Авианосцы сша
Содержание:
История ВМС США
Американский военный флот сравнительно молод, его история началась чуть более двухсот лет тому назад. В 1775 году Континентальный конгресс решил отрядить два небольших парусных корабля для перехвата английских транспортов, снабжавших колониальные войска Великобритании на американском континенте.
За три следующих года войны американцы создали небольшую флотилию, основной задачей которой была «работа» на коммуникациях англичан. После окончания боевых действий (в 1778 году) она была расформирована.
В конце XVIII столетия большой проблемой стали алжирские пираты, нападавшие на американские торговые корабли. Для борьбы с этой проблемой в 1794 году Конгресс принял закон о создании военно-морского флота (Naval Act). Через три года на воду были спущены три фрегата, а в 1798 году появилось отдельное министерство, которое занялось делами флота.
Молодой флот участвовал в нескольких небольших кампаниях, защищал торговые суда от пиратов, воевал с англичанами и ловил работорговцев. Американский ВМФ участвовал в войне с Мексикой, обеспечивая высадку армии США на территории противника.
В ходе Гражданской войны, которая продолжалась с 1861 по 1865 год, большая часть американского флота присоединилась к северянам, что во многом предопределило дальнейшую Севера. Боевые корабли осуществляли блокаду южных портов. В этом конфликте впервые участвовали броненосные паровые корабли, которые получили название «мониторы». В 1862 году произошло первое сражение между подобными броненосными кораблями.
После окончания Гражданской войны американский флот опять пришел в упадок, и эта ситуация начала меняться только к 90-м годам. США стремительно наращивали экономическую мощь и становились сильнейшим государством западного полушария. Для продвижения своих интересов им необходим был эффективный инструмент – мощный военный флот.
В 1898 году американцы разгромили испанцев у Филиппин, а в начале XX века приняли амбициозную программу постройки новых боевых кораблей. В 1917 году флот США вступил в Первую мировую войну. Кроме участия в сражениях, ВМС США обеспечивали доставку американских войск в Европу.
В это время способ ведения боевых действий на море начал стремительно меняться: появились подводные лодки и авиация, совершенствовалось торпедное оружие, закладывались первые авианосцы. Могучие линейные корабли постепенно уходили в прошлое, их место занимали крейсера и эсминцы.
Вторая мировая война для США началась с нападения японцев на базу в Перл-Харборе, где были уничтожены все линейные корабли Тихоокеанского флота, но авианосцам удалось уцелеть. В этом конфликте ВМС США пришлось сражаться сразу на двух театрах боевых действий.
В Атлантике американскому флоту приходилось патрулировать конвои транспортных кораблей и защищать их от немецких подлодок и авиации, а в Тихом океане – проводить классическую морскую кампанию против весьма сильного японского флота. ВМС США участвовали практически во всех десантных операциях союзников в Европе и Северной Африке.
К концу войны в составе ВМС США было уже более 80 авианосцев, большая часть из которых была переделана из гражданских кораблей. В 1955 году на воду была спущена атомная подводная лодка «Наутилус», первый подобный корабль в мире. В 1961 году в состав американского флота вошел первый в мире атомный авианосец.
Во времена Холодной войны основным противником ВМС США стал советский флот, который очень быстро превратился в грозного противника. СССР имел многочисленный атомный подводный флот, оснащенный баллистическими ядерными ракетами. Борьба с ним стала главнейшей задачей американских военных моряков.
Американский флот был на острие противостояния между двумя супердержавами. Военные корабли и морские пехотинцы участвовали во вьетнамской кампании, блокировали Кубу во время Карибского кризиса, высаживали десанты на корейском полуострове.
Примерно с 60-х годов началось активное развитие атомного авианосного флота. Сначала эту программу критиковали, но со временем она полностью оправдала себя. Сегодня авианосцы – настоящие хозяева морей. Большое количество ресурсов было направлено также на развитие подводного атомного флота. К 80-м годам США добились паритета с СССР по подлодкам (и количественного, и качественного).
Американский военно-морской флот и Корпус морской пехоты принимали участие во всех локальных конфликтах второй половины прошлого столетия.
В 2008 году численность личного состава ВМС США составляла 332 262 человека, из 51 тыс. имели офицерское звание. Американский флот имеет множество баз в разных регионах планеты.
Стратегическое планирование и основные компоненты флота
Первоначально, исходя из потребностей государства, осуществлять глобальное присутствие ВМС США в любой точке планеты, военные корабли и суда обеспечения были распределены между Востоком и Западом в равной мере. Однако, начиная с середины 70-х годов, ввиду окончания военных действий во Вьетнаме и из-за отсутствия серьезных противников для США в зоне Тихого океана, акцент активности сместился в Восточное полушарие. С развалом Советского Союза и возрастанием военно-морской мощи Китая приоритет в техническом плане получил Тихоокеанский морской театр. В связи с возросшей активностью в последние годы режима в Северной Корее, американский флот в большей своей массе концентрируется именно в этом регионе.
Здесь сегодня находятся 6 и 11 действующих атомных авианосцев ВМС США. Сконцентрирована также в Западной части Тихого океана и основная масса ракетных крейсеров, эсминцев и атомных подводных лодок. Не меняется численный состав ядерных подводных сил, находящихся в местах патрулирования в Тихом океане. Американцы вынуждены держать значительное количество своих подводных ракетоносцев в этом районе в связи с тройной угрозой. Теперь США приходится противодействовать не только ядерным арсеналам России и Китая. Добавилась еще угроза применения баллистических ракет со стороны Северной Кореи. В этом аспекте американские атомные субмарины решают сразу две задачи — функцию инструмента ядерного сдерживания и инструмент военно-политического давления.
Подводный атомный флот США – это 70 стоящих на боевом дежурстве подводных кораблей, оснащенных ядерной силовой установкой. Основная ударная мощь подводного флота – ПЛАРБ типа «Огайо» в количестве 14 единиц. В настоящее время на боевом дежурстве находятся 12 ПЛАРБ. Два корабля по очереди находятся в пунктах постоянной дислокации, проходя плановый ремонт. Остальные корабли распределены следующим образом:
- 7 субмарин патрулируют океанские просторы на Тихом океане;
- 5 кораблей несут дежурство в Северной Атлантике и в районе Северного Ледовитого океана.
Не стоит сбрасывать со счетов и другие американские подводные лодки. Четыре корабля типа «Огайо» переоборудованы в качестве носителей крылатых ракет «Томагавк» морского базирования. По две субмарины соответственно распределены между Западной и Восточной зоной ответственности. В таком снаряжении уже не ПЛАРБ, а ПЛАРК способны нести до 150 крылатых ракет. Как известно, американские «Томагавки» способны нести ядерные боеголовки, поэтому говорить о том, что ядерная мощь американского флота с переоборудованием стратегических ракетоносцев в многоцелевые корабли уменьшилась, будет неуместным.
Атомные многоцелевые субмарины распределены следующим образом: 23 корабля входят в состав оперативных соединений, базирующихся на Атлантическом морском театре. Оставшиеся 30 судов входят в состав 3-го, 5-го и 7-го флота, зона ответственности которых охватывает Индийский и Тихий океаны. Корабли этого класса способны выполнять огромный объем работы как в тактическом, так и в стратегическом плане. Ракетно-торпедное вооружение представлено торпедами МК 48, противокорабельными ракетами «Гарпун», крылатыми ракетами «Томагавк» вертикального пуска.
Интенсивность использования американских субмарин диктуется геополитической обстановкой. Атомные подводные ракетоносцы находятся на постоянном боевом дежурстве, периодически меняя друг друга на боевых позициях. Многоцелевые подлодки используются в качестве эффективного тактического средства противодействия. Постоянные места базирования американских АПЛ — это Аравийское море и Персидский залив, Средиземное море, Северное и Баренцево море. На Тихом океане многоцелевые подлодки осуществляют патрулирование у берегов Японии, в районе Филлипинских островов, в Восточно-Китайском и в Японском море. Каждая оперативная Авиационная Ударная Группа (АУГ) имеет в своем составе многоцелевую атомную субмарину. При необходимости состав группы может меняться, поэтому количество подводных лодок может варьироваться от одной, до двух или трех.
Основные составляющие американской военно-морской мощи
Сегодня с американцами нелегко тягаться. Любая из стран, даже те, которые обладают мощной и богатой экономикой, не в состоянии достичь того уровня, на котором пребывает американский флот. Списочный состав американского военного флота насчитывает 275 боевых кораблей всех классов и типов. По количеству действующих боевых судов Америка опережает все вместе взятые действующие флоты ведущих мировых держав, включая Великобританию, Японию, Китай, Индию, Россию и Францию.
Действующие корабли входят в состав крупных оперативных соединений:
- Третий флот (зона ответственности — восточная часть Тихого океана);
- Четвертый флот (оперативная зона — Южная Атлантика);
- Пятый флот (зона ответственности — Индийский океан, включая Персидский залив);
- Шестой флот (Средиземноморский театр, акватория Черного моря);
- Седьмой флот (Восточная часть Индийского океана, Южно-Китайское море, Западная часть Тихого океана).
Все действующие флоты обладают не только мощными и современными боевыми кораблями, но и имеют развитую тыловую инфраструктуру. Система базирования ВМС США построена таким образом, чтобы любой военный корабль американского флота мог находиться в зоне досягаемости спасательных средств, каналов связи и коммуникаций тылового обеспечения. Другими словами, расположение военно-морских баз осуществлено таким образом, чтобы военный флот США мог обеспечивать контроль над ситуацией в любой точке планеты, любой боевой единицей.
Сеть военно-морских баз и пунктов базирования ВМС США включает в себя непосредственно стоянки судов, судоремонтные и судостроительные предприятия, центры снабжения, арсеналы и аэродромы. Развитая сеть пунктов базирования и ВМБ позволяет рассредоточить боевые суда флота по местам стоянки, планомерно осуществлять ремонт кораблей, выполнять операции по снабжению оперативных соединений, находящихся в море.
Удобное географическое положение Соединенных Штатов позволило военно-морскому командованию равномерно распределить основные военные базы флота на Восточном и на Западном побережье. Так на Атлантическом побережье, включая Мексиканский залив, ВМС США имеют четыре постоянные ВМБ и 7 пунктов базирования флота. На Восточном побережье Соединенные Штаты имеют меньшее количество военно-морских баз и пунктов базирования — всего 3 и 5 соответственно. Базы флота находятся достаточно близко друг от друга, не считая заморские владения, позволяя быстро осуществлять переброску судов с одного морского театра, на другой. На Востоке США основные силы флота сконцентрированы в ВМБ Норфолк, Литл-Крик. Южнее располагается еще один оперативно-тактический узел, состоящий из военных баз Кингс-Бей, Мейпорт и Джексонвилл.
На Западном побережье имеется два разных оперативно-тактических района: северо-запад (штат Вашингтон) и юго-запад (штат Калифорния). Здесь располагаются не только крупные военно-морские базы флота и стоянки судов, такие как Китсап-Бангор, Эверет, Сен-Диего и Норт-Айленд, но и находится специальная база ВМФ США. Основное отличие данного объекта от других объектов военно-морской инфраструктуры заключается в том, что база ВМФ США Коронадо в Калифорнии – это место дислокации амфибийных сил и сил специальных операций (ССО), которыми располагает флот США на сегодняшний день.
Силы спецназначения в ВМС США входят в состав Сил специальных операций Вооруженных Сил Соединенных Штатов. Штаб этой секретной структуры находится именно на ВМБ Коронадо, штат Калифорния. В структуру ССО входят разведывательно-диверсионные отряды ССО Военно-морского флота, полк морской пехоты спецназначения и другие подразделения.
Десятая военно-морская база, которая используется флотом США – это японский порт Йокосука. Американцы используют этот объект на условиях аренды. База в Йокосуке является основным местом базирования кораблей Седьмого флота ВМС США, который контролирует обстановку в Японском море, в Восточно-Китайском море, у берегов Курильской гряды и на Камчатке.
Имея такую развитую сеть военно-морских баз и пунктов стоянки, Военно-Морской флот США достаточно легко может управлять, ремонтировать, снабжать большое количество судов, среди которых числятся и находятся в строю:
- 11 атомных авианосцев типа «Нимиц»;
- 9 больших десантных кораблей типа «Уосп»;
- 22 больших десантных корабля-дока;
- 22 ракетных крейсера УРО типа «Тикондерога»;
- 64 эсминцев УРО типов «Арли Бёрк» и 1 эсминец-гигант типа «Замволт»;
- 70 подводных лодок разных классов с ядерной силовой установкой.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АВИАНОСНЫХ УДАРНЫХ СИЛ ФЛОТА США
Происходит в составе авианосных ударных групп (АУГ) или авианосных ударных соединений (АУС) оперативных флотов, развертываемых в зоне конфликта. При развертывании на боевую службу на базе корабельных соединений воздушных сил флота формируются оперативные АУГ. В них, кроме авианосца и крейсера (крейсеров) УРО, включаются фрегат и два эсминца УРО, атомная подводная лодка и транспорт снабжения.
В настоящее время 1-2 АУГ постоянно несут боевую службу в районе Персидского залива, и 1- в Средиземном море. Период боевой службы одной АУГ – 6 месяцев, затем происходит ротация. АУГ «Джордж Вашингтон» с 5 Акр с 2009 года на постоянной основе входит в состав 77-го оперативного соединения 7-го флота в Западной части Тихого океана. Одна-три АУГ постоянно принимают участие в маневрах в Атлантике, зоне Центральной и Южной Америки, либо Тихом океане в составе флотов США или объединенных ВМС НАТО.
Согласно плана оперативного развертывания сил флота (FRP – Fleet Response Plan), в случае необходимости в Мировом океане в тридцатидневный срок должны быть развернуты 6 АУГ, и еще две – в последующие 90 суток. Главная проблема здесь заключается в том, что все авианосцы США не могут находиться в одинаково боеготовом состоянии. После возвращения авианосца с боевой службы он проходит плановый ремонт сроком 18 месяцев. Для обеспечения возможностей оперативного развертывания согласно FRP планируется сократить сроки ремонта авианосцев до 9 месяцев.
В соответсвии с требованиями, предъявляемыми командованием ВМС США к авианосцам будущего «Джеральд Р.Форд», в течение суток должно обеспечиваться 160 самолето-вылетов, а в экстремальных ситуациях – 270, однако для этого необходимо задействовать дополнительный летно-технический состав.
В связи с усилением Китая в будущем США прийдется усиливать военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уже в 2010 году количество АУГ в составе Тихоокеанского флота было увеличено до с 5 до 6 за счет сил Атлантического флота.
Некоторые специалисты полагают, что боевая мощь авианосных сил ВМС США чрезмерна, и ее поддержание обходится бюджету слишком дорого. Для выполнения боевых задач, стоящих перед ВМС США достаточно 7-8 современных авианосцев. Однако направленность финансирования американского флота в последние годы остается прежней, и нет оснований считать, что в будущем США сократят количество своих авианосцев.
(По статье капитана 1 ранга Д.Рюрикова, капитана 2 ранга О.Подражанец в журнале «Зарубежное военной обозрение» 5/2010)