Бм-31-12

Разработка

Задействованные структуры

Разработка систем залпового огня была начата в НИИ-147 по приказу ГКОТ от 24 февраля 1959 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров № 578—236 от 30 мая 1960 г. создание боевой и транспортной машин для РСЗО «Град» было поручено СКБ-203. Тем же документом разработка новых сортов пороха марки «РСИ» для твердотопливного заряда возлагалась на НИИ-6. Механические взрыватели для реактивных снарядов были разработаны Научно-исследовательским технологическим институтом в Балашихе. Боевые заряды были разработаны Научно-исследовательским химико-технологическим институтом. Испытания системы проходили на Софринском артиллерийском полигоне. Систему наведения для корабельного варианта РСЗО (С-39) разработали специалисты ЦНИИ-173.

Постановлением СМ СССР № 372-130 от 28 марта 1963 года полевая реактивная система «Град» была принята на вооружение Советской Армии.

Навигация

См. также

Сохранившиеся экземпляры

Мемориал в Орше на ЗиС-6

БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Киеве в Музее Великой Отечественной войны. 2008

БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Рудне. 2005

БМ-13-16 12-го огвмдн на шасси СТЗ-5. Новомосковск

БМ-13 «Катюша» на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6 в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково под Истрой

Практически все «Катюши», собранные на базе отечественных грузовиков ЗиС-6, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ их сохранилось только несколько экземпляров:

  • В Петербургском артиллерийском музее,
  • На 116 км автомагистрали Москва — Санкт-Петербург у поворота на дорогу к городу Конаково установлен монумент «Катюша». Памятник сооружен в 1965 году. На этом рубеже началось наступление войск Калининского фронта в декабре 1941 г., где шли ожесточенные кровопролитные бои. Наши войска отбивали многочисленные атаки противника, задерживая его продвижение к Москве. На постаменте мемориальная доска с надписью: «Здесь шли бои, здесь пламенем объятый стоял на смерть России верный сын. Отсюда начинался путь солдата, нелегкий путь к победе Берлин».
  • В Запорожье.
  • Миномёт на базе «Полуторки» стоит как памятник в украинском Кировограде (ныне переименован в Кропивницкий),
  • В Нижегородском кремле.
  • В музее под открытым небом «Военная горка» в Темрюке.
  • В Москве, на территории Исследовательский центр имени М. В. Келдыша (на базе ЗиС)[источник не указан 857 дней]
  • В Кубинке ВППКиО «Патриот» сектор воздушно-космических сил, павильон № 11. Катюша на базе ЗИС-151. Ранее хранилась на 147 автобазе МО РФ в Москве
  • Два миномета находятся на территории Севастопольской диорамы в Крыму.
  • В Новосибирске, на монументе славы стоит БМ-13 на базе ЗиС-6.
  • В Киеве в Музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
  • В Одессе на Мемориале 411-й береговой батареи.
  • В г.Корсунь-Шевченковский Черкасской области в музее Корсунь-Шевченковской битвы.
  • В Изюме, как памятник в Мемориальном комплексе.
  • В Мценске, как памятник.
  • В Новомосковском историко-художественном музее (город Новомосковск, Тульская область), как памятник. На ходу, возглавляла Парад Победы 9 мая 2015 года (единственная сохранившаяся на гусеничном ходу).
  • В Кирове на территории ОАО «Кировский машиностроительный завод 1 МАЯ», как памятник.
  • В Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области представлена «Катюша» БМ-13-16 раннего выпуска, так называемая «ненормализованная», на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6.
  • В г.Белгороде, в музее под открытым небом.
  • В Сеуле в военном музее (трофей, захваченный во время Корейской Войны)
  • Памятник-мемориал в городе Тула
  • На территории Измайловского парка г. Москвы.
  • В г. Рудня Смоленской области. При реставрации в восмидесятые годы выяснилось, что снаряды на памятнике боевые.
  • В поселке Угранского райна Смоленской области. Постамент на поле памяти.
  • В г.Верхняя Пышма Свердловской области как экспонаты Музея военной техники УГМК: образца 1943 г. на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6, образца 1941/1951 гг, БМ-13НМ образца 1958 г, БМ-13НММ образца 1966 г.

Согласно ежегоднику «Military Balance 2014», в 2014 году на вооружении армии Украины оставались 2 машины БМ-13.

А утром была война – с конвейера на фронт

Утром 22 июня в кабинете директора воронежского завода собрались все руководители подразделений. Сам Муратов был срочно вызван в Москву. Экстренное совещание проводил главный инженер завода В. П. Черногубовский, заявивший о переходе на работу в две смены с 11-часовым рабочим днем.

Возвратившийся из Москвы директор объявил об ускорении производства пусковых установок. К 1 июля уже нужно было изготовить не одну, а две опытные установки, в июле — тридцать боевых машин, в августе — сто.

К этому времени работа по изменению чертежей БМ-13 была завершена. Начавшееся изготовление деталей для сборки опытных образцов выявило немало проблем.  Одной из главных стало отсутствие металлообрабатывающих станков нужной длины – 5 метров

На предприятии был всего один, да и то устаревший, строгальный станок для обработки направляющих — важного узла реактивной установки

Для выпуска первых образцов БМ-13 организовали специализированный сборочный цех №4. Самой трудоемкой стала сборка узла направляющих балок с лонжеронами и общий монтаж этого узла со всей несущей конструкцией пусковой установки. Работали по-ударному. И уже на пятые сутки войны завершили сборку первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, которые были тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления.

27 июня две машины, зачехленные брезентом, вышли из ворот завода и взяли курс на Москву. Их сопровождала грузовая автомашина с солдатами, вооруженными гранатами и ручными пулеметами. Через двадцать часов пути машины прибыли к Наркомату обороны и были направлены на военный склад за боевыми снарядами-ракетами.  А оттуда последовали на полигон, где «Катюши» успешно прошли испытания.

И в этот же день, 28 июня, пять БМ-13, ранее изготовленных в РНИИ, и две воронежские установки были объединены в отдельную батарею для отправки на фронт.

Командиром первой отдельной экспериментальной батареи реактивных минометов (из 7 машин) был назначен слушатель Военной артиллерийской академии капитан И.А.Флеров.

2 июля 1941 года батарея была отправлена из Москвы на Западный фронт. 14 июля батарея Флерова, имея около трех тысяч снарядов, заняла боевую позицию под Оршой, на берегу Днепра. И в этот же день она нанесла по врагу свой первый мощный удар. Шквальный минометный огонь мгновенно уничтожил составы противника с военной техникой, скопившиеся на железнодорожном узле города Орши. Врагу был нанесен не просто серьезный ущерб. «Катюши» навели на фашистов ужас, который преследовал их всю войну при одном только упоминании грозного оружия. Первые залпы реактивной установки  под Оршой изменили весь дальнейший ход развития военной ракетной техники.

8 августа 1941 года были сформированы первые восемь полков по 36 машин БМ-13.

Происхождение и значение

Существует несколько вариантов происхождения имени Венера. По первой версии, данное имя принадлежало римской богине цветочных садов, весны и плодородия, поэтому приобрело значение при переводе как «милость Богов». В последующем Венеру стали связывать с греческой богиней любви и красоты – Афродитой. Вторая версия утверждает, что имя имеет латинское происхождение и переводится как «любовь», «красота», «прелесть». Еще один вариант – образование от латинского слова «venero», что означает «украшать» либо от «veneror» — «чтить», «молить», «умолять», «вымаливать». Согласно испанской версии происхождения (от Venera), имя переводится как «раковина (моллюска)». Оно получило широкое распространение среди татар.

Технические особенности

Пуск снарядов из пусковой установки БМ-31-12 осуществлялся не из транспортных укупорок, а из направляющих сотового типа. Каждая направляющая ячейка пусковой установки состоит из четырёх труб диаметром 32 мм и длиной 3 м, находящихся внутри связывающих их восьмигранных обойм. Трубы ячейки расположены друг относительно друга так, что в поперечном сечении образуют квадрат, в который вписывается окружность диаметром 306 мм. Таким образом, ячейки являются как бы стволами, придающими снарядам направление полёта. Двенадцать ячеек направляющих объединены в пакет, состоящий из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Для стопорения снарядов на направляющих при движении установки было разработано специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних откидных решёток с тарелями и натяжными устройствами (для закрепления снаряда со стороны среза сопла) и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать откидывающиеся решётки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Это устройство являлось также блокировкой, исключавшей самопроизвольный пуск снаряда в походном положении установки. Благодаря наличию устройства стопорения снарядов на направляющих пусковые установки могли заряжаться в исходном районе, выдвигаться на огневую позицию, давать залп и покидать огневую позицию до того, как противник нанесёт по ней удар. Пусковая установка имеет подъёмный и поворотный механизмы, с помощью которых обеспечивается достаточная точность и быстрота наведения пакета направляющих по углу возвышения (от 10° до 48°) и по горизонту (±10°) без передвижения базового шасси. С принятием на вооружение таких боевых машин резко возросла манёвренность и скорострельность тяжёлой реактивной артиллерии.

Снаряд М-31 для установки БМ-31 был 310 мм в диаметре, он весил 92,4 кг и содержал 28,9 кг взрывчатки. Дальнобойность — 6 км, продолжительность залпа у БМ-31-12 (12 снарядов) — 7 — 10 секунд; время заряжания — 10 — 15 минут. Запуск производился рукояточной электрокатушкой, соединённой с аккумуляторной батарей и контактами на направляющих — при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон. Крайне редко при большом количестве направляющих на установке применялись две катушки одновременно. За характерную форму головной части М-31 фронтовики называли Лукой Мудищевым.

HEAT-FS

Фугасные противотанковый плавник стабилизировался или HEAT -FS раундов. Обычно используется против более легких или старых танков и бронетранспортеров .

3VBK7 / 3BK12

Поступил на вооружение в 1962 году.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, А-IX-1 ( флегматизированный гексогеном 5% парафина), детонатор И-238.
  • Бронепробиваемость : 420 мм RHA при 0 градусах

3БК12М

Поступил на вооружение в 1968 году, заменив гильзу из стали на гильзу из меди. «М» означает медь (по-русски «медь»). Использует детонатор 3В-15. Из-за политики экономии меди в Советском Союзе производство модели ограничено. Заявленные характеристики пенетрации на 10% выше, чем у версии со стальной футеровкой.

Страна происхождения : Советский Союз

3VBK10 / 3BK14

Поступил на вооружение в 1968 году.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатором); Детонатор 3В-15
  • Вес заряда : 1,62 кг
  • Бронепробиваемость : 450 мм RHA при 0 градусах

3БК14М

Снаряд 3БК14М

Улучшенная версия, заменяющая стальную гильзу на медную.

3VBK16 / 3BK18

Введен в эксплуатацию ориентировочно в 1975 году. Введен волноводный бустер.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Вес выстрела: 29,0 кг
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатором); Детонатор 3В-15
  • Бронепробиваемость : 500 мм RHA при 0 градусах

3БК18М

Улучшенная боевая часть. Введен в эксплуатацию ориентировочно в 1978 году, при замене стальной футеровки на медную. Улучшенный усилитель формирования волны.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Масса снаряда : 19,02 кг
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Бронепробиваемость : 550 мм RHA при 0 градусах

3VBK17 / 3BK21

Поступил в эксплуатацию примерно в 1980 году. Усовершенствования для повышения надежности формирования медной струи.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза медная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатора); Детонатор 3В-15
  • Бронепробиваемость : 550 мм RHA при 0 градусах

3БК21Б

Поступил в эксплуатацию приблизительно в 1982 году. Вкладыш из сплава обедненного урана «Материалом В» для улучшения проникновения в усовершенствованную композитную броню, такую ​​как Chobham .

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Бронепробиваемость : 750 мм RHA при 0 градусах

3VBK21 / 3BK25

Поступил на вооружение ориентировочно в 1985 году.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Начальная скорость пули : 905 м / с

3ВБК25 / 3БК29 «Брейк»

Тепловой снаряд 3БК29

Поступил на вооружение ориентировочно в 1988 г. Применен новый тип взрывчатого вещества, улучшивший фокусировку струи.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Вес выстрела: 28,4 кг
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 18,4 кг.
  • Начальная скорость пули : 915 м / с
  • Проникновение : от 350 до 400 мм RHA при тандемном заряде 60 градусов

3VBK25M / 3BK29M

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Масса снаряда : 18,4 кг.
  • Вес заряда : 1,62 кг
  • Начальная скорость пули : 915 м / с
  • Бронепробиваемость : Расчетная при тандемном заряде 800 мм ТЕПЛО

3VBK27 / 3BK31 «Пуск»

Впервые опубликовано в 1998 году. Сообщается, что боеголовка с тройным зарядом предназначена для снижения эффективности элементов NERA.

  • Страна происхождения : Россия
  • Масса снаряда : 18,4 кг.
  • Вес заряда : 1,62 кг
  • Начальная скорость пули : 915 м / с
  • Бронепробиваемость : расчетная, 800 мм тройной заряд HEAT.

Военно — воздушные силы

Аналог в Вермахте

8 cm Raketen-Vielfachwerfer на Somua MCL. 30 мая 1944 года

В 1942 году послужила прототипом для создания аналогичной системы в германской армии. Верховное главнокомандование вермахта (как писали в советской военно-исторической литературе: «спрятав в карман нацистскую спесь») отдало приказ о детальном изучении конструкции советских ракет и создании аналогичной системы. Реализация этой задачи была поручена заводу Waffenwerke Brünn (бывшие заводы Česka Zbrojovka в Брно), который до конца 1943 года разработал модифицированный образец оперённого РС М-8 калибром 80-мм. Характеристики ракеты были сходны с М-8, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами (установленными под углом к корпусу снаряда), была выше, чем у советского образца (хотя ниже чем у немецких турбореактивных мин). Подверглась изменениям, и конструкция головной части ракеты. Электрический запал был вынесен на один из ведущих поясков, что благоприятно отразилось на надежности ракеты. В целом 8 cm Wurfgranate Spreng (такое обозначение получил новый тип РС) оказалась более удачной, чем её советский прототип. Фактически скопирована и сама советская пусковая установка: 48 направляющих непривычного для немцев рельсового типа (официальное название: 8 cm Raketen-Vielfachwerfer) монтировались на бронетранспортёре, для которого использовались разные шасси — двенадцать 8cm Panzerwerfer 42 Auf.Sf Опель-маультир и одно Somua MCL. Установки использовались двумя батареями войск СС и получили среди солдат вермахта прозвище «Орга́н Гиммлера».

Устройство БМ-13 «Катюша»

Основное достоинство реактивной установки БМ-13 – ее предельная простота как в производстве, так и в применении. Артиллерийская часть установки состоит из восьми направляющих, рамы, на которой они находятся, поворотного и подъемного механизмов, прицельных приспособлений и электрооборудования.

Направляющие представляли собой пятиметровый двутавр со специальными накладками. В казенной части каждого из направляющих было установлено стопорное устройство и электрозапал, с помощью которого производился выстрел.

Направляющие были закреплены на поворотной раме, которая с помощью простейших подъемных и поворотных механизмов обеспечивала вертикальную и горизонтальную наводку.

Каждая «Катюша» была оборудована артиллерийским прицелом.

Экипаж машины (БМ-13) состоял из 5-7 человек.

Реактивный снаряд М-13 состоял из двух частей: боевой и реактивного порохового двигателя. Боевая часть, в которой находилось взрывчатое вещество и контактный взрыватель, весьма напоминает БЧ обычного артиллерийского осколочно-фугасного снаряда.

Пороховой двигатель снаряда М-13 состоял из камеры с пороховым зарядом, сопла, специальной решетки, стабилизаторов и запала.

Основной проблемой, с которой столкнулись разработчики ракетных систем (и не только в СССР), стала низкая точность кучность реактивных снарядов. Для стабилизации их полета конструкторы пошли двумя путями. Немецкие реактивные снаряды шестиствольных минометов вращались в полёте за счет косо расположенных сопел, а на советских РСах были установлены плоские стабилизаторы. Для придания снаряду большей точности нужно было увеличить его начальную скорость, для этого направляющие на БМ-13 получили большую длину.

Немецкий способ стабилизации позволял уменьшить габариты как самого снаряда, так и оружия, из которого его выпускали. Однако при этом значительно уменьшалась дальность стрельбы. Хотя, следует сказать, что немецкие шестиствольные минометы были точнее «Катюш».

Советская система была более простой и позволяла вести стрельбу на значительные дистанции. Позже на установках стали использовать спиральные направляющие, которые еще более увеличивали кучность.

Реактивные снаряды

Головные части для реактивных снарядов реактивных частей залпового огня «Град»

Разрезной макет зажигательной головной части 9Н510 для РСЗО «Град», видны зажигательные элементы

Номенклатура боеприпасов
Индекс снаряда Индекс Масса снаряда, кг Длина снаряда, мм Масса , кг Масса /, кг Тип взрывателя Дальность стрельбы, км
Осколочно-фугасные
9М22 9Н51 65,72..66 2870 18,4 6,4 контактный 5..20,4
9М22У 9Н51 66,6..66,78 2870 18,4 6,4 контактный 5..20,4
9М22У-1 9Н51 66,6 2870 18,4 6,4 контактный 5..20,4
9М28Ф 9Н55 56,5 2870 21 6,02 контактный 4..15
9М521 66 2840 21 электронный 15..40
9М522 70 3037 25 4,5 электронный 8..37,5
M-21 OF 66 2750 19,9 контактный до 20,217
Type 81 (осколочно-фугасный) 60 18,3 контактный до 20
Type 81 (увеличенной дальности) 61 2757 неконтактный до 30
Type 90A (осколочно-фугасный) 61 2757 18,3 контактный 12,7..32,7
Rocket Steel Ball Shell 66,8 2870 19,25 6 контактный до 20
Arash 65 2815 18,38 контактный до 21,5
Noor 45 2050 18,35 контактный до 18
Long Range Rocket 72 3200 18 контактный до 29
HE Yarmuk 66 2875 20,4 6 контактный до 20,58
GRAD 66,18 2753 контактный до 20,13
SPALL 66,18 2753 контактный до 20,13
LR 46,25 12 6,4 контактный до 12
EXP-122 70,8 20 контактный до 24,6
JROF 65,8 2881 6,4 контактный
JROF-K 46,3 1932 6,4 контактный до 11
Extended Range Artillery Rocket 65,9 2900 18,4 контактный 10..40
Кассетные
3М16 3М18 56,4 3019 21,6 5×0,14 неконтактный 2,5..13,4
9М28К 57,7 3019 22,8 3×1,85 неконтактный 2,5..13,4
9М43 56,5 2270 21 5×0,8 неконтактный 5..20,1
9М217 70 3037 25 электронный 8..30
9М218 70 3037 25 электронный 8..30
Type 81 (с КОБЭ) 60,5 2927 18,3 неконтактный до 20
Type 81 (с минами) 60 неконтактный 7..15
Type 90A (кассетный) 60,5 2927 19 неконтактный до 32
Fadjr 6 63 2830 32 неконтактный 3,5..6
PLATAN 75,1 3285 неконтактный до 18
JRKK-GОшибка в сносках?: Неправильный вызов: ключ не был указан AGAT 68 неконтактный 6,5..33
Trnovnik 65,8 2780 14,85 неконтактный 6,5..33
Управляемые
«Угроза-1М» 66 2870 21 5,0 контактный 1,6..42
Зажигательные
9М22С 9Н510 66 2970 17,8 5,94 контактный 1,5..19,89
9М28С 9Н510 53 2318 17,8 5,94 контактный 1,65..15,07
Агитационные
9М28Д 9Н511 52,3 2280 17 0,142 неконтактный 1,65..15,42
Осветительные
9М42 27 1760 неконтактный 1..5
Постановщик помех КВ/УКВ
9М519(-1..7) 66 3025 18,4 неконтактный 4,5..18,3
Химические
9М23 9Н56 66,7 19,3 2,9 неконтактный до 19
9М23М 9Н57 67 19,3 3,1 неконтактный до 20
9Н58 3,075 неконтактный
Учебные
9М28ФУЧ-ТР 56,5 2870 4..15
9Ф839 74,5 3370 до 11
9Ф839-1 74,5 3370 до 11
9Ф839-2 77,8 3378 до 11

Павел НН

Хронология создания боевых машин реактивной артиллерии

Желатиновый порох был создан в 1916 году отечественным профессором И. П. Граве. Дальнейшая хронология развития реактивной артиллерии СССР выглядит следующим образом:

  • через пять лет, уже в СССР начались разработки реактивного снаряда В. А. Артемьевым и Н. И. Тихомировым;
  • в период 1929 – 1933 г.г. группа под руководством Б. С. Петропавловского создали прототип снаряда для РСЗО, но установки для запуска использовались наземные;
  • на вооружение ВВС реактивные снаряды поступили в 1938 году, маркировались РС-82, устанавливались на истребители И-15, И-16;
  • в 1939 году их использовали на Халхин-Голе, затем стали комплектовать боезаряды из РС-82 для бомбардировщиков СБ и штурмовиков л-2;
  • начиная с 1938 года, другая группа разработчиков – Р. И. Попов, А. П. Павленко, В. Н. Галковский и И. И. Гвай – трудились над многозарядной установкой высокой мобильности на колесном шасси;
  • последнее удачное испытание перед запуском БМ-13 в серийное производство завершилось 21 июня 1941 года, то есть за несколько часов до нападения фашистской Германии на СССР.

РС 82 на истребителе

БМ-13

Залп РСЗО

Первый боевой залп Катюши официально состоялся 14 июля. Зажигательными снарядами с термитной начинкой был обстрелян город Рудня, занятый немцами, через два дня – переправа через реку Оршица в районе ж/д станции Орша.

Описание конструкции

Основной задачей боевой машины БМ-24 являлось подавление и уничтожение опорных пунктов, живой силы, укреплений, артиллерийских и миномётных батарей. Организационно боевые машины входили в бригады корпусной артиллерии. В каждом корпусе насчитывалось по 54 боевых машины БМ-24.

БМ-24 была выполнена на базе грузовика ЗИС-151, на раме которого устанавливалась артиллерийская часть. В состав артиллерийской части входили:

  1. 12 направляющих;
  2. Фермы;
  3. Поворотная рама;
  4. Тумба;
  5. Уравновешивающий механизм;
  6. Электрооборудование;
  7. Прицел;
  8. Механизм вертикального наведения;
  9. Механизм горизонтального наведения.

Боевые машины БМ-24 на позиции. Боевой расчёт заряжает снаряды.

Во время выстрела снаряды направлялись по направляющим, которые закреплялись в ферме. Ферма выполнялась в виде сварной пространственной конструкции и закреплялась в кронштейнах поворотной рамы, образуя таким образом с направляющими качающуюся часть. В свою очередь, поворотная рама, в которой размещались качающаяся часть, прицелы, подъёмный и уравновешивающий механизмы, образовывала вращающуюся часть. На лонжеронах автомобильного шасси закреплялся надрамник, к которому приваривалась неподвижная тумба, на тумбе размещалась вращающаяся часть. Подъёмный механизм винтового типа обеспечивал вертикальные углы наведения от +10° до +50° в горизонтальном секторе ±70°, при горизонтальных углах наведения более ±25° обеспечивалась наводка по вертикали в секторе от 0 до +50°. Для снижения усилия на рукоятке механизма вертикального наведения, качающаяся часть снабжалась уравновешивающим пружинным механизмом толкающего типа. Горизонтальное наведение осуществлялось червячным механизмом горизонтального наведения. Воспламенение пороховых зарядов в реактивных снарядах производили контакт-свечи снаряда, на которые поступал ток от аккумуляторных батарей боевой машины. Сигнал о подаче тока мог подаваться с пульта из кабины машина, а также с выносного пульта из укрытия на расстоянии до 80 метров от машины. Кабина была полностью герметична и защищала экипаж от воздействия газовой струи выстрелов. Для придания устойчивости при стрельбе, а также для разгрузки задних мостов, на раме машины были установлены домкраты..

Вооружение

В качестве основного вооружения использовались снаряды. Кроме фугасных, в номенклатуру вооружения БМ-24 входили химические снаряды. Площадь поражения при одном залпе могла составлять до нескольких гектаров.

Таблица ТТХ снарядов, используемых БМ-24
Обозначение Индекс Длина снаряда, мм Масса снаряда, кг Масса , кг Масса /, кг Масса пороха в двигателе, кг Время работы двигателя, с Максимальная дальность, м Частота вращения, об/мин
Фугасные снаряды
М-24Ф 53-Ф-961 1124 112,25 60,8 27,4 16,2 0,5..1 6 575 7 000
М-24ФУД 53-Ф-961У 1245 109,0 46,5 18,4 23,96 0,9..2,2 10 600 9 500
МД-24Ф 3Ф1 1684 155,0 48,4 19,8 44,3 2,3..4,9 17 500 15 000
Химические снаряды
МС-24 3Х1 1240 109,0 44,3 8,0 16,2 0,5..1,0 6 500 7 000
МС-24УД 1240 109,0 44,3 2,3..4,9 16 000 15 000

Боевая машина БМ-13 на шасси трёхосного автомобиля

Калибр снаряда — 132 мм. Масса снаряда — 42,5 кг. Масса боевой части — 21,3 кг. Максимальная скорость полёта снаряда — 355 м/с. Количество направляющих — 16. Максимальная дальность стрельбы — 8470 м. Время заряжания установки — 3-5 минут. Продолжительность полного залпа — 7-10 секунд.

Гвардейский миномёт БМ-13 Катюша на шасси Студебекера

1. Пусковая установка 2. Реактивные снаряды 3. Автомобиль, на котором монтировалась установка Пакет направляющих Бронещиты кабины Походная опора Подъёмная рама Аккумулятор пусковой установки Кронштейн прицела Поворотная рама Рукоятка подъёмного механизма Пусковые установки крепились на шасси автомобилей ЗИС-6, «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси», «Остин» и на гусеничных тягачах СТЗ-5 Наибольшее число «Катюш» было смонтировано на полноприводных трёхосных автомобилях «Студебеккер».

Снаряд М-13

01. Стопорное кольцо взрывателя 02. Взрыватель ГВМЗ 03. Шашка детонатора 04. Разрывной заряд 05. Головная часть 06. Воспламенитель 07. Дно камеры 08. Направляющий штифт 09. Пороховой ракетный заряд 10. Ракетная часть 11. Колосниковая решётка 12. Критическое сечение сопла 13. Сопло 14. Стабилизатор

Примечания

  1. Орган — музыкальный инструмент — история, фото, видео | EOMI энциклопедия (неопр.) . eomi.ru. Дата обращения 17 декабря 2020.
  2. 15—17 июня 1941 г. прошли войсковые испытания на Софинском полигоне, а 21.06.1941 г. — принят на вооружение — Постановление ЦК ВКП (б) от 21.06.1941 г.
  3. П. Федин. В бой идут «катюши». Серийное производство пусковых установок началось на пятый день после нападения гитлеровской Германии // «Известия», № 307 (20653) от 3 ноября 1941, с. 3.
  4. Директива командующего войсками Московского военного округа (МВО) № 10864 от 28.06.1941 г. «О формировании первой экспериментальной батареи реактивных установок РС-132» (в дальнейшем, переименована в 1-ю отдельную миномётную батарею).
  5. 1234 «Лука» и «Катюша» против «Ванюши». «Техника и оружие» № 1 1995.
  6. Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — С. 124. — 191 с. — ISBN 5-7030-0226-5.
  7. Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7030-0226-5.
  8. 12 Полк. И. Прохорков, полк. В. Трусов, «Реактивная артиллерия в Великой Отечественной войне» — «Военно-исторический журнал», № 1, 1966 г.
  9. Вязинин И. В. Огненными вёрстами старорусских фронтовиков. — Старая Русса: Старорусская типография, 2001. (недоступная ссылка —история ,копия ) Проверено 29 апреля 2020.
  10. Бронепоезда и горные «катюши» — фронту! Архивная копия от 9 сентября 2020 на Wayback Machine Газета «Гудок» от 19.03.2005 г.
  11. Г. Сушан . ТАКИЕ РАЗНЫЕ «КАТЮШИ» (недоступная ссылка) // журнал «Техника — молодёжи» № 8 / 2002 г.
  12. АФГАНИСТАН. 1919—1978 гг.
  13. The Military Balance 2020. — P. 277.
  14. The Military Balance 2020. — P. 190.
  15. В Парк Патриот поступили новые экспонаты — ретро автомобили времен СССР — Кубинка.Инфо (рус.) (недоступная ссылка). kybinka.info. Дата обращения 16 февраля 2020. Архивировано 17 февраля 2020 года.
  16. см. фото от 05.08.2011 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 27 октября 2020. Архивировано 18 октября 2020 года.
  17. Памятник «Катюша» Управление культуры администрации города Кирова

Примечания

Литература[ | ]

  • Гвардейские миномётные части // Вавилон — «Гражданская война в Северной Америке» / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 2).
  • Гвардейские миномётные части // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 182. — 863 с. — 150 000 экз.
  • АКИМОВ В.Н., КОРОТЕЕВ А.С., ГАФАРОВ А.А. и другие. Оружие победы — «Катюша» // Исследовательский центр имени М. В. Келдыша. 1933-2003 : 70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники. — М: «Машиностроение», 2003. — С. 92—101. — 439 с. — ISBN 5-217-03205-7.
  • Артиллерия на «весах» Победы. Артсистемы залпового огня – РСЗО (неопр.) . Федеральное архивное агентство (2010). — Цифровые копии десятков архивных документов 1941-1984 годов. Дата обращения 14 ноября 2020. Архивировано 14 ноября 2020 года.

Легенда

Кроме оболочки, разрывалась и часть камеры снаряда: её раскалял горевший внутри порох. По сравнению с артиллерийскими снарядами аналогичного калибра, это увеличивало осколочное воздействие в 1,5-2 раза. Благодаря данному нюансу появился миф о «термитном боезаряде» в ракетах «Катюш».

Примечательно, что «термитная» взрывчатка испытывалась весной 1942 года в Ленинграде, но, к сожалению, не нашла своего применения, так как мишени и так пылали после залпа БМ-13. Одновременное использование десятков снарядов также порождало интерференцию взрывных всплесков, что ещё более увеличивало поражающий эффект.

Устройство

БМ-13 – такая же, как установка «Град». Характеристики её совершенно бесхитростные. Это относительно простое оружие, в состав которого входят рельсовые направляющие и прицельное устройство. Для наводки используется артиллерийский прицел, подъёмный и поворотный механизмы. В задней части авто находятся два домкрата, которые используют для его устойчивости во время стрельбы. На одной машине можно размещать от 14 до 48 направляющих.

Оболочка реактивных снарядов выполнена в виде сварного цилиндра, разделённого на три секции – боевая часть, реактивное сопло и двигательное отделение (камера сгорания с топливом). Ракета РС-132 для конструкции БМ-13 изготавливалась весом 42,5 кг, диаметром 132 мм и длиной 0,8 метра. Внутрь цилиндра с оперением клали твёрдую нитроцеллюлозу. Боевая часть весила 22 кг. Взрывчатое вещество имело массу 4,9 кг: шесть гранат противотанковых весили столько же. Дальность стрельбы достигала 8,5 км.

Ракета М-31 для конструкции БМ-31 имела массу 92,4 кг, изготавливалась диаметром 310 мм и содержала 28,9 кг взрывчатой субстанции. Её дальнобойность достигала 13 км. Интересно, что у БМ-13 (16 ракет) залп длился от семи до десяти секунд, а у БМ-8 (24-48 ракет) – от восьми до десяти секунд. У БМ-31-21 время заряжания – от пяти до десяти минут.

Запуск осуществляла рукояточная электрокатушка, соединённая с контактами, размещёнными на направляющих, и батареей аккумулятора. Когда рукоять поворачивали, контакты замыкались по очереди и в очередном снаряде срабатывал пусковой пиропатрон. Если направляющих было большое количество, иногда использовали одновременно пару катушек.

В отличие от германского Nebelwerfer, БМ-13 имеет низкую точность и является площадным оружием, разбрасывающим колоссальное количество снарядов по территории. Отсюда следует, что точные удары, как у Nebelwerfer, совершать было нельзя. Заряд ВВ в два раза меньше, чем у ракеты Небельверфера, но он намного больше мог уничтожить техники без брони и живой силы.

Как смогли получить такой эффект? Да просто встречное движение детонации увеличивало газовый натиск взрыва. Подрыв ВВ происходил с двух сторон (длина полости для ВВ была немного больше длины детонатора). В тот момент, когда сталкивались две волны детонации, моментально возрастал газовый напор взрыва в месте их столкновения. Таким образом осколки корпуса получали внушительное ускорение и нагревались до восьмисот градусов: они имели великолепный зажигающий эффект.

Экспорт

В конце 1940-х начался массовый экспорт ГАЗ-51У, считавшегося гордостью советского автомобилестроения и одной из лучших машин в своём классе.[источник не указан 2646 дней] Особенно много ГАЗ-51АУ (экспортный) и ГАЗ-51Ю (тропический) было отправлено в 1950—1960-х в развивающиеся страны Азии и Африки. Существовала и экспортная усиленная модификация ГАЗ-51В грузоподъёмностью 3 т. Она успешно эксплуатировались в Венгрии, ГДР и Финляндии. Простота и надёжность конструкции советского грузовика стала поводом для освоения его лицензионного производства в ряде стран социалистического лагеря.[источник не указан 2646 дней]

Вы здесь

4.5. Ходовая часть

Конструкция

Вооружение

Блок стволов БМ-14 имеет 16 направляющих, представляющих собой открытые с обоих концов гладкостенные трубы, калибром 140,3 мм и длиной 1370 мм для БМ-14/14М/14ММ или 1100 мм для БМ-14-17, на которых смонтированы контактные рычаги и передний и задний стопоры. Двухярусный пакет направляющих размещается в сварной ферменной конструкции, состоящей из передней и задней обойм и поперечных труб. Ферма установлена на поворотной раме, вместе с механизмами наведения и пружинным уравновешивающим механизмом толкающего типа образующей поворотную часть установки. Углы наведения установки в вертикальной плоскости составляют от 0° до +50°, в горизонтальной — ±70° для БМ-14/14М/14ММ и ±100° для БМ-14-17; приводы наведения, червячный поворотный и винтовой подъёмный — ручные. Поворотная рама вращается на тумбе, опираясь на неё тремя вертикальными роликами и центрируясь шестью горизонтальными. Наведение установки осуществляется при помощи механического панорамного прицела с барабаном, снабжённого боковым уровнем, при помощи выносной катушки ведение огня может производиться с расстояния до 60 метров от установки.

Боеприпасы установки БМ-14
Название снаряда Индекс ГРАУ Тип снаряда Длина снаряда, мм Масса снаряда, кг Масса ВВ, кг Дальность стрельбы максимальная/минимальная, м Год принятия на вооружение
М-14-ОФ ОФ-949 осколочно-фугасный 1086 39,60 4,20 9800 / 1000 1952
М-14Д Д-949 дымовой 1051 40,28 0,33 + 3,6 (белый фосфор) 10060 / 1000 1955
М-14 н/д химический 1050 39,60 2,14 (Р-35) 9800 / 1000 1955

Что означает TT в тексте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector