Ранцевые огнеметы второй мировой

Создание морской мины

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

Торпеды и Мины

Немецкие минометы – первые образцы

Если перед Первой мировой войной немецкий рейх еще был
лидером в развитии и применении минометов, то после своего поражения Германия
снова принимается за разработку этого оружия только с 1930 г.

Ровно к началу войны в 1939 г. передовые части немецкой
пехоты получили тяжелый миномет «Гранатверфер 34» (schwere Granatwerfer 34, sGrW
34) производства «Райнметалл» (Rheinmetall). По
оценкам современников, в ходе войны это изделие превратилось в одну из важнейших
и эффективных категорий оружия. Пусковая установка калибра восемь сантиметров
(81,4 мм) состояла из ствола с казенником, опорной плиты, сошки и прицела.

Расчет sGrW 34 на понтоне. Учебное занятие по плану подготовки к высадке в Великобритании.

Конструкция ствола включала трубу, на которую наворачивался казённик.
В дно казенника вставлялось медное обтюрирующее кольцо, препятствовавшее прорыву
пороховых газов через резьбу при выстреле. На внешней поверхности ствола для
его грубой наводки на цель наносили белую линию.

Ствол на простой сошке устанавливался в направлении
стрельбы. Сошка имела две опорные ноги, соединенные шарниром. Устройство сошки
в определенной степени позволяло компенсировать неровности почвы, включая
поперечные. Нижняя пластина удерживала ствол и поглощала отдачу, возникавшую при
выстреле гранаты (мины).

Если по углу возвышения миномет наводился легко, то
изменение направления стрельбы представляло определенную проблему. Прицельное
приспособление позволяло устанавливать основное направление стрельбы. Как
замечают немецкие историки, только опытные солдаты на коротких дистанциях
справлялись с этим обстоятельством.

Экипаж БТР 251/2 с минометом sGrW 34

Боеприпасы

Оружие заряжалось со ствола: стрелок вводил гранату через
его дульный срез. Стандартный боекомплект миномёта включал осколочные и дымовые
мины (гранаты, 8-cm-Wurfgranate) весом по 3,5 кг каждая. Радиус
поражения осколочной мины достигал 30 м.

Наряду со стандартными осколочными минами при стрельбе из sGrW
34 использовались мины с вышибным зарядом. Он подбрасывал мину на высоту
1,5-2,0 м, где и детонировал основной заряд. Осколки, летевшие сверху вниз,
были более эффективны особенно в отношении укрывшейся живой силы.

Дополнительно могли применяться осветительные боеприпасы,
которые успешно применялись с целью обнаружения разведки противника ночью.

Расчет тяжелого миномета sGrW 34 состоял из шести человек: командира, наводчика, заряжающего и трех подающих

Контактные взрыватели мин были настолько чувствительными,
что для собственной безопасности расчетам требовалось следить, чтобы по
траектории полета мины отсутствовали малейшие препятствия (ветки деревьев,
маскировочные сети и т.п.). Использование взрывателя WgrZT в сильный дождь
вообще не рекомендовалось.

Вышибной заряд sGrW 34 включал в себя основной заряд
(хвостовой патрон) и три дополнительных кольцевых заряда, надевавшихся на
трубку стабилизатора. Стандартная осколочная мина (граната) находилась в полете
от 26 сек. Дальность стрельбы sGrW 34 лежала в пределах от 125 до 2200 м. Согласно
некоторым источникам, в ходе войны удалось её увеличить до 3500 до 4000 м.

Транспортировка

Оружие (вес около 60 кг) обычно перевозилось транспортным
средством для личного состава. Кроме того, миномет делился на три вьюка, причем
из шести военнослужащих расчета трое несли ствол. В качестве подручного
средства для транспортировки служила боевая одноосная тележка (Gefechtskarren If 9).

Боевая одноосная тележка Gefechtskarren If 9

Начиная с 1942 г., миномет sGrW 34 устанавливается на легкий и
средний  бронетранспортеры. В результате минометы
получают неожиданную мобильность, а соответствующие подразделения высокую
огневую мощь. В тот период разведывательные роты оснащаются легким (le SPW SdKfZ 250/7), а моторизованные и
саперные роты – средним БТР (m SPW SdKfz 251/2).

Легкий БТР SPW SdKfZ 250/7 с 8-см минометом на борту

В период с 1937 по 1945 гг. немецкая промышленность
изготовила более 70 тыс. sGrW
34, которые нашли  применение на всех
фронтах.

ТТХ тяжелого
немецкого миномета образца 1934 г.

Тяжелый немецкий мономет образца 1934 г.

  • калибр: 81,4 мм (8 см)
  • длина ствола: 1143 мм
  • масса: 57 кг
  • угол возвышения: от +40° до +89°
  • угол направления при угле возвышения 87°: до 14,4°
  • скорострельность: 30 выстр./мин.
  • расчёт миномета: 6 чел.
  • дальность стрельбы: 60-2400 м, позднее до 3500-4000 м
  • масса (гранаты) мины: 3,5 кг.

Отзывы владельцев

Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР

Окончание Первой Мировой войны, ознаменовало собой начало тотальной моторизации армии. Во всех армиях ведущих мировых держав вооруженные силы стали получать больше военной техники. На смену кавалерийским частям пришли бронированные дивизионы и танковые батальоны. Пехота пересела на бронетранспортеры и автомобили. Армии становились мобильными. На гусеничные шасси пересела и артиллерия. В штабах рождались новые концепции ведения военных действий, где основная роль отводилась подвижным механизированным соединениям.

Параллельно с разработкой планов ведения атакующих и наступательных действий совершенствовалась оборонительная стратегия. Франция, которая понесла во время Первой Мировой войны наибольшие потери на сухопутном фронте, делала упор на создание мощной, долговременной обороны, в которой минное оружие играло не последнюю роль. На самом опасном направлении, на границе с Германией, было принято решение построить долговременную оборонительную линию. Линия «Мажино», построенная в 1929-34 гг. стала яркими примером оборонительной стратегии того времени. Не отставали от французов и другие страны, которые старались обезопасить себя от стремительной атаки. Минные поля включались в систему обороны границ и растянулись на многие десятки километров. Основным оружием минного арсенала стали противотанковые и противопехотные мины.

Т-4

В СССР, который к тому времени превратился в мощную индустриальную державу, к минному оружию относились скептически. Ставка делалась на создание мощных ударных соединений, в состав которых входила кавалерия и танковые части. Об оборонительной стратегии в то время в советских штабах мало задумывались. Противотанковые мины и противопехотные мины включались только в систему обороны укрепрайонов, создаваемых по всей западной границе и на Дальнем Востоке. Как средство пассивной противотанковой обороны противотанковые мины в СССР стали появляться только в середине 30-х годов. Первая мина, специально созданная для подобных целей, – это Т-4. Боеприпас представлял собой деревянный или металлический ящик, в котором помещалось до 4 кг. взрывчатки. Обычно в качестве основного взрывчатого вещества применялся порошкообразный тротил. Устройство срабатывало при наезде на верхнюю часть заряда, оснащенного прижимной доской. Ставить ее можно было только в сухой грунт. Фугас был одноразового действия. Его невозможно было ни обезвредить, ни извлечь. Эта черта присуща всем первым отечественным противотанковым минам, которые выпускались в довоенное время.

В дальнейшем на вооружение Красной Армии поступают более совершенные и мощные фугасы, которые в свою очередь уже делятся на противогусенчиные и противоднищевые. Разница заключалась в том, что первые срабатывали при непосредственном наезде на боезаряд, тогда как вторые имели штыревой взрыватель, приводящий мину в действие при контакте с корпусом транспортного средства. Естественно отличалась и поражающая способность противотанковых мин. Противогусенчиные боезаряды наносили технике только локальные повреждения, лишая ее подвижности. Противоднищевые мины срабатывали под корпусом машины, нанося взрывом сильные повреждениям по всей поверхности днища. В результате действия такой мины танки, бронеавтомобили и другие транспортные средства полностью выводились из строя.

ТМ35

С этими образцами минного оружия Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну

Недостаточное внимание со стороны Высшего Военного руководства страны привело к тому, что в самый тяжелый период, осенью и зимой 1941 года, Красная Армия оказалась не готова к эффективной противотанковой обороне. Немецкие танковые колоны стремительно прорывались через оборонительные порядки на открытой местности, успешно взламывали фланги обороняющихся советских частей

Отсутствие противотанковых мин в необходимом количестве не позволяло создать прочную и устойчивую оборону на самых танкоопасных направлениях.

«Сюрпризы» для пехоты

Противопехотные мины устанавливались в одну линию. На участке вбивали два колышка и натягивали между ними толстый гладкий провод. После этого мины закапывали перед ним, на расстоянии одного-полутора шагов друг от друга. Само минное поле немцы обозначали белыми полосками бумаги, которые вешали на вбитые в землю колышки.

После завершения его создания командир сапёрной группы составлял отчётную схему. На карту наносились ориентир, азимут и расстояние от ориентира для определения опасного участка, дата минирования, марка мин и их количество.

С такой схемы снималось шесть копий. Одну сапёры отдавали командиру пехотного взвода, на участке которого поставлены мины. Остальные схемы передавались командиру стрелковой роты, командирам батальона, полка и дивизии. Последняя копия отсылалась в главный инженерный отдел германской армии.

Немецкие сапёры в Африке, 1942 год(источник фото)

Классификация противотанковых мин

По способу причинения вреда противотанковые мины делятся:

  • противогусеничные;
  • противоднищевые;
  • противобортовые.

По типу датчика цели противотанковые мины бывают:

  • нажимного действия;
  • магнитного действия;
  • теплового действия;
  • наклонного действия;
  • сейсмического действия;
  • инфракрасного действия.

Противотанковые мины по времени приведения их в боевое положение делятся на две основные группы:

  • приводящиеся в боевое положение мгновенно после удаления предохранительных блокирующих устройств.
  • приводящиеся в боевое положение после удаления предохранительных блокирующих устройств по истечении определенного промежутка времени, требующегося для удаления минеров от мины на безопасное расстояние (обычно от 2 мин до 72 часов).

По степени управляемости противотанковые мины делятся на неуправляемые и управляемые. Как правило, в противотанковых минах управляемость заключается в переключении оператором с пульта управления датчика цели в боевое или безопасное положение. Управление может осуществляться по командной радиолинии или по проводной линии. Смысл такой управляемости заключается в том, чтобы при движении через минное поле своих танков они не подрывались, а танки противника наоборот. Управляемость ПТ минами в смысле подрыва мин оператором, когда танк окажется в зоне поражения, в настоящее время не применяется.

По способу установки противотанковые мины делятся на:— устанавливаемые вручную;— устанавливаемые средствами механизации;— устанавливаемые средствами дистанционного минирования.

По извлекаемости и обезвреживаемости противотанковые мины делятся:

извлекаемые обезвреживаемые (мину можно снять с боевого взвода, а потом извлечь);
извлекамые необезвреживаемые (мину можно извлечь и, соблюдая осторожность, отвезти на полигон для подрыва; безопасной же сделать невозможно);
неизвлекаемые необезвреживаемые (при попытке удаления произойдёт взрыв; такую мину приходится либо взрывать на месте, либо, если заминировано ценное имущество, по одному обезвреживать элементы неизвлекаемости).

Противотанковые мины могут иметь систему самоликвидации или не иметь. Самоликвидация предусматривает по истечении заданного отрезка времени или при наступлении определенных условий (определенные температура, влажность, подача радиосигнала, проводного сигнала) производство взрыва мины или же перевод взрывателя в безопасное положение.

Венесуэльская галечная жаба

Галечная жаба — идеальное название для этой небольшой амфибии. Все дело в среде ее обитания и защитных механизмах. Она проживает на каменистых склонах, а так как летать эта жаба не способна, то при возникновении опасности она напрягает мышцы, и прыгает вниз. Благодаря минимальному весу, а также крепким мускулам, такие падения не вредят галечной жабе. Она приземляется в расщелинах или лужах, оставаясь живой и здоровой. Данная стратегия разработана для защиты от хищников, к примеру, тарантулов.

Мало того, что она скатывается по склонам как галька, жаба еще и напоминает ее своим внешним видом. Темный окрас жабы, чья длина не превышает 2,5 см, позволяет ей маскироваться среди скал, а в свернутом виде она ничем не отличается от небольшого камня.

12

Современные морские мины

Самой мощной из отечественных мин, созданных в до военном времени, признана M-26. Ее заряд составляет 250 кг. Это якорная «взрывчатка» с ударно-механическим типом активации. Из-за значительного объема заряда форма боеприпаса была изменена с шаровой на сфероцилиндрическу. Ее плюсом являлось то, что на якоре она располагалась горизонтально и транспортировать ее было проще.

Еще одним достижением наших соотечественников в сфере военного вооружения кораблей стала гальваноударная мина КБ, используемая как противолодочное оружие. В ней были впервые использованы чугунные колпаки-предохранители, покидавшие свое место автоматически при погружении в воду. В 1941 году к мине добавили клапан потопления, позволяющей ей самостоятельно погружаться на дно при отрыве от якоря.

В послевоенное время отечественные ученые возобновили гонку за лидерство. В 1957 году была выпущена единственная самоходная подводная ракета. Ею стала реактивная всплывающая мина КРМ. Это стало толчком к разработке кардинально нового типа оружия. Устройство КРМ произвело полную революцию в производстве отечественного морского вооружения.

В 1960 году СССР приступило к воплощению передовых минных комплексов, состоящих из мин-ракет и торпед. Через 10 лет ВМФ стал активно использовать противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, не имеющие аналогов за границей.

Очередным прорывом можно назвать мину-торпеду МПТ-1, имеющую двухканальную систему поиска и распознавания цели. Ее разработка длилась девять лет.

Все имеющиеся данные и испытания стали хорошей платформой для формирования более передовых форм оружия. В 81 году была закончена первая российская универсальная противолодочная мина-торпеда. Она незначительно отставала по своим параметрам американской конструкции Captor, при этом опережая ее в глубинах установки.

УДМ-2, вошедшая на снабжение в 78 году, применялась для повреждения надводных и подводных кораблей всех типов. Мина являлась универсальной со всех сторон, начиная от установки и заканчивая самоликвидацией на суше и в мелководье.

На суше мины не приобрели особого тактического значения, так и оставшись дополнительным типом вооружения. Морские мины получили совершенную роль. Только появившись, они стали стратегическим оружием, нередко смещающим остальные виды на второй план. Это связано с ценой для боя каждого отдельного судна. Численность кораблей в морском флоте определена и потеря даже одного галеона может сменить ситуацию в пользу противника. Каждое судно имеет сильную боевую мощь и значительный экипаж. Взрыв одной морской мины под судном может сыграть огромную роль в ходе всей войны, что несравнимо с множеством взрывов на суше.

См. также

Мины ручной установки

Такая форма противотан-ковых мин стала уже классической.

На протяжении первого послевоенного десятилетия о современных темпах перемещения воинских подразделений никто и не помышлял

Именно поэтому значительное внимание разработчиков отводилось минам ручной установки

Одним из ключевых прототипов противотанковых мин стала немецкая Tellermine 42. Ее конструкция оказалась настолько удачной, что в разное время ту же конструкцию использовали СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.

Не менее перспективной была и противопехотная выпрыгивающая мина кругового поражения SMI-35/44, разработанная также в Третьем рейхе. Ее конструкция стала основой советских противопехотных мин ОЗМ и американских М16. Среди производителей подобных мин числятся также Италия, Болгария, Югославия, Вьетнам и Китай.

Это интересно: советские выпрыгивающие мины, в отличие от зарубежных аналогов, подрывались после отстрела при помощи стальной проволоки, связывающей предохранительную чеку взрывателя и дно стакана-контейнера. Если мина по каким-либо причинам не выпрыгивала на нужную высоту, она не взрывалась.

Франция приступила к разработке противопехотной мины направленного действия еще в 1947 году, однако до ума ее довели инженеры США. В 1953 году она получила название M18 Claymore и широко применялась во вьетнамской войне, а затем и во множестве локальных конфликтов. Впоследствии мины аналогичной конструкции появились и в СССР — сначала МОН-50, имеющая сектор поражения около 60 градусов, а затем более мощная МОН-90. Кроме того, на вооружении Советской Армии состояла МОН-100, создающая весьма узкий поток поражающих элементов, убойных на расстоянии свыше ста метров.

Знаменитый «Клеймор», который можно встретить во множестве боевиков.
Установка «Клеймора». Какие бы мужественные лица не делали минеры, синий цвет мины выдает с головой ее учебное происхождение.
А вот МОН-50 не повезло, она так и осталась безвестной в игровом мире.

К противопехотным минам фугасного действия в этот период интереса не проявляли, хотя во время войны немецкие Schu-mine 42 очень неплохо себя зарекомендовали. Из примечательных образцов можно, пожалуй, вспомнить разве что советскую ПМН с нажимным датчиком, появившуюся в 1949 году, и такого же типа американскую М14, поступившую на вооружение армии США в 1955 году. Примечательно то, что именно эти мины стали первенцами нового направления «мин индивидуального поражения». Мина ПМН впоследствии дала начало целому семейству советских фугасных мин, а М14 широко использовалась во Вьетнаме, где осколочные мины кругового поражения показывали невысокую эффективность при значительной стоимости.

Это интересно: мины М14 сняты с вооружения армии США в 1974 году, однако Индия, Вьетнам и Бирма производят их и сегодня.

В послевоенные годы интенсивно развивались и различные специальные мины (объектные, противотранспортные, противодесантные). Вырабатывались эффективные методики их использования, создавались отказоустойчивые взрыватели замедленного действия (как часовые, так и химические). Серия советских взрывателей ЧМВ обеспечивала сроки замедления от 16 до 120 суток, а химические замедлители применялись при задержках от нескольких минут до нескольких суток. Активно велись исследования сейсмических и магнитных датчиков для противотранспортных мин.

Внутреннее устройство мины М14. Как видите, ничего сложного.

К началу 1960-х годов стало ясно, что мины ручной установки оказались тупиковой ветвью развития — тактика общевойсковых подразделений все больше опиралась на высокую мобильность. В первую очередь это касалось танковых войск, способных за сутки совершить рывок на тысячу километров.

Вторая мировая война убедительно показала, что минные заграждения, оперативно установленные в ходе боя, гораздо более эффективны, чем подготовленные заблаговременно. В первом случае враг несет ощутимые потери, а во втором он имеет возможность подготовиться к противоминным мероприятиям или определить пути обхода минных полей. Кроме того, оперативное минирование позволяло использовать мины экономнее, размещая их не на всех опасных направлениях, а в соответствии с конкретной обстановкой. Ручная установка мин при любом уровне организации не могла обеспечить выполнение задач по оперативному минированию.

Трехполосый листолаз

Интересные факты

Классификация

Мины, устанавливаемые в водах, подразделялись по способу установки, по срабатыванию взрывателя, по кратности, по способу управления, по избирательности.

По способу установки бывают якорные, донные, плавуче-дрейфующие на определенной глубине, самонаводящиеся торпедного типа, всплывающие.

По способу срабатывания взрывателя боеприпасы делятся на контактные, электролитно-ударные, антенно-контактные, неконтактные акустические, неконтрактные магнитные, неконтактные гидродинамические, неконтактные индукционные и комбинированные.

В зависимости от кратности, мины бывают многократными или же некратными, то есть детонатор срабатывает после однократного воздействия на неё или же установленного количества раз.

По управляемости боеприпасы делятся на управляемые или неуправляемые.

Основными установщиками морских минных полей служат катера и надводные корабли. Но часто минные ловушки расставляют подводные лодки. В срочных и исключительных случаях минные заграждения делает и авиация.

Тактико-технические характеристики

В России на вооружение с 1973 года была принята модель ОЗМ-72. Ее задействовали во время афганской кампании, а Узбекистан с 2000 года ставит «лягухи» на границе с Таджикистаном. На 2020 г. российский оружейный арсенал включал большое количество противопехотных мин со следующими характеристиками:

Тип Осколочная заградительная или противопехотная кругового поражения
Материал корпуса Сталь
Вес 5 кг
Тип ВВ тротил
Вес взрывчатого компонента 660 г
Поражение 2400 шариков/роликов из стали
Высота корпуса 17,2 см
Диаметр корпуса 10,8 см
Чувствительность От 1 до 17 кг
Радиус действия 25 м
Тип взрывателя МУВ-3, МУВ-4, МУВ-2 — без запала
МВЭ-72, МВЭ-НС — с запалом
Тип запала Капсюль с детонатором
Целевой датчик Обрывной/натяжной

Технические данные

Boeing B-29 Superfortress

Приведенные характеристики соответствуют модификации B-29.
Источник данных: Standard Aircraft Characteristics ; Loftin L. K., Jr., 1985.

Технические характеристики
  • Экипаж: 11 (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман, радист, оператор РЛС, штурман-бомбардир, 4 стрелка)
  • Длина: 30,18 м
  • Размах крыла: 43,04 м
  • Высота: 8,47 м
  • Площадь крыла: 159,79 м²
  • Стреловидность по передней кромке: 7° 1′ 26
  • Коэффициент удлинения крыла: 11,5
  • Средняя аэродинамическая хорда: 3,92 м
  • Профиль крыла: Boeing 117
  • Колея шасси: 8,69 м
  • Масса пустого: 32 432 кг
  • Масса снаряжённого: 36 652 кг
  • Максимальная взлётная масса: 63 503 кг
  • Максимальная посадочная масса: 61 235 кг
  • Масса в бою: 45 926 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 25 482 кг (с баками в бомбоотсеках)
  • Объём топливных баков: 35 443 л (с баками в бомбоотсеках)
  • Силовая установка: 4 × воздушного охлаждения Wright R-3350-79
  • Мощность двигателей: 4 × 2200 л. с. (4 × 1640 кВт)
  • Воздушный винт: четырёхлопастной изменяемого шага Hamilton Std 6526A-6
  • Диаметр винта: 5,05 м
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0241
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 3,82 м²
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 604 км/ч (на высоте 9144 м)
  • Крейсерская скорость: 547 км/ч
  • Скорость сваливания: 191 км/ч (при максимальной взлётной массе)
  • Боевой радиус: 3413 км
  • Практическая дальность: 6380 км
  • Перегоночная дальность: 8321 км (с максимальным запасом топлива, без бомб)
  • Практический потолок: 12 070 м (при боевой массе)
  • Скороподъёмность: 8,26 м/с
  • Время набора высоты:

    • 3048 м за 23,5 мин
    • 6096 м за 61,5 м
  • Нагрузка на крыло: 397,4 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 1594 м (при максимальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 680 м 
  • Аэродинамическое качество: 16,8
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 12 × 12,7 мм пулемётов с 500 патр. каждый
    • 4 сверху фюзеляжа спереди
    • 2 сверху фюзеляжа сзади
    • 2 под фюзеляжем спереди
    • 2 под фюзеляжем сзади
    • 2 в корме
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 4536 кг
    • максимальная: 9072 кг
  • Бомбы: свободнопадающие:

    • 40 × 227 кг
    • 12 × 454 кг
    • 8 × 907 кг
    • 4 × 1814 кг

Начинаются государственные испытания СКР «Адмирал Григорович»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector