Танк т-60

Чем не устраивали военных существующие образцы?

Больше всего недовольства вызывал запал. Свои функции он выполнял прекрасно, вот только фиксированное время от броска до взрыва зачастую сводило эффективность применения к нулю. Противник не хуже советских солдат знал характеристики используемых ручных гранат, а потому зачастую успевал укрыться, а то и кинуть «лимонку» обратно.

А потому у военных появилось закономерное желание: получить такой образчик вооружения, который бы мог взрываться не только по истечении фиксированного промежутка времени, а просто при контакте с целью (горные гранаты). В этом случае у противников оставалось бы мало шансов вовремя укрыться.

Нетаньяху

В 1996 году впервые для Израиля прямым народным голосованием избирается на кресло главы правительства Биньямин Нетаньяху, обойдя Переса и став самым молодым председателем правительства. Примечателен тот факт биографии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, что его отец, исторический профессор, был секретарем у Зеэвы Жаботинского – основателя и идеолога нескольких сионистских движений. Начальное и высшее образование он получает в США, служит в израильской армии, где был ранен дважды.

В конце восьмидесятых становится депутатом от партии «Ликуд» и заместителем министра иностранных дел. Чуть позже возглавляет оппозицию в Кнессете. В своем первом председательствовании до 1999 года ставил задачи укрепления экономики страны и мирного урегулирования конфликтов с Палестиной. Избран повторно в 2009 году и занимает высокий государственный пост по сей день.

Экранирование и утолщение

Не едут… и не стреляют…

Вместе с массовым применением с фронта стали приходить столь же массовые рапорты о проблемах с Т-60. Выяснилось, что лёгкий танк недостаточно лёгкий, чтобы его держал наст. Из некоторых бригад прямо писали, что Т-60 могли действовать, только если дорогу в снегу перед ним проложил Т-34 или КВ.

(Фото: ЦА МО РФ)

В итоге одни танкисты скромно намекали, что Т-60 годятся только для преследования противника по дорогам, а другие честно говорили, что оставляли их охранять в тылу разные нужные на войне вещи: штабы, склады или, скажем, баню.

С наступлением тепла и солнышка снег начал пропадать, и проблем у Т-60 поубавилось. Однако когда земля не просто очистилась от белого покрова, но прогрелась и начала пылить, выяснилась ещё одна неприятная вещь. «Спущенная с небес» авиационная пушка, несмотря на все старания приспособить её для танка, оказалась чересчур нежной. Иногда её клинило после одного-трёх выстрелов, иногда ещё раньше. С фронта снова массово пошли рапорты, но теперь уже на тему

Немецкий солдат идет мимо подбитого и горящего советского танка Т-60 во время наступления на Сталинград (https://waralbum.ru/)

Впрочем, даже когда ТНШ работала, шансов у Т-60 против немецких танков было немного. Лучшей тактикой для Т-60 было попытаться заманить вражеские панцеры поближе к противотанковым пушкам или более «взрослым» танкам.

Зачем выпускали эти машины?

Обычно Т-60 сравнивают с «коллегой» по вооружению – немецким легким танком Pz.II. Это тем более интересно потому, что эти машины встречались в реальном бою. Анализируя данные этих танков, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с немецкой машиной уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичны и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, Т-60 – 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели.

На самом деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. Даже при ведении огня короткими очередями пушку Т-60 отдачей уводило в сторону, что не позволяло эффективно обстреливать пехоту или групповые цели (скопление автомашин например). «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен. Не лучше обстояло дело и при использовании Т-60 в качестве танка сопровождения пехоты: слишком слабая броня «шестидесятки» легко поражалась практически всеми противотанковыми средствами и тяжелым оружием пехоты вермахта.

В итоге можно сделать вывод, что танк Т-60 был совершенно не нужен Красной армии, так как никаким ТТТ (если они вообще на него разрабатывались) не соответствовал. Эти машины, редко когда переживавшие одну атаку, часто называют танками-смертниками. Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны. Причем сгорели почти без следа: относительно немного осталось фронтовых фотографий этих машин, мало хранится в архивах и документов об их боевом применении. До наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.

Сам собой возникает вопрос: зачем их вообще выпускали? Мотивация завода № 37 понятна, а вот почему Ставка ВГК согласилась с этой мотивацией? Последнее обстоятельство можно объяснить стремлением восполнить огромные потери в танках – с одной стороны и сильно завышенной оценкой численности немецкого танкового парка – с другой. Представить себе, что немцы, имея в пять раз меньше танков, чем Красная армия, добиваются успеха благодаря продуманной оргштатной структуре танковых соединений, отлично налаженному взаимодействию с другими родами войск, хорошей управляемости и передовым тактическим приемам их использования, в Ставке, видимо, просто не могли. Увы, на тот момент ничего, кроме количественного перевеса, противопоставить этому мы не могли.

Ну а если не Т-60, тогда что? Да то, чего Красной армии остро не хватало всю войну, – бронетранспортеры! Представим себе нечто напоминающее шасси Т-60, но без башни, а скажем, со шкворневой или турельной (что лучше) установкой пулемета ДТ или ДШК и противотанковым ружьем в придачу, способное перевозить хотя бы четыре-пять пехотинцев. Именно так оснащались ленд-лизовские гусеничные БТР «Универсал», ценившиеся бойцами на вес золота. А получили мы их всего две тысячи. Если бы вместо Т-60, как, впрочем, и последовавших за ними Т-70, в войска поступили 14 тысяч гусеничных бронетранспортеров, то право же, от них было бы гораздо больше толку.

Но история сослагательного наклонения не имеет. Что было, то было, и ничего уже не исправить. И не воскресить экипажи братских могил на двоих. Вечная им память, вечная им слава!

Описание конструкции танка.

Общая компоновка Т-60 аналогична таковой у танка Т-40:

  • отделение управления танка Т-60 -в передней части машины;
  • боевое — средней части корпуса;
  • трансмиссия — в передней части бронекорпуса по правую сторону по ходу;
  • двигательное отделение -в вдоль средней части правого борта
  • баки — в корме.

Т-60 управлял экипаж из 2х танкистов, который размещался в передней части (мех.вод), а также башне и подбашенном пространстве(командир). В средней части бронекорпуса впродоль правой его стороны находился мотор ГАЗ-202. Его ведущие колеса передней части корпуса.

Корпус танка Т-60 делали из катанного гомогенного броневого листа (20, 15, 13,10,6 мм). Начиная с 1942 года часть боевых машин приобрела корпуса и башни, экранированные (20-35 мм), а феврале производство освоило выпуск бронекорпуса из 20-35 мм листа. Листы лба броневого корпуса соединялись под большим наклоном. Борта корпуса делались из 2х листов соединенных сваркой. Верх корпуса состоял из подбашенного листа, съемного заднего листа, листа над МТО.

Днище танка состояло из 3х листов. В нем находились: аварийный люк- под местом мехвода, лючки слива масла и топлива.

Мехвод располагался в середине малой бронерубки, закрытой откидным лобовым щитком. Над его головой входной люк. Наблюдение — посредством прибора «триплекс».


Башня сварной конструкции, восьмигранная усеченная к верху. Толщиной 25 мм, позднее — в конце февраля месяца — 35 мм. Часть Т-60 имела, экранированные 10-мм бронелистами башни, а часть машин выпуска ГАЗ и зав. № 38 снабжались башнями конической формы, типу таковых у Т-40. Борта башни оборудованы револьверными портами и наблюдательными приборами. Лобовая часть башни спереди закрыта сварной маской амбразурами для прицела, ТНШ, ДТ.

В крыше башни обустроен люк, в котором прорезано сигнальное отверстие. Часть машин имела там же вентиляционное отверстие под броневой крышкой.

На танке Т-60 ставился 4х тактный, 6 цилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-202. Пуск мотора осуществлялся электрическим стартером либо заводной рукоятью в случае отказа.

Мотор питался авиабензином Б-70 либо КБ-70. Оба бензобака совместной емкостью 320 л в кормовом отсеке слева по борту и были выгорожены бронепергородко. Справа от баков радиатор и вентилятор охлаждения двигателя.

Вооружение танка в башне и заключалось в 20-мм ТНШ и спаренного 7,62-мм ДТ. Ствол орудия — 82,4 калибра. Для простоты эксплуатации пушка смещена в правую сторону от продольной оси. ДТ устанавливался в шаровой установке и при необходимости легко снимался. УВН оружия от -7 до +25°.

Для нацеливания орудия использовались телескопичный прицел ТМФП, и так же прицел прямой наводки механического типа. Дальность стрельбы по прицелу из Т-60 — 2500 м, темп огня ТНШ -до 750 в/мин. В боекомплект ТНШ входили — БЗТ, ОЗТ, ОЗ выстрелы.

Боекомплект включал в себя :

  • 754 20 мм унитарных выстрелов (158 выстрелов уложенных в 13 коробок);
  • 945 винпатронов к ДТ (набитых в 15 дисков.

Трансмиссия состояла:

  • главная передача;
  • КПП автомобильного типа — четыре передачи вперед и одна назад;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
  • 2х однорядных бортовых редукторов;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;

Ходовая — торсионная. Мелкозвенчатая гусеница 260 мм шириной и шагом трака в сто миллиметров.

Ранние танки Т-60 оборудовали светосигнальной связью между экипажем, но от нее очень позднее отказались. Для борьбы с огнем – 2 тетрахлорных ручных огнетушителя.

ТТХ танков Т-60.

ТТХ танков Т-60

Т-60 Т-60 усил.брон.
Длина,мм. 4100 4100
Ширина, мм. 2290 2290
Высота, мм. 1750 1750
Колея, мм. 1660 1660
Ширина гученицы, мм. 260 260
Боевая масса,м. 5800 6200
Экипаж, чел. 2 2
Бронирование, корпус. мм/град.
ВЛД 15/65 15/65
ПЛД 20/70 35/70
НЛД 10/15 10/15
Борта 15/90 15/90
ВКЛ 13/76 15/76
НКЛ 13/30 25/30
Крыша 13/0 15/0
Днище 6-10/0 6-10/0
Бронирование, башня. мм/град.
Лоб 20/90 35/90
Борта 15/25 25/25
Корма 25/25 25/25
Вооружение 1х20-мм ТНШ обо.1941 г.

1х7,62 ДТ

1х20-мм ТНШ обо.1941 г. 1х7,62 ДТ

ТТХ танков Т-60 (продолжение).

ТТХ танков Т-60 (продолжение)

Т-60 Т-60 усил.брон.
Боекомплект, шт. 780 снарядов

945 патронов

780 снарядов 945 патронов
Углы наведения

оружия, град.

-7/+25 -7/+25
Приборы наведения ТМФП ТМФП
Средства связи Флажки Флажки
Двигатель ГАЗ-202 ГАЗ-202
Мощность, л.с 70 70
Максимальная скорость, км/ч.
по бездорожью 25 25
по шоссе 45 45
Запач хода, км.
по бездорожью 285 280
по шоссе 300 300
Преодолеваемый брод, мм. 900 900
Максимальный угол подъема, град. 29 29

Основные модификации танка Т-60

0-60 (1941 г.) – опытный танк, спроектированный на базе узлов и агрегатов малого танка Т-30 во второй половине 1941 года. Первый опытный образец танка был изготовлен в августе 1941 года без вооружения с башней от танка Т-30. Второй опытный танк – прототип Т-60, со штатным вооружением, был изготовлен осенью 1941 года.

Т-60 – серийный лёгкий танк, производившийся в 1941-1943 годах..

Т-60-1 (ЗиС-60) (1941 г.) – опытный танк, спроектированный совместно КБ заводов №37 и ЗиС (инженеры Б.М. Фитерман и A.M. Авенариус) осенью 1941 года. Опытный образец танка 0-61 был изготовлен в Свердловске в феврале 1942 года. От серийного танка Т-60 он отличался башней оригинальной конструкции и корпусом больших размеров, что было обусловлено установкой более мощного двигателя ЗиС-16 мощностью 88 л.с. Дальнейшего развития работы по танку Т-60-1 не получили.

Т-60 с 37-мм пушкой ЗИС-19 (1942 г.) – опытный лёгкий танк с пушкой высокой баллистики, спроектированный в КБ завода №37 в начале 1942 года. Пушка была установлена в танк на заводе №92 под руководством В.Г. Грабина. С апреля по июнь 1942 года танк прошёл испытания, но проект был закрыт.

Т-60-2 (1942 г.) – опытный лёгкий танк, спроектирован в КБ завода №37 (Свердловск) под руководством Н.А. Попова весной 1942 года с использованием материалов проекта лёгкого танка Т-45. Был изготовлен один опытный образец танка, получивший обозначение 0-62. Отличался от серийного танка Т-60 установкой башни, спроектированной для танка Т-45, и установкой новой 45-мм пушки ЗИС-19БМ, спроектированной в КБ завода №92 под руководством В.Г. Грабина. Дальнейшие работы по танку Т-60-2 были прекращены в связи с принятием на вооружение танка Т-70.

Т-60-3 (1942 г.) – зенитный танк, спроектированный в КБ завода №37 (Свердловск) под руководством Н.А. Попова во второй половине 1942 года. Опытный образец танка, получивший обозначение 0-63. был изготовлен в ноябре 1942 года. От серийного танка Т-60 отличался установкой специальной башни, без крыши, оснащённой спаренной установкой 12,7-мм пулемётов ДШК с магазинным питанием. Для прицеливания при стрельбе по наземным целям применялся телескопический прицел ТМФП, при стрельбе по воздушным целям – коллиматорный прицел К-8Т. Из-за компоновочных просчётов в установке зенитного прицела танк к испытаниям допущен не был и работы по нему были прекращены.

Описание конструкции танка Т-60

По схеме компоновки танк Т-60 подобен танку Т-40. В носовой части корпуса расположено трансмиссионное отделение и отделение управления, в средней части корпуса слева – боевое отделение, справа – двигатель, главный фрикцион и коробка передач, в кормовой части корпуса (кормовое отделение) – элементы силовой установки. Экипаж танка состоял из двух человек, размещавшихся: командир танка – в башне, механик-водитель – в отделении управления на продольной оси танка.

Сварной корпус танка, с рациональными углами наклона брони, изготавливался из броневых листов толщиной первоначально 10, 15 и 20 миллиметров, в последующем – 10, 20 и 25 миллиметров. Верхние листы корпуса были выполнены съёмными для удобства монтажа и демонтажа агрегатов танка. Верхний лобовой бронелист имел большой люк для доступа к главной передаче трансмиссии. Нижний лобовой бронелист имел отверстие, закрытое бронекрышкой, для прохода заводной рукоятки двигателя. Для вентиляции отделения управления в крышке люка механика-водителя был устроен воздухоприток, имевший броневое прикрытие.

Коническая восьмигранная сварная башни устанавливалась со смещением к левому борту на шаровой опоре. Толщина броневых листов башни составляла первоначально 25 миллиметров, в последующем – 35 миллиметров. В лобовой детали башни была устроена ниша для установки броневой маски и вооружения. Для вентиляции боевого отделения под броневой маской было устроено окно, закрывавшееся броневой заслонкой.

Вооружение танка состояло из одной 20-мм автоматической танковой пушкой ТНШ (ТНШ-1) и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ДТ. Боекомплект танка составлял 750 выстрелов (13 коробок по 58 выстрелов в ленте) к пушке и 945 патронов (15 дисков) к пулемёту.

В силовой установке танка использовался четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. В состав механической трансмиссии входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения; четырёхступенчатая коробка передач, обеспечивающая четыре передача вперёд и одну передачу назад); карданный вал: коническая главная передача; два бортовых могодисковых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из: одного ведущего колеса цевочного зацепления переднего расположения, восьми односкатных опорных катков с резиновой ошиновкой, трёх поддерживающих роликов, одного направляющего колеса (унифицированного с опорными катками) заднего расположения и мелкозвенчатая гусеница с литыми траками. Подвеска танка – индивидуальная торсионная.

Для связи на танке устанавливалась радиостанция 71-ТК-З со штыревой антенной (только на командирских машинах) и танковое переговорное устройство ТПУ-2.

Боевое крещение

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.

Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.

Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.

История создания Т-60

В мае 1941 года московскому заводу №37 дали задание – наладить серийный выпуск Т-50. К сожалению, завод имел скромные производственные возможности, и справиться с производством такого сложного танка, как Т-50, не мог. Тогда работники завода решили создать новый легкий танк, используя ходовую часть и моторно-трансмиссионную установку танка Т-40.

Разрешение на производство такого танка было получено. Стоит сказать, что разрешение на выпуск относилось к танку Т-60 (030), который внешне был идентичен Т-40 и носил неофициальное название Т-30. Т-60 – это уже второй опытный образец, в котором пулемет ДШК был заменен скорострельной пушкой ШВАК.

Первый серийный Т-60 был выпущен на московском заводе №37 15 сентября 1941 года. Из-за эвакуации завода производство танков на нем было остановлено 26 октября, и танк стали производить на других заводах. Когда в 1942 году появился более совершенный Т-70, производство Т-60 все равно продолжалось. Всего с 1941 года было выпущено 5920 машин.

Центры производства танка Т-60.

Начиная с сентября месяца 1941 г., и вплоть до июля 1942 г. четыре центра танкового производства произвели примерно шесть тысяч танков. В декабре 1941 года к программе изготовление Т-60 подключился завод №264 в Сарепте, с января 1942 г. свой первый танк собрал завод №37 эвакуированный в Свердловск. Тогда же изготовлением машины занялись на заводе №38 в Кирове.

Согласно производственным планам, завод № 37 должен развернуть выпуск Т-60 1.08. 1941 г., через 15 дней к нему должны были присоединится ГАЗ и ХТЗ. Этот план был провален. Из-за неподачи заводами – смежниками корпусов, башен, вооружения, приборов наблюдения и прочего к сборке опытного танка ГАЗ смог преступить только 17.08., при этом, корпус был поставлен из не броневой стали, а башню вместе с вооружением поставили от Т-40.

Развертывание производства танков Т-60 на ГАЗе обошлось ценой свертывания программ производства другой продукции. В частности это коснулось автотранспорта. В октябре месяце фактически прекращено производство легковых автомобилей ГАЗ-61, т.к они требовали дефицитного двигателя. До минимальной степени снижен выпуск грузовиков ГАЗ ААА, ГАЗ АА. Производство автомобилей окончательно организация силами ГАЗ выпуска ППШ и минометов.

Ситуация на ХПЗ была еще сложнее. Первые чертежи Т-60 поступили только в последних днях июля, полностью же документация не была получена и к 15 августа, дню, когда должно было начаться производство машины. Также как и ГАЗ, ХТЗ столкнулся с неподачей комплектующих от заводов — смежников.

Кроме объективных причин осложнявших освоение и производство Т-60 существовали еще субъективные. Руководство завода было увлечено идеей производства бронетрактора ХТЗ-16 собственной конструкции настолько, что даже во второй половине сентября 1941 г. им грезилось параллельное производство бронетрактора и танка.

Свой первый Т-60 харьковчане смогли выпустить только 16.09.41 г., с месячным опозданием начала производства. Спустя 10 дней на заводе начали работы по эвакуации, к двадцатому числу немцы подошли вплотную к городу. Завод должен был быть эвакуирован в Сталинград, однако полностью оборудование вывести не удалось.

Производство Т-60 уже на Сталинградском заводе удалось развернуть только в декабре сорок первого года, когда завод отчитался в выпуске первых 45 машин, хотя планировали сдачу первых 50 танков уже в ноябре. 

Последним к выпуску танков Т-60 подключился завод №38 в Кирове. В октябре 1941 г. на базу Кировского машиностроительного завода стал перебираться в эвакуацию Коломенский машиностроительный. Последний должен был участвовать в программе выпуска Т-60 как завод-смежник, выпуская башни Т-60. После окончательного переезда и расширения производство обеих заводов было слито и переименовано как завод №38. Свои первые машины завод сдал в феврале 1942г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector