Подводные лодки проекта 636.3 «варшавянка». досье
Содержание:
- Новое поколение
- Сегодня – для ЧФ
- Старая знакомая
- Сноски и источники
- Навигация
- Поиск
- Цены на изделие
- Какое понижение температуры выдерживают розы. Что происходит с розами, когда наступают холода
- Морское обновление
- Устройство подводной лодки
- История проектирования
- Третье поколение
- Технические характеристики «Варшавянки»
- Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877
- Представители серии
- Описание конструкции
- Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»
Новое поколение
Большое внимание командование ВМФ уделяет строительству неатомных подлодок четвёртого поколения. Речь идёт о проекте 677 «Лада»
На текущий момент в опытной эксплуатации находится подлодка «Санкт-Петербург». До 2021 года ВМФ должен получить «Кронштадт» и «Великие Луки». Причём субмарина «Кронштадт» уже была спущена на воду в сентябре 2018 года и в течение 2019-го должна выйти на испытания.
В ближайшее время Минобороны планирует подписать контракт на строительство ещё двух субмарин. Предполагается, что в будущем подлодки проекта 677 должны составить основу неатомного подводного флота России. Также РФ готова поставлять «Ладу» зарубежным партнёрам в модификации «Амур-1650».
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…
Длина «Лады» — 67 м, ширина — 7 м, скорость — 21 узел (39 км/ч), водоизмещение — 1,7 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, экипаж — 35 человек. Подлодка способна выполнять задачи как в прибрежной зоне, так и на просторах Мирового океана.
Как и «Варшавянка», субмарина проекта 677 вооружена ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» и оснащена шестью торпедными аппаратами. Однако «Лада» превосходит предшественницу по показателям малошумности и автоматизации. Подлодка оснащена уникальной системой боевого управления «Литий».
«Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям и улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения», — говорится в материалах Минобороны РФ.
Субмарины проекта 677 будут совершенствоваться в процессе производства.
Данный агрегат разрабатывают три предприятия: ЦКБ МТ «Рубин», МКБ «Малахит» и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). По информации Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), ВНЭУ будут оснащены и «Лада», и субмарины пятого поколения, получившие шифр «Калина».
Как заявил ранее глава ОСК Алексей Рахманов, перспективная подлодка получит ряд преимуществ, которыми сейчас обладают ракетные крейсера стратегического назначения. Предполагается, что субмарина будет вооружена гиперзвуковым ракетным комплексом «Циркон».
- Спуск на воду подлодки «Кронштадт»
По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» (разработчика «Калины») Игоря Вильнита, все ведущие мировые державы стремятся уменьшить габариты подлодок, увеличить их скорость, автоматизировать управление и минимизировать расходы на эксплуатацию.
В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков сообщил, что с большой вероятностью «Калина» будет широко использовать разнообразные робототехнические средства для проведения разведки, нанесения ударов и преодоления минных заграждений. Также эксперт полагает, что отечественную подлодку пятого поколения оснастят комплексом «Циркон» или усовершенствованным вариантом «Калибра».
Михаил Тимошенко придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, применение подводных беспилотных аппаратов будет носить более ограниченный характер из-за отсутствия соответствующих систем управления, особенно на дальних расстояниях. С большой вероятностью отечественные инженеры сосредоточатся на том, чтобы избавить подлодки от необходимости подниматься на поверхность, считает эксперт.
«На мой взгляд, неатомная подлодка пятого поколения должна быть оснащена литиево-ионными батареями. Они относительно компактные, в отличие от ВНЭУ. Их использование должно сделать подлодку полностью электрической, так как дизель всё равно создаёт шум. Однозначно увеличится дальность и автономность. Прогресс в развитии неатомного флота усилит боевые возможности ВМФ и позволит ему эффективно взаимодействовать с крейсерами стратегического назначения», — подытожил Тимошенко.
* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Сегодня – для ЧФ
В настоящее время в составе ЧФ числится две ДЭПЛ – Б-871 «Алроса» проекта 877В (та же 877-я с водометом) и Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б. Последняя находится на ремонте и модернизации.
Всего ВМФ России планирует построить на Адмиралтейских верфях для Черноморского флота шесть ДЭПЛ проекта 636.3. Три уже находятся в строительстве – головная ПЛ Б-261 «Новороссийск» (заводской номер 01670), вторая – Б-237 «Ростов-на-Дону» (01671) и Б-262 «Старый Оскол» (01672). Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров отметил, что «шесть «Варшавянок» могут стать хорошим началом переоснащения Черноморского флота, а там, глядишь, и «Ладу» доведут до ума». Со слов командующего ЧФ контр-адмирала Александра Федотенкова, это объединение к 2017 году примет в боевой состав шесть лодок проекта 636: «Первые три корпуса мы получим в 2014 году, одну лодку – в 2015-м и две – в 2016 году для формирования полноценной бригады». Они будут базироваться на ВМБ «Севастополь» и «Новороссийск». Некоторые моряки, в том числе и в штабе ЧФ, считают, что заказанные лодки не помогут России противостоять даже Турции. ВМС Турции имеет 14 ДЭПЛ типа 209 трех модификаций на два театра (Средиземноморский и Черноморский). Шесть из них в ближайшем будущем заменят на новые субмарины типа 214 также германской постройки.
Сейчас НАПЛ с такими размерениями, как лодки проекта 877/636, строят только Россия, Япония и Китай. Германские ПЛ типов 209, 212, 214 и французские «Скорпены» намного меньше. Последние три типа лодок оснащаются серийными ВНЭУ (Air Independent Power – АIР). У нас же пока таких установок нет, хотя сами работы в этом направлении велись в СССР еще с 60-х годов и тогда мы от Запада не отставали. Для испытаний и отработки установок с ЭХГ в ЦКБ «Лазурит» в 1979 году был разработан технический проект 613Э опытной ПЛ, переоборудованной из лодки проекта 613. Испытания успешно завершились в 1989 году. Но с тех пор прошло много времени, а реального воплощения на российских кораблях подобные установки не получили. Как недавно сообщил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит, предприятие приступило к созданию натурного образца ВНЭУ, но когда ее увидит флот и зарубежные партнеры, еще неизвестно.
Таким образом, серия 636.3 может стать переходным образцом в ходе создания принципиально новых неатомных кораблей для отечественного ВМФ. Об этом также заявил главный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Молчанов в ходе церемонии закладки «Старого Оскола». Сбудутся ли надежды, покажет время.
Старая знакомая
В торжественном мероприятии, посвященном этому знаменательному событию, приняли участие главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Виктор Чирков, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Андрей Дьячков, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов и глава администрации Старооскольского городского округа Павел Шишкин. Главное в этом событии то, что ВМФ пополняется вновь построенными кораблями. Радуется и молодой экипаж. Тем не менее есть некоторый осадок: неужели это хорошо известный с советских времен тип корабля?
Еще в 2005 году, работая над публикацией по «Черным дырам», так часто называли наши подлодки проекта 877/636 (в НАТО они получили код «Кило», у нас – «Варшавянка»), автор понял, что серия заканчивается. Планировалось построить 53 единицы. Тогда завершались работы по последним ДЭПЛ проекта 636 в рамках контрактов по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) для ВМС Китая. В дальнейшем этот тип субмарин должен был заменить проект 667 «Лада» нового поколения для ВМФ России и проект 667Э «Амур-1650» для экспортных поставок. На Адмиралтейских верфях одновременно были заложены оба проекта. Но сдача головного подводного корабля «Санкт-Петербург» четвертого поколения неатомных подводных лодок (НАПЛ) затянулась надолго, а о судьбе экспортного варианта практически ничего неизвестно до сих пор. Он, как говорят, «испарился». Это отдельная и большая история, порой даже драматическая.
Коллаж Андрея Седых
А почему, собственно, возник вопрос о новизне ПЛ? Да очень просто: экспортные корабли этого типа за 20-летний срок намного обогнали по своим техническим характеристикам и боевым возможностям ДЭПЛ отечественного ВМФ аналогичного проекта. Для подводных сил Индии и Китая да и для последнего заказчика – Вьетнама «Варшавянки» оснащались ракетным оружием Club-S с типорядом крылатых ракет (КР) для поражения надводных кораблей (НК) и береговых объектов. На экспортных подлодках устанавливалось современное цифровое радиоэлектронное, гидроакустическое, навигационное и другое вооружение. В 90-е годы XX века наши моряки могли об этом только мечтать: даже на плановом ремонте ПЛ стояли годами.
И вот наконец было принято решение разработать проект 636.3 для отечественного ВМФ со всеми решениями, используемыми на экспортных ДЭПЛ, применить по возможности нововведения для подводных лодок четвертого поколения. Получается, что для российского флота это новые боевые ПЛ с уникальными ТТХ. Тем не менее вопрос о «новизне» остается открытым, по крайней мере в СМИ. Как рассказали на предприятии в одном из интервью, лодка пойдет в стандартной комплектации и не будет отличаться от тех, что производили до этого. В то же время многие военные эксперты считают, что лодка получит вариант нового ракетного комплекса «Калибр» (экспортный вариант Club-S) с дальностью стрельбы 1,5 тысячи километров. Но здесь есть проблема, ведь для использования этих КР нужна новая боевая информационно-управляющая система (БИУС), недоработки которой и стали одной из причин с задержкой строительства и развертывания НАПЛ типа «Лада». Моряки отмечают, что «Варшавянка» даже в старой комплектации остается мощным оружием, поскольку обладает малой шумностью и «видит» под водой лучше, чем самые распространенные лодки США проекта «Лос-Анджелес». Но это скорее утешение. Для того чтобы понять реальное состояние боевых возможностей и технических данных ДЭПЛ проекта 636, необходимо заглянуть в историю их проектирования, развития и экспортных поставок.
Сноски и источники
- ↑ (недоступная ссылка). Адмиралтейские верфи.
- (недоступная ссылка). admship.ru. Дата обращения: 17 декабря 2011.
- . admship.ru. Дата обращения: 24 июля 2020.
- ↑
- . Российская газета. Дата обращения: 24 марта 2017.
- . Regnum. Дата обращения: 29 декабря 2018.
- . www.korabel.ru. Дата обращения: 29 декабря 2018.
- . www.militarynews.ru (29 декабря 2014).
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2015.
- ↑
- . flotprom.ru. Дата обращения: 15 января 2019.
- . flotprom.ru. Дата обращения: 15 января 2019.
- . flotprom.ru.
- . Российская газета. Дата обращения: 24 октября 2020.
- . (26 октября 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020.
- . (26 марта 2021). Дата обращения: 26 марта 2021.
- . armstrade.org. Дата обращения: 7 апреля 2021.
- ↑ . ТАСС. Дата обращения: 6 февраля 2021.
- flotprom.ru. . . Дата обращения: 18 марта 2021.
Навигация
Поиск
Цены на изделие
Какое понижение температуры выдерживают розы. Что происходит с розами, когда наступают холода
Для получения декоративного эффекта, который ожидают от роз, их необходимо в холодное время года тщательно укрывать. Без этого розы могут погибнуть.Селекционные розы не имеют способности, как другие многолетние кустарники, вступать зимой в период покоя. Они встречают холода с новыми молодыми побегами и цветочными бутонами. Морозы заставляют растение входить в период покоя вынужденно. Но это состояние ничем не напоминает зимнюю спячку других кустарников. Чуть температура поднимается выше ноля, роза немедленно возобновляет сокодвижение и продолжает вегетацию. Эта особенность является главной причиной гибели роз зимой.Розы, в принципе, могут выдерживать морозы до -6оС и даже кратковременное понижение температуры до -12оС. Но соки в растении замерзают при температуре -3оС. Они превращаются в лед, который разрывает ткани побегов, образуя в них микротрещины. Старые побеги, в отличие от молодых невызревших, этих трещин (морозобоин) не боятся (вот почему перед зимовкой молодые побеги этого годанеобходимо обрезать). Но эти трещинки являются весьма уязвимым местом для проникновения внутрь побега болезнетворных бактерий. Стоит температуре достичь ноля, сокодвижение начинается, бактерии активизируются, проникают в растение и заражают его.Не произойдет заражения только в том случае, если розы будут укрыты, укрытие будет сухим и перепадов температуры не будет до весны, до той поры, когда укрытие с роз необходимо снимать.
Морское обновление
Главные приоритеты развития ВМФ определены в указе президента об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года, который Владимир Путин подписал ещё в 2017 году.
Также по теме
От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России
Тихоокеанский флот России получит шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» до 2025 года, сообщил заместитель…
В марте 2019 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в соответствии с госпрограммой вооружения до 2027 года российский Военно-морской флот пополнят более 180 новых кораблей и судов.
29 июля 2019 года, принимая Главный военно-морской парад по случаю Дня ВМФ России, Владимир Путин заявил, что флот «осваивает новейшую технику, эффективно использует и разрабатывает не имеющие аналогов в мире перспективные инженерные и конструкторские решения».
«Только в этом году состав ВМФ пополнят 15 кораблей и боевых катеров. Обновляются морская авиация и береговые войска, совершенствуется инфраструктура военно-морских баз, восстановлена практика кругосветных походов», — подчеркнул президент России.
По его словам, уникальные образцы российских вооружений — гарантия того, что флот сможет дать «достойный отпор любому агрессору».
Президент отметил, что «уровень современных образцов вооружения и военной техники на флоте превысил 62%» и государство не намерено на этом останавливаться, а будет продолжать процесс перевооружения ВМФ.
Устройство подводной лодки
Подводные лодки состоят обычно из двух корпусов, находящихся один в другом (по «матрешечному» принципу).
Легкая оболочка служит обтекателем, под которым скрыты так называемые ЦГБ (цистерны главного балласта) и ЦВБ (вспомогательные). Главный балласт предназначен для создания положительной или отрицательной плавучести, то есть обеспечивает всплытие и погружение корабля. Вспомогательные цистерны создают дифферент (то есть продольный горизонтальный наклон корпуса) на нос или корму, а также служат для выравнивания крена.
Экипаж, вооружение, все необходимые машины, включая электродвигатель, аккумуляторные батареи, оборудование ГКП (главного командного поста), камбуз и многое другое заключены в прочном корпусе, разделенном на отсеки. Не составляет исключения и «Варшавянка». Подводная лодка разделена на шесть отсеков. Обычно первый и последний из них называют торпедными, но у кораблей проекта 877 это оружие находится только в носовом, вместе с постом гидроакустика, оснащенным специальной выдвижной (вниз) шахтой. Но на этом особенности конструкции не исчерпываются.
История проектирования
В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. Первоначальный предложенный конструкторами вариант имел водоизмещение 770-800 тонн, однако заказчики посчитали такие размеры слишком большими и проектное водоизмещение было задано в 640-660 тонн. Параллельно в КБ завода №194 разрабатывался вариант проекта, обозначенный 608-1. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.
U-2504 типа XXI — памятник
30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ , в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608
и начиналось созданиепроекта 613 , который должен быть основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной подлодки. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.
Третье поколение
Подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» относятся к третьему поколению подводных кораблей и являются продолжением советских дизель-электрических субмарин проектов 636 и 877, разработанных ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург).
- Дизельная подводная лодка «Краснокаменск» класса «Варшавянка» во Владивостоке
- РИА Новости
Своё необычное название «Варшавянка» унаследовала от проекта 636 — лодки были предназначены для экспорта в страны Варшавского договора в годы холодной войны. В 1990— 2000-х годах упрощённые модификации «Варшавянки» также экспортировались в Китай, Алжир и Вьетнам. Всего было изготовлено и продано за рубеж около 20 таких подлодок.
Длина субмарины проекта 636.3 составляет 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение — около 2,3 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, подводная скорость — 20 узлов (37 км/ч), экипаж — 52 человека. «Варшавянка» относится к классу подлодок третьего поколения, но оснащена современным оборудованием, которое позволяет в значительной степени автоматизировать процессы управления.
Одним из главных достоинств лодок проекта 636.3 является их предельно малая шумность — на Западе их за это называют «Чёрной дырой».
Также по теме
«Идеальный перехватчик»: как подлодка «Лира» стала самой быстрой субмариной советского флота
50 лет назад в Ленинграде со стапелей сошла первая атомная подлодка К-64 проекта 705 «Лира». Это была первая в мире серийная…
Особенностью подлодок проекта 636.3 является их оснащение комплексом ударного ракетного вооружения «Калибр-ПЛ» и обновлённым радиоэлектронным оборудованием. Также подлодка оборудована шестью торпедными аппаратами калибр 533 мм.
Боевое крещение «Варшавянка» получила в декабре 2015 года у берегов Сирии, произведя пуски по боевикам «Исламского государства»*. Это были первые в истории российского флота ракетные удары из подводного положения в условиях реальных боевых действий.
В марте 2019 года Минобороны сообщило, что на стадии строительства находятся шесть субмарин серии «Варшавянка», предназначенных для Тихоокеанского флота. При этом в ведомстве подчеркнули, что все корабли будут изготовлены с применением новых гидроакустических пластин, которые позволят «полностью скрыть подводные лодки от радаров».
Применение новых технологий вкупе с современным вооружением делает эти подлодки одними из самых востребованных российскими моряками, отметил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.
«В проект строительства вносят определённые корректировки, поскольку появляются новые технологии, но главное — эти малошумные подлодки приспособлены для стрельбы «Калибрами». Американцы и натовцы дали этим моделям название«Чёрная дыра», потому что не смогли засечь их на своих радарах. Естественно, при строительстве их лучшие качества сохранятся и будут добавлены наработки, которые появились за время применения этих лодок, в том числе и для решения боевых задач в территориальных водах Сирии», — рассказал эксперт.
Технические характеристики «Варшавянки»
Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.
Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.
Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.
Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.
Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.
Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.
РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.
Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877
636.3 — модификация «Варшавянки», используемая для российского флота
Конструктивно Варшавянка подводная лодка имеет немало сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их строение рассматривают одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодок и компоновка внутренних отсеков.
Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий
Корпус подводных лодок веретенообразный, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Количество забортных дыр (отверстий) сведено к минимуму. Это позволило добиться оптимальной обтекаемости и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной.
Шесть отсеков
«Варшавянка» имеет разделение на внешний легкий корпус и внутренний прочный. Последний делится на шесть отсеков:
- носовой имеет три палубы, верхняя — торпедная, средняя — жилая и нижняя для размещения аккумуляторных батарей;
- второй отсек командный, также делится на три палубы, сверху вниз размещены центральный пост, рубки радиста и штурмана, здесь же находятся все выдвижные устройства;
- третий отсек жилой, две верхние палубы заняты помещениями для экипажа, нижняя — дополнительные аккумуляторы;
- в четвертом отсеке находится дизель-генераторный двигатель;
- пятый — электромоторный, отсюда также выпускается аварийный буй.
Кормовой отсек механико-технический. Здесь находятся электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
Представители серии
Схема проекта 877
Схема проекта 636
Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ – неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.
Название | Верфь | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Проект 636 | ||||||||
366 Yuan Zhend 66 Hao | Адмиралтейские верфи | 01616 | 16.07.1996 | 26.04.1997 | 26.08.1997 | ВМС Китая | В строю | |
367 Yuan Zhend 67 Hao | Адмиралтейские верфи | 01327 | 28.08.1997 | 18.06.1998 | 25.10.1998 | ВМС Китая | В строю | |
Проект 636М | ||||||||
368 Yuan Zhend 68 Hao | Адмиралтейские верфи | 01329 | 18.10.2002 | 27.05.2004 | 20.10.2004 | ВМС Китая | В строю | |
369 Yuan Zhend 69 Hao | Адмиралтейские верфи | 01330 | 18.10.2002 | 19.08.2004 | 05.2005 | ВМС Китая | В строю | |
370 Yuan Zhend 70 Hao | Адмиралтейские верфи | 01331 | 2004 | 04-05.2005 | 05.2005 | ВМС Китая | В строю | |
371 Yuan Zhend 71 Hao | Адмиралтейские верфи | 01332 | 2004 | 26.05.2005 | 2005 | ВМС Китая | В строю | |
372 Yuan Zhend 72 Hao | Адмиралтейские верфи | 01333 | 2004 | 26.08.2005 | 30.05.2006 | ВМС Китая | В строю | |
373 Yuan Zhend 73 Hao | Красное Сормово | 01611 | 07.1992 | 08.05.2004 | 05.08.2005 | ВМС Китая | В строю | |
374 Yuan Zhend 74 Hao | Севмаш | 01701 | 29.05.2003 | 21.05.2005 (04.06.2005) | 17.11.2005 (30.12.2005) | ВМС Китая | В строю | |
375 Yuan Zhend 75 Hao | Севмаш | 01702 | 29.05.2003 | 14.07.2005 (17.07.2005) | 24.11.2005 (30.12.2005) | ВМС Китая | В строю | |
021 Messali el Hadj | Адмиралтейские верфи | 01336 | 2006 | 20.11.2008 | 28.08.2009 | ВМС Алжира | В строю | |
022 Akram Pacha | Адмиралтейские верфи | 01337 | 2007 | 09.04.2009 | 29.10.2010 | ВМС Алжира | В строю | |
Проект 636.1 | ||||||||
HQ-182 Hà Nội («Ханой») | Адмиралтейские верфи | 01339 | 24.08.2010 | 28.08.2012 | 07.11.201303.04.2014 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») | Адмиралтейские верфи | 01340 | 28.09.2011 | 28.12.2012 | 16.01.201403.04.2014 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») | Адмиралтейские верфи | 01341 | 23.10.2012 | 28.08.2013 | 04.12.201401.08.2015 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») | Адмиралтейские верфи | 01342 | 23.10.2012 | 28.03.2014 | 13.05.201501.08.2015 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») | Адмиралтейские верфи | 01343 | 01.07.2013 | 28.12.2014 | 02.02.201628.02.2017 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») | Адмиралтейские верфи | 01344 | 28.05.2014 | 28.09.2015 | 20.01.201728.02.2017 | ВМС Вьетнама | В строю | |
031 Ouarsenis («Уарсени») | Адмиралтейские верфи | 01346 | 2015 | 14.03.2017 | 02.10.201809.01.2019 | ВМС Алжира | В строю | |
032 Hoggar («Хоггар») | Адмиралтейские верфи | 01347 | 2016 | 29.06.2017 | 26.11.201809.01.2019 | ВМС Алжира | В строю | |
н/д | Адмиралтейские верфи | 01348 | 2020 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства | |||
н/д | Адмиралтейские верфи | 01349 | 2020 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства | |||
Проект 636.3 | ||||||||
Б-261 «Новороссийск» | Адмиралтейские верфи | 01670 | 20.08.2010 | 28.11.2013 | 22.08.2014 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-237 «Ростов-на-Дону» | Адмиралтейские верфи | 01671 | 21.11.2011 | 26.06.2014 | 30.12.2014 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-262 «Старый Оскол» | Адмиралтейские верфи | 01672 | 17.08.2012 | 28.08.2014 | 03.07.2015 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-265 «Краснодар» | Адмиралтейские верфи | 01673 | 20.02.2014 | 25.04.2015 | 05.11.2015 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-268 «Великий Новгород» | Адмиралтейские верфи | 01674 | 30.10.2014 | 18.03.2016 | 26.10.2016 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-271 «Колпино» | Адмиралтейские верфи | 01675 | 30.10.2014 | 31.05.2016 | 24.11.2016 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» | Адмиралтейские верфи | 01614 | 28.07.2017 | 28.03.2019 | 25.11.2019 | ТОФ | В строю | В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ |
Б-603 «Волхов» | Адмиралтейские верфи | 01615 | 28.07.2017 | 26.12.2019 | 25.11.2020 | ТОФ | Швартовные испытания | Передача флоту запланирована на 2020 год |
Б-602 «Магадан» | Адмиралтейские верфи | 01616 | 01.11.2019 | 12.2020 | 25.11.2021 | ТОФ | Строится | Передача флоту запланирована на 2021 год |
Б-588 «Уфа» | Адмиралтейские верфи | 01617 | 01.11.2019 | 03.2021 | 25.11.2021 | ТОФ | Строится | Передача флоту запланирована на 2021 год |
Б-? «Можайск» | Адмиралтейские верфи | 01618 | 11.2020 | 12.2021 | 25.11.2022 | ТОФ | Готовится к закладке | Подписан контракт |
Б-? «Ижевск» | Адмиралтейские верфи | 01619 | 11.2020 | 03.2022 | 25.11.2022 | ТОФ | Готовится к закладке | Подписан контракт |
Цвета таблицы: Зелёный — действующая в составе ВМФ России Белый — не достроена Жёлтый — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Описание конструкции
Проект 636 это океанская одновальная двухкорпусная лодка с дизель-электрической главной энергетической установкой, работающей по схеме с полным электродвижением.
Корпус
Для подводной лодки был разработан лёгкий корпус особой обтекаемой формы, которая была получена по результатам теоретических расчётов и модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах.
Центральный пост управления подводной лодки 636.3
Отсек подводной лодки 636.3
Прочный корпус подводной лодки разделён поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает лодке высокую живучесть. При запасе плавучести около 30% в крейсерском положении, лодка проекта 636 даже при заполнении одного отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.
Носовой отсек имеет три палубы: верхняя — торпедная, средняя — жилая, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Второй отсек командный: верхняя палуба – центральный пост, средняя – рубка радиста, нижняя – рубка штурмана. Третий отсек жилой: верхняя и средняя палубы – помещения для экипажа, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Четвертый отсек: дизель-генераторы. Пятый отсек: электромоторный, плюс также он служит для выпуска аварийного буя. Шестой кормовой отсек: механико-технический, в нём располагаются электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
В связи с тем, что новая энергетическая установка и обслуживающие её насосы и системы потребовали больших внутренних объёмов, длина лодки была увеличена на 1,2 метра по сравнению с проектом 877. Одновременно с этим удалось увеличить объём топливно-балластных цистерн, что позволило на 1500 миль увеличить дальность плавания (7500 миль у проекта 636 вместо 6000 миль у проекта 877; 7500 миль это дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов). Дальность подводного плавания экономической скоростью достигла 400 км.
Энергетическая установка и ходовые качества
Гребной винт пр. 636.3
Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состоит из двух дизель-генераторов 4-2ДЛ42М мощностью по 1000 кВт, и расположенных на линии вала главного гребного электродвигателя ПГ165 мощностью 5500 л.с. и электродвигателя экономического хода ПГ166 мощностью 190 л.с. В дополнение к ним, лодка оборудована двумя побортно установленными резервными двигателями малой мощности ПГ168 по 102 л.с., предназначенными для обеспечения движения в узкостях, при швартовке и в аварийном режиме. А благодаря установке двух групп аккумуляторов (по 120 элементов в каждой) новейшей конструкции, расположенных в первом и третьем отсеках лодки, была достигнута дальность плавания в подводном положении более 400 миль и максимальная скорость до 20 узлов. Вал главного гребного электродвигателя вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет. Гребной винт семилопастной, с саблевидными лопастями. В кормовой части установлены подруливающие водометы.
Вспомогательное оборудование
Главная особенность проекта 636 – уникально низкое акустическое поле. Чтобы достичь столь низкого уровня шумности, конструкторы разработали для лодки 36 единиц нового малошумного оборудования (заменившего старое, установленное на проекте 877), покрыли корпус специальным покрытием и применили ещё некоторые конструктивные меры. Благодаря всем этим инновационным решениям, ПЛ проекта 636 обнаруживает ПЛ проекта 877 на дистанции в два раза большей, чем будет обнаружена сама. По уровню скрытности, подводная лодка финальной модификации проекта 636.3, принятая на вооружение в России, не имеет себе равных в мире.
Экипаж и обитаемость
Экипаж из 52 человек размещён в удобных каютах. Подводная лодка имеет камбуз для приготовления пищи, душевую, амбулаторию и кают-компанию для офицерского состава.
Интегрированный пульт управления АИУС “Лама-ЭКМ”
Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»
Габариты подводной лодки позволяют скрываться на мелководье, Корпус сваривается и изгибается из специальной ненамагничиваемой стали имеет 6 отсеков. Постоянно совершенствуется материал покрытия. Вначале использовалась резина, затем перешли на композитные материалы «Молния», состав которых держится в секрете и с каждой строящейся новой лодкой усложняется. Используются виброизоляторы для всего крепежа к корпусу, фундаменты для тяжёлого оборудования из поглощающих шум материалов.
Устанавливаются 2 дизель-генератора по 1000 к Вт, которые питают эл.дв. 5500 л.с. В резерве 2 эл.дв. по 102 л.с. Экономический ход мощности 190 л.с. Можно возразить, мол, есть ВНЭУ и ТЭ и 5-е поколение «Варшавянок» к нему идёт – проект 677 «Лада». Но химический способ получения энергии тоже имеет недостатки, когда конструкторами они будут устранены, тогда и появятся новые «Варшавянки». Такие подлодки не могут преследовать и уклонятся от торпедных атак противника ввиду малой скорости. Поэтому и НАТОвские ПЛ типа U-212 и их последние модификации с анаэробными силовыми установками используют комбинацию с дизельными двигателями, по сути являясь дизельными. У АПЛ (атомных подводных лодок) всегда работает турбина, а дизель (с естественным уровнем шумов моря) можно и заглушить в противном случае – преимущество очевидное.