«рыцарство вчера и сегодня»

Содержание

Кого поймал — того люби

Странствующие и бедные «однощитные» рыцари не из знатных семей в большинстве своём плевать хотели на кодекс чести. Прикрываясь приказом своего сюзерена, они ездили по селениям и грабили их. Некоторые даже сбивались в самые настоящие банды, которых боялись честные люди. Забывали они и про правило «защищать слабых», когда убивали женщин и детей в деревнях просто ради развлечения. Надругательства над женщинами тоже имели место быть

Причём рыцарям было неважно — девочка перед ними или седая старуха. Для любовных утех годилась любая, к тому же, сломить сопротивление более слабой жертвы не составляло никакого труда

К слову, жене рыцаря о хорошем отношении к себе тоже можно было забыть.

Это только к «прекрасной даме» рыцари относились с почётом и любовью. Об избраннице сердца думали днями и ночами, не забывая в перерывах поколачивать и насиловать собственную жену. Та не смела и пикнуть, ведь женщина в Средние века считалась собственностью мужа. Закрывали глаза жёны и на многочисленные измены мужа со служанками и подневольными крестьянками. Особенно охотно средневековые рыцари отбивали жён у собственных друзей. О каком бы то ни было братском уважении речи и не шло. Однако всему приходит конец.

Наставить отступивших от кодекса рыцарей на путь истинный попытались при помощи организации Крестовых походов. Папа Римский Урбан и император Фридрих Барбаросса внушили рыцарям, что они должны убить всех неверных, осквернивших гроб Господень, находящийся в Палестине. Рыцари этому призыву вняли, но едва ли они вели себя в походах лучше, чем на родной земле. В конце концов нужда в рыцарях как конных воинах отпала сама собой с изобретением огнестрельного оружия. Рыцари перестали быть воинами и превратились в политическое сословие нетитулованной знати. Сегодня рыцари остались лишь в Великобритании. Но там это просто формальный титул, выдаваемый за особые заслуги перед короной.

Военная составляющая карибского кризиса

Переброска советских войск на Кубу, получившая название операция «Анадырь», началась в конце июня. Столь нехарактерное название операции, которая связана с доставкой секретного груза морским путем в южные широты, объясняется военно-стратегическими замыслами. Груженные войсками, техникой и личным составом советские корабли должны были направляться на Север. Цель такой масштабной операции для широкой публики и иностранной разведки была банальной и прозаичной, обеспечение хозяйственными грузами и персоналом населенных пунктов вдоль маршрута Северного Морского Пути.

Советские суда выходили из портов Балтики, из Североморска и из Черного моря, следуя привычным курсом на север. Далее, затерявшись в высоких широтах, резко меняли курс в направлении на юг, следуя к берегам Кубы. Подобные маневры должны были ввести в заблуждение не только американский флот, патрулировавший всю северную Атлантику, но и американские разведывательные каналы

Важно отметить, что скрытность, с которой проводилась операция, дала потрясающий эффект. Тщательная маскировка подготовительных операций, транспортировка ракет на кораблях и размещение были выполнены в полной тайне от американцев

В таком же ракурсе происходило оборудование пусковых позиций и развертывание ракетных дивизионов на острове.

Ни в Советском Союзе, ни в Соединенных Штатах, ни в одной другой стране мира никто даже и предположить не мог, что за такой короткий срок под носом у американцев будет развернута целая ракетная армия. Полеты американских самолетов-шпионов не давали точной информации о том, что в действительности происходит на Кубе. Всего до 14 октября, когда во время полета американского разведывательного самолета U-2 были сфотографированы советские баллистические ракеты, Советский Союз перебросил и развернул на острове 40 ракет средней и промежуточной дальности Р-12 и Р-14. В дополнение ко всему близ американской военно-морской базы Гуантанамо были развернуты советские крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Фотографии, на которых были четко видны ракетные позиции советских ракет на Кубе, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Новость о том, что вся территория США теперь находится в зоне досягаемости советских ядерных ракет, общий тротиловый эквивалент которых составлял 70 мегатонн, повергла в шок не только высшие эшелоны власти Соединенных Штатов, но и основную массу гражданского населения страны.

Качества рыцаря

Во-первых, никого кроме себя рыцари
никогда не защищали. В подавляющем большинстве своем были они обыкновенными бандитами и в течение нескольких веков терроризировали окружающих, грабили купцов и паломников, не подчинялись никакой власти и без особых душевных терзаний убивали всякого, кто осмеливался им сопротивляться.

Во-вторых, мало общего с действительностью имеют и сцены из рыцарских романов
, где прекрасные дамы слезно обращались за помощью и каковую немедленно получали. Это заблуждение
. В реальности же при виде приближающихся рыцарей
все кто мог самостоятельно передвигаться, и прекрасные дамы, в первую очередь в панике старались скрыться с их глаз долой.

Вот лишь несколько примеров. В 1208 году рыцари
Симона де Монфора захватили город Безье в Лангедоке, один из центров еретического учения альбигойцев. На вопрос одного из рыцаре
й как отличить еретиков от истинных христиан, папский легат Арнольд Амори ответствовал: «Убивайте всех. Бог распознает свою паству». Благородные рыцари
вырезали пятнадцать тысяч человек, в основном женщин и детей.

Ричард Львиное Сердце — обладатель лучших качества рыцаря.

О чем вообще речь, когда само воплощение благородства, Ричард Львиное Сердце после взятия одной из сарацинских крепостей приказал распороть животы по одним данным сотням, а по другим нескольким тысячам, чтобы проверить, не проглотили ли они драгоценности.

В 1369 году Эдуард, он же Черный Принц, называемый средневековыми авторами «благороднейшим и достойнейшим рыцарем», захватил французский город Лимож. Он даровал свободу попавшим в плен коллегам- рыцарям и приказал перебить всех остальных обитателей города. И в этом случае ни женщин, ни детей не пощадили.

Благородный рыцарь Эдуард Черный Принц.

«Благородные» рыцари, участвовавшие в крестовом походе, организованном Петром Отшельником в 1096 году, отметили свой путь по Европе грабежами, насилиями и убийствами, так как местные жители отказывались снабжать их провизией.

Многие рыцар
и отправлялись в крестовый поход только лишь для того, чтобы побольше награбить. А короли государств Европы приветствовали эти походы, так как таким образом надолго (а иногда и навсегда) избавлялись от неуправляемых и воинственных рыцарей
.

В этом свете не такой уж и неправдоподобной кажется следующая история:

В замок к своему сеньору возвратился рыцарь. Был он сильно помят, доспехи погнуты, шлем разбит, лицо в крови. Лошадь его хромала, а сам он еле держался в седле.

— Что за беда приключилась с тобой? – спросил сеньор беднягу.

Тот, с трудом выпрямившись в седле ответил:

— О, я славно поработал для вас, сэр! Я здорово потрепал ваших врагов на севере…

— Что? – вскричал удивленный барон. – У меня нет никаких врагов на севере…

— Э-э… — устало протянул рыцарь. – Не было, так теперь будут!

А было время: обзор первого Boeing 727 в музее авиации Сиэтла

Эпоха рыцарства

Эпоха рыцарства являлась идеализированной фантазией, выросшей из превосходства физической силы и военного умения вооружённого всадника. Это время закончилось с приходом пороха в военную сферу. Найджел Саул провёл исследования истории средневековых королевских семей и знатных семей. Он пользовался популярными книгами о их жизни. В своей работе он пишет, что у средневековой английской знати были собственность и богатство. Их они выставляли напоказ. Рыцарство являлось кодексом поведения. Также оно было и стилем, отточенным как острое лезвие. Такое поведение было принято не только во время битвы, но и в резиденциях знатных особ. Особенно это стало видным в XI веке в северной Франции. Согласно этому кодексу должны были вести себя в богатых резиденциях французские аристократы.

В Англии рыцарская история берёт начало с нормандских завоеваний, когда столкнулись совершенно разные технологии войны. Всадники, сопровождавшие герцога Уильяма, были в основном нормандцами, французами и представителями Фландрии. Они приняли эту новую форму ведения войны, несмотря на то, что она выдвигала строгие требования и была дорогостоящей. Скоро эти воины захватили земли Англии. Мальчики из аристократических семей с детства обучались искусству конной войны. Все их владения работали для пополнения доходов, направленных на военные траты для совершения подвигов их хозяина.

Машины на базе

Символика и атрибутика

После того, как молодые люди становились рыцарями, они получали свой индивидуальный герб, если первыми в своем роду вступали в орден. На знаке обычно изображались различные животные и символы, которые каким-либо образом имели ассоциацию с родом юноши. Чаще всего использовались золотые, серебряные, красные, зеленные и черные цвета. Герб оставался один на всю жизнь и передавался по наследству.

Иногда покровитель рыцаря разрешал воспользоваться своим гербом или же добавить туда какие-то новые символы. Совершалось это в том случае, когда герой отличался особым подвигом в бою.

Также каждый рыцарь имел свой девиз, он помещался на гербе и раскрывал суть изображения. В большинстве случаев для воинов эта фраза использовалась и как боевой клич.

Возникновение сословия

Еще в Древнем Риме возник такой слой общества как эквиты. Это переводится как всадники. Сословие имело привилегированное положение. Но основное влияние на появление рыцарства оказало нашествие кочевников-гуннов в процессе Великого переселения народов. Было это в IV-VII веках. Кочевники имели тяжелое вооружение и длинные мечи, они и стали прототипом рыцарского образа, который со временем распространился по всей средневековой Европе.

Во Франкии, во времена нападения арабов, преобладали пешие войска из свободных крестьян, им было не по силам дать отпор захватчикам. Карл Мартелл начал раздавать церковные и земли короны свободным, но безземельным, людям на временное или бессрочное пользование. Взамен они ему предоставляли свои услуги конной службы.

С VIII века начинают распространяться вассальные отношения, люди на службе у господина должны были ему присягать на верность.

В Германии с XI века образовалось особое сословие — динстманнов. Эти люди по своему положению были выше горожан и свободных селян, но ниже свободных рыцарей. В отличие от последних, динстманны не могли покинуть службу по своему желанию.

Во Франции рыцарство было одним из признаков знатного происхождения, хотя изредка в сословие удавалось проникнуть несвободным гражданам, имеющим пожалованный надел земли. Такие люди относились к низшей знати.

В средневековой Англии посвятить в рыцари мог только король, но для пожалования звания было достаточно только факта владения землей. Происхождение имело второстепенное значение.

Монашеские ордена в составе церкви

Из-за широкого толкования церковных канонов и божественных догматов католическая церковь Римская насчитывает порядка ста сорока монашеских орденов в своем составе. Свою историю они ведут еще с далекой древности. Перечислим самые известные ордена:

  • Августинцы. Его история начинается приблизительно с V века с написания устава блаженным Августином. Непосредственное формирование ордена произошло гораздо позже.
  • Бенедиктинцы. Считается первым официально основанным монашеским орденом. Это событие произошло в начале VI века.
  • Госпитальеры. Рыцарский орден, начало которому положено в 1080 году монахом-бенедиктинцем Жераром. Религиозный устав у ордена появился лишь в 1099 году.
  • Доминиканцы. Нищенствующий орден, который основал Доминик де Гузман в 1215 году. Цель его создания – борьба с еретическими учениями.
  • Иезуиты. Это направление было создано в 1540 году папой Павлом III. Его цель стала прозаической: борьба с нарастающим движением протестантизма.
  • Капуцины. Этот орден был основан в Италии в 1529 году. Его изначальная цель все та же – борьба с Реформацией.
  • Картезианцы. Первый монастырь ордена был построен в 1084 году, но сам он официально утвержден лишь в 1176-м.
  • Тамплиеры. Военно-монашеский орден, пожалуй, самый известный и окутанный мистикой. Через некоторое время после создания стал больше военным, нежели монашеским. Изначальная цель была в защите пилигримов и христиан от мусульман в Иерусалиме.
  • Тевтонцы. Еще один военно-монашеский орден, которые основали немецкие крестоносцы в 1128 году.
  • Францисканцы. Орден был создан в 1207-1209 годах, но утвержден лишь в 1223-м.

Помимо орденов в католической церкви находятся так называемые униаты – те верующие, которые сохранили свое традиционное богослужение, но при этом приняли вероучение католиков, а также власть Папы Римского. Сюда можно отнести:

  • армяно-католиков;
  • редемптористов;
  • белорусскую греко-католическую церковь;
  • румынскую греко-католическую церковь;
  • российскую православную католическую церковь;
  • украинскую греко-католическую церковь.

Рыцарь не сидел без дела, сражаясь за славу, деньги и уважение

Рыцарь не мог сидеть без дела, но искать приключения на жесткую железную броню его заставляли не светлые идеалы рыцарства, а обыкновенная нужда. Итак, твой папаша оставил тебя без наследства, отдав старшему сыну всё, а тебе лишь несколько шиллингов. Тебя определили пажом, несколько лет благородный рыцарь вытирал свои руки во время пирушек о твои волосы (реальный факт, с гигиеной тогда было туго).

Ты полировал его оружие, таскал за ним вещи, а потом тебя научили премудростям «так себе честного» боя и наконец посвятили. А дальше что? Денег и владений у тебя нет, так что либо придется становиться чьим-нибудь сюзереном и выплескивать свой тестостерон на головы врагов, либо участвовать в безумно популярных турнирах. Например, если ты выбил соперника из седла, то мог взять его в плен и потребовать выкуп. Плюс это был шанс засветить свое милое личико перед власть имущими дворянами и охочими за молоденькими парнями прекрасными девами, чей сопливый платок и ловил победитель.

На войне рассчитывать на большую долю можно было только, проявив храбрость, а именно, перерезав и ограбив как можно больше богачей, забрав у них кубки. Плюс за доблесть и отвагу (иными словами, если тебе удалось уцелеть в самом горниле битвы), за долгую и верную службу, в которой ты верой и правдой защищал честь и территориальные претензии своего господина, начальство могло пожаловать тебе комфортабельный замок или богатую невесту с гигантским приданным. Это был тот самый Man’s World, о котором пел Джеймс Браун, так что правил бы им все равно ты.

Поэтому единственным шансом для безземельного рыцаря стать богатым, знаменитым и успешным была активная работенка. Грязная, но затраты оправдывает.

«Эрликон» — зенитное орудие 20 и 35 калибра — мал золотник да дорог

Классификация

В средневековье рыцарское братство было представлено двумя классами:

  • Религиозное рыцарство. Состояло из воинов, принявших религиозный обет. К примеру, рыцари ордена тамплиеров воевали против арабов и представителей других религиозных групп.
  • Светское рыцарство. Данное сословие состояло из воинов, состоявших на службе у высокой знати или самого короля.

Чтобы стать рыцарем, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни.

Знаменитые рыцари[править]

  • Ричард Львиное Сердце — король, рыцарь и крестоносец. Прославился в крестовых походах, но практически ничем не выделился в управлении страной. В легенды вошло его противостояние с султаном сарацин Саладином, в котором оба противника уважали друг друга; Саладин также вошел в легенды как своего рода «мусульманский рыцарь».
  • Раймунд Тулузский — рыцарь-еретик, граф южнофранцузской Тулузы, которая исповедовала катарскую веру. Раймунд воевал против католиков-крестоносцев, был неоднократно отлучён от церкви и в конце концов принуждён к покаянию, вследствии которого лишился всех своих земель.
  • Бертран де Борн — рыцарь и поэт, видный представитель трубадурского течения в средневековой поэзии. Внёс немалый вклад в тот самый культ куртуазности и Прекрасной Дамы, посвятив немало стихов современным ему аристократкам. Писал он и стихи, прославлявшие войну, за что Данте позднее поместил его в ад как разжигателя войн. Кроме того, этот поэт написал своеобразный гимн сословной морали — стихотворение «Сирвента» («Мужики, что злы и грубы…»).
  • Флориан Гайер — анабаптист, соратник известного проповедника Томаса Мюнцера, участник Крестьянской Войны 1524—1525 годов на стороне крестьян, командовал элитным подразделением армии повстанцев, носившим название «Чёрный отряд» («Spieß voran, drauf und dran, setzt auf’s Klosterdach den roten Hahn!»). Народный герой немцев Франконии, во времена Третьего Рейха получил дивизию Ваффен-СС имени себя, но и коммунистами уважался (вплоть до того, что до 1956 года процитированная песня «Wir sind des Geyers schwarzer Haufen» была одним из маршей армии ГДР).
  • Гётц фон Берлихинген — однорукий немецкий рыцарь, участник Крестьянской войны 1524—1525 годов (по большей части) на стороне крестьян, прославившийся своим передовым по тем временам механическим протезом руки. Протез отличался подвижными пальцами на пружинах, и с его помощью Гётц мог драться на мечах. Среди простого народа рука Гётца вызывала суеверный ужас, и об этом рыцаре насочиняли легенд, где его железную руку связывали с колдовством. Получил названную в свою честь дивизию Ваффен-СС, на эмблеме которой была изображена та самая железная рука. Популяризатор фразы «поцелуйте меня в задницу!».
  • Чёрный Кшиштоф (в разных версиях упоминается как Кшиштоф фон Райзевиц или как Кшиштоф фон Цедлиц) — легендарный раубриттер из сказаний Польши, Галичины и Лужицкой Сербии. В разных легендах предстает и как жестокий беспредельщик, грабивший купцов в своих владениях в отсутствие сеньора, и как благородный разбойник, и как натуральный разбойничий барон, чья дружина громила армии феодалов и грабила города.
  • Родриго Диас де Вивар (Эль Сид Кампеадор) — национальный герой Испании, отличившийся в отвоевании испанских земель у мусульман. Причём, успел послужить… и эмиру, что в рамках сословной морали вполне нормально для благородного дона.

Качества рыцаря

Во-первых, никого кроме себя рыцари
никогда не защищали. В подавляющем большинстве своем были они обыкновенными бандитами и в течение нескольких веков терроризировали окружающих, грабили купцов и паломников, не подчинялись никакой власти и без особых душевных терзаний убивали всякого, кто осмеливался им сопротивляться.

Во-вторых, мало общего с действительностью имеют и сцены из рыцарских романов
, где прекрасные дамы слезно обращались за помощью и каковую немедленно получали. Это заблуждение
. В реальности же при виде приближающихся рыцарей
все кто мог самостоятельно передвигаться, и прекрасные дамы, в первую очередь в панике старались скрыться с их глаз долой.

Вот лишь несколько примеров. В 1208 году рыцари
Симона де Монфора захватили город Безье в Лангедоке, один из центров еретического учения альбигойцев. На вопрос одного из рыцаре
й как отличить еретиков от истинных христиан, папский легат Арнольд Амори ответствовал: «Убивайте всех. Бог распознает свою паству». Благородные рыцари
вырезали пятнадцать тысяч человек, в основном женщин и детей.

Ричард Львиное Сердце — обладатель лучших качества рыцаря.

О чем вообще речь, когда само воплощение благородства, Ричард Львиное Сердце после взятия одной из сарацинских крепостей приказал распороть животы по одним данным сотням, а по другим нескольким тысячам, чтобы проверить, не проглотили ли они драгоценности.

В 1369 году Эдуард, он же Черный Принц, называемый средневековыми авторами «благороднейшим и достойнейшим рыцарем», захватил французский город Лимож. Он даровал свободу попавшим в плен коллегам- рыцарям и приказал перебить всех остальных обитателей города. И в этом случае ни женщин, ни детей не пощадили.

Благородный рыцарь Эдуард Черный Принц.

«Благородные» рыцари, участвовавшие в крестовом походе, организованном Петром Отшельником в 1096 году, отметили свой путь по Европе грабежами, насилиями и убийствами, так как местные жители отказывались снабжать их провизией.

Многие рыцар
и отправлялись в крестовый поход только лишь для того, чтобы побольше награбить. А короли государств Европы приветствовали эти походы, так как таким образом надолго (а иногда и навсегда) избавлялись от неуправляемых и воинственных рыцарей
.

В этом свете не такой уж и неправдоподобной кажется следующая история:

В замок к своему сеньору возвратился рыцарь. Был он сильно помят, доспехи погнуты, шлем разбит, лицо в крови. Лошадь его хромала, а сам он еле держался в седле.

— Что за беда приключилась с тобой? – спросил сеньор беднягу.

Тот, с трудом выпрямившись в седле ответил:

— О, я славно поработал для вас, сэр! Я здорово потрепал ваших врагов на севере…

— Что? – вскричал удивленный барон. – У меня нет никаких врагов на севере…

— Э-э… — устало протянул рыцарь. – Не было, так теперь будут!

Популярность

Чем же объяснялось широкое использование ТТ как до войны, так и во время неё? Популярность его обуславливалась простотой механизма, который, в сравнении с аналогами, созданными в то же время, показывал себя с лучшей стороны. Также лёгкость в обращении позволяла использовать ТТ всем, даже новичкам. Однако были и недостатки, которые по-настоящему стали ощутимы после начала ВОВ. Боевые показатели пистолета были куда хуже немецких. Стоит выделить небезопасность: нося ТТ в кармане, солдат с большой вероятностью мог случайно выстрелить себе в ногу. Ударно-спусковой механизм одинарного действия был ненадёжен, в сравнении с немецким, двойного. Однако во время боевых действий создать новый пистолет, который соответствовал бы всем пожеланиям армии, не было возможности. Следующий представитель этого вида оружия появился уже после Великой Отечественной войны и был назван также в честь конструктора – пистолетом Макарова.

Сохранил ли травматический пистолет ТТ все преимущества и недостатки своего прародителя или же была проведена доработка, позволяющая не бояться случайного выстрела? Чем же он покорил пользователей? Также для нас важно разобрать характеристики травматического пистолета ТТ

См. также

Какие качества рыцарей уже утрачены

Рыцарство создано не как простое сообщество благородных воинов. Это определенная группа людей, которые были объединены едиными моральными ценностями. Такие положительные качества средневековых рыцарей следует рассмотреть более подробно:

  • безусловная честность. Рыцарь не мог соврать, а совравший рыцарь не мог носить это звание. Это было бесчестьем, ведь вранье расценивалось, как трусость, желание избежать честного противостояния4
  • верность слову ценилась очень высоко. Недопустимо было предавать свои же убеждения и отказываться от обещаний. Тем более, что обещания и клятвы имели религиозную основу. И их нарушение было недостойно рыцаря. Такого человека могли лишить рыцарского звания и изгнать из благородного общества;
  • смелость. Рыцарь не должен был уступать перед опасностью. Он обязан был быть бесстрашным. Более того, рыцари специально отправлялись в походы, чтобы сражаться во имя Бога и добра. То есть они сами искали опасностей для себя;
  • покровительство бедным и обиженным. Рыцарь обязан был помогать бедным и защищать обиженных. Целью многих рыцарских предприятий была имена защита нуждающихся.

Все перечисленные качества приветствуются и в настоящее время. Но все они являются относительными.

Конница в походах Карла Великого

Каждому, кто знаком с именем Карла Великого известно, что его внешняя политика была чересчур активной. Он фактически не покидал лошади: походы отнимали у него массу сил и времени. По определению его королевство, а позже и «возрождённая» империя оставались глубоко внутри германскими. Войн и споров между сеньорами и вассалами было просто не избежать: церковь хоть и запрещала убивать христианам друг друга, но это никак не останавливало знать. Вопрос был решён сам собой: конфликт с лангобардами, саксами, маврами в Испании и даже кратковременные встречи с норманнами давали возможность, так сказать, выплеснуть накопившийся негатив конного войска Карла Великого.

Битва с маврами. (amazonaws.com)

Нашлось место и для эпоса — с походами Карла связаны знаменитые произведения средневековой литературы. «Песнь о Роланде» и «Песнь о Гильоме» повествуют о подвигах франкской аристократии, которые отличились во время экспансии Карла.

Карл Великий оплакивает Роланда. (amazonaws.com)

Каролингская конница — это один из известных переходных этапов формирования классического средневекового рыцарства XII века. В нём ещё очень явно прослеживаются германские традиции и система ценностей, но уже наблюдается эволюция в отношении к службе, войне и собственности.

Литература

История появления рыцарства

Высшие военные сословия были сформированы во многих регионах. Например, клан самураев в Японии или сипахи в Османской Империи. Однако такое понятие как рыцарство связывают только с Европой периода VIII-XV веков. Зародившись в Испании и Франции, оно быстро распространилось на остальные европейские государства, и достигло своего расцвета в XII-XIII веках, во времена крестовых походов.

Рис. 1. Средневековый рыцарь.

Рыцарство возникло в результате развития системы феодального землевладения. Передавая собственные земли во временное или постоянное пользование, их владелец становился сеньором, а их получатель – вассалом. В обязанности вассала входила не только защита земельных угодий своего сеньора, но также активное участие в его совете, суде, спасение его из плена и прочее. Рыцарь мог быть предан только одному сеньору, и не мог одновременно состоять на службе даже у выше стоящего феодала.

Звания в ФСБ

От Меровингов к Каролингам

Рубеж VIII-IX вв. во многом стал временем, на которое выпало формирование конного ополчения — будущего европейского рыцарства. Всадники — по определению знатные воины. Это особо подчёркивалось в эпоху раннего Средневековья. Франкская держава была в авангарде процесса развития военной элиты. Конечно, в первую очередь важную роль играл технический прогресс: без развития кузнечного дела и появления новых образцов мечей, шлемов, щитов и панцирей сложно было бы представить средневековых рыцарей. Христианские ценности вносили свои коррективы в моральное состояние всадников: былые лихие вольности перестали пользоваться почётом. Да и процесс погребения элиты претерпел изменения: с VII века воинов перестали хоронить со сбруей. Вменялось служение верой и правдой королю или графам, но тем самым знать закрепляла за собой высокий статус, неся определённые потери в собственном суверенитете.

Карл Великий. (artchive.ru)

Согласно капитулярию 792 года, попасть в конное ополчение мог лишь тот, кто имел в своём распоряжении 12 мансов (комплекс жилых и хозяйственных построек, а также земельных владений). Таким владельцем мог быть либо небогатый сеньор, либо вассал, который служил в свите более знатных и обеспеченных людей. За службу в охране или ополчении, воин получал в дар оружие и всё необходимое снаряжение.

Франкская конница. (Wikimedia Commons)

Историки часто связывают появление стройной организации конницы во франкском королевстве с именем майордома Австразии Карла Мартелла, который остановил в 732 году в битве при Пуатье арабское нашествие. Эта теория не раз подвергалась серьёзной критике. Но тем не менее, с воцарением новой династии Каролингов на франкском престоле роль конницы в общественной жизни и на войне возрастает. Это прекрасно иллюстрируют Анналы королевства франков, а также произведения поэта Эрмольда Ниггела. Коней становилось всё больше и больше: сборы ополчения на войну переносили на тёплое время года из-за нужды в корме для лошадей.

Битва при Пуатье, 732 год. (Wikimedia Commons)

История рыцарства[править | править код]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Несостоявшийся лидер

Другие модели, ставшие попыткой переделать боевые пистолеты в травмат, но не снискавшие особой популярности, стали изделия предприятия «Молот» с названием «Лидер ТТ». Взятый за основу один и тот же образец и такое разное качество. Выпущенной в 2004 году, на волне воспоминаний о 90-х, когда ТТ мог появиться в руках любого человека, его, при низкой цене покупали массово. Но популярность прошла почти мгновенно, т.к. ненадежная конструкция приходила в негодность очень быстро. Пистолеты сыпались. В отличие от ТТ-Т ствол здесь убрали. Его функцию выполнял патронник. Это послужило причиной низкой точности стрельбы, т.к. вылетая из него, пуля попадала в огромное пространство имитатора ствола, в котором еще и располагалась преграда для предупреждения использования боевых патронов.

Единственным заслуживающим внимания при рассмотрении «Лидера» моментом становится патрон 10×32. Его уникальность в том, что пули он содержит сразу две. Это немного компенсирует низкую точность.

Проблемы с надежностью выпущенных моделей «Лидера ТТ» завод разрешил, но новых представителей уже не выпускается. Причины те же, что и у ТТ-Т, ограничения закона на переделку боевых стволов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector