Отец советских «ястребков» александр сергеевич яковлев

«Сплотил достойных специалистов»

После распада СССР компетенции ОКБ им. Яковлева оказались востребованными при разработке ближне-среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Эта машина стала совместным проектом с ОАО «Межгосударственный авиационный комплекс «Ильюшин» и корпорацией «Иркут».

Наследники Александра Яковлева также реализовали проекты беспилотных аппаратов «Пчела, «Эксперт» и «Альбатрос», предназначенных для ведения воздушной разведки.

Юрий Кнутов считает, что советский конструктор оставил достойное технологическое наследие. По мнению эксперта, в современных проектах нынешнего ОКБ воплощается умение Яковлева создавать компактные и эффективные образцы летательных аппаратов.

В комментарии RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов заявил, что, помимо конструкторского таланта, Яковлев обладал сильным даром организатора. К заслугам учёного эксперт относит форсированный переход советской авиационной отрасли к производству реактивных, а потом и сверхзвуковых самолётов.

Биография

Семья

Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.

Карьера

В 1919-1922 работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.

В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.

С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.

В 1927 году был зачислен в Академию им. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 организовал группу лёгкой авиации.

15 января 1934 Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором.

С 11 января 1940 года по 1946 одновременно являлся заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). С 1956 по 1984 — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.

Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:

  • лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные
  • истребители Великой Отечественной войны
  • первые советские реактивные истребители и перехватчики
  • десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24
  • семейство сверхзвуковых самолетов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики
  • первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлета и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов
  • реактивные пассажирские самолеты
  • беспилотные летательные аппараты

С 1934 самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 40 тыс. самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ отмечены Ленинской, Государственной и шестью Сталинскими премиями. Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей) А. С. Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС.

Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Самолеты Яковлева

Под руководством Яковлева ОКБ 115 его коллектив создал свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации.  Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда. Под руководством Яковлева создано 75 типов самолетов, построенных общим числом свыше 70 тыс. экземпляров. Среди них:

  • самолет местной связи АИР-6 (1932);
  • первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936);
  • поршневые истребители Великой Отечественной войны Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943);
  • первый принятый на вооружение советский реактивный истребитель Як-15 (1946);
  • первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949);
  • сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958);
  • сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28 (1958);
  • самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 (1964) и Як-38 (1972);
  • учебно-тренировочные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974);
  • легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947);
  • спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981);

реактивные пассажирские Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др.

Яковлев также создал первые самолеты вертикального взлета и посадки. В 1987 г. появилось новое поколение таких самолетов – Як-141. Именно этой разработке Яковлева первой среди самолетов своего класса удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные проекты в мире минимум на 10 лет.

В 1990-х гг. был разработан реактивный учебно-боевой самолет Як-130. С 2016 г. Ведутся летные испытания учебно-тренировочного самолета Як-152 с поршневым дизельным двигателем. В мае этого года запланированы летные испытания магистрального реактивного пассажирского авиалайнера МС-21, разработка которого ведется при участии специалистов бюро.

История

В 1932 году, в марте, по приказу № 181 был создан завод под названием Иркутский авиационный завод №125. Достаточно странно, но активно завод начал работать только спустя два года. В разработке планировалось сделать истребитель И-14, который в дальнейшем успешно прошёл пробный полёт и был пущен для производства. Основной задачей самолёта было истребление авиа силы противника, но первоочерёдной миссией — это оборона.

Защищать своего государство, вот для чего был создан И-14, а так же его можно было применять для транспортировки разных грузов, в частности авиа деталей. Истребитель проводил активные действия во время Первой мировой войны, именно для этой цели он были создан, а в дальнейшем улучшен в разы. В 1941 году, по приказу №1139 хотели объединить два завода, Иркутский № 125 и Московский № 39, задумка была успешно выполнена, а предприятие получило новое название: орден Ленина и Орден Трудового Красного Знамени авиационный завод №39 имени И.В. Сталина. Этот «спал» был очень силён и много лет производил отличные самолёты.

Таким образом с 1941 по 1943 года, производился пикирующий бомбардировщик Пе-2. Он не много отличался от других моделей самолётов, единственно, что, это были решены проблемы защиты машины и экипажа. Броня стала больше, тем самым прочнее, а также, экипаж оборудовался новыми средствами защиты. Это всё делалось для того, чтобы огонь с земли или моря, не уничтожал легко самолёты, то есть не становился лёгкой наживой. Для идеального состояния самолёта были добавлены воздушные тормоза, благодаря которым бомбардировщик мог легко маневрировать. Все идеи были успешно произведены в жизни и таким образов, получилась модель Пе-2.

Также за время объединённого завода было создано несколько моделей дальних бомбардировщиков, а именно: Ил-4, Ил-6 и Ер-2. Выпускались они в период с 1942 по 1946 год соответственно. Естественно, прямой задачей самолётов было сражение во время Великой Отечественной войны. Также специально для ВОВ, был создан дальний истребитель, единственный в своём роде, Пе-3, выпускался он всего два года, на протяжении 1941 — 1943 годов. 

После войны завод выпускал много самолётов разных категорий, но знаковыми стали транспортные, такие как: Ан-12 и Ан24. Первая модель была достаточно хороша, но не совсем такой, какой хотели её видеть правительство, именно поэтому, создали усовершенствованный Ан-24, который подходил всем критериям. Выпускались они с 1952 по 1962 и 1967 по 1971 год соответственно. В 1989 году завод получает новой название » Иркутское авиационное производственное объединение», сокращёно ИАПО.

Иркутский Авиационный Завод в настоящее время является мощной производственной площадкой корпорации «ИРКУТ», ее главным процессинговым центром. 

В настоящее время в серийном производстве находятся многоцелевой боевой самолет Су-30МК в различных модификациях  – Су-30МКИ для Индии, Су-30МКМ  для Малайзии, Су-30МКА для Алжира.

Начато серийное производство компонентов для аэробусов А320 компании AIRBUS: это ниша передней стойки шасси, килевая балка и направляющая закрылка. 

Конструкторское бюро Яковлева является одним из наиболее развитых и известных не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами. Данное предприятие работает над проектированием и дальнейшим изготовлением авиационной техники. Руководителем бюро был назначен талантливый конструктор прошлого века А.С. Яковлев. 

Примечания

  1. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. — C. 13.
  2. Наибольшее количество самолётов среди российских ОКБ
  3. А. С. Яковлеву тогда было 33 года
  4. Кербер Л. Л. Туполев. — СПб.: Политехника, 1999. — С. 171. — ISBN 5-7325-0492-3
  5. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. − С. 199.
  6. Гугля Ю. А., Иванов В. П. [www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Polikarpov/04.htm Роковой И-180] // АэроХобби № 1, 1994. — С. 1-15.
  7. Гугля Ю. А., Иванов В. П. [www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Polikarpov/05.htm И-185 — скорость, манёвр, огонь… трагедия] // АэроХобби № 2, 1994. — С. 34-44.
  8. В начале 1940 г. ОКБ-115 А. С. Яковлева насчитывало всего 59 сотрудников, из них 45 конструкторов; для сравнения, КБ Поликарпова — 358 сотрудников, в том числе 227 конструкторов.Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 340. — ISBN 5-900078-25-6
  9. Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 392.
  10.  (недоступная ссылка). www.yak.ru (2003-2012). Дата обращения: 3 апреля 2012.

Примечания

  1. >

Биография

Актер родился в Москве весной двадцать восьмого года в семье юриста Василия Васильевича Яковлева и его супруги Ольги Михайловны, медработника Кремлевской поликлиники. Родителям Юрия долгое время приходилось скрывать свое истинное происхождение – семье матери когда-то принадлежал крупный завод по производству масла в Таганроге. Репрессий тридцать седьмого года Ольге Михайловне удалось избежать благодаря тому, что она уволилась из поликлиники, а вот дядю актера арестовали и расстреляли.

На фото: Юрий Яковлев в детстве

Отец Юрия Васильевича был выходцем из купеческой воронежской семьи, владевшей магазинами и кожевенной фабрикой. Артист говорил, что очень похож на свою маму, очень красивую интеллигентную женщину, которую он боготворил.

С отцом Юрия Ольга Михайловна развелась, когда сын был еще совсем маленьким, но Василий Васильевич и после этого остался частью личной жизни жены и ребенка, продолжая помогать матери воспитывать сына, которого навещал каждую неделю.

Юрий Яковлев в молодости

Вместе с мамой Юрий работал в госпитале, когда в начале войны был эвакуирован в Уфу. В военные годы Юрию Яковлеву пришлось пережить голод, приведший его к крайнему истощению, с которым его даже не принимали в школу.

В Москву Яковлевы вернулись в сорок третьем году – тогда Юрию Васильевичу было пятнадцать лет, и учиться он продолжил в вечерней школе, днем работая в гараже американского посольства помощником механика.

Когда пришло время выбирать профессию, с которой он хотел бы связать свою биографию, Юрий Васильевич решил, что будет дипломатом, возможно, на это решение повлияла его работа в гараже посольства. Он был сильно увлечен изучением иностранных языков, интересовался историей дипломатии, но потом передумал, и отнес документы во ВГИК.

На фото: Юрий Яковлев в фильме «Человек ниоткуда»

К слову, его отец тоже когда-то собирался стать актером и два года проучился в консерватории, но властный дед был против этого выбора и настоял на том, чтобы Василий стал юристом. Возможно поэтому Яковлев-старший не был против выбора Юрия – любовь к театру осталась у него на всю жизнь.

Яковлев самоотверженно готовился к поступлению и не ожидал, что потерпит крах, ведь по баллам он уже почти поступил, но все испортили кинопробы, после которых Юрия Васильевича отсеяли – члены приемной комиссии посчитали, что его внешность не подходит для кино.

Однако Яковлев решил идти до конца, и тут ему помог случай – от одного из студентов он узнал, что в Щукинском училище еще не окончен набор абитуриентов, правда, там конкурс еще выше, чем во ВГИКе. И снова приемная комиссия чуть было не отправила Юрия восвояси, если бы не Цецилия Мансурова, рассмотревшая в юноше настоящий талант и отстоявшая Яковлева, когда его хотели отчислить после первого курса за легкомысленное отношение к учебе.

К счастью, Юрий Васильевич после этого осознал, чего может лишиться, и взялся за голову – к концу обучения в студенте Яковлеве уже видели подающего большие надежды артиста.

Примечания[ | ]

  1. 123 Jane’s, 2004.
  2. Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  3. Французский тактический истребитель «Мираж-2000D». Зарубежное военное обозрение 1994, № 8, с. 40-44
  4. The Military Balance 2020,p.122
  5. The Military Balance 2020,p.374
  6. The Military Balance 2020,p.293
  7. The Military Balance 2020,p.400
  8. The Military Balance 2020,p.411
  9. The Military Balance 2020,p.469
  10. The Military Balance 2020,p.333
  11. The Military Balance 2020,p.114
  12. Валецкий О. Югославия в войне. Белград, 2004.
  13. Greek & Turkish Air-to-Air Victories
  14. Philip Camp. The Mirage-2000 at Kargil

Сыновья и дочь Юрия Яковлева

В поисках семейного счастья актер чуть было не потерял двух старших детей, но, к счастью, Юрию Васильевичу удалось собрать семью вместе и воссоединиться со старшим сыном и дочерью, и в этом ему помогла третья супруга, Ирина Леонидовна, видевшая, как он страдает от того, что в свое время не додал детям заботы и любви.

Юрий Яковлев с детьми

Дети Юрия Яковлева выбрали ту же стезю, что и отец, но не все остались в профессии – старший сын актера Алексей некоторое время работал в театре им. Ермоловой, но потом стал бизнесменом.

На фото: Антон Яковлев

Младший – Антон Яковлев стал режиссером. Дочь Юрия Яковлева – известная актриса, сыгравшая немало заметных ролей в театре и кино.

Юрий Васильевич с дочерью Аленой

Так получилось, что Алена родилась в не самый простой период личной жизни Юрия Яковлева, когда от своей первой жены он ушел к беременной Екатерине Райкиной, и Кира даже не показала ему новорожденную дочь. Сейчас Алена Яковлева – ведущая актриса Театра сатиры, как и ее дочь, внучка Юрия Васильевича, Мария Козакова.

На фото: дочь и внучка актера

Дочь Юрия Яковлева не скрывает, что так и не смогла сблизиться с отцом – мама никогда ей не запрещала с ним видеться, но близких отношений не получалось. А вот с ее дочкой Машей Юрий Васильевич был очень близок – он обожал внучку, а она отвечала ему взаимностью, часто приезжала к нему в гости.

Алексей Яковлев

С братом Алексеем, родившимся во втором браке отца, Алена познакомилась в театральном училище им. Щукина. Юрий Васильевич, довольный тем, что дети пошли по его стопам, часто приходил на спектакли с их участием.

↑ Самолёты Яковлева

За время работы в Опытно-конструкторском бюро Александр Яковлев руководил созданием более 200 типов летальных аппаратов и их модификаций. Большая их часть выпускалась серийным производством. Общее количество самолётов, созданных по разработкам А.Яковлева, превышает 70 тис единиц. А.Яковлев был одним из первых, кто начал конструировать реактивные самолёты. В 1946 г. были представлены реактивные истребители ЯК-15 и ЯК-23. Эти модели долгое время были вооружении в СССР. В 1952 г. под руководством конструктора был создан ЯК-25 – первый перехватчик, а в 1958 г. – первый сверхзвуковой разведчик ЯК-27Р. Тогда же появился фронтовой бомбардировщик-перехватчик ЯК-28.

А.Яковлев также создал первые самолёты вертикального взлёта и посадки. В 1987 г. появляется новое поколение таких самолётов – ЯК-141. Именно этой разработке Яковлева первой, среди самолётов своего класса, удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные разработки в мире минимум на 10 лет. Также деятельность Яковлева была направлена на создание грузоподъёмных аппаратов для десантных войск. В 1948 году под его руководством был сконструирован планер ЯК-14, а в 1952 году – вертолёт ЯК-24. В 1947 году А.Яковлев сконструировал многоцелевой лёгкий самолёт ЯК-12, а начиная с 1960 года, была разработана целая серия спортивно-акробатических самолётов.

В 1966 году был спроектирован ЯК-40 – первый реактивный самолёт местных линий. Это единственный самолёт в Советском Союзе, который имел западный сертификат по нормам лётной годности. В 1975 году А.Яковлев конструирует ближне – магистральный лайнер ЯК-42, который стал самым экономическим из всех советских лайнеров. В 1983 году в ОКБ начали проектировать беспилотные летательные аппараты. Умер Александр Яковлев В Москве, 22 августа 1989 года. Похоронили авиаконструктора на Новодевичьем кладбище.

Яковлев был зачинателем собственной школы в самолётостроении. Она сочетает простоту конструктивных решений и высокую культуру проектирования. Сейчас в ОКБ им. А.Яковлева проектируют различные виды самолётов: боевые, учебно-спортивные, пассажирские и многоцелевые аппараты.

См. также

В поиске справедливости люди чаще стали вспоминать честную эпоху Сталина. И тут же возник законопроект о противодействии реабилитации сталинизма, разработанный в Совете Федерации РФ.

Эффективность и боевое применение: оценка истребителя

Як-1 вступил в бой с самого первого дня войны. В начале конфликта этот самолет был лучшим истребителем, которым располагала Красная армия.

Одной из главных проблем с Як-1 – также как и со многими другими самолетами советских ВВС – была его слабая освоенность личным составом. Это была новая машина, которая начала появляться в строевых частях всего лишь за несколько месяцев до начала войны. Переучиваться на новый истребитель летчикам пришлось уже во время боевых действий.

Следует отметить, что Як-1 был очень «дружелюбен» к пилоту, прост в управлении, с ним не возникало проблем во время взлета и посадки. После очень строгого и сложного в пилотировании И-16 летать на Як-1 было просто удовольствием. В заключение, которое написали о новой машине летчики-испытатели, было означено, что он «доступен летчику с квалификацией ниже среднего». Однако одно дело просто поднять самолет и посадить его, и совсем другое – противостоять на нем в воздухе немецким пилотам на Bf-109, который по праву называют одним из лучших истребителей Второй мировой.

Проблемой было не только отставание в основных летно-технических характеристиках, но и большое количество «детских» болезней, которые были присущи истребителям Як-1 первых серий. Спешка при введении машины в производство не прошла бесследно. Вот основной список технических проблем, которые были характерны для Як-1:

  • Частый перегрев масла и воды при работе силовой установки на номинальной мощности. Выбрызгивание масла через некачественные уплотнения в двигателе. В полете маслом мог быть заляпан весь фюзеляж истребителя, вплоть до его хвоста. Но самой большой проблемой было попадание масла на фонарь кабины, вследствие чего летчик просто ничего не видел. Об этой «особенности» Яка рассказывают практически все летчики, воевавшие на нем.
  • Топливо из разных баков вырабатывалось неравномерно.
  • Пневмосистема самолета часто давала утечки.
  • Нередки были перекосы и заклинивания патронных лент пулеметов.
  • Вибрация приводила к самовыворачиванию шурупов корпуса.

Следует сказать несколько слов о проблемах с маслосистемой истребителя. Утечки масла приводили не только к заляпыванию корпуса машины, но и ухудшало работу системы охлаждения мотора. Поэтому пилоту приходилось периодически сбавлять газ и охлаждать двигатель, в реальном бою подобный недостаток самолета мог стоить пилоту жизни. Также следует отметить, что в начале войны Як-1 не имел рации, ее стали устанавливать только в 1942 году.

Постепенно истребитель избавился от большинства своих недостатков, однако, сколько пилотов поплатилось жизнью за решение принять на вооружение недоработанную машину, сказать не может никто.

Если говорить честно, то на протяжении практически всей войны Як-1 уступал своему основному оппоненту Ме-109. Немецкие конструкторы также не сидели сложа руки, «мессеры» постоянно модернизировались и улучшались. Правда, поздние модификации Ме-109 имели значительную массу и уже не могли соперничать с Як-1 в плане маневренности.

Есть и еще один момент: в масштабах таких гигантских конфликтов, каким была Второя мировая, характеристики отдельного самолета (как и другого образца боевой техники) – это не самое главное

Важно уметь быстро восполнять потери в технике и личном составе. В этом отношении СССР переиграл Германии вчистую

Намного выгоднее иметь сотню средних летчиков, чем десяток асов, и дешевый, простой истребитель Як-1 с немного худшими характеристиками, чем дорогой и ресурсоемкий Ме-109. К преимуществам истребителя Як-1 можно смело отнести следующее:

  • низкая стоимость и простота в производстве;
  • полное соответствие конструкции истребителя технологической базе, имеющейся на тот момент в СССР;
  • приемлемые летно-технические характеристики самолета;
  • простота в пилотировании и доступность для пилотов военного времени, которых обучали по ускоренной программе;
  • значительный модернизационный ресурс;
  • неприхотливость в обслуживании и высокая ремонтопригодность;
  • широкая колея шасси, что делало возможным использования аэродромов с грунтовым покрытием.

Исходя из всего вышеперечисленного, не удивительно, что Як-1 стал одним из самых массовых истребителей Второй мировой войны.

↑ Учёба в академии. Продолжение профессиональной деятельности

 В академию Александра Яковлева приняли только в 1927 году. Однако во время учёбы он продолжал работать. До окончания учёбы в 1931 году он руководил созданием восьми типов самолётов: от АИР-1 до АИР-8. Один из них, АИР-6, попал в серийное производство. С 1931 года авиаконструктор начал работать на заводе им. Менжинского, а уже через год организовывает там группу лёгкой авиации. В 1935 году А.Яковлев переходит в Спецавиатресте Авиапрома, и остаётся на должности главного конструктора до 1956 года. С 1956 по 1984 А.Яковлев работал генеральным конструктором Опытно-конструкторского бюро.

Самолёты

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

На самолётах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали:

  • советский лётчик-ас А. И. Покрышкин — очень недолго, предпочтя цельнометаллическую P-39 «Airacobra»;
  • лётчики полка Нормандия-Неман;
  • дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин — 46 сбитых самолётов из 52 (6 на И-16 на Халхин-Голе);
  • А. И. Колдунов — 46 побед и Е. Я. Савицкий — 22 победы, причём последний был единственным летающим командиром авиакорпуса (в Красной армии после 1941 года не летали даже некоторые командиры полков).

Детские годы, юность, поступление в вуз

Детство и юность будущей «звезды» политических ток-шоу пришлись на годы перестройки и развала СССР. Про родителей Александра Яковлева практически ничего не известно, потому что он оберегает их покой и не дает в прессу никакой информации о семье. В одном интервью с ним промелькнула информация, что они были людьми обыкновенными, работали на государственной службе, и что жила семья Яковлевых в «сталинском» многоэтажном доме на Кудринской площади.

Огромное количество людей, на чью долю пришлось расти и получать образование в этот смутный период, потеряло себя, не смогло найти место в жизни. А вот Саша Яковлев благодаря проявившемуся уже тогда упорству и силе воли сумел окончить школу с достойным аттестатом и уже заранее знал, куда будет поступать: его выбор пал на Институт гуманитарных наук. К тому времени он проявил себя любителем точных наук и увлекался игрой в шашки. Причем он не только увлекался, а получил звание кандидата в мастера спорта, участвовал в чемпионатах Европы и мира.

Поступив в ГАУГН (так сейчас называется этот вуз), Александр и тут показал себя с лучшей стороны – он без труда сдал экзамены на факультет культурологи. Почему юноша с математическим складом ума, блестяще играющий в шашки, выбрал гуманитарный факультет? А он еще в школе наряду с точными науками увлекся историей, и свое будущее при поступлении видел в изучении человеческих отношений. Получив диплом о высшем образованием по специальности «культуролог», молодой человек почти сразу начинает работать в этом вузе – ему предлагают должность исполняющего обязанность проректора. Удивительный факт – на такую высокую должность назначают не маститого ученого, а вчерашнего студента – это ли не доказательство его блестящего ума?

Проводите заточку только от руки

Крайне не рекомендуется затачивать охотничьи ножи из дамасской стали при помощи различных автоматических приспособлений. Вы должны чувствовать, как сталь слой за слоем снимается с лезвия. Для этого придется использовать специальные абразивы, приобрести которые можно в специализированных магазинах.

Рекомендуется сперва применять крупнозернистый абразив, чтобы как следует счистить старую, пришедшую в негодность сталь, после чего воспользоваться точильным камнем с мелкой зернистостью, проведя что-то вроде шлифовочной работы. Если вы будете использовать только абразив с крупной зернистостью, то рискуете оставить на рабочем инструменте грубые заточки, что значительно ухудшит его физические свойства.

Ссылки

Правильный уход за комнатной розой после покупки

Награды и премии

  • дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940 медаль № 7; 12.7.1957)
  • десять орденов Ленина (27.4.1939; 28.10.1940; 6.9.1942; 25.5.1944; 2.7.1945; 15.11.1950; 31.3.1956; 31.3.1966; 23.6.1981; 17.8.1984)
  • орден Октябрьской Революции (26.4.1971)
  • два ордена Красного Знамени (3.11.1944; 26.10.1955)
  • орден Суворова I степени (16.9.1945)
  • орден Суворова II степени (19.08.1944)
  • орден Отечественной войны I степени (10.6.1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (17.9.1975)
  • орден Красной Звезды (17.8.1933)
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта («Як-1»)
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта.
  • Сталинская премия первой степени () — за модификацию и усовершенствование боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового самолёта-истребителя «Яковлев-3» и коренное усовершенствование истребителя «Яковлев-9»
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового образца боевого самолёта
  • Сталинская премия первой степени () — за создание нового типа боевого самолёта
  • Ленинская премия ()
  • Государственная премия СССР ()
  • орден Почётного легиона степени «Офицер» (фр. Officier de l’Ordre national de la Légion d’Honneur);
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1967).

Литература

  • Shulgan, Christopher. The Soviet Ambassador: The Making of the Radical Behind Perestroika. McClelland & Stewart, 2008. ISBN 0-7710-7996-6, ISBN 978-0-7710-7996-2 (содержит также исследование о возможном идейном влиянии на А. Н. Яковлева знакомства с самоуправляемой экономически независимой крестьянской коммуной духоборов в Канаде)
  • И.Минутко. Провидец. М.: Независимое издательство «ПИК», Российская политическая энциклопедия, 2010. 560 с., 2 000 экз., ISBN 5-7358-0336-0
  • Pipes, Richard. Alexander Yakovlev: The Man Whose Ideas Delivered Russia from Communism. DeKalb, IL: NIU Press, 2015. 151 pp. ISBN 978-0-8758-0494-1

Примечания

  1. ↑ Яковлев, Александр Николаевич // Кто есть кто в мировой политике / Редкол.: Кравченко Л. П. (отв. ред.) и др. — М.:Политиздат, 1990. С. 550 ISBN 5-250-00513-6
  2. Помощником у Секретаря ЦК А. Н. Яковлева работал В. А. Кузнецов, сын расстрелянного по «ленинградскому делу» А. А. Кузнецова.
  3. Зенькович Н. А. // Самые закрытые люди. Энциклопедия биографий. — М.: Олма-пресс, Звездный мир, 2002. — С. 683. — 767 с. — ISBN 5-94850-035-7.
  4. Яковлев А. Н. Российских фашистов породил КГБ. // Известия. 1998, 17 июня. No 108.
  5. Орден Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского. именные списки 1978-2005. — М., 2006 год. — С. 491. — 495 с. — 500 экз. — ISBN 5-98738-031-6.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector