Одежда средневековья: что носили мужчины и женщины? мода средневековья

Содержание

Супермены Средневековья

Вскоре полководцы всего мира обнаружили: защищённая доспехами кавалерия, вооружённая длинным копьём и атакующая с помощью таранного удара, стала самым эффективным родом войск. Настолько эффективным, что окупала немалые затраты на вооружение и подготовку всадника. Бронированные наездники могли разбить пехоту, значительно превышающую их числом.

Если в начале Тёмных веков Средневековья пехота ещё продолжала играть существенную роль, включая в свой состав свободных подданных короля, то по мере совершенствования доспехов и вооружения тяжёлая конница становилась всё более важной частью армий того времени. Причём не только в Европе

Битва при Гастингсе

Появление тяжёлого рыцарского копья завершило создание комплекса вооружения бронированной кавалерии. В отличие от копий Античности и раннего Средневековья, новое оружие было предназначено только для таранного удара, достигало в длину четырёх метров, имело массивный наконечник, который мог пробить даже тяжёлые рыцарские доспехи. После этого оружейникам оставалось лишь совершенствовать броню всадника и его лошади. Популярная на протяжении столетий кольчуга уступила место доспехам из кованых пластин, которые затем эволюционировали в полные латы.

Костюм рыцаря

Основой костюма средневекового рыцаря являлась кольчуга, которая надевалась сверху кафтана из войлока. Кольчуга состояла из тесно сплетенных стальных колец. Перчатки и чулки рыцаря также делались из стальных колец.

Чтобы защититься от солнца и непогоды, рыцари надевали поверх кольчуги сюрко. Меч и щит были неотъемлемыми частями рыцарского костюма, благодаря которым рыцарь мог отражать удары в бою. Голову защитника венчал круглый шлем.

Снаружи щита был изображен герб владельца, это могло быть животное или мистический персонаж. В конце двенадцатого века на щиты стали наносить феодальные гербы, которые затем становились фамильными.

Также неизменным атрибутом рыцаря была его борода, она была разделена на несколько прядей, которые иногда были обвиты золотым шнурком.

Полезные материалы

Оборудование комплекса

9П129-1М 448-й ракетной бригады в процессе развёртывания. 21 марта 2018 года.

В состав ракетного комплекса входят:

  • ракеты 9М79 (для комплекса «Точка-У» — 9М79-1) с различными типами головных частей;
  • пусковая установка 9П129 или 9П129-1М (СПУ);
  • транспортно-заряжающая машина 9Т218 или 9Т128-1 (ТЗМ);
  • транспортная машина 9Т222 или 9Т238 (ТМ);
  • автоматизированная контрольно-испытательная машина 9В819 или 9В819-1 (АКИМ);
  • машина технического обслуживания 9В844 или 9В844М (МТО);
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370-1 (КАО);
  • учебно-тренировочные средства:
    • тренажёр 9Ф625М;
    • габаритно-весовые макеты ракет (например 9М79К-ГВМ);
    • учебно-тренировочные ракеты 9М79-УТ и головные части 9Н123Ф(К)-УТ, 9Н39-УТ. 9Н123Ф-Р УТ;
    • разрезные учебные макеты ракет 9М79-РМ и головных частей 9Н123К-РМ.

Мужская мода и церковь в Средние века

Церковь усмотрела в этой обуви угрозу благопристойности, в ней было неудобно вставать на колени во время молитвы. За это пулены были прокляты Ватиканом. А Черную чуму, опустошавшую средневековую Европу, церковники объявили наказанием за ношение длинноносых «когтей Сатаны».

Фото 7

В XII — XIV веках многочисленные рыцарские турниры ввели в моду новый средневековый костюм, получивший название «гербовый». Рыцарь носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы. Различные знаковые аксессуары указывали на принятый обет или обязательство.

Фото 8 немецкий рыцарь и ландскнехт

Цвет одежды — не просто цвет

Костюм высшего сословия шили из тканей ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы простонародья — из тканей более темных: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как он считался цветом измены и ненависти.

Каждому цвету придавали определенное значение:

  • белый цвет символизировал чистоту, веру;
  • черный — скорбь, верность;
  • голубой — нежность и т.д.

Всю одежду красного цвета — цвета крови, начиная со Средневековья, носили только палачи.

Фото 9

Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пестрые и, как поле герба, состояли из двух — четырех цветов.

Из «гербовой одежды» вассалов произошли ливреи слуг дворянства.

Фото 10

Одежда, разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины, называлась мипарти. Правая и левая сторона были разных цветов. Обувь соответствовала цвету штанов и верхних одежд. Мипарти носила молодежь и пажи.

Фото 11

Принадлежностью костюма знати обычно были перчатки. Перчатку надевали только на левую кисть, а вторую держали в руке. Обе перчатки надевались во время охоты. При входе в церковь и во время танцев их снимали и прятали за пояс.

Фото 12

Вместо заключения

Сегодня каждый из нас может наслаждаться миром, в котором применение атомного оружия на людях пока не допускается. Мы должны беречь тот мир, который у нас есть. Его красота, как и красота Японии, бесспорна. Один из ее крупнейших городов Хиросима, достопримечательности которого оставят в памяти увидевшего их воспоминания о чуде, пример удивительной стойкости и жажды жизни человечества. Сгоревший дотла, умиравший в муках и болезнях, город переродился, стал еще прекраснее. Хиросима. Что это? Памятник прошлого или надежда будущего. Хиросима после взрыва смогла выжить, но сможет ли повторить ее подвиг весь мир?

Внешний вид и символика

Черный крест на белом фоне – один из самых ярких и узнаваемых символов ордена. Так в массовой культуре принято изображать тевтонца. Однако подобное одеяние имели право носить далеко не все члены этого сообщества. Для каждой иерархической ступени регламент четко определял символику. Она находила свое отражение в гербах, одеяниях.

Герб главы ордена подчеркивал его вассальную преданность германскому императору. На черный крест с желтой каймой накладывался другой крест желтого цвета со щитом и орлом. Вопрос геральдики других иерархов вызывает множество споров и разногласий. Зато точно известно, что у руководства более мелких административных единиц имелись специальные жезлы, указывающие на их главенство и право проводить суды.

Только рыцари-братья имели право носить белые плащи с черными крестами. В отношении всех остальных категорий рыцарей Тевтонского ордена облачение составляли серые плащи с Т-образным крестом. Это распространялось и на командиров наемников.

Разновидности платьев готического периода

Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.

В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.

Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.

Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.

Книги, Журналы

ЗИЛ-157Д

Оригинальные модели

Бацинеты сначала были открытыми или снабжались назальной пластиной. Со временем они стали оснащаться забралами конической формы, которые способствовали лучшей вентиляции. Такие модели называли «собачьей мордой» или «свиным рылом». Часто забрала были съемные. Рыцарь в арсенале мог иметь несколько вариантов, подходящих для разных видов боя. Также появились модели, которые были снабжены защитой плеч, шеи и горла. По краям бацинета часто имелись отверстия для крепления внутренней обивки, чтобы удобнее было носить защитную амуницию, а также гасить тяжелые удары.

В конце ХIII в. появились капеллины, напоминающие железные шляпы. Особое распространение они получили у конкистадоров. Изделия имели полусферическое или цилиндрическое изголовье и приклепанные к нему широкие поля. Такой рыцарский шлем защищал голову и плечи от ударов, наносимых сверху, а также от падающих предметов при штурме.

К началу ХV века в Италии появился салад, который стал «продолжением» бацинета. Характеризовался наличием длинного назатыльника и ребра жесткости вдоль шлема, которое зачастую превращалось в гребень. Особую популярность салады приобрели среди германских рыцарей. Именно эти шлемы стали прототипом каски, используемой солдатами вермахта.

Еще спустя 100 лет появился шлем армет. Подбородник или забрало полностью закрывали лицо и шею рыцаря, но благодаря штифту при необходимости их можно было раскрыть или приподнять. У этой модели было острое забрало, прозванное «воробьиным клювом».

Бургиньот, или бургундский шлем, появился в ХVI веке. Он использовался в разных европейских странах на протяжении века. Имел козырек, вытянутый назад корпус, науши и подбородник. Верхняя часть дополнялась гребнем, который мог украшаться перьями.

АрметБацинетБургиньотКапеллинаСалад

Мужская одежда раннего Средневековья

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Изменения в женском костюме в романский период

В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Ответы на вопросы:

Общие характеристики

Газовый и травматический пистолет применяется для самообороны. Оружие не способно нанести тяжкие телесные повреждения. Выстрела достаточно для временного обезоруживания противника и побега.

У пистолетов для самозащиты небольшие габариты. Это позволяет брать модель с собой, не выделяя много места в сумке или кармане.

Внешне, средство для самообороны похоже на огнестрельное оружие. Отличия заметны только при детальном осмотре.

Некоторые модели травматических пистолетов имеют функцию стрельбы газовыми патронами. Перезарядка осуществляется вручную (передергивание затвора после каждого выстрела).

Средневековая одежда

Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.

Основные тенденции:

  1. Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
  2. Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
  3. Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
  4. Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
  5. В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
  6. Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
  7. Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
  8. Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.

Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.

Пехота против рыцарства

Ко временам позднего Средневековья латный рыцарь — профессиональный воин с длинным копьём на рослом, сильном коне, тоже защищённом доспехами, — был силой, способной смести со своего пути почти любого врага.

Но как бы не были сильнысупермены» того времени, люди придумали эффективный способ бороться с ними. Один из первых звонков прозвенел в 1302 году во Фландрии у города Куртре, где силы городского ополчения разбили отряд французских рыцарей, уже готовых праздновать лёгкую победу над чернью.

Впрочем, тогда это событие ещё казалось случайностью. Фламандцев было больше, и они использовали сильно пересеченную местность. Но уже тогда стали понятны основы тактики для борьбы пехоты против рыцарей. Главное — это плотные массы пехоты, засевшей на удобной позиции, лучше всего за полевыми укреплениями, и ощетинившейся древковым оружием, которое не позволяло лошади приблизиться.

Фламандское восстание(1302)

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес  — национальный герой Шотландии,  одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище  l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

4

Heart

1

Wow

1

Sad

1

Angry

Haha

Love

Yay

Poop

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как  рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь  добивался расположения прекрасной дамы.  Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Снаряжение, обмундирование и вооружение рыцарей

С момента своего появления рыцарство прошло долгий и трудный период, в результате которого сформировалось новое сословие, олицетворявшее собой лучшие слои гражданского общества того времени. Блестящие военные подвиги, участие в государственных вопросах позволили рыцарям занять едва ли не самое привилегированное положение в обществе. Рыцарь в средневековой Испании имел право сидеть за одним столом с королевской четой. Только идальго могли официально носить оружие. Подтверждением высокого положения человека рыцарского достоинства, стали новые титулы. Так появились don, sire, monsienr и monsire титулы, характеризующие людей, принадлежащих к высшей касте.

Такое положение вещей накладывало отпечаток на образ жизни лиц в рыцарском звании. Формировалась определенная культура поведения, появились новые манеры, возникли определенные знаки отличия в одежде, костюм. Многое из перечисленного имеет отношение к военному делу, которое вместе рыцарями стало неотъемлемой частью жизни знатных особ того времени. В Англии предпочтение отдавалось военной атрибутике, тогда как испанский двор тяготел больше к гражданскому платью. Для тех времен, когда военный мундир отсутствовал как таковой, основным элементом рыцарского костюма было личное оружие. Меч или шпага стали постоянными спутниками идальго. Английские рыцари предпочитали носить облегченные рыцарские доспехи, подчеркивая свое высокое положение.

Во Франции в моду вошли мужские платья, олицетворяющие сразу два образа — военную выправку и гражданский костюм состоятельного господина и ценителя женской красоты. В дополнение к броне, надетой на тело, рыцари носили в качестве украшения шляпы с перьями, плащи и накидки, украшенные дорогими мехами. К кольчуге, к латам, к щиту и шлему, добавились металлические шпоры, которые в дальнейшем носились повседневно.

В техническом оснащении главным элементом рыцарской экипировки считался конь, который стал символом рыцарской доблести. Положение в военной иерархии обязывало каждого господина, имевшего рыцарский титул иметь своего боевого коня, в совершенстве владеть копьем и мечом. Основное вооружение рыцарей средневековья включало традиционные образцы холодного оружия. В отличие от любого другого воина, бронированные всадники должны были в совершенстве владеть многими приемами боя. Любое холодное оружие в руках воина становилось смертельно опасным оружием. В обязанности рыцаря входило умение управлять войсками на поле боя, поэтому немало внимания уделялось обучению тактическим вопросам.

Рыцари средневековой Европы представляли собой самые боеспособные и технически подготовленные воинские подразделения. В каждом войске имелся сводный отряд тяжеловооруженных всадников, основная задача которых заключалась в нанесении первого и сокрушительного удара по противнику. Кавалерию тех времен можно смело сравнивать с современными танковыми войсками, которые выполняют функцию стального тарана. Рыцарская конница действовала аналогичным образом, представляя собой ударную силу армии.

Самой многочисленной рыцарской ратью обладали французские короли, Императоры Священной Римской Империи Германской нации. В Англии и в Испании в силу определенных экономических факторов, рыцарское сословие было не таким масштабным. У англичан рыцарство носило несколько иной характер, чем в континентальной Европе. Британские дворяне, графы и герцоги больше тяготели к государственной службе и составляли в войсках незначительное число. В Испании прослеживалась аналогичная ситуация. Количество рыцарской конницы, состоящей на службе испанских королей, всегда было ограничено. Более воинственные германские народы, сделали рыцарство основной военной силой, поэтому здесь появляются крупные воинские формирования рыцарей, ставшие впоследствии хорошо известными рыцарскими орденами — Тевтонским и Ливонским.

Эпоха рыцарства в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать, продолжалась вплоть до XIV века, когда на поле боя вышло огнестрельное оружие. Отпала необходимость в тяжеловооруженной кавалерии. Соответственно в военном в плане рыцарство утратило свои лидирующие позиции. Появилась официальная государственная военная служба, вместо рыцарей основное место в армии заняли офицеры.

Разновидности

В одежде раннего Средневековья господствовал прямой покрой, делался акцент на распашные наряды. Вплоть до XI века не существовало особых различий между женскими и мужскими одеяниями, особенности средневековой моды выделяются по периодам:

  1. От XII до начала XIV века. Длинные наряды в пол, облегающие фигуру. При помощи боковых швов плотно шьют лиф, а с талии начинают расширять юбку специальными клиньями. Пояс не имеет функциональной нагрузки, а служит декоративным элементом;
  2. Со второй половины XIV до начала XV века. Бурное развитие архитектуры Средневековья приводит к расцвету искусства кроя и шитья. Период дает начало формированию готической одежды, популярной среди определенных молодежных направлений до сих пор. Мужской средневековый костюм укорачивается, женский обогащается декоративными элементами. Параллельно развиваются две тенденции – максимально закрыть тело во имя христианских норм или утянуть фигуру, показав достоинства;
  3. Со второй четверти XV века. В массы попадает франко-бургундская мода, показавшая величие аристократии. Наряды стали шить тесными, их фалды тянулись по земле, а дополняли великолепие громоздкие головные уборы.

Женская одежда подчеркивала хрупкость владелиц, мужские костюмы демонстрировали богатство и статус. Людей, нежелающих носить наряды, соответствующие их полу, отлучали от церкви, провозглашали еретиками. Одежда в Средние века олицетворяла благочестие владельца, смирение перед мирскими тяготами.

Отличия костюма бедных и богатых

Фасоны средневекового периода не отличались каким-либо разнообразием, покрой платьев и костюмов богатых и бедных представителей этой эпохи различался лишь используемыми тканями. Но богатые феодалы и знать всячески старались выделиться, используя при этом расшитые драгоценными камнями пояса, дорогие благородные ткани и иные украшения.

Богатые жители Средневековья носили яркие наряды, тогда как одежда бедных состояла из костюмов в серых, черных или коричневых тонах. Края костюмов богатых обрамлялись декоративной каймой, эта кайма зачастую оформлялась пластинами из драгоценных металлов и камней. Вся одежда богатых людей Средневековья была украшена разнообразными орнаментами, отделана мехом.

Как долго длится?

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Автор статьи:
ULFHED

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Воины света, добра и… послушания

Жизнь рядового воина-тамплиера — это жизнь, полная сражений, лишений и молитв. Они несли большие потери в крестовых походах (больше половины магистров тамплиеров погибли в бою), а когда находились далеко от поля битвы, трудились или молились В орден принимали свободных, холостых и не обременённых долгами и преступлениями юношей (кроме того, не брали священников или отлучённых от церкви). Несколько лет молодые братья проводили в обители, где привыкали к образу жизни храмовников и обучались, чтобы затем отправиться в Святую Землю.

Каждый тамплиер при вступлении в орден отказывался от всего имущества, свободы и даже родового имени — отныне его звали лишь крёстным именем («брат Жан», к примеру). Ни своих денег, ни одежды или личных вещей. Ничего нельзя купить или принять в дар. Всё выдавал орден: оружие — меч, кинжал, копьё и щит; доспехи и коня, сбрую и упряжь; одежду — белый плащ с красным крестом, белую тунику, кожаный пояс, шапку и фетровую шляпу, штаны и башмаки; ложку, миску, чашу, сумку, соломенный тюфяк для сна, скатерть, одеяло… Вот и всё. Всё у всех одинаковое и как полагается по рангу и уставу. Бороды и бритые головы завершали узнаваемый облик храмовника. Каждый брат обязан был под страхом наказания следить за чистотой своей одежды и своевременно просить о новой (но обычно не чаще раза в год), ухаживать за конём и оружием.

Облачение рыцаря-тамплиера 13-го века. (twcenter.net)

Умеренность соблюдалась и в еде. На столе оказывались продукты, купленные магистром или выращенные своими руками в обители. После очередной молитвы колокол созывал братьев в трапезную. Кормили сытно, но без излишеств и изобретательности, ибо чревоугодие грешно. Трижды в неделю, кроме дней поста, подавали мясо (часто свинину), в остальные дни овощи или рыбу. Ели храмовники и хлеб, и сыр, и сало, и зелень, и молочные продукты, пили воду и вино. Еду полагалось аккуратно резать, чтобы не испортить «товарный вид» — остатки вечером отдавали беднякам. Во время трапезы рыцари обычно молчали, как монахи в обычных монастырях. Впрочем, и всё остальное время тамплиеры проводили невесело. Братья либо воевали, либо выполняли мирные задания ордена: патрульная служба, доставка грузов, тренировки и уход за лошадьми, для грамотных — служба в канцелярии или библиотеке. Всё остальное время отводилось на молитвы, которые обязательно возносились не менее восьми раз в день, причём регламентировалось количество повторений «Отче наш» или обращений к Богородице (когда по 10, а когда и по 30). Первые молитвы в часовне возносили ещё до рассвета, спросонья, а последние — перед сном в убогой постели.

Тамплиеры молятся . (natgeotv.com)

Развлечений не полагалось почти никаких, ведь каждый тамплиер — это монах. Хохотать и зря «болтать» нехорошо, играть в азартные игры — ещё хуже, под запрет попали даже шахматы. О сексуальных приключениях и говорить не приходилось: обет целомудрия предполагал полный отказ от женщин и тем более мужчин. Даже на время сна в общем помещении рыцари оставляли горящую свечу, «дабы враги в тени не могли ввести их в искушение». Нарушение этого запрета каралось так же строго, как и обладание хотя бы несколькими су (преступление против обета бедности). Не дозволялось обнимать даже родственниц — ни сестру, ни мать. Не разрешалось идти в город одному или входить в комнату брата в постоялом дворе. Нельзя гневаться, драться и сквернословить. Вежливость считалась характерной чертой тамплиеров. Типичным обращением друг к другу были слова «дорогой брат» или «прекрасный брат», а в гневе допускалось просто «брат».

Без спроса и причины нельзя было покинуть обитель, брать оружие, ездить верхом, дарить что-то, оставить себе найденное, украсить одежду… И все эти мучения — без воздаяния даже нематериального. Жажда личной славы считалась дурным делом. Всё ради благополучия Святой Земли и веры в Господа, ради борьбы против неверных. Девиз тамплиеров не зря звучал так: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»

Братья на тренировке, реконструкция. (myguideslovakia.com)

Женская

Средневековая женская одежда раннего периода состояла из двух туник. Если нижняя должна доставать пола и обладать длинными рукавами, то верхняя была короче и имела широкие рукава. Туники декорировались отделкой по низу подола, горловине и рукавам.

Блио или платье длиной в пол с зауженными рукавами имеет шнуровку по бокам. В качестве верхней одежды женщина носила длинный плащ на тканевой или меховой подкладке. В поздние периоды Средневековья увеличивается многослойность одежды. До талии силуэт остается облегающим, но к низу постепенно расширяется. В женском гардеробе, кроме туник, появляется камиза, котт, плащ, сюрко.

Если туники и камиза служат нижней одеждой, то котт надевается сверху. Линия талии в сюрко акцентируется под грудью, а юбка сзади дополняется шлейфом, достигающим в длину нескольких метров. Под нарядом на животе прикрепляли подушечку, чтобы имитировать беременность. Область декольте закрывают вставкой из кружевной или прозрачной материи.

Головными уборами служили бархатные или парчовые «сахарные головы», эннены, генины, рогатые чепцы. Чем выше по происхождению дама, тем более высокий головной убор она носила. В Средневековье девушки полюбили носить огромное количество украшений. Образ прекрасной дамы немыслим без колец, ожерелий, цепочек, вышитых носовых платков. На поясе крепили четки, амулеты, зеркальце, позолоченные зубочистки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector