Подводные лодки проекта 667бдр «кальмар»
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ: краткое содержание, описание и аннотация
- Корпус
- Представители
- Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке
- Погружение и всплытие современных подлодок
- Примечания
- Монстр «Стейна»
- Аварии и навигационные происшествия[ | код]
- Оружие поддержки
- Представители
- Старый, новый проект 667БРДМ типа «Дельфин»
- Конструкция
- Примечания
- Полностью улучшено
- История
- История
- Назначение
Содержание
Содержание
Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ: краткое содержание, описание и аннотация
Корпус
К-433 на ремонте в Большом Камне
Закладная доска расположена на переборке между 3 и 4 отсеками в районе верхней палубы, она вварена в переборку (закладная доска К-433 первая сторона)
Проект 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Лёгкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. По сравнению с проектом 667БД «горб» несколько выше, что вызвано очередным увеличением габаритов ракет. Кроме того, в кормовой, пологой части «горба» вне прочного корпуса размещена буксируемая связная антенна «Параван». Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготовлен из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
Закладная доска подводной лодки К-433 вторая сторона
- 1-й — торпедный;
- 2-й — аккумуляторный и жилой;
- 3-й — центральный пост, пульт ГЭУ;
- 4-й — носовой ракетный;
- 5-й — кормовой ракетный;
- 5-Бис — жилой;
- 6-й — дизель-генераторный (вспомогательных механизмов);
- 7-й — реакторный;
- 8-й — носовой турбинный;
- 9-й — кормовой турбинный;
- 10-й — электродвигательный, кормовой отсек.
Переборки отсеков выдерживают давление 10 кгс/см², переборки отсеков-убежищ − 1-го, 3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см².
Представители
Тактический номер | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Окончание последнего ремонта |
---|---|---|---|---|---|
К-51 «Верхотурье» | 379 | 23.02. | 07.03. | 29.12. | 30.12. |
К-84 «Екатеринбург» | 380 | 17.02. | 17.03. | 30.12. | 19.12. |
К-64 (БС-64 «Подмосковье») | 381 | 18.12. | 02.02. | 23.12. | 26.12.Переоборудована по спецпроекту 09787 в носительсверхмалых подводных лодок |
К-114 «Тула» | 382 | 22.02. | 22.01. | 30.10. | 09.01. |
К-117 «Брянск» | 383 | 20.04. | 08.02. | 30.09. | Проходит средний ремонт на ЦС «Звёздочка» |
К-18 «Карелия» | 384 | 07.02. | 02.02. | 10.10. | 22.01. |
К-407 «Новомосковск» | 385 | 14.07. | 27.11. | 01.12. | 27.07. |
Современное состояние
По состоянию на 2018 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России, постепенно передавая эту роль подводным лодкам проекта 955 «Борей».
БС-64 была переоборудована в носитель ГС. Остальные субмарины регулярно проходят средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта.
Начиная с 2012 года в ходе ремонтов «Дельфины» перевооружаются усовершенствованными БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» вместо ракет предыдущей модификации Р-29РМУ2 «Синева». По состоянию на 2018 год переоборудование проходит К-117 «Брянск», а К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» ждут своей очереди.
Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.
Перспективы
В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин объявил о планах по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет.
Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим, все подлодки 667БДРМ были оснащены новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева».
В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025−2030 года.
Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке
Способность субмарины выполнить боевой приказ скрытно от сил противолодочной обороны врага является её главным оружием. Несмотря на новые типы корпусов, новые двигатели главными способами обнаружения противника остаются:
- гидроакустический;
- магнитометрический.
На большинстве современных боевых ПЛ работают как акустический, так и магнитометрические посты.
В боевых условиях магнитометры устанавливаются на самолётах или противолодочных вертолётах.
Главным достоинством магнитометрического метода являются его простота и незаметность: как и пассивное гидроакустическое наблюдение, такой пост практически невозможно обнаружить.
Для современных подлодок основными боевыми задачами являются:
- уклонение от районов наземного (воздушного) противолодочного наблюдения;
- уклонение при обнаружении вражеской ПЛ (расписанные в романах бои между подводными флотами не считаются приоритетной задачей подлодок).
Но скрытность, малозаметность для всех систем обнаружения ─ остаются важнейшим оружием субмарин.
Погружение и всплытие современных подлодок
Начиная с «Черепахи» (при неизбежных отклонениях конструкторской мысли в ту или иную сторону), погружение и всплытие подлодок производится при помощи цистерн с балластом. ЦГБ размещаются на корме, носу и посередине подлодки. Дополнительные цистерны размещают в лёгком корпусе и используются, как правило, для устранения дифферента и крена судна.
При всплытии расположенные посередине корпуса ЦГБ продуваются сжатым воздухом из систем ВВД первыми. Плавучесть повышается и лодка всплывает.
Помимо систем ЦГБ подлодке помогают сохранять устойчивость:
- цистерны вспомогательного балласта (для устранения дифферента);
- торпедные цистерны (куда сливают воду из пусковой установки после выстрела, чтоб избежать «танца» субмарины);
- цистерны кольцевого зазора.
Несмотря на эту сложную систему дифферентных систем, даже современная АПЛ может повести себя после залпа непредсказуемо.
Примечания
- (недоступная ссылка). submarine.narod.ru. Дата обращения: 10 февраля 2010.
- . Дата обращения: 22 февраля 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 января 2011.
- ↑ . Дата обращения: 13 февраля 2010.
- . Дата обращения: 10 марта 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 февраля 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 февраля 2010.
- . Дата обращения: 13 февраля 2010.
- . Дата обращения: 19 февраля 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 февраля 2010.
- (недоступная ссылка). warfare.be. Дата обращения: 10 февраля 2010.
- (недоступная ссылка). rusunderwater.ru. Дата обращения: 10 февраля 2010.
- . Дата обращения: 13 февраля 2010.
- . Дата обращения: 22 февраля 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 февраля 2010.
- . Дата обращения: 22 февраля 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 марта 2010.
- . Дата обращения: 13 февраля 2010.
- . Дата обращения: 13 февраля 2010.
- . Lenta.ru. Дата обращения: 18 апреля 2019.
- Унаследовала почётное наименование от БС-411 «Оренбург»
- ↑ . deepstorm.ru. Дата обращения: 20 февраля 2010.
Монстр «Стейна»
Фрегат «Стейн» (источник фото) В апреле 1978 года американский фрегат «Стейн» типа «Нокс» вышел из Сан-Диего и отправился искать коммунистов у тихоокеанского побережья Латинской Америки. Время было неспокойное,
В некий прекрасный момент носовой сонар AN/SQS-26 принялся издавать нарастающий шум неясного происхождения, мешавший работе акустиков.
Резиноподобный защитный кожух оказался на 8% поверхности покрыт разрезами и царапинами. Во многих остались куски хитина, близкого по составу к кольцам на присосках гигантского кальмара.
Сонар AN/SQS-26 на эсминце «Уиллис Ли» (источник фото)
Вот только размеры этого кальмара, судя по размерам присосок, должны были быть колоссальными. По словам биолога Скотта Джонсона из лаборатории NOSC (Naval Ocean Systems Center) в номере журнале Proceedings военно-морского института США за август 1978 года, все образцы присосок гигантских кальмаров, которые ранее попадались учёным, были несравнимы с извлечёнными из кожуха сонара фрегата «Стейн». По некоторым оценкам, размеры этого кракена могли достигать 45 метров или 150 футов.
Биологи даже сообщения о 20-метровых гигантских кальмарах считают творческим преувеличением. Что уж говорить о монстре такого габарита?
Ведь это размеры чудища, которое мы помним по «Пиратам Карибского моря».
Однако этот случай зафиксирован самым серьёзным образом. Видимо, неведомое науке редкое головоногое из океанских бездн приняло носовой сонар за вкусную добычу и попыталось перекусить.
Неясно одно — зачем ему было подниматься на поверхность. Все известные гигантские кальмары живут в глубинах моря, оттого охотящимся на них кашалотам и пришлось научиться нырять глубже двух километров.
Аварии и навигационные происшествия[ | код]
- К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
- К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении.
- К-424, 18 января 1981 в море, произошёл пожар в 3-м отсеке (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Корабль всплыл в надводное положение, но благодаря грамотным действиям командира капитана 1 ранга Иванова Николая Александровича и экипажа, пожар был потушен и гибели личного состава удалось избежать.
- К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.
- К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
- К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.
- К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
- К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
- К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
- К-129, 11 ноября 1987 года, навал на К-241 и К-487 (Северный флот).
- К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.
- Из письма подводника:
Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов — командир 7-го отсека — до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной. - 22 сентября 2011 года с подводной лодкой К-433 «Святой Георгий Победоносец» которая стояла на рейде Авачинской бухты, столкнулся сейнер «Донец».
Оружие поддержки
Представители
Цвета таблицы: Красный — Утилизирована или проходит утилизацию Зелёный — Действуйщая в составе ВМФ Синий — Переоборудована по специальному проекту, в составе ВМФ
Название | Заводской номер | Закладка | Спущен на воду | Введён в состав флота | Списана | Текущий статус |
---|---|---|---|---|---|---|
К-424 | 355 | 30.01.1974 | 31.12.1975 | 30.12.1976 | 28.03.1995 | Утилизирована |
К-441 | 366 | 07.05.1974 | 25.05.1976 | 30.12.1976 | 28.03.1995 | Утилизирована |
К-449 | 367 | 19.11.1975 | 29.07.1976 | 30.12.1976 | 2001 год | Утилизирована |
К-455 | 368 | 16.10.1976 | 16.02.1977 | 30.08.1977 | 2000 год | Утилизирована |
К-490 | 372 | 6.11.1976 | 21.03.1977 | 30.10.1977 | 2003 год | Утилизирована |
К-487 | 373 | 09.12.1976 | 04.06.1977 | 27.12.1977 | 1998 год | Утилизирована |
К-496 «Борисоглебск» | 392 | 23.05.1978 | 13.09.1978 | 30.08.1979 | 14.08.2009 | Утилизирована |
К-506 «Зеленоград» | 393 | 29.12.1975 | 26.03.1979 | 30.11.1979 | 2010 год | Утилизирована |
К-211 «Петропавловск-Камчатский» | 394 | 19.04.1979 | 13.12.1979 | 28.08.1980 | — | Утилизирована |
К-223 «Подольск» | 395 | 19.11.1979 | 30.04.1980 | 25.12.1980 | 2016 год | Списана. Ожидает утилизацию в ДВЗ «Звезда». |
К-180 | 396 | 27.04.1980 | 08.11.1980 | 25.08.1981 | 2003 год | Утилизирована |
К-433 «Святой Георгий Победоносец» | 397 | 24.08.1979 | 20.06.1980 | 15.12.1980 | 2017 год | Списана. Ожидает утилизацию в ДВЗ «Звезда». |
К-129 (БС-136 «Оренбург») | 398 | 09.04.1979 | 15.04.1981 | 05.11.1981 | — | Модернизирована по проекту 09786 в носитель сверхмалых ПЛ., в составе 29-й ОБрПл СФ |
К-44 «Рязань» | 376 | 31.01.1980 | 19.01.1982 | 17.09.1982 | — | В составе 25-й ДиПЛ ТОФ |
Старый, новый проект 667БРДМ типа «Дельфин»
Развал Советского Союза оставил ВМС России богатое наследство. Огромный атомный подводный флот стоял в бухтах на Северном флоте и находился в местах базирования на Дальнем Востоке. Советские атомные субмарины имели различный возраст и были по-разному готовы к дальнейшему продолжению службы. Из всех типов и классов подводных судов лучше всего сохранились атомоходы проекта 667БРДМ типа «Дельфин». Именно на эти корабли и была сделана ставка на будущее поддержание боеготовности российских морских ядерных сил.
Корабли типа «Дельфин» должны были стать завершающей версией проекта 667, ознаменовав переход от атомных подлодок 2-го поколения к подводным кораблям 3-го поколения. По советской классификации лодки этого типа относились к классу ракетных подводных крейсеров, соответственно и тип кораблей обозначался, как РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Разработку улучшенного проекта начали в далеком 1975 году, когда американские ВМС стали разрабатывать конструкцию новой атомной подлодки типа «Огайо». В новой американской субмарине планировалось разместить 24 баллистические ракеты «Трайдент –II».
Находящиеся на тот момент в составе ВМФ СССР атомные ракетоносцы имели на вооружении меньшее количество стратегических ракет. В виду сложившейся ситуации и для создания паритета с американцами по количеству ядерных носителей, было принято решение создать для флота более мощный корабль. Базовой основой для новых советских субмарин стали подлодки проекта 667БДР «Кальмар». В конструкции новой подлодки было решено увеличить все и существенно улучшить навигационные характеристики подводного судна. Корабли были рассчитаны на установку новых советских стратегических ракет Р-29РМ, поэтому требовалось увеличить размеры корабля. Соответственно увеличились носовые и кормовые оконечности подлодки.
https://youtube.com/watch?v=m6-M3lcaaAg
В процессе проектирования были предприняты попытки понизить шумность корабля и сделать гидроакустическую картину субмарины менее заметной. Многие системы на апл проекта 667БДРМ были использованы впервые, включая новое гидролокационное оборудование. Результатом работы конструкторов стал практически новый проект, который положил начало новой финальной серии советских атомных ракетоносцев, состоящей из 7 кораблей.
Конструкция
667 БДР. Вид с кормы. На вертикальном стабилизаторе видна насадка выпускаемой антенны ГАС «Аврора-1»
Конструктивно подводный крейсер 667БДР во многом аналогичен пр. 667БД, но немного длиннее, новым на 667БДР, по сравнению с 667БД, было увеличение высоты ограждения ракетных шахт. Прочный корпус так же как и на 667БД разделялся десятью прочными переборками на одиннадцать отсеков. 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками убежищами, оборудованными входными люками с устройствами шлюзования обеспечивающими выход из аварийной ПЛ сухим способом, поперечные переборки этих отсеков рассчитаны на давление в 40 атмосфер. Установка системы объёмного химического пожаротушения с использованием фреона увеличила пожаробезопасность подводной лодки.
Примечания
Полностью улучшено
SSG 08-A1 2017 года — это не просто модель 2010 года с длинной направляющей Пикатинни. Это усовершенствованная и без того превосходная винтовка для подготовки ее к встроенной оптике, и она добавляет множество настроек без инструментов для лучшей эргономики. Обновления добавляют первоклассные аксессуары и оставляют заштрихованное действие почти нетронутым. Зачем менять то, что было уже лучше?
В 2010 году я прокомментировал, что единственным недостатком предыдущей модели SSG 08 была цена. В 2017 году было выпущено много винтовок, построенных на основе двухсторонних конструкций, которые стоят столько же. Это сделало Steyr более доступным по сравнению. С чрезвычайно точным стволом SSG 08-A1, превосходным SBS и усовершенствованным шасси вы получаете лучшую снайперскую винтовку за конкурентоспособную цену.
История
Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18), представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и отличалась от неё наличием разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Был реализован принцип полной астрокоррекции. Для этой ракеты в 1972 году ЦКБМТ «Рубин» и начал разработку РПКСН 667БДР «Кальмар» (Delta-III), как дальнейшее развитие проекта 667БД «Мурена-М» (Delta-II). Система управления нового корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе. Кроме ракетного оружия, более совершенной системы управления ракетной стрельбой, улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые НК, БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными условиями обитаемости экипажа, в целом, проект 667БДР был улучшенной модификацией проекта 667БД. Головная лодка проекта К-441, оказалась фактически второй, так как по проекту 667БДР был достроен 5-й корпус проекта 667БД К-424. Всего было построено 14 кораблей.
В январе-апреле 1979 года РПКСН К-455 667БДР и К-490 667Б(капитан 1 ранга И. А. Толстолыткин, капитан 1 ранга В. М. Кузнецов, старший на переходе командир 13-й дивизии контр-адмирал А. И. Павлов) совершили групповой трансокеанский переход южным путём через пролив Дрейка, из бухты Ягельная (СФ) в бухту Крашенинникова (ТОФ). В походе проверялась эффективность работы навигационной системы «Шлюз». Для обеспечения перехода СФ выделил ОИС «Байкал» (капитан 3 ранга Г. Бочинский, старший капитан 1 ранга П. Л. Климов), на котором шёл второй экипаж К-455 (капитан 1 ранга И. Г. Чефонов). 17 февраля корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли.
C 1980 г. выполнено семь одиночных межфлотских, подлёдных, трансарктических (С Северного Флота на Тихоокеанский Флот) переходов РПКСН проекта 667БДР (первый переход совершила подводная лодка К-223 под командованием Д. Н. Новикова, старший на борту вице — адмирал Л. А. Матушкин). Подводные лодки при форсировании мелководного Чукотского моря в районе острова Врангеля испытывали большие трудности. Глубины здесь не превышали 50 м. Большую опасность представляли огромные ледовые поля. Пространство между ледяным панцирем и кораблем часто не превышало 3-4 м при глубине под килем 4-5 м.
Мостик
История
Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18), представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и отличалась от неё наличием разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Был реализован принцип полной астрокоррекции. Для этой ракеты в 1972 году ЦКБМТ «Рубин» и начал разработку РПКСН 667БДР «Кальмар» (Delta-III), как дальнейшее развитие проекта 667БД «Мурена-М» (Delta-II). Система управления нового корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе. Кроме ракетного оружия, более совершенной системы управления ракетной стрельбой, улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые НК, БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными условиями обитаемости экипажа, в целом, проект 667БДР был улучшенной модификацией проекта 667БД. Головная лодка проекта К-441, оказалась фактически второй, так как по проекту 667БДР был достроен 5-й корпус проекта 667БД К-424. Всего было построено 14 кораблей.
В январе-апреле 1979 года РПКСН К-455 667БДР и К-490 667Б(капитан 1 ранга И. А. Толстолыткин, капитан 1 ранга В. М. Кузнецов, старший на переходе командир 13-й дивизии контр-адмирал А. И. Павлов) совершили групповой трансокеанский переход южным путём через пролив Дрейка, из бухты Ягельная (СФ) в бухту Крашенинникова (ТОФ). В походе проверялась эффективность работы навигационной системы «Шлюз». Для обеспечения перехода СФ выделил ОИС «Байкал» (капитан 3 ранга Г. Бочинский, старший капитан 1 ранга П. Л. Климов), на котором шёл второй экипаж К-455 (капитан 1 ранга И. Г. Чефонов). 17 февраля корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли.
C 1980 г. выполнено семь одиночных межфлотских, подлёдных, трансарктических (С Северного Флота на Тихоокеанский Флот) переходов РПКСН проекта 667БДР (первый переход совершила подводная лодка К-223 под командованием Д. Н. Новикова, старший на борту вице — адмирал Л. А. Матушкин). Подводные лодки при форсировании мелководного Чукотского моря в районе острова Врангеля испытывали большие трудности. Глубины здесь не превышали 50 м. Большую опасность представляли огромные ледовые поля. Пространство между ледяным панцирем и кораблем часто не превышало 3-4 м при глубине под килем 4-5 м.
Мостик