Истребитель миг-23
Содержание:
- Боевое применение Миг-25
- Тактико-технические характеристики МиГ-17
- Истребитель F-35 Lightning II: небывалый прорыв или эпический провал ВПК США
- Поверхность
- Рекомендации
- Масштабы гиганта в цифрах
- Гейдар Алиевич Алиев
- Тактико-технические характеристики
- Источники
- Контрольная явка во время отсрочки
- Модификации
- Шасси МиГ-27
- История разработки истребителя МиГ-23
- Boeing 777-300ER
- Мертвое поле (2006)
- Официальные языки
- Модификации
- Начало операции
- Вооружение
Боевое применение Миг-25
В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом. Этот эпизод военной карьеры МиГ-25 также примечателен тем, что именно тогда МиГ-25 и поставил свой неофициальный рекорд скорости в 3395 км/ч или М=3.2 «по данным израильских радаров». Также известны многократные случаи перехода Миг-25 скоростного барьера М=3 в строевых частях ВВС. По заверениям главного конструктора самолёта переход самолёта на скорость М=3 и выше снижает ресурс планера, но не наносит ему повреждений также как и двигателю.Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время ирано-иракской войны самолёты этого типа активно применялись для воздушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики.
Несколько МиГ-25 было потеряно по различным причинам. В то же время МиГам удалось сбить несколько иранских самолётов и вертолётов.
Два МиГ-25 были сбиты американскими F-15 в 1991 во время войны в Персидском заливе, ещё один — через некоторое время после её окончания. На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны. В 2002 иракский МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик.
МиГ-25 ВВС Сирии
Накануне начала вторжения коалиционных войск в Ирак в 2003 МиГ-25 выполнили несколько разведывательных полётов над Саудовской Аравией. ВВС Сирии в 1981—1982 годах потеряли три МиГ-25 во время боевых действий против Израиля. Кроме того, существует информация о том, что МиГ-25 применялись во время армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе. К середине 1990-х гг. перехватчики этого типа сняты с вооружения войск ПВО России. Самолёты, ещё не вылетавшие своего ресурса, были законсервированы и переданы на базы хранения. Также сняты с вооружения ВВС Украины. Небольшое число истребителей осталось на вооружении ряда стран СНГ, в частности, ПВО Беларуси (13). В ВВС России МиГ-25П заменены самолётом нового поколения
МиГ-31. Разведывательная модификация МиГ-25РБ все ещё находится на вооружении российских ВВС.
Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России с 1950 по 2010 годы
Золотовалютные резервы стран мира
Нужен ли России золотой рубль?
Как разбогатела Америка
Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил
Кто и как продавал Аляску
Почему мы проиграли Холодную войну
Тайна реформы 1961 года
Как остановить вырождение нации
В какой стране пьют больше всех?
В какой стране больше всего убийств?
Как жил русский рабочий до революции?
Тактико-технические характеристики МиГ-17
— Первый полёт: 14 января 1950 года- Начало эксплуатации: 1951 год- Конец эксплуатации: начало 1970-х годов- Единиц произведено: 7 999 в СССР, 2 825 по лицензии
Экипаж МиГ-17
— 1 пилот
Размеры МиГ-17
— Длина: 11,09 м- Размах крыла: 9,628 м- Высота: 3,8 м- Площадь крыла: 22,6 м²- Угол стреловидности по передней кромке: 49°- Коэффициент удлинения крыла: 4,08- Коэффициент сужения крыла: 1,23- Нагрузка на крыло: 236,3 кг/м²- Профиль крыла: ЦАГИ С-12А у корня крыла, ЦАГИ СР-11 — законцовки- Средняя аэродинамическая хорда: 2,19 м- База шасси: 3,368 м- Колея шасси: 3,849 м
Вес МиГ-17
— Масса пустого: 3798 кг- Нормальная взлётная масса: 5340 кг- Максимальная взлётная масса: 6072 кг- Объём топливных баков: 1435 л (+ 800 л в ПТБ)
Двигатель МиГ-17
— Силовая установка: 1 × ТРД ВК-1А- Тяга: 1 × 2700 кгс (26,5 кН)- Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0144- Тяговооружённость: 0,51
Скорость МиГ-17
— Максимально допустимая скорость: 1200 км/ч (М=1,15)- Максимальная скорость: 1070 км/ч на 5000 м- Посадочная скорость: 170—190 км/ч- Скороподъёмность: 30,5 м/с на 5000 м- Время набора высоты: 5000 м за 3,0 мин; 10000 м за 6,7 мин; 15000 м за 14,3 мин- Длина разбега: 550 м- Длина пробега: 520-850 м — Аэродинамическое качество: 13,6
Дальность полета МиГ-17
— Практическая дальность на высоте 5000 м: 700 км / 1010 км с ПТБ- Практическая дальность на высоте 10000 м: 1165 км / 1735 км с ПТБ- Продолжительность полёта на 12000 м: 1 ч 52 мин / 2 ч 55 мин с ПТБ
Практический потолок МиГ-17
— 14 700 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8g
Вооружение МиГ-17
Стрелково-пушечное: — 1 × 37 мм пушка Н-37Д с 40 патр.- 2 × 23 мм пушки НР-23 с 80 патр. на ствол
— Точки подвески: 2-4- Управляемые ракеты: до 4 × РС-1У у МиГ-17ПФУ- Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг или 250 кг.
Истребитель F-35 Lightning II: небывалый прорыв или эпический провал ВПК США
Поверхность
Рекомендации
Масштабы гиганта в цифрах
Приблизительное сравнение размеров планет и Солнца
По диаметру этот газовый гигант примерно в 11,2 раза больше и в 318 раз тяжелее Земли. Его размеры поражают воображение. Если собрать все другие планеты и сложить в одну, то образованное тело все равно будет в 2,5 раза меньше газового гиганта.
Композитное изображения фрагментов кометы и Юпитера
Обладая мощным гравитационным полем, этот небесный монстр притягивает к себе пролетающие мимо объекты. Так в 1992 году комета, оказавшаяся недалеко от Юпитера (примерно в 15 тыс. км), развалилась на отдельные фрагменты, упавшие впоследствии в его атмосферу. Не будь газового гиганта, закрывающего своим гравитационным «зонтиком» часть космического пространства, до Земли долетало бы значительно большее количество небесных тел, несущих угрозу жизни.
Сравнение размеров Юпитера и Земли
Охарактеризовать габариты этой планеты можно экваториальным и полярным радиусом, которые составляют 71 492 км и 66 854 км соответственно. Юпитер несколько деформирован с полюсов, что объясняется высокой скоростью вращения, благодаря которой, он совершает оборот вокруг своей оси за 9,925 часа. Возникают центробежные силы, растягивающие небесное тело тем сильнее, чем расстояние дальше от оси вращения и ближе к экваториальной плоскости. В результате Юпитер обрел форму, известную как сплющенный сфероид.
Сравнение Земли и Юпитера
Для упрощения математических расчетов газовый гигант часто представляют в виде шара диаметром 139 822 км. Площадь условной поверхности планеты равна 6,21796х10*10 км2, что в 122 раза больше, чем у Земли
Чтобы оценить грандиозность масштабов Юпитера, нужно всего лишь обратить внимание на знаменитое Красное пятно, вокруг которого было сломано и продолжает ломаться множество научных копий. Предполагается, что длина этого уникального атмосферного образования составляет от 24 до 40 тыс
км, в то время как средний радиус Земли – всего 6371 км. Получается, что в таком пятне могут «утонуть» две-три такие планеты, как наша.
Гейдар Алиевич Алиев
Тактико-технические характеристики
ТТХ МиГ-23 различных модификаций |
||
МиГ-23МЛ |
МиГ-23УБ |
|
Технические характеристики |
||
Экипаж |
1 |
2 |
Длина, м |
16,7 |
16,42 |
Размах крыла, м |
7,78 / 14,0 |
|
Высота, м |
5,0 |
4,82 |
Площадь крыла, м² |
34,16 / 37,27 |
|
Коэффициент удлинения крыла |
1,48 / 5,26 |
|
Коэффициент сужения крыла |
2,36 / 2,95 |
|
Угол стреловидности по передней кромке (по указателю в кабине пилота) |
74°40′ / 47°40′ / 18°40′ (72° / 45° / 16°) |
|
База шасси, м |
5,77 |
5,81 |
Колея шасси, м |
2,66 |
2,86 |
Масса пустого, кг |
10 550 |
10 700 |
Нормальная взлётная масса, кг |
15 600 |
15 150 |
Максимальная взлётная масса, кг |
20 100 |
18 970 |
Масса топлива, кг |
3319 |
3120 |
Объём топлива, л |
4300 |
4050 |
Силовая установка |
1 × ТРДДФ Р35 |
1 × ТРДДФ Р27Ф2М-300 |
Бесфорсажная тяга, кгс (кН) |
1× 8550 (83,9) |
1× 6900 (67,7) |
Форсажная тяга, кгс (кН) |
1 × 13000 (127,5) |
1 × 10000 (98,1) |
Лётные характеристики |
||
Непревышаемое Число Маха |
2,35 |
|
Максимальная скорость, км/ч |
2500 |
|
Скорость отрыва, км/ч |
280 |
290 |
Посадочная скорость, км/ч |
250 |
260 |
Практическая дальность, км (на высоте 200 м с 2 × Р-23) |
900 |
— |
Практическая дальность, км (на высоте 10-12 км, при М=0,74-0,77) |
1450 |
1210 |
Перегоночная дальность, км |
2360 (с 3 × ПТБ) |
1550 (с 1 × ПТБ) |
Практический потолок, м |
17 700 |
15 800 |
Скороподъёмность, м/с |
215 |
145 |
Длина разбега, м |
450 |
700 |
Длина пробега, м |
750/880 |
850/1250 |
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.) |
456,7 / 418,6 |
443,5 / 406,5 |
Тяговооружённость (расч.) |
0,548 / 0,833 |
0,455 / 0,66 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
+ 8,5 g |
+ 8,0 g |
Аэродинамическое качество |
12,1 |
— |
Вооружение |
||
Стрелково-пушечное |
1 × 23 мм пушка ГШ-23Л |
|
Точек подвески |
5 |
|
Ракеты «воздух-воздух» |
2 × Р-23Л/Т или Р-24Р/Т 2-4 × Р-13М или 2-6 Р-60 |
4 × Р-3с или Р-13М или Р-60 |
Ракеты «воздух-поверхность» |
2 × Х-23М |
|
НАР |
4 × 16 × С-5 или 2 × С-24Б |
4 × 16 × или 2 × 32 × С-5 или 2 × С-24Б |
Авиабомбы |
до 2000 кг |
до 1000 кг |
Сохранившиеся экземпляры |
||
Тип |
Бортовой номер |
Местонахождение |
МиГ-23 |
Технический музей ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти |
|
МиГ-23 |
35 |
Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского |
МиГ-23 |
г. Луховицы |
|
МиГ-23 |
231 |
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино |
МиГ-23 |
Таганрогский музей авиационной техники |
|
МиГ-23 |
Минский государственный высший авиационный колледж |
|
МиГ-23 |
Аэродром Угловое (Приморский край) |
|
МиГ-23 |
г. Бобров |
|
МиГ-23 |
г. Тверь, используется в качестве памятника напротив НИИ информационных технологий по адресу ул. Володарского, д. 3. Самолет установлен в 2009 году в честь сотрудников института — ветеранов Великой Отечественной войны, Военно-воздушных сил и частей противовоздушной обороны. |
|
МиГ-23 |
Киевский политехнический институт — факультет авиационных и космических систем (ФАКС) |
|
МиГ-23БМ |
05 |
Государственный музей авиации (Киев) |
МиГ-23МЛ |
54 |
Государственный музей авиации (Киев) |
МиГ-23М |
01 |
Музей Великой Отечественной войны (Киев) |
МиГ-23УБ |
Минский музей авиационной техники центрального аэроклуба ДОСААФ |
|
МиГ-23 |
Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» |
|
МиГ-23 |
Московский авиационный институт |
|
МиГ-23 |
56 |
Музей военной техники «Военная горка», г. Темрюк |
МиГ-23МЛД |
40 |
Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины |
МиГ-23УБ |
Национальный университет обороны Украины |
|
МиГ-23 |
Подмосковье г.Ступино |
Источники
- https://www.whatifmodellers.com/index.php?topic=43800.15
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/miragf1.html
- http://www.airwar.ru/enc/xplane/mig23pd.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23ml.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig25.html
- http://www.airwar.ru/enc/attack/a5.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/aj37.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/f5a.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-22
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-22М
- «AIR Enthusiast», February 1972
- «AIR Enthusiast», August 1972
Контрольная явка во время отсрочки
Модификации
- МиГ-29 (9-12) — фронтовой истребитель, дебютная модификация МиГ-29, выпущенная в серию
- МиГ-29 (9-12А) — модификация 9-12, предназначенная для поставки в государства Варшавского Договора, в ней были изменены характеристики в РЛПК-29. Снабжались ракетами Р-27Т1 и Р-27Р1, которые были несколько ухудшены по сравнению с базовыми модификациями.
- МиГ-29Б (9-12Б) — модификация 9-12, предназначенная для поставки в государства, не входящих во Варшавский Договор, в ней были изменены характеристики в системе управления вооружением. Снабжались ракетами Р-27Т1 и Р-27Р1, которые были несколько ухудшены по сравнению с базовыми модификациями.
- МиГ-29UPG (9-20) – модернизированный МиГ-29Б, предназначенный для Военно-воздушных сил Индии. В ее состав входит двигатели РД-33М-3, радиолокационная станция управления оружием «Жук-М2Э», нашлемная система целеуказания, навигационная инерциальная система, оптическая система ОЛС-УЭМ, новые радионавигационные системы, дополнительный надфюзеляжный конформный топливный бак, «стеклянная кабина» с многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями и оборудование для дозаправки в воздухе. Также модификация будет дополнена ракетами Х-31А/П, Х-29Т/Л и Х-35. Первый прототип поднялся в воздух в начале 2011 года.
- МиГ-29 (9-13) — фронтовой истребитель. Возросла масса боевой нагрузки, появилась встроенная станция радиоэлектронной борьбы «Гардения» и стало возможным устанавливать подвески двух подкрыльевых подвесных топливных баков.
- МиГ-29С (9-13С) — модификация 9−13, снабжена ракетой Р-77(РВВ-АЕ). радиолокационная система дополнилась режимом одновременной атаки двух воздушных целей.
- МиГ-29СД – возрос ресурс и появилась возможность дозаправки в воздухе
- МиГ-29Н – модифицированный МиГ-29СД для поставки в Малайзию.
- МиГ-29СМ – модифицированный МиГ-29С. Появилась возможность применения высокоточного оружия «воздух-поверхность».
- МиГ-29СМТ (9-17, 9-18, 9-19) – одноместная модернизация
- МиГ-29СМ – разработка произведена в 1999 – 2004 годах. Первый раз в воздух поднялся осенью 1997 года
- МиГ-29К (9-31, 9-41) — палубный истребитель.
- МиГ-29КУБ (9-47) — палубный учебно-боевой истребитель.
- МиГ-29КВП — опытный самолёт, предназначенный для отработки аэрофинишерной посадки и трамплинного взлёта.
- МиГ-29УБ (9-51) — учебно-боевой истребитель. Снята радиолокационная станция.
- МиГ-29УБТ (9-52) – по конструкции схож с МиГ-29СМТ, но представляет собой модифицированный учебно-боевой самолет МиГ-29УБ.
- МиГ-29М (МиГ-33, МиГ-29М1) (9-15) – многоцелевой одноместный истребитель поколения «4++». Увеличилась номенклатура бортового вооружения, боевая нагрузка и дальность полета.
- МиГ-29М2 – многоцелевой двухместный истребитель поколения «4++». Увеличилась номенклатура бортового вооружения, боевая нагрузка и дальность полета.
- МиГ-29М/ОВТ — опытный вариант, переделанный из одного из истребителей МиГ-29М. Особенность состоит в отклоняемом векторе тяги.
- МиГ-35 (9-61) — значительная модернизация МиГ-29М.
- МиГ-35Д (9-67) — двухместный вариант МиГ-35.
- МиГ-29AS – модернизированный МиГ-29 для поставки в Словакию. Снята система дозаправки и изменилось радиоэлектронное бортовое оборудование.
- МиГ-29МУ1 — модернизация МиГ-29 (9-13), произведенная в Украине. Возросла на 20% дальность обнаружения воздушных целей (от 45 км в задней полусфере до 100 км в передней). Система спутниковой навигации оснащена приемником, благодаря чему возросла дальность применения автоматизированных средств инструментальной посадки и точность навигационной системы. Ракеты для этого истребителя, Р-27ЭТ1 и Р-27ЭР1 обладают дальностью пуска до 95 км.
- МиГ-29БМ – модернизация, произведенная в Белоруссии. Дополнена спутниковой навигацией, средствами дозаправки топливом в воздухе и радиолокационной станцией для применения вооружения класса «воздух-земля». Включает в себя наибольшее количество компонентов по бюджетному принципу.
- MiG-29 Sniper – модернизация, принадлежащая Румынии. Вместе с этим государством над производством также работали Израиль и Германия. Истребитель обладает усовершенствованными боевыми характеристиками и бортовыми системами. Это сделано для того, чтобы отвечать стандартам NATO/ICAO. В первый раз он поднялся в воздух весной 2000 года, но программа в следующем году оказалась свернута.
Шасси МиГ-27
Истребитель МиГ-27 имел трехопорное шасси. Носовая опора имела в составе два бескамерных колеса размером 520х140, основные опоры – по одному бескамерному колесу размером 840х360.
Основная стойка сложена из сварной балки, консольной полувилки, поворотного узла, выносного амортизатора и механизма дополнительного разворота. Полувилка и амортизатор фиксировались на поворотном узле, который был установлен на балке. Во время уборки шасси убирается щиток гидроцилиндра, который задевает балку, выполняя одновременно разворот полувилки и колеса. Внутри носовой стойки имеется механизм возвращения колеса в исходное положение во время полета.
В конструкции шасси самолета предусмотрено использование грязезащитных щитков, которые препятствовали попаданию мелких предметов и грязи в воздухозаборники. Их применение позволяет проводить руление и взлет на грунтовых ВПП.
В носовой стойке шасси установлен механизм разворота колеса МРК-З2-25, который отвечает за отклонение угла передних колес пропорционально отклонению педалей в кабине управления.
На МиГ-27 установлена пневматическая система торможения с дисковыми тормозами.
История разработки истребителя МиГ-23
В 1958 году в СССР был построен экспериментальный истребитель Е-8. От всех прежних самолетов, созданных в конструкторском бюро Микояна и Гуревича, его отличала компоновка носовой части фюзеляжа – воздухозаборник двигателя «переехал» вниз, что дало возможность разместить перед кабиной пилота радиолокационную станцию с большим диаметром антенны. Спустя два года, когда советское правительство направило в КБ поручение о разработке нового многоцелевого истребителя для замены МиГ-21, именно Е-8 первоначально получил обозначение МиГ-23.
Самолет Е-8-2, который получил затем название МиГ-23 – экспериментальный вариант, ничем не похожий на известный сегодня истребитель
Самолет предполагалось оснастить намного более совершенным оборудованием, чем имелось на борту у «двадцать первого» МиГа, однако, испытания опытной машины проходили неудачно, а разработка нового прицела и радиолокационной станции затянулись. Кроме того, произошли изменения концепции боевого применения фронтовых истребителей: теперь «заказчик» потребовал обеспечить эксплуатацию таких самолетов с укороченных взлетно-посадочных полос.
Новый проект получил обозначение МиГ-23ПД. Его главной особенностью стало размещение на борту двух дополнительных «подъемных» двигателей. Этот самолет демонстрировался в 1967 году на авиационном празднике в Домодедово и произвел огромное впечатление на зрителей, которые не понимали, что это был первый и последний публичный показ, так как было принято решение о сворачивании дальнейших работ по проекту.
Причиной для очередной «смены курса» стали как результаты испытаний, показавшие непрактичность установки подъемных двигателей, беспощадно пожиравших горючее, так и штудирование западных изданий, в которых рассказывалось о больших перспективах самолетов с изменяемой геометрией крыла. Следует отметить, что такой вариант уже прорабатывался конструкторами, но его дальнейшему развитию мешали негативные экспертные оценки, дававшиеся специалистами по аэродинамике.
Еще один экспериментальный самолет – МиГ23ПД. В серию не пошел
Первый полет на истребителе МиГ-23II, получившим крыло с изменяемой в полете стреловидностью, был выполнен 26 мая 1967 года. Масса этого самолета заметно увеличилась, по сравнению, например, с Е-8, поэтому его оборудовали форсированным двигателем. В 1968 году МиГ-23 был передан на государственные испытания, которые продолжались до 1972 года. Одна из причин столь значительной длительности – отсутствие проектного бортового оборудования. Ни РЛС, ни прицел, ни теплопеленгатор не были подготовлены «смежниками» в установленные сроки. По этой причине оборудование для первых серийных МиГ-23 по характеристикам ничем не отличалось от того, которыми обладал МиГ-21.
Этот недостаток проявлялся даже у модификации МиГ 23МФ, и справиться с ним удалось далеко не сразу. По горизонтальной и вертикальной маневренности новый истребитель уступал как американскому F-4E, так и своему предшественнику МиГ-21, что буквально деморализовало летчиков.
МиГ-23МЛ – первая маневренная модификация истребителя
Ситуация улучшилась лишь после появления в частях МиГ-23МЛ. Эта машина смогла наконец-то стать «истребительной», обретя хорошие разгонные и маневренные характеристики. В таком варианте советский самолет был даже способен вести успешные бои с ранними вариантами американских истребителей четвертого поколения. В дальнейшем на базе этой модификации был создан перехватчик МиГ 23П, а затем и совершенный вариант – МиГ-23МЛД.
Boeing 777-300ER
Мертвое поле (2006)
Официальные языки
Модификации
За долгие годы эксплуатации МиГ-21 неоднократно подвергался модернизации. Если говорить о последних модификациях истребителя, то они сильно отличаются по своим техническим характеристикам от самолетов, выпущенных в начале 60-х годов. Специалисты делят все модификации истребителя на четыре поколения.
Первое поколение. К нему относятся фронтовые истребители МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13, выпущенные соответственно в 1959 и 1960 году. Вооружение МиГ-21Ф состояло из двух 30-мм пушек, неуправляемых ракет и ракет С-24. На истребителях первого поколения не было радиолокаторов. МиГ-21Ф-13 был оснащен двигателем с более высокими характеристиками, самолет мог развивать скорость 2499 км/ч, на этой модификации был установлен рекорд высоты полета.
Второе поколение. Ко второму поколению истребителей относятся модификации МиГ-21П (1960 г.), МиГ-21ПФ (1961 г.), МиГ-21ПФС (1963 г.), МиГ-21ФЛ (1964 г.), МиГ-21ПФМ (1964 г.) и МиГ-21Р (1965 г.).
Все истребители второго поколения были оснащены радиолокаторами, двигателями с более высокими характеристиками, изменениям подверглась и система вооружения.
На МиГ-21П полностью убрали пушечное вооружения, так как в то время считалось, что ракет для истребителя вполне достаточно. Аналогично был вооружен и американский «Фантом». Вьетнамская война показала, что подобное решение было серьезной ошибкой. На модификации МиГ-21ПФМ пушку решили вернуть – на истребителе предусмотрена возможность установки пушечного контейнера на центральном пилоне. Также этот самолет был вооружен ракетами РС-2УС с радиолокационным наведением, для их установки пришлось переделать бортовую РЛС.
На модификации МиГ-21ПФС была установлена система сдува пограничного слоя с закрылков, что позволило значительно уменьшить посадочную скорость истребителя и уменьшило его длину пробега до 480 метров.
МиГ-21ФЛ. Модификация, созданная для индийских ВВС.
МиГ-21Р. Самолет-разведчик, под его фюзеляжем устанавливались контейнеры со специальным оборудованием.
Третье поколение. Появление этого поколения истребителей связано с созданием новой РЛС РП-22 «Сапфир-21» (С-21). Она имела более высокие характеристики, чем предыдущая станция РП-21, и могла обнаруживать цели типа «бомбардировщик» на дистанциях до 30 км. Благодаря новой РЛС на вооружение истребителя были приняты ракеты с полуактивной головкой самонаведения. Ранее пилоту приходилось наводить ракету на цель до самого ее поражения. Теперь же достаточно было подсвечивать цель, а ракета выполняла маневры самостоятельно. Это полностью изменило тактику использования истребителя.
К третьему поколению истребителя относятся модификации МиГ-21С (1965 г.), МиГ-21М (1968 г.), МиГ-21СМ (1968 г.), МиГ-21МФ (1969 г.), МиГ-21СМТ (1971 г.), МиГ-21МТ (1971 г.).
Типичным ракетным вооружением истребителей МиГ-21 третьего поколения стали две ракеты с инфракрасным наведением и две – с головками радиолокационного наведения.
МиГ-21М. Экспортная версия истребителя, ее изготавливали по лицензии в Индии.
МиГ-21СМ получил новый более совершенный двигатель Р-13-300 и автоматическую пушку ГШ-23Л, встроенную в фюзеляж. Опыт Вьетнамской войны показал, что пушечное вооружение не является вспомогательным, оно нужно истребителю в каждом боевом столкновении.
МиГ-21МФ. Экспортная модификация МиГ-21СМ.
МиГ-21СМТ. Модификация с более мощным двигателем и увеличенным объемом топливных баков. Использовался в качестве носителя ядерного оружия.
МиГ-21МТ. Это вариант истребителя МиГ-21СМТ, который разрабатывали для поставки на экспорт, но позже эти самолеты были переданы в советские ВВС. Всего было изготовлено 15 единиц этой модификации.
Четвертое поколение. К этому поколению истребителя относится машина МиГ-21бис – самая последняя и совершенная модификация самолета. Она была выпущена в 1972 году. Основной «изюминкой» этой модификации стал двигатель Р-25-300, развивавший тягу на форсаже до 7100 кгс. На самолете было найдено оптимальное соотношение между емкостью топливных баков и аэродинамическими свойствами. МиГ-21бис был оснащен более совершенной РЛС «Сапфир-21» и улучшен оптический прицел, позволяющий пилоту стрелять даже при больших перегрузках.
Самолеты четвертого поколения получили более совершенные ракеты с инфракрасной головкой наведения Р-13М и легкие ракеты для ближнего боя Р-60. Число управляемых ракет на борту МиГ-21бис увеличилось до шести штук.
Всего было выпущено 2013 единиц этой модификации истребителя.
Начало операции
Операция началась поздним вечером 20 апреля, когда роты вышли из расположения отряда, пересекли реку Кунар и стали подниматься по ущелью к кишлаку.
К двум часам ночи первая рота достигла Сангама. После беглого осмотра кишлака стало ясно, что никакого сторожевого поста мятежников здесь нет, о чем Цебрук и доложил командиру отряда.
В ответ на это Терентьев предложил командиру первой роты, не дожидаясь подхода второй и третьей, пройти вперед еще полтора километра и досмотреть следующий кишлак Доридам, идти к которому первоначальным приказом предусмотрено не было.
К кишлаку направились первая и вторая группы первой роты, которыми командовали лейтенанты Николай Кузнецов и Александр Котенко. Третья и четвертая группы Александра Кистеня и Сергея Тарана должны были прикрывать действия досмотровых групп.
К пяти часам утра первые две группы вошли в кишлак.
Вооружение
Для ведения ближнего боя на самолёте установлена модернизированная 30-мм пушка ГШ-30-1. Боезапас пушки составляет 750 снарядов и расположена она в правом фланце фюзеляжа.
Что касается ракетного вооружения, то кроме внутренних отсеков на самолёте ещё предусмотрена установка 4 съёмных пилонов под крыльями, на которых можно размещать вооружение общей массой до 750 кг.
Однако основное вооружение располагается всё же во встроенных отсеках и в качестве основного, для самолётов МиГ-41, предусмотрены ракеты класса воздух-воздух Р-93М. На истребители их должно быть установлено 2 штуки. Кроме этого на внешних пилонах может быть подвешено две пары ракет дальнего действия Р-77М2. И это только основное вооружение ПВО, а так самолёт может нести максимально до 10 ракет различного назначения. В том числе и противокорабельные ракеты, которые стали основным вооружением для палубных МиГ-41.
Рулежка
На авиапалубе
Подготовка
Арсенал
Противокорабельная ракета
Схема и Тактико-Технические характеристики