Марш лейб-гвардии преображенского полка
Содержание:
- Второй марш
- Второй марш
- Второй марш
- Переработки
- Как можно сделать загранпаспорт без военного билета
- Особенности отбора
- Второй марш
- Второй марш
- Особенности формы Преображенского полка
- Мехтер марш
- Марш Радецкого
- Лучшие марши
- Самые известные марши, Музыкальный класс
- Преображенский марш
- Примечания
- Второй марш
- Музыка
- Переработки
Второй марш
У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).
«Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова «Боже, Царя храни!», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Joachim Toeche-Mittler (Иоахим Тёхе-Миттлер) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied»(«в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»».
Второй марш
У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).
«Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова «Боже, Царя храни!», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Joachim Toeche-Mittler (Иоахим Тёхе-Миттлер) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied»(«в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»».
Второй марш
У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).
«Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова «Боже, Царя храни!», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Joachim Toeche-Mittler (Иоахим Тёхе-Миттлер) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied»(«в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»».
Переработки
Слова МаршаПреображенского полка
Знают турки нас и шведы,
И про нас известен свет:
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет!
С нами труд Он разделяет,
Перед нами Он в боях;
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах!
Славны были наши деды —
Помнит их и швед, и лях,
И парил орел победы
На Полтавских на полях!
Знамя их полка пленяет
Русский штык наш боевой,
Он и нам напоминает,
Как ходили деды в бой.
Твёрд наш штык четырехгранный,
Голос чести не замолк.
Так пойдем вперед мы славно,
Грудью первый русский полк.
Государям по присяге
Верным полк наш был всегда,
В поле брани, не робея,
Грудью служит он всегда.
Преображенцы удалые,
Рады тешить мы Царя,
И потешные былые
Славны будут ввек, Ура!
- Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс «Krönungslieder» (Op. 184) который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его «с глубочайшим уважением к Её Величеству Императрице Марии Александровне», дочери великого герцога Людвига II Гессенского, жене императора Александра II. Вальс был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа 1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса, вместе с французской полькой «L’Inconnue» (op. 182). Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в Павловском вокзале. Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пал Эстергази.
- Дирижёр Эдуард Направник в 1896 году опубликовал в издательстве Boosey & Co. концертный марш «Петр Великий», основанный на «Преображенском марше».
- В 1914 году вышел марш «Вступление во Львов» (Народный гимн и Преображенский марш), посвященный генералу Н. В. Рузскому, под командованием которого русские войска взяли Львов 21 августа (3 сентября) 1914 года. В этом произведении на известную мелодию марша положены слова гимна «Боже, царя храни».
- The Glory of Russia. Fantasia on Russian Melodies … Arranged by A. Lotter. Piano solo. 1916. Автор Yakov Krein. Изд. Hawkes and Sons, 1917.
- По некоторым указаниям, советский композитор Семён Чернецкий в одном из своих многочисленных «встречных» маршей (возможно, речь идет о «Юбилейный встречный марш 25 лет РККА»), использовал видоизмененную мелодию «Преображенского марша».
- Гимн Всероссийской фашистской партии исполнялся на мотив Преображенского марша.
Как можно сделать загранпаспорт без военного билета
Особенности отбора
С учётом особенности прохождения службы, в Преображенский полк осуществляется отбор солдат в особом порядке. Будущие военнослужащие должны иметь установленные физические данные. Согласно официальным, опубликованным в средствах массовой информации, данным следует, что основные требования, предъявляемые к военнослужащим полка, следующие:
- рост военнослужащего срочной службы находится в диапазоне от 175 до 190 см;
- отсутствие татуировки на теле кандидата;
- соотношение масса/рост должно быть в нормальных медицинских показаниях;
- зрение отличается остротой, одинаковой на два глаза;
- слух обеспечивает речевое восприятие шёпотом на расстоянии более 6 м;
- воспитание кандидата проходило в благополучной семье полного состава.
Братья-близнецы, отвечающие вышеуказанным требованиям, находятся при отборе в предпочтительном положении.
Особо приветствуется наличие преемственности в желании посвятить себя служению в 154 ОКПП. В 154 полк не рассматриваются лица, которые до призыва проживали за границей либо имеют живущих там родных и близких.
У них должны отсутствовать родственники, у которых есть судимости за государственные и тяжкие преступления. Не могут быть приняты в часть лица, имеющие проблемы с правоохранительными органами. А также состоящие на психоневрологическом, наркологическом, кожно-венерологическом учётах.
Увольнение в запас военнослужащих 154-го отдельного комендантского Преображенского полка
Второй марш
У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).
«Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова «Боже, Царя храни!», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Joachim Toeche-Mittler (Иоахим Тёхе-Миттлер) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied»(«в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»».
Второй марш
У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).
«Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова «Боже, Царя храни!», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Joachim Toeche-Mittler (Иоахим Тёхе-Миттлер) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied»(«в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»».
Особенности формы Преображенского полка
Первые гвардейские полки состояли каждый из двух фузилерных (стрелковых) батальонов и роты гренадер — отборного подразделения, вооруженного ручными гранатами образца XVIII века, которые назывались «гренадами».
Форма солдата-фузилера и униформа солдата-гренадера различались только головным убором. Стрелкам полагалось носить шерстяные шляпы, а метателям гранат — шапки-гренадерки.
Так выглядели преображенцы в петровские времена
Верх солдатской одежды составляла белая рубашка, черный галстук-бант, темно-зеленый камзол, кафтан, епанча. Низ — темно-зеленые штаны и чулки такого же либо красного цвета. Обувались солдаты в башмаки.
Кафтан был сшит из сукна, с медными пуговицами, полами длиной чуть выше колен, рукавами, не закрывающими запястья, с красными суконными обшлагами, подбоем из красной ткани. Спереди, ниже пояса, находились карманы, застегивавшиеся на 4 пуговицы.
Камзол, носившийся под кафтаном, был скроен подобным образом, но отличался отсутствием обшлагов, меньшей длиной и шириной.
Епанча представляла собой широкий плащ для ношения в студеную и дождевую погоду длиной до колен, без рукавов, с застежкой у шеи на петлю и крючок.
Штаны — длиной до колен, с пуговицами на боковых швах. Башмаки — тупоносые, на медной пряжке. В походах вместо них солдатам иногда выдавались сапоги.
Форма унтер-офицеров (военнослужащие в звании от капрала до подпрапорщика) отличалась от солдатской несколькими деталями:
- золотые галуны на обшлагах, карманах, боковых швах штанов, то же на полях шляпы у фузилерного, золотое шитье — на шапке у гренадерного офицера;
- парик с локонами, обязательный в парадном строю;
- кожаные лосиные перчатки;
- белый галстук;
- бело-красное перьевое украшение на головном уборе (плюмаж);
- вызолоченные пуговицы;
- темно-зеленая подкладка кафтана вместо красного подбоя.
Офицерская форма шилась из более качественных тканей и кожи.
У обер-офицера (звание от прапорщика до капитана) мундир Преображенского полка отличался от унтер-офицерского:
- нагрудным знаком из серебра с позолоченной каймой, с изображением короны и Андреевского креста из светло-синей эмали;
- шелковым триколорным красно-сине-белым шарфом с серебряными кистями.
Штаб-офицер (в звании майора или выше) носил:
- вызолоченный нагрудный знак вместо серебряного, с крестом белой эмали на Андреевской ленте;
- шарф с золотыми кистями, с примесью серебра в белой полосе, полковник — с золотом в красной.
Сержант становился в строй, вооруженный алебардой, обер-офицер — копьем-протазаном. Все офицеры ходили с пистолетами и шпагой.
В военное время первая шеренга фузилеров вместо ружей (фузей) вооружалась копьями, превращаясь в пикинеров. К копью полагались шпага и пистолет.
Шпагами вооружались также музыканты в количестве два барабанщика и один гобоист / флейтист на каждую фузилерную / гренадерную роту. Форма музыканта отличалась галуном в цветах триколора по бортам, краям карманов и обшлагов.
Мехтер марш
Не будем забывать и о таком экзотическом явлении, как янычарские марши. Среди достижений султана Мурада I в XIV веке было создание янычарского корпуса — особого военного сословия привилегированных рабов султана, набиравшихся из обращённых в ислам христианских детей. Янычары долгое время считались непобедимым воинством. Они были тесно связаны с дервишами, отчего военная служба превращалась в своеобразный акт веры, ритуал поклонения Аллаху.
В бой янычары шли под звуки необычной для европейского слуха, но воинственной музыки, в которой первое место отводилось большим барабанам, литаврам и зурне — ближневосточной флейте. Такой тип музыки османы называлимехтер» — от персидского слова, означающеговеликий».
Мехтер-оркестр существовал до 1826 года, после чего его распустили при ликвидации корпуса янычар, а затем воссоздали в 1908 году. В наши дни звуки старинных турецких боевых маршей можно услышать в Музее армии в Стамбуле.
Марш Радецкого
В 1848 году империя Габсбургского дома трещала по швам, грозя развалиться под ударами восстаний на национальных окраинах. Восстали Венгрия, Италия, Чехия, неспокойно было на Балканах и в польской Галиции.
На ту же тему Перкеле, марши и польки: топ-5 военных песен Финляндии
В дни испытаний в роли спасителя державы выступил фельдмаршал Йозеф Радецкий, чех на австрийской службе, — 82-летний полководец, помнивший ещё войны XVIII века с турками и французами. Он собрал начавшие терять веру в победу австрийские войска, вторгся в отделившуюся Ломбардию и разбил войска Пьемонта в сражении при Кустоцце. Власть Габсбургов была восстановлена, а Милан и Венеция вернулись в состав империи.
Самый знаменитый композитор тех лет Иоганн Штраус(старший), убеждённый сторонник Габсбургов, написал марш, как гласило посвящение,в честь великого генерала и …императорской армии». В основу марша легла австрийская народная музыкаСтарый венский танец». Штраус ускорил её темп, и новая мелодия идеально подошла для парадного прохождения кавалерийских частей.
Марш Радецкого» стал настоящим музыкальным символом эпохи последнего австрийского императора Франца-Иосифа I. Этот монарх подарил свой любимый марш британскому 1-му королевскому драгунскому полку и австрийскому полку гусаров Радецкого.
Лучшие марши
14:29, 23 января 2016 1 2 1163
Марши вроде как особо и не отнесешь к классической музыке, а? У меня лично они всегда ассоциировались с военным оркестром. И при всей моей любви к оркестрам, военные марши казались как бы и не музыкой, а чем-то ну вроде … речевок, помогающих в колонне идти в ногу.
Но это – впечатления давние и, как теперь я понимаю, совсем не обоснованные. Дабы опровергнуть своё же собственное ошибочное мнение, я приведу сейчас примеры потрясающе красивых, просто-таки лучших маршей. Некоторые из них являются составляющей известных опер.
А что это значит? Значит, что марши – самая что ни на есть классическая форма музыки!
Итак, поехали:
Невозможно не начать список лучших маршей с известных и любимых “Прощание славянки” и “Триумф победителей”.
Мне кажется, что как ни в каких других произведениях, в этих сконцентрирована вся красота жанра, торжественность и ощущение праздника.
За границей, кстати, эти марши многими воспринимаются как музыкальный символ России.
Этот замечательный образец – тоже музыкальный символ, только другой страны, а именно – Австрии. Вообще с ним связаны две очень милые традиции.
Понятное дело, всем известный марш Мендельсона. Но имеется ещё не такой распространенный образец – из оперы Вагнера Тангейзер, лично мне он очень нравится.
Марши из других классических произведений.
Вот небольшой списочек, который при желании, вы можете также расширить и дополнить своими любимыми произведениями:
- Чайковский Щелкунчик
- Свиридов Метель
- Глинка Руслан и Людмила
- Верди Аида
Вот этим последним – моим любимым и лучшим маршем я и хочу закончить этот пост:
Мои читатели, обоснованно или нет, но я считаю нас единомышленниками! В группе Культурные экспедиции вы найдете больше информации об истории и культуре разных стран, включая актуальную афишу. Вы так же сможете делать свои публикации, если вы в теме, конечно:)
Самые известные марши, Музыкальный класс
Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.
Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.
На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.
Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор.
Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения.
Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.
Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.
Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.
Самый знаменитый марш Французской революции (1789-1794 гг.) написанный в 1792 году Руже де Лилем изначально именовался «Военный марш Рейнской армии». После того как в Париж вошёл батальон добровольцев из Марселя в июне 1792 года, напевая слова этого марша, он и получил своё знаменитое название «Марсельеза». А через год был выбран официальным гимном Франции.
Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.
- Автор – Станислав Колесник
- Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:
А есть еще одна разновидность марша-прощальный или как говорили в старину-отходный марш. Отходный марш-редкость, сейчас их не осталось. Русское интермеццо — автор В Дмитриев по сути отходный марш, других я не нашел.
Преображенский марш
Во всем мире эта музыка давно воспринимается как один из главных символов России.
На ту же тему Потешные войска Петра Великого: цвет и слава русских солдат
Мы не знаем автора и точное время созданияПреображенского марша», но, судя по особенностям музыкального построения, напоминающим церковный кант, это произведение исполнялось ещё при Петре I.
К маршу есть несколько вариантов текста. Первый написал гвардейский офицер и знаменитый острослов С. Марин в 1805 году, предсказав взятие русскими войсками Парижа и победу над Наполеоном:
За французом мы дорогуИ к Парижу будем знать.Зададим ему тревогу,Как столицу будем брать.
Сейчас, когдаПреображенский марш» исполняют со словами, обычно используют другой вариант — с текстом неизвестного автора первой четверти XIХ века:
Знают турки нас и шведы,И про нас известен свет.На сраженья, на победыНас всегда сам Царь ведет!
Самый известный русский марш Преображенского полка был настолько знаменит, что даже понимающие толк в военной музыке пруссаки позаимствовали его для 14-го пехотного полка и 1-го пионерного батальона. В Испании русская музыка стала маршем королевской гвардии алебардщиков, а в Великобритании маршем морской пехоты и неофициальным маршем драгунского полкаКоролевских серых шотландцев», шефом которого был император Николай II.
В XIX веке существовал и второй Преображенский марш, написанный композитором Фёдором Гаазе. Этот марш тоже пришёлся по душе пруссакам, которые включили его в число официальных маршей своей армии.
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013.
- ↑ Тутунов В. И. История военной музыки России /Под общ. ред. Е. С. Аксенова. — М: Музыка, 2005. — 496 с.
- ↑
- ↑
- LP Historische Armeemarsche Folge 19
- ↑ Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка. Н. Агафонов, Ф. Петров, 2012
- [www.litmir.net/br/?b=114265&p=30 П. Н. Краснов. Всевеликое Войско Донское (1922)]
- ↑
- ↑
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013.
- 1-ый канал BBC, 17/06/2017
- Вступление во Львов (Народный гимн и Преображенский марш): Для фп. М.: Ю. Щ.: Склад Ю. Циммермана, б.г.
- Toeche-Mittler J. Deutsche Armeemärsche
Второй марш
У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).
«Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова «Боже, Царя храни!», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Joachim Toeche-Mittler (Иоахим Тёхе-Миттлер) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied»(«в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»».
Музыка
Преображенский полк, основанный в 1691 году Петром I — один из старейших и элитных полков русской армии. Общепринятое мнение гласит, что его марш был создан ещё при жизни Петра неизвестным композитором. Строение марша в кантовой форме с большой долей вероятности говорит о том, что он действительно был сочинён в первой четверти XVIII века. В. И. Тутунов отмечает сходство этого марша с петровскими кантами «Воспоем песнь нову» и «Мы же вопием, велегласно рцем».
«С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов». Очевидно, именно тогда марш впервые и прозвучал.
В некоторых английских источниках автором называют некого русского композитора Donajowsky, однако на самом деле музыкант Эрнест Донаёвский (родившийся во французском Кале сын эмигранта из тогда прусского, а ныне польского Новогарда) издал марш в Великобритании в конце XIX — начале XX века.
В Германии долго бытовало мнение, что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Хаазе (Ferdinand Haase; 1788—1851, главный капельмейстер оркестров войск гвардии в 1830—1850 годах). Однако в 1816—1817 годах Хаазе после русского плена находился при дворе великого князя Константина Павловича в Варшаве, и возможность того, что он мог сочинить марш, моментально ставший музыкой элитного полка, представляется очень маловероятной. Вероятно, произошла путаница, связанная с авторством «Второго марша Преображенского полка» (см. ниже).
Версию о петровском времени поддерживает Deutsche Gesellschaft für Militärmusik (DGfMM). Косвенно подтверждает появление марша при Петре I его распространенное дореволюционное название — «Марш Петра Великого» или «Петровский марш».
В каталоге «Маршей российской императорской гвардии», который с 1809 года составлял первый главный капельмейстер русской гвардии А. И. Дерфельдт-отец, данный марш фигурирует (т.1, № 55), причем его автор уже не указан. Интересно также отметить, что в этом источнике начала XIX века данный марш представлен с трио.
Возможно, мелодия марша была взята из солдатской песни «Знают турки нас и шведы», а возможно, изначально появился марш, а эти тексты — позже. Возможно, что первоначально марш был без трио, возможно, были и другие мелодические изменения.
Переработки
Слова МаршаПреображенского полка
Знают турки нас и шведы,
И про нас известен свет:
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет!
С нами труд Он разделяет,
Перед нами Он в боях;
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах!
Славны были наши деды —
Помнит их и швед, и лях,
И парил орел победы
На Полтавских на полях!
Знамя их полка пленяет
Русский штык наш боевой,
Он и нам напоминает,
Как ходили деды в бой.
Твёрд наш штык четырехгранный,
Голос чести не замолк.
Так пойдем вперед мы славно,
Грудью первый русский полк.
Государям по присяге
Верным полк наш был всегда,
В поле брани, не робея,
Грудью служит он всегда.
Преображенцы удалые,
Рады тешить мы Царя,
И потешные былые
Славны будут ввек, Ура!
- Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс «Krönungslieder» (Op. 184) который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его «с глубочайшим уважением к Её Величеству Императрице Марии Александровне», дочери великого герцога Людвига II Гессенского, жене императора Александра II. Вальс был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа 1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса, вместе с французской полькой «L’Inconnue» (op. 182). Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в Павловском вокзале. Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пал Эстергази.
- Дирижёр Эдуард Направник в 1896 году опубликовал в издательстве Boosey & Co. концертный марш «Петр Великий», основанный на «Преображенском марше».
- В 1914 году вышел марш «Вступление во Львов» (Народный гимн и Преображенский марш), посвященный генералу Н. В. Рузскому, под командованием которого русские войска взяли Львов 21 августа (3 сентября) 1914 года. В этом произведении на известную мелодию марша положены слова гимна «Боже, царя храни».
- The Glory of Russia. Fantasia on Russian Melodies … Arranged by A. Lotter. Piano solo. 1916. Автор Yakov Krein. Изд. Hawkes and Sons, 1917.
- По некоторым указаниям, советский композитор Семён Чернецкий в одном из своих многочисленных «встречных» маршей (возможно, речь идет о «Юбилейный встречный марш 25 лет РККА»), использовал видоизмененную мелодию «Преображенского марша».
- Гимн Всероссийской фашистской партии исполнялся на мотив Преображенского марша.