Контрразведка фсб

Содержание

См. также[ | код]

Законодательное регулирование

Первый полноценный федеральный закон «О внешней разведке» был принят в июле 1992 года.

В настоящее время деятельность СВР России строится на базе федерального закона «О внешней разведке» № 5-ФЗ от 10 января 1996 года (с изменениями, внесёнными федеральными законами № 135 от 07.11.2000, № 86 от 30.06.2003, № 122 от 22.08.2004 и № 20 от 14.02.2007.

В меньшей степени существование и деятельность СВР России, её структур и персонала строится на базе:

  • Федерального закона «Об обороне» № 61 от 31.05.1996 года
  • Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76 от 27.05.1998 года (с изменениями, внесёнными федеральными законами от 31.12.1999, 19.06.2000, 07.08.2000 и 21.12.2000)
  • Федерального закона «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.06.1993 года (с изменениями, внесёнными федеральным законом № 133 от 06.10.1997)
  • Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144 от 12.08.1995 года

Юридический статус разведчика

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, любое лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем (в гражданской одежде или в униформе противника), не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть его могут подвергнуть уголовному преследованию.

Однако если разведчик, который является военнослужащим вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, или членом народного ополчения или участником партизанского движения и собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, носит соответствующую униформу или имеет иные видимые знаки отличия, то он признаётся комбатантом и в случае пленения имеет право на статус военнопленного.

Лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, которое не проживает на территории, оккупированной противной стороной, и которое занимается шпионажем на этой территории, не утрачивает своё право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом, за исключением тех случаев, когда оно захвачено до того, как оно вновь присоединилось к вооружённым силам, к которым оно принадлежит.

Соответственно, с точки зрения международного права, разведчиками могут считаться только фронтовые разведчики (члены разведывательно-диверсионных групп), носящие форменную одежду своих вооружённых сил. Все агентурные разведчики являются, по определению, шпионами и не имеют права на статус военнопленного.

Ссылки[править | править код]

Иноязычные ресурсы

VehicleCrime

Proposal Summary

The fight against vehicle crime is effective only if expertise and innovation in law enforcement evolve in line with rapid technological progress. By working closely with relevant stakeholders, INTERPOL will be able to align and pioneer technological advancements in vehicle industry security generating more efficient ways to identify and recover stolen vehicles.

INTERPOL will act as a global platform, offering law enforcement authorities with policing capabilities, designed to address the huge challenges of transnational vehicle crime. This will enable national police authorities to gain investigative leads on organized vehicle crime activities in areas where routine checks are not usually possible.

Through the implementation of this proposal, INTERPOL will consolidate its position as the leading global authority and point of reference supporting the fight against transnational vehicle crime.

Proposed activities include:

  1. Expanding the scope of INTERPOL’s Vehicle Data Exchange (INVEX) platform
  2. Granting law enforcement access to accurate information from car manufacturers in order to establish the true identity of a car, detect forgeries and cloned cars. INTERPOL’s unique communication network, I-24/7, will arm investigators with valuable information that will help reduce international car trafficking.
  3. Capacity building, consolidating expertise and operational programs of vehicle experts from both the law enforcement and the private sector. These highly specialized interdisciplinary networks allow the implementation of a joint approach against international vehicle crime.
  4. Cultivating existing partnerships with car manufacturers, international organizations and insurance associations in order to enhance the expertise INTERPOL provides to its 190 member countries.
  5. Increasing the analytical capabilities of SMV-related activities to assist law enforcement in rapid and effective vehicle crime investigations.

Expected Outcomes

  1. By working closely with the global police community via INTERPOL channels, the car manufacturing industry will be able to identify and prevent threats to their security and products.
  2. This proposal has been designed to increase the chances of recovering stolen assets by providing investigative leads on a global level and by equipping authorities with the best possible policing capabilities to identify stolen, forged or cloned cars.
  3. Geographically, the expected outcomes of this proposal will mostly impact regions with a high number of vehicles in circulation.

Key Performance Indicators

  1. Increased number of working relationships between INTERPOL and major car manufacturing industries;
  2. Increased access to INTERPOL’s Stolen Motor Vehicle (SMV) database
  3. Increased access by INTERPOL member countries to data from car manufacturers.
  4. Increased number of effective operations resulting in the recovery of stolen vehicles

Разработка «Манхэттенского проекта» резидентурой в США

Несмотря на то, что ориентировка Центра была направлена в США еще в 1941 г., добиться ощутимых результатов в разработке ученых и специалистов в области «Энормоза» резидентуре долго не удавалось. Это объяснялось тем, что американские спецслужбы создали вокруг ученых, инженеров, техников и рабочих, сосредоточенных в Лос-Аламосе, прочную стену секретности, которую было непросто преодолеть.

27 мая 1943 г. Москва вновь направила в США ориентировку о работе по «Энормозу», указав, что в качестве объектов проникновения следует считать:

  • группу профессора А. Комптона, который руководил всем проектом в исследовательском комитете национальной обороны,
  • Колумбийский университет, прежде всего профессоров Даннинг и Юри,
  • Чикагскую группу,
  • Калифорнийскую группу,
  • фирму «Келлог».

Это задание было поставлено на основе информации, полученной лондонской резидентурой.

В ноябре 1943 г. из Москвы в Нью-Йорк на имя многоопытного резидента Василия Зарубина направляется ориентировка, в которой сообщалось, что в США для работы по «Энормозу» выехал ряд ведущих ученых из Англии, в том числе Клаус Фукс, немецкий эмигрант, член Компартии Германии. Ранее он занимался исследованиями в области быстрых нейтронов в Бирмингемском университете и был завербован разведкой ГРУ.

За время работы с военной разведкой К. Фукс, пошедший на сотрудничество с нами из желания нейтрализовать усилия нацистской Германии по созданию ядерного оружия, передал советской стороне ряд расчетов по ращеплению ядра и созданию атомной бомбы. Эти материалы получили высокую оценку Уполномоченного по науке ГКО. Всего от К. Фукса в 1941-1943 гг. было получено 7 весьма ценных материалов.

В работе с К. Фуксом Центр предложил использовать агента-связника, и разведчики с ним в контакт не вступали.

5 февраля 1944 г. в Нью-Йорке состоялась встреча агента-связника Гарри Голда с К.Фуксом, а 25 февраля он передал копии своих теоретических работ по «Энормозу». За время командировки в США К.Фукса его работой на внешнюю разведку руководили Семен Семенов , а затем Анатолий Яцков, о чем ученый, естественно, не догадывался.

15 июня 1944 г. состоялась последняя встреча агента-связника с К.Фуксом в США перед его отъездом в Англию. Впоследствии из-за неявки агента-связника на встречу связь с К.Фуксом в США была утрачена. Агент пытался посетить К. Фукса на его квартире, однако получил ответ, что тот уехал в Англию.

Причина невыхода агента на встречу с Фуксом объяснялась его большой загруженностью по работе. Для перепроверки полученной информации агент-связник решил посетить сестру К.Фукса в Массачусетсе, где выяснилось, что она вместе с мужем находится в отъезде до 20 сентября. Агент также узнал от соседей, что К.Фукс перед отъездом в Англию заходил к сестре попрощаться. Впоследствии ФБР удалось на основе полученных сведений «вычислить» К.Фукса, которого опознали соседи его сестры, и выдать его английской контрразведке.

Летом 1944 г. неизвестный принес в советское генконсульство пакет на имя посла А.А. Громыко. При вскрытии оказалось, что в нем находятся совершенно секретные материалы по проекту «Энормоз». Установить неизвестного резидентуре не удалось. Центр, получивший эти материалы, оценил их как «исключительно интересные», однако отчитал резидентуру за то, что она не приняла мер по установлению контакта с этим лицом.

11 ноября 1944 г. резидентура получила от источника «Персея» доклад о «лагере-2» в Санта-Фе, а также список лиц, работающих по «Энормозу».

Важную документальную информацию по «Энормозу» удалось получить молодому, но уже приобревшему хороший опыт оперативной работы по линии научно-технической разведки А.Феклисову. Как он писал в своей книге «За океаном и на острове», летом 1942 г. к нему на прием в генконсульство пришел инженер-химик из закупочной комиссии П.Н.Ласточкин, который поведал о своем знакомстве с руководителем инженерной группы «Монти». Эта группа строила химические предприятия в США и за рубежом, в том числе опытный завод в Окридже, штат Теннесси, на котором вырабатывался уран-235.

От «Монти» была получена подробная записка, к которой прилагался рабочий чертеж технологической линии завода по получению урана-235. Материал, добытый А.Феклисовым, получил высокую оценку Центра.

Расчеты радиотехнических войск ЗВО передислоцируются в Астраханскую область для участия в конкурсе «Воздушные рубежи-2021»

Полномочия и права сотрудников ФСБ

Обязанности изложены в ст. 13 ФЗ «О федеральной службе», другими нормативно-правовыми актами, ст. 13.1-15 обозначенного закона. Воспользоваться своими полномочиями оперативники могут только в целях исполнения возложенных на них обязанностей. Наружное наблюдение ФСБ занимается обеспечением безопасности граждан и государства.

К правам 7 отдела можно отнести:

  1. Проведение спецопераций с целью поиска террористов, контрабанды, наркотиков, оружия, коррупционных действий, представляющих угрозу национальной безопасности.
  2. Наблюдение за подозреваемыми лицами с использованием различных технических средств, установление контактов.
  3. Возможность использовать физическую силу, специальные средства, боевую технику для устранения угрозы госбезопасности за территорией РФ.
  4. Внешняя разведка за пределами России, совместно с другими структурами.
  5. Возможность проникать в помещения, посредством его вскрытия для раскрытия, предупреждения преступления, преследования подозреваемых лиц.
  6. Получение информации от частных лиц, учреждений, государственных органов для осуществления своей деятельности, которой занимается 7 отдел.
  7. Изъятие автомобилей и средств связи, принадлежащих частным организациям, государственным органам. В случае ущерба, ФСБ обязано его возместить.
  8. Использование для защиты личности сотрудника 7 отдела средств связи, автотранспорта, находящихся в распоряжении других государственных структур.
  9. Дактилоскопия лиц, переходящих границу Российской Федерации.

Некоторые права ФСБ – строго ограничены. Закон регулирует порядок использования специальных средств, физической силы, огнестрельного оружия, проникновение в жилье и применении особых профилактических мер.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Новейший пистолет Лебедева ПЛ-15

ВОЙСКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ И ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки в 90-х годах

Деятельность Службы внешней разведки регулируется Законом Российской Федерации «О внешней разведке», вступившим в силу 8 декабря 1995 года.

Согласно закону, «внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных Законом методов и средств».

Необходимость ведения разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности страны иными способами.

В соответствии с разведывательной доктриной, внешняя разведка России в 90-х годах отказалась от глобализма . Если в период конфронтации между Западом и Востоком внешняя разведка велась практически во всех странах мира, где присутствовали спецслужбы США и других стран НАТО, то в настоящее время СВР России действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы.

СВР России считает, что у нее нет основных или второстепенных противников. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, контрабандой наркотиков, проблема распространения оружия массового поражения и т.п.).

Разумеется, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведение разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов России.

В настоящее время разведка ведется по пяти основным направлениям:

  • политическое;
  • экономическое;
  • оборонное;
  • научно-техническое;
  • экологическое.

В области политической разведки перед СВР России стоят задачи:

  • получать упреждающую информацию о политике основных стран на международной арене, особенно в отношении России; защита национальных интересов страны;
  • отслеживать развитие кризисных ситуаций в «горячих точках» планеты, могущих представить угрозу для национальной безопасности страны;
  • добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружений, особенно ядерных, способных создать угрозу территории России и стран СНГ;
  • через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР России стоят задачи защиты экономических интересов России, получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров нашей страны, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России, обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР России практически остались прежними. Они заключаются в получении новейших достижений в области науки и техники, особенно военных технологий, могущих способствовать укреплению обороноспособности нашей страны.

Структура внешней разведки в 60-е годы

В этот период внешняя разведка вступила в полосу своей стабилизации. Прекратились чистки бериевских времен и ее постоянные реорганизации. В целом центральный аппарат сохранил в принципе структуру, свойственную ему в 50-е годы.

По-прежнему он состоял из:

  • Руководство ПГУ (Начальник и его заместители);
  • Секретариат ( секретное делопроизводство, обеспечение функционирования аппарата разведки);
  • самостоятельные управления (нелегальной разведки, внешней контрразведки, научно-технической разведки, оперативной техники);
  • службы (активных мероприятий, информационно-аналитической работы и т.п.);
  • линейные отделы, образованные по географическому принципу: США, Англия и Северная Европа, Латинская Америка, Южная Европа, Западная Европа, Ближний и Средний Восток, Дальний Восток. Позднее — африканский отдел.
  • шифровальная служба.

В 60-е годы значительно расширился центральный аппарат внешней разведки, увеличилось количество резидентур за рубежом, в том числе за счет открытия новых разведпунктов в странах Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке.

Деятельность внешней разведки на Среднем Востоке

Иран

В этой стране в послевоенный период существовало 9 резидентур внешней разведки. В агентурной сети состояли министры, депутаты парламента, генерал-губернаторы и другие высокопоставленные лица. Деятельность резидентур положительно оценивалась Центром. Агентурный аппарат был в состоянии полно и своевременно освещать проблемы внешней и внутренней политики правительства Ирана, планы и замыслы иностранных держав в стране.

Афганистан

В послевоенный период резидентура внешней разведки в Афганистане работала успешно. Она провела ряд мероприятий, направленных на укрепление нейтралитета Афганистана, добрососедских отношений с Советским Союзом. Была пресечена деятельность антисоветской среднеазиатской эмиграции. Резидентура добывала важную информацию о положении в стране и политике афганского правительства. Однако в те годы она не имела возможностей освещать деятельность США и Англии в стране и регионе.

Турция

Обстановка в стране была неблагоприятной для внешней разведки из-за сурового контрразведывательного режима в стране и усилившихся советско-турецких разногласий по вопросам о режиме проливов. Уровень разведки в Турции в послевоенный период был низким.

Отзывы

История появления

Еще в самые древние времена люди воевали между собой, причины на то были совершенно разные. И чем раньше была война, тем больше в ней гибло людей. Многие умы человечества решали вопрос о жертвах, были изобретены окопы, укрытия, танки, призванные защищать людей. Но главным “конём” стала разведка. Даже во время второй мировой все стороны конфликта очень активно пользовались шпионами, которые должны были разузнать все о планах врага.

И на сегодняшний день во всех более развитых странах существуют специальные разведывательные организации, члены которых тщательно скрывают свою принадлежность к оным. Но вместе с этим были придуманы и контрразведчики, организации задача которых была не допустить шпионов противоборствующей стороны к этим самым планам и данным.

Главная задача данной службы – находка и обезвреживание различных людей, которые заинтересованы в выведывании тайн для передачи их на третью сторону. Зачастую это агенты других государств. Это является смежной обязанностью выявления террористов, тайные антиполитические общества, и т.п.

Как было сказано выше в Советском союзе первые контрразведывательные органы действия которых контролировало государство, были созданы во время ВОВ. Это так называемый “СМЕРШ”, который за многие года стал самой обсуждаемой структурой в России.

Раньше этой организации боялись не только противоборствующие шпионы, но и солдаты, которые верно служили стране. Аббревиатура пошла от названий различных структур, которые действовали отдельно, но по факту выполняли одну и ту же задачу.

Но главным образом развивалась разведка в нашей стране во время второй мировой, когда задач по нахождению и устранению было хоть отбавляй. Эта организация помогла в главной мере выиграть войну, так как все время препятствовала немецким шпионам в выяснении данных о передвижении войск, и заключаемых соглашений с другими государствами. Не всегда это удавалось, но в большинстве случаев точно.

Так у “СМЕРШ” появились права на создание целых сетей агентов под прикрытием, без специальных разрешений проводить различного рода досмотры и допросы, выносить приговор на месте если этого требует ситуация. Служили в этом отделе только лучшие, из всех частей НКВД. Дослужившие до высоких званий знали и ценили свою работу.

После войны этот отдел расформировали, но создали специальный комитет, который занимался всеми задачами “СМЕРШ”. Несмотря на прекращение активных военных действий, у союза оставались скрытые враги, которые желали ему скорейшего распада.

Информационная работа разведки накануне войны

В 1933-1941 гг

внешняя разведка за границей получала большое количество важной, в том числе документальной, разведывательной информации по всем направлениям разведдеятельности. Она располагала сведениями об истинных планах Англии и Франции в отношении СССР, намерениях правительств этих стран направить гитлеровскую агрессию на Восток и столкнуть Советский Союз с Германией для их взаимного ослабления.

Важное место в деятельности внешней разведки занимало получение научно-технической и экономической информации, сыгравших большую роль в укреплении экономики СССР и его военной промышленности.

Успешно работала внешняя разведка по срыву замыслов белогвардейской эмиграции в отношении СССР.

Важнейшей задачей внешней разведки в предвоенный период являлось выявление планов военного нападения Германии, Японии, Англии и Франции на нашу страну, с которой она успешно справилась. Вместе с тем, информация внешней разведки игнорировалась советским руководством.

С января 1941 г. и до нападения гитлеровской Германии на СССР внешняя разведка направила политическому руководству страны не менее ста разведывательных сообщений, в которых говорилось, что Германия развяжет войну в первой половине 1941 г.

Сталин, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в стране,получал информацию от разведывательных источников напрямую. До 1943 г. во внешней разведке не было отдельной информационно-аналитической службы, способной анализировать получаемую информацию, отсеивать непроверенные и ложные сведения. В результате Сталин получал противоречивые сведения, порой взаимоисключающие, которые не позволили ему сделать правильные выводы.Нежелание Сталина прислушаться к информации внешней разведки и его уверенность в том, что война начнется не ранее 1942 г., в конечном итоге привели к трагическим результатам для нашей страны и народа.

Англия

В предвоенный период внешняя разведка успешно сочетала работу против Англии с «легальных» и нелегальных позиций.Большинство агентов имели хорошие разведывательные возможности. Регулярно поступала информация о положении в стране, внешнеполитических планах британского правительства, в том числе в отношении СССР. По линии внешней контрразведки получались сведения о деятельности британских спецслужб в отношении СССР и совграждан.

Наиболее ценная информация поступала в этот период от «большой пятерки». В 1935 г. А. Дейч завербовал Кима Филби, сына английского разведчика. Через него были изучены и завербованы сын бывшего министра Дональд Маклин и сын сотрудника СИС Гай Берджес, а также другие члены «пятерки».

Репрессии Берии против сотрудников внешней разведки привели к тому, что в 1940 г. в Лондоне остался всего один оперработник, вскоре отозванный на Родину. Лишь в конце 1940 г.сюда было направлено 4 сотрудника «легальной» резидентуры, которые восстановили связь с агентурой, завербованной А. Дейчем и наладили регулярное получение ценной разведывательной информации.

Заключение

Несмотря на то, что в 60-е годы «холодная война» между СССР и США была в разгаре, отношения между Западом и Востоком были весьма напряженными, внешняя разведка не только сумела сохранить свой разведывательный потенциал, но и значительно нарастить его в различных странах. Ее информация была крайне важна для политического руководства нашей страны, позволяла ему правильно ориентироваться в бурном море политических событий, принимать верные решения. Так было, например, в период Берлинского кризиса, во время событий начала 60-х годов вокруг Кубы. Это позволило избежать всеобщей ядерной катастрофы и убедило Запад в необходимости серьезных переговоров с СССР о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Ведя свою тайную работу, внешняя разведка не только добывала политическую информацию, но и через свои секретные каналы готовила международное общественное мнение к необходимости разрядки международной напряженности. В 70-х годах это привело к известным восточным договорам ФРГ с рядом социалистических стран и Хельсинкскому совещанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector