Разница между фрегатом и корветом

Содержание

Линкор в миниатюре

Между тем, один современный российский корвет обладает таким вооружением, ударная мощь которого вполне сопоставима не то, что с корветами Второй мировой, а с добрым десятком эсминцев того времени! А говоря точнее, она просто несравнима больше, особенно за счёт противокорабельных ракет «Уран» и околостратегических крылатых ракет «Калибр». Но тогда почему же он всего лишь «корвет»?

Вот и возникает вопрос — зачем так принижать, в смысле классификации, да ещё без всяких на то причин, наши современные «корветы» данного проекта, заранее признавая приоритет над ними натовских «эсминцев»? Только лишь потому, что те «толще и тяжелее»? Но разве это должно быть главным критерием классности кораблей?

mil.ru
Российский «корвет» проекта 20380/20385.

Пулеметы

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

FN Minimi — ручной пулемет калибра 5,56×45 мм.

Пулемет FN Minimi был создан бельгийской компанией Fabrique Nationale в 1974 году. Создал пулемет Эрнест Вервье, который к сожалению мало известен публике (хотя он также участвовал в создани такой оружейной легенды как FN FAL и FN MAG). Minimi сразу занял свою нишу в пехотном вооружении. Пулемет с ленточным питанием, под патрон промежуточного калибра существенно увеличивал огневую мощь отделений.

Интересно отметить, что прототип Minimi был создан под патрон 7,62х51, но потом калибр был изменен в пользу 5,56х45.

Принцип работы автоматики пулемета основан на отводе газов из ствола, которые толкают газовый поршень, воздействующий на затворную раму. Затворная рама начинает движение назад, однако затвор остается до времени неподвижен. Через некоторое время затвор отпирается. Это сделано для гарантии того, что давление в стволе упало до приемлимых величин к моменту отпирания затвора. Затвор запирается проворотом личинки и имеет 2 боевых упора. Стрельба ведется с открытого затвора, что обеспечивает лучшую вентиляцию патронника и ствола.

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

Пулемет имеет двухпозиционный газовый регулятор. Как и обычно в пулеметах, второе положение газового регулятора используется только в тяжелых условиях стрельбы и не рассчитано на длительную эксплуатацию в нормальных условиях. Также второе положение поднимает скорострельность более чем до 1000 выстрелов в минуту. Оружие имеет механический кнопочный предохранитель над пистолетной рукояткой. В положении «предохранено» шептало разъединяется с остальными элементами УСМ. Пулемет имеет только автоматический режим огня.

Mimini снабжен быстросъемным стволом, что позволяет при перегреве продолжать вести огонь. Также из-за этого можно часто наблюдать модификации пулемета с иным стволом, нежели это предусмотрено.

Ресивер пулемета выполнен из штампованной стали, пистолетная рукоятка и цевье — полимерные или металлические (зависит от модификации). Оружие оснащено складными сошками. Изначальная версия FN Minimi обладала полимерным цевьем и рамочным металлическим прикладом. Созданная на ее базе модель Para комплектовалась укороченным стволом и телескопическим рамочным прикладом.

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

Характеристики:

  • Масса, кг: 6,85 (стандартная модель); 6,56 (Minimi Para); 5,32 (для боевых машин); 8,17 нескладывающийся приклад (Minimi 7,62); 8,4 телескопический,складной приклад (Minimi 7,62);
  • Длина, мм: 1040 (стандартная модель); 914/766 с откинутым/ сложенным прикладом (Minimi Para); 793 без приклада; 1015 нескладывающийся приклад (Minimi 7,62); 1000/865 с откинутым/
  • сложенным прикладом (Minimi 7,62);
  • Длина ствола, мм: 465 (стандартная модель); 349 (Minimi Para); 406 (Minimi SPW); 502 (Minimi 7,62);
  • Ширина, мм: 110; 128 (Minimi 7,62);
  • Патрон: 5,56×45 мм (SS109); 7,62×51 мм (вариант Minimi 7,62);
  • Калибр, мм: 5,56; 7,62 (Minimi 7,62);
  • Принципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор;
  • Скорострельность, выстрелов/мин: 700—1150; 680—800 (Minimi 7,62);
  • Начальная скорость пули, м/с: 925 (стандартный Minimi); 866 (Minimi Para);
  • Прицельная дальность, м: 600 (сошки-одиночные цели), 800 (тренога-одиночные цели), 800 (сошки-групповые цели), 1000 (тренога-групповые цели); 200 Minimi (Minimi Para, Minimi SPW, Mk. 46 mod. 0);
  • Максимальная дальность, м: 3600;
  • Вид боепитания: 100- или 200-зарядная разъемно-звеньевая лента M27, 30-зарядный магазин типа STANAG;
  • Прицел: диоптрический.

FN Minimi. Ручной пулемет. (Бельгия)

Особенности оформления и документация

Пример расчета продолжительности отпуска

Расчет полагающихся военнослужащему дней отдыха производится исходя из срока службы, дней дополнительного отпуска, наличие дней компенсационного отдыха. Для расчета необходимо:

  • Определить и суммировать продолжительности каждого отпускного периода.
  • Установить отчетный период, за который полагается отдых.
  • Произвести расчет количества дней отдыха в отношении к одному месяцу службы.
  • Перемножить показатели.
  • Получить таким образом итоговое количество дней.

Неиспользованные дни за прошлый год должны быть предоставлены в первые четыре месяца следующего года, но они обычно не суммируется с положенным отдыхом за текущий год.

Для того, чтобы представить процесс расчета более понятно, можно разобрать его на примере.

Офицеру Александрову полагается отпуск:

  1. Основной – 40 дней.
  2. За службу, проходящую в районе Крайнего Севера – 15 дней.
  3. В качестве компенсации за переработку – 5 дней.

Первый шаг – получить общее количество:

40 дн. + 15 дн. + 5 дн. = 60 дней

В пересчете на один месяц:

60 дн. / 12 мес. = 5 дн/мес

Отработав 4 месяца, Александров написал рапорт о предоставлении ему отпуска. За отработанный срок в отчетном периоде ему полагается:

4 мес. * 5 дн/мес = 20 дн.

Оценка проекта[править]

БТ-2 был, безусловно, этапным танком для советской промышленности. Достаточно сравнить его с предшествующим советским танком Т-18. На БТ-2 впервые в конструкции серийного танка были введены мощный двигатель (по удельной мощности БТ-2, вероятно, остался непревзойденным по сей день), колесно-гусеничный ход, «свечная» подвеска, пушка с мощной баллистикой. Его серийное производство стало большим успехом молодой советской промышленности.

На момент производства БТ-2 был одним из лучших танков мира. Он имел для выдающуюся тех времен скорсть и мощное вооружение (в пушечно-пулеметном варианте). БТ-2 продолжал оставаться вполне «на уровне» до конца 1930-х гг. В то же время БТ-2 имел ряд недостатков:

  • Слабое (преимущественно пулеметное) вооружение большинства танков
  • Низкая надежность
  • Недостаточная численность экипажа
  • Неудобство обзора из танка
  • Отсутствие радиостанции
  • Неудачное расположение пулемета (сбоку башни)
  • Плохая обитаемость

Большинство недостатков были связаны с недоработанностью проекта и проблемами в организации серийного производства. В значительной мере они были устранены на следующей модификации — БТ-5.

К 1941 БТ-2 уже явно устарел, особенно пулеметные модификации. Его броня защищала только от пуль стрелкового оружия и легко пробивалась имеющимися в Вермахте в большом количестве 7,92 мм противотанковыми ружьями и 37 мм противотанковыми пушками. Также БТ-2 легко поражался любым немецким танком, кроме пулеметного PzKpfw I. Соответственно, он мог использоваться в основном для разведки, патрулирования и других вспомогательных целей. Хорошие динамические возможности (правда, с поправкой на сильную изношенность) давали возможность использовать этот танк в составе крупных танковых соединений. Увы, обстановка первого года войны не способствовала лихим танковым рейдам советских войск по тылам противника, в которых БТ-2 мог оказаться весьма кстати. Использование же этого танка для поддержки пехоты неизбежно вело к большим потерям. Пушка БТ-2 позволяла ему бороться с немецкими легкими танками PzKpfw I,PzKpfw II, PzKpfw 35(t), PzKpfw 38(t) (с последними — при стрельбе в борт, и то, ранних модификаций). Поразить средние танкиPzKpfw III, PzKpfw IV было затруднительно, шанс появлялся только при стрельбе в борт с близких дистанций под углом, близким к нормали.

Интересно сравнить БТ-2 с немецкими танками начала войны. Пулеметные модификации БТ-2 по возможностям близки к PzKpfw I, уступая ему в приборах наблюдения, но превосходя того по скорости. Пушечно-пулеметная модификация ближе к PzKpfw II, по сравнению с которым БТ-2 хуже бронирован (кроме ранних модификаций немецких танков), слабее по приборам наблюдения и связи, имеет несколько большие размеры, но имеет более мощную пушку и большую скорость. Сравнение с PzKpfw 35(t) уже скорее не в пользу советского танка. Немец (точнее бывший чех) несколько лучше бронирован, имеет больше пулеметов (к тому же, удобнее расположенных) и примерно такую же пушку, но имеют значительное преимущество в приборах наблюдения и связи. Размеры 35(t) также были меньше, маневренность лучше. Советский танк выигрывает лишь в скорости. Сравнение же PzKpfw 38(t) или PzKpfw III, особенно поздних модификаций, уже не оставляет советскому танку никаких шансов, главным образом по причине лучшего бронирования немцев и наличия у них более многочисленного экипажа.

Конечно, на 1941 БТ-2 обладал достаточно скромными характеристиками. Но никогда не стоит забывать, что с этого не очень надежного, слабо бронированного и вооруженного танка ведет свое начало линия советских танков БТ, чье развитие привело в итоге к созданию знаменитого Т-34.

Список литературы

Прицелы ночного видения

Наши фрегаты и корветы

С недавнего времени в ВМФ РФ тоже появились «официальные» фрегаты и корветы. Некоторые сочли это банальным обезьянничаньем, «переходом на классификацию НАТО». Однако такой взгляд не выдерживает критики, поскольку никто не переклассифицирует уже имеющиеся сторожевые, противолодочные, малые ракетные корабли и прочее.

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Фрегатами у нас называют лишь корабли новой постройки типов «Адмирал Григорович» (проект 11356Р) и «Адмирал Горшков» (проект 22350). А корветами — корабли типа «Стерегущий» и их развитие (проекты 20380, 20385 и 20386). Притом что их наши заклятые «партнёры» относят тоже к фрегатам.

Фрагмент закладной доски корвета проекта 20380 «Громкий» (фото: В. Ханов, АСЗ)

К сожалению, актуальное «Руководство по классификации кораблей и судов военно-морского флота» традиционно является секретным. Так что можно лишь предположить, что в нашем флоте введён новый класс «многоцелевой корабль» (в отличие от прежних «специализированных»), разделённый на два подкласса — «фрегат» и «корвет».

Пресловутая «спираль истории» сделала очередной оборот и вернулась к истокам. Как и положено — на новом уровне.

Примечания

  1. Mahan A.T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660—1783. Dover Publications, Inc., New York, 1987
  2. О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), раздел «Краткая история судостроения», страница 30Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano
  3. ↑ О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), раздел «Краткая история судостроения», страница 29-30Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano

Типы приборов тепловидения.

Триумф «Уаскара»

Русские броненосные крейсера вступили в строй к 1877 году и вызвали немалый шок у «просвещённых мореплавателей». Одновременно с этим произошло ещё одно событие: 29 мая 1877 года у берегов Перу состоялся бой между двумя британскими крейсерами – фрегатом «Шах» (6250 тонн) и деревянным корветом «Аметист» (1970 тонн) – и взбунтовавшимся перуанским монитором «Уаскар» (1800 тонн), команду которого англичане обвинили в пиратстве. Несмотря на подавляющее огневое превосходство, британцы не смогли нанести противнику существенного вреда. С дистанции от полутора до двух километров «Шах» произвёл 237 выстрелов из 229-мм и 178-мм орудий и даже выпустил одну торпеду. На «Уаскаре» был снесён весь рангоут, но погиб всего один человек, а ещё пять членов команды были ранены (при этом корабль не утратил боеспособности). Один из 178-мм снарядов «Шаха» попал в башню «Уаскара», но даже с расстояния в 1600 метров смог лишь на 76 мм углубиться в 140-мм броню.

Монитор «Уаскар» (гравюра), 1865 год. The Brassey’s Naval Annual 1886. Portsmouth, 1886

Интересно, что сам «Уаскар», построенный в Англии в 1865 году, более всего прославился именно в качестве крейсера. Формально он являлся рангоутным монитором, нёс два 254-мм дульнозарядных орудия в поворотной башне Кольза, имел 114,5-мм броневой пояс и развивал сравнительно небольшую скорость в 12 узлов, однако из-за короткого высокого полубака и откидного фальшборта оказался весьма мореходным. Начав свою боевую карьеру в мае 1866 года с потопления испанского корвета «Петита Виктория» и бригантины «Мануэль», «Уаскар» стал одним из самых успешных крейсеров в мировой истории – всего на его счету 2 потопленных корвета, 17 торговых судов, а также 8 захваченных торговых и транспортных судов. В конце концов, 8 октября 1879 года, во время чилийско-перуанской войны, монитор был тяжело повреждён и захвачен силами целой чилийской эскадры.

Из истории с «Уаскаром» можно сделать два вывода: во-первых, далеко не всегда самым удачливым кораблём является наиболее мощный, вооружённый и быстроходный; во-вторых, для «истребителя торговли» хорошая защита часто бывает важнее высокой скорости. Неожиданно для себя англичане обнаружили, что не имеют средств для эффективной борьбы с крейсерами противника. Точнее, единственным таким средством оказались броненосцы, поэтому в конце 1877 года «Шах» был замещён новым (вступил в строй в 1873 году) броненосцем «Трайэмф», изначально строившимся для службы в отдалённых океанских районах и имевшим относительно высокую скорость в 13,75 узлов. Справедливости ради надо сказать, что до «Шаха» функции стационера у берегов Южной Америки выполнял другой броненосец – «Рипалс». Этот деревянный корабль, заложенный ещё в 1859 году и строившийся целых одиннадцать лет, был представителем совершенно другой эпохи и к 1877 году безнадёжно устарел, несмотря на приличную скорость в 12,5 узлов.

По иронии судьбы «Шах» – прямой потомок «Инконстанта», один из лучших и новейших британских крейсеров 1-го ранга, вступивший в строй всего годом ранее – в феврале 1877 года был послан на Тихий океан именно в связи с кризисом на Балканах, грозившим очередной русско-турецкой войной. Ожидалось, что, как и в 1854 году, против России на защиту Турции выступит Англия, а русские в ответ отправят в океан крейсерскую эскадру, как это произошло во время кризиса 1863 года. «Шах» должен был противодействовать возможному появлению у берегов Южной Америки русских крейсеров, но оказался не в состоянии справиться даже с маленьким и тихоходным перуанским монитором.

Возвращение

Весной 1939 года в Англии внезапно задумались: а чем они в случае чего будут защищать коммуникации от немецких подлодок? Эсминцев на это дело не напасёшься, даже с учётомэскортных» эсминцев и шлюпов. Так что решили наштамповать ещё и маленькие противолодочные сторожевики на базе проекта китобоя. Дёшево и сердито.

Самыми массовыми из них стали 925-тонные корветы типаФлауэр» с минимальным вооружением. Вместо дорогой турбины у них была паровая машина, обеспечивавшая 16 узлов скорости. Для сопровождения транспортов этого хватало, но вот гоняться за подлодками было уже проблематично.

Корвет типаФлауэр» и фрегат типаРивер» в одном масштабе

Мореходностьцветочков» тоже оставляла желать лучшего, и в 1941 году британцы начали строить сторожевики покрупней — 1400-тонные корабли типаРивер» с выросшей вдвое дальностью. На них ставили уже две паровые машины — что подняло скорость до 20 узлов — и более серьёзное вооружение. Поначалу их без затей называлидвухвинтовыми корветами», но затем переклассифицировали — как вы уже догадались — во фрегаты.

Эпоха паруса

Зародились эти классы во времена парусных флотов. Типов парусников было много, но в случае военных они чётко делились на две основные категории: на собственнокорабли» — трёхмачтовики с прямыми парусами — и всё прочее.

Основные типы парусных судов. Классификация зависела от количества мачт и сочетания прямых и косых парусов

Внутри самой категории кораблей границы были более размытыми, но в первом приближении они выглядели так:

Самые крупные корабли с несколькими — от двух до четырёх — орудийными палубами. Их главным предназначением был артиллерийский бой с себе подобными в составебоевой линии». Отсюда и их название в большинстве европейских языков — линейные корабли.

Строй линейных кораблей с картины И. К. Айвазовского. Три орудийных палубы у флагмана и по две у остальных

Более лёгкие считались фрегатами, хотя не везде это название стало официальным. Основным их признаком была всего одна закрытая орудийная палуба. Фрегаты идеально подходили для самостоятельных действий: охранение, разведка, крейсерская война на коммуникациях противника. Да и в боевую линию их тоже за милую душу ставили.

Русский 52-пушечный фрегатПаллада» с картины А. П. Боголюбова. Хорошо видна единственная орудийная палуба

Самые мелкие из кораблей — с орудиями только на верхней палубе — чаще всего именовали шлюпами. Лишь в XIX веке более-менее общепринятым стало их французское название — корвет. У них тоже было много талантов: дозорная служба, связь, охрана побережья и тому подобное, да и вражескихкупцов» могли пощипать.

Датский 20-пушечный корветНаяден» с картины К. В. Эккерсберга. Пушечные порты находятся в фальшборте

В российском флоте фрегаты появились при Петре I, корветы — в конце того же XVIII века. Так что страдать по поводу низкопоклонства перед Западом сейчас как минимум поздновато. Особенно забавно это выглядит на фоне того, какую долю нашей морской терминологии составляют другиевражеские» слова.

«Львята»

На ту же тему Чем корсар отличается от пирата и при чём тут копчёное мясо?

В 1567 году началась Нидерландская революция и Восьмидесятилетняя война. Главной базой испанских каперов стал город-порт Дюнкерк во Фландрии, где фламандцы творчески переработали опыт средиземноморских корсаров и начали строить флиботы(vlieboot) — двухмачтовые мелкосидящие манёвренные быстроходные корабли, предназначенные для нападений на голландских купцов. В случае столкновения с боевыми кораблями флиботы отходили на мелководье, где галеоны и паташи действовать не могли, и тем самым избегали захвата.

Из-за берберийских пиратов и дюнкеркских корсаров в водах Англии творился форменный бардак, а летом 1627 года голландский ренегат Ян Янсзоон из Марокко разграбил графство Корк(Ирландия), захватил остров Ланди у северного побережья Корнуолла и создал там пиратскую базу, откуда эти лихие молодцы постоянно терроризировали английское побережье. Попытки навязать пиратам и корсарам правильный морской бой терпели неудачу: английские галеоны и корабли были слишком тихоходными и противник успевал отходить. Атаковать пиратов малыми судами тоже не получалось — слишком слабо они были вооружены.

В том же 1627 году герцог Бэкингем, который тогда являлся главой английского флота, решил заказать кораблестроителю Уильяму Кастеллу новый тип кораблей, которые вошли в историю под именемльвята»(lion’s whelps).Львята», согласно пожеланию герцога, должны были иметь возможность ходить как под парусами, так и на вёслах, иметь лёгкий ход и манёвренность, действовать на мелководье, а кроме того — быть хорошо вооружёнными.

Поэтому Кастелл для ускорения и удешевления постройки сделал корабль почти квадратным в сечении, плоскодонным, с одной батарейной палубой и двумя мачтами. Длина судна составляла 100 футов. Вооружилильвят» отлично — два 32-фунтовых орудия, четыре 18-фунтовки, четыре девятифунтовки и две пушки калибром 5,25 фунта.

Однако погоня за взаимоисключающими характеристиками вылилась в отвратительную мореходность. Из-за мощного и тяжёлого вооруженияльвята» имели большую перегрузку, квадратное сечение и почти плоское днище не давали кораблям этого типа нормальнорезать» волну. В итоге они всходили на волны, крутясь вокруг своей оси, постоянно рыскали, их заливало, а пушки при малейшем волнении использовать, по сути, не получалось.

К 1628 году было построено десятьльвят»(их именовали в английском флоте по номерам), которые, несмотря на мощное вооружение, не стали угрозой для пиратов.

Время на Марсе и год на Марсе

Корабли в классе

Корабли строились не на одной верфи; секции были построены в разных местах в одно и то же время, а затем соединились вместе. В таблице указан двор, где проходила церемония закладки киля. В связи с выводом из эксплуатации класса « Гепард» в 2019–23 годах планируется построить еще пять.

Вымпел номер Имя Верфь Положил Запущен Введен в эксплуатацию Статус
Партия 1
F260 Брауншвейг Blohm + Voss 3 декабря 2004 г. 19 апреля 2006 г. 16 апреля 2008 г. В действующей службе
F261 Магдебург Lürssen-Werft 19 мая 2005 г. 6 сентября 2006 г. 22 сентября 2008 г. В действующей службе
F262 Эрфурт Nordseewerke 22 сентября 2005 г. 29 марта 2007 г. 28 февраля 2013 г. В действующей службе
F263 Ольденбург Blohm + Voss 19 января 2006 г. 28 июня 2007 г. 21 января 2013 г. В действующей службе
F264 Людвигсхафен-на-Рейне Lürssen-Werft 14 апреля 2006 г. 26 сентября 2007 г. 21 марта 2013 г. В действующей службе
Партия 2
F265 Кёльн Lürssen-Werft 25 апреля 2019 г. 30 октября 2020 г. 2023 (Планируется) Отделка
F266 Эмден 30 января 2020 г. В разработке
F267 Карлсруэ 6 октября 2020 г. В разработке
F268 Аугсбург Заказал
F269 Любек Декабрь 2020 г. 2025 (Планируется) В разработке

По самому большому счёту

И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.

Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.

Однако этот класс кораблей всё равно остаётся историческим достоянием отечественного флота, а верность военно-морским традициям следует поощрять. И, во-вторых и в-главных, эсминец, по самой своей природе — универсальный боевой корабль среднего класса, был есть и будет основой российского ВМФ. И присваивать этому самому массовому классу боевых единиц множество других классификаций, разделяя весьма сходные по функционалу и назначению боевые корабли импортными обозначениями типа «фрегат» и «корвет», значит вносить лишнюю путаницу.

Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».

mil.ru
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:

  • большие противолодочные корабли, проект 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков»); проект 11551 («Адмирал Чабаненко»);
  • эскадренные миноносцы дальней морской зоны, проект 956 («Адмирал Ушаков», «Быстрый», «Настойчивый»); проект 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко»); проект 1135 («Ладный»); проект 1135М («Пытливый»); проект 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»); проект 01090 («Сметливый»); проект 11540 («Неустрашимый», «Ярослав Мудрый»);
  • эскадренные миноносцы ближней морской зоны/сторожевые корабли/МРК, проект 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий»,      «Стойкий», «Совершенный», «Громкий»); проект 20385 («Гремящий»); проект 11661К («Татарстан», «Дагестан»); проект 22160 («Василий Быков»,  «Дмитрий Рогачев»); проект 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия»); проект 22800 («Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Козельск»). 

Фрегаты: начало

История фрегатов началась с… галер. В конце XV века на Средиземном море появились лёгкие галеры с шестью-двадцатью банками для гребцов; манёвренные, быстрые, ходкие, предназначенные для набеговых и разведывательных миссий. Именно их изначально и стали называть фрагатами(fragata). Эти фрагаты очень полюбились берберийским пиратам, которые использовали их для набегов на европейское побережье по принципу тактики hit & run(бей-беги).

На ту же тему Зачем нужны паруса?

Юркие судёнышки стали настоящей головной болью средиземноморских государств, но у фрагат было два недостатка, которые ограничивали их применение: малая автономность и возможность использования только в хорошую погоду.

Новый виток развития фрагат пришёлся на 1606 год. Некий голландский ренегат Саймон Дэнсер(Симон Данса, Симон Датзер — называют его по-разному) перешёл на службу к паше Алжира и предложил… строить быстроходные парусные корабли. Доподлинно неизвестно, то ли он сам был неплохим кораблестроителем, то ли выкрал корабельных дел мастеров, но в 1609 году берберийские пираты обзавелись четырьмя бретонскими буерами(малые двухмачтовые суда с косыми парусами), которые могли плавать в непогоду и имели повышенную автономность.

Вскоре этот опыт распространился и на Тунис, и на Марокко, и на другие страны Варварийского берега.

Пираты вышли за пределы Средиземного моря и начали свои рейды к берегам Англии, Шотландии, Дании, Норвегии и т. д. Так, только в водах Англии с 1606-го по 1616 год берберийцы захватили 466 британских кораблей, и это не считая кораблей других наций.

«Кто виноват?» и «Что делать?»

Бэкингема в 1628 году убил отставной офицер Джон Фельтон, а проблема пиратов и корсаров осталась. Король Карл I строил мощные 70-100-пушечные корабли, но неожиданно выяснилось, что состоявший изплавучих крепостей» флот неспособен защитить собственные английские воды от берберийских и дюнкеркских корсаров. Большие корабли оказались слишком дорогими в содержании в мирное время и недостаточно быстроходными, чтобы догонять лёгкие пиратские суда.

Прорыв произошёл в 1635 году, когда в руки англичан попал голландский приватирСван», предназначенный для действий против дюнкеркских корсаров. Корабль был очень быстроходным, и по его образу и подобию в 1636 году построили кораблиРобек» иГрейхаунд». Однако они оказались гораздо медленнееСвана».

В этом же году англичане захватили настоящий дюнкеркский флибот —Никодемус», который они охарактеризовали каксамый быстрый корабль в мире»(most absolute sailer in the world). Естественно, его решили скопировать, и, хотя систершипыЭкспедишн» иПровиденс» получились довольно удачными, скоростиНикодемуса» они не достигали.

Примечания

  1. Mahan A.T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660—1783. Dover Publications, Inc., New York, 1987
  2. О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), раздел «Краткая история судостроения», страница 30Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano
  3. ↑ О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), раздел «Краткая история судостроения», страница 29-30Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano

Сравнение

Оба корабля являются надводными, многоцелевыми. У них на борту есть военное снаряжение, необходимое для борьбы с воздушным и водным противником. Главное же отличие фрегата от корвета заключается в их размерах. Корвет – сравнительно небольшой корабль, меньше фрегата, и, соответственно, имеет меньшее водоизмещение. Разница в размерах, в свою очередь, влияет на степень могущества корабельных боеприпасов, дальность их действия. Она же определяет дальность плавания судов и возлагаемые на них функции.

Так, фрегаты, обладая прекрасной мореходностью, действуют в дальней морской зоне, а также, в отличие от корветов, предназначены для выхода в океан. Используются фрегаты для эскортирования, патрулирования и разведки. Они могут нести бомбометы, тяжелые ракеты, ракето-торпеды, пушки. На кораблях такого типа нередко базируются боевые вертолеты. Фрегаты оборудованы мощными гидроакустическими станциями и радарами.

Корветы, как правило, несут службу вблизи, в прибрежных морях. Они оснащены небольшими противокорабельными ракетами и ракетами ПВО, противолодочными бомбометами, пушками меньшей величины. Гидроакустические станции на корветах не такие крупные, радары обнаружения целей менее сильны. В число их задач входят патрулирование и обеспечение связи.

Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между фрегатом и корветом.

Терминология

В русском языке термин «фрегат» появился при Петре I. В начале имел две формы «фрегат» и «фрегата». В форме «фрегат» слово было заимствовано из голландского языка, в форме «фрегата» из немецкого или прямо из французского. Во французский язык слово попало из итальянского и упоминается в «Декамероне» Джованни Боккаччо. Более ранняя этимология слова весьма спорна. Одно из самых ранних упоминаний термина «fragata» найдено у трубадура Хайме Фебрера, участника Реконкисты, свидетеля завоевания Валенсии в 1276 году.

Фрегат 1) В парусном флоте — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами.

Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался как для дальней разведки, то есть действий в интересах линейного флота, так и крейсерской службы — самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью защиты торговли или захвата и уничтожения торговых судов противника. В этом смысле фрегаты являются предшественниками крейсеров.

При этом термин «фрегат», в эпоху парусного флота, являлся достаточно условным (неофициальным), как наименование класса кораблей использовался редко. В Британском ВМФ парусные фрегаты соответствовали кораблям шестого и пятого ранга (линейные корабли — корабли четвёртого ранга и выше).

Шестому рангу соответствовали малые фрегаты, имевшие 25-28 пушек, фрегаты пятого ранга имели до 44 пушек

Важное отличие фрегатов от линейных кораблей — единственная батарейная палуба. Это касается только кораблей шестого ранга; на тяжёлых фрегатах пятого ранга орудия, как правило, располагались на двух орудийных палубах (закрытой и открытой — см

изображение). Самое же главное отличие фрегатов от линейных кораблей заключается в назначении — фрегаты, в отличие от линейных кораблей, не были предназначены для ведения боя в линии. Фрегаты использовались в качестве как самостоятельной боевой единицы, так и флагмана небольших эскадр. Фрегаты действовали на морских коммуникациях, контролируя торговые пути, использовались для связи между эскадрами, несли разведку, участвовали в блокаде портов, сопровождали конвои. Фрегаты часто использовались в операциях вдали от основной базы флота поскольку, обладая значительно лучшими чем линейные корабли мореходными качествами, могли эффективнее (быстрее и дешевле) преодолевать большие расстояния.

2) В ВМС Великобритании в годы Второй мировой войны — синоним американскому термину «эскортный эсминец»[источник не указан 637 дней] (англ. Destroyer escort), небольшой, относительно медленный и легко вооружённый эсминец, выполнявший функции эскорта океанских конвоев.

3) В ВМС США в период с 1951 до 1975 года — синоним термину «лидер эсминцев» (англ. Destroyer leader), которым (в ВМС США) был впервые выделен из единого класса: «DD» (Destroyer) — новый подкласс «DL». С 1959 года новые корабли, аналогичные по основному назначению подклассу «DL», но с управляемым ракетным вооружением (УРО), были выделены в подкласс «DLG», а единичные экземпляры с атомными энергетическими установками, были выделены в подкласс «DLGN». В результате, к классу «Фрегат УРО» были отнесены эскортные корабли противолодочной и противовоздушной обороны, кроме, торпедно-артиллерийских эсминцев — «DD», «Эсминцев УРО»: «DDG»;«DDR»;«DEG»;«DE» и переоборудованных артиллерийских крейсеров и атомного крейсера УРО — «Лонг Бич».Примечание: В советских специализированных изданиях, термин «DL» переводился буквально как «Destroyer leader» (Лидер эсминцев), однако, в таком виде этот термин применялся только в ВМФ СССР. Фактически, американские корабли подкласса «DL» уступали рядовым «стандартным» эсминцам класса «DD» по мощности наступательного артиллерийского вооружения, по максимальной скорости хода, имели только противолодочные торпедные аппараты, и поэтому не могли претендовать на роль «Destroyer leader». В данном случае, буквенная компонента «L» больше соответствует значению Large — Большой или Long — Длительный (Продолжительный) поиск.[источник не указан 2313 дней]

4) С 1975 года, в ВМС США и ряда государств — корабль водоизмещением примерно 3000÷6000 т, имеющий УРО (в системе классификации ВМФ СССР — Фрегат УРО), основное назначение которого — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев при любом удалении от берега.

В настоящее время к классу «Фрегат УРО» в ВМС большинства государств относят основной многоцелевой боевой корабль указанного водоизмещения. С недавнего времени, в ВМФ Российской Федерации, класс «Фрегат» введён для замещения прежних классификационных терминов: Сторожевой корабль (СКР) и Большой противолодочный корабль (БПК), в зависимости от ранга последнего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector