Гроза небес: легендарный бомбардировщик российской империи «илья муромец»

Мировые рекорды

Первый полет «Илья Муромец» совершил в декабре 1913 года. Все предварительные расчеты с точностью подтвердились. После этого было построено еще несколько десятков экземпляров «Муромца», которые стали совершать регулярные полеты над Россией. 12 февраля 1914 года бомбардировщиком было установлено сразу же два мировых рекорда. «Илья Муромец» совершил успешный рейс из Киева а Санкт-Петербург с 16 пассажирами на борту и одним псом по кличке Шкалик. Более того, на борту помимо пассажиров находилось 1290 килограмм полезного груза. Позже был установлен мировой рекорд по максимальной высоте полета в 2 километра и самым продолжительным полетом в истории человечества — 6,5 часов.

«Илья Муромец» над городом

В общей сложности «Муромцы» в первой половине 1914 года совершили несколько десятков успешных вылетов. Самолеты пролетали над городами и императорским поместьем на рекордно низкой высоте в 400 метров. В то время не существовало никаких законов, регламентирующих полеты над городами, поэтому все выполнялось под личную ответственность Сикорского. В этом же году Сикорскому поступил заказ на создание первого в мире гидроплана. Инженер оснастил «Муромца» поплавками и четырьмя 200-сильными двигатели для большей мощности. 14 мая 1914 года самолет-амфибия совершил первый взлет с поверхности воды.

«Илья Муромец» — первый в мире гидроаэроплан

Гроза истребителей

В прочем, внезапно начавшаяся Первая мировая война расставила все по своим местам. В первый же день войны было сформировано десять эскадрилий с участием «Муромцев». Каждый отряд состоял из одного бомбардировщика и нескольких легких аэропланов. Позже данная стратегия была признана неэффективной и все имеющиеся на тот момент экземпляры бомбардировщика решили объединить в одну эскадрилью. По сути было создано первое в истории объединение тяжелых бомбардировщиков.

Погрузка бомб на самолет

«Илья Муромец» вывел бомбометание на новый уровень. Снаряды обычно подвешивались снаружи самолета и после вручную сбрасывались на землю. В 1916 году впервые были применены электрические сбрасыватели бомб. Экипаж боевого самолета состоял из четырех человек. «Муромец» мог перевозить бомбы весом от 100 до 200 килограмм, а в 1915 году была установлена и сброшена 410 килограммовая бомба. Ударная мощь таких снарядов ни шла ни в какое сравнение со слабыми гранатами и легкими бомбами того времени. Помимо бомб «Муромцы» оснащались мощным оборонным вооружением, состоящим из пулеметов. Вражеские пилоты прозвали российские бомбардировщики «ежами», так как они практические не имели мертвых зон, и поразить их было крайне трудно.

Самолет-легенда

В период Первой мировой войны было создано более 80 экземпляров «Ильи Муромца». Свой последний боевой вылет самолет выполнил в 1920 году. После этого, вплоть до 1923 года бомбардировщики использовались исключительно в гражданских целях. Несмотря на относительно короткий промежуток использования самолетов, Россия навсегда останется родиной тяжелой и пассажирской авиации.

Союзники были уверены в победе над Германией

Столь высокий статус участников свидетельствовал об исключительной важности конференции, созванной для выработки общего плана военных действий против Четверного союза, а также решения дипломатических вопросов, связанных с будущими изменениями политической карты мира. РГАКФД.
Участники конференции стран Антанты в Петрограде, 1917 г

РГАКФД.
Участники конференции стран Антанты в Петрограде, 1917 г.

Как отмечалось в документах, главы союзных делегаций «единодушно указывали на необходимость установления полного между союзниками единства действий в целях доведения войны до успешного конца и завершения её миром, но не на таких условиях, которым союзники вынуждены были бы подчиниться, а на условиях, которые они сами властно предъявят врагу».

Подробное исследование Петроградской конференции займёт, по меньшей мере, несколько монографий, поэтому в статье остановлюсь лишь на одном частном, но, тем не менее, весьма красноречивом моменте.

Достоинства и недостатки

«Илья Муромец» был передовым самолетом в 1914 году. Огромная по тем временам бомбовая нагрузка, большой радиус действия, мощное оборонительное вооружение и устойчивость к повреждениям в бою – вот достоинства бомбардировщика.

К сожалению, много у самолета и недостатков. Первый и самый главный – разносортица двигателей. Начатое производство с немецкими моторами с началом войны прекратилось. Германия двигатели не поставляла. Попытки поставить французские и английские двигатели привели к снижению бомбовой нагрузки и остальных летных характеристик самолета. Частые технические поломки сопровождали эту модель. Из-за этого много бортов было повреждено при посадке или встало на прикол из-за отсутствия ремонта. Поэтому к концу войны самолеты использовались в основном в качестве огромного разведчика. Бомбовую нагрузку на маломощных движках самолет тянуть не мог.

Гибель богатыря. Тайна крушения самолета «Илья Муромец №16»

01 Декабря 2018 10:31

История

Кладбищу на окраине агрогородка Боруны Ошмянского района Гродненской области больше ста лет. Здесь захоронены солдаты 16-й ландверной дивизии Германии, которые погибли в годы Первой мировой войны. Но среди немецких имен выделяется одна фраза. На каменном кресте написано: «Здесь захоронены четыре неизвестных русских летчика». Сегодня их имена известны. Это экипаж тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец №16» — единственного, который немцам удалось уничтожить во время войны.

Таких самолетов как «Илья Муромец» во время Первой мировой не имела ни одна армия. Созданный конструктором Игорем Сикорским тяжелый бомбардировщик летал на дальность более 500 километров и мог за раз перевозить до 2 тонн бомб. С начала войны немецкие истребители не смогли сбить ни одного «Муромца». Все изменилось 25 сентября 1916 года.

В этот день рано утром с аэродрома у деревни Мясота Молодечненского района взлетели 3 воздушных корабля «Илья Муромец» и 13 самолетов «Моран-Парасоль» для их прикрытия. Перед летчиками стояла стратегически важная задача: уничтожить штаб 89-й германской дивизии, а также аэродром и склады врага, расположенные южнее Сморгони и Крева. Но на середине пути командиру эскадрильи Иосифу Башко доложили, что у «Муромца» под номером 16, которым управлял наш земляк, поручик Дмитрий Макшеев, неожиданно отказал один из двигателей. Самолет развернулся и полетел назад.

Появление отряда Башко над немецкими позициями вызвало у противника панику. При подлете к передовой самолеты были встречены сильным артиллерийским огнем. «Муромец №12» получил серьезные повреждения и тоже повернул назад, а вот третьему бомбардировщику удалось прорваться через фронт, уничтожить автомобильный обоз и вызвать на территории артиллерийских складов сильный пожар.

В это время, починив двигатель, на помощь своим возвращался самолет поручика Дмитрия Макшеева. Но в небе над Кревом его атаковали два немецких «Альбатроса» и два «Фоккера». Завязался воздушный бой. Иосиф Башко при всем желании помочь экипажу Макшеева не смог — горючего оставалось в обрез. Единственным, кто прикрывал бомбардировщика от атак четырех немецких истребителей, был «Моран-Парасоль» № 770. Но у управлявшего им рядового Янсона неожиданно заел пулемет.

Тела четырех членов экипажа среди обломков сбитого «Муромца» нашли немецкие солдаты. Пораженные храбростью русских авиаторов, они решили похоронить своих врагов с воинскими почестями на кладбище в Борунах. А на следующий день один из немецких истребителей сбросил над аэродромом русской авиации записку: «Сегодня, 25 сентября, в 7 часов утра в упорном бою был сбит немецким аэропланом с большой высоты у местечка Боруны «Илья Муромец», летчики убиты. Храбрые воины завтра будут похоронены с воинскими почестями». Позднее в одной из немецких газет была напечатана фотография могилы, на которой поставлен православный крест. На нем было написано: «Здесь лежат четыре русских летчика, героически погибших в воздушном бою 25 сентября 1916 года».

За свой подвиг все члены экипажа «Муромца № 16» — поручики Макшеев, Гаибов, Рахмин и подпоручик Карпов — «за неустрашимость и самоотверженность в неравном бою» посмертно были награждены орденами св. Георгия 4-й степени. А спустя 93 года недалеко от того места, где погиб экипаж, был поставлен памятник.

11 ноября, в день 100-летия окончания Первой мировой, ветераны Дальней авиации вместе со школьниками возложили цветы к монументу, и почтили память погибших героев минутой молчания.

Юлия ГАВРИЛЕНКО

Фото Андрея Замировского и с сайта общественной организации «Союз ветеранов дальней авиации»

Предыдущая статьяСледующая статья

Отражение самолёта «Муромец» в искусстве

Использование после Октябрьской социалистической революции

Прогулочная палуба на крыше салона, во время движения туда могли выходить пассажиры.

В 1918 году не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе — сентябре 1919 года Советская Россия смогла использовать две машины в районе Орла.

Первые в РСФСР регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полетами Сарапул — Екатеринбург — Сарапул на тяжёлом самолёте «Илья Муромец».

В 1920 году совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий против Врангеля. 21 ноября 1920 года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».

С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 года её закрыли. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов.

В 1922 году Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва — Баку на самолёте «Илья Муромец».

Один из почтовых самолётов был передан школе авиации (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.
В музее ВВС экспонируется макет «Ильи Муромца», оснащенный двигателями чешского производства. Его сделали в натуральную величину по заказу киностудии «Мосфильм» для съемок фильма «Поэма о крыльях». Макет способен рулить и совершать пробежки по аэродрому. В музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.

Историческая ценность самолёта

Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.

Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.

Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.

Технические данные

Илья Муромец ИМ-Б ИМ-В ИМ-Г-1 ИМ-Д-1 ИМ-Е-1
Тип самолёта бомбардировщик
Разработчик Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода
Кем использовался Воздушный флот Российской империи
Время производства 1913—1914 1914—1915 1915—1917 1915—1917 1916—1918
Длина, м 19 17,5 17,1 15,5 18,2
Размах верхнего крыла, м 30,9 29,8 30,9 24,9 31,1
Размах нижнего крыла, м 21,0
Площадь крыльев, м² 150 125 148 132 200
Масса пустого, кг 3100 3500 3800 3150 4800
Масса загруженного, кг 4600 5000 5400 4400 7500
Продолжительность полёта, час 5 4,5 4 4 4,4
Потолок, м 3000 3500 3000 ? 2000
Скороподъёмность м/сек. 2000/30 2000/20 2000/18 ? 2000/25
Максимальная скорость, км/ч 105 120 135 120 130
Двигатели 4 шт.«Argus»140 л. с.(рядный) 4 шт.«Руссобалт»150 л. с.(рядный) 4 шт.«Sunbeam»160 л. с.(рядный) 4 шт.«Sunbeam»150 л. с.(рядный) 4 шт.«Renault» 220 л. с.(рядный)
Сколько произведено 7 30 ? 3 ?
Экипаж, чел. 5 5—6 5—7 5—7 6—8
Вооружение 2 пулемёта350 кг бомб 4 пулемёта417 кг бомб 6 пулемётов500 кг бомб 4 пулемёта400 кг бомб 5—8 пулемётовдо 1500 кг бомб

Разработка и первые экземпляры

Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. Технический персонал отдела составляли такие конструкторы, как К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебрянников, В. С. Панасюк, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер, Н. Н. Поликарпов и др. «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя моторами производства «Аргус» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.

В 1915 году на заводе «Руссо-Балт» в Риге инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым, двухтактным с водяным охлаждением. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца».

«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Начало Первой мировой и Гражданской войны в России помешали дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации.

Постройка первой машины завершена в октябре 1913 года. После испытаний на ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов, в частности рекорд грузоподъёмности: 12 декабря 1913 года 1100 кг (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг), 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.

Весной 1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. В этой модификации он был принят морским ведомством и оставался крупнейшим гидропланом до 1917 года.

Второй самолёт (ИМ-Б Киевский) меньший по размеру и с более мощными двигателями 4 июня поднял на рекордную высоту в 2000 метров 10 пассажиров, 5 июня поставил рекорд продолжительности полёта (6 ч. 33 мин. 10 сек.), —17 июня совершил перелёт Петербург—Киев с одной посадкой. В честь этого события серия получила название киевской. В —1917 годах выпущено ещё 3 самолёта с названием «Киевский» (один серии Г-1, другой Г-2, см. ниже).

Самолёты типа первого и киевского получили название серия Б. Всего их было произведено 7 экземпляров.

Вчера и сегодня

Новая машина, казалось бы, произвела на военное ведомство сильное впечатление. Ещё бы! В бомбардировочном варианте «Илья Муромец» нёс на себе (на внутренней подвеске, что не нарушало аэродинамики самолёта) 800 кг бомб и развивал при этом солидную по тем временам скорость – до 135 км/час, поднимаясь при этом на высоту до 4 тысяч метров. На его борту для защиты от истребителей противника устанавливались восемь пулемётов и одна пушка. Бомбовоз оказался удивительно живучим – за всю войну немцам удалось сбить один-единственный самолёт.

Но не всё в судьбе «Муромца» было просто. Отечественные промышленники, будучи обычными частными предпринимателями, думали в первую очередь о своей прибыли. А «Илья Муромец», как продукт, был очень высокотехнологичен и даже для тех лет довольно дорог – 150 тысяч рублей. Ну и что, что это уникальная модель? Ну и что, что это первый в мире бомбардировщик, к тому же с весьма комфортабельным салоном (помещения отапливались отработанными газами двигателей)? Ну и что, что на нём установлен целый ряд мировых рекордов, главный – рекорд грузоподъёмности: 1.280 кг груза, 16 пассажиров и одна собака («прабабушка» Лайки, Белки и Стрелки!). В производстве он сложен – это главное. И заказов на него нет. Да и И.И. Сикорский не сразу стал тем удачливым бизнесменом, каким его знают в американский период его жизни, – ему не хватало гибкости, он не умел кланяться тогдашним финансовым тузам.

Всё встало на свои места, только когда клюнул жареный петух: накануне войны и сразу после её начала военные заказали сначала десять «Муромцев», потом ещё 32, потом – ещё. Были сформированы эскадры воздушных кораблей (как звучит!), в которых воевало более 80 машин.

Снайперы бомбометания

Бомбометание с самолёта в те годы производилось вручную. На двухместном самолёте находились пилот и лётчик-наблюдатель, в боевые функции которого входило, в частности, и осуществление бомбометания. При этом лётчик-наблюдатель брал в руки небольшую бомбу (в его кабине их обычно помещалось несколько штук) и, по возможности прицельно, бросал её за борт. Таким же образом он сбрасывал (просто высыпал из ящика) остроконечные стальные «стрелы» – по-своему страшное оружие тех лет: такая «стрела», размером с карандаш или авторучку, падая с высоты 150-200 метров, способна была пробить насквозь всадника вместе с лошадью.

Подобный способ бомбардировки был малоэффективен и не очень удобен. К примеру, 25 августа 1914 г. в районе Равы-Русской наш знаменитый лётчик П.Н. Нестеров вместе с лётчиком-наблюдателем Титовым совершили одну из первых в той войне бомбардировок. Титов сбросил с пилотируемого П.Н. Нестеровым аэроплана две (sic!) специально для того приспособленные трёхдюймовые артиллерийские гранаты. Обе они разорвались в центре площади, занятой вражескими обозами. Несмотря на кажущуюся незначительность удара, атака была признана эффективной!

На следующий день Пётр Николаевич на своём «Моране» совершит первый в истории авиации воздушный таран. Австрийский «Альбатрос» будет сбит, его экипаж (пилот лейтенант барон Фридрих Розенталь и лётчик-наблюдатель унтер-офицер Франц Малина) погибнут, но погибнет и командир XI корпусного авиаотряда штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров…

Что и говорить, две трёхдюймовые гранаты – не тот бомбовый груз, с которым можно было бы нанести серьёзный удар по врагу, хотя и в годы Великой Отечественной войны с тихоходного биплана По-2 (У-2) бомбы сбрасывались таким же образом, а эффект от таких ударов бывал весьма значительным.

«Русский витязь», он же – «Илья Муромец»

За год до войны, 13 мая 1913 г., в воздух поднялся собранный в цехах Русско-Балтийского завода первый в мире четырёхмоторный самолёт. Этот гигант, главным конструктором которого был Игорь Иванович Сикорский, получил название «Русский витязь». Появление такой машины было явлением столь значительным, что с самолётом невиданных размеров пожелал ознакомиться сам государь. Чтобы представить императору это достижение отечественной технической мысли, И.И. Сикорский вылетел на «Русском витязе» в «благословенное Красное Село», где происходил высочайший смотр войск Санкт-Петербургского военного округа. Николай II внимательно осмотрел гигантский аэроплан. Подивиться было чему: размах крыльев – 27 м, длина фюзеляжа – 20 м, несущая площадь – 120 кв. м, собственный вес – 3.000 кг, вес с нагрузкой – 3.400 кг. Государь изволил подняться по лестнице на открытую площадку, находившуюся в носовой части самолёта, зашёл в кабину, поздравив молодого инженера с успехом, император подарил ему на память хронометр, который И.И. Сикорский, говорят, хранил всю жизнь.

«Русский витязь» был доработан и на его основе создан новый воздушный богатырь – четырёхмоторный «Илья Муромец». Размах крыльев у него стал 34,5 м, площадь несущих поверхностей – 182 кв. м, расстояние между нижним и верхним крылом – 2,5 м. Масса самолёта без нагрузки составляла 3.500 кг, а полётная масса (в зависимости от модификации) составляла от 5 до 7,5 тонны. Внутренняя конструкция самолёта поражала ничуть не меньше, чем его внушительные габариты

Так, кроме каюты пилота на борту были гостиная, спальня и, pardon, уборная, что немаловажно, если учесть, что при полной нагрузке самолёт был способен держаться в воздухе до пяти часов

Дизайн и развитие

Русский Витязь

Илья Муромец (Sikorsky S-22) был разработан и построен Игорем Сикорским в русско-балтийского вагоностроительный завод (RBVZ) в Санкт – Петербурге в 1913 году была основана на его ранней S-21 Русский Витязь , который начался, как двойника -engined Le Grand , тогда как твин тандем с двигателем Большой Балтийский перед размещением всех четыре Балтийских в двигателях в конфигурации трактора по передней кромке нижнего крыла, чтобы создать Русский продолжается Витязь – который играет важную роль в развитии российской авиации и мульти-двигателей авиационной промышленности мира.

Россия имела шанс стать родиной первого многоместного пассажирского и несколькими двигателями авиалайнера. Илья Муромец был первым задуман и построен как роскошные самолеты. Впервые в истории авиации, он имел изолированный пассажирский салон , удобные плетеные кресла, спальни, гостиную и даже первый бортовой туалет. Самолет также имел отопление и электрическое освещение . S-22 кабины была достаточно пространство , допускающее несколько людей , чтобы наблюдать за пилотом. Отверстия на обеих сторонах фюзеляжа позволило механики вылезти на нижние крылья для обслуживания двигателей во время полета. Люк на левой стороне при условии записи в главной каюте, позади кабины. Основная кабина имела два больших окна на каждой стороне. Дальше назад была частная кабина , которая включала в себя спальное место, журнальный столик и шкаф. Освещение было обеспечено генератором ветроэлектростанций и нагревание подается двумя длинными выхлопными трубами двигателя , которые проходили через углы кабины. Несмотря на многие достижения, инструменты полета на Муромца были примитивными. Они включали четыре тахометров , по одному на двигатель, компас , сырой высотомер и указатель скорости, два V-образные труб из стекла и мяч для индикации банки, а также ряд горизонтальных полос , расположенный вертикально на носовой части фюзеляжа для измерения подъемов и спуски. Позже, в вариантах бомбардировщика, был добавлен индикатор дрейфа и элементарное Прицел помощи бомбардировки.

В январе 1914 года Илья Муромец № 107 вылетел в первый раз, а 11 февраля 1914 года второй прототип (завод планера 128) снял для своего первого демонстрационного полета с 16 пассажирами на борту, отмечая рекорд по количеству перевезенных пассажиров. С 30 июня по 12 июля 1914 года, он установил мировой рекорд, сделав поездку из Санкт – Петербурга в Киев , на расстоянии около 1200 км, и обратно. Первый этап занял 14 часов и 38 минут, с одной посадкой на топливо в Орше, и возвращение одного, с топливной остановкой в Новосокольники, занимает еще меньше времени, около 13 часов. Признание получили от Сикорского включены царь Николай II подарил ему с орденом Святого Владимира , четвертая степень, организуя освобождение от военного проекта , чтобы позволить ему продолжать свою проектную работу, и обещание гранта на сумму 100000 рублей , из Государственная Дума. Во время Имперского военного обзора в Красном Селе в июле, Николай II оформлены и окрестил Илья Муромец Тип B Военный прототип, № 128, «Киевский» .

Во время тестирования, Илья Муромец были оснащены обеими лыжами и понтонов в ожидании новых вариантов производится. Если бы не мировая война, Илья Муромец, вероятно, начал пассажирские рейсы в тот же год.

Гроза истребителей

В прочем, внезапно начавшаяся Первая мировая война расставила все по своим местам. В первый же день войны было сформировано десять эскадрилий с участием «Муромцев». Каждый отряд состоял из одного бомбардировщика и нескольких легких аэропланов. Позже данная стратегия была признана неэффективной и все имеющиеся на тот момент экземпляры бомбардировщика решили объединить в одну эскадрилью. По сути было создано первое в истории объединение тяжелых бомбардировщиков.

Погрузка бомб на самолет.

«Илья Муромец» вывел бомбометание на новый уровень. Снаряды обычно подвешивались снаружи самолета и после вручную сбрасывались на землю. В 1916 году впервые были применены электрические сбрасыватели бомб. Экипаж боевого самолета состоял из четырех человек. «Муромец» мог перевозить бомбы весом от 100 до 200 килограмм, а в 1915 году была установлена и сброшена 410 килограммовая бомба. Ударная мощь таких снарядов ни шла ни в какое сравнение со слабыми гранатами и легкими бомбами того времени. Помимо бомб «Муромцы» оснащались мощным оборонным вооружением, состоящим из пулеметов. Вражеские пилоты прозвали российские бомбардировщики «ежами», так как они практические не имели мертвых зон, и поразить их было крайне трудно.

Самолет-легенда.

В период Первой мировой войны было создано более 80 экземпляров «Ильи Муромца». Свой последний боевой вылет самолет выполнил в 1920 году. После этого, вплоть до 1923 года бомбардировщики использовались исключительно в гражданских целях. Несмотря на относительно короткий промежуток использования самолетов, Россия навсегда останется родиной тяжелой и пассажирской авиации.

Молодой гений

В начале 20 века в авиацию как таковую никто не верил, тем более в полет многотонной машины. Первое время в России и во всем мире в большинстве создавались фанерные аэропланы, которые могли заглохнуть или развалиться прямо в воздухе. Тогда каждый летчик понимал, что очередной полет может стать для него последним.

Молодой Игорь Сикорский (слева).

Наступил 1913 год. Прошло всего 10 лет с момента первого полета планера братьев Райт в пустыни Китти-Хоук. Российское авиастроение находилось в зачаточном состоянии. В империи только начали осваивать проектирование планеров и вдруг, неожиданно появился молодой и очень перспективный киевский конструктор Игорь Сикорский. Он предлагает создать первый в мире многомоторный самолет и не простой, а тяжелый бомбардировщик.

Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь».

Естественно, идею 24-летнего инженера посчитали неосуществимой и даже глупой. Никто в то время не знал, как поведет себя самолет в случае отказа одного из двигателей. Большинство авиаконструкторов считали, что аппарат просто начнет неконтролируемо кружиться вокруг оси и, в конечном счете, рухнет на землю. Кроме того, стоит учесть, что тогда никто не строил таких тяжелых и больших самолетов. 100 лет назад не было никаких приборов и стендов для испытания самолетов, ровно как и были поверхностные знания в аэродинамике и сопромате. Прочность в большинстве случаев определялась «на глаз», поэтому нет ничего удивительного, что в первый полет самолета многие попросту не поверили.

Рекомендации

Список используемой литературы

  • Angelucci, Энцо. Rand McNally Энциклопедия военных самолетов, 1914-1980 . Сан – Диего, Калифорния: Военный Press, 1983. ISBN  0-517-41021-4 .
  • Cochrane, Дороти и фон Hardesty. В авиации Карьера Игоря Сикорского. Сиэтл, Вашингтон: Университет штата Вашингтон Press, 1989. ISBN  978-0-295-96916-9 .
  • Darcey, Алан Томас Куликов и Виктор Durkots. Императорские Российские Air Service: Известные пилоты и самолеты Первой мировой войны Маунтин – Вью, Калифорния: Flying Machine Press, 1995. ISBN  978-1-891268-07-6 .
  • Дистрибьютер, Frank J. Игорь Сикорский: Три Карьера в авиации (Air & Space Series, No 24). Нью – Йорк: Bantam, 1992. ISBN  978-0-553-29701-0
  • Durkota, Алан Е. Т. Darcey и В. Куликов. Императорские Российские Air Service: Известные пилоты и самолеты Первой мировой войны . Боулдер, Колорадо: Летающие машины Press, 1995. ISBN  0-9637110-2-4 .
  • Финна, KN Игорь Сикорский: Русские года. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские Книги, 1987. ISBN  0-87474-274-9 .
  • Финна, К. Н. Русские воздушные богатыри И. Сикорского (Russian Air Warriors: I. Сикорский) (Russian). Москва: АСТ, Харвест, 2005. ISBN  985-13-2878-2
  • Озеро, Джон. Большая книга Бомбардировщики: в мире наиболее важные Бомбардировщики от Первой мировой войны до наших дней. Сент – Пол, штат Миннесота: MBI Publishing Company, 2002. ISBN  0-7603-1347-4 .
  • Макворт-Praed, Бен. АВИАЦИЯ: Pioneer лет. Лондон: Студия Editions, 1996. ISBN  1-85170-349-7 .
  • Massenkov, Vladamir И., Борис Urinovski и Вадим Иванович Суворов. Россия в ИКАО к 50 – летию ИКАО . Москва: 1994. Нет ISBN.
  • Миллер, Рассел. Советские ВВС в войне. Александрия, Вирджиния: Time-Life книги, 1983. ISBN  0-8094-3371-0 .
  • Пембер, Гарри. Sikorsky Aircraft: От видения к реальности и за ее пределами. Стратфорд, штат Коннектикут: Sikorsky Aircraft Corporation, 1999. Нет ISBN.
  • Сикорский, Игорь. История Крылатых-S: Автобиография Игоря Сикорского. Нью – Йорк: Додд, Мид & Company, 1938. Нет ISBN.
  • Сикорский, Сергей Иванович Сикорский Устаревшие (Изображения авиации). Чарльстон, Южная Каролина: Acadia Publishing, 2007. ISBN  978-0-7385-4995-8 .
  • Тейлор, Джон WR Борьба Aircraft Джейн Первой мировой войны . Лондон: Студия издание, тираж 2001. ISBN  1-85170-347-0 .
  • Винчестер, Джим. «Сикорский Илья Муромец». Biplanes, Triplanes и гидросамолеты (Aviation FactFile) . Лондон: Grange Books плс, 2004. ISBN  1-84013-641-3 .
  • Лесник, Гарри. Сикорский Илья Муромец Тип Вег, (Ветроуказатель Datafile Специальный No.3 – Классика WW1 авиации Том 3). Berkhamsted, Хартфордшир, Великобритания: Albatros Productions Limited, 2000. ISBN  978-1-902207-13-1 .

Материалы и инструменты

На деле шаблон керамбит из де­рева встречается довольно редко. Гораздо чаще в качестве материала используют фанеру. Во-первых, она отличается высокой прочностью, во-вторых, имеет доступную стоимость, в-третьих, всегда можно найти материал любой требуемой толщины.

Так что когда говорят о деревянном ноже , то чаще всего имеют в виду фанеру.

Из инструментов потребуется:

  • ручной лобзик или фреза, в качестве последеней можно использовать болгарку с пилящим диском иди циркулярку. Электролобзик категорически не годится для столь тонких операций;
  • балеринка или перьевое сверло для выборки отверстий на рукояти;
  • наждачная бумага или дисковая шлифмашинка – непременный участник изготовления своими руками.

Кроме того, понадобится клей ПВА, пропитка – лучше всего выбрать бакелитовый клей, и красящий состав – используют алкидную эмаль или масляную краску, так как она более устойчива.

Гибель «Русского Витязя»

Несмотря на скептицизм наставников, Сикорский продолжил свои изыскания. Он создал первый в мире четырёхмоторный биплан «Русский Витязь» весом в 2 тонны и размахом крыльев в 27 метров. Тогда ни один самолёт в мире не мог поднять в воздух более 3 ц груза, а «Русский Витязь» мог переносить тонну веса.

Первый полёт «Витязя» прошёл в мае 1913 года, и он был успешным. За всё время он совершил 67 успешных вылетов, один из них длился 114 минут – рекорд по тем временам. В сентябре 1913 года по стечению обстоятельств на «Русский Витязь» упал двигатель с пролетающего аэроплана. Восстановить машину было тяжело, и Сикорский решил к ней не возвращаться и сосредоточиться на новой затее.

Первый полёт

26 мая 1913 года, около 9 часов утра на лугу возле Корпусного аэродрома Санкт-Петербурга, толпа зрителей ожидала первого экспериментального полёта большого четырёхмоторного самолёта, известного под именем «Русский Витязь». Специалисты аэронавтики не верили, что четырёхмоторный самолёт, известный также как «Гранд» и весящий более 4 тонн, действительно может подняться в воздух. Первый полёт выполнил конструктор машины, студент Санкт-Петербургского политехнического института Игорь Иванович Сикорский. Его идею о строительстве большого четырёхмоторного самолёта поддержал Михаил Владимирович Шидловский, председатель Русско-Балтийской вагонной компании, имевшей авиационный филиал в Петербурге, строивший до того времени небольшие одномоторные самолёты. «Гранд» выполнил все полётные задания, а Шидловский был настолько уверен в его безопасности, что совершил полёт на этой машине со всей своей семьёй. То же доверие он проявлял к наследнику «Гранда» — большему по размеру «Илье Муромцу».

Технические данные

Илья Муромец ИМ-Б ИМ-В ИМ-Г-1 ИМ-Д-1 ИМ-Е-1
Тип самолёта бомбардировщик
Разработчик Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода
Кем использовался Воздушный флот Российской империи
Время производства 1913—1914 1914—1915 1915—1917 1915—1917 1916—1918
Длина, м 19 17,5 17,1 15,5 18,2
Размах верхнего крыла, м 30,9 29,8 30,9 24,9 31,1
Размах нижнего крыла, м 21,0
Площадь крыльев, м² 150 125 148 132 200
Масса пустого, кг 3100 3500 3800 3150 4800
Масса загруженного, кг 4600 5000 5400 4400 7500
Продолжительность полёта, час 5 4,5 4 4 4,4
Потолок, м 3000 3500 3000 ? 2000
Скороподъёмность м/сек. 2000/30 2000/20 2000/18 ? 2000/25
Максимальная скорость, км/ч 105 120 135 120 130
Двигатели 4 шт.«Argus»140 л. с.(рядный) 4 шт.«Руссобалт»150 л. с.(рядный) 4 шт.«Sunbeam»160 л. с.(рядный) 4 шт.«Sunbeam»150 л. с.(рядный) 4 шт.«Renault» 220 л. с.(рядный)
Сколько произведено 7 30 ? 3 ?
Экипаж, чел. 5 5—6 5—7 5—7 6—8
Вооружение 2 пулемёта350 кг бомб 4 пулемёта417 кг бомб 6 пулемётов500 кг бомб 4 пулемёта400 кг бомб 5—8 пулемётовдо 1500 кг бомб

В литературе

«Cайга-20» — имеет место!

Молодой гений

В начале 20 века в авиацию как таковую никто не верил, тем более в полет многотонной машины. Первое время в России и во всем мире в большинстве создавались фанерные аэропланы, которые могли заглохнуть или развалиться прямо в воздухе. Тогда каждый летчик понимал, что очередной полет может стать для него последним.

Молодой Игорь Сикорский (слева)

Наступил 1913 год. Прошло всего 10 лет с момента первого полета планера братьев Райт в пустыни Китти-Хоук. Российское авиастроение находилось в зачаточном состоянии. В империи только начали осваивать проектирование планеров и вдруг, неожиданно появился молодой и очень перспективный киевский конструктор Игорь Сикорский. Он предлагает создать первый в мире многомоторный самолет и не простой, а тяжелый бомбардировщик.

Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь»

Естественно, идею 24-летнего инженера посчитали неосуществимой и даже глупой.

Из каких частей состоит самурайский меч

Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:

  • Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
  • Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
  • Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
  • Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
  • Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector