Многоцелевой истребитель миг-21: история создания, описание и характеристики

Модификации МиГ-21

МиГ-21Ф (тип 72) –  было выпущено 83 экземпляра в 1959 году на Горьковском и Московском авиазаводах.

Фото с сайта https://riafan.ru/uploads/2018/10/01/orig-15383519305087d64bb7446af5c8b6c13875581338.jpeg

МиГ-21Ф-13 (тип 74) – был в серийном производстве в 1960-1965 г.г. Самолет этой модификации установил рекорд скорости – до 2 500 км/ч и рекорд высоты – 34 714 м.

МиГ- 21П – следующая модификация, вышедшая в 1960 году и не получившая широкого распространения.

МиГ- 21ПФ (тип 76) – прекрасный всепогодный перехватчик, вышедший в 1961 году и его подвид МиГ-21ПФС (94), был в массовом производстве в 1961-1965 г.г.

Фото с сайта https://nationalinterest.org/sites/default/files/styles/desktop__1486_x_614/public/main_images/CU2769_Mikoyan_Mig-21_Indian_Air_Force_%288413513629%29.jpg?itok=AMmRRO5e

МиГ-21ФП (тип 77) выпускался для Индии в 1964-1968 г.г. После по лицензии выпускался в этой стране.

МиГ-21ПФМ (тип 94) производился на экспорт в 1964-1968 г.г.

МиГ-21Р – разведывательный самолет; был оснащен передовой по тем временам фотоаппаратурой. Выпускался в 1965-971 г.г.

МиГ-21С (95) – выпускался в Горьком только для ВВС СССР в 1965-1968 г.г. В отличие от своих предшественников, его вариант МиГ-21СН был способен нести на борту атомное оружие.

МиГ- 21И (96А) производился для Индии в 1968-1971 г.г. После выпускался в этой стране.

Фото с сайта http://www.airwar.ru/image/idop/xplane/mig21i/mig21i-1.gif

МиГ-21СМ, выпускавшийся в 1968-1977 г.г., имел на вооружении новую ракету класса «воздух-земля» Х-66.

МиГ-21МФ – экспортная модель. За 1969-1974 г.г. в Москве выпустили 231 истребитель этой модификации. Такие модели изготавливали в Индии и Китае.

МиГ-21СМТ выпускали в Горьком в 1971-1973 г.г. Всего сделали 281 экземпляр. Эти самолеты были носителями тактического ядерного оружия.

МиГ-21бис – самая распространенная и совершенная модификация всей линейки МиГов-21. Всего было выпущено 2 013 самолетов в Горьком с 1972 по 1985 годы.

Фото с сайта https://www.mudspike.com/wp-content/uploads/2019/03/DCS-MiG-21bis-Guide.jpg

МиГ-21-93 – выпускался совместно с Нижегородским авиазаводом для Индии (1994 год).

Учебная линия самолетов: МиГ-21У (1962 г.), МиГ-21УС (1966 г.) и МиГ-21УМ (1971 г.).

Экспериментальная модификация МиГ-21ПД (1966 г.) не получила распространения, как и МиГ-21И(1968 г.) – неудачная модель.

МиГ-21М – радиоуправляемый самолет-мишень вышел в 1967 году.

Таран

Стенобитное орудие, которое представляет собой бревно, конец которого снабжен железным или бронзовым наконечником. Конструкция может разниться. Самый простой таран оснащен боковыми ручками, за которые и должны держаться воины. Но бывают конструкции-маятники, такие тараны действуют автоматически, что заметно облегчает штурм крепости.

Уставился, как баран на новые ворота – поговорка, которая обязана, по одной из версий, своим происхождением тарану –

Таран — древнее изобретение, которое было известно ещё ассирийцам. Сами римляне приписывают изобретение тарана карфагенянам. С помощью него были разрушены стены Кадиса — жемчужины Пиренейского полуострова. Чаще всего тараны помещали в конструкцию, которая известна нам под названием «черепаха». Её делали из дерева, на которое крепили шкуры быков. Такой навес здорово защищал от стрел, камней и раскаленного масла, которые сбрасывались на осаждающих со стен. Римляне начали использовать таран во время Второй Пунической войны, при осаде Сиракуз. Исторические документы говорят о том, что один из двух таранов требовал для своего передвижения около 6000 легионеров. Представь себе масштабы!

Боевое применение

Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Небольшой, маневренный, с высокой скоростью полета МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новейшего американского истребителя F-4 Phantom II. За полгода воздушных боев ВВС СШАпотеряли 47 самолетов, сумев сбить только 12 МиГов.

Американцы для своих пилотов были вынуждены начать курсы тактики ведения боя против МиГа.

За время вьетнамского конфликта было потеряно 70 истребителей МиГ-21, они совершили 1300 боевых вылета и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры отличаются у разных источников. Однако бесспорным является тот факт, что в той войне американский F-4 Phantom проиграл советскому истребителю.

Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским пилотам во Вьетнаме, ибо в этой войне им гордиться было особо нечем.

Следующим серьезным военным конфликтом, в котором принимал участие МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. На тот момент различные модификации МиГ-21 были основой истребительной авиации ВВС Индии. Им противостоял китайский истребитель J-6 (модификация МиГ-19), французский Мираж III и F-104 Старфайтер.

По данным индийской стороны, в ходе конфликта были потеряны 45 самолета и уничтожены 94 самолета противника.

В 1973 году начался очередной арабо-израильский конфликт, который получил название войны Судного дня. В этом конфликте МиГам различных модификаций сирийских и египетских ВВС противостояли израильские пилоты на самолетах Мираж III и F-4E Фантом II.

Особенно опасным противником был Мираж III. По многим характеристикам они были очень похожи. МиГ имел несколько лучшую маневренность, но уступал противнику по характеристикам РЛС и имел худший обзор из кабины.

Война Судного дня заставила летчиков вспомнить о таком тактическом приеме, как ближний групповой воздушный бой. Его не практиковали со времен Мировой войны.

Сирийские истребители за время кампании провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов.

МиГ-21 принимал участие во время войны между Ливией и Египтом, его активно использовали в ирано-иракской войне, а также в ходе ряда других локальных конфликтов.

Этот истребитель применялся советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала к моджахедам. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.

После появления машин четвертого поколения МиГ-21 начал терять свое превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. израильские F-15A существенно превосходили МиГ по большинству характеристик. ВВС Ирака безрезультатно пытались использовать МиГ-21 против авиации многонациональных сил в Ираке в 1991 году.

МиГ-21 и сегодня стоит на вооружении десятков стран мира, в основном Африки и Азии. Так, например, его продолжают активно использовать сирийские правительственные силы. С начала этого конфликта ВВС Сирии потеряли 17 МиГ-21. Часть из них были сбиты, а другая — потеряны из-за технических неисправностей.

Описание конструкции

По аэродинамической компоновке МиГ 21 – это самолёт со средним расположением крыла треугольной формы и традиционным хвостовым оперением. В носовой части машины расположен многорежимный воздухозаборник с центральным телом, внутри которого установлена бортовая радиолокационная станция. Антенна РЛС закрыта подвижным конусом с продольным ходом. Перемещается конус с помощью гидропривода и фиксируется в трёх положениях: убран (нормальное), частично выдвинут (скорость 1,5м) и полностью выдвинут (скорость более 1,9м).

На наиболее распространённой модификации МиГ 21МФ, ниже створок дополнительного забора воздуха установлены аэродинамические гребни, исключающие попадание раскалённых газов в воздухозаборники при стрельбе из пушки. Под крылом на фюзеляже находятся створки ниши основных стоек шасси с колёсами диаметром 800 мм, позволяющих эксплуатировать машину с плохо подготовленных полос.

На нижней поверхности фюзеляжа расположены три тормозных щитка, открывающихся с помощью гидроцилиндров вперёд по полёту. Выпуск щитков не сказывается на балансировке самолёта. В цилиндрическом контейнере, размещённом под основанием киля, находится тормозной парашют.

МиГ 21 компоновочная схема

МиГ 21 оснащён турбореактивным двигателем ТРДДФ Р-25-300 с новым пятиступенчатым компрессором высокого давления и форсажной камерой. На расходе топлива доработка практически не сказалась, а использование титановых сплавов вместо стали,  даже снизило массу силовой установки.

В МиГ 21 кабина у более поздних модификаций стала более эргономичной, оснащена новой авионикой, пилот сидел в катапультном кресле «ноль-ноль» КМ-1. Обзор задней полусферы был улучшен с помощью нескольких зеркал заднего вида, закреплённых на арке фонаря кабины.

Радиопрозрачный обтекатель на вертикальном хвостовом оперении скрывает антенну станции предупреждения об облучении, подающую сигнал лётчику, если самолёт захвачен лучом радара противника. На вершине киля установлена антенна системы опознавания свой – чужой. Над рулём направления находится стекатель статического электричества и аэронавигационный огонь.

Миг 21

История создания истребителя МиГ-21

9 сентября 1953 года ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого, специальным постановлением, было предписано разработать новые истребители, рассчитанные на скорости далеко выходящие за пределы скорости звука. И Микоян и Сухой в итоге подготовили проекты самолетов весьма схожих по внешнему виду.

Проект Микояна был признан более оптимальным в производстве. Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой будущего истребителя МиГ-21 руководил А.Г. Брунов (с марта 1957 года главный конструктор самолетов-истребителей).

Первый прототип МиГ-21 (Е-1) имел стреловидное крыло и проектировался под двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина. Однако сроки поджимали, АМ-11 готов не был, поэтому его пришлось заменить на АМ-9Б от МиГ-19. Получившийся прототип назвали Е-2, он поднялся в небо 14 февраля 1955 (летчик-испытатель Г.К.Мосолов).

Одновременно с этим шло проектирование ещё одного самолета (Е-5), уже с треугольным крылом, но (по тем же причинам) с тем же АМ-9Б в качестве двигателя. Эта модель (переименованная в Е-4) взлетела 9 января 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).

За счет рациональной конструкции многорежимного воздухозаборника, даже с теми же двигателями, что МиГ-19, новый истребитель развил фантастическую скорость, «выжав» на 700 км/ч больше, чем предшественник. Треугольное крыло также одержало убедительную победу над стреловидным. С этого момента Е-5 стал официально называться МиГ-21, а после завершения испытаний в 1957 году, получил долгожданный двигатель АМ-11 (или Р-11Ф-300 («изделие 37Ф»)), новую модификацию прототипа (Е-6 или МиГ-21Ф), и поднялся в воздух 20 мая 1958 года (В.А.Нефёдов).

Нареканий к самолету практически не было — началась подготовка к серийному производству, которое началось в 1959 году на Горьковском авиазаводе.

Чертеж истребителя МиГ-21

Самолет получился действительно уникальным — обладая самыми передовыми характеристиками, он изначально стоил по авиационным меркам «копейки», а учитывая, что производство машины продолжалось с 1959 по 1985 год, себестоимость машин последних серий обходилась… дешевле, чем производство БМП-1! Таким результатом до сих пор не моет похвастаться ни один боевой самолет в мире. «Летающий Калашников» — эпитет наиболее полно описывающий саму суть МиГ-21. Он до сих пор состоит на вооружении различных стран, его «реплики» до сих пор находятся в производстве, обеспечивая истребителю славу самого массового послевоенного самолета.

В обширном семействе МиГ-21 насчитывается 4 поколения, и машины первых серий отличаются от последних (по меткому выражению пилота МиГ-21) также, как «Ньюпор, от Як-3«.

Всего было произведено (вместе с лицензионными): 11496 истребителей МиГ-21, в СССР производился на заводах:

  • №21 в Горьком (5278 самолетов)
  • №30 «Знамя Труда» в Москве (3203 самолетов)
  • №31 в Тбилиси (1677 самолетов).

В разные годы истребитель состоял на вооружении: Анголы, Алжира, Афганистана, Бангладеша, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, ГДР, Египта, Замбии, Индонезии, Йемена, Индии, Ирака, Конго, Камбоджи, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Мали, Мозамбика, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Сирии, Танзании, Уганды, Финляндии, Хорватии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. И это не считая страны входившие в состав СССР.

Интересные факты

В 1963 году при работе над МиГ-21ПФ конструкторы предприняли попытку установить в дополнение к колесному шасси титановые лыжи с целью снизить нагрузку при посадке на грунтовой аэродром.

Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовики «шпарили с ветерком по грязище», в то время как грузовики застревали.

У МиГа-21 было несколько прозвищ: Балалайкой прозвали за форму крыльев, Веселый – за сравнительно небольшие размеры, Голубь мира (первые версии) – за наличие всего лишь 2 подвесок.

МиГом-21 заинтересовалась израильская разведка, заполучить самолет из ВВС Ирака хотели через подкупленного летчика. Была разработана операция под названием «Пенициллин» (1966).

Но первая попытка провалилась, вместо передового штурмовика предатель пригнал устаревший Як. Поэтому был завербован еще один иракский летчик.

Подходящий случай представился не сразу, так как русские, просчитав возможность угона, заправляли топливные цистерны не полностью, а только для учебных полетов. В августе, когда был запланированы длительные полеты, предатель угнал машину в Израиль.

Возможно, если бы не эти события, расклад в войне Израиля с арабами в 1967 году, был бы иным…

Оптимальные условия для хранения картофеля

Сезонные овощи доступны круглый год, и многие хозяйки просто закупают картошку по мере необходимости небольшими количествами, хранят продукт на полках холодильника, в кладовой или шкафу. Но если собрать урожай на собственном приусадебном участке, где нет погреба, или купить сразу несколько сеток для хранения картофеля в квартире, нужно соблюдать оптимальные условия, при которых продукт не теряет пищевую ценность и не портится. Если разместить картошку правильно, время хранения клубней заметно увеличивается. Необходимо поддерживать рекомендуемую температуру и влажность воздуха, хранить овощи в хорошо проветриваемом помещении, периодически проверять на наличие гнили, удалять ростки. Как же сохранить картошку на зиму в квартире длительное время? Обеспечить оптимальные условия хранения овощей.

Влажность

Хранение картофеля в домашних условиях в квартире должно основываться на поддержании в помещении оптимальной влажности воздуха – 80-90%. Высокая влажность плюс тепло – сигнал для прорастания молодых побегов, высушивающих корнеплод. Как же получить оптимальный уровень влажности:

  • Периодически проветривать помещение для хранения.
  • Обеспечить овощам хорошую циркуляцию воздуха.
  • Не держать картошку в местах испарения влаги.
  • Не хранить ящики у стен, где собирается конденсат.
  • Для поглощения влаги перекладывать клубни опилками.
  • Не хранить корнеплоды ни с какими другими овощами, кроме свеклы.

Несоблюдение условий приведет к прорастанию или гниению

Если картошку хранить на кухне, нужно следить, чтобы хорошо работала вытяжка над плитой для приготовления пищи. Когда на картофельной кожуре оседает конденсат, клубни портятся, могут пускать молодые ростки.

Температура

Картошка не любит тепло, прохлада увеличивает лежкость клубней. Еще на стадии сортировки овощей нужно отделить поврежденные и мелкие корнеплоды для использования в первую очередь, отобрать крупные клубни – они пролежат до середины зимы, а средние овощи оставить для длительного хранения. Оптимальной температурой хранения картофеля зимой считается 2-3°C, но в квартире гораздо теплее. Как добиться нужного показателя на столбике термометра:

  • Осенью картошку можно хранить на балконе, но не допускать попадания света.
  • При понижении температуры до -2 градусов по Цельсию занести урожай в комнату.
  • Выбирать в помещении самые прохладные места, оставлять контейнер в тамбуре.
  • Не хранить клубни рядом с отопительными приборами, радиаторами отопления.
  • Периодически проверять температуру, оставив в ящике с картошкой термометр.

Итак, при какой температуре можно хранить картошку? Если клубни хранить в охлажденном месте (балкон, лоджия, коридор, подъезд) температура должна составлять 2-7°C, а при хранении в закрытом контейнере допускается 18°C. При оптимальном температурно-влажностном режиме картошка сохраняется до шести месяцев, иначе – не более нескольких недель. При температуре ниже двух градусов по Цельсию продукт замерзает, становится непригодным для употребления.

Освещенность

При подготовке картошки к длительному хранению нужно провести краткосрочную световую обработку на открытом воздухе под солнцем – не больше трех часов. Клубни хорошо просыхают, с них удаляются излишки влаги. После этого овощи нужно хранить в темном месте. Чтобы сохранить картофель в квартире до весны, следует не допускать попадания на клубни естественного света.

Клубни с зеленым оттенком употреблять в пищу нельзя – есть риск серьезно отравиться токсинами

Под воздействием ультрафиолетовых лучей в клубнях накапливается ядовитое вещество соланин. Картошка становится зеленой, не годится для употребления в пищу. Хотя семенные клубни намеренно оставляют на солнце подольше – соланин не дает распространяться бактериям и гнили, поскольку является естественной защитой. Если овощи держат на балконе или лоджии, нужно укрыть контейнеры или ящики тканью, дополнительно затенить куском фанеры. Урожай можно хранить только в темном месте

Если картофель прорастает, нужно обратить внимание, как хранить картошку в квартире, чтобы она не давала молодые побеги. Следует поддерживать постоянный режим одинаковой влажности и температуры

Доступ воздуха

Где хранить картофель в квартире, чтобы клубни спокойно перезимовали? Выбирать помещение и место с хорошей циркуляцией воздуха, периодически делать проветривание комнаты. Это позволяет снизить влажность, устранить тепло и влагу, которые выделяют клубни. Хороший доступ воздуха гарантирован, если овощи хранят в мешках, сетках из капрона, деревянных ящиках, контейнерах с отверстиями.

Нельзя хранить картошку в полиэтиленовой таре – она препятствует свободному доступу воздуха, не обеспечивает требуемую вентиляцию. Как результат, продукты портятся, загнивают, покрываются плесенью, становятся совершенно не пригодными для еды.

Правильный режим убережет урожай от порчи

Модификации

За долгие годы эксплуатации МиГ-21 неоднократно подвергался модернизации. Если говорить о последних модификациях истребителя, то они сильно отличаются по своим техническим характеристикам от самолетов, выпущенных в начале 60-х годов. Специалисты делят все модификации истребителя на четыре поколения.

Первое поколение. К нему относятся фронтовые истребители МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13, выпущенные соответственно в 1959 и 1960 году. Вооружение МиГ-21Ф состояло из двух 30-мм пушек, неуправляемых ракет и ракет С-24. На истребителях первого поколения не было радиолокаторов. МиГ-21Ф-13 был оснащен двигателем с более высокими характеристиками, самолет мог развивать скорость 2499 км/ч, на этой модификации был установлен рекорд высоты полета.

Второе поколение. Ко второму поколению истребителей относятся модификации МиГ-21П (1960 г.), МиГ-21ПФ (1961 г.), МиГ-21ПФС (1963 г.), МиГ-21ФЛ (1964 г.), МиГ-21ПФМ (1964 г.) и МиГ-21Р (1965 г.).

Все истребители второго поколения были оснащены радиолокаторами, двигателями с более высокими характеристиками, изменениям подверглась и система вооружения.

На МиГ-21П полностью убрали пушечное вооружения, так как в то время считалось, что ракет для истребителя вполне достаточно. Аналогично был вооружен и американский «Фантом». Вьетнамская война показала, что подобное решение было серьезной ошибкой. На модификации МиГ-21ПФМ пушку решили вернуть – на истребителе предусмотрена возможность установки пушечного контейнера на центральном пилоне. Также этот самолет был вооружен ракетами РС-2УС с радиолокационным наведением, для их установки пришлось переделать бортовую РЛС.

На модификации МиГ-21ПФС была установлена система сдува пограничного слоя с закрылков, что позволило значительно уменьшить посадочную скорость истребителя и уменьшило его длину пробега до 480 метров.

МиГ-21ФЛ. Модификация, созданная для индийских ВВС.

МиГ-21Р. Самолет-разведчик, под его фюзеляжем устанавливались контейнеры со специальным оборудованием.

Третье поколение. Появление этого поколения истребителей связано с созданием новой РЛС РП-22 «Сапфир-21» (С-21). Она имела более высокие характеристики, чем предыдущая станция РП-21, и могла обнаруживать цели типа «бомбардировщик» на дистанциях до 30 км. Благодаря новой РЛС на вооружение истребителя были приняты ракеты с полуактивной головкой самонаведения. Ранее пилоту приходилось наводить ракету на цель до самого ее поражения. Теперь же достаточно было подсвечивать цель, а ракета выполняла маневры самостоятельно. Это полностью изменило тактику использования истребителя.

К третьему поколению истребителя относятся модификации МиГ-21С (1965 г.), МиГ-21М (1968 г.), МиГ-21СМ (1968 г.), МиГ-21МФ (1969 г.), МиГ-21СМТ (1971 г.), МиГ-21МТ (1971 г.).

Типичным ракетным вооружением истребителей МиГ-21 третьего поколения стали две ракеты с инфракрасным наведением и две – с головками радиолокационного наведения.

МиГ-21М. Экспортная версия истребителя, ее изготавливали по лицензии в Индии.

МиГ-21СМ получил новый более совершенный двигатель Р-13-300 и автоматическую пушку ГШ-23Л, встроенную в фюзеляж. Опыт Вьетнамской войны показал, что пушечное вооружение не является вспомогательным, оно нужно истребителю в каждом боевом столкновении.

МиГ-21МФ. Экспортная модификация МиГ-21СМ.

МиГ-21СМТ. Модификация с более мощным двигателем и увеличенным объемом топливных баков. Использовался в качестве носителя ядерного оружия.

МиГ-21МТ. Это вариант истребителя МиГ-21СМТ, который разрабатывали для поставки на экспорт, но позже эти самолеты были переданы в советские ВВС. Всего было изготовлено 15 единиц этой модификации.

Четвертое поколение. К этому поколению истребителя относится машина МиГ-21бис – самая последняя и совершенная модификация самолета. Она была выпущена в 1972 году. Основной «изюминкой» этой модификации стал двигатель Р-25-300, развивавший тягу на форсаже до 7100 кгс. На самолете было найдено оптимальное соотношение между емкостью топливных баков и аэродинамическими свойствами. МиГ-21бис был оснащен более совершенной РЛС «Сапфир-21» и улучшен оптический прицел, позволяющий пилоту стрелять даже при больших перегрузках.

Самолеты четвертого поколения получили более совершенные ракеты с инфракрасной головкой наведения Р-13М и легкие ракеты для ближнего боя Р-60. Число управляемых ракет на борту МиГ-21бис увеличилось до шести штук.

Всего было выпущено 2013 единиц этой модификации истребителя.

Контрольная явка во время отсрочки

МиГ-21БИС (48 синий)

Материал подготовлен Александром Алешиным

С целью дальнейшего улучшения характеристик истребителей МиГ-21 и Су-15 зимой 1971 года вышло постановление правительства, обязывавшее Уфимское МКБ “Союз” создать двигатель Р25-300 взлетной тягой 7100 кгс, а при полете у земли со скоростью звука – 9900 кгс. Так началась работа над МиГ-21бис – последней серийной модификацией, производство которой развернулось на заводе в Горьком в этом же году.

Прототип МиГ-21бис с 2 УР Р-3С и 4 УР Р-60

Форсажная тяга нового двигателя Р-25-300 достигала 7100 кгс. На больших скоростях в течение ограниченного времени (до трех минут) он мог работать на чрезвычайном режиме, при котором максимальная тяга увеличивалась до 9900 кгс. Также имелась возможность применения стартовых ускорителей. Тяговые характеристики Р25-300 позволили увеличить скороподъемность машины почти 1,6 раза, доведя ее до 235 м/с у земли (при скорости, соответствующей числу М = 0,9).

МиГ-21бис № 75021148 в Центральном музее ВВС в Монино (фото С. Рябцев)

В 1968 году на вооружение приняли ракету Р-55 с инфракрасной системой самонаведения и дальностью пуска до 10 км. Р-55 включили в состав вооружения МиГ-21бис, но она так и не стала массовой, уступив место новой Р-60 с высокими на момент создания боевыми характеристиками.

По сравнению с МиГ-21 предыдущих модификаций, на “бисе” модернизировали крыло, усовершенствовали бортовое оборудование, значительно увеличили номенклатуру бортового вооружения. В состав оборудования самолета входили радиолокационный прицел “Сапфир-21”; оптический прицел АСП-ПФД-21; пилотажно-навигационный комплекс ПНК “Полет-ОИ”, включающий систему автоматического управления СВУ-23ЕСН; систему ближней навигации и посадки РСБСН-5С и антенно-фидернау “Пион-Н”. На самолете сохранились помехозащищенная линия связи “Лазурь”, обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления “Воздух-1”; катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М, приемник воздушного давления ПВД-18.

МиГ-21бис в Центральном музее ВВС (фото О. Гаврюшенко)

В 1972-м Горьковский авиационный завод построил первые 35 МиГ-21 бис, и в том же году самолет приняли на вооружение. С 1972 по 1985 годы было выпущено 2013 МиГ-21бис в трех главных комплектациях: изделие “75” – для ВВС и авиации ПВО СССР, “75А” – для социалистических стран и “75Б” для капиталистических и развивающихся государств. Единственной страной освоившей производство МиГ-21бис (тип “75Л”) была Индия.

МиГ-21бис в Центральном музее ВВС (фото Д. Казаков)

МиГ-21бис послужил основой для создания модернизированных истребителей МиГ-21-93, МиГ-21бис-UPG и МиГ-21 “Lancer”, которые по боевым возможностям после модернизации приблизились к истребителям четвертого поколения.

  • Размах крыла, м = 7,15
  • Длина, м = 14,10
  • Высота, м = 4,71
  • Площадь крыла, м2 = 23,00
  • Масса, кг: пустого самолета 5.460; нормальная взлетная 8.726; топлива 2.390
  • Тип двигателя = 1 ТРДФ Р-25-300
  • Тяга, кН: нефорсированная = 1 х 69,60; форсированная 1 х 97,10
  • Максимальная скорость , км/ч: на высоте = 2.175; у земли = 1.300
  • Практическая дальность, км: с ПТБ = 1.470; без ПТБ = 1.210
  • Максимальная скороподъемность, м/мин = 13.500
  • Практический потолок, м = 17.800
  • Макс. эксплуатационная перегрузка = 8.5
  • Экипаж, чел = 1
  • Вооружение:
  • встроенная пушка 23-мм ГШ-23Л (200 снарядов).
  • максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг :
  • до четырех УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, а также НАР калибром 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 500 кг .
  • возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.

У индийского Bison уже мало общего с прародителем

Надо признать, что в Советском Союзе было разработано немало  образцов оружия, которое оказалось таким вот  «вневременным». Оно достойно служит  даже спустя многие десятилетия после принятия  на вооружение, и даже после того, как его с этого вооружения сняли. Не говоря уж о тех случаях, когда  это оружие проходит через ряд модернизаций.

indianairforce.nic.in
МиГ-21бис Bison.

Так, журнал Military Watch призывает учесть, что  в небе над Кашмиром летают самые современные версии этой машины, разработанные специально для индийских ВВС РСК «МиГ» и нижегородским авиазаводом «Сокол». По программе глубокой модернизации МиГ-21-93 было обновлено около 120 экземпляров МиГ-21бис. В НАТО эта версия получила имя Bison.

В этой версии МиГ-21  оснащен современной системой управления оружием, позволяющей использовать дальнобойные ракеты Р-27 и Р-77, а также Р-27ЭР увеличенной дальности. На самолет установлена также  израильская система РЭБ El/L8222, задача которой — противостоять наведению на цель  ракет «воздух-воздух».

Начальник штаба ВВС Индии главный маршал авиации Бирендер Сингх Дханоа, отвечая на вопрос журналистов о неравенстве сил, задействованных в воздушных боях, заявил: «Истребители МиГ-21 находятся у нас на вооружении, и почему же нам  их  не  использовать?»  У «двадцать первых» усовершенствована система управления вооружением, они совместимы с современными ракетами «воздух-воздух».

indianairforce.nic.in
Главный маршал авиации Бирендер Сингх Дханоа.

Действительно, индийские ВВС эксплуатируют  многочисленный флот разновозрастных российских военных самолетов. В 2018 году на вооружении ВВС Индии находились 244 истребителя МиГ-21 и  84 самолета МиГ-27. Эти самолеты используются наряду с  европейскими «Ягуарами» (Jaguar), французскими «Миражами» 2000 и «Рафалями» (Dassault Rafale), российскими же МиГ-29 и Су-30, а также собственными индийскими истребителями «Теджас» (Tejas).

indianairforce.nic.in
Индийские ВВС эксплуатируют многочисленный флот разновозрастных российских военных самолетов.

При этом Индия, судя по всему, купит у России  комплекты для модернизации своих Су-30.  Обновленные самолеты  будут обладать преимуществами за счет многих систем, которые ОКБ Сухого разработало для нового Су-35.

Как остаются прежними и непревзойденные качества МиГ-21, который в качестве  истребителя ближнего боя вполне способен, как мы видим,  сражаться с более современными самолетами. Надо признать, что МиГ-21 — оружие, созданное для реальной войны, а не для парадов. Это качество до сих пор ценится всеми летчиками и позволит МиГам  летать еще как минимум десятилетие. Равного «двадцать первому» не было и, скорее всего, уже не будет.                                                                                

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector