Лёгкий танк pzkpfw i ausf.b

Александр Руцкой: «Расстрелом парламента в 1993-м руководили из Вашингтона»

Машины на базе PzKpfw I

Командирские машины

  • Leichter (Funk) Panzerwagen («лёгкая ради́йная бронемашина») — командирская машина на шасси PzKpfw I Ausf. A.
  • Kleiner Panzerbefehlswagen (Kl.Pz.Bf.Wg. — «малая командирская машина»), Sd.Kfz.265 — командирская машина на шасси PzKpfw I Ausf. B.

САУ

  • 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, известная также как Sturmpanzer I — самоходная артиллерийская установка на шасси PzKpfw I Ausf. B.
  • 4,7 cm Pak (t) Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, известная также как Panzerjäger I — противотанковая САУ на шасси PzKpfw I Ausf. B.
  • 2 cm Flak 38 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.A, известная также как Flakpanzer I — зенитная самоходная установка на шасси PzKpfw I Ausf. A.

Подвозчики боеприпасов

Munitionsschlepper auf Pz.Kpfw.I Ausf.A, также известный как Gerät 35 — подвозчик боеприпасов на шасси PzKpfw I Ausf. A.

Инженерные машины

  • Abwurfvorrichtungen auf Panzerkampfwagen I Ausf.B — обозначение PzKpfw I Ausf. B, оборудовавшихся в 1939 — 1940 годах «устройством для сброса взрывчатого заряда».
  • Ladungsleger auf Panzerkampfwagen I Ausf.B («укладчик взрывчатых зарядов») или Ladungsleger I, отличавшаяся улучшенным устройством для укладки заряда и увеличенным до 75 кг весом последнего.
  • Ladungsleger 41, оборудованный, помимо заряда взрывчатки, бангалорами.
  • Brückenleger auf Panzerkampfwagen I Ausf.A — мостоукладчик на шасси PzKpfw I Ausf. A, оснащавшийся жёстко крепившимся к корпусу танка мостом с 5-метровым пролётом.

Огнемётные Panzerkampfwagen I

В отличие от PzKpfw II и PzKpfw III, серийные огнемётные танки на базе PzKpfw I не производились. Но в ходе Североафриканской кампании, несколько PzKpfw I из состава Африканского корпуса были переоборудованы в огнемётные танки путём установки ранцевого пехотного огнемёта Flammenwerfer 40 на месте правого башенного пулемёта. Дальность огнеметания Flammenwerfer 40 не превышала 25 метров, а запаса огнесмеси хватало лишь на 10-12 односекундных пусков. Переоборудованные таким образом Pz.Kpfw.I применялись в ходе осады Тобрука в мае 1941 года.

Аналоги орудия Д-15

Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.

В 1934 -1935 г.г. танки Pz. Kpfw. I Ausf A не оснащались радиостанциями. Средствами связи служили только сигнальные флажки и ракеты, не позволявшие надежно п эффективно управлять бронетанковыми подразделениями. Позже на танки стали ставить коротковолновые приемо-передающие р/с Fu-5 или передатчики Fu-2. Радиоаппаратура фиксировалась в передней части БО.

Работал с рацией механик-водитель. Учения сразу продемонстрировали насколько неудобно механику-водителю отвлекаться от управления танком для работы на рации. Одновременно управлять танком и обслуживать радиоаппаратуру механик-водитель не мог. Очевидным стала необходимость создания специальной командирской машины с выделенным радистом. 

В 1935 г. на некоторых танках Pz. Kpfw. I (MG/Fu) Ausf A поставили радиостанции большой мощности. Рамные антенны ставили в корме. В конце 1935 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила шесть командирских танков под обозначением 1 Kl A. То были переоборудованные танки 1 A Las (Pz. Kpfw. I Ausf A). с увеличенной на 250 мм высотой боевого отделения. Танки не имели башен и вооружения, с 1936 г. они назывались Kleiner Panzerbefehlswagen.

В сентябре 1936 г. два или три танка KlPzBfWg (вариант 1 Kl A) доставлены в Испанию. На каждом малом командирском танке стояла одна коротковолновая приемо-передающая р/с Fu-5 с передатчиком мощностью 20 Вт, обеспечивающим радиосвязь на дистанции 13 -16 км, а также передатчик Fu-2. Расчет малого командирского танка включал в себя: радиста, водителя и командира. Позднее командирские танки получили вооружение в виде пулемета 7,92 мм MG-13, оперировал которым командир машины.

В 1935 — 1938 г.г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 200 командирских танков KlPzBfWg на шасси линейных танков Pz. Kpfw. I Ausf B с номерами 15001 — 15200. Командирские танки строились двумя партиями — 2 Kl B и 3 Kl B, которые различались составом оборудования. На машинах 2 KI B отсутствовала командирская башенка, а вместо пулемета MG-13 ставился пулемет MG-34, толщина лобовой брони составляла 13 мм на 1 Kl A и 14,5 мм для 2 Kl B, на командирских танках 2 Kl B последней производственной серии толщина лобовой брони увеличена до 19 мм.

На командирских танках 3 Kl B пулеметы MG-34 монтировались в установках, унифицированных с пулеметными установками танков Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV. В 1939 — 1940 г.г. на толике командирских танков KlPzBfWg поставили вместо радиостанции Fu-6 радиостанции Fu-8, обладавшие большей дальностью связи. Командирские танки KlPzBfWg поначалу оборудовались полужёсткими мачтовыми антеннами, позже на них стали монтировать рамные антенны, а с 1939 г. ставить гибкие антенны.

В каждом танковом батальоне согласно штату, полагалось иметь по два командирских танка KlPzBfWg, по одному в танковой роте, танк командира роты (Kompanie Chefpanzer). В штабе полка — три KlPzBfWg (или два KIPzBfWg и один PzBfWg III). По мере насыщения войск новыми командирскими танками PzBfWg 38 (t) и PzBfWg III, командирские танки KlPzBfWg передавались во вспомогательные подразделения. С машин снимали вооружение, после чего их применяли, в частности, для эвакуации раненых.

Командирские машины KlIPzBfWg Sd.Kfz. 265 3 Kl B использовались в роте «Глинике» и 1-м Minenraum батальоне, как машины управления. Боевые отделения командирских танков оборудовались аппаратурой для управления самоходными машинами разминирования Боргвард. На командирских танках KlIPzBfWg этих подразделений монтировались добавочные рамные антенны управляющей радиоаппаратуры, а в левых верхних люках монтировались панорамные телескопические приборы наблюдения.

Водителям командирских танков предписывалось вести машины на постоянной скорости для экономии зарядов аккумуляторных батарей, необходимых для питания радиоаппаратуры. Движением самоходок Боргвард В I управлял командир. На вооружении 1-м Minenraum батальона имелось 18 командирских танков KlPzBfWg, еще одну такую машину с рамной антенной использовал командир батальона инженер-майор Мюллер.

История создания

Причиной появления второй модификации PzKpfw I стала недостаточная мощность двигателя «Крупп» M301, установленного на PzKpfw I Ausf. A. Уже с самого начала испытаний первого прототипа, когда выяснилось, что с этим двигателем шасси не может развить скорость более 28 км/ч, «Управление вооружений» поручило фирме «Крупп» рассмотреть другие варианты силовой установки. Хотя в дальнейшем, после доработки, прототип сумел показать лучшие результаты и решено было начать его производство, не теряя время на поиски нового двигателя и работы по его установке, работы по поиску нового двигателя для танка продолжились.

В ноябре 1932 года фирмой «Крупп» был представлен предварительный проект установки на шасси «малого трактора» V-образного 8-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения мощностью 80 л.с. При этом «Крупп» сразу уточнила, что при установке такого двигателя на стандартное шасси, объём боевого отделения сокращается, и чтобы сохранить возможность установки на шасси броневой надстройки с пулемётной башней, требуется его удлинение приблизительно на 220 мм, а также переработка ходовой части с поднятием ленивца с грунта. В 1933 — 1934 годах был рассмотрен ряд двигателей производства различных фирм, и в итоге к 1935 году Управление вооружений остановилось на рядном 6-цилиндровом двигателе жидкостного охлаждения NL 38 Tr мощностью 100 л. с., созданном фирмой «Майбах». Поскольку этот двигатель также не помещался в моторном отделении стандартного шасси La.S, для него было использовано ранее созданной фирмой «Крупп» удлинённое шасси, отличавшееся добавлением в ходовую часть пятого опорного и четвёртого поддерживающего катков, а также поднятием ленивца с грунта. Данный вариант шасси получил обозначение , а модификация PzKpfw I на его базе получила обозначение Panzerkampfwagen I Ausführung B (Ausf. B). Также для обозначения модификаций PzKpfw I использовались обозначения «с мотором Крупп» (нем. mit Kruppmotor) и «с мотором Майбах» (нем. mit Maybachmotor). За исключением удлинения корпуса и ходовой части, а также замены двигательной установки и части трансмиссии, в остальном существенным изменениям по сравнению с PzKpfw I Ausf. A танк не подвергся.

К 15 января 1936 года, Управлением вооружений был выдан заказ на производство 325 PzKpfw I Ausf. B, чтобы довести таким образом число выпущенных PzKpfw I до 1500 единиц. Контракты на производство танков были распределены между фирмами «Даймлер-Бенц», «Хеншель», MAN и «Грузонверк». После принятия решения о выделении 72 из заказанных шасси для производства командирских танков, был выдан заказ на дополнительную серию из 150 машин, также распределённый между четырьмя перечисленными фирмами. Точные графики производства, как и в случае с PzKpfw I Ausf. A, для Ausf. B неизвестны, но поставка заказанных танков в войска была завершена к середине 1937 года. Всего было выпущено 399 танков этой модификации, в двух сериях, по 253 и 146 единиц. Эта модификация стал наиболее массовой – вплоть до июня 1937 года было собрано 1016 (по другим данным – только 675) танков с серийными номерами 10478-15000 и 15201-16500.

Основания создания.

Танки весом в шестнадцать-двадцать тонн, в немецкой военной литературе тех лет, назывались «полноценными боевыми». Через некоторое время они были воплощены в Pz.Kpfw III и Pz. Kpfw IV. Однако, проектные работы, доработка конструкции и освоение в производстве должны были занять определенное время. Поэтому для форсирования создания танковой промышленности, организации подразделений танковых войск, а также обучения экипажей танков, было принято решение заказать легкий танк весом в пять тонн и двумя членами экипажа, вооруженный пулеметами.

Машина должна была иметь сравнительно простую конструкцию, быть более дешевой в эксплуатации и производстве.  Итогом проведенных работ стало появление танка Рz.Kpfw I. Новая боевая машина уже в тридцать четвертом году пошла на комплектацию танковых частей. Танк весьма неплохо справлялся с ролью машины для обучения, а позднее использовался для ведения боевых действий.

Между тем освоение в производстве танков основного типа, по целому ряду причин приходилось откладывалось на более поздний строк. Для исправления ситуации требовался танк с лучшими боевыми характеристиками, но одновременно простой в производстве.

Техническое задание на новый танк оглашено 06.1934 г. Промежуточный тип танка должен был иметь более сильную броневую защиту, чем Рz.Kpfw I, но иметь вооружение из 20-мм автоматической пушки (по немецкой классификации — пулеметом) и еще одним пулеметом винтовочного калибра. В проектных работах приняли участие фирмы «Хеншель», MAH и «Крупп». Сроки проектирования изначально были определены как очень жесткие и весной тридцать пятого года конкурсанты предъявили опытные образцы. Для сохранения режима секретности проект проходил под наименованием «сельскохозяйственный трактор»- Las 100.

Предъявленные комиссии образцы фирм MAH и «Хеншель» представляли собой не более чем ходовую часть без башни. Обе машины использовали блокированную подвеску и полуэллиптические листовые рессоры. Проект «Крупп» внешне походил на прототип Рz.Kpfw I, с башней увеличенных размеров и новым вооружением.

После рассмотрения всех предложенных конструкций, было решено запустить в с серию проект от «MAH», как «2 cm MG Panzerwagen». Познее по принятию на вооружение, название было изменено на » Panzerkampfwagen II «.

Рz. II, так же как и его предшественник Рz. I, были именно теми машинами, со строительства которых немецкая промышленность освоила серийный выпуск танков, а танковые войска прошли путь от подготовки экипажей до боевого слаживания крупных танковых соединений. Эти же машины стали основой танкового парка во время накопления опыта первых танковых операций в Польше и Норвегии.

Первая предсерийная партия из десятка Рz.Kpfw II Ausf.a1 была изготовлена MAH, в тридцать пятом году. Компоновка «двойки» практически не отличалась от таковой Рz. I. Новая машина имела несущий бронекорпус, изготовленный при помощи сварки с усилением из штампованного профиля и уголков. Характерным отличием машин этой серии стала эллипсовидная лобовая деталь бронекорпуса, выполненная при помощи литья. Башня танка с небольшим (21-22 градуса) рациональным углом наклона бронелистов.

История PzKpfw-1

Танк PzKpfw-1 разрабатывался фирмой Krupp под «кодовым словом» Landwirtschaftlicher Schlepper (сельскохозяйственный тягач). Сначала Krupp разработали подвеску, соответствующую требованиям Вермахта:

  • масса шасси не более 2650 кг;
  • коммерческий карбюраторный двигатель воздушного охлаждения «Крупп» M 301 мощностью 60 л. с.;
  • максимальная скорость не менее 45 км/ч;
  • максимальный преодолеваемый подъём — не менее 35°;
  • круговое 12,4-мм бронирование, защищающее от бронебойных пуль винтовочного калибра.

Параллельно с этим велась разработка надстройки — башни с вооружением. Первоначально задумывалось создать башню с 20-мм пушкой и пулеметом, затем пушку заменили пулеметом, а после вообще изменил конструкцию башни в пользу башни о спаренными пулеметами.Танки выпускались и собирались по частям: в июле 1933 года Управление вооружений Германии заключило контракт с фирмой «Крупп» на 135 шасси и еще 5 фирм должны были выпустить по 3 единицы шасси. Планировалось, что в марте 1935 года уже на все 150 шасси будет установлена верхняя надстройка, но лишь на 20 из них была установлена башня из неброневой стали. Эти машины использовались в учениях. После были сделаны остальные башни, и первые 150 PzKpfw-1 использовались в основном для обучения экипажей.

ЧТО ТАКОЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

Средние танки

Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для макси­маль­ного приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.

Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись коротко­ствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными броне­плитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.

Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».

«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.

Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.

В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.

По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.

А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.

Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:

И далее он пишет:

Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.

КВ-1 и КВ-2

В Советском Союзе в 1939 г. появился небольшой, но хорошо защищённый однобашенный танк КВ. Его вооружение не уступало вооружению двухбашенных танков Т-100 и СМК.

В те годы у танковых орудий ещё не было приспособлений, стабилизирующих орудие и позволяющих вести прицельный огонь с ходу. Во время атаки перед выстрелом командир танка или наводчик давал механику-водителю команду остановиться. В многобашенном танке такую команду давал наводчик каждого орудия. Пока он производил выстрел, другие башни оставались без дела. Они не могли стрелять, так как в это время их наводка сбивалась, а боевым расчётам приходилось вновь наводить орудие на цель. Тогда решили, что вместо одного сверхтяжёлого двухбашенного танка лучше использовать два однобашенных.

По результатам испытаний именно КВ был принят на вооружение Красной армии. С февраля 1940 г. началось его серийное производство. В то время не существовало танка, равного КВ.

Танк КВ-1 стал основным тяжёлым танком Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны

Однако в это время всё же появился более мощный танк, который сегодня всем известен как КВ-2. Идея его создания появилась у военных во время штурма опытными танками КВ, Т-100 и СМК финских укреплений на Карельском перешейке. Красной армии потребовались ещё более мощные танки, оснащённые пушкой большого калибра, снаряды которой могли бы проламывать бетонные казематы. Такие огневые точки могла крушить тяжёлая 152-мм гаубица, стрелявшая снарядами весом 50 кг! И тогда на танк КВ поставили огромную башню весом 12 т, в которой едва поместилась тяжёлая гаубица.

КВ-2

В конце зимы 1939/40 г. три таких танка появились на Карельском перешейке. Боевое крещение прошло успешно, и сверхмощную боевую машину запустили в серийное производство. В серии танк немного изменили: для него спроектировали более просторную башню с дверью в кормовом бронелисте. Такая «калитка» ослабила броню, но она служила для загрузки в танк боеприпасов. Затаскивать на крышу башни тяжёлые, скользкие снаряды весом по 50 кг и опускать их через верхний люк внутрь танка было неудобно. В то время названия КВ-2 ещё не существовало. Просто был танк КВ в двух вариантах — с большой башней и малой. И лишь перед войной с Германией танк с 76,2-мм пушкой стали называть КВ-1, а танк со 152-мм орудием — КВ-2. Тогда же на танки КВ начали устанавливать дополнительную броню, прикручивая её на болтах к башне и корпусу. Первые бои показали, что она не нужна — имевшейся бронезащиты оказалось достаточно. Огромные КВ-2 вскоре сняли с производства. КВ-2 предназначались для наступления и штурма укреплённых районов противника, а в первые месяцы войны Красная армия вынуждена была отступать, и ни о каком штурме вражеских укреп-районов речь уже не шла.

Комментарии

Литература

Источник[править]

Бронетехника Третьего рейха


1914 — 1918 → 1919 — 1945 → 1946 — 1991 → 1991 г. — настоящее время

Лёгкие танки:

Krupp LeichttraktorRheinmetall LeichttraktorLeichttraktor ChristieKleintraktorLa.S.2-cm Kleintraktor • PzKpfw I Ausf.A • PzKpfw I Ausf.B • PzKpfw I Ausf.C • PzKpfw I Ausf.F • PzKpfw II • PzKpfw 35(t) • PzKpfw 38(t) Ausf.A • PzKpfw 38(t) Ausf.B • PzKpfw 38(t) Ausf.C • PzKpfw 38(t) Ausf.D • PzKpfw 38(t) Ausf.E • PzKpfw 38(t) Ausf.F • PzKpfw 38(t) Ausf.S • PzKpfw 38(t) Ausf.G • PzKpfw 38(t) Ausf.G (trop) • PzKpfw 38H 735(f) • Luchs • T-15PzKpfw 38(t) n.A.VK 16.02 Leopard

Средние танки:

Grosstraktor • PzKpfw III • MKAPzKpfw III/IV • PzKpfw IV • PzKpfw S35 739 (f) • VK 30.01 (H)VK 30.01 (P)VK 30.01 (D)VK 30.02 (D)VK 30.02 (MAN) • Panther • Panther IIE-50

Тяжёлые танки:

NeubaufahrzeugDW IDW IIVK 36.01 (H)VK 65.01 (H)VK 45.01 (P)Porsche Typ 102Typ 130 (P)Tiger (P)VK 45.01 (H) H1VK 45.01 (H) H2 • Tiger I • VK 45.02 (P)VK 45.02 (P) Ausf. AVK 45.02 (P) Ausf.BVK 45.02 (H)VK 45.03 (H) • Tiger II • E-75E-75 TS

Сверхтяжёлые танки:

LöweVK 100.01 (P)K.3381K.3382K.3384MäuschenVK 168.01 (P)K.3387Porsche Typ 205/1Porsche Typ 205/2 • Maus • Tiger-MausE-100Landkreuzer P. 1000 RatteLandkreuzer P. 1500 MonsterPzKpfw IXPzKpfw X

Штурмовые орудия:

StuG III • StuH 42 • StuIG 33B • StuG auf Leopard • StuG IV • Sturmpanzer IV • PzSf IVbHeuschrecke 10 • Sturmtiger

Истребители танков:

LTr Rheinmetall Selbstfahrlafette • Panzerjäger I • Leichte Panzerjäger • Panzerjäger 35R • Marder I • Marder I 39H(f) • Marder I FCM36(f) • Marder II • Marder III • Nashorn • Sturer EmilDicker Max • Ferdinand • Elefant • Grille 12Grille 15 • Jagdpanzer IV/48 • Jagdpanzer IV/70 (A) • Jagdpanzer IV/70 • Jagdpanzer 38(t) Hetzer • Jagdpanther • Jagdtiger • 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger • E-10E-25E-25 (P)

Самоходные гаубицы:

Sturmpanzer I • GPz Mk VI (e) sFH 13 • Sturmpanzer II • VK 302 mit 10,5 cmVK 302 mit 15 cmWaffenträger Leopard • SdKfz 135/1 • Wespe • Grille • Hummel • Geschutzwagen PantherGerät 809

Реактивные системы залпового огня:

Panzerwerfer 42 • Wurfrahmen 40

Зенитные самоходные установки:

Kfz 4 • SdKfz 10/4 • SdKfz 6/2 • Flakpanzer I • Flakpanzer T-34 (r) • VFW 8,8 cm FlaK 41VFW 8,8 cm FlaK 37 • Flakpanzer 38(t) • Möbelwagen • Wirbelwind • Ostwind • KugelblitzFlakpanzer LeopardFlakpanzer V

Бронеавтомобили:

SdKfz 13 • ADGZ • SdKfz 231 (6-Rad) • SdKfz 221 • SdKfz 222 • SdKfz 231 (8-Rad) • PzSpWg L201(h) • Saurer RK9Kugelpanzer • SdKfz 254 • SdKfz 233 • SdKfz 234 • SdKfz 234/2 Puma

Боевые разведывательные машины:

PzBefWg III • Artillerie-Pzerbeobachtungswagen • PzBefWg IV • PzBeobWg Panther

Бронетранспортёры:

Gepanzerter Kraftwagen • SdKfz 250 • SdKfz 251 • SdKfz 247

Бронированные ремонтно эвакуационные машины:

Bergepanzer III • Bergepanther • Bergetiger

Грузовые автомобили:

Borgward B 3000 • Büssing-NAG G31 • Büssing-NAG 3GL6 • Büssing-NAG 500S • Büssing-NAG 500A • Büssing-NAG 4500S • Büssing-NAG 4500A

Артиллерийские тягачи:

Radschlepper Ost • sWS

Бронетракторы:
5cm PaK 38 auf CatSchS(f)

Спецтехника:

KlPzBfWg • PzKpfw I Ausf.B Ladunsleger

Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.

Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:

  • силовая установка в корме;
  • в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.

Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.

На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:

  • полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
  • планетарный механизм поворота;
  • многодисковый главный фрикцион;
  • бортовые передачи

Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.

Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.

Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.

Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.

По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.

Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.

Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.

В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.  

Производство танков Тигр I.

Месяц год
1942 г. 1943 г. 1944 г.
Январь   35 93
Февраль   32 95
Март   41 86
Апрель 1 46 104
Май   50 100
Июнь   60 75
Июль   65 64
Август 8 60 6
Сентябрь 3 85  
Октябрь 11 50  
Ноябрь 25 60  
Декабрь 3 65  
Итого 78 649 623

Тактико-технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, т. 56,9
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8450
длина корпуса 6316
ширина 3705
высота 3000
клиренс 470
 Высота линии огня, мм.  2195
 Макс. скорость движения, км/ч.  
 по шоссе  40
 по персеченной местности  20-25
Запас хода, км. 
 по шоссе, км.  100
 по персеченной местности  60
 Преодолеваемые препятсвия: 
 угол подъема, град.  35
 высота стенки, м. 0,79
глубина брода, м. 1,2
 ширина рва, м.  2,3
Длина опорной  поверхности, мм. 3606
 Удельное давление,кг/см2  1,05
Удельная мощность, л.с/т. 11,4

Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя – танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.

Pz.Kpfw.IV Ausf.А

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector