«существенно усилит потенциал надводных сил»: на что будет способен обновлённый крейсер «адмирал нахимов»

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии – «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130. Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1». Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.

Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ – для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км), а максимальная высота — до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.

Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка — его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;

2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;

ГАК МГК-355 «Полином»;

комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);

БИУС «Лесоруб-44»;

МКРЦ «Коралл-БН».

Демонстрация флага

Конечно, гигантский атомный крейсер произведет значительно большее впечатление, чем один или два фрегата. С другой стороны, наличие трех фрегатов гарантирует, что как минимум один из них всегда будет на ходу, чаще таковых будет два, а иногда и все три.

Иными словами, ТАРКР заметнее и «весомее», но все же периодически должен проходить текущий и средний ремонт, и может получиться так, что в нужное время он окажется не на ходу, а вот с фрегатами такого не произойдет. Кроме того, ТАРКР является атомным, то есть может заходить не во все порты, и это также может накладывать определенные ограничения.

Что же до МАПЛ, то она для демонстрации флага малопригодна, и, как правило, не используется.

Основные цели и задачи

По применению крейсеры нередко сравнивают с многоцелевыми фрегатами. Основная задача таких кораблей изначально заключалась в патрулировании определенных маршрутов (kruisen — «крейсировать»). В задачи такого судна могли входить следующие цели:

  • борьба с небольшими группами легких кораблей;
  • препятствие торговле противника, перехват судов;
  • охрана караванов и поддержка крупных соединений флота;
  • огневая поддержка сухопутных сил;
  • высадка и прикрытие десанта;
  • установка мин.

Применение кораблей проекта 1144 при этом оказалось спорным. Многозадачность крейсеров делает их независимыми от основного флота, однако увеличивает расходы на эксплуатацию и сложность содержания. По ударным функциям такие суда уступают более дешевым подводным ракетоносцам 949 и 949А «Антей». Несмотря на это корабль предполагается задействовать в дальних походах и учениях Северного флота.

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно-, двух- и четырёхместных кают для офицеров и мичманов, более 32 кубриков для матросов и старшин (на 8-34 человек в каждом), коридоры, трапы и тамбура общей длиной почти в 20 километров, более 30 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 4×3 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 теоретически могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением более 150 тыс. жителей.

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение
  • Стандартное: 23 750 т
  • Полное: 25 860 т
Размеры
  • Длина наибольшая: 250,1 м
  • Ширина наибольшая: 28,5 м
  • Осадка габарит: 10,3 м
Скорость хода
  • Полная — 31 узел (более 55 км/ч)
  • Оперативно-экономическая — 18 узлов (более 33 км/ч)
  • Автономность плавания: 60 суток
Экипаж

759 человек (в том числе 120 офицеров)

Энергетическая установка

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе»

Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (англ.)русск. (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900 (англ.)русск., имеет существенные отличия. Самое главное — в топливных сборках (изготовитель — машиностроительный завод в городе Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идёт в турбины в виде пара.

Особое внимание было уделено отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тысяч л. с. Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях

Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов по Цельсию, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час

Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов по Цельсию, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.

Электростанция крейсера включает четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора производства Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тысяч часов.

Примечания

  1. Приведена наибольшая длина, по – 228 м.
  2. При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
  3. Данные о численности экипажа в разных источниках разнятся, встречается цифра как меньшая (610 или 635), так и большая (например, 759 человек). Численность экипажа ТАРКР «Калинин» в 744 человека взята из работы Александрова-Апалькова. После завершения модернизации крейсера численность экипажа, скорее всего, станет другой в связи с изменившейся номенклатурой вооружения и оборудования.
  4. 21КМ – салютные пушки.
  5. Ракето-торпеды комплекса «Водопад» запускаются из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, не нуждаясь в отдельных пусковых установках.
  6. Сама ракета 48Н6 имеет максимальную дальность до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность стрельбы не более 93 км.
  7. Хотя комплекс «Кинжал» на «Калинине» появиться и не успел, но проект 11442 его учитывал, так что в носовой и кормовой части для этого ЗРК были предусмотрены помещения.
  8. В честь русского флотоводца XIX века адмирала Павла Степановича Нахимова (1805-1855). В том же 1992 году был списан предыдущий корабль отечественного флота, носивший имя прославленного адмирала – БПК «Адмирал Нахимов».
  9. Причину, по меньшей мере, двух неуспешных пусков удалось установить благодаря киносъёмкам телеоператоров, снимавших весь процесс старта ЗУР. У двух ракет в момент их старта крупными осколками пенопластовых вышибных крышек транспортно-пусковых контейнеров ранее стартовавших ЗУР были разрушены радиопрозрачные керамические носовые обтекатели блоков управления ракетой. Это стало следствием предельно высокого темпа ведения огня: ракетных стрельб с подобной интенсивностью на флоте до того не проводилось.
  10. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

См. также

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов» стал третьим в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Основные задачи БПК этой серии включали в себя обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО, в которой термин «БПК» не принят, эти корабли за мощное вооружение и значительные размеры причисляли к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers).

Служба БПК «Адмирал Нахимов» проходила в составе Краснознамённого Северного флота, и большую часть походов корабль выполнил в Атлантическом океане и Средиземном море. Примечательной страницей в истории корабля стало его участие в Кипрском кризисе 1974 года, когда боевые корабли ВМФ СССР обеспечивали безопасную эвакуацию советских граждан с охваченного войной острова.

Боевая служба

Под ней автор подразумевает проекцию силы, при осуществлении которой существует вероятность реального ее применения. Иными словами, это ситуация, при которой наш боевой корабль сопровождает цель в готовности к немедленному ее уничтожению – по получении приказа, конечно.

В большинстве случаев при решении такой задачи ТАРКР здесь будет иметь преимущество и перед фрегатами и перед подводным атомоходом. Рассмотрим, к примеру, классический случай слежения за АУГ США – да хотя бы и в том же Средиземном море. Разумеется, если посмотреть на глобус, то это море выглядит очень небольшим, в сравнении с бескрайними просторами Атлантики, Тихого или Индийского океана. Но по факту Средиземноморье весьма и весьма велико – к примеру, расстояние от Мальты до Крита составляет порядка 500 миль, а для того, чтобы из Гибралтара прийти в турецкий Измир придется преодолеть примерно 2000 миль.

Конечно, дальность хода фрегата проекта 22350 значительно больше, и составляет 4 500 миль. Но дело в том, что подобное расстояние фрегат может преодолеть, лишь следуя на экономической скорости 14 узлов, а если нужно идти быстрее, то дальность хода резко упадет. В то же время американский эсминец «Арли Берк», имея дальность хода в 6 000 миль на 18 узлах, естественно, способен будет пройти на высокой скорости куда большее расстояние, чем «Адмирал Горшков». Фрегат проекта 22350 вполне способен некоторое время сопровождать одиночный «Арли Берк» или группу таких эсминцев, или даже полноценную АУГ, следующие на высокой скорости, но затем у него просто начнут иссякать запасы топлива, так что ему придется прекратить погоню.

Иными словами, если американцы замыслят нанесение удара первыми, они вполне могут, предприняв ряд энергичных маневров и двигаясь длительное время на скорости 25 и более узлов, оторваться от слежения наших фрегатов и в момент начала атаки выйти из-под «колпака» советских кораблей. А вот с ТАРКР, по очевидным причинам, такой «номер» не пройдет ни в каком случае: его ЯСУ способна сообщать кораблю максимальную скорость почти неограниченное время.

В принципе, многоцелевая АПЛ, обладая столь же неограниченным запасом хода, в теории тоже может контролировать перемещение вражеских кораблей. Но в этом случае для подводной лодки возникает проблема скрытности перемещений. Дело в том, что АПЛ 3-го поколения были относительно малошумными только на скоростях в 6-7 узлов (ориентировочно), для атомарин 4-го поколения, то есть «Сивулфа», «Вирджинии» и «Ясень-М» этот показатель увеличен до, примерно, 20 узлов, но все равно, эскадра надводных кораблей может некоторое время перемещаться значительно быстрее.

Соответственно, контролирующей их движение подводной лодке также придется давать большой ход и тем самым демаскировать себя. Это, быть может, не будет иметь решающего значения в случае, если наш корабль получит приказ на применение оружия первым. Но вот если такой приказ получат американцы – шансов у АПЛ нанести удар почти не будет, ее с высочайшей долей вероятности успеют уничтожить до применения оружия.

В годы холодной войны наши моряки нередко использовали такой способ – поскольку маршруты выдвижения РПКСН из баз в районы боевой подготовки были командованию отлично известны, в воздух поднималась противолодочная авиация, ставившая на маршруте линию гидроакустических буев, или же «в засаду» на пути РПКСН ставилась многоцелевая подводная лодка.

В результате таких действий нередко выявлялись американские АПЛ, следовавшие за нашими «стратегами» — даже невзирая на лучшие показатели малошумности атомарин наших «заклятых друзей». И если бы вдруг руководство СССР в какой-то момент решило бы нанести превентивный ядерный удар, то американские «охотники» вполне можно было бы уничтожить до того, как они успели причинить вред выходящим на позиции РПКСН. Увы, то же самое верно и для наших МАПЛ, ведущих слежение за АУГ.

ТАРКР здесь будет иметь преимущество в силу значительно большей боевой устойчивости. «Завалить» надводный корабль под 25 тыс. т. водоизмещением – задача далеко не тривиальная, даже в том случае, если есть преимущество первого удара. Тут даже тактическое ядерное вооружение не гарантирует успеха (не исключено, что боеприпас с ЯБЧ будет сбит). Так что с высокой долей вероятности, ТАРКР, даже будучи атакованным, и погибая, все же и сам сумеет нанести смертельный удар по авианосцу наших «заклятых друзей».

Все российские многоцелевые АПЛ проектов 971, 949А и 885 будут перевооружены

Почему корабли называли героическими именами

Броненосный крейсер, тоже названный в честь адмирала Нахимова

Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.

Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.

В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.

Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.

Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.

В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи

Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С

Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.

Суперкомпьютер для крейсера

Работа по ремонту корабля идет по плану. Однако на данном этапе предусматривается не только формирование внутренних и внешних конструкций, но и замена многих важнейших систем крейсера.

Как сообщил сайту телеканала «Звезда» представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России по ВМФ Игорь Дыгало, на корабле будет заменена система жизнеобеспечения корабля, радиотехническое вооружение, система корабельной энергетики.

Читайте: «Севмаш» приступил к закупкам вооружения для «Адмирала Нахимова»

Кроме того, добавил Дыгало, на крейсере будет установлен новый мощный бортовой компьютер, разработку которого завершила Объединенная приборостроительная корпорация.

Сейчас на крейсере установлена информационно-справочная система с небольшим набором параметров. Новый компьютер значительно повысит скорость принятия решения в боевых условиях.

Как пояснил Дыгало, компьютерный блок будет способен прогнозировать различные варианты развития событий во время боя, а также обеспечит видеосвязью все отсеки корабля.

В свою очередь военный эксперт, главный редактор Центрального военно-морского портала Сергей Совеванов рассказал сайту телеканала «Звезда», что, скорее всего, речь идет о боевой информационно-управляющей системе (БИУС).

«Это комплекс оборудования корабля, который автоматически дает рекомендации о принятии решения по управлению оружием при обороне. Стоит учитывать, что система вооружений корабля очень сложная. Это касается и системы ПВО ближнего и дальнего боя. Управление всей системой вручную очень сложно, поэтому особенно актуально использование системы БИУС», — рассказал Сочеванов.

По его словам, в определенной ситуации компьютер может самостоятельно определить вид цели и автоматически уничтожить ее из соответствующего оружия.

Технические характеристики

На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».

Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.

Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:

Наименование ТАКР «Адмирал Нахимов» Ракетный крейсер типа «Тикондерога» Крейсер французских ВМФ «Кольбер»
Длинна, м 251 172,8 180,5
Ширина, м 28,5 28,5 20,3
Осадка, м 9,1 9,7 6,5
Водоизмещение:
— стандартное
— полное, тонн
24300
26190

9800
9085
11100
Скорость хода:
— средняя
— максимальная, узлов
17
32

32

33
Мощность, л. с. 140000 80000 87000
Дальность похода, миль Без ограничений 6000 4000
Артиллерия 1 х 2 АК-130 2 х 1 АУ Mk 45 127-мм 2 х 1 100-мм Model68
Зенитное вооружение 6 ЗРАК «Кортик» 2 х 6 Phalanx CIWS 20-мм
2 х 1 Mark-38 25-мм
6 х 2 57-мм modele 1951
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 «Форт»
ПУ ЗРК «Оса-М»
ПКРП «Гарпун»
УВП «Томагавк»
1 х 2 ПУ ЗРК «Масурка»
Противолодочное вооружение 1 х 10 РБУ-12000
2 х 6 РБУ-1000
Авиационная поддержка 3 Ка-27 2 Bell AH-1Z Viper: 1 вертолет
Экипаж, человек 727 387 560

Вполне очевидно, что характеристики современного тяжелого и броненосного крейсера позапрошлого века «Адмирал Нахимов», не идут ни в какое сравнение. Однако в конце прошлого века, командование Северного флота ВМФ России, признало его технически устаревшим.

По срокам службы, он намного уступает предшественнику, его боевой путь оказался необычайно коротким, всего 9 лет. Ему так и не удалось выйти на заветное боевое дежурство на просторах Североатлантического стратегического сектора. Вместо этого, в 1997 г., после посещения и благословления патриарха, крейсер ушел в свой последний на сегодняшний день поход — в доки Северодвинского ремонтного завода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector