Российская боевая машина пехоты бмп-2
Содержание:
- Машины на базе
- Соединенное Королевство
- Бронирование БМП-2
- Можно ли ещё купить ЗИЛ-131? Отзывы.
- История танка Т-34 – дважды победителя
- Мнения из сети
- Вторжение на ядерный объект
- Ушла на танковую базу
- Литература
- РСЗО «Ураган»: описание и характеристики
- Тактико-технические характеристики БМП-1
- Соединенные Штаты
- Конструкция
- Работа с индустрией развлечений[ | код]
- Просто Новости
- Отзывы владельцев ВПО 136
- Ссылки
- История разработки боевой машины пехоты «Курганец»
- БРДМ-2 – видео
- Праздники США: государственные и национальные праздники. Даты основных праздников в США
- БМД-2 – видео
- Совместимое оборудование
- Литература
- Модификации
- История создания БМП-2
- Вы здесь
Машины на базе
- БРЭМ-Л «Беглянка» — бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе боевой машины пехоты, с крановой стрелой и тяговой лебедкой.
- 2С18 «Пат-С» — опытная 152-мм самоходная гаубица.
- 2С31 «Вена» — автоматизированное 120-мм самоходное артиллерийское орудие.
- Объект 699 — универсальное гусеничное шасси.
- УР-93 — установка разминирования на базе БМП-3. Впервые продемонстрирована в 2007 году в Нижнем Тагилена выставке RDE-2007.
- УР-07 — установка разминирования на базе БМП-3.
- 9П157-2 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»
- 9П157-4 — машина управления батареей противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»
- 9П162 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Т»
- ТКБ-841 — российская опытная зенитная самоходная установка из состава зенитного ракетно-артиллерийского комплекса 30Ю6 «Панцирь-С1-О»
- АДЗМ «Восторг-2» — авиатранспортабельная дорожно-землеройная машина на базе БМП-3
- БМЭМ-3 — бронированная медицинская машина на базе БМП-3.
Соединенное Королевство
ББМ производства Великобритании
Основные боевые танки
- Центурион
- FV4101 Возничий (200)
- Тяжелый танк-завоеватель (200)
- Вождь
- Претендент 1 (420)
- Претендент 2 (408)
- Vickers MBT
Другие ББМ
- Гусеничный бронированный разведывательный автомобиль » Сабля» (136)
- Бронеавтомобиль внутренней охраны Shorland
- Гусеничная бронированная разведывательная машина » Скорпион»
- Гусеничная ракетная установка Striker Swingfire
- Самаритянин гусеничный бронированный автомобиль скорой помощи
- Командирская гусеничная бронированная машина » Султан»
- Гусеничная бронированная эвакуационная машина Samson
- Гусеничная разведывательная бронированная машина Scimitar
- Семейство гусеничных бронированных машин Alvis Stormer
- Колесный (6х6) бронеавтомобиль Саладин
- Ferret Scout Car колесный (4х4) бронеавтомобиль
- Колесный (4х4 ) бронеавтомобиль FV721 Fox CVR
- Варианты гусеничного бронетранспортера FV 432 AFV
- FV222 Conqueror АРВ
- Humber Hornet
Бронирование БМП-2
Корпус машины сварной, для его изготовления используются специальные катаные листы броневой стали. Броня корпуса имеет разную толщину, что защищает машину, делает ее прочной, жесткой. Корпус БМП первой и второй модели не сильно отличаются. Основные различия в башне. В БМП-2 установлена башня большего размера, в которой размещаются 2 человека.
На сегодняшний день у БМП-2 технические характеристики считаются недостаточными, особенно в плане защиты, так как на вооружении стран НАТО есть пушки, которые способны пробить броню этой машины. Ее броня не выдерживает прямого попадания снарядов пулемета калибра 12,7 мм.
Лобовая броня БМП-2 толщиной 19 мм. К гибели машины и экипажа могут привести попадания 122-мм снарядами. Огнемет «Шмель» способен привести к выгоранию БМП-2. Если произойдет подрыв на мине, фугасе, то погибнет большая часть экипажа.
Можно ли ещё купить ЗИЛ-131? Отзывы.
История танка Т-34 – дважды победителя
Мнения из сети
Вторжение на ядерный объект
В январе 2019 года активисты решили выяснить, насколько тщательно охраняются ядерные объекты. Чтобы определить их уязвимость, они сбросили дымовую шашку на завод по переработке ядерного топлива в коммуне Ла-Аг на западе Франции. Для этого были использованы два дрона. Фотографии и видео позднее разместили на странице французского представительства «Гринпис» в Twitter. Организация пришла к выводу, что один из крупнейших ядерных комплексов в мире защищен недостаточно. По словам волонтеров, делать крыши из металлического листа на таких объектах неприемлемо: с неба может упасть не только дымовая шашка.
Ушла на танковую базу
Но вернемся к нашимбэхам». В чем главный плюс тяжёлой БМП на танковой базе? В первую очередь — высокая степень защищённости и возможность сопровождать танки, перевозя пехоту и отстреливая второстепенные цели в виде лёгкой бронетехники и всяких разныхптурщиков». А вооружена китайская БМП на уровне современного лёгкого танка — есть 100-мм пушка, которая может запускать через ствол противотанковые ракеты, а также 30-мм автоматическая пушка.
О тяжёлых БТР и БМП на базе танков первой линии задумывались давно. По БМП ближе всего к серии российские Т-15Армата» — первые серийные машины должны поступить в войска в 2019 году.
Но история бронированных танковых перевозчиков пехоты идёт ещё с Первой мировой. Пионеры танкостроения британцы создали на базе своегоромбика» Mk V полноценный бронетранспортёр.
В СССР в 30-е годы пытались создать бронетранспортёры из Т-26 и БТ-7, но в серию они так и не отправились. Зато на БТР пошли не очень-то удачные канадские танки Ram(«Баран») под названиемКенгуру».
Кенгуру» делали также из других танковсоюзников», начиная с М3Стюарт» и заканчивая тяжёлыми британскимичерчиллями». Была также просторная версия из САУ М7Прист» без гаубицы.
Рачительные израильтяне превратили несколько сотен трофейных Т-55 в тяжёлые бронетранспортёрыАхзарит». Советский танк плотной компоновки заставил их изрядно потрудиться над схемой высадки-посадки в БТР и перепилить корпус. В результате мотострелки десантируются через двустворчатую распашную аппарель во лбу. В корме также есть бронедверь, которую удалось создать благодаря замене двигателя на немецкий дизель. В качестве вооружения — 7,62- или 12,7-мм пулемёты.
БТРАхзарит»
УАхзарита» был имладший братец» —Нагматиран». Такие БТР с десантным отделением без крыши строили для союзной армии Южного Ливана. Кроме того, английскиецентурионы» в земле обетованной стали тяжёлыми инженерными БТРПума».
Им на замену уже идутнамеры» намеркавной» базе. Помимо танковой толстой брони и блоков ДЗНамер» оснащён ещё и элементами комплекса активной защиты.
ТБТРНамер»
Над переделкой своих древнихцентурионов» в ТБМП и ТБР трудятся даже иорданцы. В их линейке бронемаршрутокТемсах»(«Крокодил») явно прослеживается подражание израильскому опыту.
В России разрабатывался БТР из танка Т-55, вооружённый 30-мм пушкой и ПТРККонкурс». Могли ставиться и другие варианты боевых модулей. Существовал также ряд украинских проектов по преобразованию танков Т-55, Т-62, Т-72 и Т-64 в тяжёлые БТР и БМП.
БТР-Т с разными вариантами боевых модулей
Российская армия получила некоторое количество БМО-Т на базе танка Т-72. Она перевозит семь огнемётчиков с 30шмелями» в запасе.
В общем, ничего особо нового китайцы не изобрели, только динамической защитой увешали от души. Не исключено и появление на ТБМП комплекса активной защиты и других полезных штук вроде блоков ПТУР и бортовых беспилотников.
Такие БМП смогут не только сопровождать танки, но и поддерживать их огнём, создавая эффективную систему огня. И тут одни из самых важных вещей — создание рабочей боевой информационной системы и умение включаться в сетецентрическую структуру управления. Облик боя меняется, и практически все страны дрейфуют в сторону более тяжёлых, защищённых и хорошо вооружённых БМП, отказываясь от таких сомнительных преимуществ, как плавучесть и низкопрофильность за счёт тесноты в десантном отсеке икартонной» брони. Скрываться боевым машинам приходится больше не от глаз наводчика пушек, а от тепловизионных прицелов и головок самонаводящихся ракет.
И не размер скоро будет главным — а современные системы защиты.
Литература
РСЗО «Ураган»: описание и характеристики
Тактико-технические характеристики БМП-1
Экипаж, чел.: 3Десант, чел.: 8Разработчик: ГСКБ-2Годы производства: 1966—1988Количество выпущенных, шт.: более 20 000Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади
Вес БМП-1
— 13,0 тонн
Размеры БМП-1
— Длина корпуса, мм: 6735- Ширина корпуса, мм: 2940- Высота, мм: 2068 (по броневому колпаку), 1924 (по крыше башни)- База, мм: 3660- Колея, мм: 2550- Клиренс, мм: 370
Броня БМП-1
— Тип брони: стальная катаная броня- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 7 / 80°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 19 / 57°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 16 / 14°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 18 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 16 / 19°- Крыша корпуса, мм: 6- Лоб башни, мм/град.: 23 / 42°- Маска орудия, мм/град.: 26—33- Борт башни, мм/град.: 19 / 36°- Корма башни, мм/град.: 13 / 30°- Крыша башни, мм: 6
Вооружение БМП-1
— Калибр и марка пушки: 73-мм 2А28 «Гром»- Тип пушки: гладкоствольное орудие- Длина ствола, калибров: 29- Боекомплект пушки: 40- Дальность стрельбы, км: до 1,3 (прицельная)- Прицелы: перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ- Другое вооружение: ПУ ПТУР 9М14М «Малютка»
Двигатель БМП-1
— Тип двигателя: УТД-20- Мощность двигателя, л. с.: 300
Скорость БМП-1
— Скорость по шоссе, км/ч: 65- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40—45 по грунтовой дороге, 7 на плаву- Запас хода по шоссе, км: 550—600- Удельная мощность, л. с./т: 21,5—23,1- Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,602—0,614- Преодолеваемый подъём, град.: 35°- Преодолеваемая стенка, м: 0,7- Преодолеваемый ров, м: 2,5- Преодолеваемый брод, м: плавает.
Соединенные Штаты
ББМ производства США
Танки
Основные боевые танки
- M46 / M47 / M48 / M60 серии Patton
- Тяжелый танк М103
-
М1 Абрамс
- (только прототип)
- M1 Assault Breacher Vehicle (военная инженерная машина)
- (только прототип)
- (только прототип)
- (машина разминирования)
- (только прототип)
- (только прототип)
-
- (экспортный вариант для Республики Ирак)
- (экспортный вариант Королевства Марокко)
-
- (экспортный вариант Королевства Саудовская Аравия)
- M104 Wolverine Heavy Assault Bridge (Тяжелый штурмовой мостик Росомахи)
- (только прототип)
Легкие танки
- Легкий танк M24 Chaffee
- Легкий танк M41 Walker Bulldog
- Бронированный огнемет M132
- Легкий / аэромобильный танк M551 Sheridan
- Усовершенствованный буксир M901
- Легкий танк Stingray
Боевые машины пехоты
- Боевая машина пехоты M2 Bradley
- Наземная боевая машина BCT (отменена в феврале 2014 г. Предназначена для замены M113 к 2018 г. и Bradley)
Бронетранспортеры
- Бронетранспортер М75
- Бронетранспортер М59
- Бронетранспортер М113
- Бронетранспортер-амфибия LVTP7 / AAVP7A1
- Страйкер (совместное производство в Канаде)
Самоходная артиллерийская установка
- Гаубица М56
- Самоходная винтовка M50 Ontos
- 175-мм САУ M107
- 105-мм САУ M108
- 155-мм САУ M109
- 203-мм гаубица M110 SP
- Миномет M84
- Мобильная стрелковая система M1128
Самоходная ПВО
- 40-мм самоходная зенитная установка M42
- Система ПВО M163 Vulcan
- M247 Sgt. Йорк ДИВАД
- M6 Брэдли Полузащитник ШОРАД
- Самоходная пусковая установка ЗРК M730 Chaparral
- Буффало
- Кайман
- Пума
- M1117
- MaxxPro
Конструкция
БМП-2 – это боевая машина пехоты, которая имеет идентичную компоновку с БМП-1. Главным различием между ними является наличие разного вооружения. Экипаж состоит из трех человек. Также машина вмещает до семи человек десанта, которые могут вести стрельбу через бойницы.
Корпус и башня машины сварены из стальных катаных листов, толщина которых от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.
Мощность двигателя 300 л.с. Используется двухдисковое сцепление сухого типа с механическим управлением. Коробка передач пятиступенчатаяс синхронизаторами на четырех высших передачах. Для поворотов машины применяются планетарные редукторы.
Ходовая часть имеет шесть опорных катков, которые являются подвижной опорой корпуса на гусеничной ленте. Максимальная скорость, которую способна развить машина, составляет 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч при движении по пересеченной местности. Техника способна самостоятельно пересекать водоемы, развивая скорость на плаву до 7 км/ч. Движение по воде выполняется благодаря вращению гусениц. Из-за этого возникают сложности при перемещении машины против течения.
Управление БМП-2 выполняется при помощи руля, имеющего схему штурвала. Благодаря свободному вращению руля-штурвала для управления не требуется значительных усилий. При повороте штурвала происходит плавное изменение тяги на гусеницах, что обеспечивает плавность поворота и предохраняет элементы ходовой части от перегрузок. При отпускании штурвала происходит автоматический возврат управления к прямолинейному движению.
На БМП-2 применяется следующее оборудование для связи и обзора:
- внутреннее переговорное устройство модели А-3;
- рации Р-123М, Р-173 либо Р-126;
- приборы наблюдения ТНП-165А либо ТНПО-170А;
- прибор для наблюдения в ночное время.
В состав вооружения входят:
- 30-мм пушка 2А42;
- пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый);
- ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».
Работа с индустрией развлечений[ | код]
Просто Новости
Отзывы владельцев ВПО 136
Ссылки
История разработки боевой машины пехоты «Курганец»
Советская армия, исчезнувшая вместе с СССР, оставила после себя богатое и разнообразное бронированное «наследство». Одних только основных боевых танков было три типа. Ничего подобного не наблюдалось ни в одной другой стране мира. Кроме того, одновременно эксплуатировались БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД и множество различных вспомогательных машин, созданных на их базе. Необходимость проведения унификации и перехода на какую-то единую платформу была очевидной уже тогда, но в условиях распада экономики сделать это было невозможно.
БМП-2, уничтоженная во время «новогоднего штурма» Грозного в ночь на 1 января 1995 года
Дополнительным стимулом к развитию легкой бронетехники стали военные действия в Чечне, сопровождавшиеся тяжелыми потерями и показавшие, насколько уязвимыми являются российские БТР и БМП. Уже в 1995 году Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) подготовило техническое задание на разработку сразу нескольких видов бронированных боевых машин на единой платформе, в качестве каковой тогда рассматривался перспективный танк Т-95. Этот проект, получивший условное название «Однотомник», просуществовал до начала «нулевых» годов, но дальше эскизов и чертежей дело, видимо, не пошло.
В 2004 году в прессу просочилась информация о том, что на предприятии «Курганмашзавод», где производятся БМП-2 и БМП-3, ведутся конструкторские работы, цель которых – обеспечить армию новыми боевыми машинами пехоты и гусеничными бронетранспортерами, созданными на единой унифицированной базе. Были опубликованы даже рисунки, изображавшие будущую БМП «Курганец 25». В то же время сколько-нибудь достоверных данных долгое время не было, что объяснялось повышенным уровнем секретности. В результате возникли сомнения в самом существовании новой машины, окончательно развеянные лишь незадолго до её официального показа.
Первая официальная фотография БМП «Курганец-25». Распространялась Министерством обороны незадолго до показа на параде
«Блеснув» на параде, «Курганец» тем не менее в армию до сих пор не попал, несмотря даже на успешное тестирование в Сирии в условиях реальных боевых действий. Одна из причин столь долгого периода «доводки» БМП – плачевное состояние «Курганмашзавода». Единственное в своем роде российское предприятие вот уже несколько лет балансирует на грани банкротства. Пикантности этой ситуации добавляет то обстоятельство, что Альберт Баков, руководивший «Курганмашзаводом» вплоть до 2020 года, сам был признан некредитоспособным – его личные долги достигли почти 80 млн. рублей. Кроме того, предприятие формально находится в собственности голландских инвесторов, что, мягко говоря, очень странно для компании, являющейся частью оборонного комплекса.
БРДМ-2 – видео
https://youtube.com/watch?v=lZdU8AECJAQ
Главная особенность машины — очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательных подразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище «Бардак». В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.
История создания
Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В. А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1982 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.
БРДМ-2 (ГАЗ-41-06) — базовая модель. Выпускалась с 1963 года
БРДМ-2 «Лиса» (ГАЗ-41-10) — базовая модель. Выпускалась с 1967 года. С автоматической ПАЗ и дополнительными приборами ночного видения
БРДМ-2А — модернизированная
Праздники США: государственные и национальные праздники. Даты основных праздников в США
БМД-2 – видео
https://youtube.com/watch?v=FmkBCdBAc5A
Боевое использование БМД-1 показало слабые стороны этой машины, в частности недостаточно мощный комплекс вооружения, не эффективный в борьбе с легкими бронированными машинами неприятеля на расстояниях, превышающих 500 м. С целью усиления вооружения была разработана новая одноместная башня, заменившая старую башню на БМД-1. В 1985 г. машину приняли на вооружение под индексом БМД-2 и стали серийно выпускать на Волгоградском тракторном заводе.
Устройство
Бронированный корпус, силовую установку, трансмиссию и ходовую часть изменения практически не затронули. БМД-2 при возросшей массе до 8 т осталась такой же быстрой и маневренной. Она способна преодолевать водные преграды вплавь и транспортироваться по воздуху военно-транспортными самолетами и вертолетами. При десантировании машины могут применяться парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-925, посредством которых БМД-2 выбрасывается с самолета Ил-76 с высоты 500—1500 метров.В качестве основного вооружения машины выступает автоматическая 30-мм пушка 2А42 с двумя подводами питания. Скорострельность достигает 550 выстрелов в минуту. Пушка стабилизирована в двух плоскостях с помощью электрогидравлического стабилизатора вооружения 2Э36-1. Наведение орудия производится с помощью основного прицела ВПК-1-42, расположенного в крыше башни. Боекомплект пушки составляют 300 снарядов. 7,62-мм пулемет ПКТ, спаренный с орудием, имеет боекомплект 2000 патронов.
В качестве дополнительного вооружения здесь используется ПТРК. Штырь, расположенный на крыше башни, используется для того чтобы можно было смонтировать пусковую установку 9П135М. В укладке машины находятся две ПТУР 9М111 «Фагот» и одна 9М113 «Конкурс». Углы наведения установки по горизонтали равны 52°, а по вертикали колеблются от -5 до +10°. Новая башня кругового вращения позволяет наводить вооружение в вертикальной плоскости до +75°, что делает возможным поражение не только наземных, но и воздушных целей. Двухплоскостной стабилизатор обуславливает ведение прицельной стрельбы и во время движения машины. В состав вооружения БМП-2 введены зенитные ракетные комплексы «Стрела-2» или «Игла», эффективные в борьбе с воздушными средствами противника.
Слева от орудия БМД-2 находится рабочее место наводчика-оператора, в передней части корпуса — механика-водителя, справа от него — командира машины, а слева — пулеметчика. При этом в распоряжении командира и пулеметчика имеются автономные пулеметные установки. Еще три десантника располагаются позади башни у моторной перегородки. Они могут вести огонь через амбразуры с шаровыми опорами для стрельбы из личного оружия, находящиеся в бортах и крышке кормового люка, через который производится посадка и высадка десанта. В башне, слева от пушки, располагается наводчик, имеющий свой люк с крышкой, открывающейся вперед. У люка смонтированы четыре призменных прибора ТНПО-170А. Кроме того, в распоряжении наводчика находятся основной прицел, пульт управления стабилизатором, подъемный механизм пушки, а также зенитный прицел ПЗУ-5.
Вариантом БМД-2 является БМД-2К — командирская машина, оснащенная специальным оборудованием — УКВ радиостанциями, аппаратурой внутренней связи и коммутации, а также навигационной аппаратурой.
Модификации
БМД-2К — командирская боевая машина, дополнительно оснащённая радиостанцией Р-173, бензиноэлектрическим агрегатом АБ-0,5-3-П/30 и гирополукомпасом ГПК-59.
БМД-2М — модернизация, спаренная установка ПТУР «Корнет», новая СУО с тепловизионным каналом. Планируется модернизация 200 БМД-2 до данного уровня к 2017 году.
Совместимое оборудование
Литература
- Пастернак Б. БМП: о путях развития и совершенствования (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Апрель (№ 04). — С. 11-16.
- Пастернак Б. БМП: о путях развития и совершенствования (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Май (№ 05). — С. 31-32.
- Сергеев В. Ещё раз о концепции современной БМП (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Январь (№ 01). — С. 08-17.
- Павлов М. Павлов И. История создания БМП (рус.) // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — 2010. — Февраль (№ 02). — С. 14-19.
- Растопшин М. Взгляд на отечественные БМП из-за кремлёвских стен (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Май (№ 05). — С. 20-23.
- Евграфов Ю. БМП XXI века (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Август (№ 08). — С. 18-20.
- Смирнова Л., Горбачева Е. БМП-1. Стр.10. Всемирная история бронетехники. Энциклопедии, Военная техника и вооружение. Вече. М. 2002. ISSN: 5-7838-1176-9
Обзорный цикл Федосеева по машинам различных конструкторских школ
- Федосеев С. Боевые машины пехоты — австрийцы и испанцы (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Январь (№ 01). — С. 37-41.
- Федосеев С. Итальянские БМП (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Май (№ 05). — С. 33-36.
- Федосеев С. Китайские БМП — соблазн разнообразия (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Ноябрь (№ 11). — С. 45-49.
- Федосеев С. Китайские БМП — соблазн разнообразия (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Декабрь (№ 12). — С. 47-48.
- Федосеев С. Американские корни (современные БМП) (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Февраль (№ 02). — С. 42-44.
- Федосеев С. Американские корни (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Март (№ 03). — С. 47-49.
- Федосеев С. Приверженность к лёгкому классу (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Апрель (№ 04). — С. 41-44.
- Федосеев С. Приверженность к лёгкому классу (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Май (№ 05). — С. 42-44.
Модификации
- БМП-3К — боевая машина пехоты командирская, разработана на базе БМП-3 и предназначена для действий в составе подразделения, управления боем, связи с другими подразделениями и с вышестоящим звеном управления. Основные тактико-технические характеристики и вооружения аналогичны БМП-3. Машина оснащена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приемником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком. Радиостанция Р-173, дальность связи до 40 км.
- БМП-3Ф — боевая машина морской пехоты, создана на базе БМП-3 и предназначена для ведения боевых действий подразделениями морской пехоты, пограничными и береговыми войсками в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта. От БМП-3 отличается увеличенным запасом плавучести и устойчивости машины, исключено оборудование для самоокапывания, установлены телескопическая воздухозаборная труба и облегченный водоотражающий щиток, введены водоотражающие щитки на башне. Обладает высокой маневренностью на плаву, может двигаться и вести стрельбу с требуемой точностью при волнении воды силой до 3 и 2 баллов соответственно. При работающем двигателе может находиться в воде до 7 часов и передвигаться со скоростью до 10 км/ч. Способна выходить на берег в условиях прибойной волны и буксировать однотипное изделие. На машине установлен новый основной прицел «СОЖ» со встроенным лазерным дальномером и каналом управления ПТУР.
- БМП-3М — усовершенствованная модификация БМП-3. Превосходит базовую версию по подвижности и огневой мощи благодаря установке нового турбированного двигателя УТД-32Т мощностью 660 л.с. и усовершенствованной системы управления огнём, позволяющей распознавать цели и вести прицельную стрельбу на больших дальностях и скоростях движения. Отличается повышенной защищенностью за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты «Арена-Э», который обеспечивает защиту машины от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и гранат противника. СУО позволяет автоматически распознавать сопровождать и атаковать цели в движении. Дальность распознавания цели типа танк составляет 4500 м. Установленные бортовые экраны защищают от поражения бронебойными пулями калибра 12,7-мм, а также снижают воздействие кумулятивной струи. Десантирование солдат производится через кормовой люк, что несколько осложнено необходимостью переползания десанта через двигатель.
- БМП-3 c КОЭП «Штора-1» — обеспечивает эффективную защиту машины от поражения ПТУР с полуавтоматическими и автоматическими системами наведения. Его высокая эффективность была подтверждена после выставки IDEX-2003 на полигоне Макатра. При стрельбе по ней различными ПТУРами с дальности 3000 м ни одна из ракет не достигла цели.
- БМП-3 с ДЗ «Кактус» — продемонстрирована на выставке в Омске в 2001 году. Блоки ДЗ расположены на бортовых и лобовых частях корпуса и башни совместно с резинотканевыми и решетчатыми экранами. Дополнительная защита значительно повышает живучесть БМП в условиях применения легких противотанковых средств с кумулятивными боевыми частями. Комплекс вооружения, система управления огнем, внутренняя компоновка, МТО аналогичны базовому образцу. В связи с увеличением массы БМП не может плавать. При демонтаже дополнительной защиты эта способность возвращается, так как водометные двигатели сохранились. Машина имеет большие габариты по ширине (до 3,97 м) и длине корпуса (до 7,16 м).
- БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У» — отличается современной системой управления огнем и единым механизмом заряжания нового боекомплекта управляемых и неуправляемых 100-мм выстрелов. Управляемая ракета 9М117М1 «Аркан» обеспечивает поражение современных танков с динамической защитой на дальности до 5500 м. Выстрел ЗУБК23-3 с ПТУР имеет массу 21,5 кг и длину 1185 мм. Новый 100-мм осколочно-фугасный выстрел ЗУОФ19 имеет дальность стрельбы 7000 м и по сравнению со штатным снарядом его эффективность и рассеивание в 2,5-3 и 2 раза лучше соответственно. Применение нового 30-мм бронебойно-подкалиберного снаряда «Кернер» существенно повышает эффективность стрельбы по легкобронированным целям.
История создания БМП-2
Первые попытки сделать бронемашину, которая бы перевозила пехоту вслед за танками, были предприняты еще в конце Первой Мировой войны. В то время автомобильная техника была несовершенной и тихоходной, так что от этой идеи на время отказались. Она вновь заинтересовала военных перед началом Второй Мировой войны. Всем было понятно, что грядущий конфликт будет войной механизированных соединений, которые требуют обязательной поддержки пехоты.
Разработки подобных машин проводились и в Германии, и в СССР. Немцы создали полугусеничный открытый бронетранспортер, который доставлял пехоту на поле боя и мог оказать ей огневую поддержку. Тем не менее, наиболее активные работы над боевой машиной пехоты начались уже после Второй Мировой войны, начиная с середины 50-х годов.
Тактика того времени предполагала активное применение в боевых операциях ядерного оружия. Военным понадобилась машина, которая могла бы защитить экипаж и пехотинцев от поражающих факторов ядерного взрыва.
В 1966 году на вооружение Советской армии была принята БМП-1 – первая машина подобного класса в мире. БМП-1 получилась подвижной и маневренной, броня надежно защищала экипаж от осколков и стрелкового оружия. Экипаж был защищен от воздействия оружия массового поражения. Эта машина имела прекрасные технические характеристики, на ней был установлен очень удачный дизельный двигатель.
Машина была вооружена гладкоствольной 73-мм пушкой «Гром», пулеметом и управляемыми противотанковыми ракетами «Малютка».
Основной проблемой машины стал недостаточный уровень ее защищенности. Подкалиберные снаряды, принятые на вооружение странами НАТО, пробивали лобовую броню БМП-1 с расстояния 1000 метров. Пушка «Бушмастер», которая была установлена на основную американскую БМП «Бредли», могла поразить БМП-1 с расстояния 2000 метров. Бортовая броня машины пробивалась даже пулями калибра 12,7 миллиметров.
Много вопросов вызывало и вооружение БМП-1. Гладкоствольная пушка «Гром» была создана на основе гранатомета СПГ-9 и носила выраженный противотанковый характер. Она вызывала нарекания: невысокая дальность стрельбы, низкая точность и небольшие углы вертикальной наводки. В начальный период эксплуатации в боекомплект БМП-1 входили только снаряды с кумулятивной боевой частью, осколочные боеприпасы были добавлены позже. Для поддержки огнем пехоты у БМП-1 оставался только пулемет, что было явно недостаточно.
Во время создания БМП-1 в СССР просто не было малокалиберной скорострельной пушки, которую можно было установить на эту машину. Автоматическая 30-мм пушка, которую можно было использовать на этой машине, появилась только в середине 70-х годов. В 1974 году начались работы над модернизацией машины на Курганском заводе, где выпускалась БМП-1.
Военные без большого энтузиазма смотрели на возможное уменьшение калибра орудия. Были проведены испытания, во время которых 30-мм пушка обстреливала танк. Броню она пробить не смогла, но танк потерял боеспособность: была заклинена башня, все навесное оборудование было уничтожено, наружные топливные баки загорелись.
Приняли решение изготовить новую машину, на вооружении которой будет находиться новое орудие. В 1980 году новая боевая машина пехоты БМП-2 была принята на вооружение. Изначально объем ее производства должен был составлять 10% от объема выпуска БМП-1. Но вскоре началась война в Афганистане, которая решила судьбу этой бронемашины. Еще до официального принятия БМП-2 на вооружение несколько десятков этих машин были отправлены в Афганистан.
Автоматическая пушка БМП-2, имеющая большие углы возвышения, как нельзя лучше подходила для условий той войны. Она могла вести эффективный огонь по противнику, занимавшему позиции на господствующих высотах. Почти сразу в армейских мастерских на машину начали устанавливать дополнительные экраны, чтобы повысить ее защиту от тяжелого стрелкового оружия. Немного позже эту работу стали выполнять на заводе-изготовителе. Так появилась модификация машины – БМП-2Д. Наибольшие потери БМП-2 в Афганистане несли от ручных противотанковых гранатометов.
Позднее БМП-2 принимала участие еще во многих конфликтах: в Ираке, на Северном Кавказе, в Карабахе. Машина почти всегда показывала свои высокие технические характеристики, надежность и простоту в эксплуатации. На ее базе были созданы многочисленные модификации, которые обычно отличаются системой вооружения и дополнительной броней. БМП-2 сегодня используют во многих армиях мира.