Ef-2000 eurofighter typhoon

Примечания

  1. Power to progress, Flight International, Reed Business Publishing (10 апреля 1991). Дата обращения 5 июля 2007.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 мая 2011.
  3. Richardson, Doug. Stealth Warplanes: Deception, Evasion and Concealment in the Air. London: Salamander, 2001. р. 113.
  4. . eurofighter.at. Дата обращения 3 ноября 2015.
  5. AirForces Monthly (неопр.). — 2004.
  6. . Дата обращения 4 февраля 2013.
  7. , FR: Dassault, http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1>.
  8. , Eurofighter, http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp>.
  9. , DE: Luftwaffe, http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp>.
  10. ↑ , Blogspot, http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh1k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
  11. , SE: Saab, http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/>.
  12. , NL, 8 Aug, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011..
  13. ↑ , JSF Nieuws, с. 5, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf>.
  14. , RU: MiG Aravia, http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm>.
  15. , Deagel, http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx>.
  16. , Bharat-Rakshak, http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html>.
  17. , AT: Air Power, http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm>.
  18.  (англ.). bbc.com. BBC (16 February 2017). Дата обращения 7 июля 2017.
  19. Gunther Oswald, Nina Weissensteiner.  (нем.). derStandard.at (7. Juli 2017). Дата обращения 7 июля 2017.
  20. М.А. Левин, В.Е. Ильин. «Современные истребители». — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 15—18. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.

Кабина и органы управления

«Еврофайтер Тайфун» управляется одним пилотом,
размещающемся в кабине.

Общий вид кабины «Еврофайтер Тайфун»

На рабочем месте пилота преобладает индикатор на лобовом стекле (ИЛС, Head-up-Display). Под ним размещена базовая панель управления каналом передачи данных (Data Link Control Panel, DLCP), а ниже три многофункциональных дисплея (Multifunction Head Down Displays, MHDD). С левой стороны находится еще одна консоль для ввода и изменения данных, с правой стороны — дисплей для организации связи.

Информация о полете, данные от датчиков, тактические данные и системная информация предоставляются пилоту на трех многофункциональных экранах AMLCD размером 159×159 мм и разрешением 1024×1024 пикселей. Экраны автоматически подстраиваются под преобладающие условия освещения в кабине с помощью фотоэлемента. Экраны управляются 17 кнопками, прямым голосовым вводом (Direct Voice Input, DVI) или курсором. Для перемещения курсора служит XY контроллер? который находится на рычаге газа и регулируется указательным пальцем левой руки. Экранные кнопки не имеют постоянной надписи, но могут быть любым символом по мере необходимости.

Обычно перед стартом определяется стандартная настройка для каждого монитора. Далее «Тайфун» автоматически выбирает соответствующий дисплей в зависимости от ситуации и статуса миссии. Обычно в центре отображаются  тактические данные на карте (Pilot-Awareness-Format, РА). Слева представляется формат атаки, где отображаются только соответствующие тактические данные. «Картинка» правого дисплея выбирается в зависимости от ситуации: индикатор дальность-высота (RHI-Scope), сопровождение цели, информация от системы самозащиты (Defense Aids Sub System, DASS), вооружение, топливо и т. д. В форматах атаки и PA всегда отображается общая картина ситуации.

Формат РА (карта) на среднем мониторе кабины

В верхней части кабины, справа от DLCP, находится искусственный горизонт, слева от которого расположены дополнительные кнопки. Рядом с правым коленом находится панель предупреждающих сообщений. Поворотные переключатели на консольных кронштейнах слева и справа необходимы для поднятия и опускания систем самолета и в чрезвычайных ситуациях и в обычном полете не используются.

Eurofighter Typhoon design

The aircraft is constructed of carbon-fibre composites, glass-reinforced plastic, aluminium lithium, titanium and aluminium casting. Stealth technology features include low frontal radar cross-section, passive sensors and supercruise ability.

The foreplane/delta configuration is intentionally aerodynamically unstable which provides a high level of agility (particularly at supersonic speeds), low drag and enhanced lift. The pilot controls the aircraft through a computerised digital fly-by-wire system which provides artificial stabilisation and gust elevation to give good control characteristics throughout the flight envelope.

Ссылки

Комплекс РЭБ Praetorian

Комплект радиоэлектронной борьбы Praetorian (рус. — «Преторианец»), также известный как подсистема защитных средств (Defensive Aids Sub-System, DASS), является автоматизированной системой самообороны «Еврофайтер». Разрабатывается и производится предприятиями BAE Systems и Elettronica в составе образованного для этого консорциума EuroDASS.

Комплекс состоит из антенн для электронного противодействия (ECM) и  электронной поддержки (ESM), детекторов ракетного обстрела (MAW) и автомата сбрасывания ложных тепловых ловушек. Вся система контролируется пятью процессорами. Уже в первом транше «Преторианца» перевели на новые процессоры, которые увеличили вычислительную мощность в десять раз.

Оконечный контейнер правого крыла «Еврофайтера»

Электронное противодействие

Система электронного противодействия полностью изготовлена из  полупроводниковых компонентов. Отдельные передающие и приемные модули состоят из антенн Вивальди, работающих в диапазоне частот от 6 до 18 ГГц. Антенны расположены в передней части оконечных контейнеров крыльев и в задней части левого оконечного контейнера. Элементы могут работать независимо или вместе. Например, одна передняя антенна осуществляет шумоподавление одной цели, в то время как остальные отслеживать прочие цели.

Линейный блок антенн Вивальди

В задней части концевого контейнера правого крыла размещены два буксируемых помеховых излучателя Ariel Mk II от компании SELEX Galileo. Излучатели буксируются  за самолетом с помощью кевларового кабеля с оптоволокном длиной 100 м. Буксируемый передатчик работает в диапазоне частот от 6 до 20 ГГц. Он работает в качестве радиолокационной приманки, предлагая ракете с активной головкой самонаведения более крупную и привлекательную цель, чем самолет-носитель.

Эффективность всего комплекса электронного противодействия дополняется автоматом сбрасывания тепловых ловушек.

Концевые контейнеры крыльев «Еврофайтер Тайфун». На переднем плане буксируемый излучатель Ariel Mk II

Предупреждение о  ракетной атаке

Подсистема предупреждения о ракетной атаке (Missile Approach Warner, MAW) «Еврофайтер Тайфун» является наименее известным элементов его комплекса самообороны.

Хвостовой датчик предупреждения о ракетной атаке

Согласно различным источникам, на самолете установлена усовершенствованная система обнаружения ракет (Advanced Missile Detection System, AMIDS) от SELEX Galileo. Цель состоит в том, чтобы использовать импульсный доплеровский радар миллиметрового диапазона для обнаружения угроз в ближней зоне. Объекты внутри сферы вокруг «Еврофайтера», исключая сектора непосредственно сверху и снизу, могут быть локализованы и отслежены. Практическая дальность обнаружения управляемых ракет может составлять около 20 км.

Истребители «Еврофайтер Тайфун» изготовленные для Великобритании, Испании и Саудовской Аравии дополнительно оснащаются системой предупреждения о лазерном облучении. Если на самолет нацелен лазер – пилот оповещается сигналом тревоги.

Индикация подсистема MAW. Зеленые стрелки – отсутствие угрозы. Красные – угроза для самолета.

Таким образом, являясь изделием западно-европейского ВПК, «Еврофайтер Тайфун» представляет собой современную сложную платформу для авиационных средств поражения. Самолет относится к авиационной технике четвертого поколения. Вместе с тем, западные специалисты отмечают, высокий уровень внедрения в конструкцию элементов технологии «стелс», передовую авионику и возможность длительного полета на сверхзвуке.

Наличие достаточного объема заказов на производство, свидетельствует, что данная модель останется в арсеналах зарубежных ВВС на период ближайшего десятилетия.

Истребитель «Еврофайтер Тайфун» инфографика

По материалам http://www.wikiwand.com

Также по теме: «Истребитель ВВС Германии «Еврофайтер Тайфун» – общая характеристика.»

Подозрение в даче взятки

Следственная комиссия выявила сомнительные сети лоббистов чиновников и политиков.

Одна из самых ярких индивидуальных находок — это платеж в размере 87 600 евро лоббиста EADS Эрхарда Штайнингера компании Анны Марии Фрюстюк-Вольф. Она жена генерал-майора Эриха Вольфа , члена комиссии, которая отвечала за оценку предложений. Супруги Вольф и их шафер Штайнингер отрицают какую-либо связь с приобретением Eurofighter. «Воздушный шеф» временно приостановлен. Против него также возбуждено дисциплинарное производство.

В отношении начальника Управления обороны Минобороны Эриха Германа возбуждено дисциплинарное производство. В комиссии он признался, что чаще бывал в отпуске со Штайнингером. Он приказал лоббисту EADS дважды оплатить ему гостиницу и вернул их позже. Кроме того, Штайнингера несколько раз приглашали в комитет во время последнего совместного горнолыжного отдыха в Рамзау. Вождь Абвехрамта не хочет знать об этом.

Бывшие сотрудники FPÖ также получили деньги от EADS. Например, бывшему секретарю клуба FPÖ Курту Лукасеку, как говорят, платили за политические анализы.

Особый интерес для ÖVP вызвали около 5 миллионов евро спонсорских денег EADS для футбольного клуба Rapid , истинное значение которых невозможно определить. Связь, предполагаемая ÖVP с предвыборной кампанией SPÖ, направленной против Eurofighter, не могла быть установлена. Доказано лишь то, что до и после избирательной кампании между EADS и высокопоставленными политиками SPÖ велись переговоры.

Согласно материалам суда, лоббисты Eurofighter Клаус-Дитер Бергнер, Альфред Платтнер и Вальтер Шён располагали примерно 100 миллионами евро, чтобы повлиять на решение о покупке в свою пользу. Согласно информации римского прокурора, только почтовая компания Vector итальянского финансового мошенника Джанфранко Ланде получила 84 миллиона евро. Lande подтвердила, что отмывала деньги для Eurofighter и представителей консорциума.

Личная жизнь

Боевое использование Хоукер «Тайфун»

Техническое обслуживание самолета Хоукер “Тайфун”

Первой эскадрильей, получившей «Тайфуны» в сентябре 1941 г., стала 56-я АЭ. Начало эксплуатации самолета сопровождалось многочисленными проблемами, связанными, главным образом, с винтомоторной установкой. Поэтом к апрелю 1942 г. было перевооружено ещё только две АЭ, а три эскадрильи получили «Тайфуны» в течение лета. В тот период главной задачей новых истребителей стало противодействие налетам Люфтваффе на порты Южной Англии и корабли в Ла-Манше. Первая воздушная победа была зафиксирована только в августе 1942 г. До середины 1943 г. на счету истребителей «Тайфунов» было уже 60 побед, 40 из них — над Фокке-Вульф Fw 190. Британский истребитель показал себя достойным противником «Фокке-Вульфа» в боях на малых высотах.

С сентября 1942 г. самолеты 181-й и 182-й АЭ начали систематически привлекаться для нанесения бомбо-штурмовых ударов по целям во Франции, Бельгии и Голландии. Атакам подвергались вражеские аэродромы, заводы, объекты железнодорожной сети, а с конца 1943 г. приоритетными целями стали стартовые позиции самолетов-снарядов V-1. С октября 1943 г. помимо бомб «Тайфуны» начали применять НАР. Теоретически на любом «Тайфуне» бомбодержатели можно было в зависимости от задания заменять направляющими для НАР, но на практике в каждой эскадрилье часть самолетов постоянно несла бомбодержатели, а часть — направляющие. Поначалу применялись бомбы калибров 250 и 500 фунтов (113 и 227 кг), а с апреля 1944 г. — и 1000-фунтовые (454-кг).

Задуманный как «чистый» истребитель, призванный заменить «Харрикейны» и «Спитфайры», «Тайфун» довольно ограниченно использовался в своей первой ипостаси — гораздо шире он применялся в качестве истребителя-бомбардировщика. После высадки союзников в Нормандии «Тайфун» в Королевских ВВС стал своего рода аналогом Ил-2. Характерно, что «Тайфун» сошел со сцены даже раньше, чем «Спитфайр», которого он должен был заменить — в классе тяжелых истребителей-бомбардировщиков его вытеснил более совершенный «Темпест», создававшийся изначально как модификация «Тайфуна».

Производство

Eurofighter Typhoon F2, одноместный истребитель ВВС Великобритании

Двухместный учебный вариант

Кабина

«Тайфун» является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырёх вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica: левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems: передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland: центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — правое полукрыло, предкрылки.

Два пути

В 2017 году участие Британии в программе FCAS приостановили. А уже в 2018 британцы гордо заявили, что создают собственный конгломерат для разработки перспективного истребителя и дронов к нему — «Тим Темпест», состоящий из компаний, подконтрольных BAE, и примкнувшей к ним итальянской корпорации «Леонардо S.p.A.»

Как понятно из названия, строить они должны были самолёт «Темпест», макет которого показали в том же 2018 году. На основе истребителя в перспективе планируют разработать и новый беспилот­ник, что и позволит британцам продолжать классифицировать их проект как самолёт шестого поколения — из-за наличия опциональной пилотируемости.

Британский перспективный истребитель в сопровождении дронов (фото: BAE)

За новым немецко-французским союзом осталось старое название FCAS. Сам самолёт получил название NGF (New Generation Fighter), будущий беспилотник к нему назвали RC (Remote Carrier).

Интересно, что ещё почти год французы и немцы под видом NGF показывали совсем разные самолёты.

Это подтверждало слухи о том, что «Дассо» и «Эйрбас» продолжают вести разработку своих вариантов, пока идёт согласование о совместных требованиях к новому истребителю и вкладе в него. Французская машина выглядела посовременнее: бесхвостка, без вертикальных килей, со сложной системой управления вектором тяги. Немецкий вариант смотрелся попроще. И кили на месте, и общие обводы не такие зализанные — ближе к уже существующим «стелс» самолётам.

NGF от «Дассо»

NGF от «Эйрбас»

Наконец, на Ле-Бурже 2019 представили макет якобы единого варианта NGF. Его внешний вид стал неожиданностью для многих. Схема бесхвостки осталась в прошлом, появились наклонные цельноповоротные кили по типу использованных на F-23. Необычным оказалось и крыло — в то время как для пятого поколения во всём мире типично крыло трапециевидной формы, у NGF мы видим уже почти забытое стреловидное крыло с трапециевидным центропланом. Несмотря на то, что самолёт больше не опционально пилотируемый, да и по немногим известным характеристикам он не превосходит F-22 или Су-57, — NGF продолжают гордо именовать шестым поколением.

«Дассо Эйрбас» NGF, многие называют его FCAS, что не совсем верно

Разрабатываемый в рамках программы FCAS беспилотник RC

В итоге на 2019 год ситуация с европейскими истребителями очень напоминает то, что мы видели в начале 80-х. Одновременно разрабатываются два очень похожих самолёта — просто в этот раз совместно работают французы с немцами, а британцы отдельно. Несмотря на гордое звание «шестого поколения», и «Темпест», и NGF не сильно превосходят свои аналоги в других странах. И даже сроки первого полёта у них одинаковые — примерно 30-е годы.

Многие находят новый NGF очень похожим на более старый британский проект ВАЕ «Реплика». Это уже вызывало ряд обвинений в воровстве идей от авиалюбителей туманного Альбиона

Построят ли европейцы эти самолёты, сказать трудно. Вполне может случиться так, что они снова вернутся к идее стаек продвинутых беспилотников под командованием более старых пилотируемых машин. Куда интереснее выглядят азиатские проекты из Японии, Южной Кореи и Турции. Шанс на реализацию у них как бы не больше, чем у старушки Европы, которая мечтает показать, что ей по зубам передовое авиастроение.

Первый раунд: выбор специалистов

Франция:Дассо-Рафаль»

Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку —Дассо-Мираж» 2000. 

Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американскихколлег».

Дассо Рафаль»

Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика(карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.

Германия, Италия, Испания и Великобритания:Еврофайтер Тайфун»

Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов,Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть впочти стелс».Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.

Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и уРафаля».

Еврофайтер Тайфун»(фото: David Ellins)

Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.

Швеция: SAAB JAS-39Грипен»

Шведское небо раскрыло объятья первомугрифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеровСааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.

Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.

SAAB JAS-39Грипен»(фото: Tuomo Salonen)

Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000(фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.

Оценки:

Dassault Rafale — 4,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Оценка проекта

Загазовывание кокпита

Первая проблема, возникающая с «Тайфунами» после его ввода в эксплуатацию, было просачивание выхлопных газов в кабину пилота. В попытке исправить это в ноябре 1941 года стали устанавливать более длинные выхлопные трубы (Модификация 239), а примерно в то же время, щель в двери кабины была загерметизирована. Несмотря на все совершенствования, эта проблема так и не была полностью решена. Дабы не угореть, стандартной процедурой для пилотов «Тайфунов» в течение всей войны было использование кислорода, начиная со старта двигателя и до самого его выключения.

В дополнение к этому, пилоты испытывали неприятно высокие температуры в кабине — вентиляционная трубка помогла смягчить, но никак не решить её. Кроме того были добавлены два небольших отверстия позади пилота под радио.

Хвост

Одной из основных проблем, от которых страдали ранние «Тайфуны», был ряд структурных неудач, приводящих к потере целых секций хвостовой части на некоторых самолетах, главным образом при высоких перегрузках. В конечном счете было выяснено, что причиной проблемы являлась комбинация факторов, в том числе гармонические колебания, которые были способны привести к усталостным повреждениям металла за весьма короткий срок, и слабый транспортный шарнир, находящийся сразу перед горизонтальным хвостовым оперением.

Начиная с сентября 1942 года внутри фюзеляжа по всей задней части был установлен стальной ремень, но вскоре (модификация 286) он был заменён — «плавник» стали приковывать извне через хвостовую часть фюзеляжа, заодно были усилены некоторые каркасные рамы в хвосте. Это была постоянная мера, призванная избавить от проблем с задней частью фюзеляжа, принятая в периоде с декабря 1942 по март 1943 года. В итоге в 1944 году хвостовая часть была полностью заменена на переработанную.

Хотя эта модификация должна была исключить разрушение хвостовой части, она стала его новой причиной, на этот раз, из-за изменений в конструкции шасси. В полете на высокой скорости обтекатели шасси попадали в зону пониженного давления, создавая неровный воздушный поток вокруг хвостового оперения, из-за чего оно а затем и вся задняя часть фюзеляжа разрушались. В общей сложности из-за данного конструкционного недостатка было потеряно 25 самолетов и 23 пилота.

Hawker Typhoon Mk IB из 486-й эскадрильи RAF в полете. 1943 год.

Двигатель Sabre также был постоянным источником проблем, особенно в холодную погоду, когда завести его было достаточно сложно, слабая износостойкость втулок клапанов и, соответственно, высокое потребление топлива. 24-цилиндровый двигатель производил мало положительных эмоций у пилотов.

Лейтенант Кен Тротт, пилотировавший Тайфун в составе 197-й эскадрильи, вспоминал:

Для пилотов в кабине была пометка об ограничении скорости. Приборная воздушная скорость (IAS) для пикирования была установлена ​​на уровне 525 миль в час (845 км/ч). При необходимости Тайфун мог выполнять полет на скорости 300 миль в час (480 км / ч) с открытой кабиной. Полет с выпущенными шасси и закрылками мог продолжаться без инцидентов на скоростях 210 и 155 миль в час (338 и 249 км/ч) соответственно. Из-за проблем с устойчивостью, когда самолет нёс бомбы, скорость не могла превышать 400 миль в час.

В примечании по управлению топливной системой не рекомендуется летать с дополнительными топливными баками при IAS свыше 380 миль в час (610 км/ч). Баки могли быть выброшены за борт на скорости около 200 миль в час (320 км/ч), но в случае чрезвычайной ситуации, выброс допускался при 350 миль в час (560 км/ч). Баки должны быть выброшены только во время горизонтального полета. С точки зрения стабильности, самолет был стабильным «направленно» и « в поперечном направлении (со стороны)», но немного нестабильным в продольном направлении (в длину). Контроль элеронами был легким и эффективным даже на максимальной скорости, но при этом очень вялым был отклик на низких скоростях. Управление рулем высоты также было довольно легким.

Скорость сваливания была довольно низкая.

Снаряжение пилота

Пилот «Еврофайтер Тайфун» сидит в катапультируемом (эжекционном) кресле Martin-Baker Mk-16-EF с нулевым потенциалом. Для дыхания пилота, воздух от воздухазаборников двигателей пропускают через молекулярное сито из цеолитов и до 95% обогащается кислородом.

Снаряжение пилота включает антиперегрузочный костюм и специально разработанный шлем «Страйкер» (Striker). В современном виде шлем поступает в войска с начала 2011 г. Он весит 1,9 кг и стоит 400100 долларов США за штуку. Забрало шлема снабжено защитным покрытием от лазерного и других видов излучения. Оно же обеспечивает установленный уровень баллистической защиты от осколков.

Дисплей шлема состоит из бинокулярных экранов с электронно-лучевой трубкой и соединен с системой отслеживания движения головы (Head Tracking System, HTS). Система символов шлема (Helmet Mounted Symbology System, HMSS) отображает положение самолетов, управляемых ракет и другие особенности окружающей обстановки на щитке шлема на основе объединенной картины ситуации. Таким образом, пилот может видеть цели «сквозь» свой собственный самолет, подключать их, а затем с помощью голосового ввода назначать им приоритеты и наводить по ним управляемое оружие. Принцип работы обозначен производителем, как «укажи и кликни».

Пилот управляет самолетом, воздействуя на ручкой управления, расположенную в центре кабины, и рычаг дроссельной заслонки с левой стороны. Оба элемента имеют по 12 переключателей.

Шлем Striker

Участие Eurofighter Typhoon в индийском тендере MMRCA

Таблица: сравнительные характеристики самолётов, принимавших участие в индийском тендере MMRCA
Название Dassault Rafale Eurofighter Typhoon F-16IN Super Viper F/A-18E/FSuper Hornet JAS 39 NG(IN) МиГ-35
Страна
Производитель Dassault Aviation Eurofighter GmbH Lockheed Martin Boeing Defense, Space & Security Saab AB РСК «МиГ»
Длина 15,30 м 15,96 м 15,03 м 18,31 м 14,10 м 17,32 м
Размах крыла 10,90 м 10,95 м 10,00 м 13,62 м 8,40 м 12,00 м
Площадь крыла 45,7 м² 50,0 м² 27,9 м² 46,5 м² 30,0 м² 42,0 м²
Масса пустого 10 000 кг 11 000 кг 9979 кг 14 552 кг 7100 кг 11 000 кг
Масса топлива (без ПТБ) 4700 кг 4996 кг 3265 кг 6780 кг 3360 кг 4800 кг
Боевая нагрузка 9500 кг 7500 кг 7800 кг 8050 кг 5300 кг 7000 кг
Узлов подвески вооружения 14 (5 для тяжёлого вооружения) 13 11 11 10 10
Максимальная взлётная масса 24 500 кг (нормальная — 14 700) 23 500 кг 21 800 кг 29 937 кг 14 300 кг 23 500 кг
Двигатель 2 × 2 × 1 × GE F110-132 2 × 1 × 2 × РД-33МКВ
Максимальная тяга 2 × 50,0 кН 2 × 60,0 кН 1 × 84,0 кН 2 × 62,3 кН 1 × 62,3 кН 2 × 53,0 кН
Максимальная тяга на форсаже 2 × 75,0 кН 2 × 90,0 кН 1 × 144,0 кН 2 × 98,0 кН 1 × 98,0 кН 2 × 88,3 кН
Максимальная скорость на высоте M=1,8+ M=2,25 M=2,0 M=1,8 M=2,0 M=2,25
Боевой радиус 1389 км (с 3-мя ПТБ) 1390 км 550 км 722 км 1300 км 1000 км
Практический потолок 15 240 м 19 812 м 18 000 м 15 000 м 15 240 м 17 500 м
Скороподъёмность 305 м/с 315 м/с 254 м/с 228 м/с 255 м/с 330 м/с
Тяговооружённость 1,03 1,18 1,10 0,93 1,18 1,10
Управляемый вектор тяги нет есть нет нет нет есть
БРЛС с АФАР есть есть есть есть есть есть
Стоимость (2011 год) $85—124 млн $120 млн $50,0 млн $55,0 млн $48,0 млн ~$45,0 млн

Тактико-технические характеристики[править | править код]

Основные проекции Eurofighter Typhoon.

Лётный шлем HMSS Еврофа́йтера британских ВВС. HMSS Helmet Mounted Symbology System — полётная информация отображается на лицевом щитке шлема.

Источник данных: «Современные истребители»

Технические характеристикиправить | править код

  • Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)
  • Длина: 15,96 м
  • Размах крыла: 10,95 м
  • Высота: 5,28 м
  • Площадь крыла: 50 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 55o
  • Коэффициент удлинения крыла: 2,2
  • Масса снаряжённого: 16000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 23500 кг
  • Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)
  • Двигатели: 2× Eurojet EJ 200
  • Тяга:

    • максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
    • на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
    • Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
    • Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час

Лётные характеристикиправить | править код

  • Максимальная скорость:

    • на высоте: 2450 км/ч (M=2,3)
    • у земли: 1400 км/ч (M=1,2)
  • Боевой радиус действия, км

    • в режиме истребителя: 1389
    • в режиме ударного самолёта: 601
  • Перегоночная дальность: 3790 км
  • Практический потолок 19 812 м
  • Скороподъёмность: >315 м/с
  • Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
  • Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
  • Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,18
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
  • ЭПР: 1 м² (без наружных подвесок)

Вооружениеправить | править код

  • Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 в корневой части правого полукрыла
  • Узлов подвески вооружения: 13
  • Боевая нагрузка: ~7500 кг различного вооружения:

    • Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
    • Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
    • Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO;
    • Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.

Авионикаправить | править код

РЛС CAPTOR-E, DSEI-2019

  • РЛС: CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)
  • ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)

    • Длина: 680 мм
    • Ширина: 591 мм
    • Высота: 300 мм
    • Вес: 48 кг

«Еврофайтер» и его «Маузер»

«Еврофайтер» оснащен одноствольной пятикамерной
револьверной пушкой Mauser BK-27 калибра
27×145 мм. Для перезаряжания автоматика пушки использует энергию пороховых
газов. Оружие весит 100 кг без боеприпасов и установлено в основании правого
крыла. Заявленная скорострельность – 1700 выстрелов в минуту. Скорость  снаряда у дульного среза достигает 1025 м/с.
Всего за полсекунды пушка выпускает 4 кг снарядов. Эффективная дальность
стрельбы достигает 1600 м.

Револьверная авиационная 27 мм пушка «Маузер»

Боезапас самолета составляет 150 выстрелов различного типа.
Для поражения воздушных целей применяются снаряды повышенной мощности (HE), частично с самоуничтожением (HE-SD). Для наземных целей используются бронебойные выстрелы. Снаряд
весит около 260 грамм.

Подача боеприпасов происходит в закрытой системе. При
подготовке оружия выстрелы достаточно поместить в контейнер без
предварительного подключения. Это сильно сокращает время на перезарядку оружия.
Стрелянные гильзы также собираются в специальный контейнер.

Series production of Eurofighter Typhoon

Series production of the aircraft is underway at EADS Military Aircraft (Germany), BAE Systems, Alenia Aeronautica and EADS CASA (Spain). The first four series production aircraft for the four participating nations took maiden flights in February 2003 and the Eurofighter Typhoon received type acceptance on 30 June 2003.

First series production twin-seat aircraft were delivered to the German Air Force in August 2003, to the Spanish Air Force in September 2003, to the British Royal Air Force (RAF) in December 2003 and to the Italian Air Force in February 2004. First single-seat batch 2 aircraft were delivered to the four participating nations in early 2005. Deliveries of all 148 Tranche 1 aircraft (including one airframe for fatigue testing) to the four partner nations concluded in June 2008.

All Austrian Armed Forces’ Eurofighters were upgraded to Tranche 1 standard by October 2013.

In July 2009, the RAF signed a £3bn contract for 40 standard Typhoon aircraft. The contract included 24 replacements of the aircraft that were ordered in 2004.

A ten-year contract £2.1bn for the ‘Typhoon Total Availability eNterprise’ (TyTAN) support solution was signed between Leonardo-Finmeccanica, BAE and the RAF in July 2016 to deliver the joint avionics solution (JAS) to support the UK Typhoon fleet until 2026.

More than 550 Typhoon jets have been sold to the UK, Italy, Spain, Germany, Austria, Oman and Saudi Arabia as of 2019.

Germany placed an order for 38 Eurofighter Typhoon aircraft in November 2020.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector