малой мощности дважды накладывались более мощные стволы большего калибра. В процессе модернизации бронепробиваемость пушки со штатным бронебойным снарядом увеличилась более чем на 1/3, начальная скорость снаряда – с 760 до 870 м/сек. Этого удалось достичь за счет увеличения веса заряда, повышения давления пороховых газов в канале ствола и удлинения ствола
Снаряд и гильза остались без изменений, что было немаловажно в тот период. Ствол заменили новым, а в конструкцию лафета внесли необходимые изменения для его усиления
Лафет можно было бы облегчить, установив дульный тормоз. Но мы решили, что такой тормоз — отнюдь не украшение орудия, особенно противотанкового, низкого, иногда еще закапываемого в землю. Ведь струи газов из тормоза поднимают пыль, поджигают траву, демаскируют позицию. Поэтому мы отказались от дульного тормоза, конечно несколько утяжелив ствол и все орудие».
Создавая М-42 на базе 45-мм пушки образца 1937 года, конструкторы А. Заборовский, С. Синицкий, М. Ковалевский, Э. Кондратьев разработали и ряд новых узлов: ствол-моноблок с открытым казенником, литой верхний станок, простой по конструкции гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, пружинное подрессоривание и естественное уравновешивание. Все конструкторские работы и постановка орудия на производство были выполнены точно в намеченный срок, и уже в начале 1942 года на фронт стало поступать новое 45-мм орудие. Орудие, предназначенное для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами противника. Орудие, способное уничтожать огневые средства пехоты и живую силу. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм
что давало расчёту защиту от винтовочных бронебойных пуль.
Спустя полгода из ворот 172-го завода выходило уже по семьсот 45-мм пушек каждый месяц. Орудия этого калибра в течение всего первого периода войны оставались основой советской противотанковой артиллерии. В дни сталинградской битвы на их долю приходилось до 43% всех орудий, состоявших на вооружении наших истребительнопротивотанковых полков. И не случайно один из немецких генералов Фридрих Вильгельм фон Меллентин писал: «Иногда думаешь, что каждый русский пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку. Русские очень умело располагают эти средства, и, кажется, нет такого места, где бы их не было».
Американцы осматривают захваченную северокорейскую М-42, уничтожившую три танка.
Служба в рядах Советской Армии
Сначала Шменкелю не доверяли и ждали, пока он проявит себя. В одном из боев Фриц помог партизанам обезвредить меткого немецкого стрелка. Он сам убил его, чем заслужил доверие товарищей и получил кличку «Иван Иваныч».
Говорят, она ей просто завидует. Почему дочь Ларисы Голубкиной обижается на нее
Трендовый маникюр на короткие ногти весеннего сезона 2021: восемь тенденций
Как старая видеоигра обогатила семью на 9000 $: история пыльной находки
Шменкель обучал партизан стрелять из немецкого пулемета MG-42. Однажды ему удалось захватить в плен целый немецкий отряд. Ведь фашисты не подозревали, что Фриц стоит на стороне Красной армии. А в другой раз Шменкель увез с собой немецкий обоз еды и оружия.
Партизанский отряд орудовал в Калининской и Смоленской областях. Шменкель участвовал во всех операциях, и за 14 месяцев обезвредил около 150 фашистов, взял в плен троих.
Немецкое командование назначило за поимку Шменкеля крупное вознаграждение.
В марте 1943 года территория Вязьмы была освобождена от фашистов. Шменкель был удостоен ордена Красного Знамени и назначен заместителем командира отряда.
Но в декабре 1943 года связь с Фрицем была потеряна. Оказалось, что в начале 1944 года он был задержан фашистами и отправлен в Гестапо. Вскоре ему вынесли смертный приговор и расстреляли в Минске.
МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА
Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).
Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.
В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.
С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.
Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.
За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.
Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.
Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.
В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.
В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.
Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.
И есть еще одна версия, которая выглядит достаточно правдоподобно.
До 1917 года в России велись наработки по созданию новой траншейной пушки. Тогда выяснилось, что наиболее оптимальным калибром этого орудия является калибр 42-45 мм. В России началась разработка пушки калибра 45 мм, но, в связи с известными событиями, работы были остановлены.
Так же, в начале 20-х годов на Западе разрабатывались 45-мм батальонные пушки Норденфельда и Сен-Шамона, которые в итоге, так и не были приняты на вооружение
В СССР внимательно следили за новинками вооружения, разрабатываемого за границей, поэтому на калибр 45-мм было обращено внимание
Примерно, в это же время (1922 год) в СССР началась разработка 45-мм батальонной гаубицы, принятой на вооружение как «45-мм батальонная гаубица обр
1929 г.», которой срыв ведущих поясков со снаряда не угрожал, и логичней было бы разработать 47-мм пушку, если принять во внимание, что она будет использовать снаряды Гочкиса
Но разработали именно орудие калибром 45 мм и, вполне вероятно, что при создании этой пушки были использованы и дореволюционные наработки.
Может быть, у вас имеются другие версии или вы имеете какую-то дополнительную информацию, подтверждающую или опровергающую какую-то из этих версий?
Лично мне последняя версия кажется наиболее правдоподобной, но вы, конечно, можете с ней и не согласиться. А что касаемо переточки 47-мм снарядов на калибр 45-мм, это просто рачительное отношение к имеющемуся на складах имуществу.
Источник —
В разном качестве
45-мм пушки имели несколько модификаций: первая — образца 1932 года, под заводским индексом 19-К; затем её усовершенствовали — вариант образца 1937 года, индекс 53-К. Таких орудий изготовили 49 074 штуки, в том числе до войны — 16 621.
В 1942 году свет увидела новая модель под индексом М-42: до конца войны произведено 10 843 штук.
А. Широкорад в своей Энциклопедии отечественной артиллерии упоминает о существовании пушки горного типа, которую можно было разбирать на части и перевозить в таком виде на вьючных животных.
Кроме того, имелся ещё танковый вариант, под индексом 20-К. Он выпускался до конца войны и ставился на танки и бронеавтомобили. Всего танковых пушек изготовили 32 453.
Был и казематный вариант пушки для установки ДОТ-4. До войны успели произвести 410 таких установок.
Поскольку завод №8 никак не мог обеспечить армию и флот малокалиберной зенитной артиллерией, был сконструирован зенитный (правильнее сказать, универсальный) вариант 45-мм пушки под индексом 21-К. Пушку создали (тоже в «шарашке») в 1932 году, но она практически не отличалась от морских 47-мм пушек Гочкиса конца XIX века. За неимением современных орудий, производство которых завод №8 под руководством М. Н. Логинова никак не мог освоить, таких орудий изготовили 4 009 штук, и они использовались на кораблях и в береговой обороне.
Читайте также
Версия №1
Версия № 1 гласит, что якобы на лафет 37-мм пушки нельзя было установить ствол от той же 47-мм пушки, потому его урезали до 45 мм.
Версию даже критиковать и разбирать не хочется.
2 (ДВА!) миллиметра. На лафете. Это что же за допуск такой, что нельзя было уместить? А, возможно, у 47-мм пушки был такой мощный снаряд, что не выдерживала конструкция лафета? Ну, более-менее подходит, однако я приведу табличку из статьи про противотанковые пушки Второй мировой. И там видно, что 45-мм пушка ничем особо не уступает в плане мощности 47-мм сестренкам. А некоторых еще и превосходит.
В любом случае, что размерные, что прочностные недостатки – ну это выглядит глупостью.
Пушка Гочкиса выдавала начальную скорость снаряда в 701 м/с против 760 м/с у пушки образца 1932/37гг.
Пушка Гочкиса 47-мм
Для бронебойного снаряда разница не сильно критичная, а для осколочно-фугасного столько и не надо даже. Об этом говорит такая величина, как масса порохового заряда: у пушки Гочкиса 350 г, бронебойные снаряды «сорокапятки» до 360 г. А осколочно-фугасный снаряд выбрасывался 100-115 г пороха.