Четыре праведных халифа

Литература

Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Навигация

Умар ибн Абдуль-Азиз – пятый праведный халиф

Период правления Умара ибн Абдуль-Азиза вошёл в историю как одно из самых спокойных времён, в котором буквально всё было пронизано справедливостью и благочестием, не только в мусульманской, но и в мировой истории. За это правителя даже сравнивали с праведными халифами, чьё правление полностью соответствовало Божественному порядку.

Правление Умара ибн Абдуль-Азиза оказалось очень коротким, меньше двух с половиной лет. В возрасте 40 лет Умар внезапно умер. Умар ибн Абдуль-Азиз правил всего 2 года и 5 месяцев, в месяце раджаб 101 года по хиджре он покинул этот бренный мир и перешёл к милости своего Господа. Похоронили халифа в Дамаске, в местечке, называемом Бидияр шарки.

Говорят, некий мусульманин, бывший в это время при дворе византийского императора, нашёл его задумчивым, в печальном настроении. Когда он спросил его о причине такого состояния, император ответил, что он получил известие о кончине очень добродетельного человека, халифа Умара ибн Абдуль-Азиза.

«Я не удивился бы, если мне рассказали об обычном человеке, который полностью отказался от мирского и посвятил себя Всевышнему. Но я был удивлён, глядя на жизнь человека, у ног которого лежали все блага мира, который, однако, прошёл мимо них с закрытыми глазами и прожил жизнь в благочестии и самоотречении», – промолвил император.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Династия Аббасидов

Первым аббасидским халифом стал Абу-аль-Аббас ас-Саффах («щедрый» — этот эпитет впоследствии принимали и другие халифы). Важнейшим следствием государственного переворота и смены власти была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть, уравнение в правах мусульман разного этнического происхождения. Главной опорой Аббасидов стала знать Ирана и Средней Азии, что привело к усилению иранского элемента в политической и духовной жизни Халифата. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства стал город Багдад, основанный в 762 году халифом аль-Мансуром. Поэтому государство Аббасидов иногда называют также Багдадским халифатом (для отличия от Дамасского халифата Омейядов). Наибольшего могущества Халифат Аббасидов достиг при халифах аль-Маисуре (правил в 754-775 гг.), аль-Махди (775-785 гг.), Харунеар-Рашиде (786-809 гг.) и аль-Мамуне (813-833 гг.). Багдад стал центром активной интеллектуальной жизни. Триста лет, из более чем пятивековой истории Аббасидской державы (с 749 по 1258 год), были ознаменованы расцветом мусульманской культуры и науки, экономическим подъемом.

Но в конце VIII века от Аббасидского халифата начали отпадать отдельные области (например, Марокко). В IX веке процесс распада государства Аббасидов усилился: на территории Ирана, Средней Азии, Закавказья, Египта стали образовываться самостоятельные государства, в которых правили местные династии.

История Багдадского халифата заканчивается падением Багдада в 1258 году, когда последний аббасидский халиф был казнен монголами. Мамлюкские правители Египта и Сирии поспешили восстановить халифат в 1261 году, сделав своим халифом аль-Мустансира (дальнего родственника Аббасидов), спасшегося от преследований. В 1517 году, после завоевания Египта турками, его потомок был перевезен в Стамбул, где, согласно оманской официальной традиции, последний Аббасид передал свои права турецкому султану Селиму Грозному (правил в 1512-1520 гг.). В 1924 году институт халифата, духовного центра всех суннитов, был официально упразднен первым президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком.

Умар ибн Абдуль-Азиз становится халифом

Как и ожидалось, испугавшись столь большой ответственности, Умар публично отказался принять власть, однако по настоянию всех присутствующих, единогласно присягнувших ему на верность, он вынужден был изменить своё решение. В ответ Умар ибн Абдуль-Азиз лишь молвил: «Я не самый лучший из вас, но теперь самый ответственный».

И вправду, ведь с этого дня на него легла ответственность управления громадной империей, включавшей в себя Аравию, Северную Африку, Индию, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Северный Китай, Закавказье, Северный Кавказ, Египет, Испанию, юг Франции.

После вступления на престол жизнь Умара изменилась полностью. Из роскошной кареты халифа он пересел на обычного мула. Распустил огромную армию телохранителей в 600 человек, освободил всех своих рабов и возвратил законным владельцам средства, конфискованные у них прежней властью.

Великолепный дворец сменил на обыкновенный скромный дом, состоящий всего из двух комнат. Даже драгоценности жены, подаренные ей отцом, Умар попросил отдать в исламскую казну (байт аль-маль), так как жить в доме, где есть такие излишества, он посчитал для себя невозможным.

Несмотря на обильные поступления в казну, он не брал себе ни дирхама. Единственным личным доходом он оставил земельный участок, приносивший всего лишь 200 динаров в год. Для сравнения, ещё в юношестве годовой доход Умара ибн Абдуль-Азиза насчитывал 40 тысяч динаров, около 180 кг в переводе на золото.

Происхождение

Кунья Али была Абу аль-Хасан, Хасан – это старший сын его, рожденный от Фатимы, его жены, дочери Пророка Мухаммада ﷺ. Сам же Посланник Аллаха ﷺ дал ему еще одно прозвище — Абу Тураб, что в переводе означает «отец пыли». С этим прозвищем связана история о том, как Абу Талиб, поссорившись с Фатимой, отказался спать у нее и отправился спать в мечеть. Когда Пророк Мухаммад ﷺ узнал об этом и нашел его там, увидел, что во время сна Али весь испачкался в пыли. Тогда-то и назвал его Пророк Мухаммад ﷺ Абу Тураб – так он сказал, стараясь разбудить его и отряхнуть его пыли. Сам халиф Абу Талиб очень любил это прозвище.

По вопросу рождения ибн Абу Талиба ученые не смогли прийти к единому мнению. Часть ученых считают, что он родился за 15-16 лет до начала миссии Пророка Аллаха ﷺ, а другие ученые считают, что ему было 10 лет, когда началась пророческая миссия. Считают более правильной именно вторую версию, поскольку, по словам Аль-Факихи, ибн Абу Талиб – это первый представитель бану Хашим, который родился внутри Каабы, и сообщения об этом было передано многими людьми.

См. также

Умар ибн Абдуль-Азиз – эмир Хиджаза

Уже в 26 лет он стал главой (эмиром) Медины, а ещё через год – и всего Хиджаза, то есть территории, включающей в себя святые города Мекку и Медину, а также ряд других поселений. Став наместником, первым делом Умар ибн Абдуль-Азиз собрал десятерых самых выдающихся мусульманских учёных-богословов, чтобы советоваться с ними в государственных делах.

Все важные решения нового эмира были согласованы и обсуждены с благородными учёными. Благодаря этому Умар быстро вошёл в курс всех государственных дел. За всё время, что Умар являлся эмиром, он проделал гигантскую работу: были проложены дороги, прорыты каналы и вырыты колодцы для сельскохозяйственных работ.

И, что самое главное, расширена мечеть Пророка Мухаммада ﷺ в лучезарной Медине, теперь она вмещала намного больше желающих помолиться, чем раньше. Давно Хиджаз не видел такого преображения. Но через семь лет Умар ибн Абдуль-Азиз вдруг был отстранён от должности наместника халифа в Хиджазе

Причиной тому стало то, что наместник, несмотря на то, что был двоюродным братом халифа, без страха критиковал власть за её огрехи, и халиф не пожелал оставлять на таком важном посту бунтаря

Цена ТОЗ-8

Правление Абу Бакра

После того, как мусульманское общество возглавил Абу Бакр ас-Сыддик, Али присягнул ему на верность вместе с аз-Зубайром одними из первых, хотя существует и иное расхожее мнение. Али всячески поддерживал Абу Бакра во время его правления, проявлял свою преданность, а правитель спрашивал советы относительно того, как ему лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы максимально принести пользу мусульманскому обществу. Свидетельство тому – и то, как поступил Али, когда Абу Бакр принял решение отправиться в Зу-ль-Кассу, чтобы осуществлять личное руководство сражением с вероотступниками. Тогда Али остановил его верблюда и попросил вернуться и не подвергать свою жизнь такой опасностью, чтобы не оставить Медину без руководства.

Личная жизнь

У Хамада четыре жены, и всего у него было двенадцать детей: семь сыновей и пять дочерей:

  • Он женился на своей первой жене (также своей двоюродной сестре) Сабике бинт Ибрагим Аль Халифа в Рифа 9 октября 1968 года. Она из Бахрейна, и вместе у них трое сыновей и одна дочь:
    • Принц Салман бин Хамад бин Иса Аль Халифа, наследный принц Бахрейна (родился 21 октября 1969 г.)
    • Шейх Абдулла бин Хамад бин Иса Аль Халифа (родился 30 июня 1975 г.)
    • Шейх Халифа бин Хамад Аль Халифа (родился 4 июня 1977 года)
    • Шейха Наджла бинт Хамад Аль Халифа (родилась 20 мая 1981 года)
  • Его вторая жена, Шейя бинт Хасан Аль-Храйеш Аль-Аджми, родом из Кувейта. Вместе у них двое сыновей:
    • Шейх Насер бин Хамад Аль Халифа (родился 8 мая 1987 года)
    • Шейх Халид бин Хамад Аль Халифа (родился 23 сентября 1989 г.)
  • Его третья жена, дочь шейха Фейсала бин Мухаммада бин Шураима Аль Марри, от которой у него есть сын и две дочери.
    • Шейх Фейсал бин Хамад Аль Халифа (12 февраля 1991 г. — 12 января 2006 г.) погиб в автокатастрофе.
    • Шейха Нура бинт Хамад Аль Халифа (родилась 6 ноября 1993 года)
    • Шейха Мунира бинт Хамад Аль Халифа (родилась 15 июля 1990 г.)
  • Его четвертая жена, дочь Джабора аль-Наими, от которой у него есть сын и две дочери:
    • Шейх Султан бин Хамад Аль Халифа
    • Шейха Хесса бинт Хамад аль-Халифа
    • Шейха Рима бинт Хамад Аль Халифа (2002 г.р.)

ранняя жизнь и образование

Школа Лейса, Кембридж

Хамад бин Иса Аль Халифа родился 28 января 1950 года в Риффе , Бахрейн . Его родителями были Иса бин Салман Аль Халифа , тогдашний наследный принц, и Хесса бинт Салман Аль Халифа .

После учебы в средней школе Манамы в Бахрейне, Хамад был отправлен в Англию, чтобы поступить в колледж Эпплгарт в Годалминге , графство Суррей, прежде чем поступить в школу Лейс в Кембридже . Затем Хамад прошел военную подготовку, сначала в британской армии в школе Mons Officer Cadet School в Олдершоте в Хэмпшире , которую окончил в сентябре 1968 года. Четыре года спустя, в июне 1972 года, Хамад поступил в Колледж командования и генерального штаба армии США в Форт-Ливенворте в Канзасе. , получив диплом в июне следующего года по специальности лидерство.

‘Усман ибн ‘Аффан – обладатель двух сияний (да будет доволен им Аллах)

https://youtube.com/watch?v=MwtBrEzmgKI

‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) обладателем двух сияний был наречен оттого, что был женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение): Рукийе и Умму Кульсум.. Он принял Ислам благодаря стараниям Абу Бакра.

Вторую дочь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) он взял в жены после смерти первой. А после смерти и второй Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы у меня была третья дочь, то и ее я отдал бы за ‘Усмана».

Он снарядил войско мусульман и содержал воинов десять дней в газавате при Табуке, т.е. он взял все расходы на себя, потратив огромное состояние, чего не сделал никто более.

‘Абдуррахман бин Самра передал: «Когда снаряжали войско, ‘Усман пришел к Пророку с полным подолом монет и высыпал все». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После этого никакие действия не повредят ‘Усману», и повторил это два раза.

Когда случилась сильная засуха и люди испытывали сильный голод, им не хватало хлеба, ‘Усман отправил свой караван в Шам за зерном. По возвращении каравана несколько купцов выразили желание выкупить у него все зерно целиком. Они отправились к ‘Усману и сказали: «О ‘Усман, продай нам зерно, и мы заплатим за него двойную цену». ‘Усман сказал: «У меня есть покупатель, который дает за зерно большую плату». Они предложили ему тройную цену, затем в четыре и пять раз больше. Но ‘Усман настаивал: «У меня есть тот, кто дает за него больше». Они удивленно спросили: «Все известные купцы собрались здесь, и кто же может дать еще больше, чем мы? Покажи нам его!» Тогда ‘Усман сказал: «Это все я пожертвую в садака всем нуждающимся ради Всевышнего Аллаха, и Он дает за каждое пожертвование в десятикратном размере». Они в восхищении ушли от ‘Усмана. Таким щедрейшим и умнейшим человеком был ‘Усман.

Он часто соблюдал пост, по ночам не спал, кроме незначительного времени, каждую неделю читал Священный Коран от начала до конца. Он был третьим халифом и правил 12 лет. Был убит в ночь с пятницы на субботу во время чтения Корана, когда дошел до стиха со следующим смыслом: «Аллах достаточен для вас, Он  Всеслышащий и Знающий». Этот экземпляр Священного Корана и сейчас хранится в Иерусалиме, и от него мусульмане получают благодать. Его убийцей был Таджиби из Египта. Он был похоронен на кладбище Бак’и в саду человека по имени Кавкаб. Он пал шахидом в возрасте 82 лет. Случилось это в 35-м году Хиджры.

Абу Бакр Сиддик (да будет доволен им Аллах).

Его полное имя – Абдулла бин Усман бин Амир бин Кааб. Его родство пересекается с Пророком(да благословит его Аллах и приветствует) через Мурра бин Кааба. Его кунья – Абу Бакр, а Усман – это имя Абу Кухафы.Он родился через два с половиной года после «года слона». Он был торговцем и заработал огромные деньги, которые принесли пользу Исламу, когда он стал тратить их на пути Аллаха. Он первый мужчина, принявший Ислам. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) описал его как правдивого, вследствие чего за ним закрепилось прозвище «Сиддик».

От Анаса бин Малика(да будет доволен им Аллах) передают, что он сказал: «Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на гору Ухуд, вместе с ним были Абу Бакр, Умар и Усман. Вдруг гора затряслась под ними. Тогда Пророк(да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, Сиддик и два мученика!»

Абу Бакр был первым, кто призывал людей к Исламу, и по его призыву стали мусульманами такие великие сподвижники, как Усман бин Аффан, Тальха, Зубайр, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убайда (да будет доволен Аллах ими всеми). Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал о нем: «Поистине, наиболее надёжным человеком в сподвижничестве и щедрым в том, чем он владеет, является Абу Бакр». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) распоряжался имуществом Абу Бакра как своим. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никогда никакое имущество не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра!» Тогда Абу Бакр(да будет доволен им Аллах) заплакал и сказал: «А разве я и моё имущество не принадлежим тебе?»Он тратил своё имущество для установления религии Аллаха и призыва к ней, так он освободил Биляля, Амира бин Кухайра и многих других мусульман из рабства.

В сборниках хадисов Тирмизи и Абу Дауда приводится хадис, переданный Умаром (да будет доволен им Аллах), где он говорит: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам делать пожертвования. И это совпало с тем временем, когда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра  в благом деле. Я пересчитал всё своё имущество и отнес половину его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда он спросил: «Что ты оставил своей семье?» «Половину того, что здесь», — ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принесший с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задал ему тот же вопрос: «Что ты оставил своей семье?» Тот ответил: «Я оставил им Всевышнего Аллаха и Его посланника». Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра».

Любимой женой посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) была Айша, дочь Абу Бакра Сиддика (да будет доволен ими Аллах).

Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) принадлежит самое значительное место в среде сподвижников, и он располагает самой высшей степенью почтения. Так как он сопровождал посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) с начала его пророческой миссии и до самой смерти. Он был спутником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в самые тяжелые для этого моменты, и никто не превзошел его в этом. Он переселился вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и вместе с ним скрывался в пещере. Аллах Всевышний сказал об этом:

Список халифатов

Исторические халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халифы(династии)
Арабский халифат

630—656: Медина
656—661: Эль-Куфа
661—750: Дамаск750—762: Эль-Куфа
762—836: Багдад
836—892: Самарра
892—1258: Багдад
1259—1517: Каир

630 — 1517 Аббасидскийхалифат

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана

ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя).

Праведные халифыОмейядыАббасиды

Праведный халифат

630—656: Медина
656—661: Эль-Куфа

630—661

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя

Омейядский халифат Праведные халифы
Омейядский халифат 661—750: Дамаск 661—750 Праведный халифат

Аббасидский халифатКордовский эмират

Омейяды
Аббасидский халифат

750—762: Эль-Куфа
762—836: Багдад
836—892: Самарра
892—945: Багдад

750—945 Омейядский халифат Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды)

Столица и резиденция халифов
945—1055: Багдад

945—1055 Аббасидский халифат Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов)

Столица —
1043—1051:Рей
1051—1118:Исфахан
1118—1194: Хамадан (зап.)
1118—1153: Мерв (вост.)
Резиденция халифов —
1055—1124: Багдад

1055—1124 Буиды «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды.
Аббасидский халифат

1124—1127: Багдад

1124-1127 Государство Сельджукидов Государство Зангидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов).

1127—1174: Багдад

1127-1174 Аббасидский халифат Султанат Айюбидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов).

1174-1194: Багдад

1174-1194 Государство Зангидов Аббасидский халифат Аббасиды
Аббасидский халифат

1194—1258: Багдад

1194-1258 Султанат Айюбидов Государство Хулагуидов Аббасиды
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат)

Столица и резиденция халифов —
1259—1517: Каир

1259—1517 Айюбиды Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды.
Османская империя

1299—1329: Сёгют
1329—1365: Бурса
1365—1453: Эдирне
1453—1922: Константинополь

1517—1923

Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина

ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине

Османы
Турция

Столица — Анкара
Резиденция халифов — Стамбул

1923—1924

3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат.
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Халиф-Абдул-Меджид II.Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк.

Непризнанные и самопровозглашённые халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халиф
Кордовский халифат Кордова 929—1031 Кордовский эмират Тайфа Омейяды
Идрисидский халифат

786—828: Тлемсен
828—985: Фес

786—985 Аббасидский халифат Идрисиды
Фатимидский халифат

909—969: Махдия
969—1171: Каир

909—1171 Аббасидский халифат

АйюбидыАльмохады

Фатимиды
Альмохадcкий халифат

1145—1147: Севилья
1147—1269: Марракеш

1121—1269 Фатимидский халифат Хафсидский халифат Альмохады
Хафсидский халифат 1229—1574 Альмохадcкий халифат Османская империя Хафсиды
Халифат Сокото

1804: Гуду
1804—1850: Сокото
1850: Бирнин-Конни
1851—1902: Сокото
1903: Бурми

1809—1903 Северная Нигерия и Камерун Протекторат Нигерия Халифы Сокото
Махдистский халифат 1881—1898 Египетский хедиват Англо-Египетский Судан Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша
Хиджаз Мекка 1923—1924 Османская империя Неджд и Хиджаз Хусейн ибн Али аль-Хашими
Исламское государство Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 — настоящее время) 2014 — ? Сирия, Афганистан, Йемен Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии (до 2019), Ирака (до 2017), Йемена, Cомали, Нигерии, Афганистана, Мозамбика, Мали, Нигера, Чада, Египта и Пакистана. Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши

ИЖ-43-1С

Технические характеристики

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Тунис Иранское нагорье и Среднюю Азию. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Шейх эмирата Фуджейра

Шейх Хамад ибн-Мухаммед Аль-Шарки

Эмиратом правит семья Аль-Шарки, а ее представителю Шейху Хамаду ибн-Мухаммеду принадлежит первенство в развитии эмирата. До недавнего времени о Фуджейре не слышали туристы, шопперы, но сегодня в эмират приходят большие перемены.

Шейх Хамад родился 25 мая 1949 года, долгое время развивал сельское хозяйство эмирата, а после восхождения на трон правителя, расширил свое внимание на туризм, торговлю, культуру. Эмират Фуджейра – единственный, где усилия правящей семьи распределены между всеми сферами развития: экономика, туризм, сельское хозяйство, строительство, финансовая сфера

Уединение Умара ибн Абдуль-Азиза

Оставив должность наместника, Умар покинул Медину и подготовился к уединённой жизни, смещение с ответственной должности его не огорчило. Единственное, что его беспокоило, так это слова Пророка Мухаммада ﷺ, гласящие, что Медина отвергает зло, находящееся в ней. При прощании со священным городом Умара волновало лишь это.

Он даже сказал своему спутнику Мухазиму: «Я боюсь, как бы мы не были из тех, кого отвергла Медина». Но товарищ своими доводами отогнал от него эти мысли.

Весь период смещения с должности Умар ибн Абдуль-Азиз прожил в районе Сувайда в Шаме, предавшись уединению, аскетизму и воздержанию от мирских благ…

Но вскоре Умар снова обрёл величие и власть, и на этот раз ещё большую, чем прежде. Правитель халифата Сулейман ибн Абдуль-Малик, чувствуя скорое приближение смерти, захотел назначить на своё место наместника, но дети халифа были слишком малы для такого ответственного дела, и лучшего кандидата, чем двоюродный брат Умар ибн Абдуль-Азиз, не было.

При этом завещать власть Умару халифу пришлось тайно, так как, лишь поставив перед самим фактом, можно было заставить двоюродного брата нести столь огромную ответственность руководителя целой империи. Вскоре тайное стало явным. Халиф Сулейман ибн Абдуль-Малик скончался, и сразу после похорон при большом стечении народа было оглашено его завещание. В нём говорилось, что власть в халифате переходит к Умару ибн Абдуль-Азизу.

Второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб

Умар ибн аль-Хаттаб (ум. в 23/644) – ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выдающийся общественный и политический деятель, 2-й праведный халиф. Родился ок. 585 г. в Мекке. Отец – Хаттаб ибн Нуфайль, мать – Хантама. Был пастухом, затем занялся торговлей, стал влиятельным человеком в Мекке. Его часто приглашали для разрешения различных конфликтов между племенами.

Умар обладал суровым характером и первое время занимал непримиримую позицию по отношению к мусульманам. Он решил убить пророка Мухаммада (мир ему и благословение) за то, что тот призывал народ отойти от веры предков, но узнал, что его сестра и зять также приняли Ислам и застал их за чтением Корана. Он избил их, но заинтересовался аятами Корана, прочел их, уверовал и принял Ислам. При этом отказался исповедовать веру втайне, и сразу после принятия им Ислама мусульмане впервые совершили коллективную молитву около Каабы.

Умар находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) и обеспечивал его защиту. Хиджру совершил открыто.

В мединский период жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Умар активно участвовал во всех делах общины, участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре и в других сражениях, стал одним из лидеров мусульманского государства. В правление Абу Бакра был его главным помощником. Перед смертью Абу Бакр завещал Халифат Умару. В 13/634 г. Умар стал халифом; все мусульмане единогласно поддержали его.

Умар был последовательным продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра. Его незаурядные личные качества, талант, умелое управление государством привели к великим успехам Халифата.

Власть Халифата распространилась на Ближний Восток, Иран, Египет и часть Сев. Африки. Благодаря этим победам население всех этих регионов ознакомилось с Исламом. В распространении Ислама и превращении его в мировую религию Умар сыграл исключительную роль. Был знатоком хадисов и мусульманского права (фикха), толкователем Корана.

Убит в результате заговора персидским рабом Фирузом (Абу Лулу) в месяце Зульхиджа 23/644 г. во время руководства утренней молитвой. Перед смертью успел отдать распоряжение о созыве Совета для выбора нового халифа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector