«подойдёт практически всем странам»: какими достоинствами обладает новый российский вертолёт ка-62
Содержание:
- Описание конструкции и ее особенности
- Многоцелевой вертолет ОКБ Камова Ка-26.
- Конструкция Ка-62
- История
- Тактико-технические характеристики
- Кавалеры
- Конструкция
- Описание
- Ка-32А
- Выдающиеся характеристики
- А если в бой?
- Российский разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор».
- Золотая середина
- По международным стандартам
- Силовая установка
- Надёжность и безопасность
- Особенности конструкции
Описание конструкции и ее особенности
Ка-62 имеет нехарактерную для машин камовского КБ схему с одним несущим винтом. Есть и рулевой винт, расположенный в специальном канале, который находится в киле вертолета. Силовая установка Ка-62 состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Ardiden 3G со взлетной мощностью 1776 л. с. каждый. Машина оснащена трехопорным убирающимся шасси.
Особенностью вертолета является широкое использование композитных материалов в его конструкции. Они составляют примерно 50% от его общей массы. В частности из КМ полностью состоит обшивка фюзеляжа. В его передней части расположена кабина пилотов, за ней находится грузопассажирский салон, силовая установка с трансмиссией размещается над ним. Отдельно следует отметить форму фюзеляжа Ка-62 с отличными аэродинамическими характеристиками.
В задней части машины расположена хвостовая балка с рулевым винтом и оперением.
Большую часть объема фюзеляжа занимает грузопассажирская кабина. Она имеет широкий дверной проем весьма удобный при проведении погрузочно-разгрузочных работ и раздвижную дверь.
Вертолет имеет трехопорное убирающееся шасси с хвостовой опорой. Все опоры снабжены специальными амортизаторами, которые гасят часть удара при аварийной посадке. На них могут быть установлены баллонеты для посадки на воду.
Несущий винт вертолета имеет четыре лопасти, которые изготовлены из композитных материалов. Есть антиобледенительная система.
Силовая установка Ка-62 расположена за валом несущего винта и закрыта обтекателем, она состоит из двух ГТД Turbomeca Ardiden 3G с индивидуальной цифровой системой управления.
Под полом грузопассажирской кабины находятся четыре мягких топливных бака с общим объемом 1100 литров.
Ка-62 оснащен современным навигационно-пилотажным комплексом с открытой архитектурой. В кабине пилотов установлены жидкокристаллические экраны, на которые выводятся данные о работе систем вертолета и полетная информация.
Многоцелевой вертолет ОКБ Камова Ка-26.
Ка-26
В первой половине 1960-х ОКБ Камова ставят задачу на разработку и постройку вертолета для нужд сельского хозяйства. В 1965г. из сборочного цеха выходит прототип вертолета соосной схемы Ка-26. Его силовая установка состоит из двух поршневых двигателей М14-В26. В конце весны этого же года вертолет Камова впервые отрывается от земли. Государственные испытания машины стартовали в 1966г. К серийному производству Ка-26 приступили в 1969г. Всего выпущено 816 вертолетов этого типа, из них почти третья часть отправлена на экспорт в Белоруссию, Болгарию, Венгрию, Монголию, Швецию, США, Японию, ГДР, Румынию и Шри-Лаку. Большое количество Ка-26 продолжает эксплуатироваться в наши дни.
Ка-226
В 1997г. вышла обновленная версия 26-го – Ка-226.
Конструкция Ка-62
Вертолет одновинтовой, с двумя ГТД и наличием трёхпарного шасси. Отличается массовым применением КМ (50% массы всей конструкции). Фюзеляж вертолета характеризируется отличным аэродинамическим профилем. Каркас металлический с продольными балками и шпангоутами. Обшивка состоит из слоистых панелей из КМ и углепластика. В свою очередь, фюзеляж включает в себя четыре секции: кабину экипажа, грузопассажирский отсек, хвостовую балку с вертикальным и горизонтальным оперениями. Для экипажа специально удобно остеклили кабину и вмонтировали силовой фонарный набор из КМ. Двери открываются наружу. Сидение пилота расположено по правую сторону кабины для исключения возможности дублирования органов управления.
Размеры грузопассажирской кабины составляют 3,3 х 1,75 х 1,3 м с наличием больших дверей. Хвостовая балка имеет эллипсовидное сечение, благодаря которому установлен стабилизатор неуправляемого типа. Его размах – 3 метра. В балке установлено вертикальное оперение с профильным каналом для винта. Над ним вмонтирован киль с асимметричным профилем.
Трехопорное шасси убирается, имеется самоориентирующаяся хвостовая опора со сдвоенными колесами. Убирается в хвостовую балку. Опоры работают по типу рычага с азотно-масляными амортизаторами, которые убираются в бок и в перед фюзеляжа. В некоторых модификациях возможна установка баллонетов.
Главный винт четырёхлопастный, крепление лопастей упругое. Корпус втулки создан из стеклоуглепластика. Он разъёмный, а сама втулка состоит из самосмазывающихся подшипников вертикальных шарниров, торсионов из стальных пластин и упругих элементов из стеклопластика. Цельно-композиционные лопасти формируют прямоугольник со стреловидной законцовкой. Лонжерон двухконтурный представлен в форме носка профиля, вдоль которого лежит резиновое покрытие (противообледенительная система). Хорд лопасти – 0,53 м.
В состав силовой установки входят два ГТД РД-600 (взлетная мощность – 955 кВт, крейсерская мощность – 735 кВт). Продуман также чрезвычайный режим мощности. Двигатели находятся в общем обтекателе, воздухозаборники расположены над обтекателем. Они также оборудованы противообледенительной воздушной системой. За регулировку и полное резервирование каналов двигателя отвечает цифровая электронная система. Четырехступенчатый компрессор, кольцевую камеру сгорания и турбину привода объединяет модуль генератора. Свободная и приводная турбины двухступенчатые. Запуск осуществляется при помощи вспомогательной установки АИ-9.
Емкость топливной системы – 1100 л, распределена на четыре мягких бака. Они находятся на дне кабины с подключенными подкачивающими насосами. Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного редуктора и хвостового одноступенчатого. Гидравлический рулевой привод системы управления вместе с жёсткими тягами объединён в общий блок и включает загрузочные механизмы. В состав гидросистемы входят две автономные подсистемы. Первая отвечает за подпитку рулевых приводов, а вторая регулирует систему уборки колес.
История
Вариант компоновки пассажирского салона.
Разработка новой машины началась в 1990 году. Ка-62 проектировался как гражданская модификация многоцелевого военно-транспортного вертолёта Ка-60, с сохранением конструктивных особенностей военной модели, в том числе и двигателей РД-600. Полноразмерный макет вертолёта впервые был показан на авиасалоне МАКС-1995. Дальнейшая разработка была приостановлена из-за недостатка средств.
В течение следующих 15 лет неоднократно звучали заявления о возобновлении разработки и производства Ка-62. Назывались даты первого полёта в 2008 году, с развёртыванием производства на авиационном заводе У-УАЗ в Улан-Удэ с планом выйти на уровень выпуска в 30—40 вертолётов в 2010 году.
Наконец, в 2012 году, на выставке HeliRussia-2012 состоялась презентация макета Ка-62, представляющего собой обновлённую конструкцию вертолёта. Внешняя схема и компоновка вертолёта были сохранены, основные изменения затронули шасси и моторный отсек, так как вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину будут устанавливаться двигатели Turboméca Ardiden 3G французской компании . Редуктор и трансмиссию будет поставлять австрийская фирма Zoerkler.
Производство планируется развернуть на заводах холдинга «Вертолёты России»: на ААК «Прогресс» в Арсеньеве (сборка вертолётов) и на ОАО «КумАПП» в Кумертау (компоненты несущего и рулевого винтов). На данный момент на арсеньевском заводе начато производство двух опытных образцов.
По результатам испытаний в 2013 году вертолёт потребовал доработок, сертификация запланирована не ранее 2015 года, позже перенесена на 2017 год. На доработки выделено дополнительное финансирование. В то же время, пробные полёты военной версии (Ка-60) планировались начаться уже в марте 2014 года. В июле 2014 года компанией «Технологии для авиации» (ранее «Транзас Авиация») поставлены три первых интегрированных пилотажно-навигационных комплекса КБО-62 для опытных машин и проведения лётных испытаний.
28 апреля 2016 года вертолёт Ка-62 совершил первый тестовый полёт на аэродроме завода «Прогресс» в городе Арсеньев Приморского края. В 18:00 вертолёт приподнялся над землёй и, выполнив висение с разворотами, рысканиями по тангажу и крену, приземлился. Весь полёт занял не более десяти минут.
25 мая 2017 года вертолёт Ка-62 совершил первый полноценный полёт на лётно-испытательной станции Арсеньевского завода «Прогресс». Программа предусматривала полёт по кругу на скорости 110 км/ч общей продолжительностью 15 минут.
Согласно заявлениям предыдущего генерального директора холдинга Дмитрия Петрова, Ка-62 в значительной степени нацелен на международный рынок и создаётся по схеме широкой международной кооперации, что, по его словам, является первым подобным опытом в российском вертолётостроении. Но в то же время, стартовыми заказчиками вертолёта выступят силовые ведомства.
На февраль 2018 года готовы три лётных образца.
На МАКС-2019 демонстрировался третий летный образец вертолета, в том числе в рамках летной программы.
Серийное производство вертолёта Ка-62 начнётся в 2020 году. Cтроительство первой партии из шести машин начато в апреле 2019 года при поддержке Фонда Развития Промышленности; начать их продажи планируется в 2020 году, сразу же после получения сертификата типа.
Тактико-технические характеристики
Сопоставим основные параметры основного варианта «Иглы», её упрощённого варианта и знаменитого американского ПЗРК «Стингер», также введенного в эксплуатацию в 1980-е.
9К310 «Игла-1» | 9К38 «Игла» | FIM-92C “Стингер” | |
Полная масса, кг | 39 | 39 | 42 |
Масса боевой части, кг | 1,1 | 1,1 | 3 |
Максимальная дальность, км | 5 | 5,2 | 4,5 |
Максимальная скорость ракеты, км/ч | 2160 | 2052 | 2700 |
Итак, если верить цифрам, то на момент своего появления «Стингер» отличался большей мощностью и был более скоростной ракетой. Однако стоит заметить, что управление огнём с помощью электронного планшета американцами не предусматривалось. Головка самонаведения «Стингера» также оснащалась системой противодействия тепловым ловушкам, но достигалась она, в основном, сложными системами обработки данных.
В том же, что касается боевой эффективности, ПЗРК можно считать равноценными средствами поражения – хотя переломить ход кампании или разжечь гражданскую войну с помощью всего одного «Стингера» никому не удавалось.
Интересно, что простота в освоении и эксплуатации, как отечественных, так и американских переносных зенитно-ракетных комплексов, проистекала из того, что они изначально рассматривалось, как средство ведения партизанской войны и спецопераций.
Противоположный подход демонстрировал британский ПЗРК «Блоупайп», который превосходил конкурентов по помехозащищённости и был по-настоящему всепогодным. «Компенсировалось» это длительной и сложной программой подготовки ракетчиков, служившей выработке нужного уровня квалификации и поддержанию её на требуемом уровне.
Однако, на сегодняшний день это уже не самая передовая разработка.
С 2014 года на вооружение принимается новый ПЗРК «Верба». Впрочем, эта система является дальнейшим развитием решений, заложенных в «Игле», так что и это служит скорее доказательством качеств заложенных в комплекс решений ещё в 80-х годах. Да и саму «Иглу-С» снимать с вооружения не планируется.
Кавалеры
Кавалеры Георгиевского креста. Фотография 1915 года
В XIX веке знаком отличия Военного ордена были награждены:
- знаменитая «кавалерист-девица» Н. А. Дурова — № 5723 в 1807 году за спасение жизни офицера в бою под Гутштадтом; в списках кавалеров она значится под именем корнета Александра Александрова.
- За сражение при Денневице в 1813 году получила Георгиевский крест другая женщина по имени София Доротея Фредерика Крюгер, унтер-офицер из прусской бригады Борстелла. София была ранена в бою в плечо и ногу, она также удостоилась прусского Железного креста 2-й ст.
- Будущие декабристы М. И. Муравьев-Апостол и И. Д. Якушкин, сражавшиеся при Бородине в чине подпрапорщика, не дававшем права на офицерскую награду, получили Георгиевские кресты № 16697 и № 16698.
Среди наиболее известных кавалеров солдатского Георгия — известный персонаж времен Первой мировой войны казак Козьма Крючков и герой Гражданской войны Василий Чапаев — три Георгиевских креста (4-й ст. № 463479 — 1915 год; 3-й ст. № 49128; 2-й ст. № 68047 октябрь 1916 года) и Георгиевская медаль (4-й степени № 640150).
Полными кавалерами солдатского Георгиевского креста были советские военачальники: А. И. Еременко, И. В. Тюленев, К. П. Трубников, С. М. Будённый. Причём Будённый получал Георгиевские кресты даже 5 раз: первой награды, Георгиевского креста 4-й степени, Семён Михайлович был лишён по суду за рукоприкладство к старшему по званию, вахмистру. Снова он получил крест 4-й ст. на турецком фронте, в конце 1914 года. Георгиевский крест 3-й ст. был получен в январе 1916 года за участие в атаках под Менделиджем. В марте 1916 года Будённый награждён крестом 2-й степени. В июле 1916 года Будённый получил Георгиевский крест 1-й степени, за то, что с четырьмя товарищами привёл из вылазки в тыл врага 7 турецких солдат.
Из будущих маршалов, нижний чин Родион Малиновский был награждён трижды (из них два раза крестом 3-й степени, про один из которых стало известно уже после его смерти), и по два креста имели унтер-офицер Георгий Жуков и младший унтер-офицер Константин Рокоссовский.
Два креста имел будущий генерал-майор Сидор Ковпак, в годы Великой Отечественной войны — командир Путивльского партизанского отряда и соединения партизанских отрядов Сумской области, впоследствии получившего статус Первой украинской партизанской дивизии.
Известным Георгиевским кавалером стала в годы 1-й мировой войны Мария Бочкарёва. В 1920 году её расстреляли большевики.
Последним Георгиевским кавалером периода Гражданской войны считается 18-летний вахмистр П. В. Жадан, за спасение штаба 2-й конной дивизии генерала Морозова.
Конструкция
Конструкция фюзеляжа имеет 4 отделения. Это кабина экипажа, грузопассажирская секция, хвостовая балка и канал для рулевого винта. Широкие грузовые двери расположены по обоим бортам фюзеляжа и открываются наружу по направлению к хвосту. Устройство шасси и амортизационные кресла способствуют хорошей травмобезопасности и защите от вибраций. К важным особенностям вертолёта относится возможность полёта и посадки с одним работающим двигателем.
В корпусе КА-62 более 50% – композитные материалы. Ввиду чего взлётный вес вертолёта всего 6,5 т – идеальная и более лёгкая замена гражданскому Ми-8. Кстати, в отличие от него детище ОАО «Камов» имеет меньшую вместимость и грузоподъёмность: максимум 15 человек и 2500 кг. Тот же Ми-8 может перевезти 24-30 пассажиров и почти 4 тонны груза. Однако, как утверждает производитель, снижение этих характеристик было запланировано изначально, а причина проста – почти 80% лётного времени Ми-8 эксплуатируются с нагрузкой в 60%, что как раз равно заявленным характеристикам новинки.
Читайте Лучший в своём классе многоцелевой вертолёт Ми-38
Описание
Изготовление
В целом орден представлял собой очень сложную конструкцию (в диаметре 6.5 см) — он состоял из пяти элементов, а цвет венка определял его степень.
Статус
Важно отметить, что это была абсолютно самостоятельная награда, и её не обязательно было иметь для получения более почётного Рыцарского креста, однако ограничение было со стороны процесса получения её самой — обязательным было наличие у награждаемого либо Железного креста 1-го класса (для награждения Немецким крестом в золоте), либо Креста за военные заслуги 2-го класса (для награждения Немецким крестом в серебре).
Степени
Крест, разработанный Робертом Кляйном, имел две степени:
- Немецкий крест в золоте — за храбрость на поле боя;
- Немецкий крест в серебре — за успехи в командовании без непосредственного участия в бою.
Степени были независимы друг от друга — то есть для награждения Немецким крестом в золоте не нужно было иметь Немецкий крест в серебре. Учитывая вышеописанные требования относительно Железного креста, получалась в своём роде двуединая награда из четырёх степеней различной зависимости меж собой.
Правила ношения
Крест носился на груди справа на булавке. Поскольку он был довольно массивен и тяжёл, позднее была разработана его матерчатая версия для повседневного ношения на мундире в полевых условиях.
Ка-32А
Вертолет Ка-32А многоцелевого назначения создан на базе транспортного вертолета Ка-32Т и предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов массой до 5000 кгна внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, строительно-монтажных операций, обучения и тренировки летчиков и других целей. Кроме того, вертолет Ка-32А предназначен для тушения пожара на верхних этажах здания и установки защитных пенных полос. Вертолет укомплектован специальным оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ.
Хронология создания
- начало разработки — 1990 год;
- изменение конструкции планера и его систем в соответствии с требованиями сертификата, проведение сертификационных испытаний — 1990-1993 годы;
- получение сертификата типа 36-32А на вертолет и сертификата типа 34-Д на двигатель ТВ3-117ВМА — 1993 год;
- начало серийного производства на фирме Камов — 1994 год; завершение сертификации опытного завода фирмы Камов — 1995 год.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с системой горизонтального и вертикального пожаротушения Fire Attack американской фирмы Simplex
У вертолера Ка-32А — планер, несущая система и силовая установка, системы планера и комплекс бортового оборудования такие же, как у вертолета Ка-32Т. В транспортной кабине на откидных сиденьях можно перевозить 13 человек. Для защиты органов дыхания и зрения членов экипажа от дыма и вредных газов в их кабине установлена защитная дыхательная аппаратура, включающая кислородные баллоны и дымозащитные кислородные маски. Вертолет может быть оснащен аварийными посадочными баллонетами по типу баллонетов на Ка-32С.
Пилотажное оборудование Ка-32А по своему функциональному назначению аналогично Ка-32Т, но более современного типа, оно включает два высотомера ВД-10, высотомер ВЭМ-72П, указатели скорости УСВИ-400 и УС-350К, два вариометра ВАР-30М, два авиагоризонта АГР-74В-10, прибор ПНП-72-15, гировертикаль МГВ-1 СУ8, часы АЧС-1М.
Кабина пожарно-спасательного вертолета Ка-32А
Вертолет оборудован системой ограничительных сигналов СОС-В1-32, предназначенной для вычисления текущих значений максимально допустимой скорости, выдачи этих значений в бортовые системы информации, а также для предупредительной сигнализации о достижении максимально допустимой скорости. Указатель скорости УСВИ-400 из комплекта данной системы, расположенный на приборной доске, индицирует текущие значения приборных скоростей и максимально допустимой скорости полета.
Вертолет Ка-32А может быть дополнительно оборудован радиолокационной станцией «Осьминог-ПС-32», радиотехнической системой ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ и навигационной аппаратурой для полетов над безориентирной местностью.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А. Вид спереди
Высокий уровень созданных норм летной годности НЛГ32.29, НЛГ32.02, НЛГ32.33 для вертолета Ка-32А, двигателя ТВЗ-117ВМА и эксплуатационной документации, соответствующий требованиям как отечественных, так и американских норм летной годности, был подтвержден специалистами России, Швейцарии, Канады и Америки. Индекс «А» обозначает, что конструкция вертолета Ка-32А соответствует типовому проекту, который полностью отвечает требованиям сертификационного базиса.
Салон пожарно-спасательного вертолета Ка-32А
Вертолёт отличает усиленная противопожарная защита основных и вспомогательного двигателей, усовершенствованная конструкция колонки несущих винтов.
Летно технические характеристики Ка-32А
Диаметр главного винта | 15.90 м |
Длина | 12.25 м |
Высота | 5.40 м |
Ширина | 3.80 м |
Масса пустого вертолета | 6000 кг |
Нормальная взлетная масса | 12700 кг |
Тип двигателя | 2 х ГТД ТВ3-117ВМА |
Мощность | 2 х 2200 л.с. |
Максимальная скорость | 260 км/ч |
Крейсерская скорость | 230 км/ч |
Практическая дальность | 800 км |
Скороподъемность | До 15 м/сек |
Практический потолок | 6000 м |
Статический потолок | 3500 м |
Дальность полета | 900 км |
Продолжительность полета | до 6 час |
Экипаж | 1-3 чел. |
Полезная нагрузка | 13 пассажиров или 3700 кг груза или 5000 кг на подвеске |
Эвакуационно-десантное оборудование состоит из спасательной электролебедки с поворотной стрелой, грузоподъемностью 300 кг и десантного спускового устройства «СУР». Забор и сброс 3200 лводы в режиме висения — 1,5 мин. При новом заборе воды может добавляться пенообразователь, что позволяет получить 200 тыс. л пены. Водопенные пушки с дальностью струи 45 м и производительностью 40 л/сек.
Выдающиеся характеристики
Ка-62 представляет собой глубокую модернизацию среднего военно-транспортного вертолёта Ка-60 «Касатка». Разработка этой машины стартовала в ОКБ Камова в 1983 году, был создан прототип, но серийное производство «Касатки» так и не было запущено из-за финансовых проблем после распада СССР.
В 1990-е отечественные специалисты приступили к созданию гражданской версии под шифром Ка-62. Главной проблемой на пути совершенствования машины было отсутствие подходящих двигателей и трансмиссии отечественного производства.
Также по теме
Показательный полёт Су-35С прошёл в преддверии ВЭФ
Показательный полёт истребителей Су-35С и другой авиатехники состоялся в преддверии Восточного экономического форума во Владивостоке,…
В итоге инженеры отказались от попыток доработать турбовальный двигатель Saturn RD-600V (КБ «Рыбинские моторы») и сделали выбор в пользу французской силовой установки Ardiden 3G корпорации Safran Helicopter мощностью от 1545 до 1940 лошадиных сил. Также было решено установить на Ка-62 редукторы и трансмиссии несущего и хвостового винтов разработки австрийской Zoerkler Gears GmbH & Co.
В 2012 году макет Ка-62 был представлен на международной выставке HeliRussia. Опытное производство было развёрнуто на ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина». Первое зависание машина выполнила в апреле 2016 года, а полноценный полёт — в мае 2017-го.
Ка-62 выполнен по традиционной одновинтовой схеме. Однако рулевой винт инженеры поместили в хвостовую конструкцию (лопасти заключены в специальный кольцеобразный обтекатель). Подобное техническое решение направлено на повышение безопасности и надёжности вертолёта.
Специалистам «Прогресса» удалось добиться выдающихся характеристик. Взлётная масса Ка-62 составляет 6,5 т, грузоподъёмность — до 2,5 т, длительность полёта (при полной заправке топливных баков) — до 4 часов, практическая дальность — 750 км или 1135 км (с дополнительными топливными баками).
Наследник «Касатки» способен развивать скорость до 310 км/ч и эксплуатироваться при температурном режиме от –50°С до +45°С. Численность экипажа — один или два пилота. Пассажировместимость Ка-62 специалисты оценивают в 15 человек.
- Образец Ка-62 на Восточном экономическом форуме
- РИА Новости
А если в бой?
Ка-62 может также оказаться востребованным для нужд Министерства обороны. Но если наличие в конструкции иностранных комплектующих для отечественных гражданских эксплуатантов малосущественно, то военных заказчиков такая ситуация вряд ли устроит.
Однако, если силовые структуры будут заинтересованы в закупках Ка-62, проблема импортозамещения вполне решаема. В частности, в настоящее время рассматривается возможность локализации производства в России двигателя Ardiden 3G и агрегатов трансмиссии. Кроме того, на вертолете могут быть установлены российские трансмиссии и двигатель. Ведутся работы по созданию ряда отечественных систем и агрегатов, например авариестойких топливных систем, аналогичных установленным на гражданские вертолеты Ка-62, Ми-38, «Ансат». В прошлом году отечественный аналог топливной системы прошел предварительные испытания на сброс: топливные баки, заполненные на три четверти, вместе с ограждающей конструкцией фюзеляжа были сброшены с высоты 15 м. Испытания прошли успешно: утечек после сброса обнаружено не было. Таким образом, хоть международная кооперация в авиастроении является скорее правилом, чем исключением, при необходимости наша промышленность готова получить новые задачи и решить их.
Статья «Новая жизнь бывшего разведчика» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2017).
Российский разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор».
Ка-52
Предназначен для уничтожения бронетехники, живой силы противника и воздушных целей.
Ка-52 является глубокомодернизированной машиной Ка-50. 25 июня 1997г. «Аллигатор» поднимается над ВПП. Осенью 2008г. началась постройка серийных Камов-52. Весной 2011г. партия вертолетов поступает в авиачасть.
«Аллигатор» оснащен двумя турбовальными двигателями ВК-2500, обеспечивающие его скороподъемность и маневренность. Производится в двух основных модификациях – «Аллигатор» — для армейской авиации, «Катран» — для палубной авиации. Есть еще третья модификация – Ка-52М, но это улучшенная версия аллигатора.
Золотая середина
В российском вертолетостроении Ка-62 может занять свою нишу между вертолетами легкого класса типа «Ансат» и Ка-226 и средними вертолетами типа Ми-8. Известно, что наш классический Ми-8 грузоподъемностью 4 т часто возит грузы массой менее 2 т, а это увеличение эксплуатационных расходов. И именно в этих случаях Ми-8 может быть заменен вертолетом Ка-62, который требует меньших затрат на обслуживание и имеет меньший расход топлива.
На вертолете Ка-62 применен 12-лопастной рулевой винт в кольце, который более безопасен, чем традиционный 3-лопастной. Лопасти несущего винта выполнены из композитов.
К основным сферам применения Ка-62 относятся транспортировка грузов или 12−15 пассажиров на расстояние до 700 км, спасательные операции, а также работы в нефтегазовой области. Высокий уровень энерговооруженности вертолета позволяет обеспечить его эксплуатацию в широком диапазоне температур и высот. Ка-62 может летать в жарком климате, осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах и совершать полеты над обширными водными поверхностями. Просторная комфортная кабина позволит использовать Ка-62 в качестве корпоративного воздушного транспорта.
По международным стандартам
В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Грузоподъемность вертолета увеличивается до 2,2 тонны в кабине и 2,5 тонны на подвеске или 15 пассажиров. В качестве двигателей используются французские Ardiden 3G мощностью 1680 л. с., а на поставку редукторов и трансмиссии законтрактован австрийский производитель Zoerkler.
Тем не менее основные конструктивные особенности и характеристики, заложенные еще в военном прототипе, сохраняются и в Ка-62. Это по-прежнему многоцелевой вертолет, который может развивать скорость до 310 км/ч и отличается повышенной ударостойкостью. Дальность полета – более 650 км при крейсерской скорости 290 км/ч. Лопастей основного винта стало пять − на одну больше, чем в Ка-60. По планам производителя большая часть планера (до 60%) и лопасти винтов будут выполнены из современных композитных материалов, что значительно снизит вес машины.
Ка-62 на авиасалоне МАКС-2013
Ка-62 стал первым в мире вертолетом, на который устанавливается система управления общевертолетным оборудованием. Система разработана концерном «Радиоэлектронные технологии» специально для этой модели и является сердцем электроснабжения всей электронной бортовой аппаратуры вертолета. Холдинг «Росэлектроника» оснащает Ка-62 современным бортовым оборудованием: комплексами связи нового поколения С-404 и интегрированными антенно-фидерными системами «Аист-62». Комплекс С-404 связывает пилотов с наземными пунктами управления по нескольким каналам и ведет постоянный прием сигналов на аварийной частоте, а система «Аист-62» отвечает за функционирование бортовой подсистемы связи.
Интегрированный пилотажно-навигационный комплекс КБО-62 обеспечивает решение широкого круга задач по навигации и пилотированию вертолета. С его помощью на Ка-62 реализуется принцип «стеклянной кабины», когда вся важная информация выводится на электронные экраны. Двухканальная электронно-цифровая система управления двигателем FADEC снижает нагрузку пилотов по слежению за работой двигателя до минимума и уменьшает расход топлива.
Современная кабина Ка-62 защищена стойким к ударам птиц органическим стеклом и оснащена двумя рабочими местами, при этом командир экипажа может вести управление с любого из них. Широкий фюзеляж в пассажирском исполнении позволяет разместить до 15 человек, при этом увеличенный шаг в компоновке сидений обеспечивает комфорт пассажирам. По обоим бортам вертолета размещены широкие дверные проемы.
Первый полет Ка-62 в 2017 году
Ка-62 спроектирован с учетом международных требований безопасности. В частности, вертолет может выполнять полет и посадку с одним работающим двигателем. Травмобезопасность пилотов и пассажиров на случай жесткой посадки повышена за счет энергопоглощающей конструкции шасси и кресел. Топливная система Ка-62 устойчива к повреждениям. Усовершенствованная аэродинамика вертолета и рулевой винт, спрятанный в кольцевой канал, сделали вертолет менее шумным.
Силовая установка
Санкции последних лет не повлияли на сотрудничество по выпуску КА-62. Двигателями новой машины являются французские силовые установки Ardiden 3G мощностью 1680 л. с. Хотя ранее конструкторы планировали устанавливать в качестве двигателей КА-62 отечественные турбо-вальные двигатели РД-600. Почему выбор пал именно на зарубежные варианты? Всё дело в системе FADEC, которой оснащаются Ardiden 3G. Она позволяет облегчить жизнь пилота, снизив нагрузку на него, и обеспечить лучшую топливную экономичность. Двигатели Ardiden 3G не требуют размещения вспомогательной силовой установки, экономя значительное пространство в задней части фюзеляжа.
Трансмиссия и ударопрочная топливная система КА-62 поставляются из-за рубежа, а, точнее, из Австрии (компания «Zoerkler»). Остальные детали и узлы российского происхождения, в том числе и стеклянная кабина, разработанная компанией «Транзас» г. Санкт-Петербург. Особенно стоит отметить, пятилопастный несущий винт, значительно снижающий шум и вибрацию.
Надёжность и безопасность
Ka-62 был создан на основе среднего военно-транспортного вертолёта Ка-60 «Касатка», предназначенного для перевозки грузов массой около двух тонн. Разработка гражданской машины затянулась из-за кризиса 1990-х годов, а также нехватки финансирования и технических трудностей, с которыми столкнулись отечественные конструкторы в 2000-е годы.
Первый испытательный полёт Ка-62 совершил 25 мая 2017 года. В 2018 году машина была представлена на Восточном экономическом форуме, а в 2019-м вертолёт впервые принял участие в лётной программе Международного аэрокосмического салона в Жуковском.
Несмотря на продолжительный период разработки, в «Вертолётах России» считают, что Ka-62 в нынешнем облике соответствует всем современным международным стандартам. По информации холдинга, российский вертолёт выполнен с применением последних мировых достижений авиационной промышленности.
- Салон Ка-62
Грузоподъёмность Ка-62 — 2,0—2,5 т, пассажировместимость — до 15 человек, максимальная скорость — 310 км/ч, крейсерская — 290 км/ч, практический потолок — от 5,5 до 6,1 км. С основными топливными баками вертолёт может преодолевать до 720 км, с дополнительными — до 1135 км.
Также по теме
«Нет ни у кого в мире»: как новейшая радиолокационная станция усилит возможности российских роботов и БПЛА
Для нужд российской армии создаётся малогабаритная многофункциональная программная радиолокационная станция (РЛС), сообщил начальник…
На вертолёте установлены французские двигатели Ardiden 3G с двухканальной электронно-цифровой системой управления (FADEC). Редукторы и трансмиссию поставляет австрийская Zoerkler, авариестойкую топливную систему — французская фирма Aerazur. Все остальные агрегаты и бортовые комплексы — российские.
Ка-62 стала первой в мире винтокрылой машиной, на которую устанавливается система управления общевертолётным оборудованием. Она была разработана концерном «Радиоэлектронные технологии».
Бортовое оборудование Ка-62 представлено аппаратурой связи нового поколения С-404, интегрированными антенно-фидерными системами «Аист-62», пилотажно-навигационным комплексом КБО-62, с помощью которого реализуется принцип «стеклянной кабины», когда вся необходимая информация выводится на электронные экраны.
Важными преимуществами Ка-62 является надёжность и безопасность. Российские инженеры «спрятали» рулевой винт машины в специальную хвостовую конструкцию (лопасти винта заключены в кольцевой канал).
- Ка-62 на испытаниях
От военного предшественника Ка-62 унаследовал повышенную ударостойкость. Вертолёт спроектирован таким образом, что в случае жёсткой посадки обеспечивается сохранность фюзеляжа, узлов крепления основных агрегатов, топливной системы. Травмобезопасность пилотов и пассажиров была повышена за счёт энергопоглощающей конструкции шасси и кресел.
Также по теме
«Безопасность при экстремальных ситуациях»: чем уникален многоцелевой российский вертолёт Ми-38
В России завершились испытания многоцелевого вертолёта Ми-38 в условиях горной местности и экстремально высоких температур. Об этом…
«Вертолёты России» относят к преимуществам Ка-62 высокие эксплуатационные характеристики. На сайте холдинга подчёркивается, что машина обладает «превосходной управляемостью и точностью пилотирования». Современная авионика и приборное оборудование кабины позволяют лётчикам уверенно и комфортно управлять вертолётом.
В материалах «Ростеха» говорится, что Ка-62 приспособлен под эксплуатацию на нефтяных вышках и неподготовленных грунтовых площадках. Помимо этого, достоинством машины является возможность хранения вне ангара.
«Конструкция Ка-62 рассчитана на применение в большом диапазоне климатических и географических условий при температурах от -50 °С до +45 °С. Таким образом, ему уже открывается широкая дорога для экспорта по всему миру», — сообщает «Ростех».
В зависимости от требований заказчика Ка-62 может выпускаться в четырёх модификациях: пассажирской (в том числе с VIP-салоном), транспортной, офшорной и медицинской.