Фото су-35
Содержание:
- Третье поколение: всепогодный Су-24
- Крупнейший самолет в мире совершил второй полет после двухлетнего перерыва
- Второе поколение: начало эры реактивных истребителей
- История создания и испытаний истребителя Су-33УБ
- Краткая история создания самолета Су-80
- Внешние ссылки
- Запрещена или нет
- 6. Отработанные задачи
- Выдающиеся боевые качества
- Бомбардировщики России
- См. также
- Материалы по теме
- Разметка строевого плаца в соответствии с уставом ВС РФ
- Помповое оружие
- Истребители
- Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57
- ГАЗ-3307: технические характеристики
- Ход битвы под Прохоровкой
- Примечания
- 20. Пожар в районе цели
- Тактико-технические характеристики
- Таблица стрельбы осколочной гранатой ОГ-9
- Литература
- В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27
- Профилактическая обработка от болезней и вредителей
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27
- Истребитель Су-15 – видео
Третье поколение: всепогодный Су-24
Третье поколение представляет Су-24 – всепогодный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Этот самолет до сих пор успешно эксплуатируется ВКС России спустя 26 лет с момента окончания его выпуска.
Конструкторы КБ Сухого создали мощный двухдвигательный сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. На борту самолета стояла новейшая для того времени прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входила бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). Отличительной особенностью машины являлась также широкая номенклатура средств поражения, которая включала как управляемое, так и неуправляемое вооружение. Су-24 стал первым в СССР ударным самолетом тактической авиации, который можно было использовать в любое время дня и ночи и при любых погодных условиях.
Самолет Су-24
В 1983 году был принят на вооружение модернизированный Су-24М. Кстати, на этой машине совершена почти половина боевых вылетов в ходе военной операции России в Сирии.
Крупнейший самолет в мире совершил второй полет после двухлетнего перерыва
Второе поколение: начало эры реактивных истребителей
В 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано, но в мае 1953 года – снова восстановлено. Возрождение КБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации и разработкой истребителя второго поколения.
Правительство поручило ОКБ Сухого создание двух видов истребителей: фронтового и перехватчика. Коллектив ОКБ начинает работу сразу над двумя вариантами, присвоив изделиям шифры: Т – треугольное крыло, С – стреловидное. Так основными направлениями в работе КБ на ближайшие десять лет стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.
Первый полет фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. Через три года он был запущен в серию под обозначением Су-7. Этот реактивный истребитель стал первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого.
Самолет Су-7
Для самолета нового поколения, способного в два раза превысить скорость звука, Павел Сухой выбрал еще только проектируемый двигатель АЛ-7Ф конструкции Архипа Люльки. На протяжении десятилетий эти два легендарных конструктора будут работать сообща.
Одновременно с созданием С-1 (в серии − Су-7) со стреловидным крылом ОКБ Сухого вело работы по самолету с треугольным крылом – Т-3 (в серии − Су-9). Этот перехватчик был способен уничтожать воздушные цели противника благодаря установленной на борту одной из первых отечественных радиолокационных станций – РП-9 (ЦД-30).
Самолеты Су-7 стали долгожителями боевой авиации. Они 40 лет стояли на вооружении девяти стран мира, помимо СССР. На базе Су-7 разработано более 10 модификаций, включая экспериментальные самолеты и летающие лаборатории. Один из них − самолет С-22И, ставший родоначальником нового семейства машин типа Су-17. Разработанный в середине 1960-х годов, он стал первым отечественным самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Перехватчик Су-9 был в строю около 20 лет и стал основой для семейства самолетов: Су-11, Су-15, Су-17.
Самолет Су-9
Су-15 был оснащен радиолокационной станцией с антенной большого диаметра в носовой части фюзеляжа, которая обеспечивала существенное повышение боевых характеристик. Самолет был способен осуществлять перехват на встречных курсах и перехват маловысотных целей.
История создания и испытаний истребителя Су-33УБ
Аппарат типа Су-33УБ является глубокой модификацией самолета Су-33, который использовали для авианосцев. Началом создания новой машиной можно считать 1989 год. Именно тогда конструкторское бюро Сухого приступило к проекту учебной машины, которую планировалось использовать для обучения строевых пилотов-корабельщиков. При проектировании практически сразу было решено изготовить тандемную машину. Это решение было принято за счет того, что машина с таким расположением пилотов может выполнять задания более эффективно и быстро.
Новый образец был построен на авиазаводе в Комсомольске, но окончательная компоновка систем была закончена в Москве.
Впервые самолет Су-33УБ совершил отрыв от взлетной полосы весной 1999 года на Жуковском аэродроме. Характеристики данного аппарата значительно превосходят зарубежные аналоги, например, такие самолеты, как F-14D и «Боинг» F/A-18E/F.
Основой успеха самолета Су-33УБ можно считать новый бортовой комплекс, который позволяет производить разнообразные военные операции. Кроме того, вся аппаратура создана специально для работы в морских условиях. Что касается данной модели истребителя, то она имеет отличные характеристики при посадке и взлете с наземных аэродромов с достаточно короткими взлетными полосами.
Краткая история создания самолета Су-80
Разработки самолета Су-80 начались с 90-х годов прошлого века по инициативе конструктора М.П. Симонова. Первоначально самолет проектировался для военных потребностей. За два года был сформирован первоначальный облик машины. Данный аппарат должен был совершать перевозку грузов и пассажиров на линиях местного значения. Главной задачей конструкторов было изготовление качественно новой версии самолета, который мог вытеснить старые, менее качественные модели аналогичного типа.
С 1993 года данным проектом заинтересовались в КнААПО, что в Комсомольске. За счет этого финансирование изготовления Су-80 производилось данным объединением и конструкторским бюро Сухого. Данная модель была включена во всероссийскую федеральную программу, которая должна была производить полное финансирование, но средства практически не поступали. Из-за этого изготовление машины несколько раз было отложено.
Внешние ссылки
Запрещена или нет
Недавно запатентованная в России телескопическая дубинка может оказаться незаменимым помощником во многих ситуациях, в которых требуется самооборона.
Несмотря на это, любой вид дубинки запрещен для свободного использования, поскольку относится к классу холодного оружия.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об оружии» 1996г. (Скачать можно здесь) хранение, транспортирование и применение на территории России предметов ударно-дробящего действия используемых в качестве оружия запрещено.
Складные дубинки используются хоть и в целях самообороны, но в качестве оружия. Таким образом, они могут быть изъяты органами внутренних дел.
Однако, в случае применения дубинки исключительно в целях самозащиты ее владельцу представителями органов правопорядка высказывается устное предупреждение, выписывается административный штраф либо конфискуется оружие.
Применение данного оружия будет учитываться в качестве отягчающего обстоятельства при расследовании уголовного дела.
Соответственно, за изготовление и сбыт данного устройства применяется уголовная ответственность, за ношение – административная.
Однако, телескопические дубинки встречаются достаточно часто и их можно приобрести на черном рынке. Можно встретить разные виды дубинок – кинетическую, пневматическую, инерционную. Любая модификация дубинки не перестает быть наиболее востребованным видом из средств самообороны. Смотрите видеообзор телескопических дубинок ESP 21HE\23H:
6. Отработанные задачи
Выдающиеся боевые качества
По тактико-техническим характеристикам Су-35С заметно превосходит базовую модель Су-27 и её модернизированную версию, которая проходила испытания в 1980-е и 1990-е годы. Как и обещали в ОКБ Сухого, в машине широко применяются технологии пятого поколения. Конструкторам удалось уменьшить эффективную площадь рассеивания (ЭПР) и радикально улучшить качество БРЭО.
Главное достоинство Су-35 — это многофункциональная радиолокационная станция (РЛС) с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) Н035 «Ирбис», разработанная в стенах НИИП имени В.В. Тихомирова (Жуковский). Детище подмосковных специалистов может обнаруживать и сопровождать до 34 целей на дальности до 400 км.
Также по теме
«Прекрасный боевой самолёт»: каким потенциалом обладает новейший российский истребитель МиГ-35
РСК «МиГ» направила заявку на участие в тендере ВВС Индии на приобретение 110 многоцелевых истребителей. Об этом сообщил глава…
Кроме того, Су-35 оснащён самыми современными средствами связи, навигационным оборудованием и комплексом РЭБ. Форма планера и крыльев существенных изменений не претерпела. Однако ресурс конструкции самолёта увеличился в три раза по сравнению с аналогичным показателем Су-27. Су-35 может эксплуатироваться на протяжении 30 лет без проведения капитально-восстановительного ремонта.
Су-35 на четыре тонны тяжелее предшественника (38,8 т), но, несмотря на это, он не утратил великолепные лётные характеристики. На машине установлены турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-41Ф1С («изделие 117С») разработки НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Силовой агрегат обладает тягой до 14,5 т и даёт возможность развивать скорость до 2,3 Маха (около 2,5 тыс. км/ч).
В ноябре 2017 года лётчик-испытатель Сергей Богдан рассказал в интервью ТАСС, что Су-35 обладает потрясающей манёвренностью и управляемостью в экстремальных условиях. Эти качества дают российскому истребителю весомые преимущества даже в самом сложном воздушном бою. По словам специалиста, самолёт способен совершать быстрый разворот вокруг своей оси, мгновенно находить цель и проводить атаку.
- Су-35 выполняет тренировочный полёт
Су-35 снискал славу не только в России, но и за рубежом. В 2015 году Москва заключила с Пекином контракт на поставку 24 единиц общей стоимостью $2,5 млрд. В 2018 году соглашение о продаже 11 истребителей было подписано с Индонезией. В настоящее время ведутся переговоры о возможной поставке 54 машин Пакистану.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что в Су-35 воплотился огромный опыт, накопленный в стенах ОКБ Сухого. По его мнению, инвестиции в глубокую модернизацию Су-27 себя полностью оправдали. В результате совершенствования самолёт получил выдающиеся для четвёртого поколения боевые качества. Эксперт полагает, что Су-35 наряду с Су-30СМ может стать основным строевым истребителем ВКС.
Бомбардировщики России
Что такое бомбардировщик нам очень точно объяснит Википедия: Бомбардировщик — военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов средствами бомбового и/или ракетного вооружения.
.
Дальний бомбардировщик Ту-160
Ту-160, получивший неофициальное название «Белый лебедь» — самый быстрый и тяжёлый дальний бомбардировщик в мире. Ту-160 «Белый лебедь» способен развивать сверхзвуковую скорость, не каждый истребитель способен угнаться за ним.
Смотрите ещё фото Ту-160 «Белый лебедь».
Дальний бомбардировщик Ту-95
Ту-95 является ветераном дальней авиации России. Разработанный в далёком 1955 году, пройдя множество модернизаций, Ту-95 всё ещё является основным дальним бомбардировщиком России.
Смотрите ещё фото Ту-95.
Дальний бомбардировщик Ту-22М
Ту-22М – ещё один дальний бомбардировщик ВКС России. Имеет крылья изменяемой стреловидности, как и Ту-160, но его размеры меньше.
Смотрите ещё .
См. также
Материалы по теме
Разметка строевого плаца в соответствии с уставом ВС РФ
В соответствии со строевым уставом плац должен иметь четкую разметку и расположение всех объектов. Приложение 9 предписывает следующие элементы:
- Строевая площадка. На плацу их несколько, разметка квадратов для строевой подготовки имеет идентичные параметры.
- Стенды. На них наглядно изображается выполнение действий в строю, положение рук, оружия и другие аспекты, необходимые для строевой подготовки.
- Зеркала. Необходимы для приведения себя в порядок, а также возможности оценить свои действия со стороны.
- Места для линейных. Нужны для определения дистанций и организационных аспектов.
- Трибуна. Устанавливается в центре, предназначена для начальства при проведении торжественных и массовых мероприятий.
- Линия для построения. Используется для отработки действий в строю и ряда других аспектов.
- Флагштоки. Используются как для торжественных мероприятий, так и для повседневных.
- Площадка для передвижения во время боя. Предназначена для отработки соответствующих действий, команд и приемов.
- Площадка с машинами. Используется для отработки взаимодействия с техникой, включая действия рядом с ней и на ней.
- Места для курения и чистки обуви.
Отдельные предписания относятся к разметке. Строевые площадки имеют размер 16х8 метров. Разделяются равномерно, также оставляется место для торжественного прохождения подразделений.
В 6-8 метрах от трибуны проводится линия прохождения правофланговых. В шаге от нее отводятся места для линейных, между которыми выдерживают дистанцию в 10-15 метров.
Помповое оружие
Истребители
Главной задачей этих аппаратов является уничтожение самолетов и других объектов, которые находятся в воздухе.
Названия самолетов-истребителей знатоку военного дела тоже скажут о многом. Наиболее известные советские модели периода Второй мировой войны – ЛаГГ-3, И-15 бис, МиГ-3, И-16, И-153, Як-1. В эту же эпоху мировую известность завоевали немецкие самолеты Bf.109, Bf.110 и Fw 190, а также реактивные Me.262, Me.163 Komet и He 162 Volksjager.
Среди советских истребителей более поздней эпохи следует выделить МиГ-31, Су-27 и МиГ-29. В настоящее время небо заполняют современные российские самолеты. Названия их прекрасно известны специалистам авиатехники. Это истребители поколения 4++ Су-35 и Миг-35.
Из современных американских моделей выделяются первый в мире истребитель поколения номер пять Boeing F-22, а также более ранние модели F-4 и F-15 Eagle.
Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57
Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.
Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.
Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).
Самолет Су-57
Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.
В 2018 году подписан контракт с Министерством обороны России на поставку в войска самолетов установочной партии Су-57. А в мае этого года Владимир Путин анонсировал закупку Минобороны 76 истребителей Су-57, которые должны поступить на вооружение трех авиационных полков к 2028 году. Этот контракт может стать рекордным в истории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
ГАЗ-3307: технические характеристики
Ход битвы под Прохоровкой
В описании сражения тоже много разночтений, связанных как с разницей в восприятии, так и с пропагандистскими соображениями. Но историкам известны и неоспоримые факты.
В 8-00 12 июля советский командующий, генерал-лейтенант П.А. Ротмистров отдал приказ начать артиллерийскую подготовку, а через четверть часа – танковое наступление. Но вскоре советские танковые колонны вышли во фланг наступающим колоннам гитлеровцев. Советским танкистам пришлось срочно перестраиваться и менять план сражения.
Советские танки постарались как можно быстрей преодолеть отделяющее их от противника расстояние. Потом некоторыми зарубежными специалистами эти действия были названы «кавалерийской атакой» (с ярко выраженной иронией). Но у советских танкистов не было иного выхода – им надо было выйти на расстояние выстрела. Немецкие соединения получили поддержку своей артиллерии, и она нанесла наступающим танкам Красной армии значительный урон. Но все же советские части сумели выйти на «свою» дальность стрельбы и завязать бой на коротких дистанциях.
Столкновение большого количества танков на относительно небольшом участке получилось очень жестоким. Гитлеровцами было предпринято 2 попытки флангового обхода атакующих советских частей, но в обоих случаях своевременная присылка подкреплений сорвала эти замыслы.
Основная часть сражения закончилась к середине дня. Гитлеровские войска вынуждены были отойти, но советские после столь тяжелого сражения не могли их преследовать.
Примечания
- C 1989 года главным конструктором назначен К. Х. Марбашев.
- Фактически строевая эксплуатация самолёта началась ещё до формального принятия его на вооружение.
- В некоторых источниках приведена высота самолёта в 5,9 м, что равно исходному самолёту. Известно, что высоту килей на Су-27К пришлось уменьшить в 1987 году, чтобы самолёт проходил в ангар, поэтому реальная высота корабельного самолёта должна быть менее 5,9 м.
- В некоторых источниках приводится цифра сухого веса в 18500 кг.
- Полная заправка внутренних баков и ракеты «воздух-воздух»; с такой массой самолёт взлетает с ближних (1-й и 2-й) стартовых позиций ТАКР при ходе корабля от 7 узлов.
- Приведено максимальное разрешённое значение; с полной заправкой внутренних баков и 6500 кг боевой нагрузки Су-33 имеет массу 32200 кг. С такой массой самолёт взлетает с дальней (3-й) стартовой позиции ТАКР при ходе корабля от 15 узлов.
- Приведена тяга на форсаже в чрезвычайном режиме; обычная форсажная тяга составляет 12500 кгс, а максимальная бесфорсажная тяга каждого двигателя составляет 7670 кгс (74,5 кН).
- На раннем этапе проектирования (1972-1977 годы) предполагалось существенно дополнить вооружение палубных самолётов семейства Су-27К за счёт противокорабельных и противорадиолокационных ракет, а также оснастить штурмовую версию самолёта новым ПрНК «Пума».
- Уменьшение габарита в сложенном виде требовалось из-за конкуренции с более компактным МиГ-29К, чтобы на палубе и в ангаре корабля могло бы размещаться не меньшее число Су-33.
- К тому времени первый опытный образец (Т10К-1) был потерян в аварии, поэтому в ЛКИ на корабле участвовал только экземпляр Т10К-2. Следует отметить, что его посадка на палубу 1 ноября 1989 года была первой посадкой самолёта обычного типа на авианосец в истории отечественного флота вообще; первенство же во взлёте обычного самолёта с корабля в тот же день было закреплено за МиГ-29К.
- Каждый экземпляр установочной партии получил обозначение от Т10К-3 по Т10К-9; номер Т10К-0 ранее получил нелётный образец для статических испытаний, а лётные Т10К-1 и Т10К-2 составляли опытную серию.
- При официальном принятии на вооружение самолёт получил новое обозначение Су-33 вместо прежнего Су-27К.
- В ряде источников указывается цифра в 25 серийных машин, однако по серийным номерам известно, что строилось как минимум 6 серий по 5 единиц (4, 5, 6, 7, 8 и 9 серии), причём из 9-й серии был выкуплен флотом всего один самолёт (достроенный в 1997 году самолёт зав. №09301, получивший бортовой номер 88 красного цвета). Пять серий по 5 единиц плюс один самолёт как раз дают цифру в 26 построенных самолётов. Возможно, ещё в одной из серий, кроме 9-й, также были закончены не все 5 самолётов.
- Не считая двух нелётных экземпляров для наземных испытаний.
- Если РВП видит по индикатору, что самолёт на глиссаде не выдерживает посадочный угол – то либо предупреждает лётчика, либо, если тот не успевает исправить положение, отправляет его на повторный заход. Подобный трёхцветный индикатор с той же целью установлен снаружи на всех палубных самолётах США.
- 279-й ОКИАП стал «истребительным» именно благодаря перевооружению на Су-33, до того основу матчасти полка составляли палубные штурмовики вертикального взлёта Як-38, и он имел название «штурмового» (279-й ОКШАП).
- Причиной аварии был отказ гидросистемы.
- Переобозначен как образец Т10КУБ-1, борт.№ синий 21.
- Причиной аварии был отказ системы управления.
- Причиной признали ошибку пилотирования.
- Самолёт разбился в демонстрационном полёте при выполнении предельных режимов.
- Авария произошла из-за ошибки пилотирования при выполнении фигуры «Кобра».
- Во время похода в северной Атлантике при посадке произошёл обрыв троса, самолёт рухнул в океан и затонул на глубине 1100 м; лётчик успел катапультироваться.
20. Пожар в районе цели
Тактико-технические характеристики
Ниже приводятся тактико-технические характеристики пулемёта:
- Основные сведения
- Прицельные приспособления — механический прицел для стрельбы по наземным целям и зенитный прицел К10-Т для стрельбы по воздушным целям
- Применяемый тип боеприпасов — патроны с бронебойно-зажигательными (Б-32), бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ-44) и мгновенного действия зажигательными (МДЗ) пулями
- Способ стрельбы — короткими очередями то 4—6 выстрелов, в точку, с рассеиванием по фронту и с рассеиванием в глубину, с места, с коротких остановок и с ходу
- Вид боепитания — ленточное, подача патронов в приёмник при стрельбе из металлической ленты 6Л19, уложенной в коробку
- Технические данные пулемёта
- Калибр, мм — 12,7
- Вес пулемёта, кг — 25
- Вес ствола, кг — 9
- Вес патронной коробки, снаряжённой 150 патронами, кг — 28,7
- Размеры патронной коробки на 150 патронов (Д*Ш*В), см — 48*16*30
- Вес снаряжённой ленты ёмкостью 150 патронов, кг — 23,1
- Длина пулёмета, мм — 1560
- Длина пулёмета с электроспуском, мм — 1610
- Темп стрельбы, выстр. в минуту — 700—800
- Вес патрона, г — 123—137
- Вес пули, г — 44,3—49,5
- Начальная скорость пули, м/сек — 845
- Прицельная дальность, м — 2000
- Наклонная дальность стрельбы по воздушным целям, м — до 1500
- Настильная дальность стрельбы по наземным целям, м — до 2000
- Вертикальный угол наведения пулемёта, град. — от −5° до +75°
- Технические данные электроспуска
- Вес электроспуска, кг — 1,8
- Напряжение бортовой сети постоянного тока, В — 24 ±3,4%
- Потребляемый ток, А, — не более 5
- Время срабатывания, сек, — не более 0,06
Таблица стрельбы осколочной гранатой ОГ-9
Литература
В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27
С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого», было выпущено порядка 1500 самолетов этого типа, включая его модификации. На его базе были созданы такие машины, как многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный ударный самолет Су-34, многофункциональный одноместный истребитель Су-35С.
Эти машины находятся в шаге от пятого поколения истребителей и относятся к так называемому поколению «4+». Прежде всего, это прорыв в области сверхманевренности. Начался он в середине 1990-х годов, когда «сушки» стали оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Новые двигатели в сочетании с новой системой управления существенно упростили пилотирование самолета и повысили его безопасность. Были преодолены проблемы «штопора» и сваливания.
Самолет Су-30СМ
Этими качествами в полной мере обладает многофункциональный истребитель Су-30МК. Исходно самолет был спроектирован в варианте для ВВС Индии, серийное производство этих машины было развернуто в 2000 году. На основе базового варианта было создано несколько новых модификаций: Су-30МКМ – для ВВС Малайзии, Су-30МКИ(А) – для ВВС Алжира. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году на эти истребители пересели «Русские витязи».
Самые молодые наследники Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлена новейшая РЛС «Ирбис» и более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.
Бомбардировщик Су-34 может атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Эти машины отличаются необычной для «сушек» кабиной пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов летчиков решено было посадить рядом.
Профилактическая обработка от болезней и вредителей
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27
Первые проработки перспективного истребителя четвертого поколения начались на фирме П.О. Сухого по инициативе начальника отдела общих видов О.С. Самойловича в конце 1960-х годов едва ли не подпольно. Первый вариант компоновки самолета, получившего «фирменное» обозначение Т-10, разработал В.И. Антонов. У истоков создания знаменитого самолета стояли О.С. Самойлович, В.И. Антонов, В.А. Николаенко и непосредственно сам П.О. Сухой.
Требованиями к новому истребителю были высокая маневренность, большая дальность полета, мощное вооружение и современный комплекс БРЭО, необходимые для того, чтобы эффективно противодействовать американскому истребителю F-15.
Первый вариант «советского ответа» на F-15 был подготовлен в феврале 1970 года. Он получил обозначение Т-10. Аванпроект получился несколько необычным на то время — интегральная компоновка в сочетании с крылом умеренной стреловидности с развитыми корневыми наплывами. На самолетах подобной компоновки фюзеляж, как таковой, отсутствует. Подъемную силу создает не только крыло, но и корпус. За счет этого удалось увеличить внутренние объемы планера, разместив в них топливные баки большой емкости и электронное оборудование. Т-10 изначально проектировался как статически неустойчивый в канале тангажа самолет. Устойчивость обеспечивала электродистанционная система управления. ОКБ Сухого впервые в мире установила ЭДСУ на дальнем ракетоносце Т-4, эта система в доработанном виде перешла на будущий Су-27.
Официально ВВС СССР сформулировали требования к перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) в 1971 году; за основу взяли характеристики американского F-15, увеличив их на 10% В этот период ВВС США взяли на вооружение концепцию истребительного парка, состоящего из двух типов машин: легких – F-16 и тяжелых – F-15. В Советском Союзе поступили точно также. Расчеты показали, что оптимальный состав истребительного парка ВВС СССР должен включать одну треть тяжелых и две трети легких истребителей (в современных российских ВВС тяжелыми считаются истребители Су-27, а легкими – МиГ-29). Летом 1972 года руководством страны было принято решение о полномасштабной разработке перспективных фронтовых истребителей. Первым главным конструктором по теме Т-10 стал Н.С. Черняков, проектированием занималась бригада Л.И. Бондаренко
Первый прототип Т-10 на площадке музея ВВС в Монино |
В ходе проектирования конструкторы столкнулись с необычной проблемой: в СССР расчетной полетной массой считалась масса самолета с 80% заправкой, но по емкости баков Т-10 получился гораздо ближе к фронтовому бомбардировщику, чем к истребителю. Отказ от «лишнего» топлива позволял снизить массу и удовлетворить требования заказчика в ущерб эффективности боевого применения Разработчикам и заказчикам удалось найти компромиссное решение — разделили требования к Т-10 на две части: с основным вариантом заправки (примерно 5,5 т керосина) и с полной заправкой (порядка 9 т) при снижении требований к максимальной эксплуатационной перегрузке. В результате дальность полета истребителя Су-27 с полной заправкой превышает дальность полета большинства истребителей с подвесными топливными баками.
Эскизное проектирование было окончено в 1975 году, а в 1976-м вышло постановление Совета министров СССР о разработке самолета Су-27. С февраля 1976 году главным конструктором Су-27 стал М.П. Симонов. Первый полет на Т-10-1 выполнил 20 мая 1977 года B.C. Ильюшин,
В 1978 году в Комсомольске-на-Амуре началась сборка самолетов установочной партии. Оказалось, что самолет хоть и мог быть запущен в серийное производство, но по ряду параметров не удовлетворял техническому заданию, более того, проигрывал F-15. Потому по настоянию М.П. Симонова данный вариант истребителя так и не был запущен в серийное производство. Де-факто предстояло спроектировать истребитель заново. Без решительной поддержки министра авиапрома И.С. Силаева истребитель Су-27 (Т-10С) в его известном всему миру облике вряд ли бы состоялся — слишком много времени и денег ушло на проектирование и постройку первых Т-10. Первый Т-10С (Т10-7) поднял в воздух аэродрома ЛИИ в Жуковском 20 апреля 1981 года B.C. Ильюшин. Государственные испытания Су-27 были завершены в 1985 г., при этом серийное производство началось раньше – в 1982-м.
Серийные Су-27 начали поступать в войска с 1984 г., однако официально на вооружение были приняты лишь в 1990 г., после устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации. Истребители поступавшие на вооружение ВВС получили обозначение Су-27С (серийный), а войск ПВО – Су-27П (перехватчик).
Истребитель Су-15 – видео
https://youtube.com/watch?v=f0Gaik6b6BQ
К середине 1961 г. в ОКБ завершилось рабочее проектирование и началось изготовление летного экземпляра машины. На нем был один двигатель АЛ-7Ф-2, а крыло, оперение и шасси были практически полностью заимствованы с Т-3. Военные же все активнее настаивали на двухдвигательном варианте компоновки. Новый проект Т-58Д подготовили во второй половине 1961 г. и приступили к изготовлению опытных самолетов с использованием задела по Т-58. Предусматривалась полная переделка средней и хвостовой частей фюзеляжа под два двигателя. Состав оборудования по сравнению с Су-11 практически не изменился. Задание на модифицированный перехватчик Т-3-8М было выдано ОКБ в феврале 1962 г.На первом летном экземпляре самолета Т58Д-1 станции РЛС не было. В апреле 1962 г. самолет перевезли на аэродром ЛИИ, и 30 мая шеф-пилот ОКБ B.C. Ильюшин выполнил на нем первый полет. До конца года на нем выполнялся заводской этап испытаний, по результатам которых в конструкторскую документацию оперативно вносились изменения. Так, в частности, для увеличения путевой устойчивости увеличили площадь киля. Тормозной парашют перенесли в основание киля, заменили колеса шасси. Все эти изменения внедрили во втором опытном экземпляре Т-58Д-2.
В конце июля 1963 г. самолет Су-15 официально предъявили на государственные испытания, а в октябре к нему присоединился третий Т-58Д-3. Самолеты перегнали на аэродром ГНИКИ ВВС во Владимировку, где на них выполнялась программа испытаний с пусками ракет по реальным целям. Первый опытный Т-58Д-1 после доработок также участвовал в государственных испытаниях. На нем испытали новый носовой конус (более острый) и отработали оптимальную форму хвостового кока. Государственные испытания Су-15, в отличие от Су-9 и Су-11, проходили на редкость удачно, практически без каких-либо осложнений и претензий со стороны заказчика.
В июне 1964 г. государственные испытания завершились. В ходе испытаний было выполнено 45 пусков ракет, сбито 9 реальных мишеней. Основной претензией военных к самолету был относительно малый радиус действия. Для увеличения запаса топлива после консультаций с ЦАГИ фюзеляж спрямили по внешнему контуру воздухозаборников. Аэродинамические характеристики самолета практически не изменились.
Всего было выпущено 1300 истребителей-перехватчиков Су-15 различных модификаций, составляющих основу войск ПВО страны. Судьба Су-15ТМ и Су-15УМ сложилась печально, довольно большое число этих самолетов, даже не выработав до конца свой ресурс, подлежало сокращению по договору об ОСВ-2 1990 г. Самолет Су-15 известен тем, что он участвовал в пресечении нарушений воздушных границ России. 20 марта 1978 г. в районе г. Кемь был сбит южнокорейский лайнер «Боинг-707», который совершил вынужденную посадку на лед замерзшего озера. 1 сентября 1983 г. был сбит южнокорейский лайнер «Боинг-747», все пассажиры погибли.