Реактивный самолет
Содержание:
- Содержание
- МиГ-19: первый быстрее звука
- Качество подготовки младших офицеров в гражданских учебных заведениях
- Концепция
- История
- МиГ-25: лидер третьего поколения в воздушном бою
- Первые самолеты СССР
- Список истребителей первого поколения
- Литература
- Модернизация
- Достижения и рекорды
- Новости
- Принцип действия
- Вы здесь
- Су-57: будущее боевой авиации
- Особенности обновленной системы
- Как проходит обучение?
- Сверхзвуковые
- Оборудование МиГ-25
- Главная
- Первый серийный образец
- Двухконтурные двигатели
- Комментарии
- С разными эмблемами на крыльях
- Колледжи с военной кафедрой
Содержание
МиГ-19: первый быстрее звука
Второе поколение истребителей сложилось в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Эти машины могли превосходить скорость звука практически вдвое, имели стреловидное крыло, радары для обнаружения целей, управляемые ракеты в качестве основного оружия. Кроме того истребители второго поколения устанавливались первые турбореактивные двигатели с форсажем.
Первый серийный сверхзвуковой истребитель в истории отечественной авиации и представитель второго поколения – это МиГ-19. Максимальная скорость этой машины составляла 1452 км/ч. Среди других выдающихся характеристик – тонкое крыло с большой стреловидностью, совершенная аэродинамика, а также продвинутая автоматика.
Серийное производство МиГ-19 началось в октябре 1954 года, а уже 3 июля 1955 года 48 новых «МиГов» участвовали в воздушном параде в Тушино. Работа над МиГ-19 и созданием его модификаций стала хорошей школой для отечественных авиаконструкторов, летчиков-испытателей. Этот опыт в будущем позволил перейти к МиГ-21, а позже и к легендарному МиГ-25, который развивал скорость, почти втрое превосходящую скорость звука.
Качество подготовки младших офицеров в гражданских учебных заведениях
Концепция
История
МиГ-25: лидер третьего поколения в воздушном бою
В третьем поколении истребителей, которое выпускалось между 1955 и 1980 годами, началась битва электронных технологий. Скорость и высотные показатели самолетов не особенно изменились, зато появились радары повышенной мощности – возросла способность обнаруживать и уничтожать врага на больших расстояниях.
МиГ-25, является, пожалуй, лучшим отечественным самолетом третьего поколения. После принятия на вооружение в 1970 году, МиГ-25 со скоростью почти 3 Маха, был самым быстрым боевым самолетом. Именно огромная скорость и большой запас по высоте (до 20 тысяч метров) позволили стать этой машине лидером третьего поколения в воздушном бою. Возможность подниматься на высоту выводит самолет из зоны поражения также большинства истребителей четвертого поколения.
На основе МиГ-25 был создан более тяжелый МиГ-31, который стал одним из самых эффективных боевых самолетов четвертого поколения.
Первые самолеты СССР
Революции и последовавшие за ними Гражданская война и иностранная интервенция не способствовали развитию промышленности в целом и авиационной промышленности в частности. Многие талантливые авиационные специалисты эмигрировали за границу, некоторые были расстреляны как «контрреволюционные элементы». К 1920 году и так не слишком высокая производительность российских авиазаводов упала в 10 раз по сравнению с 1917 годом. По сути, советское правительство было вынуждено начинать самолётостроение с нуля. Особые надежды возлагались на сотрудничество с Германией. Версальский договор, завершивший Первую мировой войну, запрещал этой стране иметь собственную боевую авиацию, а грузоподъёмность пассажирских самолётов была ограничена 600 килограммами (включая вес членов экипажа). Поэтому сотрудничество между германскими авиапромышленниками и Советской Россией было выгодно обеим сторонам. Немцы получали возможность строить самолёты, а русские — доступ к современным технологиям и авиапредприятия на своей территории.
В 1922 году СССР заключил договор с фирмой Junkers об участии немецких специалистов в развитии советской военной авиации. Предполагалось, что немецкие инженеры наладят в Советском Союзе производство металлических самолетов различного назначения, авиамоторов, окажут помощь в освоении производства авиационных материалов. В 1923–1925 годах на авиазаводе в Филях немцы наладили сборку самолётов-разведчиков Ju-20 и Ju-21. В целом сотрудничество с Junkers не оправдало возлагаемых на него надежд. Самолёты, построенные в Филях, обладали невысокими лётными характеристиками; по этой причине уже в марте 1926 года советское правительство приняло решение о расторжении договора с Junkers и усиленном развитии собственного авиастроения.
История советских самолетов
Тем не менее, благодаря сотрудничеству с немецкой стороной у советских специалистов появился первый опыт металлического самолётостроения. Ведь первый в мире цельнометаллический самолёт был спроектирован Хуго Юнкерсом еще в 1915 году. В 1922 году в Советском Союзе была получена первая партия металла, необходимого для создания самолётов, — кольчугалюминия, аналога немецкого дюралюминия, а 26 мая 1924 года в воздух поднялся первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2 конструкции Андрея Туполева. Спустя год русские ученики превзошли немецких учителей: под руководством Туполева в Советском Союзе был построен первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан ТБ-1 (АНТ-4) с двигателями, расположенными вдоль крыла. Именно эта схема стала классической и впоследствии легла в основу всех «летающих крепостей» Второй мировой войны. В 1932 году в качестве продолжения ТБ-1 был построен четырёхмоторный ТБ-3 (АНТ-6), прослуживший в советских ВВС вплоть до Великой Отечественной войны. Справедливости ради надо отметить, что ещё в 1920 году немецкий инженер Адольф Рорбах построил многомоторный пассажирский моноплан с двигателями на крыле. Но эта машина совершила всего несколько полётов и не оказала заметного влияния на развитие авиации.
Самым слабым местом советской авиапромышленности оказалось отсутствие собственных двигателей. На первых советских самолётах Ил-400 (в серии И-1) Николая Поликарпова И-1 (в серии И-2) Дмитрия Григоровича, построенных в 1923 году, стоял американский трофейный мотор водяного охлаждения Liberty (советское обозначение М-5) мощностью 400 л.с., разработанный в конце Первой мировой войны. Liberty был неплох для своего времени, однако весил слишком много для установки на истребителях. Моноплан Ил-400 летал быстрее, чем биплан И-1, но был менее надёжен. Поэтому в середине 1920-х годов было выпущено всего 14 Ил-400 и 209 И-1.
Однако первым массовым советским самолётом стал не , а разведчик Р-1 конструкции Поликарпова. До конца 1920-х годов разведчики были одним из самых распространённых классов самолётов во всём мире, составляя 82% от численности военных самолётов в СССР, 60% в Польше, 44% во Франции и 40% в Италии. Р-1, созданный в 1923 году, был построен на базе английского самолёта-разведчика времён Первой мировой войны DH-9 с мотором Liberty. Конечно, к моменту своего появления Р-1 мог считаться устаревшей машиной, но Советский Союз слишком нуждался в надёжном и простом образце авиационной техники для массового производства. К тому же двухместный разведчик мог применяться как многоцелевой самолёт, например, Р-5 и Р-Z, сменившие Р-1 в начале 1930-х годов, активно использовались в ряде конфликтов как лёгкие бомбардировщики и штурмовики.
Список истребителей первого поколения
Пенсионер, работал на службе (первая очередь)
Первая фаза: истребители с прямым или умеренно стреловидным крылом, в основном разработанные в 1940-х годах. Эти истребители были строго дозвуковыми, были вооружены исключительно пушками и, как правило, не имели радаров (за исключением специализированных вариантов ночных истребителей).
-
нацистская Германия
- Messerschmitt Me 262 Schwalbe
- Heinkel He 162 Саламандра
- Блиц
-
Соединенное Королевство
- Глостер Метеор
- Де Хэвиленд Вампир
- Хоукер Си Хок
- Атакующий Супермарин
-
Франция
Dassault Ouragan
-
Канада
Avro Canada CF-100 Canuck
-
Соединенные Штаты
- Bell P-59 Airacomet
- Lockheed P-80 Падающая звезда
- Макдоннелл FH Фантом
- Northrop F-89 Скорпион
- Локхид F-94 Starfire
- Grumman F9F Пантера
- Республика F-84 Тандерджет
- Североамериканский FJ-1 Fury
- Макдоннелл F2H Банши
-
Советский Союз
- Микоян МиГ-9
- Яковлев Як-15
- Яковлев Як-17
- Яковлев Як-23
-
Швеция
Saab 21R
Отменено (первая фаза)
-
Аргентина
FMA I.Ae. 27 Pulqui
-
Франция
- Аэроцентр NC 1080
- Sud-Ouest Espadon
-
Япония
- Накадзима J9Y
- Накадзима Ки-201
-
нацистская Германия
- Heinkel He 280
- Дельта Липпиш VI
- Lippisch P.13a
-
Швейцария
FFA P-16
-
Соединенное Королевство
- Gloster E.1 / 44
- Сондерс-Роу SR.A / 1
-
Соединенные Штаты
- Нортроп XP-79
- Колокол XP-83
- Curtiss-Wright XF-87 Блэкхок
- Воут F6U Пират
- McDonnell XF-85 Гоблин
-
Советский Союз
- Алексеев И-21
- Алексеев И-211 / Алексеев И-215
- Лавочкин Ла-150
- Сухой Су-9 (1946 г.)
- Яковлев Як-7Р
- Яковлев Як-19
- Яковлев Як-25 (1947)
Оперативный (второй этап)
Вторая фаза: истребители со стреловидным крылом и более надежными двигателями, обычно разрабатываемые в конце 1940-х или начале 1950-х годов. Эти истребители часто могли развивать околозвуковую скорость, но не поддерживали сверхзвуковой полет. Некоторые модели оснащались РЛС прицела или даже полными РЛС.
-
Советский Союз
Микоян МиГ-15УТИ используется ВВС Корейской Народной Армии в качестве учебно-тренировочного.
-
Китайская Народная Республика
- Shenyang FT-2, используемый ВВС Корейской Народной Армии в качестве учебно-тренировочного.
- Шэньян FT-5, используемый ВВС Корейской Народной Армии в качестве учебно-тренировочного.
- Shenyang J-5 используется военно-воздушными силами Корейской народной армии .
Пенсионер, работал на службе (второй этап)
-
Соединенное Королевство
- Супермарин Свифт
- Де Хэвилленд Веном
- Морской яд Де Хэвилленда
- Де Хэвилленд Веном
- Хоукер Хантер
-
Австралия
САС Сабер
-
Канада
Canadair Sabre
-
Франция
- Dassault Mystère
- Dassault Mystère IV
-
Соединенные Штаты
- Североамериканский F-86 Sabre
- Североамериканский F-86D Sabre Dog
- Дуглас F3D Skyknight
- Республика F-84F Thunderstreak
- Грумман F-9 Cougar
- Североамериканский FJ-2 / -3 Fury
- Североамериканский FJ-4 Fury
- Воут F7U Cutlass
-
Советский Союз
- Лавочкин Ла-15
- Микоян МиГ-15
- Микоян МиГ-17
- Яковлев Як-25
-
Польша
- PZL-Mielec Lim-6
- Чехословакия
-
Китайская Народная Республика
Шэньян J-2
-
Швеция
- Saab 29 Tunnan
- Saab 32 Lansen
Отменено (второй этап)
-
Аргентина
FMA I.Ae. 33 Pulqui II (в значительной степени основан на немецком Ta 183)
-
Канада
Avro Canada CF-103
-
Италия
- Aerfer Ariete / Aerfer Leone / Aerfer Sagittario 2
- Fiat G.82
-
нацистская Германия
- Focke-Wulf Ta 183 Huckebein
- Хортен Хо 229
- Мессершмитт P.1101
- Мессершмитт P.1106
-
Швейцария
FFA N-20
-
Соединенные Штаты
- McDonnell XF-88 Вуду
- Локхид XF-90
- Североамериканский YF-93
-
Советский Союз
- Лавочкин Ла-168
- Сухой Су-15 (1949 г.)
- Сухой Су-17 (1949 г.)
- Яковлев Як-30 (1948 г.)
- Яковлев Як-50 (1949 г.)
Литература
Модернизация
Первые серийные самолёты, переданные Советским ВВС, фактически соответствовали поздним прототипам. Но изменения начали вноситься прямо в процессе производства.
Во-первых, были упрощены створки передней ноги шасси, которые до этого состояли из четырех частей, задняя из которых крепилась на стойке.
Сразу же отказались и от нового способа открывания фонаря на земле, который не оправдал себя и на борт самолета вернулась ручка, применявшаяся на МиГ-21 и МиГ-23.
Вообще-то можно разделить серийный выпуск по производственным сериям, но отдельные доработки вводились столь оперативно в производстве, что их можно определить только по серийному номеру (в т.ч. и в техописании). Например, изменение местоположения и конфигурации эксплуатационных лючков, а также место положения датчиков угла атаки и рыскания на носовой части фюзеляжа (в соответствии со встроенным оборудованием) имело место с номера 2960515125.
Далее постепенно было:
- убраны фальшкили по бокам фюзеляжа (в его хвостовой части);
- на каждой консоли применена трёхсекционная конструкция носка (вместо четырёхсекционной);
- на верхнюю часть фюзеляжа установлены кассеты тепловых ловушек БВЛ;
- после обширных испытаний МиГ-29 на критических углах атаки, проведенных в 1986 г., к корню ПВД и носового конуса добавлены плоские генераторы вихрей;
- в конце 1986 года увеличена площадь рулей поворота (эта доработка коснулась и ранее произведённых машин);
- с 1987 г. был применен новый капот у ствола пушки. Антенна системы ближней навигации была перемещена под носовой конус РЛС;
- колёса передней ноги получили грязезащитный щиток-фартук;
- в 1987 году было введено резиновое дно контейнера тормозного парашюта (вместо композитного, которое было частью парашюта);
- в 1988 г.. в ходе производства 251-й серии, проведена доработка конструкции киля;
- в 1989 г.. начиная с 263-й серии упрощена конструкция крыла;
- в ходе производства 320-й серии было применено внешнее остекление контрольного манометра на нижней поверхности фюзеляжа;
- в 1990 году с 351-й серии доработано отверстие выброса стреляных гильз из пушки.
Помимо этих внешних изменений был проведён целый ряд доработок систем и оборудования самолета.
Достижения и рекорды
Грузоподъёмность и вместимость
A-380 Летящий реактивный самолёт и оставляемый им инверсионный след (снято суперзумом) Пассажирские:
- Airbus A380 (2005) — до 853 пассажиров в одноклассовой конфигурации, крупнейший в мире пассажирский самолёт.
- Boeing 747 (1969) — в течение 35 лет до A380 был крупнейшим в мире пассажирским самолётом[уточнить ], до 524 пассажиров, до 275,6 м³ груза (разные модификации).
Грузовые:
- Ан-225 Мрия (1984—1988) — крупнейший в мире грузовой самолёт, не серийный (построен 1, задел на 1), грузоподъёмность до 250 тонн во внутреннем грузовом отсеке, до 200 тонн на внешних точках крепления. Основное назначение — перевозка частей космической системы Энергия — Буран.
- Ан-124 Руслан (1982—1987) — крупнейший в мире серийный грузовой самолёт. Грузоподъёмность до 150 тонн (Ан-124-150), масса единицы груза допускаемая без специального разрешения — 50 тонн.
- Lockheed C-5 Galaxy (1968) — крупнейший грузовой и военно-транспортный самолёт стран Запада, крупнейший в мире до Ан-124. Грузоподъёмность 118 тонн или 270 солдат.
Дальность
Scaled Composites Virgin Atlantic GlobalFlyer (2005) — построен в 1 экземпляре, конструктор Бёрт Рутан, пилот Стив Фоссет. Совершил два рекордных полёта: кругосветный полёт без посадки и дозаправки длиной 36 912 км, и абсолютный рекорд дальности полёта среди всех типов воздушных судов, включая воздушные шары — 41 467 км, вокруг света + второй раз через Атлантический океан.
Скорость
МиГ-25
- Lockheed SR-71 (1966), разведчик. 3 529.6 км/ч в специальной рекордной версии. Несмотря на практическое использование, является промежуточным между экспериментальным и серийным — построено всего 32 самолёта, требует специальных условий для обслуживания, не может взлетать с полной заправкой топлива.
- МиГ-25 (1964—1967), истребитель-перехватчик, строился серийно (1190 шт.), не требует особых условий эксплуатации. Скорость полёта 3400 км/ч кратковременно, 3 000 км/ч при нормальном режиме работы двигателей.
Новости
Принцип действия
В основе фильтрующего противогаза лежит химический процесс адсорбция — способность молекул химических веществ растворяются друг в друге. Активированный уголь «впитывает» в себя отравляющие газы, пропуская при этом кислород, что делает его наиболее оптимальным материалом для очистки воздуха.
Но не все вредные вещества хорошо адсорбируются. Элементы с малым молекулярным весом и пониженной температурой кипения, способны просочиться сквозь плотно прилегающие друг к другу слои активированного угля.
Для избежание этого в противогаз дополнительно устанавливается промежуточные компоненты, которые «утяжеляют» входящие газы, увеличивая тем самым вероятность их быть отфильтрованными противогазом. Примерами таких материалов служат оксиды на основе меди, хрома и прочих металлов.
Вы здесь
Су-57: будущее боевой авиации
Итак, главное отличие пятого поколения – это применений стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика, в частности наличие АФАР.
Работы над истребителями пятого поколения начались с конца XX века. В США пятое поколение – F-22 Raptor – начали разрабатывать еще в 1986 году и завершили только в 2001 году. В России разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ им. Сухого. Первые испытания российского Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2009 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.
Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обладающей интеллектуальной поддержкой экипажа. Самолет способен обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.
Радиоэлектронная система Су-57 отличается от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолете установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных станций по всей поверхности самолета, фактически составляя так называемую «умную обшивку».
Основные элементы нового российского истребителя Су-57 производятся предприятиями Ростеха. Силовая установка разрабатывается Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Фонарь кабины и обшивку делают специалисты холдинга «РТ-Химкомпозит». В разработке бортового радиоэлектронного оборудования принимает участие КРЭТ.
Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов Су-57. На сегодняшний день уже создано десять летных прототипов.
Особенности обновленной системы
Планируется, что модель УР-07М, которая придет на смену установке «Змей Горыныч», будет легко справляться с разминированием прибрежной полосы. С ее помощью можно будет проделывать проходы достаточной ширины в прибрежной линии моря на глубине до пяти метров. Проходы будут проделываться постепенно – запуском групп боеприпасов с носителя, который движется по берегу, после чего они будут подрываться в створе прохода. Отмечается, что качка корабля не будет влиять на точность подачи боеприпасов, поскольку это будет компенсироваться автоматическим управлением стрельбой на основе ЭВМ
Конструкторы акцентируют внимание на том, что «Змей Горыныч» как оружие разминирования все-таки требует пересморта и конструкции, и технических параметров, чтобы соответствовать современным требованиям. Именно поэтому было решено совершенствовать старую систему, привнеся в нее современные технологии
В качестве дополнения к системе идет прицепная установка «Подвязка» УРП-01, которая позволяет проделать проходы в противотанковых минных полях. Заряды запускаются как из буксирующей техники, не требуя выхода экипажа из машины, так и автономно – на грунте или из окопа.
Как проходит обучение?
Сверхзвуковые
Военные
A-5 «Виджилент» (North American A-5 Vigilante) — единственный в истории авиации сверхзвуковой палубный бомбардировщик.
Як-141 (прототип) и F-35 Lightning II — сверхзвуковые палубные истребители.
Гражданские
Ту-144ЛЛ в полёте За всю историю авиации было создано только два сверхзвуковых пассажирских авиалайнера.
- СССР — Ту-144, первый полёт 31 декабря 1968, начало перевозок пассажиров 1 ноября 1977, 1 июня 1978 снят с эксплуатации после очередной катастрофы. Построено 16 шт., в перевозках пассажиров участвовали 2, совершено 55 рейсов, перевезено 3194 пассажира. Во всех рейсах командирами экипажа были лётчики-испытатели ОКБ Туполева.
- Великобритания, Франция — Aérospatiale-BAC Concorde, первый полёт 2 марта 1969, начало эксплуатации 21 января 1976, выведен из эксплуатации 26 ноября 2003. Построено 20 машин, активно эксплуатировалось 14, перевезено более 3 млн пассажиров, средний налёт — 17 417 часов. Один потерян в катастрофе 25 июля 2000 года, имел налёт 11 989 часов при наибольшем из всех самолётов — 23 397 (заводской № 210, регистрация G-BOAD, находится в Intrepid Sea-Air-Space Museum (англ.)русск.).
Оборудование МиГ-25
Изначально на самолете была установлена РЛС РП-25 «Смерч-А», которую создавали для истребителей-перехватчиков Ту-128. Сразу после случая угона самолета в Японию МиГ-25 стали оснащать новой радиолокационной станцией «Сапфир С-25» и новой системой вооружения.
Также советский самолет был оборудован:
-
системой автоматического управления САУ-155Р1,или САУ-155П1;
-
навигационной системой САУ-155Р1;
-
теплогенератором 26Ш-1;
-
радиокомандной системой наведения «Лазурь» (перехватчик);
-
радиокомпасом АРК-10;
-
радиовысотомером больших высот РВ-184;
-
системой противовоздушной обороны Л006 «Берёза» или «Сирена-3М»;
-
системой ближней радионавигации РСБН-6С «Коралл»;
-
переговорным устройством СПУ-7;
-
ответчиком СО-63Б;
-
системой воздушных сигналов СВС-ПН-5;
-
речевым информатором РИ-65;
-
речевым самописцем МС-61 и т.д.
Все перехватчики получили в составе оборудования систему «Полет-1И». В нее входила радиотехническая системы навигации, курсовертикали, автопилотирования и воздушных сигналов. Разведчики комплектовались фотоаппаратурой А-70 или А-72, станцией радиотехнической разведки «Куб-3М», «Вираж» или «Тангаж», РЛС «Сабля», отвечающей за боковой обзор.
Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-25
-
Размах крыла, м 14,00
-
Длина, м 22,30
-
Высота, м 5,64
-
Площадь крыла, м2 56,20
-
Масса пустого самолета, кг 17410
-
Взлетная масса, кг 37500
-
Скорость полета 3000км/ч
-
Радиус полета, км 700-800
-
Потолок, м 30 000
МиГ-25 фото
Главная
Первый серийный образец
Несмотря на неудачу с первым образцом, именно немецким авиаконструкторам удалось раньше всех запустить реактивные самолеты в серийное производство.
На поток был поставлен выпуск модели Me-262. Первый пробный полет этот самолет совершил в 1942 году, в самый разгар Второй мировой войны, когда Германия уже вторглась на территорию Советского Союза. Эта новинка могла существенно повлиять на окончательный исход войны. На вооружение немецкой армии это боевое воздушное судно поступило уже в 1944-м.
Причем выпускался самолет в различных модификациях — и как разведчик, и как штурмовик, и как бомбардировщик, и как истребитель. Всего до конца войны было произведено полторы тысячи таких самолетов.
Эти реактивные военные самолеты отличались завидными техническими характеристиками, по меркам того времени. На них были установлены два турбореактивных двигателя, в наличии имелся 8-ступенчатый осевой компрессор. В отличие от предыдущей модели эта, широко известная как «Мессершмитт», потребляла не так много топлива, имела хорошие летно-технические показатели.
Скорость реактивного самолета достигала 870 километров в час, дальность полета составляла более тысячи километров, максимальная высота — свыше 12 тысяч метров, скорость набора высоты — 50 метров в секунду. Масса пустого воздушного судна была менее 4 тонн, полностью снаряженного достигала 6 тысяч килограммов.
В ходе Второй мировой войны «Мессершмитты» уничтожили 150 самолетов. Потери немецкой авиации составили около 100 воздушных судов. Эксперты отмечают, что количество потерь могло бы быть намного меньше, если бы пилоты были лучше подготовлены к работе на принципиально новом летательном аппарате. К тому же имелись проблемы с двигателем, который быстро изнашивался и был ненадежен.
Двухконтурные двигатели
Внешне и сегодня реактивные самолеты первых образцов не выглядят в своем большинстве анахронизмами. Вид многих из них вполне современен, а технические характеристики (такие как потолок и скорость) не слишком отличаются от современных, по крайней мере, на первый взгляд. Однако при более тщательном ознакомлении с ТТХ этих машин становится ясно, что в последние десятилетия совершен качественный прорыв в двух главных направлениях. Во-первых, появилось понятие переменного вектора тяги, создающего возможность резкого и неожиданного маневра. Во-вторых, сегодня способны намного дольше находиться в воздухе и преодолевать большие расстояния. Этот фактор обусловлен малым расходом топлива, то есть экономичностью. Достигается он применением, выражаясь техническим языком, двухконтурной схемы (низкая степень двухконтурности). Специалистам известно, что указанная технология сжигания топлива обеспечивает более полное его сгорание.
Комментарии
С разными эмблемами на крыльях
После распада СССР военный авиапарк единого государства был поделен между бывшими союзными республиками. Испытывая материальные трудности, многие из них начали продавать ненужную им технику. К примеру, Молдавия уступила США два десятка бывших в эксплуатации МиГ-29. Стоимость каждого самолета составила 2 млн долларов, что во много раз ниже рыночной цены. Американцам этот перехватчик был нужен для отработки тактических приемов борьбы с ВВС стран, на вооружении которых он находится. МиГи продавались в зоны конфликтов на территории Африки, Азии и других частей света.
ВВС стран-участниц Варшавского договора тоже вооружались МиГами-29. Практически все они поступили в распоряжение «партнера» России в лице НАТО. Летчики Люфтваффе ФРГ, привыкшие в основном к американской технике, были приятно удивлены легкостью и эргономичностью управления — характерными качествами МиГ- 29. Фото советского истребителя с мальтийскими крестами (опознавательными знаками ВВС Германии) сначала вызывали у непосвященных недоумение, затем к этому все привыкли.
Самолет состоит на вооружении более чем двадцати пяти стран, и менять они его пока ни на что не собираются.
При выборе поставщика оборонной продукции иностранные правительства руководствуются главным образом боевыми качествами и политическими соображениями
Но немаловажное значение имеет и финансовый аспект сделки. МиГ-29, стоимость которого составляет примерно 70-75 миллионов долларов за единицу, может решать большинство специфических военных задач не хуже своего заокеанского конкурента F-15, за который «просят» до сотни миллионов
В наше кризисное время такая разница явно играет на руку российскому «Оборонэкспорту».