Искусство арабского халифата: господство веры и красоты

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v 642 год – завершение покорения Египта,

v 649 год – завоевание Карфагена,

v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата (

)

Значение культуры халифата доклад

Был период, когда все мусульмане находились под властью халифата. И назывался данный период золотым. В это время был открыт самый большой Дом мудрости. Именно тогда все ученые пытались собрать все знания, которые добывались в разных странах и городах для того чтобы перевести все это на арабский язык. А тем временем в стране Халифат начался расцвет.

Немного погодя была привезена и изучена бумага. Достать ее не составляло ни для кого секрет. Кроме этого ее изготовить было намного проще, чем пергамент, поэтому многие сразу же перешли на бумагу. Также она намного дольше может храниться, чем пергамент. И еще одно положительное свойство у бумаги, это то, что она могла намного быстрее впитать чернила, и поэтому можно было легко и просто сделать сразу несколько рукописей. И благодаря бумаге стали появляться книги и продаваться по доступной цене.

Конечно, культура Халифата возникла не просто так. Сначала появлялись различные произведения классиков, а потом они переводились на разные языки.

В стране Халифата разговаривали только на арабском языке. На нем же составлялись различные документы и велись все дела в суде, а также изучали в школе.

Постепенно в этой стране стало развиваться не только земледелие, но еще и ремесла и торговля. И благодаря этому крестьяне сделали плодородными земли. В Сирии рос не только виноград, но еще и ячмень, пшеница, рис, апельсины, лимоны и сахарный тростник.

Из хлопка и шерсти начали создавать различную ткань для создания одежды не только для взрослых, но и для детей. В Иране создавали превосходные и натуральные ковры. Еще в Сирии стали изготавливать стеклянную посуду и шелк.

Немного погодя здесь появились сказочники, которые собирали народ, а потом рассказывали новые и интересные сказки каждый день. С каждым днем людей становилось все больше и больше. Богатые люди больше всего любили слушать сказки про путешествия или приключениях, в которые попадали главные герои. А потом носильщики рассказывали эти сказки и другие, интересные и смешные истории другим людям.

6 класс

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

>> Генуэзская конференция: заплатила ли Россия по счетам?

Мировое значение

Переоценить значение культуры Халифата практически невозможно. Если говорить кратко, то большинство научных трудов, известных в мусульманских странах, стали основой образования европейцев. Их переводили на латинский язык, чтобы было проще изучать в христианском мире.

Огромный вклад арабского Халифата в мировую культуру отразился в литературе, искусстве, архитектуре, ремеслах. Европейцы знакомились с арабскими трудами в мусульманской Испании. Ее столица, Кордова, славилась большим количеством школ, где преподавали учителя разного происхождения.

В этом городе были огромные библиотеки. Здесь хранились старинные рукописи, исторические документы, каждый год мусульмане переводили тут по 16 000 книг, собранных по всему миру. Затем эти работы распространялись по разным странам.

ИЖ-43-1С

Структура корабля

Ислам и его источники

В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «предание себя Единому Богу» или «покорность». Ислам является мировой монотеистической авраамической религией. 

Посланник Аллаха Пророк Мухаммед ﷺ – проповедник ислама, а основным источником ислама является Священная Книга Коран, а также Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ, которая является вторым по значению источником исламского права и вероучения. Сунна – это совокупность хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ или преданий, рассказов, в которых сообщается о жизни Посланника Аллаха ﷺ, его изречениях и мудрых высказываниях, о его деяниях. Исламские богослужения совершаются на арабском языке.

Литература и каллиграфия

Направлением всей культуры мусульман можно назвать стремление к красоте и совершенству. Поступки арабы оценивали по Корану, а характеристику человеку давали по его делам и отношению к окружающим. Их мудрые изречения записаны в книгах, сборниках стихов.

Много внимания на уроках в классах учителя уделяли каллиграфии. Дети и взрослые учились красиво писать, это умение считалось настоящим искусством. Религиозные фразы наносили на разные предметы:

  • монеты;
  • керамические плитки;
  • стены;
  • тарелки;
  • деревянные и металлические пластины.

Наиболее известной является поэзия мусульман. Почти все книги состоят из стихотворений. Даже научные труды по медицине, экономике, математике и философии содержат рифмованные строки. Популярными стали панегирики и эпическая поэзия. В этом государстве создали знаменитый сборник сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».

Описание организации

Сотрудники центра продолжают программы исследований, разработанные ими в рамках ВЦИОМ. Центр поддерживает партнёрские связи с региональными исследовательскими центрами на территории России, центрами изучения общественного мнения в странах СНГ и Балтии. Ведущие сотрудники Левада-Центра являются членами международных профессиональных ассоциаций ESOMAR, ОИРОМ.

Партнерами и заказчиками центра в разное время являлись различные международные институты, российские и иностранные компании, исследовательские, образовательные и некоммерческие организации, в том числе Сбербанк России, UNICEF, UNDP, ILO, WHO, World Bank, Федеральное агентство по образованию РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Высшая школа экономики, другие российские и зарубежные университеты, Общественная палата РФ и др.

Статьи, интервью и комментарии экспертов центра регулярно появляются в отечественных и зарубежных СМИ: Ведомости, РБК, Коммерсантъ, Независимая Газета, Новая газета, Известия, The Economist, The Wall Street Journal, The New York Times и др., в научных и общественно политических изданиях России: «Pro et Contra», «Отечественные записки», «Общественные науки и современность», «The New Times», «Индекс/Досье на цензуру», Огонёк и др.

Ведущие сотрудники Левада-Центра — постоянные участники конференций и круглых столов Высшей школы экономики, Комитета гражданских инициатив, Московского центра Карнеги, фонда «Либеральная миссия», Горбачёв-Фонда, общества «Мемориал», публичных лекций «Полит.ру», Московской высшей школы социальных и экономических наук (симпозиум «Пути России»), общественного центра им. Сахарова, международных конференций и симпозиумов.

Издаются журнал «Вестник общественного мнения» (с 1993 по 2003 год редакторский коллектив «Вестника» создал и издавал журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» — по названию одной из основных исследовательских программ, разработанных под руководством академика Татьяны Заславской).

В Центре долгое время работали известные российские социологи Борис Дубин, Леонид Седов, Алексей Гражданкин. Академик Татьяна Заславская долгое время была председателем правления Центра.

Архитектура халифата

Самая богатая архитектура представлена арабскими дворцами правителей-халифов. Внешне они напоминают неприступные крепости: окружены стенами с башнями. Внутри же вид их совершенно сказочен: большие залы для приемов, уютные жилые помещения, бани и гаремы. Стены покрыты цветными орнаментами и напоминали ковры. На территории дворцов было много фонтанов и зелени. А дворы со всех сторон были оформлены колонными галереями. Везде царила удивительная роскошь.

Особое внимание следует отвести в нашем рассказе традициям арабской религиозной архитектуры, которые связаны с разработкой пророком Мухаммадом ритуала церемоний. И хотя мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте, даже на открытом воздухе, все же в традицию исламской культуры вошло возведение специальных храмов — мечетей

За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада.

Самый известный арабский халиф

Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».

Несмотря на все минусы правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения знаменитых мировых культур различных эпох, объединив их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя прекратила экспансию, поэтому бурно начала развиваться торговля. Так как богатому государству требовалось множество различных товаров, которых не было в арабском государстве, торговля послужила толчком к развитию мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера прославились как лучшие оружейники. Знаменитые дамасские сабли и прочее богато украшенное оружие ценилось на вес золота.

Развитие хозяйства

Сначала страны Халифата раскинулись на бескрайних степях. Позже они занялись разным хозяйством:

  • земледелие;
  • садоводство;
  • виноградарство;
  • животноводство.

Долины Сирии покрылись виноградниками и плодовыми садами, на берегах рек сеяли пшеницу, ячмень, сахарный тростник и финики. Путешественники привезли из Индии и Китая другие культуры — рис, хлопок, цитрусовые.

С этого начался расцвет ремесел. Мастера научились изготавливать прочные и легкие ткани из хлопка и шерсти, шелковые изделия, ткать ковры. Прославились арабы своими стеклянными изделиями и оружием. Такие изделия из дамасской стали, как защитные панцири, сабли и кинжалы, пользовались популярностью в европейских странах.

Халифат наладил торговые отношения с Китаем и Индией. Товары арабы провозили через пустыни на лошадях и верблюдах, а по морям доставляли их кораблями и лодками. Из Индии поставляли драгоценные камни и дорогие ткани, специи. Эти товары Халифат продавал в Европе. Во время торговли в разных государствах арабы устанавливали с ними деловые отношения.

Архитектура

Арабы своей архитектурой прославляли Ислам. В первую очередь они строили мечети и мавзолеи. Научившись у римлян строить арки, они развили этот стиль в своём строительстве, сделав его образцом архитектуры. В Дамаске находится Большая Мечеть, которую построили ещё в VIII веке. В её архитектуру прекрасно вписалась подковообразная арка. Остроконечные арки можно увидеть в старинных мечетях Каира.

Такой стиль был перенят европейскими зодчими, строивших соборы в Англии, Франции, Италии. Прекрасные мечети были построены в Иерусалиме, Мекке, Триполи, Каире, Дамаске, Константинополе. Кубические арабские переходные опоры под куполами были применены в строительстве соборов и дворцов в Палермо в XI и XII веках. Очень много архитектурных сооружений арабского заимствования находится в России. Они пришли туда с завоеваниями Тамерлана. Старинная красота поражает своей элегантностью.

Популярные темы сообщений

  • Природа в опасности

    В современном мире, природа, окружающая человека, как никогда подвержена разрушающему воздействию его хозяйственной деятельности. Воздух, почва, вода, вот три кита, на которых строится благополучие природы, но люди в погоне за прибылью

  • Осевая и центральная симметрия

    Прямая, вокруг которой вращаются различные предметы, и называется ось. Данное слово имеет греческое происхождение и связано как вы уже поняли с математикой. Может быть, некоторые не знают, но симметрия может быть очень тесно связана с красотой.

  • Вымершие животные

    Наша планета за все свое время существования пережила много изменений. Некоторые были незначительными, другие наоборот повлияли на всю дальнейшую жизнь на планете. Частые изменения климата, человеческая деятельность привели лишь

Архитектурные сооружения

На архитектурную культуру Халифата повлияли доисламские цивилизации и соседние народы государства. Раннее зодчество напоминает сирийский и византийский стиль. Большинство архитекторов были христианами, а знаменитую мечеть в Дамаске построили по примеру базилики Иоанна Крестителя.

Позже развился собственный стиль арабов. В Тунисе возвели мечеть Кейруна. Она стала примером для остальных религиозных построек. У нее квадратная форма, а на территории расположены минарет, молитвенный зал с большими куполами и двор, окруженный портиками. Персидская архитектура немного отличается. Ее арки имели стрельчатую и подковообразную форму. Проекты зданий в османском стиле имели множество куполов. Ни один дворец Магрибской области не обошелся без огромных колонн. Арабский стиль получил распространение по всей территории Халифата.

Ремёсла

Малые художественные произведения были подняты арабами на высокий уровень. Их стеклянная посуда, керамика, текстиль прославились на весь мир. Стены зданий арабские мастера покрывали сложной мозаикой, плиткой, резьбой. В Европе очень любили сирийские мензурки и изделия из горного хрусталя. В Валенсии использовали мавританские обжиговые печи.

Арабским стеклодувам удалось получить синий цвет стекла, который в Европе стали называть мусульманским блюзом. Получив шёлк из Китая, арабские мастерицы научились делать прекрасные ткани. Кроме шёлка, ткачихи изготавливали хлопковый муслин, дамасский лён, шерсть Шираз. Всё это пользовалось большим спросом в Европе. Дубильщики из Марокко научились выделывать шкуры до мягкости шёлка. Марокканская кожа отличается высоким качеством. Прославилось на весь мир и калёное дамасское холодное оружие.

Переселение мусульман

Первую хиджру, паломничество и переселение совершил Пророк Мухаммед ﷺ в 621 году: он переехал в Йасриб, чтобы разорвать все связи с обществом, в котором он вырос, но которое не приняло призыв к единобожию и стало преследовать его и его последователей. Позже Йасриб в честь Пророка Мухаммеда ﷺ был назван Мадинат-ун-Наби, что в переводе означает «город Пророка».

В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.

В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

АНТ-40 ИС

Ссылки[править | править код]

Культура стран халифата.

Арабы по своему культурному уровню стояли ниже чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных,- говорили арабы,- столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.

Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».

Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.

Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.

Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в европейские языки из арабского и других языков халифата перешло много различных слов: алгебра, адмирал, арсенал, базар, барак, гитара, графин, диван, камзол, караван, кафтан, кисет, лак, магазин, маринад, мармелад, матрац, огурец, персик, талисман, тюльпан, тюрбан, софа, черёмуха, цифра и др.

От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы научили европейцев изготовлять сахар, конфеты и духи.

Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания являлась в то время как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.

В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней

Азии — посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.

Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.

Технические характеристики

Астрономия

Как современная алгебра находит арабский след в своих цифрах и названии, так современная астрономия напоминает о временах халифата названиями звезд и созвездий. Альтаир, Альдебаран, Ригель, Денеб пришли к нам из арабского языка.

Астрономические наблюдения с помощью армиллярной сферы. Миниатюра из турецкой рукописи XVI века.

В мусульманском мире важными вопросами было составление календаря для определения важных дат, а также ориентация в пространстве для молитвы, которая должна быть обращена в сторону Мекки. Благодаря этому, астрономия была почетным делом в халифате, а от арабских ученых осталось много ценных наблюдений.

Известен арабский перевод сочинения Клавдия Птолемея, который называется «Альмагест», в котором были изложены основы космологии, определившие развитие исламской астрономии на пять веков. Так, аль-Батани, известный в Европе под именем Альбатегний, определил величину прецессии, точно измерил эксцентриситет земной орбиты и открыл движение апогея Солнца. Он же создал подробные астрономические таблицы «зиджи», которые настолько точно описывали небесные явления, что ими пользовались даже в XVIII веке.

Аль-Бируни, уже знакомый нам по тригонометрии, не только детально описал явления солнечного и лунного затмения, но и до Коперника предложил гелиоцентрическую систему, указав на слабость системы геоцентрической.

Выдающимся деятелем исламской астрономии был султан Улугбек, правивший в Средней Азии. Хоть политически он и не относится к высоким умам халифата, его традиционно причисляют к средневековым исламским ученым. Пользуясь своим могуществом, он построил одну из самых масштабных и оборудованных обсерваторий Средневековья — в ней, например, был 40-метровый мраморный секстант, установленный в плоскости меридиана. Главное сочинение Улугбека — «Новые астрономические таблицы» — рассказывает о положении более чем тысячи звезд, а также об основных постулатах астрономии того времени.

Павильон персидских ученых в Вене, скульптура Авиценны

Распад государства

Халифат при Харун ар-Рашиде (—)

Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.

Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.

Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.

С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.

Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Возникновение ислама.

Но как сплотить племена бедуинов, разъединяемые раздираемые кровной враждой? Средством для объединения арабов явилась новая религия — ислам. По-арабски это слово означает «покорность», а исповедовающие ислам называются мусульманами, то есть «покорными богу». Около 610 года ислам стал проповедовать мекканский купец Мухаммед, или иначе Магомет (поэтому мусульман называют ещё магометанами). Проповеди Мухаммеда после его смерти были записаны в книгу, получившую название «Коран» (что значит «чтение»). Эта книга считается у мусульман священной.

Мухаммед говорил, что у всех рабов бог один — аллах, а он, Мухаммед, от имени аллаха пророчествует и учит людей. Как и христианские попы, Мухаммед учил, что мусульмане должны быть покорными и терпеливыми. За это их ждёт вечное блаженство в раю. Чтобы привлечь на свою сторону бедноту, Мухаммед осуждал ростовщиков.

Мухаммед призывал арабов прекратить междоусобицы и обратить своё оружие против тех, кто не верит в аллаха.

Знать и жрецы Мекки вначале враждебно отнеслись к Мухаммеду и его учению. Они боялись, как бы с принятием новой религии не упала роль Каабы. Но вскоре мекканская знать поняла, что Мухаммед не враг её, а защитник. Знатные мекканцы стали переходить в ислам, а чёрный камень в храме Каабы был объявлен главной мусульманской святыней.

С принятием общей религии арабы начали быстро объединяться. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector