Морские мины второй мировой войны

Panzerkampfwagen II «нового типа»

Panzerkampfwagen II Ausführung L

PzKpfw II Ausf L «Luchs» (VK 1303)

В течение 1942 года в Германии шли работы по созданию нового типа лёгкого разведывательного танка. Машина получила обозначение PzKpfw II Ausf L и имя «Luchs» (с нем. — «Рысь», иногда упоминается в литературе на русском языке под транслитерированными именами и «Лухс»). По сквозной классификации машин вермахта новому танку присвоили обозначение Sd.Kfz. 123. Танк выпускался компаниями «MAN» и «Henschel» в период с сентября 1943 по январь 1944 года. Всего было выпущено 100 машин (№ 200101-200200). «Luchs» участвовал в боях на Восточном и Западном фронтах в составе Panzer Aufklarungs Abteilungen (разведывательных бронетанковых подразделений), в составе танковых дивизий вермахта (таких как 4-я танковая дивизия на Восточном фронте), а также в частях войск СС. На переднюю часть корпуса танков, отправленных на Восточный фронт, устанавливались дополнительные броневые плиты. Небольшое количество PzKpfw II Ausf L были оборудованы радиостанциями и антеннами, и использовались как разведывательно-коммуникационные танки. Планировалось производить на базе «Рысей» восстановительные машины (нем. Bergepanzer Luchs), но эти проекты так никогда и не были реализованы. Параллельно с Bergepanzer Luchs планировалась к выпуску модель Flakpanzer Luchs, на удлинённом шасси, вооружённая 37-мм зенитным орудием, однако и этот проект так и не был реализован. Сегодня «Luchs» можно увидеть в Англии, в танковом музее Бовингтона.

Мрачная пещерная бабочка

Цена нового и б/у Урал 375

Производство моделей семейства Урал 375 завершилось в 1992 году. Однако на отечественном рынке приобрести данные автомобили можно и сейчас. Объясняется это несколькими факторами:

  • множество машин находилось на консервации;
  • грузовики имели большой ресурс работы и высокую надежность.

Средняя стоимость автомобиля на ходу зависит от технического состояния и модификации и колеблется от 300000 до 800000 рублей. Модели 1979-1981 года обойдутся в 150000-340000 рублей, 1985-1986 года – в 420000-470000 рублей, 1990-1991 года – в 730000-810000 рублей. При этом интерес к технике сохраняется. Обусловлено это простым обслуживанием и уникальной проходимостью.

Уничтожение морских мин

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.

Классическим средством являются корабли — тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия.
Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник.
Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.

Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.

С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.

Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.

Прорыватели минных заграждений — своего рода корабли-камикадзе — вызывают срабатывание мин собственным присутствием.

Литература

  •  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 5, Part 7. Taipei: Caves Books, Ltd.

Современные тенденции развития

В программе Quickstrike-J вооруженные силы США исследовали воздушную переброску морских мин с высокой точностью, несмотря на большое расстояние сброса от цели. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму опасность для данного самолета со стороны ПВО противника. Будет использоваться система, аналогичная боеприпасам Joint Direct Attack . Целью является точность до шести метров в заданных точках на морском дне для отдельных мин. Испытания завершились в 2019 году, а сдача его в войска ожидается в 2021 году.

Беспилотные подводные аппараты проходят испытания как новый метод укладки . ВМС США эксплуатируют проект Hammerhead с 2018 года. Это обеспечивает беспилотный автомобиль в качестве системы укладки. Фактическим оружием является торпеда Mark 54 , которая с соответствующим блоком управления остается на морском дне в течение нескольких месяцев, может быть активирована удаленно, а затем атакует только определенные типы кораблей с помощью встроенной электроники. Ожидается, что контракты на производство прототипов будут заключены в 2021 финансовом году.

Из другой системы США известно только название « Подпольная доставка на шахту» . Первые системы должны поступить в войска в течение 2020 года.

Обсуждается также использование беспилотных подводных аппаратов в качестве мин. Они могли отойти от области до попытки расчистки, а затем снова занять свои позиции. Другим возможным использованием может быть перемещение задолго до конфликта и активация или построение противоминного заграждения только при необходимости. Такие беспилотные мины также могут быть размещены на более широкой территории и заполнять бреши, образовавшиеся после обезвреживания мин или подрыва фактического заграждения.

Кроме того, активный контроль, который раньше был возможен только со специальными минами, должен получить более широкое распространение и более точный. Эти соображения относятся к целевым атакам, контролируемым людьми или алгоритмами, на определенные корабли ассоциации и отключению соседних мин при использовании индивидуальных взрывных устройств, чтобы не допустить образования «дыр» в плотных минных полях.

Обсуждаются также нелетальные мины, которые блокируют рулевую и двигательную системы кораблей.

Классификация

Малая якорная корабельная гальваноударная мина образца 1943 года.

Мина КПМ (корабельная, контактная, противодесантная).

Донная мина в Музее КДВО (Хабаровск)

Морские мины подразделяются:

  • По типу установки:
    • Якорные — корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;
    • Донные — устанавливаются на дне моря;
    • Плавающие — дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине
    • Всплывающие — установленные на якорь, а при срабатывании отдающие его и всплывающие вертикально: свободно или при помощи двигателя
    • Самонаводящиеся — электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.
  • По принципу действия взрывателя:
    • Контактные — взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;
      • Гальваноударные — срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента
      • Антенные — срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок)
    • Неконтактные — срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др.; в том числе неконтактные подразделяются на:
      • Магнитные — реагируют на магнитные поля цели
      • Акустические — реагируют на акустические поля
      • Гидродинамические — реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели
      • Индукционные — реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход)
    • Комбинированные — сочетающие взрыватели разных типов
  • По кратности:
    • Некратные — срабатывают при первом обнаружении цели
    • Кратные — срабатывают после заданного числа обнаружений
  • По управляемости:
    • Неуправляемые
    • Управляемые с берега по проводам; или с проходящего корабля (как правило акустически)
  • По избирательности:
    • Обычные — поражают любые обнаруженные цели
    • Избирательные — способны распознавать и поражать цели заданных характеристик
  • По типу заряда:
    • Обычные — ТНТ или сходные взрывчатые вещества
    • Специальные — ядерный заряд

Морские мины совершенствуются в направлениях увеличения мощности зарядов, создании новых типов неконтактных взрывателей и повышения устойчивости к тралению.

Характеристики новой мины США

«Клэймор» появился во второй половине 1950-х годов и предназначался для бойцов американских спецподразделений. Новинка была засекречена. Кроме того, боялись, что обычные солдаты не смогут использовать мину и сами станут подрываться на ней.

Корейская и Вторая мировая войны продемонстрировали, что осколочные противопехотные мины разных стран имеют несколько существенных минусов.

В первую очередь тяжелый металлический (в основном чугунный) каркас, при взрыве разлетавшийся на множество осколков, имел большой вес. Корпус разделялся неоднородно: крупные осколки были чересчур громоздкими, пролетали мало, им не хватало времени, чтобы разогнаться, а другие оказывались очень маленькими и не представляли серьезной опасности для врага. Даже нанесение насечки не исправляло эти недостатки.

Существовали и технологические сложности. Дело в том, что литье чугунного каркаса нуждалось в хорошем энергоемком плавильном оборудовании, а применение тротила оказалось плохим вариантом. Требовалась совершенно новая мина: небольшого веса, высокой надежности, технологичная, осколки которой способны поразить максимальное число врагов.

В результате получилось плоское устройство со слегка искривленным (для более эффективного разлета осколков) каркасом, созданное из современного пластика (речь шла о полистироле, армированном стекловолокном). Внешне «Клэймор» представлял собой обыкновенную коробку, от корпуса которой при детонации не оставалось ровным счетом ничего.

Однако начинка этой «тары» была опасной. Взрывчатым веществом стало грозное BB C4 – гексоген в сочетании с пластификатором. Подобное соединение без труда можно создать вручную, что было намного лучше, чем заполнять емкость расплавленным тротилом. Вдобавок мощность взрыва увеличилась примерно в 1,5 раза.

Поражающими элементами М18А1 стали 700 небольших стальных шаров. Их поместили равномерным слоем и для страховки покрыли эпоксидной смолой. Для размещения на поверхности почвы сделали раздвижные ножки, которые могли вращаться. Кроме того, в наборе имелась струбцина, позволявшая установить мину даже на стволе дерева.

Свой детонатор у «Клэймора» отсутствовал, хотя гнезда давали возможность установить типовые взрыватели, имевшиеся в распоряжении американской армии. Например, мину можно было привести в действие по кабелю – посредством примитивной подрывной машины, от обрывного датчика либо механического детонатора натяжного действия.

КПД тоже было на высоте. Для сравнения: российская мина ОЗМ-72, поступившая в распоряжение Красной Армии в 1973 г., давала зону массового поражения в 25 м при массе 5 кг, а «Клэймор» с весом 1,6 кг обладал радиусом поражения до 0,1 км.

Россия

  • Справочник

    • АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК

Память

  • Минеры «Курска»

Мины

  • Мина Купреянова, 1885

Мина «П-13»

Мина типа «Р» — «Рыбка»

Мина типа «С»

Мины Колбасьева

Минные защитники

Мины МАВ-1, МАВ-2

Мина М-26

Мины «Ремин» и БИД

Мины «Мираб» и УМ

Мина АМГ-1

Мина Р-1

Мина ПБМ-1

Мина АГ

Мина КБ

Мины НЭМ и НЯМ

Мина ПЛТ, ПЛТ-Г

Мина ПЛТ-2

Мина АМД-1

Мина ЭП, ЭП-Г

Мина АПМ-1

Мина МЯМ

Мина КБ-КРАБ

Мина АГСБ

Мина АМД-2

КПМ

АПМ

Мина КАМ

Мина АМД-2М

ПДМ-1М

Мина ПДМ-2

ПДМ-3Я

Серпей

Мина АМД-4

Мина МДТ

ТУМ-500, ТУМ-1000

Мина ИГДМ

Мина «Лира»

Мина ИГДМ-500

Мина КСМ

Мина КРМ

Мины ГМ, УГМ

Мина ПМ-1

РМЗ

ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ

Мина УКСМ

Мина РМ-1

Мины РМ-2, РМ-2Г

Мина ПМ-2

Мина ПРМ

Мина УДМ-Э

Мина ПМР-1

Мина ПМТ-1

Мина ДМ-1

Мина АПДМ

Торпеды и ПЛР

  • Проекты XIX века
  • Торпеды Александровского

45-12

53-17

53-38

53-39, 53-39ПМ

ЭТ-80

ЭТ-46, ЭТ-56

САЭТ-50

53-57

53-61

СЭТ-40

ОМС «Посейдон» («Статус-6»)

XIX век

  • КОПО
  • Кронштадт 1853-1856
  • Шиллинг П.Л.
  • Якоби Б.С.
  • Петрушевский В.Ф.

Управления, отделы

  • История МТУ ВМФ (1938-1965)
  • Брыкин А.Е.
  • Бутов С.А.
  • Емелин Г.В.
  • Костыгов Б.Д.
  • Ларионов А.И.
  • Панферов В.Н.
  • Сокольский К.И.
  • Шибаев Н.И.

История МТО БФ 1939-1945

ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990

Начальники МТО БФ

История МТО ЧФ

Начальники МТО ЧФ

ВМУЗ, ВУЗ, УЦ

  • МОК
  • Выпускники МОК (1875-1905)
  • Беклемишев М.Н.
  • Пилкин К.П.
  • Тверитинов Е.П.

ВМА (1827-1917)

ВМА (1917-1945)

ВМАКВ (1945-1960)

ВМА (1960-1990)

ВМА (1990-2012)

ППС ВМА

Выпускники ВМА (1926-1960)

Выпускники ВМА (1961-1990)

Выпускники ВМА (1991-2013)

Белобородый В.С.

Гончаров Л.Г.

Горовенко Г.З.

Денисов Б.А.

Добротворский Ю.А.

Емельянов А.В.

Коробов Ю.А.

Подобрий Г.М.

Поленин В.И.

Скворцов И.А.

Скрынский Н.Г.

Стекольников Ю.И.

Трофимов А.В.

Шишкин М.А.

Эйст А.И.

6 ВСОК и ФВ

Кафедра БПТВ (ПЛ)

Кафедра БППЛВ

Кафедра БПМПМВ

ППС Минной кафедры

Ворожцов В.Г.

Дьяконов Ю.П.

Запутряев С.А.

Кимбар Ю.Ю.

Лонцих Л.Я.

Салмин Е.И.

Саранюк Д.В.

Соколов Е.В.

Шушлебин И.П.

ВВМКУ им. Фрунзе

ВВМКУ им. Фрунзе ч.2

ВВМКУ им. Фрунзе ч.3

Ком.ф-та и ППС

ТОВВМУ

ВВМУПП

Ком. 2 ф-та

ППС ВВМУПП

К-ры рот ВВМУПП

Выпускники ВВМУПП 1952-1971

Выпускники ВВМУПП 1972-1991

Выпускники ВВМУПП 1992-2015

Агафонов А.Г.

Балакшин А.И.

Будкин Н.И.

Булкин В.М.

Иевлев В.И.

Красников В.В.

Костин О.И.

Макурин А.В.

Сазонов А.В.

Шугайло Д.Д.

ВВМУИО

Командование и ППС ВВМУИО

Выпускники ВВМУИО

История ФМО ВМИ

Руководители ФМО ВМИ

ППС ФМО

Выпускники до 1945 г.

Выпускники после 1945 г.

ТМАУ

93 УЦ ВМФ

КНТ (1947-1957)

НИИ, КБ, заводы

  • Борушко А.М.
  • Ботов А.Д.
  • Будылин А.П.
  • Вайнер И.П.
  • Васильев А.М.
  • Вольфсон Л.М.
  • Гейро А.Б.
  • Гринев М.А.
  • Жизмор Р.С.
  • Калчев С.А.
  • Киткин П.П.
  • Колбасьев Е.В.
  • Корытов С.С.
  • Лямин Б.К.
  • Матвеев Л.П.
  • Миляков Ф.М.
  • Пятницкий А.А.
  • Скоробогатов А.Т.
  • Троицкий О.К.
  • Умиков З.Н.
  • Шрейбер Н.Н.
  • Эсаулов Г.Ф.

Александровский И.Ф.

Кокряков Д.А.

Корвин-Коссаковский Р.Н.

Шамарин Н.Н.

Остехбюро (1921-1937)

Бекаури В.И.

Бехтерев П.В.

НИМТИ

Брон О.Б.

Верещагин А.К

Курнаков М.Н.

Федоров Н.Г.

Челышев И.Д.

З-д «Двигатель» 1852-1917

Пшенецкий Б.Л.

НИИ-22 «Поиск»

Зотов-Лобанов Ф.Я.

Арсеналы, базы, станции

  • 18 Арсенал 1809-1917
  • 18 Арсенал 1917-1939
  • 15 Арсенал 1938-1945
  • 15 Арсенал л/с 1938-1945
  • ТБВ 2790
  • ТБВ 2800
  • 10 Арсенал
  • ТБВ 2848
  • БМПВ 2722
  • БМПВ 2722, л/с

Разоружение мин

  • Разоружение 1854-1920
  • Разоружение 1939-1945+

Разоружение мин на ЧФ 1941-1945

Грачев В.С.

Приказчиков М.С.

Титов Б.А.

Халеев М.Я.

Разоружение мин на БФ 1941-1945+

Алексютович Б.К.

Вершовский К.Г.

Тепин Ф.И.

Разоружение на СФ 1941-1945

Разоружение на БВФ 1941-1945

Макаров В.И.

Нормец В.А.

Разоружение Вьетнам (1965-1973)

Есть что рассказать?

история

Морская мина и детонатор, около 1880 года, тогда еще называемые контактной торпедой.

Листовка времен Первой мировой войны о вождении мин, Illustrierte Zeitung, 1916 г.

Целью изобретения морской мины было уничтожение боевых кораблей противника огнем или взрывом. Такое оружие особенно интересно для тех противоборствующих сторон, которые не могут противостоять противостоящему флоту флотом, равным в надводном бою. С точки зрения теории морской мощи Махана , морская мина является типичным средством «отрицания моря». С его помощью вы можете отказать противнику в использовании морских территорий, но не можете оправдать собственное превосходство.

Предвестником морских мин были Брандеры , поджигавшие корабли, которые в составе вражеского флота находились в движении к деревянным боевым кораблям на свет. Первый заряд взрывчатого вещества, доставленный к месту назначения под водой, был разработан Дэвидом Бушнеллом в 1776 году во время американской войны за независимость . Он был оборудован предохранителем с выдержкой времени и крепился к кораблям противника с помощью крюка.

На основе таких подводных зарядов в XIX веке были разработаны два типа морского вооружения: стационарная морская мина и подвижная торпеда .

Американец Сэмюэл Кольт разработал действующую шахту с электрическим дистанционным управлением в 1842 году, но проект был остановлен. Известный изобретатель и промышленник Вернер фон Сименс вместе с химиком Августом Фридрихом Карлом Химли построили морские мины для защиты порта Киль в 1848 году во время Шлезвиг-Гольштейнской войны , которые можно было поджечь электрическим током с суши. Во время Гражданской войны в США также использовались подводные заряды, которые, как и Бушнелл, доставлялись к месту назначения под водой и там взрывались.

Несмотря на эти события, шахта играла лишь незначительную роль в морских войнах XIX века. Лишь во время мировых войн было применено большое количество мин, которые оказали значительное влияние на передвижения военно-морских сил и сковали сильные силы. Планы мин также играли важную роль во время холодной войны . В этот период морские мины использовались в основном во время войны во Вьетнаме , Первой войны в Персидском заливе и при минировании никарагуанских портов во время войны контрас . После окончания холодной войны использование мин потеряло свое значение в планировании военно-морских сил.

Повреждения на минах USS Samuel B. Roberts (FFG-58)

Морские мины легко доступны для многих военно-морских сил, доступны в самых разных конструкциях, недорогие, с простыми технологиями и в то же время представляют серьезную угрозу даже для технологически превосходящего нападавшего. Это очень эффективное оружие с точки зрения рентабельности. Фрегат USS Samuel B. Roberts (FFG-58) , например, был выведен из строя с помощью советского производства М-08 фугаса, который был запущен в Иране и оценивается в США только 1500 $, в то время как его стоимость ремонта США 135 миллионов долларов.

Галерея[править]

См. также

Когда появились первые торпеды

Торпеда или как её называли в то время – самодвижущаяся морская мина мина, была придумала сразу двумя учеными, находящимся в разных частях мира, не имеющим друг к другу никакого отношения. Произошло это практически в одно и то же время.

В 1868 году Уайтхед представил миру свою схему постройки торпеды. В тот же год патент на использование этой схемы приобретает Австро-Венгрия и становится первой страной, обладающей данной боевой техникой.

В 1873 году Уайтхед предложил приобрести схему российскому флоту. После испытаний торпеды Александровского, 1874 году было принято решение, приобрести боевые снаряды именно Уайтхеда, ведь модернизированная разработка нашего соотечественника значительно уступала по техническим и боевым характеристикам. Такая торпеда значительно увеличивала свое свойство плыть строго в одном направлении, не меняя курса, благодаря маятникам, а скорость торпеды увеличилась практически в 2 раза.

Таким образом, Россия стала лишь шестым по счету обладателем торпеды, после Великобритании, Франции, Германии и Италии. Ограничением для покупки торпеды Уайтхед выдвинул лишь одно – хранить схему постройки снаряда втайне от государств не пожелавших купить ее.

Уже в 1877 году торпеды Уайтхеда были впервые использованы в бою.

Принцип работы неконтактных взрывателей

В 1909 году в Германии было создано устройство, измеряющее угол отклонения от нулевого магнитного меридиана.

Прибор BIK, усовершенствованный компанией Hartmann & Braun, модель 1929 года.

Предполагалось, что этим прибором будут пользоваться для определения своего местонахождения воздухоплаватели, а потому и назывался он Ballon-Inklinometer, сокращенно BIK. Специалисты по минированию еще в годы Первой Мировой предположили, что на базе таких устройств можно создать неконтактные взрыватели.

Принцип действия довольно прост: при изменении параметров магнитного поля, окружающего мину, стрелка прибора BIK отклоняется и замыкает контакты батареи, а электрический ток воспламеняет детонатор. Для практической реализации необходимо лишь обеспечить предварительную автоматическую настройку мины – она начиналась сразу после её активации и продолжалась около 17 минут. Параметры магнитного поля в месте постановки измерялись и принимались за «нулевую отметку».

Взрыватели на базе прибора BIK изготавливались компанией Hartmann & Braun. Специалисты этой фирмы создали одиннадцать различных модификаций устройства – от простейшего M1, которое настраивалось вручную перед постановкой мин, до таких моделей, как электромагнитные M5-M9 с полностью автоматической настройкой.

После того, как на вооружении британского флота в 1940 году появились магнитные тралы, компания Hartmann & Braun разработала неконтактные акустические взрыватели A1. Они оснащались гидрофоном и реагировали на шум, создаваемый винтами кораблей и судов. Такие устройства расходовали гораздо больше энергии, чем магнитные взрыватели, а потому вскоре был создан прибор A2 с увеличенной емкостью батареи.

Практически одновременно появились комбинированные взрыватели MA1 и MA2. Эти устройства активировали гидрофон только после изменения параметров магнитного поля, что позволяло экономить энергию батареи и снизить чувствительность к тралению.

Схема работы неконтактных акустических взрывателей.

В дальнейшем акустические устройства начали оборудовать дополнительными фильтрами, «отсекавшими» мелкие корабли и катера. Такие взрыватели получили название АА1, в то время как АА2 обладали, напротив, повышенной чувствительностью даже к слабым шумам.

Взрыватели типа D, разработанные незадолго до конца Второй Мировой войны, реагировали на изменение давления воды, возникающее при прохождении судов над установленной миной. В дальнейшем немецким конструкторам удалось создать еще одну комбинированную модель, в которой были совмещены все три канала – акустический, магнитный и гидродинамический, но использовать мины, оснащенные такими устройствами, не удалось – Германия капитулировала.

Как нетрудно заметить, со временем донные неконтактные мины перестали быть просто магнитными, поскольку появились новые типы взрывателей. Тем не менее устройства моделей M1-M9, а также MA1 и MA2 использовались заметно чаще других.

Технология траления

Способ траления был далеко не совершенен и опасен. Рискуя подорваться на минах, корабли шли по минному полю и тянули за собой трал. Отсюда постоянное стрессовое состояние людей от ожидания смертельного взрыва.

Подрезанную тралом и всплывшую мину (если она не взорвалась под кораблем или в трале) надо уничтожить. При волнении моря закрепить на ней подрывной патрон. Подрыв мины надежнее ее расстрела из корабельной пушки, так как зачастую снаряд пробивал оболочку мины, не задев взрыватель. Невзорвавшаяся боевая мина ложилась на грунт, представляя новую, уже не поддающуюся ликвидации опасность.

Уничтожение морских мин

Английские тральщики уничтожают немецкие мины в Северном море, 1914 год

Основные статьи: Тральщик и Боевое траление

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.

Классическим средством являются корабли — тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия.
Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник.
Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.

Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.

С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.

Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.

Прорыватели минных заграждений — своего рода корабли-камикадзе — вызывают срабатывание мин собственным присутствием.

Событие в мировой культуре

Носители морских мин

Классификация

Малая якорная корабельная гальваноударная мина образца 1943 года.

Мина КПМ (корабельная, контактная, противодесантная).

Донная мина в Музее КДВО (Хабаровск)

Морские мины подразделяются:

  • По типу установки:
    • Якорные — корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;
    • Донные — устанавливаются на дне моря;
    • Плавающие — дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине
    • Всплывающие — установленные на якорь, а при срабатывании отдающие его и всплывающие вертикально: свободно или при помощи двигателя
    • Самонаводящиеся — электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.
  • По принципу действия взрывателя:
    • Контактные — взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;
      • Гальваноударные — срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента
      • Антенные — срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок)
    • Неконтактные — срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др.; в том числе неконтактные подразделяются на:
      • Магнитные — реагируют на магнитные поля цели
      • Акустические — реагируют на акустические поля
      • Гидродинамические — реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели
      • Индукционные — реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход)
    • Комбинированные — сочетающие взрыватели разных типов
  • По кратности:
    • Некратные — срабатывают при первом обнаружении цели
    • Кратные — срабатывают после заданного числа обнаружений
  • По управляемости:
    • Неуправляемые
    • Управляемые с берега по проводам; или с проходящего корабля (как правило акустически)
  • По избирательности:
    • Обычные — поражают любые обнаруженные цели
    • Избирательные — способны распознавать и поражать цели заданных характеристик
  • По типу заряда:
    • Обычные — ТНТ или сходные взрывчатые вещества
    • Специальные — ядерный заряд

Морские мины совершенствуются в направлениях увеличения мощности зарядов, создании новых типов неконтактных взрывателей и повышения устойчивости к тралению.

Разновидности морских мин

Морские мины могут разделяться по нескольким различным параметрам.

По виду монтажа боеприпаса отличают:

  • Якорные прикрепляются на нужной высоте специальным механизмом;
  • Донные опускаются на морское дно;
  • Плавающие дрейфуют по поверхности;
  • Всплывающие удерживаются якорем, но при включение поднимающиеся из воды вертикально;
  • Самонаводящиеся или электроторпеды удерживаются на месте якорем или лежат на дне.

По способу взрыва разделяют:

  • Контактные активируются при контакте с корпусом;
  • Гальваноударные реагируют на нажатие по выпирающему колпаку, где расположен электролит;
  • Антенные взрываются при столкновении со специальной тросовой антенной;
  • Безконтактные действуют при приближении судна на определенное расстояние;
  • Магнитные откликаются на магнитное поле корабля;
  • Акустические взаимодействуют с акустическим полем;
  • Гидродинамические взрываются при смене давления от хода судна;
  • Индукционные активируются при колебания магнитного поля, то есть взрываются исключительно под идущими галеонами;
  • Комбинированные сочетают в себе разные типы.

Также морские мины помогут различаться по кратности, управляемости, избирательности и виду заряда. Боезапасы постоянно улучшаются по мощности. Создаются более новые типы бесконтактный взрывателей.

Авиационная донная индукционно-гидродинамическая мина ИГДМ-500

Носители

Морские мины доставляются на место надводными судами или же подводными лодками. В некоторых случаях боеприпасы сбрасываются в воду при помощи авиации. Иногда их располагают с берега, когда требуется осуществить взрыв на небольшой глубине при противодействие десанту.

Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.

Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.


На рисунке показана мина LMB, оснащенная взрывным устройством AT-1. Кожух парашютного отсека сдвинут, чтобы показать хвостовую часть мины. Блестящие пластины в хвостовой части мины — это не хвостовое оперение, а труба резонаторов низкочастотного акустического контура. Между ними рым для парашюта. На верхней части корпуса Т-образный бугель для подвески мины к самолету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector