Советские танки серии бт 2, 5 и 7: на гусеницах и на колесах

Особенности ведения воздушной войны в Корее

Корейские события заслуживают внимание тем, что они явились ареной боевого столкновения реактивных самолётов, открывших новую эру в истории авиации. Наши МиГ-15 осуществляли воздушную поддержку частей армии Китая

Для американских воздушных сил появление МиГ-15 оказалось неожиданным, их F-80 c прямым крылом обладали меньшей скоростью и превращались в лёгкую добычу для наших самолётов. США срочно перебросили в Корею новейший F-86 «Сейбр», который и противостоял советским самолётам в воздушной войне. Наши лётчики не имели права вести бой и преследовать противника над территорией Южной Кореи и морем. Но перед советскими лётчиками не стояла цель уничтожения F-86, основной задачей было не пропустить очередной налёт бомбардировщиков В-29.

В то время у нас не было противоперегрузочных костюмов, а пилоты США имели такие и это снижало наши возможности ведения маневренного воздушного боя. Ветераны корейской войны вспоминали, что «Сейбр» обладал превосходством на малых высотах, особенно это выражалось на виражах, а МиГ обладал отличной скороподъёмностью и часто бой заканчивался после первого захода. Неудачно атаковав, «Сейбр» уходил вниз, а МиГ стремился набрать высоту. После чего, каждый пилот использовал лучшие качества своего самолёта машины и в результате наш МиГ оказывался наверху, а американец внизу.

МиГ-15 бис

На исход боя часто оказывало наличие у «Сейбра» радиодальномера, с ним наши самолёты сбивали с дальней дистанции, порядка 2,5 км. Это печальное положение для советских лётчиков тянулось до 1952 года, пока на наши самолёты не поставили соответствующее оборудование.

МиГ-15 отлично зарекомендовал себя при перехвате бомбардировщиков В-29, весной 1951 года на корейско-китайской границе советские пилоты разбили большую группировку этих самолётов, а в октябре того же года американцы понесли большие потери при налётах на Северную Корею и до конца войны больше не использовали бомбардировщики днём. Во время корейских событий 23 воздушных поединка выиграл советский пилот Евгений Попеляев, именно он заставил произвести вынужденную посадку американский F-86, который впоследствии перегнали в Москву в центральный аэродинамический институт.

Огромную сенсацию в западной прессе вызвало появление наших МиГ-15 в Корее — это получило название «корейский сюрприз» и впоследствии американские лётчики называли этот театр боевых действий «аллеей МиГов»

МиГ-15

МиГ-15

МиГ-15

МиГ-15

МиГ-15

Тактико-технические характеристики БТ-5

Экипаж, чел.: 3Годы производства: 1933—1934Годы эксплуатации: 1933—1945Количество выпущенных, шт.: 1884Компоновочная схема: классическая

Вес БТ-5

— 11,5 тонн

Размеры БТ-5

— Длина корпуса, мм: 5580- Ширина корпуса, мм: 2230- Высота, мм: 2230- Клиренс, мм: 350

Броня БТ-5

— Лоб корпуса, мм/град.: 13- Борт корпуса, мм/град.: 13- Корма корпуса, мм/град.: 10- Днище, мм: 6- Крыша корпуса, мм: 10- Лоб башни, мм/град.: 13- Маска орудия, мм/град.: 13- Борт башни, мм/град.: 13- Корма башни, мм/град.: 13- Крыша башни, мм: 10

Вооружение БТ-5

— Калибр и марка пушки: 45-мм 20-К обр. 1937 г.- Тип пушки: нарезная- Длина ствола, калибров: 46- Боекомплект пушки: 115- Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ

Двигатель БТ-5

— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5- Мощность двигателя, л. с.: 400

Скорость БТ-5

— Скорость по шоссе, км/ч: 52 на гусеницах, 72 на колёсах- Запас хода по шоссе, км: 150 на гусеницах, 200 на колёсах

— Удельная мощность, л. с./т: 34,8- Колёсная формула: 8 × 2 / 2- Тип подвески: подвеска Кристи- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,65 на гусеницах, 5,65 на колёсах- Преодолеваемый подъём, град.: 37- Преодолеваемая стенка, м: 0,55- Преодолеваемый ров, м: 2- Преодолеваемый брод, м: 0,9

БМП-3 «Деривация»

На выставке Russia Arms EXPO 2020 публике показали модернизацию «Деревация», отличающуюся необитаемой башней и вооружённую автоматической артустановкой АУ-220М калибра 57 мм. Такая пушка предназначена для уничтожения пехоты, расчётов огневых точек, легкобронированной техники, БМП, беспилотников и прочих низколетящих воздушных целей.

АУ-220М – это артиллерийская установка, находящаяся в башне низкого профиля с круговым вращением. Скорострельность достигает 100 выстрелов в минуту, прицельная дистанция огня – до 8 километров. Боезапас состоит из 80 снарядов в автоматизированной боеукладке и ещё 120. В качестве вспомогательного вооружения установлен спаренный пулемёт ПКТМ, обладающий боезапасом в 2000 патронов.

Широко применяется современное цифровое оборудование, позволяющее применять «Деревацию» в любых погодных условиях и любое время суток.

Благодаря использованию новой необитаемой башни без подбашенного отделения, внутреннее пространство стало больше, что позволило добавить 2 места для десанта.

Особенности конструкции советских быстроходных танков

Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.

Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.

Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.

Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.

Задействованную в параде на Красной площади военную технику передислоцировали в Москву

Преимущества и недостатки

Применение и оценка

БТ прошли славный боевой путь, приняв участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х годов до 1945 года. БТ повоевали и в Испании, где показали полное превосходство над немецкими и итальянскими танками (точнее — пулемётными танкетками). Они отлично показали себя в столкновениях с японцами, продемонстрировав отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов (в соответствии с теорией глубокой операции).

45-мм пушки гарантированно поражали любую бронетехнику того времени. Броня БТ надёжно защищала от пуль и осколков, но при столкновении с войсками, насыщенными ПТО (как, например, в Финляндии), начинались проблемы. Мало того, что БТ не выдерживали попадания бронебойных снарядов, машины оказались ещё и легковоспламеняющимися из-за установленных вдоль бортов БТ бензобаков с целью увеличения запаса хода. При попадании снаряда в борт, возгорание было почти неизбежно.

Тем не менее, танк доказал свои высокие боевые качества, а гибель машины от огня ПТО считалась тогда неизбежным злом.

БТ по достоинству оценили англичане. После посещения Киевских манёвров 1936 года, в которых приняли участие сотни танков БТ, английское военное ведомство приобрело у Кристи один танк его конструкции. На его основе создан танк A13, который (в разных вариантах) стал основой английских танковых сил. Развитием A13 стали знаменитые английские танки «Кромвель» и «Крусейдер».

Подбитый в боях с немцами БТ-7

БТ активно применялись и в начале Великой Отечественной войны. По своим боевым качествам они наголову превосходили немецкие лёгкие танки Pz-I и Pz-II. При сравнении с Pz-III, Pz-IV, 38(t) и 35(t) видно, что БТ превосходят их по мощностным характеристикам. А. Б. Широкорад в книге «Танковая война на восточном фронте» отмечает, правда, что Pz-III на полигоне 1939 года оказалась неприятным сюрпризом для советских инженеров и военных. Германский танк при меньшей удельной мощности развивал равноценную с БТ скорость; а его цементированная броня оказалась крепким орешком для «мягких» советских снарядов. Танки БТ по огневой мощности были сравнимы с Pz-III (37- или 50-мм орудие), в то время как Pz-IV вообще не предназначался для борьбы с бронетехникой (до 1942 года эти танки вооружались короткоствольным 75-мм орудием). Но на дистанции действительного огня и БТ, и немецкие танки могли поражать друг друга — броня на всех была тонкая. И здесь против БТ работала его «слепота», вообще характерная для советских танков того времени. Отсутствие командирской башенки не позволяло командиру наблюдать за полем боя. То, что командир совмещал функции наводчика, также не повышало боеспособность танка. Вопреки навязанному литературой мнению танки БТ были достаточно сильно вооружены. Танковая пушка калибра 45 мм появилась в результате глубокой переделки купленного в 1930 году у фирмы Рейнметалл 37 мм противотанкового орудия, состоявшего на момент 22 июня 1941 года на вооружении Вермахта. Результатом переделки стал тяжёлый осколочно-фугасный снаряд, которым не мог похвастать прототип, и незначительное увеличение бронепробиваемости. Плохая оптика не позволяла в полной мере использовать возможности артсистемы, но. даже «Пантера» T-V имела проекции, поражаемые «сорокопяткой». (А. Б. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии»)

Иван Васильевич Болдин вспоминает в своих мемуарах, как три танка БТ, с боеприпасами, но без горючего, подкараулили колонну немецких танков, и нанесли ей значительные потери. Таким образом, танки БТ, при грамотном использовании, тогда ещё являлись вполне эффективным оружием.

Судя по всему, причины массовой гибели БТ в начале войны стоит искать не в конструктивных недостатках машины, а в общем ходе боевых действий. Неисправные БТ бросались при отступлении, подбитые машины невозможно было восстановить, танковые подразделения не получали боеприпасов и ГСМ. В таких обстоятельствах массово гибли не только БТ, но и Т-34 и КВ. В ходе тяжёлых боёв 1941 — начала 1942 БТ были почти полностью истреблены. К середине 1942 года о них уже нет никаких упоминаний.

Брошенные и подбитые БТ охотно восстанавливались противником. Финны, кроме того, выпустили небольшую серию 114-мм САУ на шасси БТ-7 (BT-42).

Последний раз БТ пошли в бой в ходе Советско-японской войны в 1945 году. На Дальнем Востоке к тому времени сохранилось некоторое количество этих танков и они показали себя эффективными при разгроме Квантунской группировки.

Развитие серии БТ

Серию БТ продолжили — были усилены бронирование и вооружение, была установлена рация (сначала — только на командирских машинах), на БТ последних серий стоял дизельный двигатель.

Колесно-гусеничный движитель активно использовался при разработке новых советских танков. Существовали варианты его использования на Т-26 и среднем танке Т-28, причем была выпущена экспериментальная серия последнего.

Возникла идея создать танк с тремя движителями — плавающий. Одни из первых советских плавающих танков были созданы именно на основе БТ (ПТ-1А). Существовал также проект танка с четырьмя движителями — колёсно-гусеничный, плавающий, способный двигаться по рельсам.

Проводились многочисленные работы по улучшению движения танка на колёсах. Так, разрабатывался привод на все колёса (кроме управляемых) — танк при этом превращался в колёсную машину с колёсной формулой 6×8 (идея реализована при создании А-20). Создавались экспериментальные БТ, способные двигаться при утере одной из гусениц — с одного борта при этом привод был на колёса, а с другого — на ведущее колесо гусеничного хода. При этом, движение гусеницы было синхронизировано с вращением колёс другого борта.

Проблемой всех танков серии БТ была слабая броня. Некоторые источники говорят о том, что советское руководство того времени увлеклось теорией, что быстрота танка компенсирует его слабое бронирование. Тонкая противопульная броня в танкостроении 1930-х считалась нормой. Такой бронёй были защищены все без исключения танки того времени, включая средние и даже тяжёлые, так как до середины тридцатых удачных ПТО не имела ни одна страна мира, и поэтому не существовало необходимости в противоснарядном бронировании. Даже когда появились серьёзные средства противотанковой борьбы, военные не забеспокоились — серьёзных войн с применением танков не было и боевой опыт их применения не накопился. Тем более что усилить броню означало увеличить массу танка, а двигатели того времени не могли позволить такую роскошь.

Исключением были БТ, на которых стояли самые мощные танковые двигатели своего времени. Однако и у БТ было ограничение — колёсный движитель не позволял наращивать массу машины. Даже стандартные БТ не могли двигаться по слабому грунту на колёсах, но нормально шли на колёсах по любой твёрдой дороге, чему свидетельством — многочисленные фотографии с манёвров 1930-х годов.

Конец эры БТ

Советские конструкторы понимали слабость бронирования БТ — это стало особенно очевидно в ходе войны в Испании. Именно для улучшения защищённости танка они, начиная с БТ-7 поздних серий, начали ставить броню с рациональными углами наклона. Стремление максимально защитить танк при сохранении приемлемого веса нашло отражение в колёсно-гусеничном танке БТ-20 (другое название — А-20). Однако втиснуть надёжное бронирование в заданные весовые ограничения (18 тонн) было невозможно.

Инициатором усиления бронирования и вооружения нового танка вступило руководство АБТУ во главе с участником Испанской войны Д. Г. Павловым. КБ Харьковского завода, работавшего над новой машиной, разработало альтернативный танк с чисто гусеничным движителем — А-32. Руководителем КБ был М. И. Кошкин, так как в январе был арестован предыдущий руководитель КБ (А. О. Фирсов).

В августе 1938 года проекты А-20 и А-32 были представлены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Военные одобрили колёсно-гусеничный танк, но И. В. Сталин приказал провести сравнительные испытания обоих вариантов танка.

В мае 1939 года А-20 и А-32 были изготовлены, а в июле прошли государственные испытания. И даже по окончании испытаний военные продолжали колебаться — отказаться от колёсно-гусеничного движителя они не решались. Ситуацию решило следующее испытание, прошедшее в сентябре на испытательном полигоне под Москвой. На испытание М. И. Кошкин представил усиленный вариант гусеничного А-32 — Т-32 (с 76-мм пушкой Л-10 и толстой бронёй). Новый танк произвёл фурор — в нём удачно соединились и скорость, и бронирование, и мощное вооружение. После того, как лично К. Е. Ворошилов заявил, что «именно такая машина нужна Красной Армии», судьба танка была решена. По результатам испытаний Т-32 был доработан (в частности, ещё более усилено бронирование) и запущен в производство под названием Т-34.

На этом в СССР закончилась эпоха быстроходных танков. С появлением Т-34 производство танков БТ было свёрнуто (хотя на танкоремонтных заводах танки БТ продолжали восстанавливать минимум до середины 1942 года).

Описание конструкции

Литература

  • М. Свирин «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.» Яуза\ЭКСМО. Москва. 2006
  • М. П. Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». Яуза\ЭКСМО. Москва. 2007
  • М. П. Барятинский, М.Коломиец «Легкий танк БТ-7″ (Бронеколлекция МК» 1996-05)
  • М. В. Коломиец «Бои за Харьков в мае 1942 года». Фронтовая Иллюстрация №6-2000
  • М. В. Коломиец «Битва за Москву». Фронтовая Иллюстрация №1-2002
  • Г. Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998

А нужны ли стереотипы?

Цветы – наиболее частый и традиционный подарок На принятые кем-то и когда-то нормы принято ориентироваться и в современном мире. Но сегодня некоторые стереотипы становятся неактуальными. Например, те же ассоциации цвета. Современные технологии позволяют выращивать любые цветы различных даже необычных, окрасов, практически круглый год. Кстати, хризантема изначально была только желтой. Сейчас флористы предлагают букеты и с зелеными, и с темными, почти черными цветами.

Современные букеты бесподобны, неповторимы. Дарят только положительные и приятные эмоции. Цветочные аранжировки призваны подчеркнуть праздничность обстановки, а также значительность личности. Возможно, не стоит их делить на свадебные и траурные, подходящие и неподходящие. Не усложняйте себе жизнь ненужными стереотипами! Дарите разнообразные цветы родным и любимым, будьте счастливы и помните, что жизнь прекрасна!

В наше время язык соцветий и сложных букетов практически забыт. Но такие цветы, как белые розы еще нескоро потеряют свое значение. Соответственно вопрос, уместно ли дарить белые розы, остается открытым.

Вооружение БТ-2.

Согласно плану, главным оружием танка БТ-2 должна была быть 37-мм пушка. Сама пушка в это время серийно не производилась и не была принята на вооружение. Имеющаяся 37-мм пушка ПС-2 не освоена в производстве и с ее дальнейшим выпуском были определенные трудности. С другой стороны принята на вооружение 37-мм ПТП обр. 1930г., производство которой осваивал завод им. Калинина. По решению Артиллерийского комитета, КБ провело работы по наложению ствола с казенником пушки 19K (бывшая пушка «Ренметалл») в ложе танковой пушки ПС-2. В итоге получили 37-мм танковую пушку Б-3.

Для освоения пушки в производстве ее предали на завод №8 им. Калинина, где не отказали себе в удовольствии и изменили ее индекс на собственный внутризаводской – 5К. Первые образы были отгружены заказчику в этом же году. Пушка не имела спаренного пулемета ДТ, как это было говорено заданием, неудовлетворительно работала полуавтоматика затвора. Как результат, в первом квартале 1932г, пришлось спешно корректировать чертежи башни, а 60 готовых башен приспосабливать под раздельную установку танкового орудия и пулемета. Но поскольку амбразура в башнях вырезалась «по-месту», то места где бы можно было установить шаровую установку спаренных пулеметов, не нашлось. Раздельно пушку и пулемет удалось установить только на 240 башнях нового выпуска.

Первоначально планировали вооружить 37-мм пушкой первые 300 танков БТ, на все последующие должны были быть установленв 45-мм танковые пушки 1932г. Поскольку завод №8 не смог ее освоить в срок, остаток из 310 танков, также довольствовался пушкой Б-3(5-К). Но проблемы были и с выпуском этих орудий, так завод им. Калинина отгрузил ХПЗ только 190 пушек, поэтому танки орудий, которым не хватило, должны были вооружить спаркой пулеметов ДТ. Понимая недостатки такого решения Комитет обороны, своим постановлением обязывал вооружить оставшиеся 300 танков, пушкой Гочкиса демонтировав их с танков Т-18. А с января 1934г., заменить эти башни, на башни рассчитанные под установку 45-мм пушки.

Фактически это решение осталось на бумаге. Пушки танков Т-18 уже перекочевали на танки Т-26 и все легкие танки БТ-2, которым не хватило 37-мм пушки Б-3, вооружали спаркой пулеметов или оставляли не вооруженными. Танков БТ в 1932г. изготовили 396 штук, а в1933г -224 танка. Танку присвоили индекс БТ-2, в связи с освоением новой модификации этого легкого танка.

В тысяча девятьсот тридцать втором году прошла реорганизация танкового отдела ХПЗ. В его вошел СКБ, из состава, которого выделили группу молодых конструкторов занимавшихся совершенствованием серийных танков. Испытания новых танков проводил опытный отдел.

Весной тысяча девятьсот тридцать второго года военная приемка приняла от производителя первые серийные танки. И в танковых частях приступили к освоению новых танков БТ-2. Одним из первых их получили танкисты механизированной бригады имени Калиновского. Отзывы танкистов на новую машину были самые не благоприятные. Поломки при эксплуатации были обычным явлением. Проблему усугублял тот факт, что танкисты получали БТ-2 без вооружения.

Серийные модели

Модель 1935 года

Корпус серийной БТ-7 выпуска 1935 года собирался из броневых и стальных листов и представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженной закруглённой носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъёмные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей — клёпаными. Наружные бортовые стенки — броневые, съёмные. Внутренние стенки представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка подвешивался на восьми пружинных рессорах (свечах): шести вертикальных и двух горизонтальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми — передняя. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделении управления.

В кормовой части располагались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с., многодисковый сухой главный фрикцион, 4-скоростная коробка передач, бортовые фрикционы и передачи, тормоза, гитары (для привода колёсного хода), топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).

В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемёт ДТ. На части танков устанавливались кормовые и зенитные пулемёты, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из 3 человек: командир (наводчик), заряжающий и механик-водитель.

Модель 1937 года

С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 артвыстрелов). На всех линейных танках устанавливался пулемёт ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемёта ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков. Четырёхскоростная коробка передач была заменена трёхскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода. На последних, впрочем, в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую. В ходе модернизации толщина лобовой брони БТ-7 достигла 22 мм. Боевая масса возросла до 13,9 т. Всего было изготовлено 4727 танков БТ-7.

Модель 1939 года (БТ-7М)

С декабря 1939 года начался выпуск танка БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8), внешне почти не отличавшегося от БТ-7. Основное отличие заключалось в установке на танк дизельного двигателя В-2 вместо карбюраторного М-17Т. Жёсткость корпуса БТ-7М была повышена за счёт установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра-пылеулавливателя. Бо́льшая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до конца 1940 года, некоторое время — даже параллельно с Т-34. Всего было изготовлено 706 экземпляров БТ-7М.

Описание конструкции танка БТ-5

Корпус. Танк БТ-5 является дальнейшей модернизацией легкого танка БТ-2, основе которого он и был создан. Основное отличие БТ-5, от БТ-2 — новая двухместная башня танка. Помимо изменения конфигурации, новая башня делала возможным спаренную установку танкового вооружения. В отличие от башни танка его корпус танка БТ-5 подвергся сравнительно не большим изменениям. Штампованные катки пришли на смену литым, диаметр катков увеличен до 830 см. Гребневые траки заменили цельноштампованные.

Башня танка. Танки БТ-5 имели башни двух видов, от двух различных производителей.Ижорский завод поставлял сварные башни с развитой кормовой нишей. Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича изготавливал клепаные с кормовой нишей меньшего размера. После того как завод изготовил 230 башен такого типа, он перешел на выпуск башен БТ-5 конструкции Ижорского завода.

Башня танка БТ-5 конической формы с выступающей с боков кормовой нишей. Клепаные имели кормовую нишу прямоугольной формы, а сварные башни — овальной формы. Цилиндрическую часть склепывали либо сваривали из двух бронелистов –заднего и переднего. В переднем листе прорезана прямоугольная амбразура для танкового орудия и спаренного с нем пулемета. Помимо него в бортах , помимо смотровых щелей прорезаны бойницы, для стрельбы револьвера. Кормовая ниша башни служила для уравновешивания пушки, в ней была расположены либо радиостанция, а чаще служила для укладки дополнительных боеприпасов. В задней части ниши сварных башен имелась запираемая изнутри дверка.

Клепаные башни танков БТ-5 дверок не имели. Крыша собрана из двух листов. В ней имелся запираемый изнутри люк для доступа членов экипажа, вентиляционное отверстие над казенником орудия. Слева отверстие для перископического прицела и лючок флажковой сигнализации справа. Башня танка поворачивалась только вручную.

Двигатель. Отельные проблемы принес советский двигатель М-5. Эти двигатели устанавливали в БТ-5 после того как они отработают летный ресурс в авиации. Однако СССР обладал сравнительно небольшим количеством двигателей такого типа, вдобавок капитальный ремонт на предприятиях-смежниках был далеко не всегда качественным. Поэтому решено было провести опытные работы по монтажу в БТ-5 танкового двигателя М-17. Результаты этих работ смогли реализовать в следующей модификации – БТ-7М

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector