Удивительная биография роберто бартини

Содержание:

Содержание

Процедура получения приписного свидетельства

Приписное свидетельство – это документ воинского учета, который получают во время постановки на воинский учёт. Свидетельство представляет собой небольшую книжечку голубого цвета, где содержатся основные сведения о военнообязанном гражданине: данные о гражданине, военный комиссариат, где он состоит на учёте, категория годности и отметка об отсрочке от призыва с указанием причины.

Есть мнение молодых людей, что без приписного свидетельства не сделать регистрацию, не поступить в высшее учебное заведение, не получить паспорт гражданина РФ. На самом деле всё это является мифами.

Перед получение приписного свидетельства военкомату нужно предоставить документы и пройти медицинское освидетельствование. Те, кто желает схитрить, заплатив деньги и не посетив при этом военкомат, сделают это зря. Документ имеет строгую отчётность, индивидуальные номером и водяными знаками. При выяснении правды уклонисту грозит более серьёзная ответственность, чем при неявке в военкомат.

История

«Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО

Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

Он был осуждён «тройкой» на 15 лет и в тюрьме разработал перехватчик с реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым. И это в 1942 году!

14 февраля 1938 года Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему предъявили обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа — так называемой «тройки» Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах». 

Так талантливый конструктор сменил место жительства — из крохотной комнатушки в Мерзляковском переулке он переехал в «шарагу» — камеру спецтюрьмы при закрытом авиационном КБ тюремного типа.

В заключении Бартини начал работать в КБ под руководством Туполева (тоже осуждённого «тройкой»). Cтиль работы конструктора был очень необычным. Он сидел по несколько часов с закрытыми глазами, не шевелясь, и, казалось, даже не дыша, а потом приходил в себя и выдавал фантастические идеи, большинство из которых на тот момент реализовать было невозможно.

Когда началась война, КБ эвакуировали в Омск, а зимой 1942 года Бартини вдруг вызвали к начальству, помыли, побрили, переодели, и отвезли в Москву — к самому Берии. 

Лаврентий Павлович Берия

Лаврентий Павлович принял конструктора радушно и доверительным тоном сказал, что стране нужен истребитель-перехватчик. Бартини пообещал, а потом набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому что никакого преступления он не совершал.

У него появилась надежда. Вернувшись под конвоем в место заключения, Бартини начал работать и уже к лету появился проект зенитного перехватчика Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя жидкостно-реактивными двигателями и невиданной в 1942 году скоростью, равной двум звуковым. Но разве можно было тогда построить такое чудо? Надежды на освобождение рухнули и Бартини продолжил «мотать срок».

В 1946 году из омской «шараги» он переехал в таганрогскую и встретил свою жену – женщину по имени Валентина, которая работала на заводе инженером-конструктором

Вскоре его перевели в Институт аэродинамики Новосибирского отделения Академии наук СССР. Начальника НИИ предупредили: «Вы проследите, чтобы он там вам какой-нибудь самолёт не нарисовал»

К счастью, уследить ему не удалось и Бартини «нарисовал» первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВ-14. И его удалось построить!

Рассказывают, что когда Бартини шёл к нему по взлётному полю, он плакал — это был второй реально построенный самолёт по его проекту. Самолёт с невероятными, фантастическими характеристиками. Он мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъемностью и весовой дальностью. 

ВВА-14, построенный по проекту Бартини в 1972 году. Центральный музей ВВС, Монино

Бартини — авиаконструктор, бежавший от Муссолини

Приемный сын австро-венгерского вельможи, итальянец по происхождению Роберто Бартини в графе «национальность» ставил «русский». Рьяный приверженец коммунистических идей посвятил всю свою жизнь созданию самолетов в СССР.

Казалось бы, жизнь Роберто Бартини не могли омрачить никакие обстоятельства — обладатель титула барона и миллионного состояния, красавец, талантливый ученый. Некоторые данные его биографии в различных источниках существенно отличаются. Что, впрочем, неудивительно, так как исследователи черпают сведения из протоколов его допросов в подвалах НКВД. Вероятно, итальянец не был вполне откровенен со следователями.

Роберто был приемным сыном барона Лодовико Ороса ди Бартини — вице-губернатора Фиуми (сейчас это город Риека на территории Хорватии). Он получил прекрасное образование, владел несколькими языками и закончил Миланский политехнический университет. Когда началась Первая Мировая, Бартини закончил офицерскую школу и отправился на Восточный фронт. Определил его мировоззрения, как ни странно, плен. Бартини попал в лагерь под Хабаровском, где познакомился с русскими большевиками. Вернулся домой в 1920 году. Дела у семьи Бартини шли неплохо, отец сохранил привилегии дома Габсбургов и крупное состояние. Но Роберто, одержимый коммунистической идеей, преимуществами своего положения не пользовался. Большинство исследователей сходятся на том, что доставшееся ему после смерти отца наследство — а это десять миллионов долларов — он направил на финансирование компартии Италии. Сам же работал простым разнорабочим на заводе «Изотта-Фраскини». После того, как к власти в Италии пришел Муссолини, Роберто был вынужден уехать в Советский Союз.

Несгибаемый

«Вымирали» Бартини частенько, в том числе и уже освобожденного и снова назначенного главным конструктором. Не в Москве, где он до ареста был уже главным, а в Таганроге. В Москве жить ему еще 5 лет было запрещено. На «свободе» он спроектировал, в частности, магистральный транспортный Т-117, невиданной вместимости, а размеров — обычных для двухдвигательной машины. Но изобретение мастера осталось лишь в проекте. Кто же загубил Т-117?

В те годы бомбардировщики оставались в основном поршневыми — эпоха реактивных только начиналась. Это было видно и некоторым конструкторам, и крупным военным, но только, к сожалению, не Сталину.

Между тем в СССР большими сериями производились очень хорошие поршневые двигатели АШ-73, ставившиеся, в частности, на тяжелые бомбардировщики Ту-4. Жалко было прекращать налаженное производство АШ-73 из-за перехода на реактивные. Поршневым двигателям предстояло долго еще стоять на транспортных самолетах. Бартини это учел и все рассчитал.

Когда опытный Т-117 уже построили процентов на 80, у Сталина состоялось совещание. Доложил ему про Т-117 главком ВВС К.А. Вершинин, упомянув и АШ-73. Не знал, что генералиссимуса успели предостеречь: мол, Бартини — о ужас! — покушается на моторы, применяемые на бомбардировщиках!

— Вам что нужнее (Вершинину) — бомбардировщики или транспортники?На «прямой» вопрос Сталина ответ мог быть только абсолютно «прямым»:— Бомбардировщики…

Так, в 1948 году ОКБ Бартини в Таганроге закрыли, а опытный Т-117 пустили на металлолом. Бартини же отправили заведовать отделом в Новосибирск, в НИИ. Да вслед еще присовокупили начальнику этого НИИ устно:— Вы там проследите, чтобы он вам какой-нибудь самолет не нарисовал!

Когда у Бартини отнимали ОКБ, что случалось неоднократно, он, по всей видимости, не сильно огорченный, тут же поднимался ввысь — в теорию. Печатался в самых элитных изданиях, вплоть до «Докладов Академии наук СССР». Подписывал он такие работы как Роберто Орос ди Бартини. Видно, не забывал свое баронство. А милостиво сохранявшуюся за ним зарплату почти целиком отдавал на стипендии студентам. Ел он в такие времена в недорогих кафе, рядом с домом. Бывшая его сотрудница, узнав об этом, ахнула и вызвалась ежедневно его обслуживать. Не тут-то было:— Хватит! Меня 10 лет водили, теперь хочу сам ходить!

В одном своем научном труде он предложил формулу для аналитического определения всех так называемых мировых физических констант. Этих констант десятки: скорость света в пустоте, масса покоя, постоянная Планка… И все они, бесконечные дроби, то и дело уточнялись, но только опытным путем. Не очень надежно, да и дорого.

И получалось, что стройное, прекрасное здание теоретической физики опиралось на недостаточно прочный фундамент. Бартини же предложил формулу, дающую любое число знаков после запятой, чем спровоцировал истерику знаменитого академика: «Не-ет!..» Все остальное — за кадром. А тем временем другой академик, Н.Н. Боголюбов, посоветовал опубликовать работу в рубрике «Письма» в «Журнале экспериментальной и теоретической физики» независимо от строгости ее обоснования. И ее опубликовали. Резонанс был отменный.

Самолёт-невидимка

В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год журналист И. Вишняков рассказал о самолете, сделанном из органического стекла – родоида, который с внутренней стороны был покрыт амальгамой. Бартини оборудовал машину устройством для распыления голубоватого газа. Этого оказалось достаточным, что обеспечить аэроплану маскировку на фоне чистого неба.

«Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель, — писал И. Вишняков. — Раздавались привычные команды и ответы: «От винта! Есть от винта!». Потом все увидели густой голубоватый выхлоп от бортовых отверстий. Одновременно с этим резко ускорилось вращение пропеллеров, и самолет стал исчезать из вида. Казалось, что он растворяется в воздухе. Те, кто находился близко к старту, уверяли, что видели, как машина уносится в небо, остальные теряли её из виду ещё на земле».

Пути Господни неисповедимы

Считается, что Роберт родился 14 мая 1897 года в городе Фиуме. Его матерью была девушка из знатного рода Ферцель, которой вскружил голову молодой красавец барон ди Бартини. Тайные встречи закончились беременностью, однако мужчина женился на другой женщине. Юная девушка от бесчестия утопилась, а новорожденного ребенка по имени Роберто положила на порог крестьянского дома Людвига Орожди.

Позднее семья Орожди переехала в Фиуме, и опекун, по иронии судьбы, стал садовником барона ди Бартини. Роберт часто бывал у них, и однажды его увидела бездетная баронесса. Мальчик напоминал ей мужа, поэтому она настояла, чтобы малыша взяли в семью. Дальнейшие расспросы ди Бартини о настоящих родителях ребёнка, привели барона к счастливому выводу. Оказывается, он нашёл родного сына. Вот такую интересную историю рассказал о себе сам Роберт Бартини.

См. также

Литература

  • Чутко И. Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100000 экз. — ISBN 5-250-00805-4
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Бартини Р. Л., Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
  • Роберт Орос ди Бартини. Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1.
  • Роберт Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. 1965. Том 163, № 4.
  • Ciampaglia Giuseppe La vita e gli aerei di Roberto Bartini (Жизнь и самолёты Роберто Бартини). —  Istituto Bibliografico Napoleone (IBN Editore), Roma, Italy, 2009. — ISBN 8875650764,  ISBN 9788875650766
  • Чампилья Джузеппе, Лаврищев Д. С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8
  • Роберт Людвигович Бартини, А. Н. Маслов. «Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии». Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г. ISBN 5871402860, ISBN 9785871402863
  • В. П. Казневский, К. П. Осминин. «Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974». Научно-биографическая серия, научно-биографическая литература, изд. «Наука», 85 с., 1997 г. ISBN 5020071412, ISBN 9785020071414
  • Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
  • Якубович Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини. — М.: Русское авиационное общество (Русавиа), 2006. — 108 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900078-51-5
  • Якубович Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации. — М.: Эксмо, 2013. — 254 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-68478-6

См. также

Система электрооборудования

Дальнейшая работа

Бартини работал в ОКБ-86 с 1948 года, на территории завода имени Димитрова в Таганроге. В 1952 году он стал главным инженером перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ имени С.А. Чаплыгина. Работая там, он создал проект самолёта Т-203. В 1955 году Бартини был представлен проект по созданию сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Несмотря на то, что отношение к проекту изначально было скептическим, обращение к С.П. Королёву помогло обосновать проект экспериментально.

В 1957 году Бартини был откомандирован в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом А-57. Здесь в ОКБ П.В. Цыбина были разработаны 5 проектов самолётов от 30 до 320 тонн различного назначения. Несмотря на то, что комиссия МАП дала положительное заключение по проекту, правительственное решение о постройке самолёта так и не было принято.

В 1961 году конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ — модификации А-57.

В это время Бартини начал обдумывать проект крупного самолёта-амфибии с возможностью вертикального взлёта и посадки. Таким образом планировалось решить проблему транспортных операций в труднодоступных уголках Земли, таких как вечные льды, пустыни, моря, океаны. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолётов такого плана Бартини были проведены работы по использованию экранного эффекта. Первым опытным образцом стал небольшой Бе-1, который прошёл лётные испытания в 1961-1963 годах.

В 1968 году команда Бартини переезжает из Подмосковья на завод им. Г. Димитрова в КБ Г.М. Бериева, которое специализировалось на гидросамолётах. Именно тут в 1972 году, в соответствии с концепцией «безаэродромных самолётов», были созданы два противолодочных самолёта ВВА-14 (М-62; «Вертикально взлетающая амфибия»).

В 1976 году один из них был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Работа над проектом не была закончена, так как Бартини ушёл из жизни 6 декабря 1974 года. Проект был закрыт под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), который работал над летающими лодками А-40 и А-42.

Роберт Людвигович Бартини похоронен в Москве на Введенском кладбище на 29 участке. Надпись на памятнике гласит: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».

Авиаконструктор[править | править код]

Разработанный Бартини метод получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Бартини прямо и недвусмысленно утверждает, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставляет места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП (б) в (!) году.

Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования только в узкой группой «допущенных» специалистов. Впрочем, известны работы Бартини по ключевым проблемам физики, опубликованные в «Докладах Академии наук» (1965г., т. 163, № 4), и в сборнике «Проблемы теории гравитации и элементарных частиц» (М., Атомиздат, 1966г., стр. 249-266). С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978г. и в сборнике «Мост через время»,1989г.).

Общая информация

Работа в СССР

В 1922 году после фашистского переворота ИКП направила Бартини в СССР. Маршрут прошёл из Италии в Швейцарию, затем в Германию, оттуда в Петроград, а уже затем — в Москву.

С 1923 года Бартини жил и работал в Советском Союзе. Вначале лаборантом-фотограммистом на научно-опытном аэродроме ВВС, потом экспертом технического бюро и одновременно военным лётчиком.

В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолётов в Крыму (Севастополь). Сначала он был инженером-механиком авиаминоносной эскадры, а после — старшим инспектором по эксплуатации мат части, после чего в 31 год получил ныне упразднённое звание — комбриг.

С 1929 года Бартини был начальником отдела морского опытного самолётостроения, но в 1930 году был уволен из ЦКБ за подачу в ЦК ВКП(б) доклада о бесперспективности создания объединения, схожего с ЦКБ.

В том же году Бартини был назначен главным конструктором СНИИ (завод № 240) Гражданского Воздушного Флота.

В 1932 году стартовало проектирование самолёта «Сталь-6», на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На основе этого самолёта в дальнейшем был спроектирован истребитель «Сталь-8», но проект был закрыт в конце 1934 года по причине несоответствия тематике гражданского института.

Осенью 1935 года этой же группой был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». Через год он был представлен на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 года на нём был установлен мировой рекорд скорости на отрезке в 5000 км. Скорость составила 405 км/ч.

Примечания

Вертолет Ми-28

«Ночной охотник» является универсальным штурмовым оружием отечественной авиации. Боевые вертолеты России Ми-28 способны одинаково хорошо планировать днем и ночью как на больших высотах, так и на малых (до 5 метров). Они обладают отличными летными характеристиками, благодаря чему могут в кратчайшее время обнаружить и уничтожить искомые цели. Одним из преимуществ аппарата является его высокая защищенность от зенитного оружия. Специалисты сравнивают вертолеты России Ми-28 с американскими боевыми агрегатами AH-64 Apache. Стоит отметить, что у первых не только лучше система навигации, но и куда точнее управляемая ракетная установка. В арсенал Ми-28 входит крупнокалиберная пушка 2А42, 4 НАР с комплектом по 20 единиц С-8, а также НАР С-13. В качестве управляемых ракетных установок используются ПТРК серии «Атака», «Штурм» и «Стрелец». МАХ скорость – до 300 км/ч. Высота полета – до 5,8 км. Мощность ГТД – 4400 л. с.

Грузовые автомобили 1:43

Здесь представлены модели грузовых автомобилей масштаба 1:43 (1/43)

Масштабные модели фирмы ЛОМО-АВМ

ОАО «Минский автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие Белоруссии по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.

Ура́льский автомоби́льный заво́д (УралАЗ) — одно из крупнейших российских предприятий по выпуску грузовых автомобилей. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Автомобильный завод „Урал“». Расположен в Миассе (Челябинская область)

Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) — российская автомобилестроительная компания. Полное наименование — Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва».

АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6—7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей высшего класса (производство под заказ).

Хо́лдинговая компа́ния «АвтоКрА́З» (до 1999 года — Кременчу́гский автомоби́льный заво́д (укр. Кременчуцький автомобільний завод)) — украинский производитель и поставщик тяжелых грузовых автомобилей и автомобилей специального назначения. Компания была создана на базе Кременчугского автомобильного завода и в настоящее время является индустриальным крылом финансово-производственной группы «Финансы и Кредит»

War on the Rocks (США): противоракетная оборона вполне совместима с контролем вооружений

Избранное

«Игрушки Хобарта» — британская классика

Во время Второй мировой войны британцы изготовили серию бронированных машин на базе танковЧерчилль»,Шерман»,Кентавр» иВалентайн». Они с лёгкостью сносили немецкие укрепления крупнокалиберными снарядами, жгли врага огнемётами, наводили мосты, расчищали минные поля или пляжи и подсвечивали ночью поле боя. Специальные модификации DD даже плавали — хотя в бою показали себя не слишком эффективными.

Черчилль» AVRE

Всё вышеперечисленное — лишь малая часть тех машин, что и по сей день помогают армиям самых разных стран. Ведь танки танками, но без инженерной помощи не выиграть ни одну войну. Да и в сражениях бульдозеры — вещь крайне эффективная! Кстати, британские инженеры, например, изобрели в своё время противоминные тралы.

А какая инженерная техника на военной службе нравится вам? Поделитесь в комментариях!

В деталях

Обратимся к относительно недавнему прошлому. В середине 60-х годов Бартини доложил в ЦК КПСС о своем анализе перспектив развития транспорта. Каждое транспортное средство характеризуется рядом показателей: скоростью, дальностью, грузоподъемностью, степенью зависимости от погоды, стоимостью… Бартини математически свел эти показатели каждого средства к трем обобщенным, отложил обобщенные на осях в обычной системе координат и, отложив длину, ширину и высоту, начертил параллелепипед. Затем на получившихся максимальных величинах начертил максимальный, но гипотетический прямоугольник. Скорость и дальность такого нереального, но в принципе представимого средства — как у космического корабля, грузоподъемность — как у корабля океанского, зависимость от погоды — не более чем у тяжелого поезда…

И стало видно, что реальные прямоугольники, каждый в отдельности и все вместе, в сумме занимают лишь малую часть объема гипотетического. Один получился широким, но плоским, другой — высоким, но тонким… А далее — что максимальную долю объема гипотетического займут экранопланы, аппараты, известные у нас с 1935 года и даже строившиеся, хотя и единицами. Но не обычные экранопланы, а с вертикальными взлетом и посадкой.

До сих пор, уже и в XXI веке, интерес к экранопланам то разгорается, то гаснет — даже к обычным моделям. Что же касается предложенных на том давнем совещании, то о них вообще речи не было. В результате же — их крайне мало.

Доклад тот горячо одобрили, особенно почему-то идея понравилась главнокомандующему ВМФ С.Г. Горшкову, и решили действовать. Распределили обязанности ведомств, наметили сроки. Отпустив участников совещания, секретарь ЦК Д.Ф. Устинов попросил Бартини задержаться:

— Только, Роберт Людовигович, вы уж, пожалуйста, время от времени напоминайте нам о принятом решении, подталкивайте нас. А то ведь, сами понимаете, без напоминаний оно заглохнет.Вернувшись на работу, Бартини безнадежно протянул ждавшим его рулон с материалами к докладу:

— Эти — в архив, на самую верхнюю полку. Они едва ли скоро понадобятся…Все же через пару месяцев он спросил министра авиапрома П.В. Дементьева, тоже участника совещания у Устинова, что сдвинулось с тех пор в МАПе. Министр с трудом вспомнил, о чем идет речь, и поманил Бартини к окну:— Ты ведь знаешь, Роберт, меня возит «ЗИМ». Тебя, я знаю, — «Волга». Вон кто-то приехал к нам, вылезает из «Москвича». А вон те, — министр ткнул пальцем в прохожих на улице, — те ездят на собственных … или, кому из них угодно, шлепают пешедралами… Ну и хрен с ними!

Имевшие дела с Дементьевым догадаются, что пешедралов он припечатал куда крепче.Бартини крепкий язык понимал, но пользовался им редко и не при всех. Он и во многом другом отличался от больших начальников. Например, не открывал в министерстве двери, что называется, ногой. Стучался: разрешите? Разрешали, обнаглев, не всегда. Сотрудник авиапрома, кавказец, не выдержал такого и наорал, было дело, на замминистра, некоего Михайлова:

— Вы что же делаете?! К вам гений приехал, а вы его… Знаете, есть такой глагол: вымирать? На русском он непереходный, а у нас — переходный. Вот я вам и скажу покавказски: вы здесь Бартини «вымираете»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector